Фланелеграф своими руками для детского сада

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Фланелеграф — учебное наглядное пособие, которое состоит из игровой панели (это доска или плотный картон, обтянутые фланелью или флисом, на которую крепятся вырезанные фигурки.

Возраст : рекомендуемый возраст от 1, 5 лет.

Описание материала: Пособие предназначено для развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, для театрализованной, самостоятельной игровой деятельности детей на занятиях и дидактических игр. Можно использовать для индивидуальной работы с детьми. Фланелеграф позволяет на глазах у детей разыгрывать различные сюжеты. Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк.

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия.

Задачи: Развивать внимание, память, речь, воображение, слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Изготовить фланелеграф очень просто.

Необходимый материал: Ткань, которую я использовала – это флис бежевого цвета, у него длинный ворс и фигурки хорошо крепятся. Размер ткани 55 на 55 см;

2 листа плотного картона размером 55 на 45 см – это основа фланелеграфа;

двухсторонний скотч, которым я закрепила ткань на картоне и склеивала листы картона между собой.

1 м флизелиновых обоев, которыми я обернула 2 лист картона, для эстетического восприятия.

1 м белой атласной ленты шириной 1 см, для крепления фланелеграфа на стене.

Распечатанные цветные картинки персонажей сказок.

Бархатная бумага, которую я приклеивала на обратную сторону картинок и фигурок, для хорошего сцепления с флисом.

Широкий скотч, которым я обклеила все фигурки, чтобы продлить срок использования.

Изготовление доски:

Сначала я взяла лист плотного картона и обернула его тканью. Ткань и края крепим на двухсторонний скотч, уголки проклеиваем и зажимаем. Второй кусок картона оборачиваем флизелиновыми обоями, края проклеиваем.

Два листа картона склеиваем между собой широким двухсторонним скотчем, края хорошо проклеиваем. Между листами, зажимаем атласную ленту, я ее еще для хорошего крепления пришила к ткани. Затем я положила фланелеграф под пресс, чтобы клей хорошо просох и все детали соединились между собой.

Вот и готов фланелеграф.

На его изготовление у меня ушло около 1 час.

Герои сказок: нашла картинки в интернете, распечатала на цветном принтере, затем приклеила их на бархатную бумагу, сверху обклеила широким скотчем.

Геометрические фигуры: начертила фигуры на цветном картоне, приклеила на бархатную бумагу, сверху обклеила широком скотчем.

Для сохранности и удобства картинки и фигурки можно сложить в коробку из - под конфет, которую можно обклеить самоклеющейся пленкой или веселыми картинками.

Игры на фланелеграфе для детей 2 -3 лет.

развивать речь, слуховое восприятие, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Игровой материал и наглядные пособия:

Фланелеграф своими руками

Здравствуйте, друзья! Вы знаете, что такое фланелеграф? Я если честно, до недавнего времени, не имела о фланелеграфе никакого представления! А оказывается фланелеграф – это очень удобное приспособление для проведения развивающих игр с детьми. Именно такое развивающее пособие для своей дочки сделала Юлия Логинова и она готова поделиться мастер-классом по изготовлению фланелеграфа с читателями моего сайта. Кроме самого мастер-класса вы можете бесплатно скачать фигурки героев для 100 сказок, которые подготовила Юлия для своей дочки. Передаю слово Юлии.

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Мысль сделать что-то подобное была в моей голове давно. Но сформировалась она после того, как я случайно нашла в интернете чью-то заметку о том, как легко и быстро сделать фланелеграф. И работа закипела. Я сделала одновременно 2 фланелеграфа — для своей дочери и для племянников. Сложного в этом занятии ничего нет, единственное — однообразная обработка изображений. Но результат того стоит.

Предлагаю вам сделать фланелеграф своим деткам.

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки) — у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег)))

Все остальное можно скачать:

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Фланелеграф

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы, и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны или бархатную бумагу).

Далее по желанию (и возможности) можно оклеить героев прозрачным оракалом (самоклейкой) и затем уже вырезать.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать, но я это уже сделала, ссылки на скачивание выше.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать различные фигуры и строить из них плоские картинки.

От себя хочу добавить, что на фланелеграфе можно изучать не только фигуры и цвета, но и цифры, буквы, формы, размеры, учиться читать, группировать, сравнивать.

Вот несколько примеров игр на фланелеграфе:

Изучаем цвета, формы, размеры

Во время игры обязательно проговариваем цвета, размеры фигур, и их названия.

На фланелеграф закрепляем разные картинки. Попросите ребенка найти всех животных, птиц и т.д.

Прикрепляем 2 – 4 картинки (например, грушу, яблоко и кошку) просим ребенка найти лишнюю. Сначала вам придется находить лишние картинки самим, обязательно объясните, почему именно эта картинка лишняя.

Перед игрой малыш должен узнать, кто что ест или кто где живет. Далее на фланелеграф выставляем карточки с тремя животными, напротив карточки с едой (домиками) и просим ребенка показать, что ест каждое животное.

Сделать фланелеграф очень просто: берем кусок фанеры или толстого картона (я взяла ненужную полку от шкафа), обтягиваем его однотонной фланелью и все фланелеграф готов.

Фланелеграф

Как играть: мы с Полиной располагаемся на полу, или на диване фланелеграф прислоняем к стене

Игра 1. Знакомимся с животными.

  1. можно купить специальные дидактические наборы картинок или готовую игру;

Фланелеграф

  1. можно самим распечатать на принтере изображения животных, которые в огромном количестве есть в Интернете;
  2. можно вырезать со старых открыток, журналов, книг.

* – не забудьте наклеить картинки на картон поплотнее, это увеличит срок хранения картинок

3

Итак, к картинке с обратной стороны клеем или степлером прикрепляем липучку.

4

Наши карточки для игры готовы.

Как играть: Чтобы познакомить детей с животными, выставляем всех на нашей доске, называем их, проговариваем, какие звуки они издают. Даем ребенку самостоятельно цеплять картинки.

5

Чуть позже можно разделить их на две группы: дикие и домашние.

Игра 2. Знакомимся с овощами и фруктами.

Принцип игры такой же, как и у первой.

Игра 3. Знакомство с цветами и геометрическими фигурами.

Я сделала для Полины набор основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Фигуры были трех основных цветов: красный, синий, желтый.

Фигуры были трех размеров: большой, средний, маленький.

Играть можно так: сортировать по цветам, форме, размеру. Строить пирамидки, башенки, снеговиков и неваляшек. Можно просто узоры. Все зависит от возраста вашего ребенка.

6

Игра 4. Знакомимся с цифрами.

Для нас с Полиной это главное развлечение с фланелеграфом.

Мы покупаем недорогие книжечки и вырезаем от туда героев сказок, деревья, солнышки облака и т.д. (Можно самим сделать из бархатной бумаги).

Можно найти и картинки к сказкам в Интернете и распечатать.

7
8

И разыгрываем сказки. Фигурки героев можно передвигать, ставить, так как нравится вам и ребенку.

10

В общем, играть можно во все, что только вы сможете придумать и изготовить своими руками.

Картинки для фланелеграфа можно скачать здесь >>

Автор: Власова Наталья



0 Спам

О,какое чудо,думаю моему непоседе очень понравится,а то что не пробовали хватает не надолго терпения. Спасибо огромное за идею,побежала делать, побольше идей и удачи.

0 Спам

Спасибо огромное за идею!Сегодня сделала фланелеграф.Дочке 3 года.Радости не было придела.Дочка фантазировала около 2х часов.Я вырезала готовые,цветные картинки,а дочка тут же придумывала истории.

0 Спам

0 Спам

А мы сделали фланелеграф из флиса(ПРАВДА ЭТО УЖЕ НАВЕРНОЕ НЕ ФЛАНЕЛЕГРАФ А ЧТО ТО ДРУГОЕ ,НО ПРИНЦЕП ТОТ ЖЕ) КАРТИНКИ ТОЖЕ ВЫРЕЗАЛИ ИЗ РАЗНОЦВЕТНОГО ФЛИСА ПОЛУЧИЛОСЬ ОЧЕНЬ ХОРОШО, РЕБЕНКУ ОЧЕНЬ НРАВЕТСЯ

0 Спам

Сергей Марченко, можно и подвесной - главное, чтобы картинки держались и неплохо было бы иметь возможность снимать фланель для стирки. Мы ставим фланелеграф на пол (он у нас достаточно большой) под небольшим наклоном, чтобы фигурки хорошо держались и чтобы удобнее было играть.

0 Спам

Для хорошего закрепления на плоскости к картинкам нужно сзади приклеивать обычную НАЖДАЧНУЮ БУМАГУ, небольшой квадратик)))
И на раму натягивать фланель необязательно. Можно сделать подвесной "экран", предварительно закрепив сверху и снизу планочки из дерева (обстрочить "карманчики" в верхней и нижней части, предварительно подогнав под размер планочек).

+1 Спам

0 Спам

Маришок, обязательно такой сделайте дома! На нем очень интересно сказки разыгрывать, ребенок потом сам будем с удовольствием переставлять картинки и рассказывать сказки. А ваши двое детишек будут рассказывать друг другу . Мы уже младшему показываем картинки, а старший сыночек рассказывает младшему сказки и показывает. Кроме того, потом на этом же фланелеграфе и буквы и цифры можно учить и пользоваться им, как мозаикой - собирая из треугольничков-квадратиков и т.п. различные картинки.

+1 Спам

+1 Спам

+1 Спам

alisakotina, это для детей всех возрастов. Показывать картинки и сказки можно начинать как только ребёнок научился сидеть. А более взрослому ребёнку будет интресно самому показывать сказки.

+1 Спам

+1 Спам

Есть такой материал как войлок тонкий для поделок( от2 до 3мм).Приклееваешь на картинку с помощью клея ПВА и готово. У нас крепится очень хорошо, а вот липучки ни как

+1 Спам

+1 Спам

Девочки, кто использует липучки от памперсов? У меня они че-то плохо лепятся, как у вас? Бархатную бумагу тоже не найти. Может у меня фланель не такая?

+1 Спам

Замечательные идеи! У нас тоже есть самодельный фланелеграф, персонажей сказок мы просто вырезали из недорогих, но хорошо иллюстрированных книг. На оборотную сторону клеили бархатную бумагу. Хотелось использовать фланелеграф и для занятий, но возникла проблема крепления материала, так как бархатную бумагу ну просто нигде не можем найти. А увас прочитали полезные идейки. Спасибо большое!

+1 Спам

Татьяна, эти дед с бабкой вырезаны из книги. Но если вам так хочется иметь у себя такие картинки я поищу у себя и постараюсь выложить изображения деда и бабки.

0 Спам

Я вижу тут замечательных бабку с дедкой. Нельзя ли рисунки скинуть (желательно ч/б) и ссылочку оставить? А то я искала в нете, да не нашла. Может плохо искала .

+1 Спам

Давно собиралась сделать, да все руки не доходили. А после столь подробного описания использования, пожалуй, созрею

+1 Спам

+1 Спам

+1 Спам

+1 Спам

Идея, конечно, стара как мир, но я в восторге отее исполнения! Нигде не встречала такого подробного описания. надо будет сделать своим карапузам :)

Когда я набрала группу малышей 2-3 лет, задумалась, чем я могу привлечь их. Что мне сделать, чтобы у детей легко прошел адаптационный период? О пользе фланелеграфа я слышала много. У нас в детском саду его нет. И вот я решила сама сделать фланелеграф для своих малышей. Хочу поделится с вами своим опытом.

Я давно увлекаюсь мастерством, сама изготавливаю наглядные пособия для детей. Фланелеграф я сделала в первые. Фланереграф я решила сделать двух сторонний, чтобы на нём могли играть несколько детей. Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия.

Для создания фланелеграфа нам понадобятся материалы:

  • Ткань: фланель
  • Ферт, тесьма
  • Клей ПВА
  • Текстильная застёжка (липучка)
  • ДВП, бруски
  • Мебельный степлер, гвозди, молоток, ножовка, навесы мебельные, наждачная бумага
  • Фигурки героев сказок.

Ещё я сделала геометрические фигурки, детали пирамидки, дерево по временам года и т.д. Вот такой фланелеграф у меня получился! Детки с удовольствием играют!

Мастер класс. Изготовление фланелеграфа

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 9 )

Тонкушина Наталья

Тонкушина Наталья 24.11.2015 в 09:54 +1

Оксана 24.11.2015 в 18:29 +1

Спасибо Наталья Ивановна за коментарий! Я с Вами полностью согласна, дети тянутся к самодельным игрушкам больше, чем к покупным!

Светлана Афанасьева 24.11.2015 в 16:18 +1

Оксана 24.11.2015 в 18:33 +1

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за отзыв и совет! Я обязательно попробую изготовить индивидуальные настольные фланелеграфы.

Тонкушина Наталья

Тонкушина Наталья 02.02.2016 в 20:53 +1

Оксана Юрьевна, ПОЗДРАВЛЯЮ со званием лауреата! Пусть радость творчества не покидает Вас никогда!

Светлана Афанасьева 03.02.2016 в 17:57 +1

Оксана Юрьевна! Вы - лауреат! Поздравляю! Спасибо за Ваше творчество!

Темлянцева Эльмира Ханифовна

Темлянцева Эльмира Ханифовна 03.02.2016 в 23:20 +1

Уважаемая Оксана Юрьевна! Поздравляю Вас с званием лауреата! Желаю Вам дальнейших творческих побед!


В возрасте 1.5 лет необходимо играть с ребенком в сюжетные игры: вместе инсценировать сказки, стихи, различные истории. В этом же возрасте нужно учить ребенка сравнивать, запоминать, группировать предметы.

Существует множество разных пособий и сюжетных игр, и уже давно придумано простое приспособление, с помощью которого родители могут легко и просто организовать веселые игры для малыша.


Анютка очень любит играть с магнитами – приклеивать их, отклеивать и снова приклеивать. Изготовить пособия для магнитной доски достаточно дорого (да и у нас в городе сложно найти в продаже магнитную ленту). А с фланелеграфом все просто.

Это фанера обтянутая однотонной фланелью, на которую крепятся вырезанные картинки. Устанавливается под небольшим наклоном к стене, дивану, кровати.

  • лист фанеры
  • старую столешницу
  • ненужную полку от шкафа
  • заднюю стенку от старого шкафа
  • плотный картон (от коробки из-под техники) — лучше даже склеить две картонки между собой для прочности.

Размер основы – произвольный, так чтобы ребенку было удобно играть. Для новорожденного можно сделать маленькую основу из картона и подвесить фланелеграф в кроватке, фланелеграф также может служить прикроватной стенкой (а это огромный простор для творчества ребенка).

  • бархатную бумагу;
  • липучки от подгузников;
  • швейную липучку (ту часть, что с крючками);
  • двухсторонний скотч;
  • фланель.

На мой взгляд, самый оптимальный – бархатная бумага.


Выглядит эстетично, фигурки не сцепляется между собой при хранении, крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Кроме того, бархатная бумага делает картинку плотной (не нужно дополнительно укреплять ее картоном).

Мне нравятся вот такие книжки с наклейками:


Они стоят всего 27 рублей, а приносят двойную пользу. Сначала мы с Анютой читаем стихи и приклеиваем наклейки, а потом я вырезаю из них нужные картинки для фланелеграфа.


2. Использовать цветной картон, для изготовления геометрических фигур, травки, облаков.

В Интернете есть заготовки для фланелеграфа, но они преимущественно черно-белые (хотя встречаются и цветные).

Черно-белые картинки удобны тем, что их можно распечатать на принтере, а потом раскрасить вместе с детьми или самостоятельно.

Мне больше нравятся цветные картинки. Часть я нашла в готовом виде в Интернете, а часть материалов изготовила сама, с помощью программы Фотошоп.


Заготовки распечатала на фотобумаге (она достаточно плотная), а затем укрепила их скотчем с лицевой стороны и приклеила на бархатную бумагу на оборотную сторону.

Здесь простор фантазии неограничен. С фланелеграфом можно изучать цвета, формы, размеры, цифры, учиться читать, группировать, сравнивать, устраивать домашний театр многое-многое другое.

Вырежьте из цветного картона геометрические фигуры разных цветов и размеров. Покажите ребенку как составлять из них простые рисунки: снеговика, цветочек, елочку, домик, машину, бабочку или просто геометрический узор. Своего рода геометрические аппликации на фланелеграфе.

Пусть ребенок сам выбирает цвета, а вы их называйте. Упоминайте размер фигуры и ее название. В процессе игры ваших совместных игр малыш постепенно запомнит цвета, размеры, формы и научится их сравнивать.

Прикрепите разные картинки на фланелеграф, и предложите найти ребенку на них всех животных (или птиц, фрукты, овощи, машины). Так ребенок будет изучать обобщенные понятия.


Прикрепите 2-4 картинки (например, яблоко, банан, зайца) и предложите найти лишнюю. Сначала находите сами и объясняйте почему. Постепенно ребенок научится определять сам.

Анютка пока еще не умеет находить лишнюю картинку, но уже понимает значение слов: овощи, насекомые, звери, птицы, машины, одежда и др. группы.



Постепенно я буду расширять на ассортимент сказок, это очень удобно, потому что для каждой новой сказки нужно добавить всего 1-3 героев.

Дочурка с увлечением участвует в постановках, ей нравиться переставлять героев под мой рассказ (а иногда и так как ей захочется). А буквы на фланелеграфе помогут ребенку научиться читать.


Но самое любимое ее занятие – вешать и снимать картинки с фланелеграфа самостоятельно, по своему сценарию и делать это многократно.

Читайте также: