Форд т своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Значение этой машины для автомобильного мира невозможно переоценить, а для США и вовсе, не зря ведь его называют автомобилем, поставившим Америку на колёса. Модель Т увековечила имя самого Форда, как гениального для своего времени предпринимателя-промышленника, менеджера и маркетолога, показавшего всем остальным автомобилестроительным компаниям, а их в начале прошлого века в одних только США насчитывалось более 400, преимущество конвейерного производства.

Впрочем, история модели Т начиналась не на конвейере. Первые Ford Т были построены в сентябре 1908 года. Это была очень простая машина, основу которой составляла рамная конструкция. Настоящим прорывом была цена – от 800 до 900 долларов в зависимости от выбранной комплектации, в то время как другие автомобили в США, в начале 1910-х, стоили более 1100 долларов.

Вопреки распространенному мнению, не все Ford модели Т красились в чёрный цвет, вариантов расцветки было несколько, правда, все они были тёмных тонов, издалека мало чем отличавшихся от чёрного цвета.

12 миллионов Фордов модели Т действительно имели чёрный цвет, остальные три миллиона – разные тёмные оттенки серого, зеленого, синего и даже красного. Самое интересное, что до начала конвейерного производства, до 1913 года, в цветовой гамме Ford Т черный цвет вовсе отсутствовал, а когда машину стали собирать на конвейере, окрашиваться она стала исключительно в чёрный, из чего можно сделать вывод из общего количества автомобилей, на конвейере собрали 12 миллионов экземпляров.

А еще машину доконвейрного периода сборки называли символом бронзового века автомобилестроения.

Существует масса версий, почему машина получила именно такое народное прозвище. Самой правдоподобной выглядит следующая - Ford Т был первой машиной, выпускавшейся Фордом, имевшей цельнометаллический кузов, к тому же машину сравнивали с простой и неприхотливой лошадкой, именуемой в простонародье Америки - Tin Lizzie.

Генри Форд - первооткрыватель маркетингового направления, существующего и поныне, когда заказчик в пределах одной модели автомобиля может выбрать различную комплектацию.

При неизменной технической части Ford Т, выбор кузовов и аксессуаров был огромным. Клиент мог выбрать наиболее подходящий ему кузов из 9 вариантов, а так же дополнить свой выбор дополнительными аксессуарами. Всё, разумеется, за дополнительную плату. Одних только вариантов мягкого верха предлагалось несколько видов, были полностью закрытые кузова с разным количеством дверей, а ветровое стекло считалось поначалу отдельной опцией.

Помимо легковых модификаций, на шасси Ford Т можно было заказать и лёгкий коммерческий фургон а так же несколько видов лёгких грузовичков.

Двигатель представлял собой 4- цилиндровый четырёхтактный карбюраторный мотор объемом 2.9 литра мощностью 22.5 л.с. Охлаждение было водяным, термосифонной конструкции, водяного насоса там не было.

Мотор первых серий

Масляного насоса так же не было, смазка внутренних деталей мотора осуществлялась методом разбрызгивания. К нижним частям шатунов крепились своеобразные ложки-черпачки, которые подхватывали из поддона масло и подбрасывали его на детали. Масляного щупа тоже не было, владельцы лили в двигатель масло, пока оно не начинало течь из контрольного отверстия.

Мотор поздних серий, после 1919 года.

В качестве источника электроэнергии поначалу было магнето, но в системе зажигания использовалась и батарея (которую надо было докупать отдельно), так как энергии магнето не хватало для запуска двигателя. Затем появился генератор и обычная контактная система зажигания. С 1919 года автомобили стали оснащать электростартером.

Управление карбюратором и опережением зажигания было на руле, как и у большинства автомобилей тех времен. Вообще, управление этой машиной считалось очень простым и лёгким, по сравнению с большинством автомобилей той поры. За рулём Ford Т можно было увидеть и женщин.

Блок двигателя и коробки передач был общий. Коробка была двухступенчатой, планетарной. Управление коробкой передач осуществлялось педалями.

Реверс включался средней педалью, которая у современных автомобилей служит тормозом, а тормозом была правая, которая у современных – газ. Средней педалью (задней передачи) тоже можно было подтормаживать, а основной тормоз был трансмиссионный, ленточный.

На передних колёсах тормозных механизмов не было, а задних – барабаны с механическим приводом от рычага. Всё управление рабочим тормозом осуществлялось через коробку передач. Для экстренного торможения надо было одновременно нажать на среднюю и правую педаль и потянуть на себя рычаг ручного тормоза, эту комбинация проще всего запоминается.

Вообще, механизм коробки передач Ford Т напоминает конструкцию простенькой двухскоростной гидромеханической автоматической коробки передач, только нет гидротрансформатора, и блоком управления этой коробки служит сам водитель, воздействуя через педали и рычаги на элементы коробки посредством ленточных тормозов.

Электрические фары у Ford Т появились в начале 1910-х.

Спидометр в перечне штатного оборудования отсутствовал, его можно было заказать за отдельную плату. Привод спидометра в таком случае устанавливался на переднем правом колесе, это были обычные ничем не защищенные от внешнего воздействия шестерни.

Такой вот "прадедушка" амотризаторов мог устанавливаться опционально, на передней рессоре.

Благодаря своей низкой стоимости, простоте конструкции и высокой проходимости, Ford Т быстро становится популярным у американского среднего класса. Множество американцев впервые смогли себе позволить новый автомобиль. Его покупали врачи, банковские клерки, репортёры, фермеры, инженеры, мелкие предприниматели. На вторичном рынке, машина была доступна и простым рабочим.

Ford Т был вообще первым автомобилем, который появился в Монголии и еще в нескольких странах мира, где до него никаких автомобилей не было.

реставрация форд

Реставрация автомобиля Ford Model T 1912 года выпуска.

Ford Model T был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,9 л (2893 см³) и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие конструктивные и технологические нововведения, как цельнолитой блок-картер, отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение планетарной коробки передач.

В 1908—1910 годах в Америке автомобили стоили от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена Ford Model T составляла 825 долларов — почти на треть меньше, чем у самого дешевого автомобиля других фирм — следует учесть что среднегодовой доход американцев на 1910 год составлял – 574 долларов.

В 1916—1917 годах было продано уже 785 432 автомобиля Форд, цена постоянно снижалась и к 1917 году, достигла 350 долларов.

Реставрация автомобиля.

Умелец Дмитрий самостоятельно полностью восстановил автомобиль Форд 1912 года. Изначально автомобиль был в плачевном состоянии, часть деталей удалось отреставрировать своими силами, остальные оригинальные запчасти заказывались из США. Предлагаем вашему вниманию фото отчёт о реставрации автомобиля Форд.

Ford T.


Рождение легенды

Модельная линейка Ford Motor Company первых лет включала как дорогие, так и дешевые машины, обозначавшиеся буквами латинского алфавита от A до S. Они неплохо продавались и радовали инвесторов запланированными доходами.

Однако Генри Форд жаждал другого. Он стремился изменить мир. Он решил сконцентрироваться на одной массовой платформе, которую можно приспособить для широких нужд. Такая конструкция должна была подходить для кабриолетов и для грузовиков, для фургонов, карет скорой помощи и даже для пожарных бригад. На универсальное шасси он предлагал ставить много кузовов. Автомобиль должен быть удобным, дешевым в производстве, ремонтопригодным и практически неубиваемым.

Продавать эту машину Форд хотел на треть дешевле существующих на рынке моделей. При этом автомобиль должен был подарить удобство владельцу на уровне хорошей модели. На тот момент такое решение противоречило всем законам бизнеса, и совет директоров поднял менеджера на смех. Но Форд перекупил часть акций у решившего выйти из состава правления партнера, и его голос оказался решающим.

Генри Форд, 1921 г.

В начале зимы 1906 года на заводе Пикетт Генри Форд приказал отгородить часть третьего этажа и создал КБ для разработки универсального шасси будущего Ford T. Допуск туда помимо самого Форда получили всего несколько человек. В этом тесном кругу и разрабатывалась концепция новой машины, которая вскоре изменила облик не только США, но и всего мира.

Главным препятствием на пути достижения цели оказался дефицит хороших материалов. Стальные кузова были тяжелы и подвеска быстро разбивалась.

В 1906 году Форд на соревнованиях во Флориде подсмотрел у французских гонщиков конструкцию рамы из ванадиевого сплава. Зародилась идея изготавливать такие рамы массово для серийных машин и добиться снижения их стоимости. Правда, в 1906 году никто из сталелитейщиков в Питтсбурге не знал технологий производства прочных и легких ванадиевых сплавов. Но Форду удалось перекупить из Европы металлургов, которые и наладили производство правильных рам, оказавшихся практически вдвое легче существующих.

Собственные инженеры разработали новый двигатель, а вместе с ним и инновационную планетарную трансмиссию без сцепления, что отразилось на ее долговечности.

Ford T

В сентябре 1907 года были построены два первых прототипа будущей модели Т. А уже в сентябре 1908 года машина поступила в продажу.

Три педали и рычаг

Ford T

2,9-литровый двигатель развивал мощность в 20 л.с. Бензин подавался самотеком от бака под передним сиденьем к простенькому карбюратору. Масляного насоса и водяной помпы не было, поэтому циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивалась за счет конвекции. Такое охлаждение называют термосифонным, и оно требует огромного объема жидкости, а также массивных патрубков и баков системы.

Коробка передач Ford T была двухступенчатой, планетарного типа . Сцепления не было, а две передачи вперед и одна назад включались педалями на полу под рулем. Конструкция получилась надежной. Однако тормоз был никудышный. Ремень от педали просто перебрасывался на трансмиссионный вал. Тормозить педалью было почти невозможно на скоростях от 15 км/ч, поэтому водители замедлялись с помощью двигателя. Был еще ручник, но его затягивали только на остановках.

Ford T

Управлять этой машиной было гораздо сложнее, чем современными автомобилями. Шофер должен был уметь отрегулировать опережение зажигания, правильно запустить мотор рукояткой, настроить непрогретый карбюратор с помощью рукоятки, затем дождаться достижения рабочей температуры, постепенно меняя настройки зажигания и топливообогащения. Затем разрешалось ехать. В общем, премудростей было много. Но машина полюбилась американцам, и спрос на нее рос день ото дня.

Стоил Ford T каких-то 825 долларов. И это в то время, когда цена на машины почти не бывала ниже 2000 долларов. До появления Ford T автомобиль считался игрушкой для богатых. А так как средняя заработная плата квалифицированного рабочего в США достигала 500 долл в год, то Ford T стал находить покупателей уже в пролетарской среде и у среднего класса.

Американские мечты: 10 самых известных автомобилей Ford

Ещё одной чрезвычайно успешной моделью стал полноразмерный пикап Ford F-1, давший старт линейке F-Series. Эти пикапы производятся в США уже 60 лет, в общей сложности продано почти 30 миллионов экземпляров. На момент появления Bonus-Built в 1948 году машина обладала передовым футуристическим дизайном и быстро полюбилась публике.

Mustang был достаточно дешёвым спортивным автомобилем, но ради снижения цены производитель отказался от многих удачных идей. В результате уже на следующий год тюнинговое ателье Shelby представило своё видение этой машины. Так появился Shelby GT350 – более мощная, лучше управляемая и дорогая версия Mustang.

Одним из наиболее известных гоночных автомобилей Ford является полноприводный раллийный RS200 группы B. Этот автомобиль разгонялся до ста километров в час за две секунды. Правда, уже через три года после создания этой машины автомобили группы B были запрещены и в гонках больше не участвовали.

Выпущенный в начале 90-х Ford Crown Victoria стал одним из наиболее растиражированных автомобилей – он чаще любой другой машины мелькал на теле- и киноэкранах. Дело в том, что именно эту машину долгое время использовали полицейские и таксисты США. В результате Crown Victoria стала неотъемлемой частью образа американских мегаполисов в 90-е годы.

Американские мечты: 10 самых известных автомобилей Ford

Ещё одной чрезвычайно успешной моделью стал полноразмерный пикап Ford F-1, давший старт линейке F-Series. Эти пикапы производятся в США уже 60 лет, в общей сложности продано почти 30 миллионов экземпляров. На момент появления Bonus-Built в 1948 году машина обладала передовым футуристическим дизайном и быстро полюбилась публике.

Mustang был достаточно дешёвым спортивным автомобилем, но ради снижения цены производитель отказался от многих удачных идей. В результате уже на следующий год тюнинговое ателье Shelby представило своё видение этой машины. Так появился Shelby GT350 – более мощная, лучше управляемая и дорогая версия Mustang.

Одним из наиболее известных гоночных автомобилей Ford является полноприводный раллийный RS200 группы B. Этот автомобиль разгонялся до ста километров в час за две секунды. Правда, уже через три года после создания этой машины автомобили группы B были запрещены и в гонках больше не участвовали.

Выпущенный в начале 90-х Ford Crown Victoria стал одним из наиболее растиражированных автомобилей – он чаще любой другой машины мелькал на теле- и киноэкранах. Дело в том, что именно эту машину долгое время использовали полицейские и таксисты США. В результате Crown Victoria стала неотъемлемой частью образа американских мегаполисов в 90-е годы.

Конвейер

За первый 1909 год было продано более 12 тысяч Ford T, а на следующий год уже около 20 тысяч. А к 1912 году производство подтянулось к 70 тысячам машин в год. Но автомобиль производился кустарно. Бригада собирала одну машину в течение 12-часового рабочего дня. И завод не мог удовлетворить спрос полностью. Требовался технологический прорыв, и Генри Форд его обеспечил.

Многие думают, что это он придумал конвейер. Действительно, Генри Форд воплотил его на практике в виде машиностроительной технологии. Однако идеи он подсмотрел у мясников на чикагских бойнях. Именно там впервые туши стали разделывать на поточной линии. Говяжьи туши, подвешенные на крюках, разделывались по мере их медленного движения.

Генри Форд сделал наоборот и предложил на медленно двигающуюся раму крепить взаимозаменяемые детали. Каждый рабочий выполнял только одну операцию, и производительность труда выросла в 8 раз. Одна машина собиралась на конвейере за 1,5 часа, и каждую минуту из ворот предприятия выкатывался новый автомобиль. Заработная плата рабочих на заводах Форда подскочила в 5 раз и годовой объем производства Ford T в 1917 году составил рекордных 700 тысяч автомобилей в год. Строились новые цеха, и в 1921 году был взят рубеж в 1,5 миллиона машин в год! А ещё через два года Ford T стал выпусккаться в количестве 2 миллионов штук. Такая массовость позволила снизить стоимость автомобиля до 350 долл.

Ford T

Такие объемы производства даже по современным меркам удивительны. Ни одна модель в мире ни до, ни после Ford T не изготавливалась столь массовыми годовыми партиями.

Скепсис владельцев в отношении Ford T не был безоснователен. Топливный бак не имел насоса, и горючее поступало в карбюратор самотеком. Поэтому на подъемах, где нос задирался кверху, машина могла заглохнуть. Приходилось карабкаться на холмы задним ходом, потому как в таком положении кверху поднимался уже бак, находящийся под передними сиденьями.

Кроме того, электрические фары запитывались напрямую от магнетто, отчего работали тускло при низких оборотах мотора. Ночью приходилось ездить только на первой передаче, чтобы постоянно держать высокие обороты и хоть как-то освещать дорогу.

Ford T

Но самыми неприятными были слабые тормоза, которые были причиной высокой аварийности Ford T.

Между тем, машина продолжала главенствовать на рынке.

Новая эпоха

Генри Форд увлекся новыми направлениями промышленного производства и стал вкладываться в авиациию. Автомобильная отрасль сконцентрировалась на массовости и сокращении издержек. Но новых моделей не проектировалось.

Пришлось Генри Форду останавливать конвейер. В мае 1927 года большая часть рабочих отправилась в вынужденные отпуска, а конструкторское бюро засело за проектирование новой машины.

Ford t. Ford Model T безо всяких преувеличений изменил мир. Из игрушки для богатых автомобиль превратился в средство передвижения.

Ford Model T безо всяких преувеличений изменил мир. Из игрушки для богатых автомобиль превратился в средство передвижения.

Конечно же, на заре автомобильной эпохи никто о таком кошмаре и помыслить не мог. Но это произошло, и виной тому был даже не Карл Бенц, а предприимчивый американец Генри Форд (Henry Ford), фамилия которого чуть не превратилась в синоним автомобиля вообще.

Именно этому человеку мы обязаны многокилометровыми пробками в городах. Ведь он сделал автомобиль массовым и доступным.

Тем не менее до промышленного производства было ещё далеко. Нынешняя, всем известная Ford Motor Company берёт своё начало лишь с 1903 года. В первые шесть лет компания выпускала десяток различных моделей, обозначавшихся буквами латинского алфавита от A до S. Были среди них дешёвые модели, были и довольно дорогие и мощные, рассчитанные на состоятельных покупателей. Впрочем, Форд скоро понял, что таким образом больших денег не сделаешь, и решил сосредоточиться на единственной массовой и практичной модели, доступной буквально всем слоям общества.

Конструкция Ford Model T была настолько простой, что машина стоила дешёво даже без конвейерной сборки.

Имелись у Ford T и свои недостатки, связанные главным образом со стремлением удешевить конструкцию. Так, бензин поступал в мотор самотёком. Это приводило к тому, что если в баке оставалось мало топлива, на крутых подъёмах двигатель мог заглохнуть. Хитрые американцы нашли выход: в горку они забирались… задним ходом. Другой врождённой проблемой были фары. Они питались напрямую от магнето и при низких оборотах мотора горели очень тускло. Чтобы в ночное время видеть перед собой дорогу, приходилось ездить на пониженной передаче.

Помимо упрощённой конструкции, ещё одним козырем Форда была великолепная организация производства. Например, для того, чтобы снизить издержки и меньше зависеть от поставщиков, Форд завёл собственное металлургическое производство. Субподрядчикам он давал указания о том, какого размера должны быть доски для ящиков, в которых поставлялись детали. Потом из этих досок выпиливались деревянные части машины. Оставшаяся древесина пережигалась в древесный уголь, который тоже поступал в продажу. Такая борьба за доллары и центы вела к тому, что Ford T стоил исключительно дешёво: 825 долларов. И это в то время, когда редкий автомобиль продавался меньше чем за 2000 долларов, считаясь игрушкой для богачей!

Нынче без конвейера обходятся разве что компании, производящие штучные эксклюзивные машины. А в то время это был настоящий прорыв.

Конвейер был внедрён на фордовских заводах в начале 1914 года. Время сборки радикально сократилось: прежде одно шасси для Ford T собиралось за 12 с половиной часов, теперь же весь автомобиль — за 93 минуты. Правда, это решение, технологически эффективное, оказалось непродуманным с гуманитарной точки зрения. Монотонной, одурманивающей работой у конвейера могли прельститься только неквалифицированные эмигранты. Компанию Форда одолевала страшная текучка кадров. Не обошлось и без социальной критики: Форда обвиняли в том, что он превращает рабочих в живые автоматы. Форд ответил на это подъёмом минимальной заработной платы до неслыханного уровня: пять долларов за восьмичасовой рабочий день. Вспомните рассказы О. Генри: там девушкам-продавщицам такую сумму платят в неделю! Этот поступок потряс Америку. Форда критиковали снова, на этот раз обзывая социалистом. Однако Форд не только покончил с текучкой и поднял производительность: повышая своим рабочим зарплату, он давал им возможность покупать его же автомобили и тем самым увеличивал число своих клиентов. И действительно, несмотря на всю критику, прибыль компании к 1916 году удвоилась.

Первый закрытый кузов — седан — стал устанавливаться на Ford T с 1914 года. Он имел непривычную для нас конструкцию: для доступа и к передним, и к задним сиденьям служили две двери, расположенные посередине кузова. Таким образом, сбоку от водителя находилась не дверь, а глухая стенка с окном, и чтобы вылезти из машины, ему приходилось перелезать через спинку сиденья. По этой ли причине или относительной дороговизны седаны не пользовались большим спросом: наиболее массовым вариантом Ford T до самого конца оставался открытый кузов — фаэтон, который у американцев называется Touring.

Производство нарастало, перевалив в 1917 году за 700 тысяч. Затем США вступили в Мировую войну, промышленность частично переключилась на военные нужды, спрос упал, начались нехватки сырья, и в годах производительность фордовских заводов несколько сократилась. Но уже в 1921 году, на волне послевоенного бума, был взят новый рубеж: 1 миллион 400 тысяч машин! А ещё через два года Ford T был произведён в количестве 2 миллионов штук.

Покупателям седанов Ford T нравилась защита от непогоды и не нравилось то, что вылезать водителю приходилось через центральную дверь.

Всё более архаичным выглядело и управление этими машинами. Дошло до того, что в ряде штатов для вождения Ford T требовались специальные права. В конце концов, продажи машины начали падать, и это даже такого упрямого человека, как Генри Форд, вынудило принять меры. В мае 1927 года заводы Форда были закрыты на шесть месяцев: якобы с целью переоснастки для выпуска новой модели, но на самом деле её ещё не существовало в природе. Форд отправил рабочих по домам, а инженеров усадил за разработку новой модели. Она пошла в производство лишь под конец года и называлась вовсе не Ford U, как следовало бы по логике, а Ford A — в знак того, что всё начинается сначала. Новая модель с двигателем, несмотря на спешку с её созданием, получилась очень удачной и стала достойной преемницей модели T.

Читайте также: