Флайбар для вертолета своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

После того, как выяснил причину замерзания вертолета, делаю downgrade. Снимаю Flymentor, ставлю тренировочное шасси. Сервы буду оставлять. Придется заново все настроить. Решил задокументировать этот процесс.

Ниже подключения серв к приемнику в вертолете HK-450, настройка кривых шаг/газ и гироскопа.

Безопасность при работе

Первым делом надо проверить: включен ли переключатель Thro-Hold. На вертолете он просто необходим (и на самолете он для меня стал уже привычным).
Этот переключатель в положении на себя блокирует мотор независимо от положения ручки газа.

Все дальнейшие настройки провожу с отключенным регулятором хода. Использую запасной регулятор в качестве источника питания.

Лучше снять лопасти основного ротора.

Регулятор хода

Радиатор в форме скобы позволяет надежно крепить регулятор и сбрасывать часть тепла на корпус вертолета. Режим гувернера в данном регуляторе переключается перемычкой. Данный режим позволяет управлять не мощностью, а оборотами. Так, при изменении шага, регулятор будет сам компенсировать необходимое увеличение мощности. Но все это в теории. Режим гувернера пока не использую.

Приемник

Поставил шестиканальный приемник. Дополнительные каналы мне пока не нужны.
Основной блок приемника расположил подальше от мотора - сзади. Саттелит закрепил спереди.

Подключение серв к приемнику на вертолете HK450.
Номер
канала
Канал передатчикаТочка подключения
1 AileronПередняя левая серва
2 ElevatorЗадняя серва
3 ThrottleРегулятор хода
4 RudderГироскоп: хвостовая серва
5 Gear/Gyro senseГироскоп: чувствительность
6 PitchПередняя правая серва

Подключаю и настраиваю гироскоп

Для начала в меню передатчика включаю переключатель чувствительности гироскопа. Теперь на 5 канале приемника будет присутствовать одно из этих значений в зависимости от положения переключателя Gear на передатчике. Проверяю наличие сигнала на канале Gear(5) через Display.

Клипса на соединении гироскопа и сервопривода гарантирует, что это соединение само не разойдется. На хвостовой серве тягу лучше крепить поближе к оси. Это позволяет увеличить усилие и не терять разрешающую способность как при программном зажатие хода.Для настройки у гироскопа есть переключатель реверса рулевой машинки, переключатель типа сервопривода, регуляторы delay и limit.

Ограничитель хода Limit выставил, переключив гироскоп в режим Heading Hold (gear на себя, на гироскопе горит красный светодиод). При этом гироскоп позволяет уводить слайдер в крайние положения и не возвращает его в центр. Необходимо добиться максимальной длины работы слайдера, при этом он не должен упираться в крайних точках.
Правильность настройки реверса на гироскопе проверяю, двигая хвостовую балку. Гироскоп должен изменять шаг хвостового винта в правильном направлении.

Снимаю лопасти, подключаю регулятор вертолета. Вертолет держу левой рукой за раму. Ни в коем случае не попасть на шестеренки, хвостовой винт или флайбар. Аккуратно увеличиваю газ. На минимальных оборотах проверяю, что балка сопротивляется при повороте вертолета. Заодно смотрю на баланс на сервооси (отсутствие биений при увеличение оборотов). На средних оборотах можно предварительно настроить чувствительность гироскопа в меню передатчика. Если чувствительность слишком высока, то хвост колеблется из стороны в сторону. Если малая - хвост уводит в сторону.

Дополнительно чувствительность гироскопа можно донастроить в поле.
Иногда канал чувствительности вешают на крутилку. Это удобно в настройке, но настроенное значение легко случайно сбить. Для настройки нужно выключить использование переключателя Gyro sense.

Настройка кривых шаг/газ

Шаг винта
Режим 0% 25%50% 75% 100%
Normal0 +5..+6 +9..+11
Idle1 -5 +5,,+6 +9..+11
Idle2 -8..-10 0 +9..+11
Исходные данные взял из документации на Trex 450SE.

Настраиваю изменение шага от положения ручки передатчика. На угломере выставляю необходимое значение угла атаки. Перевожу ручку передатчика на настраиваемое положение. Кнопками +/- корректирую участок кривой, добиваясь параллельности флайбара и линейки угломера. Эту операцию нужно проделать для всех полетных режимов.

Хочу поделиться своим опытом настройки радиоуправляемого вертолета. По аналогии настраиваются вертолеты от 250-ки до 800-ки, конечно у каждой модели есть некоторые тонкости. Я это сделаю на примере моего HK600GT.


Набор отверток (брал в хозяйственном магазине).

Напильники (без них клона не собрать).

Штангенциркуль или линейку.


Дополнительные инструменты и приспособления:


Что касается хвоста, серва должна быть в нейтральном положении. Со стандартной сервой проще, включаем в приемник, а если серва расчитана на сигнал 760 мс, то нейтраль можно выставить сервотестером, иначе настраиваем гироскоп и переводим его в нормальный режим. Только после этого закрепляем качалку под 90 градусов, т.е. строго вертикально. Шарик вкручиваем на расстоянии 10-12 мм.


Регулируем длину тяги так, чтобы был небольшой угол на лопастях для компенсации основного ротора.



Будем считать что механическая часть настроена и далее переходим к настройке электроники через пульт.
Обязательно установите модель на ровную горизонтальную поверхность.
В пульте выбираем пустую ячейку памяти для новой модели. Если нет пустой, то рекомендую сбросить по умолчанию все настройки, хуже нет искать, почему работает не так.

Выбираем для новой модели Swashmix HR3 120 градусов, выставляем значения все три по +60%.
Если установить значение со знаком минус, то сигнал изменится как при реверсе канала. Это делать не рекомендуется.
Еще раз убедитесь, что сервы подключены правильно, как на диаграмме (вид сверху 1,2,6 по направлению часовой стрелки, а стрелочкой показано направление расположения модели вертолета)



Проверяем отклик серв на движение стиков. При добавлении газа тарелка должна перемещаться вверх. Отклоненяя стик элеронов и элеватора, тарелка наклоняется в ту же сторону, если на вертолет смотреть с хвоста. Если не так, то настраиваем через реверс каналов в пульте.


С помощью выравнивателя тарелки автомата перекоса Turnigy Приспособление для настройки автомата перекоса вертолета. Диаметр вала 10 мм. выставляем горизонт. Для этого снимаем основной ротор с вала, отвернув винт в хабе и отсоединив тяги от тарелки. Надеваем на основной вал выравниватель тарелки , если он не касается тарелки всеми тремя лапками, то подбираем значения SubTrim. Можно выставить тарелку на глаз без приспособы, но с выравнивателем получится точнее.



Тарелка выставлена, устанавливаем основной ротор на место и переходим к настройке шагов основного ротора через пульт радиоуправления.

Проверяем шаги с помощью угломера. В аппаратуре кривые газа и шага должны быть прямыми от 0 до 100, пока ничего не меняем. Соответственно при положении 0% стика газа должно быть -12 градусов, 50% – 0 градусов и 100% – +12 градусов. Если не так, то первым делом проверяем длину тяг, должно быть хотя бы близкие значения углов к указанным, а потом начинаем копаться в настройках.
Первым делом установите при 50% газа угол на лопастях был равен 0 градусов.
Чтобы добиться значений +/-12градусов добавляем или убавляем значения pitch в swashmix, контролируя угломером. Если углы получаются разными, то с помощью расходов по Pitch добиваемся одинаковых значений +/-12градусов.


С ротором 1300 мм особо не развернешся, поэтому для удобства регулировки углов отпилил сломанные лопасти, теперь можно настраивать на столе без проблем.


После настройки углов, переходим к настройке полетных режимов.

Существуют следующие режимы: normal, idel1, idel2, idel3, hold.



Для чего нужны все эти полетные режимы. Normal взлет и посадка, легкие полеты блинчиком без 3D.

Idel 1,2,3 полетный режим 3D пилотажа.

Hold отключение двигателя, авторотация.
Активируем необходимые в пульте. Каждый режим необходимо назначить на переключатель. Для Hold лучше использовать отдельный переключатель, а для normal, idel1 и idel2 трехпозиционный. когда выключено то normal, среднее idel1, крайнее idel2.

Еще такой момент, мне кажется очень удобным, когда в пульте все переключатели в выключенном состоянии находятся в одном положении. Быстрым взглядом или рукой удобно контролировать функции.

Кривые для основных трех режимов приведены ниже.

Вооружаемся угломером и выставляем требуемые значения через аппаратуру.


отрицательный угол -4 градуса (важно выставить такое значение иначе в ветренную погоду будет сложно посадить модель)
стик в центре около +4
положительный +10 (для режима normal достаточно)


Отличие от режима normal в том, что добавляем отрицательных углов (-6 градусов)


В режиме idel2 я оставил прямую со значениями -12, 0, +12 градусов.

В процессе полетов вы сами поймете стоит ли, что-то поменять под себя.

Настройка режима Hold. Очень важно настроить данный полетный режим. При нештатных ситуациях он позволяет мгновенно отключить двигатель. При падении до последнего момента есть шанс спасти модель, но мгновенно отключить двигатель у земли возможно только тумблером. Также эффектная авторотация с отключенным двигателем, тоже выполняется в этом полетном режиме.

У меня установлено значение -5%, как говорится, чтоб уж наверняка. Значение 10% означает что если ручка будет поднята выше этого значения то Hold не отключится.


Перейдем к настройке регулятора.
Первым делом выполняем калибровку газа. Стик газа переводим в 100% и включаем бортовое питание, регулятор выдает музыкальную трель, после чего когда стик в 0% – очередную трель. Газ откалиброван, можно переходить к настройкам регулятора.

В регуляторе необходимо выбрать вертолетный режим heli mode, если таковой есть. Он включает мягкий старт и отключает тормоз. Если такого нет, то сами устанавливаем эти параметры. Если не выбрать мягкий старт, то при раскрутке ротора вертолет может развернуть или он может даже упасть. Если лопасти не сильно затянуты в цапфах, могут сложится и ударить о балку.

Тормоз в регуляторе должен быть выключен, иначе при сбросе газа двигатель остановится мгновенно, что может привести к повреждению шестеренок привода основного ротора.

Также напряжение отсечки я устанавливаю 3,8 В, чуть ниже поясню почему.
Отсечку выбираем плавную, иначе в воздухе регулятор отключится при достижении заданного напряжения.
Timing берем из характеристик мотора.

Если не указан PWM мотора, его можно расчитать, для этого из характеристик берем количество полей мотора, оборотов на вольт и номинальное напряжение.

PWM=(KV мотора * количество полей мотора * номинальное напряжение) / 20

PWM=(1250*6*22,2)/20=8325Hz=8kHz
Выставляем экспоненты, чтобы в около нулевых значениях вертолет не был очень резким. Из личного опыта по элеронам и элеватору ставлю 25%, для хвоста 30%. Будьте внимательны, значения имеют отрицательный знак. При положительных значениях форма кривых будет иная и отклик модели наоборот возрастет.




Настраиваем кривую газа. Если регулятор простенький без гувернера, то настраиваем кривые газа.




В случае продвинутого регулятора достаточно выставить полки для гувернера.

Для настройки так же нам потребуется рассчитать рабочие обороты основного ротора.
Для этого потребуются:

Основная шестерня – 170T.

Шестерня мотора – 15Т.

KV мотора – 1250 оборотов на вольт.

Номинальное напряжение – 22,2 вольта.

Максимальные рабочие обороты рассчитываются для 90% газа.
RPM=((KV мотора* номинальное напряжение)/(передаточное соотношение))*0,9

RPM=(1250*22,2/(170/15))*0,9=2210 оборотов в минуту.
Соответственно у меня получилось для normal – 1800 оборотов, Idel 1 – 2000, Idel 2 – 2200.





Что касается корректной работы гироскопа, то для этого необходимо выставить следующие параметры:

Тип сервы: цифровая или аналоговая. Если не тот сигнал, серва будет молчать. Может и сгореть, поэтому настраиваем гироскоп, а потом подсоединяем серву

Тип сигнала: 1520 или 760. Если не тот сигнал, серва будет молчать или перемещаться рывками.

Тип вертолета: большой (600-700) или малый (250-500). Отличаются разным уровнем вибраций.

Реверс канала, если требуется. Проверяем следующим образом, смещаем хвост влево, слайдер идет вправо.

Выставить конечные точки, чтобы слайдер не упирался в корпус хвостового редуктора и хвостового ротора. Это делаем через гироскоп или пульт, кому как нравится.

Все настройки выполняются в нормальном режиме. Проверить можно следующим образом, слайдер находится по центру, переместите балку в сторону, в результате слайдер сместится и вернется в то же центральное положение.

После настройки переведите гироскоп в режим AVSC (удержания хвоста).


В аппаратуре переключается режим гироскопа и выставляется его чувствительность, это если подключен соответствующий канал к приемнику. Обычно это значение составляет около 35-40%. При маленьком значении будет наблюдаться дрейф хвоста, при высоком будет трясти хвостом по горизонтали.

Первые полеты обычно настроечные, поэтому убедитесь на земле что все верно настроили. Раскрутите ротор не отрывая вертолет от земли и проверьте реакции, в случае неверного поведения модели проверьте настройки. После того как убедились в корректности поведения модели можно взлететь на высоту 1,5-2 метра для выполнения точных настроек кривых. Если модель ведет в сторону, то можно воспользоваться триммером, расположенным у стиков по элеронам и элеватору.

С помощью тахометра Микротахометр Turnigy советую померить обороты основного ротора, чтобы удостоверится в правильности настроек регулятора. Я обороты замерял на безопасном расстоянии с 5 метров, но можно закрепить тахометр на хвостовую балку.

После полета обязательно контролироуйте термометром Turnigy Infrared Thermometer (-33 ~ 220Celsius) температуру регулятора, двигателя и аккумуляторов, чтобы избежать их выхода из строя. У меня температура колеблется в пределах 50-60 градусов.

Рекомендую установить таймер в пульте, первые полеты покажут на сколько времени вам хватает аккумуляторов. Чтобы продлить жизнь аккумуляторов оставляйте в них не менее 30% емкости (у меня на каждой банке остается 3,85 вольта).


Добавлю еще видео полета моего HK600GT.





Репутация: 9

Если хочется такого

Изображение

то можно из стандартных деталей сделать такое

Изображение

Изображение

данная конструкция испытана и даже нормально летает.

Репутация: 9

Опасно выглядит.
Силовое пробовал на этом "моде" ?
Сдается мне, что развалится оно, еще и зацепит ненароком.
Безопасность - превыше всего в хеликах.

Репутация: 9

Репутация: 4

Мдаа. серьёзно, да еще и сервы супер.

Репутация: 3


А мне всё равно стрёмно было бы рядом с такой машиной находиться. Дёрганье в статике сильно отличается от дёрганья в динамике (полёте). Кроме того вы отбалансировали новую конструкцию или нет? Ато есть шанс, что на оборотах будет биение сильное со всеми неприятными последствиями.

Репутация: 60

Ваше решение имеет право на жизнь. Но я бы сделал так:

Изображение

Репутация: 9


А мне всё равно стрёмно было бы рядом с такой машиной находиться. Дёрганье в статике сильно отличается от дёрганья в динамике (полёте). Кроме того вы отбалансировали новую конструкцию или нет? Ато есть шанс, что на оборотах будет биение сильное со всеми неприятными последствиями.

не бойтесь - "дергался" он по разному и с балансировкой все в порядке.


Думал над чемто похожим, но выпилить на коленке ровно такую деталь проблематично, поэтому остановился на этой схеме так выдрежать углы было проще при этой конструкции. Клеевой шов в основном работает на сдвиг и он довольно большой


Написано 15 октября 2009

Предисловие

Полёт, а тем более контролируемый полёт, всегда завораживал человека, не только своей красотой, плавностью и изяществом, но и необычностью того, что летательные аппараты, будучи тяжелея воздуха, способны на подобное.
Человек всегда хотел летать и управлять летающей машиной, и это желание особенно сильно в детстве и юношестве.
Развитие науки и технологий сделало полёт повседневным и дало возможность каждому почувствовать себя пилотом небольшого летательного аппарата.

На данный момент на рынке радиоуправляемых моделей существует огромное количество разнообразных летательных конструкций, способных удовлетворить практически любые запросы, но поговорим мы с вами о вертолётах. Уникальность этих аппаратов заключается в том, что они способны взлетать и совершать посадку практически в любом месте, им не требуется взлетно-посадочная полоса, и они способны надолго зависать в воздухе, сохраняя своё положение.

Хочется отметить, что вертолёт является самой сложной моделью в управлении, и если вы молодой начинающий пилот, вам следует хорошо обдумать свой выбор, что бы горечь от разбитой дорогой модели не испортила вам настроение и не отбила желание "летать". Существует два основных типа вертолётов - однороторные, с одним основным ротором и задним хвостовым ротором для компенсации крутящего момента и управления курсом, и соосные вертолёты с двумя основными роторами.
Основываясь на собственном, хоть и небольшом, опыте я бы порекомендовал начинающему пилоту именно вертолёт соосной схемы, как наиболее стабильный, более простой в управлении и более дешёвый в ремонте, нежели вертолёт однороторной схемы.

Выбор

Одной из известных фирм, выпускающей соосные модели радиоуправляемых вертолётов, является фирма E-Sky, и на сегодняшний день в её ассортименте имеется четыре модели в одном классе:

Комплект поставки включает всё необходимое для обучения пилотирования на симуляторе, входящего в комплект, и непосредственно запуска модели с последующей подзарядкой бортового аккумулятора. Все модели и аппаратура уложены в точно изготовленные в пенопластовых блоках ниши, что предохранит содержимое коробки от повреждений в случае ударов или падений.
Модели выполнены в масштабе 1:32 и являются полноценными 3D летательными аппаратами. Многие ошибочно считают, если стоит обозначение 3D, значит, модель должна выполнять всевозможные фигуры высшего пилотажа. Нет, 3D говорит о том, что данная модель имеет полное управление в трёх плоскостях, как на реально существующих вертолётах:
По высоте - за счёт синхронного изменения частоты вращения роторов.
По горизонтали - (крен и тангаж) за счёт изменения угла атаки лопастей нижнего ротора.
И вращение - (направление полёта - курс) за счёт изменения пропорциональности вращения нижнего и верхнего роторов.
Все модели оснащены встроенным гироскопом с возможностью регулировки чувствительности и пропорциональности вращения роторов, который позволяет сделать полёт модели более стабильным по курсу.

Модели выполнены в копийных корпусах, и почти все они являются прототипами реально существующих вертолётов:

Копийность корпуса может сыграть немаловажную роль при выборе модели и дальнейшей её эксплуатации, так как фантазия и воображение молодого пилота безграничны. В основном эти модели предназначены для полётов в закрытых помещениях, но их вполне можно запускать и на улице в безветренную погоду, что я не раз проделывал у себя на даче с детьми, но при ветре велика вероятность, что вы его загоните на берёзу или посадите на картофельную ботву.
Относительно небольшой размер моделей позволяет их запускать и дома, продолжая совершенствовать свои навыки полётами по коридорам, облетая углы стены и мебель, правда, встреча с которыми крайне нежелательна.

Основой этих моделей являются рамы двух типов:

Следовательно, так же отличаются все внешние элементы: шасси, корпуса и батарейные отсеки.
Но механическая и электронная части полностью взаимозаменяемые, что делает эти модели более удобными и практичными в использовании.
Большим плюсом является и то, что на данный момент на эти модели существует весь спектр запчастей, как штатных, так и опционных, выпускаемых фирмами E-Sky, Xtreme, 3DPro и другими, которые вы в последствии можете установить на свою модель.

Учебный класс

Также, когда вы начнёте реальные полёты, я бы порекомендовал вам установить тренировочное шасси .

Так как, несмотря на то, что модель достаточно лёгкая и кажется вполне прочной, сильные удары и падения молодого пилота могут привести к серьёзным поломкам.
Если нет возможности приобрести готовое тренировочное шасси , его можно изготовить из двух спиц и четырёх шариков для пинг-понга.

Подготовка

И так, вы уже прошли курс молодого пилота на симуляторе и готовы приступить к реальным полётам. В комплекте к моделям есть всё необходимое, чтобы поднять модель в воздух - батарейки в пульт управления и предварительно заряженный Литий-полимерный аккумулятор для модели.
Уделю некоторое внимание на установке аккумулятора в модель. Во всех моделях аккумуляторные отсеки имеют нижнее расположение, у модели Dauphin в корпусе выполнена весьма внушительная ниша, которая позволяет легко вставлять и вынимать аккумулятор, так же через эту нишу вынимается вся механическая часть вертолёта в случае замены корпуса или ремонта отдельных узлов.

В модели Lama V4 так же предусмотрен очень удобный способ замены аккумулятора через нишу, выполненную в нижней части фюзеляжа:

Lama V3 так же имеет весьма удобную и быструю схему замены аккумулятора, реализованную в полностью открытом, отстёгивающемся батарейном отсеке.

Но эта схема имеет и слабые места в виде ушек и крючков, которыми и осуществляется фиксация батарейного отсека с аккумулятором к шасси вертолёта.
Учитывая это, следует избегать жёстких посадок и ударов в нижнюю часть вертолёта.

Comanche имеет такой же батарейный отсек, как Dauphin и Lama V4, но относительно небольшая ниша, выполненная в корпусе, немного затруднит установку аккумулятора.
В этом случае, я бы порекомендовал отстегнуть заднюю часть корпуса и свободно вложить аккумулятор на своё место, что бы не повредить корпус.
Так же можно вырезать нишу немного больше, что нисколько не ухудшит внешний вид модели.

Заряжать аккумуляторы можно, даже не вынимая их из модели, достаточно вставить специальный разъем аккумулятора в балансировочное устройство, входящее в комплект, подключить его к блоку питания, так же имеющемуся в комплекте, и минут через сорок аккумулятор будет заряжен.

Полностью заряженного аккумулятора хватает от пяти до десяти минут полёта. Казалось бы, мало, да, немного, и сразу возникает желание приобрести дополнительно ещё пару батарей, чтобы продлить удовольствие от полёта. Но не спешите. Во время полёта модели, электродвигатели сильно нагреваются, и увеличение общей продолжительности полёта, с остановками только лишь для замены батарей, приведёт к сильному перегреву моторов и быстрому выходу их из строя. Так что, времени, которое отводится на зарядку аккумулятора, вполне достаточно для того, что бы электромоторы остыли, либо следите за температурой моторов и не торопитесь в небо, как бы вам этого не хотелось.
В дальнейшем, если вы решите проапгрейдить свою модель, вы сможете установить опционные двигатели, которые позволят вам летать практически без остановок.

Настройки – регулировки

Аккумулятор установлен на модель, пульт в руках, и вооружившись знаниями из "досконально" изученной по картинкам инструкции, мы готовы приступить к первым запускам модели в реальных условиях.
И опять я вас слегка попридержу от неудержимого желания взмыть ввысь.

Первое, что следует запомнить, это чёткую последовательность включения пульта и модели:
При включении первым включается пульт, затем включается модель.
При выключении сначала выключается модель, затем пульт.
Если последовательность будет нарушена, модель начнёт совершать произвольные движения сервоприводами и выполнять включения двигателей, что может привести к выходу из строя отдельных узлов.

Второе, не смотря на то, что в описании сказано о выполнении всех регулировок и настроек на заводе, советую вам проверить, насколько качественно они выполнены. От этого будет зависеть, как поведёт себя модель при первом запуске и ваше впечатление о ней.

Начнём осмотр с состояния верхнего ротора.
В самом верху в вилкообразном ложе, выполненном в головке внутреннего вала, расположен флайбар (стабилизатор) с двумя грузиками на концах, отвечающий за стабилизацию модели в полёте. Далее, через коротенькую регулируемую тягу он соединён с держателем лопастей верхнего ротора.

Основное, что необходимо проверить в этом узле, это прямолинейность штанги флайбара и “бабочку” при вращении верхнего ротора. Эти два фактора сильно влияют на стабильность модели в полёте и на наличие или отсутствие вибрации.
С прямолинейностью штанги флайбара всё более или менее понятно, а вот что же такое “бабочка” и где искать это насекомое?
"Бабочкой" условно называют визуальный эффект, когда лопасти вращаются не в одной плоскости, напоминая при этом крылья насекомого.

Для этого нам необходимо привести в движение только верхний ротор.
Все манипуляции с пультом и органы управления показаны для Mode II (Газ слева)
Включаем пульт. При этом следим за тем, чтобы ручка газа и триммер газа находились в нижнем положении.

Включаем модель, соединяя разъёмы питания аккумулятора и модели. Ждём, когда на приёмнике в модели зелёный светодиод перестанет мигать и загорится постоянно.
Переводим ручку газа вправо в крайнем нижнем положении и плавно начинаем её поднимать.

При этом верхний ротор, ускоряясь, начнёт вращаться, а нижний довольно долгое время будет находиться в состоянии покоя.
В крайнем правом положении поднимаем ручку газа до тех пор, пока не начнёт вращаться нижний ротор.
При этом частоты вращения верхнего ротора уже достаточно для определения наличия “бабочки”.

Убирается “бабочка” путём регулировки коротенькой тяги от флайбара к держателю лопастей. Для этого необходимо её отщёлкнуть с шарового крепления на держателе лопастей и, вращая пластиковый наконечник, удлинить или укоротить её, добиваясь того, что бы лопасти верхнего ротора вращались в одной плоскости.

Как мы видим, после регулировки бабочка практически исчезла.
Иногда бывает так, что регулировки длины тяги недостаточно. Связано это может быть с небольшими дефектами литья пластикового держателя лопастей или самих лопастей. В этом случае допускается возможность слегка их изогнуть.
На нижнем роторе “бабочки”, как правило, не бывает.

Теперь мы готовы поставить модель на пол и попробовать вдохнуть в неё жизнь и душу летательного аппарата.
Сразу хочу предупредить, что на высоте менее метра модель может быть не совсем стабильна. Это связано с тем, что она попадает в завихрения воздушного потока, созданного собственными лопастями, но потом вы к этому привыкните.
Плавно увеличиваем обороты двигателя, двигая стик газа вверх, и если остальные заводские регулировки выполнены вполне корректно, то модель оторвётся от пола и, контролируя её положение в воздухе правым стиком (тангаж, крен), вы совершите свой первый самостоятельный полёт.

Но может получиться так, что при попытке взлететь модель будет кренить, тащить и вращать в разные стороны. Не стоит расстраиваться, это можно подкорректировать триммерами, расположенными на пульте рядом со стиками.

Также существует возможность регулировки тангажа и крена непосредственно тягами от сервоприводов к тарелке автомата перекоса.

Удлиняя тягу крена, мы, увеличиваем крен налево, укорачивая, направо.
Удлиняя тягу тангажа, мы, увеличиваем наклон вперёд, укорачивая, назад.

А вот дополнительная регулировка вращения/курса/направления осуществляется уже непосредственно на блоке приёмника потенциометромPROPORTIONAL.

Самое важное: Все регулировки потенциометрами на приёмнике выполняются при выключенном питании вертолёта!

Как наиболее просто и быстро выполнить все необходимые регулировки гироскопа и микшера, отвечающего за пропорциональность вращения роторов?
На электронном блоке имеются два потенциометра - GAIN и PROPORTIONAL.

GAIN отвечает за чувствительность гироскопа.
PROPORTIONAL отвечает за пропорциональность вращения роторов.

Первое: полностью убираем чувствительность гироскопа потенциометром GAIN, повернув его до упора в минус.
Второе: потенциометром PROPORTIONAL добиваемся того, что при среднем положении триммера курса, модель практически не вращается.
И третье: возвращаем потенциометр GAIN в положение, необходимое для достаточно стабильного удержания модели в воздухе по курсу.
Выставление слишком большой чувствительности гироскопа приведёт к подёргиванию модели по курсу.

Если вам не жалко слегка испортить внешний вид капота модели, могу посоветовать выполнить два аккуратных отверстия в капоте напротив потенциометров. В этом случае вам не придётся снимать капот каждый раз при регулировке электронного блока. У себя на модели я сделал именно так.

Дорога в небо …

Вот вроде и всё. Исходя из своего небольшого опыта по общению с этими моделями, я постарался наиболее коротко осветить все основные моменты, с которыми может столкнуться начинающий пилот. И если этот небольшой обзор смог кому-то помочь, я буду только рад.
Помните, это не игрушка, а полнофункциональная модель летательного аппарата, требующая к себе бережного и внимательного отношения. Сильные удары и падения неизбежно приведут к повреждениям, как корпусов, так и механической части модели. Следите за ней, и она прослужит вам достаточно долго.

Читайте также: