Фиксатор толкателя тнвд бош камаз своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

ТНВД КамАЗ — это механизм, предназначенный для подачи топливной жидкости в цилиндрические механизмы двигателя.

Топливный насос высокого давления

Устройство и принцип работы

Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:

  • корпус насосного отсека;
  • корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
  • шланг подкачки;
  • плунжерная пара и толкатель плунжера;
  • пружинные элементы;
  • регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
  • штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
  • регулятор впрыска горючего;
  • клапан редукционного типа;
  • клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
  • рейка, форсунка и полумуфта.

Устройство топливного насоса

Принцип работы ТНВД заключается в следующем:

  1. От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
  2. Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
  3. Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
  4. Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
  5. Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
  6. Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
  7. Плунжер опускается и открывает впускной механизм.

Где стоит обратный клапан

Обратный клапан пропускает топливо только в одном направлении – из топливного бака в двигатель. При выключении мотора он блокирует слив неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не стоит путать обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при подаче на форсунки, в случае неисправности РК топливо подавалось бы без давления, что делает невозможным дальнейшее его продвижение в двигатель.

Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками. Такое расположение позволяет выполнять, кроме основных функций, регулировку давления на входе ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для работы в арктических условиях, ОК располагается перед системой подогрева.

ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка

Немецкий ТНВД для КамАЗ Евро-3 является частой комплектующей новых моделей. Однако, насосы от Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовых автомобилей в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы заменяют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославских завод). Последние уступают в точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходят для эксплуатации на местных дорогах.

Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.

Для исправной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:

  • Повышенный расход топлива
  • Отсутствие подачи топлива к форсунке
  • Шумы в насосе

ТНВД Бош КамАЗ Евро-2: устройство и регулировка

ТНВД Бош Евро-2 состоит из:

  • Корпус
  • Муфта опережения впрыска
  • Всережимный регулятор
  • Плунжеры
  • Подкачивающий насос
  • Вал
  • Пружины
  • Клапаны

Управление ТНВД Бош бывает механическим и электронным, на Евро-2 часто устанавливают электронное управление.

Чаще всего поломки происходят при длительной эксплуатации, изнашиваются плунжеры и насосы. По причине этих поломок топливо подается в большем количестве либо вообще не подается.

Для того, чтобы предотвратить поломку ТНВД, необходимо ежедневно удалять отстой из фильтра грубой очистки, несколько раз в год менять фильтры тонкой очистки. При поломке ТНВД лучше обратиться к специалисту.

Неисправности и ремонт

Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.

Основные неисправности ТНВД и причины их появления:

  1. Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
  2. Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
  3. Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
  4. Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
  5. Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.

Обслуживание ТНВД

Как снять и разобрать

Снятие с двигателя:

  1. Снять клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать радиатор.
  3. Убрать вакуумный насос.
  4. Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
  5. Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
  6. Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
  7. Отсоединить топливные приводы.
  8. Убрать вакуумный шланг.
  9. Заблокировать коленвал от проворачивания.
  10. Отвернуть болт в центре муфты.
  11. Снять натяжитель цепи.
  12. Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.

Ремонт грузовика

Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:

  1. Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
  2. Затем следует снять крепления на верхней крышке.
  3. Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
  4. Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
  5. Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
  6. В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.

Регулировка пневмокорректора

Функцией пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 явля6ется регулировка подачи топлива. При снижении давления воздушного потока сокращается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегревание и дымление двигателя. Также работа такой аппаратуры влияет на расход моторного масла: если все исправно, то расход масла равномерный.

Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, попадающего на форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и легко осуществляется своими руками. Пневмокорректор регулируется двумя болтами:

Первый отвечает за натяжение пружины и располагается соосно с золотником. Корректор срабатывает при повышенном давлении, а значит необходимо увеличить силу натяжения пружины, закручивая болт.

Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит объем поступающего топлива.

В Интернете можно найти картинки и видео, пошагово показывающие регулировку корректора. Схема корректора подачи топлива:

Схема корректора подачи топлива

Как добавить или убавить топливо

Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.

Порядок действий при уменьшении горючего:

  1. При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
  2. Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
  3. При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.

Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:

  1. Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
  2. Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
  3. Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.

Как правильно установить

Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.

Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:

  1. Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
  2. Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
  3. Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
  4. Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
  5. Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
  6. Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
  7. На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
  8. Соединяют секции ТНВД с форсунками.
  9. Регулируют угол опережения системы впрыска.
  10. Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
  11. Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.

Цена и отзывы

Цена покупки и аренды ТНВД:

  • покупка — от 17 500 рублей;
  • данную деталь транспортного средства нельзя арендовать.

Схема ТНВД

Виталий, 41 год, Владивосток: Через 4 года эксплуатации КамАЗа началась утечка топливной жидкости. Причиной поломки стала нарушенная герметичность топливного привода и насоса.

Ремонт сделал быстро, т.к. все запчасти легко найти.

Основные сведения для ремонта и регулирования насосов топлива давления 0 402 648 611, которые устанавливаются на ДВС автомашин КАМАЗ. Регуляторные элементы RQ и RQV рассмотрим, сравнив их с регуляторными элементами на механике RQV…K, которые устанавливаются на ДВС автомашин КАМАЗ.

Ремонт и настройка регуляторов RQ на ТНВД Камаз

Ремонт топливного насоса высокого давления с регуляторными элементами RQV…K

Единое изображение сбора ТНВД

Прежде чем начать сборку насоса для топлива, нужно сделать чистку и дефектовку. Мойку элементов насоса топлива и каркасов форсуночек, разумно делать в мойках с барабанами, которые работающих по замкнутому циклу. Автор около пяти мес. использует мойку Гейзер с диаметральным сечением барабана 70 см.

Изображение 1.1 - Комплект инструментов для устанавливания и фиксирования плунжера.

  • 2 418 455 727 - пара плунжеров - восемь штук;
  • 2 418 459 037 - клапан нагнетания - восемь штук;
  • 2 414 612 005 - пружинка клапана - восемь штук;
  • 2 410 422 013 - втулочка, поворачивающая плунжер (если есть изношенный шар, исследуем лупой 8х);
  • 2 417 010 022 - ремонтный комплект насоса для топлива полный;
  • 2 427 010 049 - ремонтный комплект регулятора ТНВД;
  • 2 421 015 057 - регуляторная прокладка;
  • 2 447 010 043 - ремонтный комплект клапанов насоса для топлива.

Изображение 1.2 - так стоят кулачки вала при установке и снятии толкательных стопоров.

Если есть дефектовка, обращаем интерес на деятельные верхние слои вала (кулачковый), толкательный, пружинок и подшипниковых элементов. Каркас ТНВД обязан быть очищенным, перед мытьем удаляем все колечки, которые остались после демонтажа плунжерных втулок.

На изображении 1.1 есть предметы для работы для установки плунжера и толкательного элемента и, чтобы зафиксировать толкатель.

Регулирование ТНВД на стенде

На стенд ставится насос для топлива в собранном виде. Вначале регулируют углы подачи секций ТНВД, соответственно, с планом тестов.

На изображении 2.1 представлено, как подключать подачу жидкости для тестов на насосе для топлива на стенде. Место подсоединения подачи показано в плане для теста на каждый ТНВД. Место подключения спереди ТНВД - точечка 1, сзади - точка 2. Подключать подачу касаемо данного случая, делается к точечке 3.2, в обратку, конечно же, - к точечке 3.1.

В табличке ниже представлены высоты поднятия плунжера на ТНВД автомашин КАМАЗ разных моделек, при которых идет перекрывание подачи топливной смеси.

Табличка 2.1 - Отметка плунжерного подъема на насосе для топлива автомашин КАМАЗ

При регулировании уголков вместо клапана обратки ставится заглушечка и удерживается давление 26 бар, ход реечки и высота подъема плунжера соответствуют сведениям, приведенным в таблице 2.1.

Изображение 2.2 - Установление хода реечки.

Для регулирования поднятия момента перекрывания подачи топливной смеси нужно пользоваться шайбами для регулировки хорошего качества. Обычно попадаются шайбы плохого производства, их толщина имеет отличия от той, что выбита на шайбе, на 0,05 мм и больше.

Оборудование для выхода реечки можете сделать такое же, как указано на изображении 2.2.

Изображение 2.3 - Установочка устройств, измеряющих ход рейки и высоту подъема плунжера.

При установочке времени подачи перекрытия топливной смеси, стоит учитывать, что плунжерные пары БОШ (Bosch), подачу, во многих случаях закрывают не полностью. Можно допустить падение капелек, с промежутком одна капелька в сек. (может и чаще).

Дальше, исходя из тест-плана установить маяк подачи топливной смеси. Этот процесс нужно делать на каждом ТНВД. В данном случае же, ставится лимб стенд в 270 градусов от одной секции, что будет в соответствии с начинанием подачи 8 секции, а также, устанавливается главная полумуфта муфты грузиков, как показано на изображении 2.4.

Изображение 2.4 - Установка маяка начала подачи смеси топлива.

Как окончится ремонт, нужно поставить привод ТНВД и установить маяк, как представлено на изображении 2.4, проверить совмещение меточек на каркасе насоса для топлива и муфте привода.

На изображении 2.5 представлена конструкция блока муфты грузиков с пружинами.

Изображение 2.5 - блок муфты грузиков с пружинами.

Нужно отметить, что в отличии от конструкции блоков с пружинами регуляторов RQ и RQV, в этом блоке нет каких-либо регулировок, помимо гаек натяжения (смотрите далее). В части D (запчасти) ESI (tronic) представлены шайбочки регулирования и втулочки регуляторов RQ и RQV, но на рынке их не бывает.

Пружинки грузиков и места посадки должны быть без деформаций и быть с заломами. Сбор блока с пружинами обязан быть в соответствии с разделом D (запчасти) ESI (tronic). Выступ шпиличек блока с пружинками должен равняться одному миллиметру (изображение 2.6). собираются блоки с пружинами соответственно схеме, которая указана в ESI (tronic).

По ходу следующего регулирования допускается изменять данный размер от 0 (гаечка заподлицо со шпилечкой) до 2,5 миллиметров. Причем на обеих шпилечках выступ обязан быть одинаковым!

Изображение 2.6 - основное регулирование выступа шпилечки 1 мм (допустимо 0 - 2,5 мм).

Изображение 2.7 - Регулирование хода оси муфты грузиков.

Дальше необходимо вмонтировать муфту грузиков без демпферов резиновых для регулирования ее хода с осями, как показано на изображении 2.7. Момент затягивания гаечки 75 Нм. Причем муфта обязана легко делать поворот, но у нее не должно быть осевого хода. Регулирование следует делать кругленькой шайбой. Толщина шайбочек для регулировочки от 1,60 до 2,14 мм с шажком 0,03 мм. Советуем сделать толщину шайбы меньше для того, чтобы муфту не зажать, после толщину шайбочек умножаем до легкого проворачивания муфты и после устанавливанием демпферы и затягиваем указанным моментом 65 - 75 Нм.

Изображение 2.8 -размер по горизонтали 67,3 мм.

Изображение 2.9 -размер по вертикали 135,8 мм.

Размер по горизонтали 67,3 мм - это осевые центры, размер по вертикали 135,8 мм - серединка оси щели - серединка К-платы (части, которая скошена). Эти размеры действительны для каждого регулятора RQV…K, которые устанавливаются на ТНВД размерности Р.

Изображение 2.10 - Регулирование выступа болтика, который скользит.

Дальше ставим втулку направления оси плавающей, пластины стопорные меняем на новенькие из ремонтного набора, момент затягивания болтиков 6 - 8 Нм. Приспособлением 1 682 329 081 (изображение 2.10) необходимо отрегулировать величину выступа болта, который скользит, от каркаса регулятора.

Чертежное изображение приспособления для измерений представлено на данном рисунке 2.11.

Изображение 2.11 -приспособление для измерения.

Нужно добавить, что для насосов топлива, которые устанавливают на движки КАМАЗ, нужен размер L, который равен 41,3 мм. Размеры, которые не указаны, не являются важными, их можно выбрать самому.

Палец стопора и фиксаторы с пружинами нужно менять на новенькие из ремонтного комплекта.

Ставим блок рычага (изображение 2.12). Нужно отметить, что шайбы под стопором с пружинами - регулировочные.

Изображение 2.12 - Готовимся к проверке хода муфты.

Монтаж головки индикатора следует делать, заранее затянув не меньше 15 мм как показано на изображении 2.12. Головку с индикатором применить с ходом замера не меньше 25 мм.

Место реечки фиксируется на отметке 9 мм. Ходы муфточки при разных оборотиках обязаны быть в соответствии с тем, что указаны в табличке 2.2.

Число оборотов КВ

Регулирование делается поворачиванием гаечек муфты грузиков. Допустимы выступания гаечки от 0 до 2,5 мм (изображение 2.6).

Дальше ставим ограничитель всей нагрузки. Прежде чем устанавливать ограничитель, нужно сверить номер каталога и номер, который выбит на его каркасе. В табличке 2.3 представлено применение ограничителей на насос для топлива большого давления автомашин КАМАЗ.

Табличка 2.3 - Применение ограничителей всей нагрузки

Номер в каталоге

На изображении 2.13 показан монтаж всей нагрузки. Ставить его нужно так, чтоб при попадании К-платы в место, которое указано справа изображения как положение при n = 900 и 1100 оборотов в минуту, ход реечки составил 12 мм.

Изображение 2.13 - Монтаж ограничителя всей нагрузки.

Затем ставим крышечку регулятора. Сухарь кулисы обязан находиться конической выемкой к верху. Прокладочку крышечки регуляторного элемента нужно поставить новенькую. Дальше поставить ось главных рычажков с моментом затягивания 6-8 Нм, сделать затягивание их заглушечек и винтиков, крепящих крышечки топливного насоса.

Прежде чем дальше делать регулировочку нужно налить двести-триста граммов масла для мотора в картер насоса для топлива.

Изображение 2.14 - Наружное скоростное свойство регулятора топливного насоса большого давления.

Ставим устройство в таком месте угломера, как представлено слева на изображении 2.15. Справа изображения оно поставлено в положение рычажка управления большой подачи топливной смеси 119 градусов (допускается от 115 до 123).

Изображение 2.15 - устройство для измерения углов для рычажка управления.

Следует установить количество 1150 обор/в мин., ход реечки снизится до 11 миллиметров, при количестве оборотиков 1230 - 4 миллиметров, при количестве оборотиков 1300 - 0, 5 миллиметров. Дальше поставить положение рычажка управляемости на 71 градусов (допускается от 67 до 75) для регулирования в режиме хода вхолостую. Хождение реечки в режиме хода вхолостую равно 5,3 миллиметров, цикловая подача - 13 см в кубе/100 циклов. Причем допустимый разбег подавания топливной смеси по отсекам топливного насоса - не больше 6 см в кубе/1000 циклов. Дальше сделаем меньше количество оборотиков хождения реечки до двухсот, ход реечки в таком случае увеличится. При увеличении оборотиков ход реечки становится меньше. На таком принципе основана работы регуляторного элемента.

Проконтролируем хождение реечки на разных оборотиках (табличка 2.4). Советуем и на этих показателях делать проверку неравномерности подачи топливной смеси, не глядя на то, что в тест-планах этих советов не имеется.

Разработчики двигателей КАМАЗ сделали все возможное для того, чтобы они работали максимально надежно. Однако условия эксплуатации любого грузового автомобиля достаточно сложные, также качество используемого топлива оставляет желать лучшего.

Все это приводит к тому, что в двигателях могут возникнуть определенные неисправности. Двигатель может выйти либо полностью, либо частично. Силовая установка будет работать, однако ее обороты будут значительно меньше тех, которые прописаны в технических характеристиках.

В автомобилях КАМАЗ применяется топливный насос высокого давления. При выходе его из строя, вся система подачи топлива не работает. Ремонт ТНВД помогает решить проблему. Однако для восстановления необходимо найти причину неполадки и осуществить полную разборку агрегата. В работе используйте оригинальные запчасти, отвечающие установленным требованиям и стандартам.


Устройство и принцип работы

Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:

  • корпус насосного отсека;
  • корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
  • шланг подкачки;
  • плунжерная пара и толкатель плунжера;
  • пружинные элементы;
  • регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
  • штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
  • регулятор впрыска горючего;
  • клапан редукционного типа;
  • клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
  • рейка, форсунка и полумуфта.

Устройство топливного насоса

Принцип работы ТНВД заключается в следующем:

  1. От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
  2. Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
  3. Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
  4. Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
  5. Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
  6. Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
  7. Плунжер опускается и открывает впускной механизм.

Где стоит обратный клапан

Обратный клапан пропускает топливо только в одном направлении – из топливного бака в двигатель. При выключении мотора он блокирует слив неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не стоит путать обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при подаче на форсунки, в случае неисправности РК топливо подавалось бы без давления, что делает невозможным дальнейшее его продвижение в двигатель.

Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками. Такое расположение позволяет выполнять, кроме основных функций, регулировку давления на входе ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для работы в арктических условиях, ОК располагается перед системой подогрева.



Ремонт водяного насоса (помпы) двигателя КамАЗ 740

Водяной насос (помпа) двигателя КамАЗ 740 крепится на переднюю левую часть блока цилиндров. Для крепления к блоку, в корпусе помпы имеется три отверстия под болты. Ремонт помпы может потребоваться в случае потери ею герметичности и образования течи охлаждающей жидкости, а также если заклинил вал водяного насоса.

  1. Шкив
  2. Шайба пылеотражательная
  3. Стопорное кольцо
  4. Подшипники 1160305-А и 1160304-К 5
  5. Шпонка вала
  6. Вал водяного насоса
  7. Манжета водяного насоса
  8. Корпус водяного насоса
  9. Сальник
  10. Кольцо упорное
  11. Кольцо уплотнительное
  12. Обойма кольца уплотнительного
  13. Крыльчатка
  14. Масленка
  15. Заглушка насоса

Для демонтажа насоса для произведения ремонтных работ:

  • слейте охлаждающую жидкость,
  • снимите ремни привода со шкива,
  • выверните три болта крепления,
  • отсоедините водяные трубы.

После демонтажа помпы с двигателя, разберите насос в следующем порядке:

  • отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отвер­ните колпачковую гайку;
  • снимите крыльчатку съемником;
  • снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо;
  • снимите сальник;
  • выверните болт, снимите шайбу;
  • снимите шкив съемником;
  • снимите шпонку и пылеотражатель;
  • снимите стопорное кольцо;
  • снимите вал в сборе с подшипниками;
  • снимите манжету.

Для ремонта водяного насоса КамАЗ вам могут понадобиться запасные части, входящие в ремонтный комплект:

  1. Манжета армированная
  2. Сальник
  3. Вал
  4. Подшипник вала 1160305-А
  5. Подшипник вала 1160304-К
  6. Уплотнительное кольцо
  7. Стопорное кольцо
  8. Шпонка вала
  9. Крыльчатка

В процессе эксплуатации помпы, обратите внимание, что отверстия выполненные в корпусе водяного насоса не должны быть закупоренными. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между уплотнением и подшипником.

Нижнее отверстие предназначено для контроля герметичности торцового уплотнения и одновременно выполняет функцию дренажного отверстия. При выявлении течи рабочей жидкости из нижнего отверстия торцовое уплотнение подлежит замене.

Также осуществляете смазку подшипников через масленку.



ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка

Немецкий ТНВД для КамАЗ Евро-3 является частой комплектующей новых моделей. Однако, насосы от Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовых автомобилей в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы заменяют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославских завод). Последние уступают в точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходят для эксплуатации на местных дорогах.

Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.

Для исправной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:

  • Повышенный расход топлива
  • Отсутствие подачи топлива к форсунке
  • Шумы в насосе


Признаки неисправности ТНВД

Ремонт топливной аппаратуры автомобиля КАМАЗ может потребоваться в том случае когда:

  1. Динамика работы автомобиля начала проседать.
  2. Появились характерные звуки, в процессе работы двигателя автомобиля.
  3. В процессе работы на корпусе топливного насоса образовались подтеки.
  4. При работе автомобиля исчезает плавность хода, обороты двигателя могут меняться практически мгновенно.
  5. Увеличился расход топлива на 100 км пробега.
  6. Обороты двигателя не меняются в процессе нажатия на педаль газа.
  7. Топливо не попадает в насос.

ТНВД Бош КамАЗ Евро-2: устройство и регулировка

ТНВД Бош Евро-2 состоит из:

  • Корпус
  • Муфта опережения впрыска
  • Всережимный регулятор
  • Плунжеры
  • Подкачивающий насос
  • Вал
  • Пружины
  • Клапаны

Управление ТНВД Бош бывает механическим и электронным, на Евро-2 часто устанавливают электронное управление.

Чаще всего поломки происходят при длительной эксплуатации, изнашиваются плунжеры и насосы. По причине этих поломок топливо подается в большем количестве либо вообще не подается.

Для того, чтобы предотвратить поломку ТНВД, необходимо ежедневно удалять отстой из фильтра грубой очистки, несколько раз в год менять фильтры тонкой очистки. При поломке ТНВД лучше обратиться к специалисту.

Помпа КамАЗ: как поменять

Устройство и принцип работы

Водяная помпа представляет собой насос центробежного типа, который состоит из:

  • корпуса;
  • вала;
  • 2 шарикоподшипников;
  • торцевого уплотнения;
  • крыльчатки;
  • шкива.

Литой корпус выполнен из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий — соединен с радиатором, а напорный — с рубашкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачки уже охлажденной в радиаторе жидкости.

На корпусе помпы имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля протечек антифриза при нарушении герметичности уплотнения; оно одновременно выполняет роль дренажа.

В связи с тем, что привод помпы механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции ОЖ зависит от оборотов мотора. Чем выше частота вращения, тем интенсивней охлаждение.

Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Оно устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) части.

Герметичность обеспечивается графитовыми уплотняющимися поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.

Для создания плотного соединения на подвижной части уплотнительного устройства устанавливается пружина. Со временем графитовые поверхности вырабатываются и теряют герметичность. В этом случае есть возможность их замены. Рабочее колесо надевается на вал помпы и стопорится гайкой. Насос устанавливается на блок цилиндров на специальную прокладку, уменьшающую вибрацию.

Неисправности и ремонт

Причиной неисправности водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей ОЖ в полость расположения подшипников из последних вымывается смазка.

Через некоторое время помпа начинает греметь, а потом ее заклинивает.

Самостоятельная диагностика позволяет выявить такой дефект по течи антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности работы печки кабины.

Восстановление работоспособности насоса можно провести путем агрегатной замены. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗа своими руками.

Если в ЗИПе имеются необходимые детали или вал в сборе, то отремонтировать помпу совсем несложно. Для этого необходимо снять насос со штатного места, разобрать и заменить дефектные детали.

Отличительной особенностью водяного насоса КамАЗа Евро является то, что вентилятор обдува крепится не на шкив помпы, а на гидромуфту.

Неисправности и ремонт

Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.

Основные неисправности ТНВД и причины их появления:

  1. Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
  2. Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
  3. Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
  4. Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
  5. Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.

Обслуживание ТНВД

Как снять и разобрать

Снятие с двигателя:

  1. Снять клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать радиатор.
  3. Убрать вакуумный насос.
  4. Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
  5. Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
  6. Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
  7. Отсоединить топливные приводы.
  8. Убрать вакуумный шланг.
  9. Заблокировать коленвал от проворачивания.
  10. Отвернуть болт в центре муфты.
  11. Снять натяжитель цепи.
  12. Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.

Ремонт грузовика

Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:

  1. Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
  2. Затем следует снять крепления на верхней крышке.
  3. Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
  4. Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
  5. Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
  6. В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.

Регулировка пневмокорректора

Функцией пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 явля6ется регулировка подачи топлива. При снижении давления воздушного потока сокращается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегревание и дымление двигателя. Также работа такой аппаратуры влияет на расход моторного масла: если все исправно, то расход масла равномерный.

Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, попадающего на форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и легко осуществляется своими руками. Пневмокорректор регулируется двумя болтами:

Первый отвечает за натяжение пружины и располагается соосно с золотником. Корректор срабатывает при повышенном давлении, а значит необходимо увеличить силу натяжения пружины, закручивая болт.

Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит объем поступающего топлива.

В Интернете можно найти картинки и видео, пошагово показывающие регулировку корректора. Схема корректора подачи топлива:

Схема корректора подачи топлива

Как добавить или убавить топливо

Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.

Порядок действий при уменьшении горючего:

  1. При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
  2. Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
  3. При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.

Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:

  1. Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
  2. Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
  3. Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.

Как правильно установить

Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.

Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:

  1. Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
  2. Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
  3. Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
  4. Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
  5. Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
  6. Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
  7. На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
  8. Соединяют секции ТНВД с форсунками.
  9. Регулируют угол опережения системы впрыска.
  10. Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
  11. Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.

Основные правила установки впрыска

Есть несколько правил установки момента впрыска, которых следует придерживаться.

Установка момента впрыска

Для выполнения процедуры требуется подготовить металлический стержень диаметром 10 мм, длиной 30-40 см и гаечный ключ на 17 мм.

Справка! Компоненты дизельного мотора топливной аппаратуры являются высокоточными приборами, и при установке ТНВД V-образного типа на двигателе требует безупречного определения угла момента впрыска форсункой дизтоплива в рабочий цилиндр на такте сжатия. Ошибка ценой в один градус может спровоцировать выход силового агрегата из строя и повлечь за собой проведение его капитального ремонта.

Пора затронуть тему грузовых автомобилей, а именно остановиться на всеми знакомом автомобиле Камаз. За много лет производства, он претерпел огромное количество изменений и модификаций и честно говоря, я даже не могу сказать, что он в результате этого стал лучше. Немного стал, но опять таки, его и без того капризный двигатель решили адаптировать под экологическую норму Евро-2. И тут сразу данную модификацию стали ненавидеть, как водители, так и ремонтники узнав, что это Евро-2, сразу отказываются браться за ремонт.


Почему так? Загвоздка именно в топливном насосе высокого давления. Из-за настроек под нормы Евро-2, на агрегат возложена задача по точной дозировке топлива в нужный период. Сам по себе мотор очень дымный, особенно при пуске, автомобиль дымит как паровоз до тех пор пока не прогреется. И чтобы этого не было, насос подаёт очень бедную смесь. И получается, что у автомобиля очень малый диапазон температур, при которых он без проблем заводится. По практическому опыту я бы сказал от -5 до +5. Да, это именно такая особенность насоса. Бедной смеси просто не хватает, чтобы запустить двигатель, и его приходится больше крутить стартером, и при этом держать педаль газа нажатой в пол. Со временем плунжера изнашиваются, подсаживаются и начинаются проблемы с пуском практически постоянно. Мотор может на холодную завестись с пол оборота, а на горячую вовсе не заводится или наоборот.


Если говорить об отечественном ТНВД, то это всеми привычный V-образный насос, единственное отличие от предыдущих — это настройка под нормы Евро-2. Плюс его в том, что он способен проглотить дизельное топливо скажем так, любого качества и при этом дольше прослужить, нежели импортный вариант ТНВД.


И вот водители, столкнувшиеся со всеми прелестями немецкого насоса, покупают отечественный и просто меняют его. Только это не всегда получается, так как не на всех двигателях имеются крепления для обоих нососов. Бывает, что когда не моторе стоит ТНВД Bosch, отечественный установить не получится, поэтому приходится эти крепления наваривать. Чтобы этого избегать, я рекомендую перед покупкой данного автомобиля с модификацией Евро-2, пересмотреть приоритеты и лучше всего приобрести с отечественным насосом.

Есть ещё одна проблема, связанная с обоими ТНВД — это система смазки. На таких Камазах ТНВД включены в общую систему смазки. А двигатель Камаз очень проблематичный, в плане того, что там очень много резинок, постоянно что-то течёт, не удивительно, что и антифриз попадает в систему смазки и на щупе можно заметить два уровня. И как раз по этой причине тоже множество капризов с пуском и работой мотора связаны с попаданием в ТНВД масла вместе с антифризом.

Моему отцу приходилось некоторое время поработать на Камазе с немецкой топливной. Помимо того, что он плохо заводился, места мотор троил и очень часто глохнул. Во время того, как мотор очередной раз заглохнул, обнаружили, что рейка, которая прокручивает плунжера не двигается вообще, то есть получается, что все плунжера заклинили. Потом, когда двигатель остывает, рейка снова двигается и мотор заводится — чудеса! При этом на щупе двух уровней масла не было, вот только на ощупь оно было водянистым, что совершенно странно для масла. Решились его сразу заменить: слили масло, и пока откручивали поддон на его дне во время снятия были видны капельки антифриза. Сразу стало всё ясно. Как оказалось, если в ТНВД попадает с маслом антифриз, на его плунжерах остаются отложения, которые очень трудно смыть, а когда их слишком много, при высокой температуре двигателя, их попросту заклинивает.

Чтобы Камаз можно было отогнать к месту ремонта в другой город, пришлось временно залить в систему охлаждения воду. Мастера полностью перебрали двигатель, заменили все резинки и залили новое масло, а места подачи масла в ТНВД отглушили так, чтобы в насос смазка с двигателя не поступало, а он смазывался тем, что в нём. Сам насос разбирался, промывался и теперь всё работает как надо. Я это говорю к тому, что лучше сразу отглушить подачу масла в насос, даже если в смазке мотора пока нет охлаждающей жидкости. Хуже не будет, зато вы отгородите и себя и свой кошелёк от проблем и лишних затрат.

Читайте также: