Финский костюм своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 08.09.2024

Данный раздел содержит подробные инструкции и рекомендации, которые позволят за короткий промежуток времени сделать карнавальный костюм своими руками. Статьи имеют множество советов, позволяющих избежать лишних трат и каких-либо ошибок при создании карнавального костюма.

Другими словами, вы найдете ответы на все интересующиеся вас вопросы, а также оригинальные и простые решения по созданию карнавального костюма на Хэллоуин своими руками. Руководства по изготовлению карнавальных костюмов созданы с той целью, чтобы помочь каждому желающему создать карнавальный костюм используя несколько вариантов, как самых простых, так и более сложных.

Прочитав статьи, практически любая рукодельная хозяйка сможет сделать новогодние костюмы своими руками для своих близких за несколько дней, используя лишь подручные средства, свою фантазию и смекалку. Множество аксессуаров, использующих при создании костюма имеется у нас в продаже, что избавит вас от поиска и значительно сэкономит время.

Национальный костюм карелов

Речь пойдёт о типе костюма, который был найден в южной и западной части Карельского перешейка. Финны назвали этот тип костюма Rekko, из-за определенного вида вышивки на сорочке. Эта вышивка делается спереди под воротничком, как вы можете видеть на изображении.


Немного истории

Карелия представляет собой непрерывную область, но она делится на три политические части. Вот карта, показывающая различные регионы Карелии.


Области Южной и Северной Карелии находятся в пределах нынешних границ финского государства. Области Белой Карелии, Олонецкой Карелии и Ладожской Карелии находятся в пределах Республики Карелия в России.


Это также включает в себя область Заонежье, которая лежит к востоку от Онежского озера и заселена исключительно русскими, с тем, чтобы разбавить процент карелов в пределах Республики. Карельский Перешеек в настоящее время является частью Ленинградской области в России, наряду с Ингрией.


Карелы тесно связаны с финнами, они говорят на карельском диалекте, финском и тесно связаны с оригинальным языком. Как правило, районы к востоку от границы и Ладожского озера говорят на чистом карельском.

А в районе Финляндии, Карельского перешейка и к северу от Ладожского озера говорят на карельских диалектах финского языка.




Существует также община православных карел, проживающих в Тверской области в России.


Они переехали туда, чтобы избежать религиозного преследования со стороны лютеран, но они в основном были ассимилированы русским населением. Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.




Костюм, о котором пойдёт речь, был найден в различных частях южной части Финляндии, на Карельском перешейке, и в Ингрии, что к югу от предыдущей границы. Этот женский костюм до сих пор поддерживается небольшой общиной карелов и ингрийцев, а также теми, кто сейчас живет в пределах нынешних границ Финляндии.



Карельский перешеек с частью территории к северу от Ладожского озера был аннексирован Советским Союзом из Финляндии в 40-х годах. Эта земля по-прежнему отображается на финских картах.


Как видно из этой карты, помимо Туутери, костюмы с Rekko встречаются в районах Койвисто, Куолемайяарви, Уусикиркко, Муолаа, и другие. Они имеют, конечно, теперь все русские названия. Существуют различия между детализацией костюмов различных районов. Этот костюм был также найден к югу от границы, в некоторых районах Ингрии, особенно в районах к северу от Санкт-Петербурга.


Классическая карельская сорочка rekko

В Карелии люди жили в напряженных и тяжелых обстоятельствах. Ткань использовалась более экономно, чем в западных районах Финляндии но компенсирована щедрой и красочной вышивкой с традиционными кружевами.


Rekko является центральным элементом в передней части сорочки. Дизайн, цвет и степень вышивки варьируется в зависимости от района. Валкйарви выполнен из оранжевой, голубой и белой шерсти. В аппарантли первоначальный цвет rekko вышивки был золотисто-желтый. Некоторые оттенки желто-оранжевого цвета до сих пор являются основным. Открытая сторона удерживается в закрытом положении с помощью гравированного серебра или оловянной броши в основном для замужних женщин.


На изображении, взятого из блога финской женщины, можно увидеть Rekko. Она удивительная швея и делает также сарафаны. Ее зовут Соя.


Иногда встречаются костюмы с поддельным rekko, Его просто вшивают в сорочку. Эта фотография из каталога компании, которая делает массовое производство костюмов. Это гораздо легче сделать.


Кроме rekko, вышивкой украшается узкая полоса воротника, манжеты, плечи. В Ингрии рукава часто собраны в верхней части плеча.


Другие элементы национального костюма карелов

На Карельском перешейке, женские сарафаны носили на востоке и юге, а юбки на севере и западе. Костюмы Rekko бывают любого типа, в зависимости от района.




На западной стороне перешейка юбка надевается из одного цвета, как в Муолаа. Плед из полосатого сукна шили на подол, как в Койвисто и Куолемаайярви.


В Ингрии rekko костюм также иногда носят с юбкой.


Женские фартуки из шерсти или льна, как правило, с нашивными элементами и/или вышивкой.



Льняные фартуки часто имеют nyytinki вставки, бобины, кружева и/или окантовку, как этот пример из Саккола.


Supikkaat (супиккат) – кожаные повседневные ботинки, которые характерны для Карелии. Они аналогичны тем, что носили саамы (лопари), но короче. Они имеют характерный острый носок.


Девушки носят повязку или ленту вокруг головы.



Замужние женщины носят головной убор под названием sorokka, который сделан из ткани с вышивкой и/или украшен аппликацией из лент вокруг головы.


Мужской костюм

Национальные костюмы для мужчин включают в себя белые льняные или хлопковые рубашки с длинными рукавами и шерстяные брюки, называемые luukkuhousut.


На свадьбах мужчинам принято было повязывать плечи алыми платками.


Брюки могут быть длинными или укороченными. Костюмы также включают в себя жилеты и короткие куртки, называемые roijy или пальто. На некоторых костюмах мужчины носят ремни, шарфы и головные уборы.


Головные уборы для мужчин

  • Lippalakki – кепка с жестким пиком впереди;
  • Pellilakki – колпачок из нескольких кусков;
  • Varraslakki – вязаная, остроконечная шляпа;


  • Silinteri – классическая шляпа;
  • Kairalakki – круглая шапка из шести частей без пика;
  • Huopalääppä – высокая фетровая шляпа с лентой и оловянным украшением;


Также мужчины носили кожаный ремень и нож в ножнах.


Обувь была соткана из бересты, а сапоги из сыромятной кожи. Зимней обувью служили koibi – сапоги из оленьей шкуры.

Презентация на тему: " Народная одежда финнов Выборгской губернии XIX век 2008." — Транскрипт:

1 Народная одежда финнов Выборгской губернии XIX век 2008

2 Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов. Народная одежда финнов

3 Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов

4 Мужская нар. одежда, Яскис Женская народная одежда, Сент-Антреа Комплекс девичьей и женской народной одежды Народная одежда финнов

5 В XIX веке перестали бытовать или подвергались значительным изменениям многие характерные типы традиционной финской одежды. Женская народная одежда, Яскис Мужская народная одежда, Яскис Народная одежда финнов

6 На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов

7 Женская народная одежда, Саккола Девичья народная одежда, Каукола Народная одежда финнов

8 Мужская народная одежда, Каукола Комплекс девичьей и женской народной одежды, Койвисто Народная одежда финнов

9 Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов

10 Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

Традиционная финская женская одежда представлена полосатой юбкой с лифом-безрукавкой или кофтой. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец.
Мужской костюм состоял из штанов до колен, жилета, разнообразных курток, кафтанов.
На костюме юго-восточных финнов отдельные детали вышивались орнаментом, отражающим карельское и северорусское влияние.

Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Вот как описывает И.Г. Георги финский женский костюм: “Праздничный их сарафан бывает шелковым, подоле (подлиннее) будничных, с закраинами, выкладке подобному другого какого-нибудь цвету; вся передняя половина от колен до подолу распестрена узорчатым шитьем и низанными таким же образом змеиными головками, монетами и бисером. Пояс выложен жестяным набором и впереди закрепляется перевязью. На груди красиво также вышито платье и при том выложено змеиными головками и бисером. Шея покрыта великим множеством пронизок. Продетые сквозь большие серьги, многие, на пядень длиною, ленты висят по плечам и по широким, не собранным, коротким и цветною шерстью узорчато вышитым рубашечным рукавам. Голову покрывают, пристегнутою к шапочке фатою, которая простирается по спине, и пропущенная будучи под пояс, достает до самых пят, да под тою же фатою висит еще в ладонь шириною, корольками, и змеиными головками, унизанными и внизу бахромкою обшитый ремень, коим покрываются волосы”. (Корольки - янтарь, ужиные головки - раковины каури).

Исследователи отмечали, что финны для поездок в город одевали русскую одежду - у женщин это сарафан, повойник и та же верхняя одежда типа “армяка” – тип полупальто; у мужчин была русская одежда, но “Армяки их более открыты на груди, чем у русских и почти у всех украшены по швам спины синими или красными стрелками, а на воротах рубашек имеют всегда по круглой медной пряжке”. Позднее, к середине XIX века, национальная одежда, которую носили в своих деревнях, исчезла, сменившись на юбку и кофту. Обязательным был передник. Это было и в конце XIX века.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Работая для своей диссертации, случайно, в одной финской библиотеке в Турку наткнулся на номер одного журнала, который был посвящен многообразию финского национального костюма. И вот сегодня я решил провести исследование на костюмы в бывшей губернии Etelä-Karjala, или же Выборгской.

Итак, как мы знаем, в состав губернии входило 26 уездов и 1 город. И очень интересен тот факт, что все 26 уездов, каждый из них, имел свой уникальный вариант национального костюма. Более того, каждая волость, каждая деревня, каждый хутор имел в национальном костюме свой неповторимый штрих, который был как паспортом его владельца. По костюму, ранее, знатоку можно было в мгновение установить из какой губернии, уезда, волости и даже деревни его владелец.

Главное исследование этого вопроса принадлежит финскому исследователю Кастрену, который попытался сделать систематизацию данных о национальном костюме финнов. Его труд сегодня хранится в библиотеке Хельсинского Университета. Однако Кастрен занимался нац.костюмом только на уровне Губерний, (что и отражено в его книге) далее исследовали его последователи. Поэтому, сейчас мы имеем разное количество данных о костюмах от полных данных по губерниям, граничащих с Хельсинки до весьма малых данных о Лапландии и Оулу. Исследованием костюма Выборгской Губернии занимался некий Отто Кьегелунд - студент магистратуры Академии Або (Университета Турку), посетивший в 1921-1925 гг различные волости губернии и сделавший уникальнейший альбом (Кьегелунд был очень талантливым художником) национальных костюмов, который отдал в дар Виипурскому Магистрату в 1929 году, сразу же после защиты диссертации. Судьба альбома трагична, в 1940 году в здание где он хранился попала бомба и он загорелся. Его удалось потушить, но некоторая информация была утерена. (Карта Национального Костюма Etelä-Karjala, сделанная по материалам Кастрена и Кьегелунда. Обозначены наличие особенных костюмов по уездам)

Уже в 80-90-ых годах, благодаря энтузиастам (таким же как был в свое время Кьегелунд) из финских университетов и карельских общин данные начали сильно пополняться, но до сих пор окончательно не восстановлены.

Но все же, я поведу свой рассказ об этом. Попытаюсь систематизировать данные (для начала по уездам) для дальнейшего более глубокого анализа. В помощи мне будут снимки книги Кьегелунда, любезно предоставленные библиотекой Университета в Турку, различные интернет-сайты карельских обществ, занимающихся реконструкцией национального костюма и конечно же Отдел Костюма и Народного Творчества Музея Хельсинки, любезно предоставляющий снимки, сделанные в 80-90 годах. На снимках модели одетые в востановленные костюмы.

Итак, начнем мы пожалуй с Выборга, а точнее с его уезда. (Viipurin mlk). На данный момент сохранилось лишь описание женского костюма. (Слева представлен т.н "Новый Виипурский костюм" который получил распространение в начале 20 века. Справа - "старый костюм" который носил более повсеместное распространение). Представляет собой костюм с белой широкой рубашкой с большим воротом (т.н "шведская" форма), широкой юбкой из 4-х цветов: кирпично-красного, желтого, серо-зеленого и коричневого, сшитая с доминированием красно-кирпичного цвета. Черный карман с нашивкой эмблемы рода (чаще всего герба) на правой стороне пояса (в "новом костюме" отстутствует). Неотъемлимой частью является Пиджак из черного бархата или черной шерсти и ткани заправленный в юбку. Застегивается двумя золотыми пряжками. Головной убор черного цвета, с белыми окаймлениями и может быть обшит узкой полоской кружева. В "новом" костюме, головной убор имеет форму эллина, с черной ленточкой, опускаемой через левое плечо. Костюм может быть украшем позолоченными пряжками (это наблюдалось в нескольких деревнях Viipurin mlk). Неотъемлимая часть костюма - гольфы белого цвета. Правда в Тамминиеми и окрестностях встречался вариант белых гольф с золотистым обрамлением. И обувь черного или коричневого цвета из кожи - также неотъемлимая часть костюма.

Вариации: В районе села Килпеенйоки встречались пиджаки из синего ситца. А в деревне Карппила можно было встретить красное обрамление, вместо золотистого.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Очень интересно. Я как-то интересовался у бывших жителей Терийок, был ли у них свой "терийокский" костюм? Они сказали, что нет, не было, использовался кивеннапский вариант костюма. Они мне привезли цветной буклет, выпущенный финской фирмой, которая на заказ шьет национальные костюмы разных волостей. В этом буклете показаны костюмы основных волостей, их там много, на память - порядка полусотни, если не больше. Если интересно, могу найти, отсканировать и прислать.

Спасибо, если не затруднит. Было бы очень интересно.

Да, в Терийоки использовался костюм Кивеннапа. Все дело в том, что на деле их еще больше, тысячи. Как мне рассказывал один профессор-этнограф, в каждом селе, даже каждом хуторе были свои особенности костюма. Я постараюсь в данном сообществе рассказать на русском языке о них. Пока пешил начать с общеуездных)))

Решил вмешаться и поведать историю об одном костюме.

Мы, участники танцевальной группы (народные танцы северной Европы, в основном, скандинавские, которые мы хотим заново привить этой земле - Ингрии) около полугода назад озаботились вопросом костюмов. Сходили в Inkerin Liitto (союз ингерманландских финнов), проконсультировались, какой костюм легче и быстрее пошить. Остановились на савакском - приход Lempaala (Лемболово).

Насчёт женского не помню, а в мужском костюме вышивка отсутствует как класс. Простая льняная рубаха, шейный платок, суконная или шерстяная жилетка, штаны. Ещё должны быть сапоги, но в них танцевать неудобно, поэтому от них пришлось отказаться.

И хоть большинство участников не имеют никакого отношения к ингерманландским финнам, ижоре, води, вепсам и карелам, будем использовать именно этот костюм. Это, своего рода, преемственность традиций. Сейчас в Лемпаале почти не осталось коренных жителей, тем более защитников Северной Ингрии, коими стоит гордиться. Если некому из них это сделать, значит это сделаем мы. Я имею в виду не только танцующих, но всех патриотов своего края, желающих ему иной - лучшей суудьбы, нежели прозябание в составе РФ.

Читайте также: