Хнефатафл сделать своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 17.09.2024

Хнефатафл - игра викингов.


Могу я в Тафл играть
Девять умений я знаю
Забываю нечасто руны
Ведаю книги и счет
Умею скользить я на лыжах
Гребу и стреляю неплохо
Из искусств мне ведомы оба:
На арфе игра и поэзии слово.

Ярл Рогниальдр Кали

Эта игра была известна на севере Европы задолго до появления там шахмат. Во время расцвета эры викингов, воины упражняли свой ум, играя долгими зимними вечерами в эту игру. В Скандинавии эта игра была известна уже в III веке н.э. Впоследствии викинги завезли ее в Гренландию, Исландию, Уэлльс, Британию, и дальний восток, вплоть до Украины. Саксонцы имели свой собственный, немного отличный от германского тафл, и, похоже, это была единственная известная им игра до шахмат.

Хнефатафл и другие подобные игры игрались на досках с нечетным количеством клеток размером от 7х7 до 19х19. Обычно деревянные, доски часто имели отверстия в центре каждой клетки, куда вставлялись фишки со штырем, для удобства хранения и перевозки. Часто доски имели выделенные места для начальной расстановки фигур.

Шотландский ( Ard-ri , "Высокий король") и ирландский ( Fidchell, Fitchneal или Fithcheall ) варианты игрались на доске 7х7 квадратов с разными стартовыми позициями. Fitchneal упоминается в Мабиногионе и в Глоссарии Кормака (IX столетие); описания скудны, но можно сделать предположение и преемственности этих игр в семействе хнефатафла. Tablut , Финский вариант, игрался на доске 9х 9 клеток.


Ard-ri Шотландский вариант

Король нарисован перечеркнутой фишкой.
Центральный и угловые квадраты выделены (Х).


Норманнский вариант Хнефатафла игрался на доске 11 х 11 или 13х13.

Tawlbyund (или Tawl Bwrdd , "Метательная доска"), Уэлльский вариант, использует доску 11х11. Упоминания о нем известны в конце X-го века. В Уэлльсе также играли в ирландский Fitchneal , называемый здесь Gwyddbwyll .

Два известных варианта Tawlbyund
(По описанию Роберта Ап Ифана. Рукопись 1587)


Alea Evangelii
Серые клетки - "Королевская гвардия"

Alea Evangelii , Саксонский вариант, использует доску 19х19 клеток. Похоже это единственная настольная игра в Саксонии. Современное название взято из рукописи 10 века.
Некоторые комментаторы считают, что размещение фишек в этой игре имитирует морское сражение, где судно Короля защищают 24 белых корабля, атакуемые 48 черными.

Кости
Игра иногда игралась с кубиком ( Tawlbyund , например), который показывал максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку или, может ли игрок двигать фишку (Чет - двигает, нечет - не двигает). Ирландский вариант, использующий кости носит название Brandubh . Как чисто логическая игра, Hnefatafl лучше играется без костей.

Фишки
Королевская фишка называется Hnefi (Король, или на староанглийском Cyningstan - Каменный король)
Фишки иногда в скандинавских странах называют "Шведами" и "Московитами". Король более больших размеров.
Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов.

Расположение
Белая королевская фишка ставится в центр доски. Ее окружают другие белые фишки. Черные ходят первыми во всех играх, кроме Alea Evangelii , где первыми ходят белые.

Правила игры

Игроки делают ходы поочередно.
Все фишки перемещаются в любом направлении, так же как ладьи в современных шахматах. Игрок может двигать одну любую фишку своего цвета на любое расстояние. Фишки не могут "Прыгать" через другие. За исключением короля ни одна фишка не может вставать на "трон" и угловые клетки. На малых досках фишки могут проходить сквозь трон, на больших это может делать только король.
Белые пытаются провести короля на одну из угловых клеток. Если им удается поставить короля на открытую прямую к одной из таких клеток, они объявляют " Raichi " (Шах), если сразу на две прямые - Tuichi (мат). Если следующим ходом они встают на угловой квадрат - белые выигрывают.
Если черный игрок случайно открывает проход для белого короля, белые могут воспользоваться этим немедленно.
Если фишка своим ходом зажимает фишку противника между собой и другой фишкой или между собой и угловым квадратом, фишка противника считается съеденной. Съедаться может более одной фишки за раз.


Белые захватывают обе черные фишки.

Король считается захваченным, когда его окружают с четырех сторон. При этом сторонами могут считаться угловые клетки, трон, и стороны доски. Когда королю угрожает опасность быть захваченным следующим ходом, черные предупреждают белых (шах королю). Черные выигрывают, если король захвачен. Король может быть захвачен вместе с одной белой фишкой, будучи окружен черными со всех сторон.


Во всех случаях черные захватывают короля и выигрывают.

Фишка может входить между двумя вражескими. В этом случае она не считается съеденной.


Белые могут спокойно поставить свою фишку между двумя черными.

ВЫИГРЫШ
Белые выигрывают, проведя своего короля в один из угловых квадратов. Черные - если им удалось захватить короля. Поскольку силы неравные, хорошим тоном считается играть две партии подряд, обменявшись сторонами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем, при счете 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.

ВАРИАНТЫ
На малых досках фишки могут двигаться только на одну клетку за ход. В больших белые могут выиграть, поставив короля не только в угловую клетку, но и на любую клетку угловых линий. Кроме того, возможен вариант, когда фишка не может войти между двумя фишками противника. Ну и возможно введение элемента случайности с помощью кубика, как было описано ранее.

СТРАТЕГИЯ
Белым необходимо как можно скорее освободить дорогу для своего короля. При этом не следует увлекаться уничтожением черных фишек, и сильно желательно освободить третью от края линию для свободного перемещения королевской фишки. Черным лучше всего первоначально сконцентрироваться на блокировании угловых клеток. Опыт показывает что при блокировании всех четырех углов 12-тью фишками у белых остается довольно мало шансов, особенно, если у черных осталось еще несколько свободных фишек.

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Хнефатафл (Тафл, Тавлеи, Велеи) — скандинавская настольная игра, упоминающаяся уже в III веке н. э. Викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию. Подобная игра была известна и в Киевской Руси и называлась Тавлеи или Велеи. Отличный подарок для всех кто увлекается Скандинавией, викингами и Древней Русью.

Ныне расположенный на южном побережье Балтики город Ольденбург – всего лишь один из городов Германии, далеко не самый значительный. А в древности здесь был Стариград, столица славянского племени вагров или варинов, в древнерусских летописях известных как варяги. Это был крупный торговый и военный центр – корабли из Стариграда доходили до Киева и Новгорода, а сам город с успехом противостоял набегам скандинавских викингов.

Во второй половине X века Стариград утратил своё значение. Город перешёл во владение Гамбургского архиеписковства и позднее получил своё нынешнее название. Однако и по сей день на окраине Ольденбурга расположены сохранившиеся с тех древних времён валы славного варяжского града.

Настольная игра

Настольная игра

Настольная игра

Настольная игра

Археологические раскопки 1953-58 и 1973-86 годов показали, что валы Стариграда существуют с начала VIII века (старейшее поселение здесь датируется примерно 680 годом). Реконструированный на основе данных раскопок макет городища хранится сегодня в историческом музее Oldenburger Wallmuseum. Во время раскопок археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о высоком, княжеском происхождении покойного, а у его ног была обнаружена… игра с резными фишками!

Это была игра, чем-то похожая на шахматы. Игровые фишки символизировали собой воинов двух противоборствующих сторон. Игровое поле имело размер 9 на 9 клеток. На его центральной клетке устанавливалась особая фишка – князь. Вокруг него становились 8 защитников, которые должны были охранить своего предводителя от 16 нападавших, помочь ему вырваться из смертельного кольца и покинуть поле боя.

Хотя кажется, что у защищающейся стороны просто нет шансов устоять перед вдвое превосходящим противником, но правила игры, которые удалось реконструировать, построены так, что обе стороны имеют равные шансы на победу. Нападающих больше – но именно поэтому им сложнее не мешать друг другу на ограниченном пространстве поля боя. Защитники проигрывают числом – но и задача их заключается не в уничтожении противника, а в спасении князя. Лишь острое внимание, точная логика и верный тактический расчёт, а вовсе не выбор стороны, принесут одному из игроков победу!

Вот так древнерусский рассказчик описал игру богатыря Ильи Муромца с заморским королём. Как знать, быть может Илья играл с тем самым князем из Стариграда, что даже после смерти не пожелал расстаться со своей любимой игрой?

Правила игры Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра предназначена для двух игроков. В комплект игры входит:

  • игровое поле 9×9 клеток;
  • фигурка в виде старца символизирующая князя;
  • 8 светлых фигурок, символизирующих защитников;
  • 16 тёмных фигурок, символизирующих нападающих.

Перед началом игры расставьте фишки на игровом поле следующим образом (фишки отмечены разноцветными кружками):

Условные обозначения: Князь, Защитник, Нападающий, Трон, Выход.

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону варягов (князь и защитники), а другому – викингов (нападающие). Вы можете просто договориться о том, какую сторону кто из вас принимает, или использовать жребий.

Для победы варягов князь должен достичь одного из четырёх выходов. Викинги, чтобы победить, должны захватить князя (о том, как захватывать фигуры, будет сказано ниже).

Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

  • Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

  • а) Князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению:
  • б) Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.

Рекомендуемые записи

Презентуя книгу Божественная игра "Златый Путь Восхождения", Иван Царевич приглашает вас посмотреть на мир незнакомым…

Владимир Данилов, академик, доктор, филосовских наук, зав. кафедрой духовного естествознания отдела теоретических проблем РАН.

В современной России тема ведической традиции становится все более и более актуальной. Рост национального самосознания,…

Ещё за три века до того, как в Индии появилась первая игра-прародительница шахмат под названием чатуранга, в Скандинавии викинги уже в III веке н. э. играли в хнефатафл — занимательную настольную игру, главная цель которой помочь сбежать белому королю. На деревянной доске перед викингами разворачивалось настоящее сражение. В утомительных морских походах она становилась для них отличным способом провести время и развлечься.

История Хнефатафла

История игры

В хнефатафл, также называемый тафлом, играли на доске, размеченной нечетным числом клеток. Их количество могло быть разным: от 7 × 7 до 19 × × 19 клеток, но самыми распространенными вариантами были 9 × 9 и 11 × 11. Сами доски обычно делались из дерева, материал фигурок варьировался от стекла и янтаря до рога и кости, что позволило многим из них сохраниться до наших времен. В отличие от шахматных они зачастую имели небольшие штырьки, которые крепились к углублениям в доске. Это значительно облегчало и хранение, и перевозку настольной игры.

Хнефатафл часто упоминался в легендах и сказаниях народов, населявших Скандинавию. Отсюда следует вывод: игра считалась чем-то бытовым наряду с умением обращаться с оружием, читать или писать. В раскопках было найдено много наборов для игры, чего нельзя сказать о правилах. Судить о них можно лишь по воссозданным данным и догадкам историков и лингвистов, которые неоднократно пытались воспроизвести их с помощью доступных литературных источников.


Правила игры

24 черные фигурки располагались по краям доски, 12 белых тесно окружали короля (по-скандинавски он звался Hnefi), стоящего в центре на троне, проходить через который может только он. Целью одного игрока было провести короля в окружении его свиты на одну из угловых клеток, другого — не дать ему это делать. Ходили фишки в любом направлении, расстояние выбирал сам игрок, иногда для этого использовался кубик, показывавший количество клеток либо то, будет ли игрок перемещать фигурку вообще (чёт — двигает, нечет — не двигает). Подобно шахматам была возможность поставить шах — в случае, если белым удалось поставить своего короля на открытую прямую по направлению к одной из угловых клеток, и мат — если проход открывался сразу двумя прямыми. Если после следующего хода король оказывался у цели, белые выигрывали.

Каким же образом черные могли захватить королевскую фишку? Для этого им нужно было окружить её с четырех сторон. Впрочем, в этом была небольшая хитрость: король считался поверженным даже будучи окруженным с трех сторон, если с четвертой была сторона доски, угловая клетка или же трон. Для простых белых и черных фишек правила захвата были проще: нужно было зажать фигурку двумя своими или одной своей и угловой клеткой.

Распространение игры

В связи с распространением в Скандинавии шахмат в X-XI веках, хнефатафл стал забываться, в настоящее время в него играют лишь редкие поклонники скандинавской культуры. Они дорабатывают правила, дополняют их своими вариациями и мастерят наборы для игры сами. Также есть онлайн-версии и приложения, позволяющие окунуться в эпоху викингов и насладиться их любимой игрой.



…С севера, юга, запада, востока, отовсюду, куда ни глянь, наступают враги. Конунг со своими людьми окружен со всех сторон. Встреть он любой из окруживших его четырех отрядов в чистом поле, один на один, сомнений в том, кто выйдет из битвы победителем, не оставалось бы ни малейших. У конунга было численное преимущество. Кроме того, воин без главы, каким бы славным викингом он не был, никогда не выиграет битву у воина, направляемого мудрым полководцем. Такую встречу в чистом поле даже битвой назвать было бы нельзя, это была бы настоящая бойня.

Однако в данный момент численное и тактическое преимущество было на стороне объединенного противника. Сумеет ли конунг воспользоваться моральным преимуществом и пробить брешь в окружении? Ведь в нападающих согласия полного нет, потому как идут без руководителя, а все, что ему нужно сделать для победы — прорваться между двумя из нападающих отрядов. Если все тщательно взвесить, то шансы на победу у обоих сторон примерно равны. А что милее сердцу викинга, чем победа в честной битве?



Аудитория:
Для всех возрастов

Взаимодействие:
Соперничество
Случайность:
Отсутствует
Вживание:
Поощряется

Настрой:
Спортивный


Хнефатафл — древняя игра скандинавских народов, была в свое время очень и очень популярна, получила широкое признание у соседей скандинавов — германцев и кельтов. Однако позже, когда во всей Европе ширилась и росла популярность шахмат, была благополучна оставлена и забыта. Правил никто тогда записать не додумался. Через какое-то время спохватились, но было уже поздно — правил никто не помнил. Так и осталась бы эта игра для нас таинственным и непонятным священнодействием, если бы не шведский исследователь Линней, открывший в 18м веке для нас эту игру заново. Как выяснилось, потомки скандинавов, жители Лапландии, были не в курсе, что их любимая игра уже давно забыта и заброшена и продолжали себе преспокойно играть в нее.


В отличие от шахмат, шашек и прочих подобных им игр, игроки начинают отнюдь не в одинаковых положениях и цели в игре у них тоже разные. Белые располагаются в середине. Их задача - уберечь и вывести с поля боя короля, доведя его до любой из угловых клеток. Задача черных - любой ценой не дать королю уйти, взяв его в плен. Перемещаются отважные викинги по полю не иначе как бегом — фигурки вы перемещаете по горизонтали и вертикали на любое расстояние, пока они не упрутся в кого-нибудь или что-нибудь.

Правила, по которым фигуры нападают и захватывают друг друга, напоминают реальную ситуацию на поле боя. Для того чтобы убить кого-то, достаточно окружить его фигурку двумя своими с двух противоположных сторон. Поскольку не жилец тот викинг, которому придется сражаться с врагом у себя за спиной и с врагом у себя под носом одновременно! Чтобы победить короля (ибо он не простой смертный, его так просто не возьмешь), врагу нужно окружить его аж с четырех сторон.

Правда, относительно этого пункта существуют разногласия. Вариантов игры существует множество, в каждом по-своему трактуется тот или иной нюанс. Однако по хнефатафлу проводится мировой чемпионат (да-да, все настолько серьезно) и наиболее усредненный и распространенный вариант все-таки имеется.

Кстати, раз уж речь зашла о разных версиях игры. В усредненном ее варианте места случайности нет. Как в шахматах или шашках. Игра полностью зависит от вашего математического расчета и умения угадать намерения противника. Но для любителей существует ирландская версия игры с кубиками. Игроки кидают их для того, чтобы выяснить, на сколько клеточек пойдет их викинг (тут игровой процесс напоминает нарды). Другой вариант ещё более захватывающий – кубик кидается на чет или нечет, и таким образом определяется, будет ли игрок вообще двигать кого-то в свой ход.

Еще один забавный вариант игры, саксонский. Подразумевается, что игра имитирует морское сражение.


Набор фишек достаточно однообразен, а значит, игра предоставляет простор для фантазии и творчества. Традиционно, фишки, стоящие в начале игры посередине – белые, а их противники – черные. Одна из белых фишек должна отличаться от других размером или формой. Или и тем и другим. Однако поклонники хендмейда абсолютно вольны в выборе цвета, формы, материала. Причем не только для фишек, но и для игрового поля.

Правила, как вы успели убедиться, несложные. А если и возникнут какие-то вопросы, на которые не в состоянии ответить интернет – ничего страшного. Помните, мы до сих пор не знаем точно, как играли в эту игру в эпоху ее расцвета. Может быть, именно вы, экспериментируя, найдете наиболее верное решение.



С Hnefatafl одна настольная игра для двух игр из семьи скандинавского происхождения.

Дословный перевод 20-го века - Königszabel , поскольку hnefi можно перевести как кулак или фигура короля. Перевод тафл был уточнен. Латинская tabula и tafl (или раннее современное слово Zabel ), происходящее не из латинского, а из германского языка, переведены на нововерхненемецкий язык со словом table , которое в настоящее время также может относиться к таблице в целом и в частности, игровая доска. Карл фон Линне познакомился с до сих пор широко распространенным сводом правил в Лапландии под названием Таблут (то же происхождение слова).

Так называемые игры тафл относятся к семейству североевропейских настольных игр, в которых король стоит посреди игрового поля и должен защищаться вместе со своими защитниками от подавляющего нападающего. Сторона короля должна переместить фигуру короля к краю или углу игрового поля, а атакующий должен захватить короля. Варианты горячих Халатафл (= игры с лисами) , в традициях римской игры с двенадцатью линиями и современных нардов стоя Кватрутафл , а также близкородственного Хнефатафла Фидчелла , правила которого неизвестны.

оглавление

Историческое строение и цель


В хнефатафл играют на игровом поле (Забель) с полями 13 × 13 или 11 × 11, таблут - на полях 9 × 9. Игровое поле может быть деревянным или, для игр на ходу, из мягкой кожи. У одного игрока двенадцать белых фигур (восемь на планшете) и король, у другого - 24 черных фигуры (16 на планшете), которые расположены, как показано на рисунке рядом. Цель игры - захватить короля в плен или защитить короля от плена противником и вывести его в безопасное место через край поля. Партия проиграла, даже если больше не может рисовать.

Первоначальная форма игры представляет собой ситуацию охоты, в которой сторона с меньшим количеством фигур пользуется большей свободой и имеет право захватывать камни противника и снимать их с доски. Противоборствующие фигуры ограничены в возможностях передвижения, но сильнее по количеству. В игре таблут у одного из игроков есть 8 светлых шведских солдат и их король, самая большая фигура на доске, в то время как противник играет с 16 темными русскими. Поле в центре четко обозначено как Конакис или Трон. Только шведскому королю разрешено занимать Конакис .

Основные правила

После базовой расстановки каждая фигура перемещается по вертикали или горизонтали (но не по диагонали) на любое количество свободных мест (например, ладья в шахматах). Фишка захватывается, если она закрыта с двух противоположных сторон противостоящими фигурами. Таким образом можно поймать сразу несколько фигур. Однако фигура может безнаказанно перемещаться между двумя противостоящими фигурами, не будучи пойманной.

Только королю разрешено входить в среднее поле ( Конакис или трон ). Он попадает в ловушку, как только его окружают четыре противника или три противника плюс Конаки . Если ему удастся достичь любого поля на краю поля или углового поля, в зависимости от правил, он выиграл.

остаток средств

Игры Тафл - это асимметричные игры, поскольку оба игрока преследуют разные цели и имеют разные фигуры, количество фигур и стартовые позиции.

Различные игры и правила Тафла сильно различаются по своему балансу. Так что в некоторых играх возможно, что черные или белые имеют большое преимущество. С другой стороны, другие игры и варианты оказались более сбалансированными.

Баланс также зависит от игрового опыта каждого игрока. Новичкам часто легче играть на стороне короля.

По этим причинам принято играть в две игры с чередующимися сторонами.

Фетлар Хнефатафл

Расстановка

  • Фетлар Хнефатафл разыгрывается на поле 11 × 11.
  • Белые получают 12 нормальных фигур и короля, которые размещаются в центре игрового поля.
  • Черные получают 24 фишки, каждая из которых расставляет по 6 фишек по краям игрового поля.

Базовая настройка (черный здесь белый / белый здесь красный)

  • Белые выигрывают, если король входит в одно из четырех угловых полей.
  • Черные выигрывают, взяв короля.

Начало игры

Рисовать

Арест

  • Фигура захватывается, если она активно окружена противоположными фигурами с двух противоположных сторон. Захваченная фигура немедленно удаляется с доски.
  • Однако фигура может безнаказанно перемещаться между двумя противостоящими фигурами, не будучи пойманной.
  • Король попадает в плен, как только его окружают четыре противника. Если он находится рядом с троном, его нужно окружать только тремя противниками. Короля нельзя схватить на краю поля.
  • Если король защищен другим камнем, можно захватить их обоих, если и король, и другой белый камень полностью окружены. Однако это правило признается не везде.
  • Фигура также может быть захвачена, если она активно окружена одним из четырех угловых пространств и противоположной фигурой или пустым троном и общей фигурой на противоположной стороне.
  • Также возможно захватить сразу несколько противостоящих фигур, если ваши собственные и противостоящие фигуры расположены поочередно в ряд. Последний собственный камень завершает ряд.

Простое попадание в противоположные камни

Перемещайтесь между двумя стоящими противниками

Просто избиение короля

Победите короля на троне

Победите короля и защитный камень (вариация игры)

Ударьте по нескольким камням одновременно

рисовать

В игре есть ничья:

  • если оба игрока соглашаются на ничью,
  • когда у игрока больше нет возможности двигаться,
  • с тройным позиционным повторением.

стратегия

белый

Белым следует попытаться как можно быстрее получить влияние в одном или нескольких углах. Это может означать либо перемещение ваших собственных фигур на поля возле угла, чтобы не дать черным заблокировать угол, либо ограничить возможности передвижения черных. Также имеет смысл освободить короля как можно быстрее, чтобы он был наготове и усилил давление. Поскольку при преждевременной атаке короля часто случается, что он оказывается в ловушке в одном или между двумя углами, это не обязательно хорошо, но также может привести к быстрой победе или значительно ослабить противника. Распространенная ошибка новичков - слишком много внимания уделять захвату вражеских персонажей и защите собственных. Поступая таким образом, принесение в жертву или не попадание в плен может принести важные позиционные преимущества и быть более полезным для короля в его побеге.

чернить

В первую очередь черным следует постараться сделать углы игрового поля недоступными для белых. Для этого требуется не менее трех фигурок на угол. Поэтому многие игроки рекомендуют не атаковать короля вначале, а только ограничить его движение до тех пор, пока углы не будут закреплены. Может быть важно заблокировать третий ряд квадратов от края, так как это представляет собой свободную линию в начале игры, по которой белые в противном случае могут двигаться без отметки, и чьи граничные квадраты представляют собой важные ключевые точки для эффективной блокады угла. . Распространенная ошибка новичков - слишком много внимания уделять захвату противоборствующих фигур вместо закрепления углов. Как только они будут закреплены, черные могут окружить противостоящие фигуры, намеренно продвигаясь в замкнутом ряду.

Копенгаген Хнефатафл

Еще одним разработанным вариантом, используемым Всемирной Федерацией Тафл, является Копенгагенский Хнефатафл. Ничейные позиции избегаются. По сравнению с Fetlar Hnefatafl действуют следующие правила:

  • Захват защитной стены: цепочку камней, стоящую на краю поля, можно захватить, сначала заблокировав ее с другой стороны, а затем с обоих концов. Углы можно использовать снова. Если король находится в такой разорванной цепи, он единственный, кто останется невредимым.
  • Край продолжается: если король находится на краю поля и продолжает двигаться, но больше не может быть захвачен, белые побеждают.
  • Окружение: если все белые камни полностью окружены черными (белые камни больше не могут достигать края поля), черные побеждают.
  • Повторение позиций запрещено. Если белые трижды повторяют расположение своих камней, не взяв ни одного камня, черные выигрывают.

история


Хнефатафл был широко распространен от Ирландии до Украины в эпоху викингов , примерно в 10 веке . Вполне вероятно, что Хнефатафл был известен только в норманнской культуре. Археологические находки находятся в основном в регионе Балтийского моря, на Британских островах (найдены на Оркнейских островах на бухте Олень в 2011 году) и в Исландии. Деревянная доска X века была найдена в Баллиндерри, графство Уэстмит, Ирландия . Количество полей всегда нечетное и составляет от 7 × 7 в Ballinderry до 15 × 15 в досках Gokstad (Норвегия) и Jórvík (Англия).

Правила разновидности этого семейства игр, а именно Таблута , были записаны в 1732 году Карлом фон Линне во время его путешествия по Лапландии . Последнее известное упоминание о таблюте , на котором до сих пор играют, относится к 1884 году. Другие варианты, такие как tawl-brrd и alea evangelii , описаны только в нескольких документах и ​​поэтому не могут быть адекватно реконструированы. Таблут, вероятно, возник из Хнефатафла , который играл в эпоху викингов (850-1050) на 18 × 18 полях с участием 24 солдат против 48 . Первые следы игры в Хнефатафл пришли из Дании в 4 веке. Оттуда он распространился в Англию с викингами и в Россию и Украину с варягами .

Тем не менее, есть попытки изменить правила. Типичными изменениями являются, например, то, что король должен бежать за углы или что достаточно переместить короля с двух сторон, чтобы взять его в плен. Измененные правила восходят к попытке реконструкции в 1960-х годах в Стокгольмском университете .

Читайте также: