Фолькбот своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Килевик (килевая яхта) Фолькбот

L = 7,64 м
В = 2,2 м
D ≈ 2,0 Т
S = 24 м 2
3-5 чел.
Бермудский шлюп
монотип
1965-1985 гг.
Конструктор: Т. Сунолен, Швеция.

Основы парусного дела

Любой создатель парусного судна (корабля, яхты ) всегда сталкивается с противоречивыми желаниями. Хочется, чтобы парусное судно было самым быстрым — значит, должна быть большая площадь парусности и большая длина судна. Не вдаваясь в историю развития кораблестроения и яхтостроения в частности, сообщим, что современные яхты в большинстве своем (в большинстве — значит у многих людей получили одобрение) могут наилучшим образом ходить круто к ветру и используя технологию лавировки, выбираться на ветер, что означает реализацию движения за счет силы ветра по направлению против ветра.








































До 90-х годов его судьба загадочна. В конце 80-х-начале 90-х гг. два брата отставные военные приобрели в яхт-клубе БМП яхту, которая отстояла на берегу долгое время. Перекрасили её и спустили. При спуске она сразу же весело утонула. Подняли, перегнали в Стрельну, где пару лет на ней ходили, когда в одну зиму не успели её вовремя поднять, в итоге подняли лодку в конце ноября уже из льда.

Там был десяток лопнутых шпангоутов. Яхту отправили на помойку, где она стояла до 1997 года, пока на неё не обратил внимание Яков Князьков, который начал приводить ее в порядок, поставил в эллинг, что затянулось на пару лет.

Были поставлены дубли лопнутвших шпангоутов, проклеена палуба, рубка, переделан кокпит (по-прежнему несамоотливной, но сделаны ряд усовершенствований, улучшающих обитаемость лодки). Поставлены водоотливная помпа, газовая плита, одёжный ящик переделан в провизионный ящик, установлены релинги, леерные стойки, фальшборт. Несколькими годами позднее был установлен транец под подвесной мотор "Ветерок-8". Переоформлены документы на лодку. На яхте был совершён поход в Стокгольм. Совершались неоднократные походы на Ладогу. Яхта неоднократный победитель различных регат. Последняя выигранная гонка - "Паруса Выборга - 2015".

В 2014 году Яков обратился ко мне с просьбой, спасти лодку, т.к. у него не было денег на её содержание, разбежался экипаж. Плюс начали происходить странные события со Стрельнецким яхт-клубом. Мною были заменены две доски на корме, проведены ежегодные подготовительные работы перед спуском. Сейчас судно выполняет роль учебно-тренировочного наглядного пособия.

Фолькбот - лодка очень своеобразная по поведению на воде. С одной стороны, управление ею довольно простое, с другой - это "школа". Научившись умело управлять фолькботом, с любой другой лодкой проблем не должно быть.
Небольшая площадь парусности и тяжёлая лодка с тяжёлым фальшкилём создают ощущение, что чем свежее ветер, тем интереснее. На острых курсах лодка довольна стабильна, "не лежит на руле". Правда очень большое влияние волн: каждая волна норовит изменить курс лодки.

На полных же курсах лодка сильно рыскает. На акватории прикрытой от влияния волн открывается истинная сущность Фолька. Скорость возрастает многократно, т.к. клинкерная обшивка, хоть и обладает брызгозащитными свойствами, но сильно тормозит лодку на волне. Тяжёлый балласт (больше тонны) и небольшая изначальная площадь парусов (25 кв.) позволяют дольше нести узкие высокие незарифленнные паруса при меньшем (чем у других лодок) крене.

Схема парусного вооружения немного архаична. Лодка гротовая, т.е. грот много меньше стакселя. Благодаря этому отсутствуют бакштаги, что делает управление лодкой проще. Главная опасность - несамоотливной кокпит. Т.е. вся вода, которая попадает в кокпит, попадает внутрь лодки. С этой стороны, это плохо. Однако кокпит очень глубокий, большой и уютный, защищает пассажиров от действия ветра и брызг, ни на какой другой лодке (из тех, на которых я ходил) мне в кокпите не было так уютно, как в Фольке.

Просто эту особенность с несамоотлиным кокпитом нужно всегда держать в голове. Иногда бывает на порывах ветра лодку резко кренит и вода начинает заливаться внутрь с бешеной силой. Я на глаз пытаюсь прикинуть сколько воды набрали, долго ли будет этот порыв, какой угол лодки к ветру. И соответственно или травлю грот, или привожусь к ветру, или пережидаю порыв.

Каюта откровенно маленькая. Особенно по текущим нормам обитаемости. В каюте свободно могут спать 3 человека с комфортом. Если обстоятельства вынуждают, то и 5 человек могут разместится, правда без особого комфорта. Для обеспечения жёсткости корпуса в проход между койками устанавливаются закладные доски. Под закладными досками можно разместить дополнительное снабжение лодки. Ну и доски превращают всё пространство в единую кровать.

Лодка у меня только полгода, буду приводить в нормальный внешний и внутренний вид.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|история, картинки, паруса]

"Фолькбот" яркий пример того, что яхта это не игрушка богачей. Он и создавался, как доступный, дешевый парусник. Создавался для того, чтобы удовольствие от плавания под парусами мог получать практически любой человек.

Во время второй мировой войны, в Швеции возникла идея создать новый класс яхты для распространения его в Скандинавии. Недорогая, легкая в постройке, красивая яхта, тиражируемая в большом количестве, должна была стать массовой и тем самым увеличить популярность яхтинга, сделать его доступным для самых широких масс населения.

Скандинавским Парусным Союзом (SSA) был объявлен конкурс. Его условия были опубликованы в яхтенных журналах. Королевская Шведская Ассоциация Яхтинга согласилась поддержать эту идею постройкой двух прототипов проектов-победителей.
Конкурс удался. Правда, очень большое количество проектов (почти 60!), осложнило и затянуло работу комиссии. Результаты были объявлены осенью 1941 года. Первое место решили не присуждать. Второе и третье поделили между собой яхты проектов "SVANE" и "VEGA 2", четвертое и пятое -- "INGER" и "SNIPAN". Их создатели получили денежные призы, но в заключении жюри было сказано: "Ни один из проектов не может быть избран в качестве конструкции народной лодки без изменений. Необходимо разработать совершенно новые чертежи соответствующие поставленным целям на основе опыта и впечатлений, которые жюри почерпнуло из проектов конкурса. Два вторых места получились наиболее близкими к целям комитета, а четвертое и пятое места должны считаться хорошими предложениями, но они слишком дороги для массового класса".

В окончательном виде построечные документы сошли с чертежной доски конструктора-любителя Торда Сундена.
Когда проект еще был в работе, большое число шведских верфей объявили о своей готовности строить по нему яхты. Первый "Фолькбот" появился на верфи "Арендалс" в Гетеборге и весной 1942 года был спущен на воду. Яхта строилась из самого дешевого дерева -- сосны или лиственницы, с клинкерной обшивкой на медных гвоздях. Чугунный балластный киль составлял 50% ее водоизмещения. Стоимость первых "Фолькботов" была около 600 долларов.

Новую яхту придирчиво изучали, но уже первые выходы привели специалистов в полный восторг, – "Фолькбот" вел себя в море великолепно. В отличие от довоенных гоночных яхт он нес сравнительно небольшую парусность и имел достаточно высокий борт, что не очень пришлось по нраву яхтсменам-гонщикам, но эта особенность проявляла себя с лучшей стороны при плавании в свежую погоду. Проект быстро завоевывал популярность.

В 1949 году в Англии стали строить "Фолькботы" с обшивкой вгладь. Это было первым отступлением от оригинального проекта. "Фолькбот" нравился и гонщикам и любителям крейсерских яхт. Первые стремились всячески сохранить оригинальный проект SSA, а вторые доработать его для превращения в удобный крейсер. К этому были все предпосылки: даже гонщики отмечали что рулевой "Фолькбота" в гонке может одевать выходной костюм -- он останется сухим.

Фолькботы прошли несколько океанских дистанций: в первой Трансатлантической гонке одиночек Фолькботов было два, а в последующих ОСТАРАХ (до момента, когда в океанские гонки перестали априходить — за отсутствием хоть каких-то шансов — любители на своих лодках) Фолькботы представляли вэскадре участников внушительную часть.
Знаменитый "Jester" Хаслера был "Фолькботом" английской постройки, правда, сильно измененным для участия в первой трансатлантической гонке одиночек. Вооруженный китайским парусом, лишенный кокпита, но оборудованный большой куполообразной рубкой, он успешно преодолел сложную океанскую трассу. На вопрос: "Почему "Фолькбот"?"; Хаслер отвечал: "Для такого дела это самое удобное и самое экономичное судно". По этим же причинам на "Фолькбот" пал выбор еще одного участника знаменитой гонки – Велла Хауэлза. Он вел в океане стандартный "Фолькбот" с именем "Eira" на борту.

Мореходная, не блещущая скоростью — но обладающая феноменальной надежностью и выносливостью, эта лодка по праву заняла место в истории развития любительского океанского яхтинга — вплоть до кругосветок.

В разных странах яхту стали строить с отступлениями от первоначального проекта. Увеличивались высота и объем рубки, улучшалась каюта, появлялось такое оборудование, как гальюн, камбуз, стационарный двигатель, кокпит становился самоотливным… В Англии "Фолькбот" превратился в комфортабельный крейсер. Обшивка вгладь была сделана из красного дерева, в заметно удлинившейся и ставшей выше рубке были большие иллюминаторы, под самоотливным кокпитом стоял стационарный 6-сильный двигатель. Этот вариант был достаточно хорошо известен яхтсменам СССР потому, что именно его в больших количествах строили в социалистической Польше.

Несмотря на то, что "Фолькбот" монотип, класс не избежал некоторых изменений. Со временем были разрешены паруса из синтетических материалов, оцинкованный такелаж сменился нержавеющим. В 1975 году SSA решилась на постройку первого стеклопластикового "Фолькбота", а с 1977 года узаконила яхты из этого материала, оставив в пластике имитацию клинкерной обшивки.
Практически не ослабевающий интерес к этой яхте и ее популярность в течении более чем 60 лет свидетельствует об удивительном сочетании многих отличных качеств этой замечательной яхты.

Яхтенная мастерская Toyboat Custom - это дизайн-студия и магазин, в котором можно приобрести все необходимое для самостоятельной постройки яхты - от проекта, до практически полного конструктора, который будет включать в себя кит-набор из всех деталей и все необходимые в постройке материалы и комплектующие. Проекты разработаны яхтенным дизайнером Романом Игошиным. Их всех объединяет одно - это простота постройки, которая под силу начинающему судостроителю с нулевым опытом, а также отсутствие необходимости в регистрации в ГИМС и прав на управление.

Также Вы можете заказать постройку яхты по любому из данных проектов на верфи нашей мастерской.

В основе лежит технология постройки корпуса из водостойкой фанеры с проклейкой швов полосками стеклоленты. Эта технология широко распространена в малом судостроении с 50х годов прошлого столетия и по сей день широко используюется любителями по всему миру. Благодаря этой технологии удается быстро построить корпус, который, в отличие от монолитного стеклопластикого, имеет более высокие показатели жесткости, плавучести и, что немаловажно при таких размерах - обитаемости.

Для корпуса используется фанера фсф, влагостойкие свойства которой очень близки к сертифицированной в ЕС морской фанере. Корпус надежно защищается современными двухкомпонентными составами, стойкими к воздействию водной среды, что позволяет без проблем держать лодку весь сезон на воде. Уход за яхтой будет требовать лишь регулярного мытья и легкой косметики раз в 3-5 лет. Продолжительность жизни таких лодок может достигать нескольких десятков лет при надлежащем уходе. Известны случаи, когда на зарубежных бот-шоу выставлялись отреставрированные фанерные лодки возрастом более 60 лет, которые сейчас являются достаточно ценным раритетом.

Наша яхтенная мастерская выпустила брошюру, в которой мы решили поделиться с Вами своим многолетним опытом в постройке яхт.

Читайте также: