Фонарик на день святого мартина своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

В середине самого темного месяца ноября в Германии отмечают праздник фонариков. Через вальдорфские садики и школы этот праздник попал и в Россию. Об истории праздника и о том, как организовать такое мероприятие для своих детей, рассказывает Ксения Проценко.

Тогда же, два года назад, друзья рассказали мне про домашний праздник, на котором они побывали, где дети ходили по дому в темноте с зажженными фонариками и искали сокровища гномов.

А в прошлом году я сама с друзьями устроила похожий праздник в парке у дома: темным ноябрьским вечером мы под пение специальной песенки дошли до рощицы, где горело множество фонариков, вместе с детьми собрали маленьких самодельных гномиков, нашли клад со стеклянными камушками и запустили в небо несколько больших фонарей.

Судя по всему, необычный для нас праздник фонариков стал потихоньку проникать в ноябрьские будни русских городов. Очень интересно проследить все истоки и разобраться в нюансах и вариантах традиций.

История праздника

Например, в Португалии жарят на улице каштаны, в Австрии подают на стол гуся и пекут печенье, в Польше пекут рогалики, а на Мальте детям дарят мешочки со сладостями и сухофруктами.

С другой стороны, этот день знаменовал начало сорокадневного поста перед Рождеством (который со временем стал короче), и традиции праздника стали напоминать весенние карнавалы задолго до Пасхи. В городах устраивали театрализованные шествия и разыгрывали сцену с Мартином, его красным плащом и нищим.

Лютер, Штайнер и фонарики

Постепенно в осенних шествиях появились фонарики. Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. Дело в том, что в протестантских общинах Тюрингии праздник святого Мартина – Martinstag (Мартинстаг) - приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии.

А в 20 веке праздник святого Мартина пришелся по душе основателю антропософии Рудольфу Штайнеру.

Жизнь святого Мартина идеально укладывалась в его видение развития истории (путь от света сквозь тьму к свету), а время праздника идеально ложилось на годовой круг. 11 ноября - это ровно середина между праздником Архангела Михаила (29 сентября по католическому календарю) и Рождеством (25 декабря). В вальдорфской трактовке, в первом празднике пробуждается индивидуальная воля человека (архангел Михаил укрепляет нашу волю в борьбе со злом), затем человек побуждается вести деятельную жизнь (подобно тому как св. Мартин помогал бедным), согревает душу моральным импульсом и наконец человек готов к тому, чтобы принять в себя свет Рождества.

Рудольфу Штайнеру важен тот факт, что ритмы жизни людей вплетены в ритмы природного цикла. По словам Штайнера, "Душа с Землею вместе дышит". Летом растения растут навстречу солнцу вместе с животным миром, который размножается на свету и в тепле. Зимой жизнь природы подчиняется силам земли, умирает в холоде и темноте и сосредотачивает все силы на семенах в земных глубинах. Так же и у людей. Летом людям кажется, что они свободны от силы земного притяжения, от нужды и необходимости, и они парят в своих иллюзиях. Силы зимы, напротив, заставляют душу твердеть, люди становятся черствыми и эгоистичными, начинают искать силу, власть, материальное богатство. Осень – это переходное время, когда человек подвержен опасности впасть в обе эти крайности. Люди с ностальгией вспоминают про наслаждение летним теплом, а наступающая зима заставляет сосредоточиться на материальной безопасности, на жизни только для себя.

И вот тут-то три праздника, завершающих календарный год, помогают человеку не поддаться этим соблазнам.

Штайнер большое значение придавал педагогике и основал в ней свое собственное направление. В вальдорфских садах и школах обязательно отмечают праздник фонариков, обыкновенно приуроченный ко дню св. Мартина, и именно через сады и школы этот праздник появился в России.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

ДЕНИСОВА М.В.

Учитель начальных классов

О важности и необходимости духовно-нравственного развития и воспитания с яркой очевидностью говорит уже один тот факт, что этот вопрос из разряда обсуждаемых перешел в разряд утвержденных на государственном уровне.

В своей работе для достижения положительного результата по формированию основ нравственного самосознания школьника я выделяю три маршрута: Слайд 3

Создание эффективной личностно – ориентированной системы воспитательной внеурочной работы, реализующей деятельностный подход.

Акцентуация и реализация метапредметных связей (а также связь урочной и внеурочной деятельности) в частности уроков ОРКСЭ и классных часов.

Активное взаимодействие с родителями по системе: учитель - родитель - ребенок.

Сегодняшний мастер-класс коснется именно 3 маршрута. Слайд 4.

Маршрут 3. Активное взаимодействие с родителями реализуется через:

Систему тематических родительских собраний, участие в родительской конференции;

День дублера для родителей, как на уровне класса, так и на уровне школы: привлечение родителей к проведению уроков и внеклассных мероприятий, мастер – классов;

Совместный досуг: праздники, походы, экскурсии и т. д.;

Индивидуальные консультации родителей;

Личные доверительные беседы с родителями;

Диагностика и мониторинг - изучение семей учащихся с последующей коррекционной работой:

а) мониторинг удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения,

б) изучение воспитательных возможностей семьи,

в) паспортизация семей;

Воспитательные технологии, которым я отдаю предпочтение: технология интеграции воспитательных воздействий, технология будничных дел; технология больших и малых традиций; технология шефства, взаимопомощи и милосердия.

Подробнее остановлюсь на технологии больших и малых традиций. Слайд 5.

- В любой стране, для любого человека самое дорогое родной дом, родители.

Заготовки 4 листа картона (взять лист формата А4 и разрезать его пополам) и шаблоны.

Вырезаем в картоне (будущих стенках окошечки по шаблону)

С изнаночной стороны проставляем окошечки калькой (кальку приклеить к стенке фонарика клеем)

Соединяем стенки скочем, чтобы получилась коробка

Приклеить снизу на скоч дно из картона по размеру заготовки фонарика.

Проделать отверстия в двух противоположных стенках фонарика, чтобы вставить палочку- держалку.

На дно фонарика приклеивается плоская свечка

В отверстия продевается палочка и закрепляется проволокой.

(В конце вечера возможно зажечь фонари

В конце вечера, когда зажглись наши фонарики, всех переполняли эмоции: восторг детей, радость от общения друг с другом и какое- то ощущение волшебства, которое нас всех объединило. Вот так: через самые простые эмоции и переживания, я думаю ,мы сможем затронуть самые тонкие струны человеческой души, помочь людям стать добрее.

Несколько лет назад в России появилась серия книг-картинок немецкой художницы Ротраут Сузанны Бернер - основа серии 4 книги о временах года.

Этот праздник имеет в Европе широкую популярность, а корни его уходят одновременно и в языческую, и в католическую, и в протестантскую традиции.
🔮Отмечается праздник фонариков чаще всего в день Святого Мартина 11 ноября и знаменует окончание старого года, прежде всего делового и сельскохозяйственного (а изначально и начало рождественского поста до его сокращения). А в смысле метафизическом - путь от света к тьме и обратно к свету (через зиму к весне).

Гори, сияй мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
А мы сияем внизу.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
🏮🏮🏮

А после фонарик можно отнести домой и подарить кому-нибудь из близких, кто нуждается в помощи и поддержке, а можно отдать любому прохожему на улице, чтобы поделиться теплом и светом.
Чтобы наполнить этот праздник дополнительным волшебством и украсить ноябрьские будни, родители часто устраивают детям поиски "сокровищ" в заранее подготовленной деревне гномов (об этом в следующей части😉). (По материалам @ainesk_ksenia зачинателя традиции праздника в Москве).

Холодным ноябрьским вечером миллионы людей в Германии, в основном дети, выходят на улицы с горящими самодельными фонариками и с такими же горящими глазами, чтобы всем вместе ходить друг за другом в полной темноте и распевать песенки. Нет, это не сон абстракциониста. Это День Святого Мартина, который таким вот интересным образом празднуется христианами Европы.


эти фонарики несут на специалъных палочках с лампочкой. латерну можно купить в магазине,



а можно сделать своими руками, обычно делают ее в дет садах и школах родители


Происходит это 10-ого или 11-ого ноября. В тех областях, где больше католиков, празднуют 11-ого, в этот самый День Святого Мартина. А евангелисты точно такой же процесс приурочили ко дню рождения своего идейного вдохновителя Мартина Лютера, поэтому зажигают фонарики днём раньше.
Не буду долго останавливаться на личности Святого. Эту информацию вы легко найдёте хоть бы и в википедии. Могу только отметить, что это был очень достойный человек, который ради помощи ближнему своему не чурался делиться своим имуществом. Однажды он в холодную снежную ночь отдал половину плаща замерзающему голому попрошайке. Почему половину? Ну, просто у него с собой был меч, и он с его помощью смог разрезать плащ пополам, чтобы и попрошайку согреть и самому не замёрзнуть. Если бы меча не было, всё сложилось бы иначе. Наверняка бы отдал плащ целиком. Но хватит о Мартине Турском, лучше расскажу о самом празднике.

Со стороны непривычному к таким ночным процессиям зрителю действо будет казаться весьма загадочным. Люди в ночи идут друг за другом, неся перед собой бумажные цилиндры на палочках, внутри которых горят свечи. И ещё вдобавок и поют. Текст основной песни состоит из восьми довольно незамысловатых куплетов, в которых первые две строчки всегда повторяются, а в третьей меняется только первая половина. Для примера приведу один куплет:
Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir.
Da oben leuchten die Sterne, hier unten leuchten wir.
Wie sch"on das klingt, wenn jeder singt. Rabimmel, Rabammel, Rabumm.

Перевод примерно такой:

Я иду со своим фонариком и мой фонарик со мной.
Там наверху светят звёзды, тут внизу светим мы.
Как прекрасно звучит, когда каждый поёт. Рабиммель, Рабаммель, Рабумм.

Есть ещё коротенькая вспомогательная песня в поддержку фонарика:

Laterne, Laterne,
Sonne, Mond und Sterne,
brenne auf, mein Licht, brenne auf mein Licht,
aber nur meine liebe Laterne nicht.

Смысл её состоит в том, чтобы попросить фонарик гореть как можно дольше. Точный перевод я не стану приводить. есть в сети несколько вариантов, но даже не могу точно сказать, какой именно правильнее.
Вообще, переводить слово Laterne, как "фонарик" в этом случае не совсем правильно. Kak вариант "светильник", который здесь по смыслу подойдёт больше. Потому что празднующие несут не просто фонарики, а лучи света в царстве тьмы и холода, дающие надежду на тепло и уют всем обездоленным и бездомным.

(Фото с интернета)
laternenumzug-факельное шествие

День Святого Мартина в Германии


Деткам оченъ нравится пройтись с таким фонариком вечером, я ходила со всеми детьми, когда они были в детсадах и в школе.. Проводится это мероприятие вечером гдето около 17.00. как все собрались идем ищем Мартина. в определенном месте это шествие дожидается Мартин на лоwади, когда все подошли, рассказывает историю которая приведена выше.. и потом в переди шествия едет на коне. до конечного пункта. Конечный пункт обычно там где и начинали шествие.. Мы подходили к школе или садику, нас приглашали на коге, печенъе сладости.. Детям раздавали Stutenkern

Читайте также: