Ханг своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Главная ~ Статьи ~ Как научиться играть на ханге?

Ханг – это новый инструмент, созданный в 2000 году. Но разработчики сначала долгие годы изучали вок, карибский стальной барабан, другие резонирующие инструменты. Мелодичные звуки ханга идеальны для чайной церемонии, для йоги. Также они не будут лишними на венчании, свадьбе, на различных творческих вечерах и мастер-классах.

Что собой представляет ханг?

Можно попробовать научиться играть на ханге самостоятельно или с привлечением профессионального музыканта. Освоив это интересное искусство, интересно медитировать. Тональность ханга позволяет настроить обучающихся йогой на идеальный лад, задать точный спокойный ритм.

Это искусство могут освоить как дети, так и взрослые. Плюсом будет умение играть на ручных барабанах. Те, кто любят импровизировать, также смогут быстро добиться успехов.

Сначала целесообразнее послушать, как играют на ханге другие. Тогда можно понять принцип этого искусства.

Затем обучающиеся ударяют по центру инструмента и задействуют три ноты вокруг. Это одна из самых лёгких связок. После этого обучаются более сложным музыкальным цепочкам.

Чтобы поскорее освоить данное искусство, целесообразно выучить ноты. Это легко сделать, так как их всего 7. Тогда можно будет извлекать звуки, нажимая на соответствующие тональные области.

Ханг – это не академический музыкальный инструмент. Поэтому здесь приветствуются импровизации. Для вдохновения можно посмотреть, как истинные ценители йоги, этнические музыканты, которых называют ханмами, владеют этим инструментом.

Что бы всегда хотелось играть надо красиво извлекать звук. Ударять с разной силой но при этом играть мягко и аккуратно. Не повредить инструмент и уши друзей.

Урок 2. Ритм на 4

как играть в самом популярном ритме в западной музыке.

Ритм на счёт 1-2-3-4

Урок 3. Игра аккордами.

Как в ритм вставлять аккорды состоящие из нескольких нот.

Урок 4. Ритм на 3

Отрабатываем звукоизвлечение в ритме на 3

Динг это нота с самым большим количеством звуков. Извлечение обертонов.

Урок 6. Игра кистью

Учимся играть в 4 пальца, имитация игры палочками на ксилофонах.

Урок 7 ритм на 7

Как Играть в нечётном ритме, кривые размеры. Как играть руками в ритме на 7 а руками 4

Ханг: описание инструмента и особенности его звучания

Различные музыкальные инструменты позволяют создавать красивые необычные мелодии. При этом каждое отдельное изделие формирует своё неповторимое звучание. Интересно будет звучать этнический ханг. Сегодня речь пойдёт об основных особенностях такого инструмента, а также о том, как правильно на нём играть.




История появления

Ханг был произведён в 2000 г. Сабиной Шерер и Феликсом Ронером на территории Берна. Он является одним из наиболее молодых инструментов. Родоначальником язычкового изделия стал карибский барабан из стали. После его изучения создателям пришла в голову мысль о разработке совершенно нового музыкального инструмента. Этнический ханг появился в результате долгих и тщательных исследований разных инструментов со всех стран, в том числе колокола, барабана, гамелана. Русских музыкантов привлекло звучание этого музыкального изделия только в 2010 г. во время большого фестиваля в Москве.




Первое поколение инструментов этого типа возникло уже в 2001 г. В следующем году фирма кардинально меняет свою основную деятельность в пользу этого ударного экземпляра, а затем и открывает свой новый сайт, на котором размещает подробную информацию о ханге, о продавцах, которые его поставляют. Со временем создатели начали модернизировать ханг. Так, он стал гораздо меньших размеров по сравнению с первоначальным вариантом. Также образец стал немного чище и лучше звучать.



Описание

Ханг представляет собой гармонически настраиваемый идиофон с красивым и необычным органическим звучанием. Можно говорить о том, что он имеет вид язычковой тарелки. Инструмент включает в себя две полусферы, соединённые между собой, они изготавливаются из азотированной стальной основы. Верхняя часть носит название Ding, нижняя — Gu. На верхней части имеются восемь тональных отделов, формирующих октаву, на них следует играть пальцами. Нижняя часть имеет специальное басовое отделение, при помощи него появляется возможность изменять звучание в процессе игры, но иногда его просто применяют в роли басового приспособления, формируя звучание лёгкими ударами ладони. Как правило, такое изделие называют ханг-драм, так как техника игры на нём очень схожа с игрой на барабанах. Но всё же звуки можно извлекать самыми разными методами.

Если вы захотите в дальнейшем перепродать его, то сделать это можно по той же стоимости, по который было сделано приобретение, но в любом случае необходимо также оповестить об этом производителя.




Аналоги

К наиболее известным аналогам ханга следует отнести следующие инструменты.

Визуально музыканту-новичку или любителю будет достаточно трудно отличить оригинальную модель от аналога. Кроме того, все они имеют свою уникальную и неповторимую тональность.







Техника игры

Чтобы получать красивое звучание, следует помнить о правилах игры на ханге. Звуки можно будет извлекать не только при помощи стуков пальцами – нередко используются ладони, косточки на пальцах и даже кулаки. Как правило, ханг в процессе игры размещается на коленях, также его часто кладут на уровне живота прямо перед собой на любую ровную горизонтальную поверхность. Ханг позволяет формировать слегка размытые звуки, которые немного похожи на эхо. Полученные композиции станут идеальным вариантом для расслабления, отдыха, медитаций.

Ханг относится к таким музыкальным инструментам, которые позволяют создавать и точные ноты, и некоторые обертоны. Если же ударить не по центральной части, а предварительно сделать отступ от неё немного в сторону, то тогда будет меняться высота ноты. Именно за счёт интересной игры подобными отклонениями музыка в итоге получается гораздо более богатой и красивой. Изначально такой ударный музыкальный инструмент был популярен только лишь у ограниченного круга людей. Но теперь он считается достаточно известным.

Профессиональные инструменталисты, а также участники различных исполняющих музыкальных коллективов нередко выбирают ханг, чтобы преобразить свои музыкальные композиции, сделать их более оригинальными и красивыми.

Музыкальный инструмент ханг

Большинство музыкальных инструментов обладают древней историей: они существовали в далеком прошлом, и лишь слегка трансформировались, подстраиваясь под современные требования к музыке и музыкантам. Но есть появившиеся совсем недавно, на заре XXI века: еще не ставшие мегапопулярными, эти экземпляры уже оценены по достоинству истинными меломанами. Отличный пример тому – ханг.

Что такое ханг

Ханг (Hang) – инструмент, относящийся к разряду ударных. Металлический, состоящий из двух полусфер, соединенных между собой. Обладает приятным органическим звуком, по сути, напоминает глюкофон.
Является одним из самых молодых музыкальных изобретений мира – создан на заре миллениума швейцарцами.

Как выглядит инструмент ханг

Чем отличается от глюкофона

Ханг часто сравнивают с глюкофоном. Действительно, оба инструмента относятся к классу идиофонов – конструкций, источником звука которых служит непосредственно тело предмета. Идиофоны не требуют специальных манипуляций для извлечения звука: натягивания струн, нажатия кнопок, настройки. Такие музыкальные конструкции создавались в древности, их прототипы найдутся в любой культуре.

Ханг действительно поразительно похож на глюкофон: внешним видом, способом извлечения звука, строем. Отличие от глюкофона состоит в следующем:

  • Глюкофон более округлый, ханг напоминает формой перевернутую тарелку.
  • Верхняя часть глюкофона снабжена прорезями, формой напоминающие лепестки, нижняя оснащена отверстием для выхода звука. Ханг монолитен, выраженных прорезей нет.
  • Звучание ханга более звонкое, глюкофон издает менее окрашенные, медиативные звуки.
  • Существенная разница стоимости: цена ханга – минимум тысяча долларов, глюкофона – от ста долларов.

Как устроен инструмент

Устройство достаточно простое: два металлических полушария соединены между собой. Верхняя часть носит название DING, нижняя называтся GU.

Верхняя часть располагает 7-8 тональными областями, образующими гармоничный звукоряд. Ровно по центру тонального поля находится небольшая ямка – демпл.

Настоящий ханг изготавливают только из высококачественной азотированной стали, подвергнутой предварительно термической обработке. Толщина металла составляет 1,2 мм.

Ударный инструмент ханг

История создания

Год рождения инструмента – 2000, место – Швейцария. Ханг является плодом трудов сразу двух специалистов – Феликса Ронера, Сабины Шерер. Они долгое время изучали резонирующий музыкальные инструменты, и однажды, следуя просьбе общего знакомого, взялись разработать новый тип стилпана – менее габаритный, позволяющий играть руками.

Первоначальная конструкция, получившая тестовое название pan drum (пан драм), несколько отличалась от сегодняшних моделей: обладала громоздкими размерами, менее обтекаемой формой. Постепенно разработчики, путем многочисленных экспериментов, сделали ханг привлекательным внешне, максимально функциональным. Современные модели легко умещаются на коленях, не доставляя хлопот музыканту, позволяя извлекать звуки, наслаждаясь процессом игры.

Интернет-ролики с новым музыкальным инструментом взорвали глобальную сеть, вызвали интерес у профессионалов и любителей. В 2001 увидела свет первая партия хангов промышленного изготовления.

Далее производство и продажа новинок то приостанавливалась, то заново возрождалась. Швейцарцы постоянно работают, экспериментируя с внешним видом инструмента, его функциональностью. Последние годы приобрести диковинку представляется возможным только посредством интернета: официальная компания выпускает продукцию в ограниченном количестве, одновременно занимаясь усовершенствованием звучания инструмента.

Музыкальный инструмент ханг

Как играть на ханге

Игра на ханге доступна любой категории: любителям, профессионалам. Единой системы обучения игре на инструменте не существует: он не относится к категории академических. Имея музыкальный слух, можно быстро научиться извлекать из металлической конструкции божественные, нереальные звуки.

Звуки извлекаются прикосновениями пальцев. Чаще всего, вследствие следующих движений:

  • Ударами подушками больших пальцев,
  • Касаниями кончиками средних, указательных пальцев,
  • Ударами ладоней, ребром руки, костяшками пальцев.

Играя на инструменте, его помещают обычно на колени. Альтернативой может служить любая горизонтальная поверхность.

Игра на ханге

Влияние магических звуков на человека

Ханг – современное изобретение, имеющее в основе древние традиции. Он сродни гонгам, тибетским чашам, африканским барабанам, использовавшимся шаманами в магических обрядах. Медиативные звуки, издаваемые металлом, считаются целебными, способными благотворно воздействовать на душу, тело, разум.

Недавно появилось новое направление – ханг-массаж. Специалист помещает инструмент поверх тела пациента, играет на нем. Вибрации, попадая внутрь организма, оказывают целительное действие, заряжают положительной энергией. Процедура используется в профилактических, лечебных целях.


Первый наш материал посвящен перкуссионному инструменту хангу. Эту гипнотическую "летающую тарелку" придумали в 2001 году два швейцарских физика Феликс Ронер и Сабина Шерер, увлекшиеся тюнерством (настройкой стилпанов - вогнутых металлических перкуссионных инструментах). Ханг они изобрели, когда их друг попросил сделать стилпан, на котором можно играть руками.

Как отметил хангер Олег Зеге, ученые издали своеобразный манифест, в котором говорится, что ханг - не музыкальный инструмент в привычном понимании, и требует более тонкого отношения к себе. Они назвали его звуковой скульптурой. Остальные мастера делают аналоги - инструменты из семейства Handpan: Bell, Halo, Disco Armonico и другие.

Немного о прекрасном

Каждый ханг обладает своим определенным строем – отношений звуков по высоте. Количество нот также различно: 8 или 9. У аналогов ханга, таких как Кайса, может быть до 13 нот. При этом у всех инструментов есть основная выпуклая нота динг, находящаяся в самом центре. С другой стороны находится отверстие "Гу".


Несмотря на большой интерес, настоящий ханг можно заказать или купить готовый только у мастера. На сегодня есть более 20 признанных мастеров-хангоделов. Топ стран-производителей: Швейцария, Россия, Испания, Франция, Германия.

При этом мало того, что цена "кусается" – от 50 до 100 тысяч, не говоря о eBay, где цены могут доходить и до 10 тысяч евро, так еще и нужно отстоять очередь – ждать нужно год или два. Но и работа не из легких – ручная чеканка. Кроме того, как и любой другой инструмент, его нужно настраивать обычно раз в год, два, что также требует времени и средств.

Как отметил один из экспертов-хангеров Ильдар, вместо инструмента в Россию привозят с Бали подделки – форма точно такая же, "даже солнышки и тучки нарисованы". Но, во-первых, он "пластиковый" и раз в 10 легче, а звук при этом глухой, а во-вторых, стоить такая безделушка может 75 тысяч рублей - дороже, чем минимальная цена настоящего инструмента.

Не стоит расстраиваться – для того, чтобы ощутить вселенское тепло и открыть подсознание можно купить варган, тибетскую чашу и другие аналогичные медитативные инструменты.

Если же вы уже перепробовали все, но не можете спать без мысли о ханге и ночи напролет смотрите в Youtube видео хангеров, то вам стоит посетить уроки, которые проводятся в столице два раза в неделю. По воскресеньям - в Культурном центре "Белые облака" и по вторникам - углубленный курс изучения в Творческой лаборатории "Альгамбра".

Откуда впервые узнали о ханге?

Впервые я услышала ханг живьем - молодой человек импровизировал на одном фестивале. Я пошла на звук, увидела и потрогала ханг, после чего начались поиски инструмента. Когда мне удалось приобрести свой первый инструмент, я полгода свыкалась с тем, что он действует на меня настолько расслабляюще, что засыпать через полчаса игры стало привычкой. Затем я поборола эту привычку в угоду своим творческим замыслам, которые требовали внимания, памяти, концентрации и тренировки. Это было начало 2010 года.

Я увидел живое выступление в Европе, Испании или Италии, в 2011 году. Я слушал фламенко, и звуки ханга, которые я услышал, представляли собой арабский строй. Меня заинтересовал именно он, гармония выдаваемых им звуков, а не сам инструмент.

Ханг я увидел случайно, как и многие - в интернете. После этого все забылось до поры до времени. Есть такой трек у Shpongle - Nothing Is Something Worth Doing, там есть проигрыш на ханге - его играет Manu Delago. Однажды ночью я стал слышать в голове эту мелодию. С этого момента я не жил полноценной жизнью. Спустя двух лет поисков я поехал в Гоа. После возвращения в Москву я попал на одну квартиру. Там был Тимур Хакима с хангом - тогда я впервые его услышал. Как будто кто-то дал дышать.

Я 15 лет играю на барабанах, ездил в Индию и Африку – знакомился с этническими традициями. В 2007 году увидел видео. Увлечение было не случайным - поиск собственного инструмента и "собственного звука" очень важен для музыканта. На данный момент ханг позволяет наиболее полно раскрыть полученный опыт.

Загорелся этим инструментом, когда услышал в живую на фестивале "Казантип" в Крыму, там играл ставший моим хорошим другом музыкант Тимур Хакима.


Какой у вас инструмент? Где, почем заказывали?

У меня два инструмента - швейцарский в строе Баншики Чо - его еще называют китайским за привычные пентатонические созвучия - и более мелодичный русский ханг со строем "кумо", сделанный российским мастером Виктором. Я приобрела их в 2009 и 2011 году соответственно.

В Москве их не производят, я заказал свой первый инструмент у российского мастера Виктора. На его работах играет большая часть мировых известных хангистов. Вообще это трудоемкая работа – человек встает в четыре утра, идет в мастерскую рядом с домом, колотит молотком в звукоизоляционных наушниках - выстраивает звук. Утром он встает с мыслью "как сделать звук чище" и с этой же мыслью ложится спать.

У меня два ханга с арабским и дорийским строем. В Индии есть строй кафи - есть флейта Бансури с таким строем, на которой я играл - и мастер скопировал его. У него может уйти от четырех дней до месяцев на создание одного инструмента.

Я нашел русского мастера. Играю на его инструменте, причем это не аналог ханга. Это так называемый Pantam SPB - лучший на сегодняшний день инструмент этого класса. Это не только мое мнение, но всего сообщества единомышленников. Этот русский мастер - молодец, просто гений. Строй у меня "курд". Говорить про место проживания мастера и про стоимость - моветон. Кто ищет, тот всегда найдет.

Забавно, но я не имею представление даже о названии нот на моем инструменте. Конечно сейчас я работаю в этом направлении. Но скорее важен слух и чувство ритма.

Инструмент мне подарил один очень близкий человек, который знал как сильно я им заболел. По сей день я ему безмерно благодарен! Строй моего инструмента называется Ake Bono E, раньше он был A, но когда я ездил подстраивать его в Швейцарию, мастера порекомендовали мне немного изменить строй. Покупался в музыкальном магазине в Мюнхене (тогда они еще там продавались). Цена была. даже смешно - 500 евро.


Где любите играть, как реагирует публика?

Одними из запоминающихся событий было сотрудничество с мультиинструменталистом Евгением Толстых (проект SAGE) и музыкальным сказочником, арфистом, флейтистом Элизбаром. Также мои ханги звучали с ситаром Степана Христанова и с Нижегородской группой FA'ATA. Чудесно звучит ханг с виолончелью и голосом. Я имею ввиду группу "Море горячее", в которой я играю постоянно. У меня вышел альбом, который называется так же , как и мой проект Mikkai Kumo ("Тайная встреча с облаком"). В этом альбоме композиции, записанные на одном и двух хангах.

Мне нравится выступать в уютных залах с "теплой" деревянной акустикой, когда можно услышать инструмент всем телом, при этом не искажая его звук усилителями. Самое приятное - играть на природе. Такое впечатление, что ханг очень природный, как будто это его стихия и его предназначение - звучать в лесу, на поляне или на берегу реки.

Те, кто слушают впервые, обычно удивляются и либо завороженно наблюдают, либо в недоумении уходят. Те, кто уже знаком с хангом, готовы принимать его волны, напитаться его вибрациями, расслабиться, стать более счастливыми.

Я выступал с Инной Желанной и ее группой, Татьяной Шишковой, а также на фестивале "Крутушка" в Казани с этнической певицей Золей Камаловой. Я использую ханг с кларнетом, виолончелью, скрипкой и игитарой, используем этническую перкуссию (кахон, джембе). Также у меня в задумке объединить ханг с фортепиано.

При игре подсознание открывается, ты куда-то уносишься. Время идет, но ты не обращаешь на него внимание, ты в потоке. Это как река – ты не запомнишь ее волны, ты просто наслаждаешься. Я играл в парке Коломенское, и внезапно начали играть колокола – просто нереальное сочетание. Когда играю с кларнетом, чувствую, как Женя читает ноты в моей голове, также и с вокалистами.

Играть приятней всего в полной тишине и на природе. Либо в храмах с органами - там акустика специфическая, но я не пробовал, просто знаю. Я думаю выпустить альбом, но пока собираю материал, довожу до идеала. Думаю, еще долго буду собираться, но если и выпущу что-то, то только бомбу!

Люди по-разному реагируют, но характерные черты есть - ступор, интерес, а дальше уже в зависимости от самоощущения в этом мире. Кто бесцеремонно тыкает пальцами, кто просит "Мурку" сыграть, а кто млеет и пытается узнать, где такое взять, - равнодушных нет.

Я использую инструменты с традиционным "этническим" звукорядом, к гармонический минор или "хиджаз". Этническая и корневая музыка и тембр звуков ханга позволяют раскрыть интуитивное начало исполнителя. Эти звуки, вибрации позволяют людям, живущим в городской среде, адаптироваться, они благотворно воздействуют на человека.

В Индии, в северном Гоа, есть место, куда съезжаются хангисты. Это происходит зимой. Играют они на закате сидя на берегу – это дает много жизненной энергии. Сейчас играю в проекте с виолончелью и гитарой. Выступление с Верой Полозковой было живым экспериментом, уникальным и приятным.

Играл с диджериду, джембе, флейтой. Пробовал играть с другими хангистами и с различной перкуссией. Однако я придерживаюсь мнения, что это камерный и сольный инструмент. Альбомы не выпускал, всегда играл только на своих фестивалях и концертах. В настоящее время работаю с Романом Термитом (диджериду) над совместным проектом.

Больше всего нравится играть на природе, потому что я играю в основном импровизации, и то, что происходит вокруг тебя в настоящий момент, является замечательным источником вдохновения. Также люблю уютные помещения с приглушенным светом и хорошей акустикой. Не люблю играть на улице.

Кто-то останавливается и слушает как завороженный, кто-то просто проходит мимо. Некоторые просят сыграть "что-нибудь известное". Сколько людей, столько и мнений.


Что нужно для того, чтобы начать играть?

Если Вы собираетесь писать партитуры для ханга с оркестром, то музыкальное образование важно. Если вы готовы импровизировать и придумывать мелодии, то можно и без него обойтись. У меня высшее музыкально образование и да - в данный момент я пишу партитуры, но не для ханга, а для сопровождающих инструментов. Так сложилось, что кроме звучания ханга, я слышу множество других звуков, других инструментов. Поэтому в скором времени хочу показать и эту сторону творчества публике.

На ханге просто берешь и играешь. Есть ребята опытные, которые выкладывают видео уроки в сеть. Но по мне это несколько ни к чему. У каждого свой стиль - этим и интересен ханг. Ну не только этим, конечно.

У меня лично музыкального образования нет, и как утверждают создатели инструмента, оно здесь не важно и, более того, многим даже мешает играть на ханге. Однако в настоящее время я всерьез подумываю о том, чтобы освоить фортепьяно.


Каким видите будущее "хангизма"?

В России и во всем мире ханг развивается по двум направлениям. С одной стороны он используется как инструмент для того, чтобы встретиться с собой. Когда ум захватывается незнакомыми звуками, тогда человек может много нового открыть в себе, в своих чувствах, в своем подсознании. Это используется и в медитациях с хангом, и в ханговой терапии.

Ханговая терапия - наиболее интересный для меня метод, потому что в нем люди достигают конкретных целей в области физического и душевного здоровья, налаживания жизненных ситуаций. Ханговую терапию в Самаре мы проводим вместе с медицинским психологом Виктором Исаевым, который сам изготавливает варганы.

К тому же можно услышать множество композиций, которые попадают не только в категорию "медитация", но и в категорию "хорошая музыка". Я бы отметила Дэвида Кукермана как лучше представителя этого направления.

На мой взгляд, дела обстоят хуже, чем пару лет назад. Во-первых, народ заметно подостыл. Ханг перестал быть новинкой и чем-то чем можно реально удивить, так как большинство людей где-нибудь да слышали его. С другой стороны появляется все больше мастеров по изготовлению хэндпэнов (семейство инструментов, к которому принадлежит и ханг), так что возможно в скором времени нас ожидает открытие школ и курсов по игре на них.

У нас все это на зачаточном уровне, но мировые звезды вроде Дэвида Кукермана, Надишаны приезжают в Россию и проводят медитативные концерты. Также Дэвид Сваруб из Италии лет 7-8 уже играет.

Ханг движения в России как такового пока нет, не знаю будет ли - в основном люди сами по себе. Иногда бывают совместные концерты, джэмы. Не могу сказать про тенденции движения, но что меня огорчает - то, что идет популяризация инструмента. Я бы не хотел, чтобы такое можно было купить на полке в магазине, как гитару. Слишком волшебный инструмент. Но есть ребята, думающие иначе, - к примеру Надишана.

Читайте также: