Фотогравюра своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Дороговизна и недолговечность фотоотпечатков были серьезным препятствием для использования их в целях иллюстрирования книг. Поэтому первейшей задачей для изобретателей была необходимость добиться получения светопечатным путем изображений, прочность которых была бы столь же стабильна, как в гравюрах, и которые можно было бы печатать большим тиражом и с наименьшими материальными затратами. Первоначальные попытки механического воспроизведения фотографий приводили к результатам малоудовлетворительным, плохо передавая детали и игру светотени.

Первое в мире издание, иллюстрированное фотографиями - "Кисть натуры" (The Pencil of Nature, 1844–1846), появилось благодаря Уильяму Генри Фоксу Тальботу (Talbot, William Henry Fox, 1800-1877 гг.), английскому физику, химику и изобретателю негативно-позитивного процесса в фотографии калотипии от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток (или тальботипии, по имени изобретателя). Идея фотографического процесса зародилась у ученого в 1833 году, а в 1834 Тальбот изобрел светочувствительную бумагу. Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 и имел формат 2,5×2,5 см. После десяти лет работ над усовершенствованием своего изобретения в 1843 году ученый впервые осуществил позитивную печать с увеличением и в том же году открыл собственную типографию. В 1939 году способом Тальбота заинтересовались и в Петербургской академии наук. Адъюнкту академии, химику Ю.Ф.Фрицше было поручено заняться изучением и усовершенствованием способа Тальбота. В результате 24 мая 1839 года молодым ученым был представлен письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления, а калотипии Фрицше стали первыми опытами по печати фотографического изображения в России.




Стоит упомянуть и такой способ создания фотоизображения, как дагеротипия - на тот момент более популярный и известный, но не имевший никакого отношения к тиражной печати фотоизображения, т.к. изображение при этом способе получали непосредственно на металле, на который производилась съёмка (тонкий лист серебра припаивался к листу меди, полученная пластина обрабатывалась в темноте парами иода и становилась чувствительной к свету). Доннэ пытался воспользоваться дагерротипными пластинками для целей гравирования. Он подвергал пластинки эти травлению в слабом растворе соляной кислоты и достиг этим путем получения незначительного рельефа. Но травление приводило к малоуспешным результатам для целей печатания, так как серебряная дощечка оказывалась слишком мягкой и не выдерживала даже нескольких десятков оттисков.


Но изобретатели не сидели сложа руки и в последующие десятилетия человечество ожидал настоящий технологический прорыв в области фотопечати. В 1851 году англичанином Фредериком Скоттом Арчером был изобретён коллодионный способ (амбротипия) получения фотографических негативных изображений на пластинах с коллодионной эмульсией и уже к 1852 году дагерротипия и калотипия были полностью вытеснены коллодионным процессом, как более совершенным. Тот же Фокс Тальбот, напечатавший первую в мире книгу, иллюстрированную фотографиями, в 1853 году открыв, что желатин в соединении с двухромовокислым калием после инсоляции делается нерастворимым, применил это открытие для печати фотографии в виде гравюры оттиском со стальной пластины! Об использовании фотолитографии в 1855 году заявил Пуатевэн, получивший в Англии привилегию на способ нанесения на литографский камень светочувствительного слоя. Покрытые этим слоем камни подвергались действию света через негатив, затем на инсолированный слой наносилась жирная литографская краска, и после литографского гуммирования камни были готовы для печати по литографскому способу.

Фотография оставалась чужда художникам, пока в ней властвовали “точные” процессы, основанные на светохимических реакциях солей металлов. Излишне детализованное изображение раздражало глаз, привыкший к живописности красочного мазка и живому штриху сангины. Однако после изобретения пигментных процессов положение изменилось. Фотограф-художник приобрел доселе невозможную власть над изображением, совместив в нем детальную точность фотографии и живописность рисунка. В этот момент родилось течение пикториализма или фото-сецесьон, фотографический аналог стиля модерн. Фотопроцессы переместились из темной лаборатории в светлую и просторную мастерскую художника. Материалами фотографии кроме химикатов стали живописные пигменты, которые, как и сотни лет назад следовало растирать в медной ступке.

Гумми бихроматный процесс

Гумми бихроматные отпечатки отличаются богатой световой гаммой и возможностью применения в процессе красителей практически любого цвета. Процесс основан на свойстве хромированных коллоидов задубливаться пропорционально количеству полученного света. Техника заключается в покрытии бумаги раствором двухромовокислого калия и пигментированного гуммиарабика. После экспонирования в контакте с негативом засвеченный гуммиарабик задубливается. Затем бумага помещается в воду для вымывания незасвеченного гуммиарабика и непрореагировавшего бихромата, при этом на бумаге остается засвеченное позитивное изображение. Способ был изобретен в 1850-х годах, но оставался в забвении до 1890-х, когда и был воскрешен фотографами-пикториалистами. Арт-фотографов, утомленных скучной подробностью господствовавших тогда фотопроцессов, в гумми бихроматах привлекала возможность полного контроля над изображением путем обработки поверхности отпечатка кистью в живописной манере. Как и остальные пигментные отпечатки, гумми бихроматы не имеют в составе изображения ни нестабильных солей металлов, склонных со временем разлагаться, ни покрывающей бумагу желатиновой эмульсии, уязвимой для грибка, по этой причине гумми бихроматы имеют самые высокие архивные качества и сохраняются весьма долго.




Гумми платиновый процесс

Гумми платиновый процесс совмещает себе богатство световых градаций, характерное для платинового процесса и бархатную глубину теней, возможную в гумми бихроматных отпечатках. Для того, чтобы сделать гумми платиновый отпечаток, слегка недоэкспонированный и полностью проявленный платиновый отпечаток (см. Платинотипия) покрывают соответствующими растворами для гумми бихроматной печати и экспонируют, используя тот же негатив. Пигментированный гуммиарабик задубливается пропорционально полученному свету. Процесс был очень популярен в начале ХХ века, когда множество арт-фотографов было увлечено процессами, требующими всяческих манипуляций с изображением для достижения художественной выразительности.




J. Shimon and J. Lindermann, Дебра дома показывает тату с тигром, 12×20", 1999, гумми платиновый отпечаток

Карбоновая печать (пигментная печать)


Один из способов пигментной печати, в котором используют пигментированные бихроматные коллоиды для формирования изображения. В качестве пигмента применяется жженая сажа (от этого и название). Карбоновые отпечатки известны благодаря их архивным качествам и богатой темной гамме.

Сенсибилизированная бумага экспонируется в контакте с негативом, а желатин задубливается пропорционально количеству полученного света. После экспонирования первичный отпечаток прижимается к другому листу бумаги, покрытому нерастворимым слоем желатины. После отмачивания в воде незадубленный желатин с первого листа вымывается и оставшийся пигментированный желатин переходит с первого листа бумаги на второй.

Карбоновый процесс был запатентован во Франции в 1855 г. Альфонсом Луи Пойтевином (Alphonse Louis Poitevin). Пик популярности процесса пришелся на период с 1870 до 1910 годов.

Масляная (Бромо-масляная) печать


Изображение будет принимать краску пропорционально полученному свету. Засвеченные области, в которых желатин оказался задубленным будут принимать много краски, а области светов, набухшие от воды, эту краску будут отталкивать. Таким образом в несколько покрытий создается окончательное изображение. Процесс, разработанный в 1904 г. Г. Роулинзом (G.E.H. Rawlins), использовался арт-фотографами, которые желали большего контроля над фотоизображением, чем при обычных фотопроцессах.

Бромойль (бромо-масляная печать) является ответвлением данного процесса. В этом случае вместо изготовления желатиновой матрицы, на которую наносится масляная краска, используется уже готовый черно-белый отпечаток, изготовленный по традиционному бромосеребряному процессу.

Бромойль с переносом — перенесение полученного изображения на другой носитель путем накатывания валиком или в офортном станке.

Фотогравюра

Фотогравюра применяется при офортной глубокой печати (интальо), когда передача изображения на бумагу осуществляется с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. В процессе фотогравирования фотографическое изображение химическим способом вытравливается на медной пластине. После покрытия пластины типографской краской и вытирания ее насухо — в углублениях остается достаточно краски, чтобы после прокатывания на офортном станке пластины в контакте с листом бумаги получилось изображение. На рубеже ХХ века фотогравюра была взята на вооружение фотографами-пикториалистами, которые восхищались великолепным качеством тиражных изображений, выполненных по этому методу. Один из самых известных примеров применения фотогравюры в фотографии — журнал Альфреда Стиглица (Alfred Stiglitz) Camera Work (1903-1917), а из современных журналов, сохраняющих эту традицию, — малотиражный журнал 21st: Journal of Contemporary Photography.

В процессе фотогравюры отполированная медная пластина покрывается смесью бихромата и желатина (существуют варианты с применением пигментной бумаги) и экспонируется контактным способом с позитивным изображением. После этого пластина помещается в теплую воду и незасвеченный желатин вымывается, а засвеченный и задубленный — остается на поверхности медной пластины, создавая своеобразную матрицу для печати. Толщина покрывающего желатинового слоя пропорциональна количеству полученного света. После просушки пластина помещается в раствор хлорида железа и происходит травление меди. Чем тоньше слой покрывающего желатина, тем глубже протравливается поверхность металла. Заключительная стадия — печать изображения на офортном станке, о чем уже было сказано ранее.

техника граттаж для детей

Граттаж для детей: поделка-гравюра своими руками. Расскажем о технике выполнения граттаж поэтапно, работы и рисунки в этой технике: граттаж салют, пейзаж, космос.

Граттаж — один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания. Нестандартная техника рисования интересна всем детям независимо от возраста. Разница лишь в том, что малышам мы должны помочь подготовить исходный материал, а старшие могут сделать все самостоятельно, так как техника выполнения граттаж для детей достаточно проста.

Слово граттаж происходит от французского Gratter — скрести, царапать. Это известный способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой.

граттаж для детей - насекомые

Все шаги подготовки листа к работе интересны и полезны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на подготовленном темном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Именно поэтому самые популярные мотивы в технике граттаж для детей — те, что всегда выполняются на темном фоне: космос, ракета, ночной пейзаж, праздничный салют.

Готовые наборы для граттажа производители называют скретч-картами и гравюрами.

Гравюра своими руками

Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.

На цветном картоне

Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант — граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.

граттаж для детей своими руками

Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.

Палочка для граттажа

Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.

Палочка для граттажа для детей

Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.

Гравюра восковыми мелками

техника граттаж для детей

Граттаж для детей

Праздничный салют — цветные всполохи на угольно-черном небе — идеальная тема для творческой работы в технике граттаж.

Граттаж салют

Также эффектно смотрятся ночные пейзажи.

граттаж для детей - ночной пейзаж
граттаж для детей - ночной пейзаж

Животные, насекомые и рыбки, да практически любой мотив выглядят красиво в этой технике.



Идеи для гравюр

Формы

Когда вам (или вашим детям) надоест процарапывать простые пейзажи и салюты на прямоугольниках, попробуйте вырезать формы и украшать их в технике граттаж.

граттаж для детей: идеи форм

Фотобумага

Распечатайте фотографию на бумаге, нанесите ее воском и покройте краской для гравюр. Таким образом вы можете сделать удивительные поздравительные открытки и обрадовать своих родителей, бабушек и дедушек или друзей таким подарком.

фотобумага своими руками в технике граттаж

Экспериментируйте с цветом: помимо черного, хорошо смотрятся золотые и серебряные оттенки.

идеи граттаж: эксперименты с цветом

Шаблон


Распечатайте красивый шаблон и наложите его поверх подготовленного листа для граттаж. Обведите все линии карандашом, следуя всем контурным линиям. Важно давить достаточно сильно, тогда ажурный рисунок проявится на листе.

Если до этого момента вы не работали в этой программе, ничего страшного, надо же когда-то начинать. К тому же особого мастерства на этом этапе не требуется, немного усидчивости и понимания будет вполне достаточно. В результате всех манипуляций у меня получился эффект гравюры который вы видите ниже.

эффект гравюры на фото

Подготовка штриховки в Иллюстраторе

Я планирую применять штрихи к довольно большим картинкам по длинной стороне в районе 6000 пикс. с разрешением 300 пикс. Поэтому не раздумывая создаю документ размером 1000 на 1000 мм и соответствующим разрешением.

размер файла в иллюстраторе

Полотно довольно большое, однако в процессе работы нужно будет поворачивать слои со штрихами вертикально и под углом для более качественной имитации гравировального клише, понадобится обрезка соответственно размеры уменьшатся.

Приступаю к созданию штрихов. Беру инструмент Line Segment Tool (гор. клавиша /). Зажав клавишу Shift для получения ровной горизонтальной линии создаю её проведя инструментом вверху поля документа.

параметры инструмента и пример линии

Следующим шагом нужно изогнуть эту линию в виде волны, использую команду зигзаг из меню эффекты.

меню эффекты

получение волнистой линии

Теперь нужно продублировать линию в нижний край полотна. Зажимаю клавиши Shift+Alt тащу линию вниз, при этом будет создан дубликат, а зажатая клавиша Shift обеспечит его точное позиционирование относительно оригинала.

дублирование линии

Для изменения их количества вызываю эту команду из меню Object – Blend — Blend Options. В открывшемся диалоге количество шагов устанавливаю в 560, цифра подобрана экспериментальным путем.

изменение толщины обводки линии

Перенос штриховки в фотошоп

Скопирую получившуюся штриховку в иллюстраторе (Ctrl+C), перейду в фотошоп создам документ с такими же параметрами, вставлю штриховку на новый слой в этом документе (Ctrl+V). Вставляю как пиксельный слой.

вставка слоёв

Эту операцию нужно повторить еще пять раз увеличивая размер обводки линий в иллюстраторе с шагом в пол пункта 1 pt; 1,5 pt; 2 pt; 2,5 pt; 3 pt. В результате получится документ фотошоп содержащий 6 слоев с разной толщиной штриховки.

штриховка в фотошоп

Изменю направление штрихов развернув при помощи команды Ctrl+T слои 4 и 5 на 90 градусов.

поворот штриховки на 90 градусов

Слои 2 и 3 поверну на 45 градусов

поворот на 45 градусов

Инструментом рамка, познакомиться с ним можно здесь, вырежу ту часть документа где присутствуют штрихи в разных направлениях.

обрезка штриховки

Штриховка подготовлена пора браться за гравюру

Создание эффекта гравюры в фотошопе

перенос штриховки в документ

заготовки для масок

применение порога

послойник с заготовками

подготовка к гравированию

Команда внешний канал

Повторяю эту операцию с каждым слоем штриховок, на маску слоя 2,5 pt накидываю слой 140, на 2 pt 160; 1,5 pt 180; 1 pt 200; 0,5 pt 220 резельтат перед вами

финал

На этом сегодня все, надеюсь этот способ обработки найдет применение в вашем арсенале работы с изображениями, до встречи на блоге.

Похожие записи

Обязательно ознакомьтесь с похожими записями, возможно в них вы найдете ответы на свои вопросы

Читайте также: