Как фауст путешествует во времени что он пытается сделать для людей

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

Язык оригинала: немецкий.

Основные переводы: Б. Л. Пастернака, А. А. Фета, В. Я. Брюсова.

Проблематика:

  • добро и зло, их противоборство в человеке;
  • познание, цель познания;
  • величие гуманистических идеалов и любви.

Смысл названия: трагедия названа по имени главного героя.

Литературное направление: творчество Гёте принято относить к так называемому веймарскому классицизму, в рамках которого люди изображались только как носители идеи. Однако в случае с Гёте это не совсем верно: Фауст описан глубже, он — человек (то есть в трагедии имеются черты романтизма и реализма).

Литературный жанр: трагедия.

Жанровые особенности: философская трагедия с лирическими и драматическими элементами.

Время и место действия: действие трагедии происходит в самых разных местах: небеса, кабинет Фауста, город, в котором Фауст живёт.

Действующие лица

  • Фауст — учёный, неравнодушный человек, которого тревожат вопросы бытия.
  • Мефистофель — Дьявол, падший ангел.
  • Гретхен (Маргарита) — возлюбленная Фауста.
  • Прекрасная Елена — та самая красавица, из-за которой случилась Троянская война.
  • Вагнер — сосед Фауста.

Краткое содержание

Историю о Фаусте предваряют три вступления.

Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им.

Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.

Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай.

Часть 1

Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером.

Люди кланяются знаменитому доктору Фаусту, но он не рад славе. По дороге за Фаустом увязывается чёрный пудель. Фауст забирает его с собой, и в кабинете пудель превращается в Мефистофеля.

Мефистофель предлагает Фаусту сделку: Дьявол будет исполнять все желания Фауста, пока учёный не восхитится мгновением и не захочет его остановить. После этого душа Фауста достаётся Мефистофелю.

Фауст соглашается: загробная жизнь ему безразлична. Доктор становится молодым, кутит и развлекается как хочет, в частности — соблазняет крестьянку Гретхен (Маргариту). Чтобы увидеться с Фаустом, девушка вынуждена поить свою старушку-мать снотворным. Однако история эта оканчивается печально: Валентин, брат Гретхен, хочет вступиться за честь сестры — и гибнет, мать Гретхен не выдерживает очередной дозы снотворного и тоже умирает. У Гретхен рождается внебрачный ребёнок, девочка, и Гретхен убивает этого ребёнка, за что её сажают в тюрьму.

Гретхен сходит с ума в тюремной камере. Фауст поражён её обликом, он хочет, чтобы девушка сбежала с ним. Но Гретхен видит Мефистофеля, узнаёт в нём Сатану и отказывается уходить из тюрьмы: она хочет принять наказание. Голос с небес свидетельствует, что раскаяние Гретхен принято.

Часть 2

Через некоторое время Фауст просит познакомить его с прекраснейшей из женщин — Еленой. У доктора начинается роман с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Сын Фауста и Елены устремляется в небеса, оставив сверкающий след. Елена от глубокого горя буквально тает, оставляя на руках Фауста лишь свою одежду.

Фауст снова стареет, слепнет. Жизнь его разочаровывает. То, что предлагает Мефистофель, неинтересно. Только одно дело занимает его мысли: Фауст хочет сделать плотину и на завоёванном участке построить город для людей. Эта мысль так восхищает доктора, что он выкрикивает запретные слова, прося время остановиться. Мефистофель торжествует. Однако прилетают ангелы и возносят душу Фауста в рай: он постиг истину, а значит, спас свою бессмертную душу.

Экранизация

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто такой Фауст?

Ответ. Знаменитый учёный, врач и философ, стремящийся познать жизнь.

Какая мысль привела Фауста в такой восторг, что он не смог удержаться и попросил время остановиться?

Ответ. Фауст испытал восхищение от желания помочь людям — построить для них город. Попытка остановить мгновение была для Фауста гибелью по условиям его договора с Мефистофелем. Но Фауст думал о людях, хотел им добра, и потому ангелы спасают его: сделка с Мефистофелем аннулирована.

Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно очень масштабное, великое и непостижимое произведение мировой литературы. Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения. Анализ “Фауста” может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – около 1773 –1831 гг.
История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте, автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.

Тема – смысл человеческого бытия.

Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.

Жанр – философская трагедия.

Направление – романтизм.

История создания

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. Историю немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в XVI веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.

Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его как человека, стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством, в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником. До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жажде правды, он верен делу, которое выбрал.

Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825–31 годами, уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Посмотрите, что еще у нас есть:

ПРОСТО ПРОЧИТАЙ МНЕ ЭТО, Я НЕ БУДУ ЗАПИСЫВАТЬ, ТАК КАК ПОМНЮ

Генрих Фауст– доктор, разочаровавшийся в жизни и науке ученый. Заключил сделку с Мефистофелем.

Мефистофель– злой дух, дьявол, поспорил с Господом на то, что сможет заполучить душу Фауста.

Гретхен (Маргарита) –возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из-за любви к Генриху случайно убила свою мать, а после, сойдя с ума, утопила свою дочь. Умерла в тюрьме.

Вагнер –ученик Фауста, создавший Гомункула.

Елена– древнегреческая героиня, возлюбленная Фауста, от которой у нее родился сын Эвфорион. Их брак – символ соединения античного и романтичного начал.

Эвфорион –сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтичного, байронического героя.

Марта– соседка Маргариты, вдова.

Валентин– солдат, брат Гретхен, которого убил Фауст.

Директор театра, Поэт

Гомункул

По форме это драма для чтения, по жанру философская поэма.

Нет прямого авторского слов, все отдано действующим лицам: монологи, диалоги, харовые партии. Имеет достаточно сложную, но вместе с тем прозрачную композицию. Начинается с двух прологов: 1. пролог в театре (для чего существует театр в частности, искусство в общем – директор: зрители платят за билеты, акте: слова, известность, удовлетворение тщеславия, ответ автора-Гете: искусство существует, чтобы открывать людям неиспытанный, неизвестный способ самовыражения творческой личности, способ познания). 2. пролог на небесах, служит введением, которое толкает к завязке. Перед Богом предстает посланец ада Мефистофель, он заявляет, что Бог сделал ошибку, создав людей, что они злы, коварны и от них нужно избавиться. Между Богом и Мефистофелем возникает спор, результатом которого становится эксперимент. Заключают договор: испытать людей, в качестве подопытного выбирают старого ученого Фауста. Если Мефистофель докажет, что человек ничтожен, коварен, то Бог уничтожит человечество. За прологом следует 1 часть (личная жизнь человека), 2 часть (человек и общество) и эпилог.

1 часть: деление идет на эпизоды и сцены. Начало – кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего не знал. Фауст одержим идеей познания, он близок к смерти, он должен признать, что жизнь его прожита зря. Из-за этого страха он обращается к духам стихий, они являются, но ответа на его вопросы никто не может дать. Ему становится страшнее и невыносимее. Под влиянием страха Фауст выходит из кабинета. У него нет ничего общего с людьми, которые живут рядом с ним. Гете рисует весну, праздник, а до Фауста никому нет дела. Тут ему приходит воспоминание из отрочества. Отец Фауста был врачом, а когда сыну было 14 лет, началась страшная эпидемия. Старший Фауст пытался спасти людей, выписывал лекарства, но от них людей гибнет еще больше. Его вмешательство не только бесполезно, но и гибельно. После этого Фауст-сын уходит в затворничество.

Вся амплитуда человеческой жизни упирается в смертность человека.

Его ученик, Вагнер, мыслит, что наука должна давать практическое решение задач, что она должна быть полезна и он создает искусственного человека. Сравнение с могущественным Богом – природой, человек как показывает Гете, сотворенный Богом, несовершенен (он умирает, страдает, сомневается), а может, быть человек, созданный человеком, будет совершенен?

Вагнеру удается создать искусственного человека, вырастил в колбе, там маленький человечек, но взрослый. Он пытается освободиться, выбирается, но оказывается нежизнеспособным.

Спор за Фауста все время идет по тонкой грани, на лезвии ножа, и существование человечества находиться на этой грани и нужно держать равновесие. НО зло оказывается не только не всемогущим, в нем самом есть противоречие (в образе Мефистофеля) он говорит о себе как о части той силы, которое ищет и желает зла, но способствует сотворению добра.

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы, пройдя дьявольские испытания, сохранить душу невредимой и чистой.

Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья, то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

Фауст

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Итак, декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад, её режиссёры — Бог и дьявол, а их ассистенты — многочисленные духи и ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противоборстве. Как притягателен в своём насмешливом всесилии главный искуситель — в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге, отчего он слегка хромает! Но и спутник его, Фауст, под стать — теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью.

Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит её заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился её соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему наконец усыпить стражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив на коней, двое заговорщиков несутся назад в город. Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.

Последнее свидание Фауста и Маргариты — одна из самых трагических и проникновенных страниц мировой поэзии.

Душа Фауста спасена, а значит, его жизнь в конечном счёте оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душой Гретхен, которая становится его проводником в ином мире.

Композиция

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Композиция трагедии нарушает классицистический канон трех единств. Гете использовал в ней свой любимый принцип свободной композиции, когда произведение напоминает цепь самостоятельных, запертых в себе элементов. Трагедия начинается тремя прологами. Первая ее часть состоит из 25 сцен, вторая имеет более четкую внешнюю структуру — состоит из пяти действий. Время, на протяжении которого происходят события трагедии,- 3000 лет, от Троянской войны до XVI столетия. И вдобавок первая часть имеет много черт современной автору жизни, а во втором событии разворачиваются на большем пространстве на протяжении нескольких столетий. О жизни главного героя рассказывается в двух временных планах — ретроспективно и в настоящем времени. Бытовые сцены объединяются с фантастическими и историческими, а эпохи свободно заменяют друг друга.

Используя известный фабульный материал, Гете создал оригинальную трагедию, где был намерен дать ответ на самые сложные вопросы: в чем смысл человеческой жизни и какая естественная сущность человека. Для воплощения своего грандиозного замысла поэт объединяет в образах произведения индивидуальное и символическое, использует аллегории, поэтому глубокое идейное содержание трагедии не постигается на уровне внешних событий.

Ключом к восприятию произведения могут стать приведенные ниже объяснения относительно символических и аллегорических образов трагедии:

Главные герои

Второстепенные персонажи

  • Вагнер – ученик Фауста.
  • Елена – древнегреческая богиня. От связи с Фаустом у нее рождается сын.
  • Валентин – родной брат Маргариты, убитый ученым.
  • Эвфорион – сын Елены и Фауста.

Посвящение

Пролог в театре

Темой оживленного спора между Директором театра, Поэтом и Комическим актером стала проблема художественного творчества, значение искусства в обществе.

Пролог на небесах

Мефистофель, явившись к Богу, заключает с ним пари. Он уверен, что сможет переманить Фауста на свою сторону, подвергнув его искушениям перед которыми он не сможет устоять.

Сцена 1

В старинной комнате сидит Фауст с книгой в руках. Сон не идет. Ученый размышляет о своем предназначении в жизни. Столько лет отдано науке, столько трудов вложено, но удовлетворения нет, как ощущал себя глупцом, так и ощущает. Решил он обратиться за помощью к духам, чтобы познать всю мира внутреннюю связь. На одной из страниц, Фауст видит знак Духа Земли. Он кажется ему родным и близким. Захлопнув книгу, он произносит заклинание. Мистический сеанс прервал стук в дверь. На пороге появляется ученик Фауста, Вагнер. Его пламенные речи и уверенность в том, что человек дорос до того, чтобы познать тайны мироздания, раздражают Фауста. После ухода несносного школяра, Фауст вновь погружается в состояние безысходности и глубокого отчаяния. Жизнь бессмысленна. Он принимает решение выпить яд, но раздавшийся колокольный звон и пасхальное хоровое пение, заставляют отложить намеченное самоубийство.

У городских ворот

Сцена 2

Наутро Фауст и Вагнер присоединились к гуляющей толпе, празднующей Христа воскресенье. Народ узнавал Фауста. Они уважали доктора и преклонялись перед ним. Люди помнили добро. Многих его покойный отец исцелил от тяжелых болезней. Хвалебные речи не растрогали его. Он знал, что отец не святой. В своих научных экспериментах не одну жизнь загубил. Неожиданно в поле зрения появляется черный пудель. Фауст чувствует, что пес не просто так появился. Он забирает собаку домой.

Кабинет Фауста

Сцена 3

Кабинет Фауста

Сцена 4

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Сцена 5

Фауст с дьяволом присоединяются к буйной ватаге подвыпивших ребят. Местное вино дьявол не оценил. Он предлагает отведать своего, предупредив, что проливать его опасно. Один из мужчин пьет неосторожно. Капли вина падают, превращаясь в огонь. До мужчин дошло, что здесь без колдовства не обошлось Они бросаются с ножами на Мефистофеля. Дьявол насылает проклятье на них, а сам, воспользовавшись их беспомощным состоянием, исчезает.

Кухня ведьмы

Сцена 6

Фауст и Мефистофель попадают на кухню ведьмы. В котле варится жуткое варево. Фауст грустит. Ему бы лет тридцать с плеч долой. Сатана советует заняться трудом. Пахать с утра до ночи, сеять, удобрять поле. Прекрасный способ помолодеть без колдовства. Фауст не соглашается. Не привык он к тяжелому труду. Тогда только ведьма может помочь. Старуха по просьбе сатаны готовит омолаживающий отвар. Фауст выпивает стакан зелья, обернувшись молодым, полным сил и желания.

Улица

Сцена 7

Фауст очарован проходившей мимо Маргаритой. Девушка приветствие проигнорировала, предпочтя сбежать от назойливого ухажера. Ученый обращается за помощью к Мефистофелю. Дьявол объясняет, что он не властен над незнакомкой. Она еще ребенок, невинна и чиста как ангел. Ученого такой ответ не устраивает. Он ставит условие, либо дьявол его сведет с юной прелестницей, либо они в полночь расстаются.

Вечер

Сцена 8

Все думы Маргариты о мужчине, с которым она столкнулась случайно на улице. Она выходит из комнаты. Мефистофель и Фауст, проникают внутрь, пользуясь ее отсутствием. Дьявол предлагает подкупить прелестное дитя. Они оставляют в шкафу ларчик с драгоценностями. Расчет оказался верен. Маргарита была в восторге, когда вешая платье в шкаф, увидела шкатулку, намеренно оставленную для нее.

Гулянье

Сцена 9

Мать Маргариты сразу поняла, что подарки от нечистого. Поп по приглашению женщины догадки подтвердил, а сам прибрал к рукам драгоценности, обворовав Маргариту. Фауст просит дьявола сделать ей другой подарок, лучше предыдущего.

Дом соседки

Сцена 10

Маргарита идет к соседке, хвастаться обновками. Подарок лучше прежнего. Наряды само загляденье. Марта советует не показывать матери наряды, как в прошлый раз. Иначе, вновь снесет на покаяние. Внезапно появившийся гость на пороге, оказался Мефистофелем. Он принес печальную для Марты весть о кончине ее мужа. Марта не верит словам дьявола. Женщина просит свидетельство его слов. Мефистофель обещает выполнить ее просьбу и просит Маргариту дождаться его. Он вскоре вернется с другом к которому стоит присмотреться повнимательнее.

Улица

Сцена 11

Дьявол и Фауст собираются к Марте в сад. С пустыми руками не придешь. Необходимо добыть обещанное свидетельство о смерти ее супруга. Мефистофель предлагает просто подмахнуть справку и все дела. Не впервой обманывать людей.

Сцена 12

В саду прогуливаются две пары. Маргарита с Фаустом, Марта с Мефистофелем. Маргарите неловко, что Фауст целует ей руку. Она оправдывается за грубую кожу. Мать приучила ее к порядку. Вся черная работа на ней. Отец умер, брат ушел служить в армию. Сестренка, вынянченная у нее на руках, тоже умерла. Маргарита, увидев астру, срывает ее, начиная ощипывать лепестки. Последний лепесток открыл ей правду на чувства Фауста. Любит, конечно же любит! Как подтверждение сделанного ею открытия, она слышит признание в любви.

Беседка

Сцена 13

Настало время прощаться. Маргарита запрещает Фаусту себя провожать, зная суровый нрав маменьки. Мужчины уходят. Маргарита в недоумении, что в ней мог найти такой умный мужчина.

Лес и пещера

Сцена 14

Фауст уединился в лесах и горах. Он пребывает в раздумьях. То тушит страсть в душе, то вновь разогревает. Мефистофель сообщает ему, что Маргарита печальна и мрачна. Влюбленная и несчастная. Давно не видела она любимого. Забыл он о ней. Дьявол подбивает Фауста на грех, советуя не упускать случай, когда птичка добровольно готова попасть в силки ей уготованные.

Комната Гретхен

Сцена 15

Гретхен думает, что больше не увидит Фауста. Душа рвется на части, сердце разбито. Все мысли о нем. Прильнуть к нему, растворившись в объятиях. Забыть обо всем на свете, млеть, целовать, умереть от счастья.

Сад Марты

Сцена 16

Прогуливаясь по саду с Фаустом, Маргарита признается, что на дух не переносит Мефистофеля. В его присутствии ей становится не по себе. Гадкое лицо наводит ужас. Она молиться не может, когда он находится рядом. Мужчина успокаивает ее и просит не волноваться зря. Подобным чудакам тоже жить на свете нужно. Маргарита собирается уходить. Генрих настаивает на встрече. Девушка объясняет, что мать слишком чутко спит и если застанет их вдвоем, то ей не поздоровится. Фауст дает пузырек со снотворным. Он поможет усыпить бдительную матушку, дав им возможность без ограничений насладиться обществом друг друга.

У колодца

Сцена 17

Гретхен и Лизхен встретились у колодца. Подруга рассказывает Маргарите о Варваре, не устоявшей перед плотской страстью. Согрешив, она обрекла себя на вечный позор и осуждение. Жених сбежал, а ей теперь расхлебывай. Маргарита, идя домой, рассуждает про себя. Она раньше тоже осуждала греховную связь, браня подобные поступки строже всех. Теперь сама грешна. От этой мысли тепло и сладостно.

У городской стены

Сцена 18

Маргарита ставит свежие цветы в нишу перед статуей. Девушка молится перед ликом святой матери, призывая защитить ее от беды и уберечь от несчастий.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Сцена 19

Брат Гретхен, Валентин, случайно заметил как в дом сестры крадутся двое. Это невозможно. Он всегда считал, что ни одна девушка в округе не годится в подметки его сестре. Он должен отстоять честь Маргариты. Дьявол подначивает Фауста взять шпагу и заколоть того, кто может помешать сегодняшнему плану. Валентин проигрывает в дуэли с чертовскою силою. Понимая, что совершили убийство, Фауст с Мефистофелем торопятся скрыться с места преступления. Умирая, юноша упрекает сестру в том, что она позабыла про честь свою, поразив его в самое сердце.

Собор

Сцена 20

Гретхен, придя в собор помолиться, слышит за спиной шепот Злого Духа, обвиняющего ее в содеянном. На ее совести смерть брата, мать, усыпленная для долгих мук. Неужели ей этого мало? Маргарите стало душно. Ей хочется сбежать из храма. Звуки органа мешают дышать. Арки, своды теснят грудь.

Вальпургиева ночь

Сцена 21

Ведьмы торопятся на шабаш. Вальпургиева ночь обещает быть жаркой. Фауст еле успевает за Мефистофелем. Давка, толкотня. На Брокене среди присутствующих Фауст замечает облик девы бледной, схожей с чертами его любимой. Рассматривая прелестные черты, он замечает на шее девушки кровавый след. Нехорошие предчувствия охватили его.

Золотая свадьба Оберона и Титании.

Сцена 22

Веселье идет полным ходом. Компания собралась весьма разношерстная, но свадьбу этот факт ничуть не испортил.

Пасмурный день. Поле

Сцена 23

Фауст винит во всем Мефистофеля. Как он посмел скрыть правду. Пока они веселились на горе, Гретхен страдала. Она заточена в темнице, осужденная всеми, людьми и верховными богами. Фауст просит дьявола освободить девушку из заточения.

Ночь. Открытое поле

Сцена 24

Мчась на вороных конях, Фауст и Мефистофель обращают внимание, как ведьмы, слетевшиеся у плахи совершают какой-то обряд.

Тюрьма

Сцена 25

Действие первое

Живописная местность

Фауст очнулся на цветущем лугу. Над ним поет хор эльфов. Доктору кажется, что он попал в рай, настолько чудный вид вокруг.

Императорский дворец

Свита императора замечает у трона нового шута. Это переодетый Мефистофель. Начало Государственного совета. На повестке дня насущные проблемы в империи. Казна опустела. Страна в упадке.

Дьявол предлагает черпать богатство в недрах земли. Ему не дают договорить до конца. Прерывают речь, обвиняя в безбожестве. Мефистофель подговаривает астролога принять его сторону и убедить всех в правильности вышесказанного. Не каждому дано отыскать клад. Лишь мудрец способен на это.

Сад для гулянья

Дьявол проворачивает аферу, пуская в оборот ценные бумаги под залог находящихся в недрах земли драгоценных металлов. Люди поверили аферисту на слово, вкладывая деньги под пустые обещания. Фауст становится тем мудрецом, кто должен отыскать клад.

Темная галерея

Фауст в роли кудесника. Он дает обещание императору показать Париса и Елену, древнегреческих античных героев, но без помощи дьявола здесь не обойтись. Мефистофель дает доктору ключ при помощи которого можно проникнуть в античный мир.

Рыцарский зал

При виде Елены в зале оживились. Дамы принялись обсуждать достоинства и недостатки. Мужчины, наоборот, восхищаться красотой. Фауст не стал исключением. Во время сцены похищения Елены Парисом, ученый пытается задержать красавицу, но бесполезно. Духи исчезают.

Действие второе

Прежний кабинет Фауста

В кабинете все по-прежнему. Дьявол застает Фауста, лежащим без движения. Любовная тоска вновь его сразила. В комнату входит Фамулус, студент. Он рассказывает Мефистофелю о Вагнере, ученике Фауста. Теперь это великий ученый и сейчас он находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

При встрече с Мефистофелем, Вагнер сообщает о желании создать сразу взрослого человека. Свое детище он называет Гомункул. Гомункул советует дьяволу прихватить с собой Фауста на праздник Вальпургиевой ночи.

Классическая Вальпургиева ночь

Действие третье

Перед дворцом Менелая в Спарте

Участь Елены незавидна. Муж решил преподнести ее в качестве жертвоприношения богам. Благодаря ключнице Форкиаде, Елене удается сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елена попадает к Фаусту. Он сообщает любимой, что все в замке принадлежит ей. Менелай, желая отомстить, направляет войска на замок. Фауст в ответ посылает свои. Пока идет сражение они с Еленой прячутся в подземном мире. Вскоре у них рождается ребенок с необычными способностями. Мальчика назвали Эвфорион. Как ни пытался уберечь его Фауст от опасностей, недоглядел. Взобравшись на скалу, Эвфорион прыгает с нее, разбиваясь насмерть. Елена не смогла перенести смерть сына. Тело женщины растворяется в воздухе, оставляя на память в руках Фауста лишь платье.

Действие четвертое

Горная местность

Фауст на облаке подплыл к скале. К нему присоединился Мефистофель. Ученый делится с дьяволом желанием построить на море плотину и отвоевать кусок земли. Ему снова необходима его помощь. Беседу прервали звуки войны. Император в беде. Обман с ценными бумагами раскрыт. Люди требуют смену власти. Дьявол советует ученому помочь его величеству, а в качестве награды за оказанную помощь император обязательно дарует берег моря.

Действие пятое

Открытая местность

Бавкида рассказывает страннику дивные вещи. Новый князь умудрился соорудить новые владения за одну ночь. Человеку такое не под силу, а вот нечистому запросто. Теперь он хочет выселить их с берега, но они не соглашаются, желая умереть там, где жили всю жизнь.

Дворец

Фауст совсем старик. Он недоволен, что пожилая пара не хочет покидать своего места, мешая осуществлению его планов. Он обращается за помощью к Мефистофелю, чтобы он убрал их как можно быстрее.

Глубокая ночь

Пожар спалил хату стариков, часовня обвалилась, липовая роща выгорела. Фауст наблюдал с балкона за искрами пламени. Он надеялся, что старики живы и он сможет попросить прощения за принудительное выселение. Дьявол сообщает, что старики умерли от страха. Гость убит за оказанное сопротивление. Фауст проклинает черта. Он не хотел такого исхода.

Полночь

К Фаусту явились четыре сестры: Грех, Забота, Нужда, Порок. Проникнуть в комнату к ученому удалось только Заботе. У них состоялся занимательный разговор. Фауст убежден, что толк есть исключительно в деле, а не слове. Забота с ним не согласна. Ученый прогоняет ее. Собеседница в отместку делает его слепым, проклиная за то, что не признал ее власти над собой.

Большой двор перед дворцом

Положение в гроб

Мефистофель возле гроба ждет, когда дух Фауста покинет тело. Тогда он сможет предоставить духу их договор, скрепленный кровью. Черт потирал руки в сладостном предвкушении, представляя какие муки уготованы в аду ученому. Пока мечтал, зазевался и проворонил ангелов, оттолкнувших бесов от могилы. Они опередили чертей, забрав душу Фауста вместо ада на небо.


Иоганн Георг Фауст — полулегендарная личность, один из самых известных персонажей эпохи Ренессанса, великий учёный и чародей, заключивший сделку с самим дьяволом. Фауст, как упоминают различные источники, родился в 1466 или в 1480 г. в одном из городов Германии. Он получил докторскую степень в местном университете и работал учителем, но был вынужден покинуть родной город из-за конфронтации с остальным населением. С тех пор он скитался по Германии, зарабатывая на жизнь ремеслом бродячего фокусника и врача, пока не скончался в 1540 или 1548 г. на территории современного Баден-Вюртемберга. При жизни церковь заклеймила доктора мерзким чернокнижником за то, что он заключил договор с Сатаной, и ему даже несколько раз отказывали в праве пройти в тот или иной город.

В список вероятных прототипов Фауста записывают Иоганна Фуста (около 1400—1466), одного из первых промышленников, наладившего книгопечатание и обвинённого парижанами в том, что чёрт помогал ему клепать копии Библии; Симона Волхва, самаритянина-чародея, пытавшегося купить у Петра и Иоанна способность творить чудеса; и жившего в VI в. Феофила Аданского, связавшегося с Нечистым ради церковной карьеры. Ещё один кандидат — папа римский и математик Сильвестр II. Он многое почерпнул в арабских странах (благо Пиренейский полуостров был ещё чуть более чем наполовину мавританским и ездить было недалече) и потому заслужил репутацию чернокнижника.

После предполагаемой смерти доктора его жизнь обросла ворохом легенд и слухов. О Фаусте начали писать книги, ставить обычные и кукольные спектакли. В большинстве вариантов легенды Фауст, пресытившись всем земным, призывает дьявола, но вместо лично Люцифера является его приспешник, бес Мефистофель [1] . Он предлагает доктору сделку, по условиям которой Мефистофель выполняет любой его приказ, но когда срок контракта истечёт, Фауст отправится в ад и станет вечным рабом Сатаны. Фауст соглашается и вместе с Мефистофелем ищет себе приключений на пятую точку по всем уголкам Германии и остальной Европы. Когда же срок подходит к концу, демон уносит мага в преисподнюю.

Все книги, в особенности написанная Кристофером Марло, утверждали, что магия — это плохо, потому что подчёркнуто: исходит от сатаны. В народной версии легенды сам Фауст знает, как манипулировать стихиями/путешествовать во времени и пространстве/создавать иллюзии/делать гомункулов/прочее, а Мефистофель для него — завхоз, достающий дорогие компоненты для заклинаний.

Содержание

В книге два пролога.

В первом директор театра спорит с комиком и пишущим пьесы поэтом по поводу грядущего представления. Прагматичный директор уверяет, что публика — дура, которая посещает зал, чтобы поржать, спустить пар, покрасоваться, и нечего рассказывать ей про высокие материи. Поэт оскорблён, считая подобное творчество низким для своего таланта, а комик поддерживает директора, убеждая поэта, что зрителю необходима перчинка и будоражащие кровь события, а не размышления о вечном. В конечном итоге поэт сдаётся, и директор отдаёт приказ о начале подготовки [2] .

Второй пролог начинается в раю. Архангелы Михаил, Рафаил и Гавриил возносят хвалу Господу и радуются всему светлому, что есть во Вселенной, как тут появляется Мефистофель. Он пытается доказать Богу, что на Земле творится мрак и безысходность, и что человек, несмотря на дарованный ему разум, самая худшая тварь среди всех тварей земных. Тогда Бог говорит Мефистофелю о докторе Фаусте — учёном и маге, которому чуждо всё мирское и обыденное, ибо он стремится найти истину. Всевышний и демон заключают пари — Мефистофель должен явится к Фаусту, заключить с ним сделку и искушать. Если у него получится, то душа доктора будет принадлежать ему [3] .

Пьеса начинается с монолога Фауста. Он всю жизнь искал знаний, стремясь сделать жизнь людей лучше, но на старости лет впал в депрессию — свои труды он считает бесплодными и несущественными, и даже вызов духа земли не приносит желаемого удовлетворения. Фауста навещает его ученик Вагнер, полная противоположность старого доктора — он тщеславен, приземлён и не интересуется духовными ценностями, довольствуясь знаниями из книг. Когда он уходит, отчаявшийся Фауст собирается выпить яд, но передумывает, когда слышит звон церковных колоколов, возвещающих о начале Пасхи и пробуждающих в старике счастливые юношеские воспоминания.


Фауст и Вагнер гуляют по городу, наблюдая всеобщую радость, пока не встречают чёрного пуделя. Вагнер находит его подозрительным и жутким, но Фауст только отмахивается и позволяет собачке следовать за ними. Вернувшись в родную каморку, доктор принимается за перевод Евангелия от Иоанна, и тут пса корёжит от слов из Священного писания, и он превращается в адскую гончую. Не сумев успокоить его магией, Фауст хватается за крест, и тогда Мефистофель наконец-то приобретает человеческий облик. Он убеждает Фауста заключить договор, подписав его собственной кровью, которая есть совсем особый сок, и Фауст, после долгих раздумий и терзаний, таки соглашается. По условиям контракта, если Нечистый сможет помочь Фаусту познать ни с чем несравнимую эйфорию и счастье, его душа навеки достанется Мефистофелю.

Мефистофель и Фауст являются в дом ведьмы и просят, чтобы та сварила для последнего зелье омоложения. Колдунья отсутствует, и в доме хозяйничают мартышки. Пока они паясничали перед нежданными гостями, варево сбежало — старуха это почувствовала, сразу же вернулась и чуть не набросилась на чужаков, не признав в одном из них Князя Тьмы. Хотя ведьмины ритуалы вызывают у Фауста только брезгливость, они действительно срабатывают — доктор оборачивается красным молодцем и видит в магическом зеркале образ внеземной красавицы. Охваченный внезапным желанием, он решает прогуляться, а Мефистофель торжествует, считая, что Фауст влюбится без памяти в первую же встреченную бабу.

Спустя некоторое время Маргарита понимает, что беременна от Фауста, и это приводит её в настоящий ужас. Она молится у статуи Богородицы, прося помощи, а её брат, солдат Валентин, вызывает Фауста на дуэль. При помощи демона Фауст побеждает и убивает вояку, но вынужден бежать, а Валентин перед смертью проклинает сестру. Затем Гретхен посещает церковь, где её мучает Злой дух, угрожая Страшным судом, и несчастная девушка теряет сознание. После этого повествование прерывается описанием празднества эльфов, фей и других магических созданий, отмечающих свадьбу Оберона и Титании, и к основному сюжету эта сцена почти не имеет какого-либо отношения.

Чуть позже, в Вальпургиеву ночь Мефистофель приводит Фауста на колдовской шабаш, чтобы тот при помощи плотских утех забыл свой неудачный роман с Маргаритой. Не срабатывает — более того, Фауст узнаёт, что Маргарита утопила своего ребёнка от него. Также её обвиняют в отравлении собственной матери — ведь зелье Мефистофеля оказалось ядовитым. Теперь она ожидает в тюрьме обезглавливания. Фауст спорит с демоном, обвиняя его в преступлении, а тот парирует, что это как бы не он, а Фауст затащил бедняжку в постель. В итоге Мефистофель всё же соглашается помочь освободить её [5] .

Бес похищает ключ и усыпляет стражу, Фауст бросается к Маргарите, но та сломлена духом и сперва даже не узнаёт спасителя. Она отказывается идти с доктором, а увидев Мефистофеля, в ужасе просит небеса забрать её душу. Так и происходит — Гретхен умирает, глас свыше утверждает, что она помилована, а Фауст и Мефистофель вынуждены удирать.

Второй эпизод разделён на пять актов и, в отличие от первой части, буквально пестрит аллюзиями, мистическими элементами и откровенной волшбой. Как правило, в школах его не проходят, отчего вторая часть гораздо менее известна, чем первая.

Как и всеядец ростовщик-еврей И главный королевский казначей

Первый акт начинается с того, что усталый и измученный Фауст отдыхает на цветочной поляне, а вокруг него водят хоровод мелкие духи во главе с фейри Ариэлем. Тем временем Мефистофель по желанию Фауста подвизается при дворе императора Священной Римской империи — воспользовавшись тем, что шут (не без его помощи) опять напился вусмерть, он занимает его место. Император проводит совещание и думает, как разрешить финансовый кризис, и Мефистофель предлагает ему использовать бумажные деньги вместо золота. Разрешив проблему с деньгами, императорский двор организует пышный костюмированный карнавал, где Фауст и Мефистофель устраивают волшебное (во всех смыслах) представление, приведя окружающих в восторг.

На следующий день главных героев призывает к себе государь — он очень доволен новой валютой Мефистофеля и прошедшим праздником, но теперь он хочет, чтобы Фауст показал ему идеал мужской и женской красоты — троянского царевича Париса и похищенную им Елену. Проблема в том, что их души заперты там, где даже у Мефистофеля нет власти. Но Фауст всё же справляется с задачей, и женская часть двора в восторге от красивого, как бог, Париса, а мужская пускает слюни на столь же прекрасную Елену. Фауст, к сожалению, тоже — когда Парис совершает своё знаменитое похищение, от теряет от ревности контроль, из-за чего иллюзия разрушается, и Мефистофель вынужден удирать с влюблённым дураком на плечах.

Второй акт начинается в старом кабинете Фауста. Пока тот отлёживается, Мефистофель вновь занимает его место и разговаривает с тем же самым парнем, который ранее приходил к Фаусту, учась на первом курсе. Теперь он бакалавр, отчего заимел космическое ЧСВ и наглость, достойную героев еврейских анекдотов. Спровадив юнца, Мефистофель посещает Вагнера, который создал искусственного человека — гомункула, с рождения умеющего думать, говорить и обладающего магией. Он проводит Фауста и Мефистофеля к изначальной Вальпургиевой ночи, где собрались чудовища и боги древнегреческих мифов. Там Фауст, в попытках разыскать Елену, катается на спине Хирона и под надзором духа Манто, дочери Эскулапа, проходит в Аид. Мефистофель тем временем разговаривает со старухами-граями и принимает облик одной из них, а Гомункул под руководством Протея превращается в человека, но погибает, когда разбивается его стеклянная капсула.

В четвёртом акте Фауст переносится из Аркадии в германскую глушь. Стоя на вершине горы и наблюдая за облаками, он вспоминает Маргариту и Елену, а Мефистофель говорит ему, что земная твердь обязана своим происхождением демонам. Когда Бог заточил их в подземной темнице, они в попытках освободиться раздували пламя, которое вырывалось наружу, изменяя облик планеты. Фауст загорается новой идеей — стать владыкой собственной земли.

У нас в войсках иной разбор. Солдат не вор, не мародёр.

Тут-то выясняется, что между германским императором из первого акта и государем другой державы разразилась война, а немецкое войско очень кстати расположилось в долине под горой, на которой стояли Фауст с Мефистофелем. Демон вызывает Трёх могучих людей — расфуфыренного юнца с лёгким оружием, прилично одетого мужчину со средним вооружением и старика в простой одежде и тяжелым оружием. Трио помогает германскому императору одержать победу, но в процессе крадёт часть добычи. Довольный государь жалует Фаусту участок земли на берегу моря.

Действие пятого акта разворачивается через много лет. Фауст стал в могущественным феодалом, но постарел и ожесточился. Увидев хижину старых крестьян и часовенку, он приказывает Мефистофелю убрать их с его земли, и демон, выполняя повеление, убивает старую крестьянку. Ночью замок Фауста посещают четыре женщины — трое из них, олицетворяющие пороки, не находят себе места и уходят, но четвёртая, воплощающая Заботу, проникает вовнутрь и ослепляет Фауста. Поняв, каким он был козлом, он загорается идеей стать благодетелем для своих подданных — и испытывает ту самую внеземную эйфорию, которую упоминал, заключая сделку с Мефистофелем.

Доктор умирает на месте, и демон уже готов забрать его душу, как с небес спускаются ангелы и уносят дух Фауста на небеса, оставив Мефистофеля бесноваться от ярости. Пьеса заканчивается вознесением Фауста в Рай, где он присоединяется к хору ангелов и праведников.

Роман Гёте стал кодификатором и популяризатором следующих тропов:

Алхимии тех дней забытый столп, Он запирался с верными в чулане И с ними там перегонял из колб Соединенья всевозможной дряни.

В нём осаждался радужный налёт. Людей лечили этой амальгамой, Не проверяя, вылечился ль тот, Кто обращался к нашему бальзаму.

Едва ли кто при этом выживал. Так мой отец своим мудрёным зельем Со мной средь этих гор и по ущельям Самой чумы похлеще бушевал.

И каково мне слушать их хваленья, Когда и я виной их умерщвленья, И сам отраву тысячам давал

О, как завиден жребий благодатный Того, кто после пляски знойной Находит смерть в объятьях девы стройной!

Жил-был король когда-то, при нём блоха жила. Милей родного брата она ему была.

Теперь пора убраться нам приспела: Тут будет шум и крик наверняка. Хоть мне возня с полицией легка, Но уголовный суд — иное дело!

  • Не знает экономики — Мефистофель вводит в Империи бумажное денежное обращение, при этом ценность новых денег обеспечивается некими гипотетическими кладами, которые будут якобы очень скоро найдены. Разумеется, учитывая наступившие вскоре после кратковременного подъёма последствия, сабжем является не автор и не демон, а император.
  • Окозлиться — Фауст. В начале пьесы — добродушный старик, искренне желающий делать добро людям. В конце превратился в жестокосердного аристократа, которому ничего не стоит приказать снести жилье стареньких крестьян. К счастью, исправился.
    • Студент, который принял Мефистофеля за Фауста в первой части, во второй превратился в высокомерного бакалавра, смотрящего на всех остальных (особенно на стариков), как на гуано.

    Фауст: Ступай. В твоем распоряженье Окно, и дверь, и дымоход.

    Мефистофель: Я в некотором затрудненье. Мне выйти в сени не даёт Фигура под дверною рамой.

    Фауст: Ты испугался пентаграммы? Каким же образом тогда Вошёл ты чрез порог сюда? Как оплошал такой пройдоха?

    Мефистофель: Всмотритесь. Этот знак начертан плохо. Наружный угол вытянут в длину И оставляет ход, загнувшись с края.

    Прости господь, мой муженёк Женою бедной пренебрег! Соломенной вдовою вяну, А сам уплыл за океаны.

    Фауст (танцуя с молодою) Я видел яблоню во сне. На ветке полюбились мне Два спелых яблока в соку. Я влез за ними по суку. Красавица Вам Ева-мать внушила страсть Рвать яблоки в садах и красть. По эту сторону плетня Есть яблоки и у меня.

    • Элементаль — Фауст взывает к элементалям четырёх стихий. Причём элементаль земли, в оригинале бывший гномом, в русском переводе превратился в домового.
    • Язычество — это круто! — Гёте, как и многие образованные европейцы, любил античную культуру и в своей поэме описывал героев элладских легенд с заметной симпатией. В отличие от Данте, у него древнегреческие божества не демоны, а скорее нейтральные сущности.

    По левую начальник докторов, Великий Фауст, муж отличных правил (Распространять сужденья дураков Он средство нам превечное доставил).

    • Shaman King — Иоганн Георг Фауст VIII, шаман-герр доктор-некромант. Потомок того самого доктора Фауста, который якобы Мефистофелю душу продал.
    • Blue Exorcist: Мефисто Фель, он же Самаэль — один из демонических королей, сын Сатаны (причём старейший после Люцифера) и повелитель времени. По совместительству — директор академии Истинного Креста, готовящей экзорцистов для борьбы с исчадиями ада. В аниме даже присутствует неканоничная сцена-флэшбек, где Мефисто заключает с Фаустом договор.


    Та самая страница с лаконичным отзывом Сталина. Справа уже Ворошилов многословно написал, что он с вождём во всём согласен, что по Гёте, что по Горькому.

    Немецкая литература 19 века занимает одно из самых значимых мест в мировой культуре. Немецкие прозаики и поэты внесли огромный вклад в западноевропейскую литературу, прославив немцев на весь мир, как народ мечтателей и творцов.

    История создания

    Жанр и направление

    В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

    Суть: о чем пьеса?

    Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.

    Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.

    Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.

    Главные герои и их характеристика

    ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

    Проблемы

    • Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
    • Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
    • Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
    • Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
    • Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
    • Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.

    Основная идея

    Главная мысль Гете — стремление показать умным и достойным людям единственно правильный путь: не нужно копить знания и беречь их от посторонних глаз, ведь человек не вечен, и его труды пойдут прахом после смерти. Чтобы избежать этого, нужно применить свою мудрость в деле и внести свой вклад в становление мира.

    Чему учит пьеса?

    Единственное достойное применение знаний — дело, которое улучшит то, что уже создано до нас. Только так человек может сравняться с Богом: он тоже создаст нечто свое.

    Автор: Михаил Щепин

    Автор: Самый Зелёный · Published 12.02.2020 · Last modified 15.01.2021

    Автор: Самый Зелёный · Published 21.12.2019

    Автор: Самый Зелёный · Published 20.07.2020

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Последнее

    Архивы

    Литрекон © 2022. Все права защищены.

    ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

    ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

    ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

    ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

    Читайте также: