Фонокорректор для арктур 006 своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 15.09.2024

Владельцы этого ЭПУ (G-2021) прекрасно знакомы с одним из недостатков системы привода диска - невысокой стабильностью скорости привода диска, что требует постоянной подстройки её. Стробоскопичесие метки постоянно гуляют. Даже опускание иглы на пластинку влияет на скорость. Да и в процессе проигрывания скорость растёт по мере перемещения иглы от начальной дорожки к конечной. Мне это изрядно надоело и пришлось заняться этой проблемой. Сначала хотел сделать ФАПЧ, но безрезультатно просидев немало времени, отказался. Причина - сложность реализации и недостаток опыта в построении этих систем. А вот аналоговый стабилизатор меня удовлетворил. Несложный, полтора десятка деталей, и неплохие параметры. Стробоскопические метки практически не перемещаются, на опускание и положение иглы на пластинке не реагирует. При включении ЭПУ без подстройки сразу получаются неподвижные метки. Правда, иногда наблюдалось очень медленное, одна метка за несколько секунд, перемещение. Одной из причин оказался стабилизатор напряжения 12,5 В, После его переделки стабилизация меток улучшилась, Сказать, что сейчас метки абсолютно неподвижны, нельзя - иногда всё же есть перемещение, но причину я не нашёл, да и нет в этом необходимостии - на слух не воспринимается. Не исключаю, что от нестабильности частоты сети.

PS. Ещё к тонарму приспособил светодиод от старого фонарика. Он освещает пластинку в месте нахождения иглы. Светодиод имеет линзу, на пластинке освещается круг диаметром 4 - 5 мм. Это особенно удобно при выборочном проигрывании пластинки и плохой освещённости.

Владельцы этого ЭПУ (G-2021) прекрасно знакомы с одним из недостатков системы привода диска - невысокой стабильностью скорости привода диска, что требует постоянной подстройки её. Стробоскопичесие метки постоянно гуляют. Даже опускание иглы на пластинку влияет на скорость. Да и в процессе проигрывания скорость растёт по мере перемещения иглы от начальной дорожки к конечной. Мне это изрядно надоело и пришлось заняться этой проблемой. Сначала хотел сделать ФАПЧ, но безрезультатно просидев немало времени, отказался. Причина - сложность реализации и недостаток опыта в построении этих систем. А вот аналоговый стабилизатор меня удовлетворил. Несложный, полтора десятка деталей, и неплохие параметры. Стробоскопические метки практически не перемещаются, на опускание и положение иглы на пластинке не реагирует. При включении ЭПУ без подстройки сразу получаются неподвижные метки. Правда, иногда наблюдалось очень медленное, одна метка за несколько секунд, перемещение. Одной из причин оказался стабилизатор напряжения 12,5 В, После его переделки стабилизация меток улучшилась, Сказать, что сейчас метки абсолютно неподвижны, нельзя - иногда всё же есть перемещение, но причину я не нашёл, да и нет в этом необходимостии - на слух не воспринимается. Не исключаю, что от нестабильности частоты сети.

PS. Ещё к тонарму приспособил светодиод от старого фонарика. Он освещает пластинку в месте нахождения иглы. Светодиод имеет линзу, на пластинке освещается круг диаметром 4 - 5 мм. Это особенно удобно при выборочном проигрывании пластинки и плохой освещённости.

Современные строительные электроинструменты достигают высокой производительности и эргономичности благодаря использованию мощных бесщеточных электродвигателей и литий-ионных аккумуляторов. Для реализации сложных алгоритмов питания таких двигателей и управления ими компания Infineon предлагает микросхему интеллектуального драйвера управления трехфазным бесщеточным двигателем 6EDL7141, MOSFET BSC007N04LS6 из семейства OptiMOS 6, а также отладочную плату EVAL6EDL7141TRAP1SH.

Внешний вид

1

Еще раз, именно для тех кто в танке. Те кто думает, что к вертушке можно подключить акустику и сразу слушать винил. НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ВЫЙДЕТ. К Арктур-006 как и ко всем подобным проигрывателям нужен отдельный, причем хороший фонокорректор, отдельный усилитель и все. Слушайте на здровье винил! Уф, выговорился, просто меня постоянно спрашивают на счет подключения той или иной аппаратуры. Постараюсь позже в отдельной статье описать алгоритмы подключения разных блоков.
Ну а теперь опять вернемся к Арктур 006. На левой стороне находится стробоскоп. На правой стороне поднятие иглы, стоп. Имеются также регуляторы прижимной и даже компенсатор скатывающей силы, есть автостоп, неплохой такой микролифт, а также переключатель скорости — 45, 33. Имеются ножки/опоры. Вообщем вертушка имеет весьма неплохую внешность, однако стол можно покрасить и вы получите неплохой проигрыватель винила за относительно малые деньги.

Фонокорректоры ЗМ

Фонокорректоры ЗМ

Внутренний вид

Доработка Арктур 006

Прослушивание-впечатления

недорогой фонокорректор ЗМ № 3

недорогой фонокорректор ЗМ № 3

Итоги

Вертак неплохой, но нужно приложить небольшие усилия Не бойтесь переделывать этот интересный проигрыватель Арктур-006, и он вам откроет совершенно новые грани звука!

Клон Naim NAP 200 черный

Клон Naim NAP 200 черный

Все эти инструкции Арктур можно скачать ЗДЕСЬ — > Арктур 006

Откройте документ Word, наведите на любую ссылку и нажмите CTRL + левая кнопка мыши — ссылка откроется в браузере, переходите и качайте, все файлы проверены — вирусов нет!


Я надеюсь, что это объяснение немного помогло. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

В первую очередь необходимо отметить, что если Вы хотите приобрести виниловый проигрыватель советского производства и не желаете заниматься доработками, кроме замены звукоснимателя - я ни в коем случае НЕ РЕКОМЕНДУЮ брать Арктур. Из проигрывателей советского производства, которые практически не нуждаются в доработках отмечу Электронику ЭП-017, Б1-01 и Корвет 003/038.

Все Арктуры собраны "ногами"(не побоюсь этого слова). Особенно это касается тонарма - наиважнейшей детали любого проигрывателя.

Наличие встроенного фонокорректора, рокот-фильтра, неважных проводов в тонарме и наимертвейшего звукоснимателя MF-101 - делает его совершенно не пригодным для прослушивания.

2) Отключить рокот-фильтр. Его найти не сложно - провода из тонарма ведут непосредственно в него. Так же при желании его можно оставить на месте.

Аппарат состоит из двух половинок и в нижней необходимо "врезать" 2 разъема "тюльпан" и винтовую клемму для "земли". После этого рекомендую проверить хорошо ли закреплен блок питания и "ножки" аппарата.

Смысла выносить блок питания наружу не вижу, т.к. паразитирующих наводок на звукосниматель и других вещей я не заметил. Замена шнура так же результата не дала, а вот включение проигрывателя в сетевой фильтр типа "пилот" дает серьезные наводки на звукосниматель ухудшая тем самым качество звучания

Что можно сделать. У меня было две идеи - либо пластилин, либо парафин. В итоге практически весь низ залит парафином, но некоторые места, например фонокорректор и площадка вокруг блока питания промазана пластилином(Благодарен Степному Волку за предоставленный пластилин)

С верхней частью сложнее. В первую очередь надо проверить качество крепления самого ЭПУ к корпусу. При желании(я этого делать не стал) можно воспользоваться идеей Степного Волка, а именно прикрутить все через резиновые сантехнические прокладки. Далее все как с нижней частью, разве что парафин здесь лучше положить после сборки проигрывателя прямо на металлическое ЭПУ предварительно сняв диск.

Константин Запорожцев рекомендует литцентрат. Я поставил провод Cardas Audio - тот же литцентрат по звучанию, но в оплетке и рвется не так легко, как литцентрат

Провод продается в магазине Нота + и стоит в районе 450 рублей за 4 проводка по 0.5 м. Этого вполне достаточно.

Для Арктура рекомендую именно этот вариант, т.к. порвать провод очень легко в силу конструкции тонарма. Сразу оговорюсь, что не снимая и полностью не разбирая тонарм поменять проводку невозможно. Но в любом случае тонарм собран настолько халтурно, что не делать этого просто нельзя.

5) Снимается и разбирается тонарм относительно не сложно, главное не забудьте про 5-й провод который идет на корпус проигрывателя и не переусердствуйте с затягиванием подшипников. Помните, что тонарм должени абсолютно плавно и свободно двигаться во всех направлениях. Для смазки подшипников используйте литол

Контакты в шелле ликвидировать смысла не вижу, но провода от шелла к звукоснимателю рекомендую тоже обязательно поменять.

Проводов из тонарма должно выходить ровно 5. 4-е из них припаиваются к тюльпанам согласно полярности, а пятый на корпус проигрывателя и на клемму земля для последующего соединения с фонокорректором.

6) В середину диска рекомендую залить целый балон силиконового герметика и с помощью фена и шпателя разровнять его

7) Особое внимание(у меня на это уходит около 40 минут) необходимо посвятить правильной установке звукоснимателя. Для этого годится этот шаблон(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться

О длительных разговорах насчет того какой советский проигрыватель лучше. Такие тесты осложняются тем, что проводить их необходимо на одном и том же звукоснимателе, который необходимо снять, поставить и точно выставить на каждом проигрывателе.

Сравнивались Электроника ЭП-017 самый первый выпуск(не Казанский, а Фрязинский) и Арктур только с задемпфированным корпусом. Сравнение велось на звукоснимателе, который у меня стоит и по сей день - Shure 75ecs. Фонокорректор ламповый ZKI.

Электроника несколько уступила на средних частотах. Арктур играл с более высоким разрешением. После переборки тонарма и замены проводки в силу отчетливо слышимых улучшений, очередное сравнение этих проигрывателей не имеет никакого смысла.

Уважаемый Степной Волк привозил свою доработанную Электронику Б1-01 с звукоснимателем Audiotechnika-110. Менять звукосниматели не стали, просто сравнили как есть. Сравнение некорректное, потому как Б1-01 сильно уступила Арктуру, но причина этому звукосниматель.

Этим я хочу сказать, что при желании, даже посредственный аппарат можно доработать до серьезного уровня.
________________________________________ ________________________________________ ____

Как увидеть износ иглы -

Берем левой рукой головку, иглой от себя, под длинной лампой или люстрой (чем больше света тем лучше) ловим блик на конусе алмаза с боковой (рабочей) стороны, в сильную лупу (10-20х) или микроскоп (достаточно ручного 30-50х), ловим иглу в лупе/микроскопе, и начинаем медленно поворачивать головку иглой к себе, и если увидим яркую точку на кончике иглы (или плоскость в микроскоп) - то ей пора в мусорку/на ретип.

Иглы весьма быстро приходят в негодность, байки о тысяче часов работы нереальны, и все тем хуже если слушать немытые диски.

Деградация проявляется в ухудшении звука к концу диска (появляются искажения, которых быть не должно), в особо запущенных случаях "орать" начинает с самого начала.

для примера фото сильно изношенной иглы

________________________________________ ________________________________________ ____

РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ" И НЕ ТОЛЬКО

________________________________________ ________________________________________ ____

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Доработка G-2021 (часть 4)


Совершенно случайно наткнулся на ветку форума, где человек описывает свой вариант доработки Арктур-006. Меня это заставило сильно задуматься о корпусе - а не сделать ли все-таки деревянный? Сразу нашлось несколько аргументов "за":

- хоть мне дерево и не нравится, зато оно нравится тем, перед кем буду понтоваться;
- уходит проблема демпфирования корпуса;
- уходит проблема покраски, она заменяется более предсказуемой отделкой;
- появляется свобода дизайна, фактичкски, это полный уход от Арктура, остается только Unitra.

Из аргументов "против" есть фактически только один - я никогда не работал с деревом, не знаю, как выбрать материал, как его обработать, как отделать поверхность.

По такому поводу стало интересно, как оформляла свои проигрыватели фирма Unitra.

Unitra - это крупное польское производственное объединение, в него входило более сорока предприятий. Одним из них был завод Fonica в городе Лодзь, который специализировался на выпуске виниловых проигрывателей. Первый проигрыватель был выпущен в начале 50-х годов, а в 70-х их производство было массовым. К тому времени уже существовало ЭПУ G-600 и его модификации с пассиково-роликовым, а потом с пассиковым косвенным приводом. Эти ЭПУ известны нам по проигрывателям "Вега". Но с ЭПУ G-2021 у него было мало общего. Первое ЭПУ, которое имело некоторые общие черты G-2021, появилось в начале 80-х и называлось G-8010. Это ЭПУ имело практически такой же тонарм, который позже будет использоваться на G-2021, только у него был другой компенсатор скатывающей силы на основе рычага с грузиком.


Для этого ЭПУ были впервые указаны геометрические параметры тонарма:


В ЭПУ G-8010 был пассиковый привод, хотя сам диск был почти такой же, как в G-2021:


На основе этого ЭПУ выпускалось много разных проигрывателей под разными торговыми названиями, многие делались на экспорт. Например, проигрыватель ALTUS P-100.


Немного позже появилось ЭПУ, практически полностью совпадающее с G-2021. На его основе делались проигрыватели "Adam" GS-420 и GS-424 в деревянном корпусе.



В ЭПУ этих проигрывателей впервые в истории Fonica был применен прямой привод, причем довольно необычной конструкции - на основе линейного электродвигателя. Интересно было узнать, откуда появилась такая конструкция. Завод Fonica имел лицензии фирм Telefunken, Thomson, Tenorel. Но среди их продукции похожего проигрывателя не было. Unitra сотрудничала еще и с японской компанией Sanyo, которой, в свою очередь, принадлежал бренд Fisher. Вот среди продукции Fisher очень похожий проигрыватель нашелся. Это Fisher MT6225 (его фото - заглавное в этом посте). В этом проигрывателе был впервые применен прямой привод на основе линейного электродвигателя, что в свое время наделало много шума. Статьи про MT6225 появлялись в различных изданиях, в том числе, в октябрьском номере за 1977 год журнала "Popular Science".


У обычных прямоприводных двигателей, которые в то время уже использовались в проигрывателях, были относительно большие пульсации момента из-за малого количество полюсов (обычно 12). Что вызывало повышенный уровень детонации и рокота. Двигатель MT6225 имел 120 полюсов в виде магнитной полосы на диске, 25 из которых постоянно взаимодействовали с катушками статора. Благодаря этому детонация была снижена до 0.03%, а уровень рокота лежал ниже уровня -70 дБ.



Интересно то, что не только двигатели MT6225 и G-2021 были очень похожими. Похожей была вся внутренняя компоновка (программная шестерня автостопа, рычаги автостопа и возврата тонарма, тяга кнопки "стоп", расположение кнопок и регуляторов).



Электрические схемы тоже были очень похожи, но и тут схема MT6225 оказалась более продуманной - она не применяла никаких дефицитных микросхем, обычные ОУ 4558 были просто умощнены транзисторами.


Одновременно с GS-420 и GS-424 были заявлены проигрыватели GS-421 и GS-425, которые тоже были прямоприводные, но с двигателем обычной конструкции. Неизвестно, выпускались ли они вообще.


Дальнейшее развитие модельной линейки ЭПУ шло по пути удешевления и упрощения конструкции. Прямоприводных двигателей больше не делали, конструкции тонармов упростили, диск сделали более легким. В поздних моделях проигрывателей (GS-464 и других) использовалось ЭПУ, которое ближе к G-602, чем к к G-2021. Это был шаг назад. Вскоре и вовсе настали трудные времена, завод практически прекратил выпуск продукции.


В начале 90-х на заводе Fonica собирался проигрыватель Thorens TD 180 и готовились к выпуску другие модели Thorens. Но выпуск продолжался недолго, завод Fonica был окончательно закрыт в 1992 году.


Как ни странно, в 2012 году в городе Лодзь производство виниловых проигрывателей под маркой Fonica возобновилось. Но теперь там выпускают недоступные для простых смертных аудиофильские агрегаты с причудливым дизайном и очень примитивные технически.

А зачем уродовать вертушку такими действиями ? Вы что всерьёз верите , что после всего этого она зазвучит на уровне лучших проигрывателей ( да ещё с картриджем за 3 т. руб ) . Поставьте на неё новый картридж и успокойтесь - слушайте музыку . Для этой вертушки из картриджей - неплохой вариант АТ-95Е ( выпускается поныне ) , Ортофон ОМ-10 - оба эти варианта намного лучше штатного картриджа Унитра серии МФ . Замена проводов в тонарме ничего не даст - не мучайте вертушку , и себя иллюзиями .

Подпишусь за AT 95E - при цене всего $40 играет на гораздо большие деньги, неплохой бюджетный вариант. С иглами тоже проблем не будет, всё выпускается до сих пор.

Цитата
viza2912 пишет:
заменить провода тонарма. Залить корпус изнутри

. Есть конечно отдельные персонажи , купившие 5 кг пластилину ( вместо того чтоб просто купить 0,5 водки ) , потом мазавшие этот Арктур пластилином изнутре . Картина , достойная висеть на стене дурдома

Благодарю за ответы. Что подскажете по распайке? Просто ставим голову АТ95Е, накручиваем гайку и все? А что по заземлению? Должен ведь проигрыватель быть соединен землей с усилителем?

Читайте также: