Фэтбайк своими руками

Обновлено: 05.07.2024


Поведаю свою истину в последней инстанции про такой вид велосипеда как Фэтбайк и расскажу то, о чем молчали ранее многие велоблогеры. Да, скрещу шпагу со спецами наводнившими интернет и скрывавшими некоторые факты от потенциальных покупателей данной техники.

Мне этот велосипед подарили. Сказал бы что хочу простой подарили бы простой, но сказал что я бы при прочих равных предпочел Фэт. Во первых он мне просто эстетически нравится. Немного непропорционален, но зато все не как у людей, необычно. Это потом сыграет со мной злую шутку, это будет потом. Что имеем в итоге.

Велосипед Стелс агрессор 680 мд Кажется называется он именно так. Вилка жесткая, без амортизаторов. передач 8. На каретке 1 звезда. Наконец то проходит то время когда велосипедисты меряются пськами у кого передач больше. Когда то у меня был 24скоростной нордвэй, и он считался круче чем 21 скорость, но хуже чем 28. Имхо бред. Я рад упрощению конструкции. я рад тому что у меня 1 переключатель. и нет этой кучи звезд. Далее. резина 26 дюймов ширина 4. Не самая широкая есть и 4.7 есть и 5 и более, скажем так, среднячок. Резина на манер родной резину Уазика. вроде и центральное ребро беговое, и по бокам есть зацепы. на боковинах написано СТЕЛС на самом деле резина марки чаоджань чаохань, в общем опять же известный производитель резины. надо найдете. обода г 80 мм. втулки на обычных подшипниках, шатуны не знаю какой фирмы. звезды како йто бюджетное шимано. тормоза дисковые для понта, не иначе. Но что есть то есть. ранее у меня дисковых не было всегда были ободные, и если честно я бы предпочел ободные снова. Кроме того что от восьмерки они тормозят неровно недостатков не помню. ну в дождь там в грязь понятно, не поездишь особо с ними, но мы ездили.

сразу сновья я перебрал велосипед и отрегулировал подшипники. все были перетянуты. Смазка была но как то скудно. Исправили положение.

На следующий день купил крылья, фару и фонарь, флягодержатель, и состоялся первый выезд.

Первый выезд не разочаровал. люди оборачиваются, пухлые колеса уверено катятся вперед. Да да именно уверенно, я качаю более 1.5 и мне нравится как оно едет. накат отличный. Естественно я хотел протестировать как оно на низком давлении и стравился достаточно сильно. как итог я получил аморфный велосипед. причем самое неприятное это то, как он едет по грунтовке в этом состоянии. он как бы доворачивает руль сам в сторону наибольшего сжатия шины профилем дороги. Ни в одном ролике про фэтбайк я это не слышал, хотя если подумать это логично.

Насос станет вашем любимым спутником в дороге если вы решите взять себе Фэт. Поскольку эта зараза очень очень чувствительна к давлению. Эти пухлые колеса реагируют на каждую десятую атмосферы изменением поведения. в итоге вы подберете себе оптимальное давление для плохих дорог и для отличных. Не трудно догадаться что для отличных дорог это будет двушка, и колеса будут катится только центральным ребром. а вот с бездорожьем я не был бы столь однозначен. Для плохой дороги мягкие колеса на фэтбайке скорее зло. ведь он рыскает и скачет из стороны в сторону. управлять им трудно и напряжёно. доворачивает сам, переползает в соседнюю колею. Это я про давление когда прям совсем мало. да и на чуть ниже среднего начинаются эти признаки. Так что все это сказка что колесо фэтбайка бла бла бла поглощает все бла бла бла.

Фэту нужна передняя подвеска что бы отрабатывать крупные неровности. да на среднем давлении мягкие шины отлично отрабатывают мелкие ветки, бордюры, и прочую мелочевку. ведь фактически при этом отсутствую неподрессоренные массы. А вот когда ямки покрупнее то может возникнуть ощущение что скачешь на гимнастическом мяче. Вроде бы все мягко но вдумайтесь, вы отрабатываете все колесами. колеса это надутые резиновые мешки и в них НЕТ и не будет амортизаторов. Эти затухающие колебания будут преследовать вас пока вы снова не вернетесь к нормальному давлению выше среднего. Это напрягает. Плюс пресловутый доворот. Как итог нормальная езда это среднее и выше среднего давление. а по ровным дорогам высокое.

фэт не едет по целине. Факт. Не тешьте себя мыслью что купив фэт вы сможете как на снегоходе ездить по насту. Нет если вы скромный мальчик с явной дистрофией и весите около 60 кг, то может быть, а если вы как я, хорошо за сотку то нет. Фэт хорошо проходит сыпуху, без проблем едет по натоптанному тротуару и заснеженым дорогам где внизу есть за что зацепиться. даже по льду на летней рещине он едет годно. Но по снегу по пашне не идет. Даже кашу он проезжает на ура, и во всем этом превосходит обычный вел. Но не по целине. .

Фэт едет по грязи но недолго. Протектор слишком неочищаемый, склонный к замыливанию и езда по грязи доставляет удовольствие не более чем на обычном велосипеде. Но черт возьми он прикольный! просто сам по себе прикольный и не обременительный. Весит он 16 кг. понятно что я навесил допов и он потяжелел. Да у него наверное паршивая аэродинамика на скорости, но он и не претендует на скоростные качества. он тихоход.приятный комфортный тихоход. Но это уже не заводской стелс.

В этом году он пережил ряд изменений которые пошли ему на пользу.

первое что я заменил это седло. Поставил хвалёное седло фирмы Брукс и не пожалел ни разу. Родное где то лежит, может и верну для сравнения, но брукс хорош, хоть и стоил 5-7 тысячь.

Далее я заменил трансмиссию. А именно заднюю кассету и переднюю звезду.
Суть такая что фэтбайк не имеет пониженной передачи. передняя звезда у него 34 зуба а задняя самая большая 36. теперь стоит звезда кона перед 32 а зад 38. стало лучше, у нас появилась возможность залазить в крутые горки и ползать как черепаха.

Затем я сменил передний тормозной диск на 180мм. и колодки на органику. тормоза стали получше, но все так и не идеал ни разу. Тормоза на фэтбайке место слабое, склонное к перегреву, но если ездить без экстрима то хватает, даже более чем.

Заменил вынос руля и поднял руль. Сделав это я осознал что все прошлое время ездил как урод. Теперь фэт стал больше круизер, и мне это нравится.

По поводу внимания. Фэтбайк это такая красная тряпка для быка, которая всегда вызывает эмоции у окружающих вопрос " а на нем тяжело крутить педали?" уже хочется ответить матом. Это самый популярный вопрос. Далее идут возгласы всех подряд от мамаш до пенсионеров "ух ты какие колеса" тыканья пальцем и попытки обратить на меня внимание своих попутчиков. "смотри смотри. вон какие колеса" Зае*ли уже простите за скудность речи.

Еще один момент это люди которые любят судить о всем и всегда. Почему то если едет человек на фэтбайке им хочется громко сказать но типа не мне а тому с кем идут " да незачем такие колеса, не работают они, человек зря переплатил, это маркетинг…" и все в таком духе. Мне если честно наплевать на мнение этих людей, и хоть убейте я не понимаю этих пешеходов экспертов, которые судят не попробовав, только основываясь на первичном впечатлении. Ну вот мне вообще все равно что вы там делаете и чем увлекаетесь и с кем спите, чхать, но им почему то надо громко заявить что бы все слышали, " смотрите он ху*ню купил!" разве что пальцем не тычат. Хотя нет, тычат. дети малые, они восторгаются колесами на уровне подсознания)))

что будет дальше? Не знаю. может дооснащусь и стану электробайком, или поставлю вилку с амортизатором, или сменю шины, или куплю таки большие крылья, или куплю кофры и поеду в велопоход. неважно, могу сказать одно. Фэтбайк это классные ощущения от вождения. это совсем не трудно если есть голова на плечах, это небольшая субкультура велодвижения которая как любая другая имеет право быть. И совсем не обязательно месить каки на нем. Можно поменять посадку шины и стать комфортным круизером, или стать электробайком, почему нет. Это простанство для творчества. Про недостатки я уже сказал. управляемость на малом давлении. Но одновременно с этим с этими широкими шинами получаешь хороший контакт везде. Даже на тропинках идущих с поперечным продольным и диагональным уклоном. Это реально круто! Ни разу не соскользнул колесом в бок. Из недостатков фэта отмечу цену всего. резина по 3р за баллон, вилка от 10 за простую воздушку. Не забалуешь. Фэт стал модным наверное и цены на некоторые именно фэтовские позиции за гранью разумного. Те же полноценные крылья от 3000 за комплект и выше.

Фэт трудно затаскивать на балкон, и пришлось переделывать багажник на крышу под него. переделок не много, на пару часов. Сейчас он транспортабелен на крыше.

Как видите собачья велосумка легко встала на него и не сильно изменила управляемость. Я бы даже сказал с собакой за передней осью управляемость улучшилась при определенных режимах. Так вот я вам все разложил как есть, опираясь на свой опыт владения фэтбайком в течение года.

Фэтбайк - это специальный велосипед, построенный вокруг колёс с толстой ( от 3.5" ) и очень толстой ( до 5.05" ) резиной, предназначенный для катания по снегу, песку, пляжам, замёрзшим рекам, озёрам, водохранилищам и прочим местам, где проехать на обычном велосипеде невозможно или очень сложно. Такая проходимость возможна благодаря огромному пятну контакта и крайне низкому давлению в колёсах, всё это позволяет ОЧЕНЬ сильно уменьшить давление на поверхность под колёсами велосипеда. Давление 10-11psi под 120 килограммовым мной - это давление для езды по асфальту до леса, например. Фэтбайк выглядит так:

DSC04070.JPG

А вот так выглядит говно, которое ни в коем случае нельзя покупать! (макет фэтбайка, годный только на медленную и печальную езду по асфальту и паркам):

Велосипед FAT bike (фэтбайк)

Фэтбайк

Внимание! ДАЖЕ В 2020 и 2021 году, катаясь на фэтбайке, вы автоматически становитесь объектом таких вот О_О взглядов окружающих, и объектом сотен однообразных вопросов типа "эт чё, от мотоцикла ? О_о", Толстые колёса до сих пор привлекают внимание, что поделать.

Фэтбайки бывают любые:
Хардтейлы и ригиды ( 99% )
Двухподвесы (было расплодились, сейчас снова почти вымерли за ненадобностью, ашаны не считатся)
Грузовые (Salsa Blackborow и Sury Big Fat Dummy)
Гравити (Surly Ice Cream Truck)
Туристические (отличаются большим, чем обычно, количеством креплений для всего и в стоке обычно имеют жесткую вилку)
На 26" колёсах (99%)
На 27.5" колёсах (в основном Trek и некоторые другие производители)
Оффсетные фэтбайки практически вымерли, в продаже остался только Surly Pugsley

Оффсет рамы или вилки - это смещение перьев в правую сторону, на 17.5 или 28 миллиметров, таким образом, чтобы средняя точка оси втулки, установленной в эти перья, оказалась смещенной вправо относительно продольной оси рамы. Оффсет обода - это смещение отверстий под спицы на ободе относительно центральной плоскости обода. Если такой оффсетный обод заспицевать абсолютно симметрично (чтобы зонты спиц были абсолютно одинаковыми) на стандартную дисковую заднюю втулку шириной 135 мм, и воткнуть в оффсетную раму, то центральная плоскость обода совпадет с продольной осью рамы, а правый конец втулки (тот, где барабан) будет выдвинут вправо и цепь не будет задевать за толстую покрышку. Оффсет нужен для того, чтобы использовать стандартные МТБ втулки шириной 135мм с ободами шириной до 100мм и резиной до 4.8 дюйма с сохранением полной функциональности обычной велосипедной трансмиссии. Он же позволяет использовать планетарные втулки.

Что лучше, оффсет или безоффсет - классический фэтбайк-холивар. Время показало - безоффсет.

Главное преимущество оффсетной рамы - возможность использовать любые стандартные МТБ втулки. От самых дешевых аливио, до топовых DT 190 и планетарок, типа Alfine 8,11, Rohloff, NuVinci. Второе преимущество - взаимозаменяемость колёс. Они собираются на двух задних втулках, и легко меняются местами, если вдруг что-то стряслось с барабаном, например.
У Surly Moonlander, с его гигантским оффсетом в 28мм, тормоз и тормоной диск оказываются ВНУТРИ колеса и это тоже своего рода бонус - меньше засираются. Преимущества эти никуда не делись, но уже существует Rohloff под 170 и 190 хвост фэтбайка, универсальный и пока экзотический Kindernay из Норвегии и Pinion в трансмиссией

Странный внешний вид велосипеда, "кривые" колёса, в которых ряд спиц идёт не по центру обода, не все из имеющихся моделей ободов доступны без переделки. НЕ КРИТИЧНЫМ недостатком является то, что оффсетные колеса менее жесткие и менее устойчивые, чем безоффсетные, потому что эффективная ширина обода (см определение ниже) получается больше на удвоенный размер оффсета. При этом куча народу продолжает кататься на Пагсли и Луноходах и в ус не дует. А ещё он вымер.

Главное преимущество — мейнстрим. Фэтбайки сейчас не производит только ленивый, и абсолютное большинство имеет симметричный хвост и широкую заднюю втулку - 170 или 190мм, в зависимости от толщины резины. Более того, даже на более "узких" моделях, 3.8, сейчас часто используют 190 втулку, потому что так проще. Если сейчас вам захочется оффсетный фэтбайк, придётся заказывать тиановый кастом, покупать Surly Pugsley/Moonlander или Charge Cooker Maxi. И это всё.

Теория такова: "Жесткость, прочность, а главное - устойчивость безоффсетных колес связаны, в первую очередь, с таким параметром, как "эффективная ширина обода", которая у оффсетных колес получается больше на удвоенный размер оффсета. Например, эффективная ширина 65-миллиметрового обода, собранного с оффсетом 17.5, составит 65 + 17,5*2 = 100 мм, а эффективная ширина 80-миллиметрового обода с оффсетом 17.5 мм составит 115 мм - представляете, как будет "играть" выступающее левое крыло обода, шириной больше, чем крыло 100 мм обода в безоффсетном варианте. Следует заметить, что "эффективная ширина обода" вычисляется по размеру оффсета обода, а не рамы, в которой этот обод используется." у "прямого" колеса нагрузка идет равномерно на обе стороны обода.

Вторым преимуществом считается возможность собрать летний 29" вилсет, который будет очень жёстким и прочным, из-за широких втулок, и следующего из этого почти полного отсутствия зонтов.

1.Колёса не взаимозаменяемы. Актуально в путешествиях и долгих поездках в экстремальных условиях. Ну и просто на сильном морозе, когда барабан может заклинить от холода.
2.Больше нету недостатков, любые втулки, оси, эксцентрики, какие хотите.

1. Рама и вилка, ака фреймсет.
2. обода, шириной от 65 до 100мм
3. покрышки, шириной от 3.5 до 5.05" дюйма.
4. каретка под стакан шириной 100мм, стандарта ISIS, Howitzer, квадрат, или powerspline. И купить/достать из чулана/снять с другого велосипеда шатуны для неё.
5. ИЛИ систему с интегрированным валом под стакан 100мм и каретку к ней. Таких систем аж целых четыре теперь вагон и маленькая тележка почти под все стандарты, хочешь Press Fit, хочешь Hollowtech, хочешь DUB
6. для рамы Surly Moonlander НЕОБХОДИМА система Surly MWOD for Moonlander или Surly O.D. for Moonlander или любая система с подходящим оффсетом ведущей звезды
7. для всех безоффсетных рам и фреймсетов НЕОБХОДИМА задняя втулка с OLD 170, 177, 190 или 197мм. Так же необходима передняя втулка с OLD 135mm или задняя односкоростная втулка с OLD 135мм. ДО СИХ пор вилка под 135мм втулку может быть или под FDS, или под RDS, надо искать подробности по конкретной раме. Или передняя втулка под ось 150х15мм (общепринятый стандарт сейчас, эксцентрики почти вымерли).
8. по хорошему необходима группа компонентов с кассетой 11-52, и задним переключателем способным с такой кассетой работать. И narrow-wide звезда вперёд, чтобы цепь не слетала.

[ Как сэкономить при сборке фэтбайка? ]
---------------------------------------- -------------------------
Как сэкономить при сборке фэтбайка?
0. Не ввязываться в самосбор, купить суповой набор из рамы с колёсами, обвесив трансмиссией и палками "из под дивана", или купить готовый на распродаже в триал-спорте
1. активно использовать б/у компоненты, часто недорого продают комплекты втулок после апгрейда и недорогие фреймсеты Jamis, Mongoose, Norco, Silverback, Sarma, Icebreaker.
2. самые дешёвые бескамерные обода - это alexrims blizzerk, но можно недорого найти б/у sunringle mulefut
3. довольно часто при переходе на карбоновые колёса, старые колёса продаются целиком, ловите. Кроме помянутых выше бескамерные - DT Swiss и Specialized.
4. не гнушаться дешёвой трансмиссии с али экспресса. Главное - получить "сковородку" зубов на 50 сзади и маленькую, на 26-32 зуба narrow wide звезду спереди.
5. любые недорогие тормоза на ДОТе или механику.
6. НЕ ЭКОНОМИТЬ НА РЕЗИНЕ, должна быть лёгкая и бескамерная.

Отвечает macsimka , один из первых владельцев Surly Pugsley в РФ, использующий его по назначению и зимой и летом в весьма суровых (озеро Байкал и окрестности) условиях с 2009 года.:
"Специально проверял свою раму на этот счет и убедился, что та страшная ржавчина, которую я выкладывал на фотографии несколько страниц назад - http://f2.foto.rambler.ru/original/505a5d1f-5176-be7d-07af-e8f256dc538d/DSCN4062_2.jpg , носит лишь косметический характер. Все эти грандиозные кристаллы моментально удаляются тряпочкой, смоченной в LM-40. Я думаю, что этот микроскопический слой может очень здорово испортить эстетическое восприятие, но навряд-ли влияет на прочность. Учитывая, что 99% времени мой велосипед выглядит очень неприлично, потому что залеплен грязью, я и о ржавчине не сильно беспокоюсь. Наступит время, и я сделаю своему Пагсли достойную обработку - очищу и перекрашу, а пока. кататься-кататься-кататься"
Конечно же, не помешают обычные меры предосторожности, типа резинки на подседельный хомут и обработки рамы перед сборкой антикороззийкой.
P.S. из 2019 года: Pugsley таки ушатываются, в Москве таки сломали парочку, не знаю как. В целом пункт не актуален, потому что алюминий, карбон и даже титан (от "Рапида") теперь дешевле стали.

1. Surly Pugsley. Классика. Первый массовый фэтбайк, вместе с Salsa Mukluk сделавший эти велосипеды популярными и массовыми.
2. Surly Moonlander. Первый фэт под резину 4.8 дюйма. Упоминается для истории.
4. On-One Fatty. Первый народный фэтбайк. Они продавались около года и суповой набор из рамы с вилкой и колёс был ОЧЕНЬ выгодной покупкой. Сняты с производства, а производитель больше не доставляет в Россию ничего.
5. Norco Bigfoot - один из самых народных фэтбайков в России, просто благодаря цене и широкой доступности через Trial Sport.
6. Mongoose Argus - второй народный фэтбайк из триал-спорта.
7. Jamis Roughneck - третий народный фэтбайк из триал-спорта. У всех троих бывают на редкость говённые комплектации, категорически не рекомендуемые к покупке! Изучайте спецификацию.
7. Ino Fatbike - продаётся суповым набором и готовым велосипедом, тоже "народный". В него смогли втиснуть SnowShoe 2XL 5.05 покрышки.
8. Fatback - упомянут для галочки. Считается чуть ли не самым первым фэтбайк производителем. Смыла к покупке - 0. Безоффсет. Ценник адский.
9. Canyon Dude - весьма популярный сейчас фэтбайк от немецкого бренда. Часто встречается бу и у местных перепродавцов.
10. Sarma Bikes - нельзя не упомянуть единственного российского производителя, который предлагает фэтбайки собственного производства, алюминиевые, карбоновые, а так же разнообразные компоненты - карбоновые и алюминиевые обода, с которых всё и началось, системы и покрышки.
11. Icebreaker Norman - продаётся суповым набором, в который нужно добавить только "палки", или палки+трансмиссию.
12. Тысячи их теперь, от всех производителей, включая даже Stels/
13. Разнообразные китайские карбоновые изделия.

Тут был большой список уже давно неактуальных ободов, я его удалил, не имеет ценности даже для истории.
Обод фэтбайка ОБЯЗАН быть:
а)одностенным, бескамерным, с отверстиями, алюминиевым - alexrims blizzerk, sunringle mulefut, dt swiss, specialized, surly my other brother darryl (самая бесполезная покупка ever)
б)карбоновым, бескамерным. light bicycle, nextie, hed, zipp, и в целом любой производитель карбоновых ободов.

1. ВСЕ мтб шатуны и системы, совместимые с каретками ISIS, Howitzer и под квадрат
2. сейчас в продаже очень много систем для фэтбайков от десятка разных производителей, выбор большой, раздел будет дополнен.

Низкая посадка для фатбайка - это "маст хэв"! Потому что для езды по сыпучим покрытиям на низком давлении необходима более-менее равномерная загрузка обоих колес. Если сидеть откинувшись в прямой посадке, как на чоппере, то заднее колесо будет сильно проваливаться и покрышка на нем будет сильно подворачиваться, создавая эффект "виляния". Так что - никакой высокой и вертикальной посадки, руль должен быть ниже, или хотя бы на равне с седлом. Как вам будет удобно и позволит поясница, лишь бы весь вес не приходился на задницу. Сюда же, к особенностям посадки, стоит отнести НЕОБХОДИМОСТЬ использования широкого руля. Чем больше ваш рост - тем шире нужен руль. Я бы сказал - 680мм - это минимально приемлимая ширина. Один мой знакомый ( привет loomorh ) собрал фэт с рулём 580, ему пока что нормально, но он об этом еще пожалеет зимой, о чём я ему сразу и сказал.

1. Пришёл лесник и всех выгнал: как только кассеты с диапазоном 11-46, 11-50 стали дешёвыми и массовыми, как и narrow-wide звёзды под любые типы шатунов, почти никаких особенностей не осталось. 1 звезда спереди, сковорода сзади.
2. Нюанс первый - шатуны не должны лупить по перьям рамы. Тут будет подробнее, но потом.
3. Нюанс второй. Звёзды и пауки под звёзды бывают с разным оффсетом, условно "буст" и не буст. Тоже надо выбирать аккуратно, чтобы не накосячить с чейнлайном и чтобы цепь об покрышку не тёрла. Тут тоже будет подробнее.
4. Кроме 1х трансмиссии, можно купить или заказать в РАПИДЕ раму с коробкой передач Pinion. Это лучший вариант для фэтбайка, но самый дорогой.
5. Планетарные втулки в заднее колесо, о них в следующем разделе.

Из-за условий эксплуатации фэтбайков - планетарные втулки на них прямо таки просятся. Ведь получается полностью закрытая, пыле-влаго-говно-снего защищённая трансмиссия, из которой, к тому же, ничего не торчит. Еще и цепь можно закрыть чехлом или щитками. И много всего еще. Но есть нюансы.

1.Планетарку можно БЫЛО поставить только в оффсетные рамы - Surly Pugsley, Surly Moonlander, 9:ZERO:7 Aluminum 135mm Offset Frame (понадобится натяжитель) и 9:ZERO:7 135mm Sliding Rear Dropout Frame, Origin 8 Crawler, которые уже все вымерли, а сейчас существуют Kindernay и Rohloff Speedhub под любую ширину фэтбайк-дропаутов.
2.У планетарок есть такой параметр, как минимальное рекомендуемое передаточное отношение прямой передачи. Т.е минимальная ведущая и максимальная ведомая звёзды. И этого отношения, при использовании 8 скоростных alfine и nexus, МЯГКО ГОВОРЯ - не хватает. По этой причине люди плюют на инструкции и ставят чуть ли не прямые передачи, типа 22-22. Что, кстати, приводит к разны косякам с чейнлайном. Несмотря на ужасы, обещанные шиманой всем, кто использует супер низкие прямые передачи, Alfine 8 вроде бы еще никто не сломал. НО Я ВАС ПРЕДУПРЕДИЛ!
3.В целом, словосочетание "фэтбайк с паланетаркой" в 2020 почти всегда подразумевает Rohloff. У него передаточного отношения хватает с огромным запасом. И он изначально предназначен для жести. Что его не спасает, их ломают, а зимой заливают керосин вместо масла.
5.При использовании планетарок в мороз возможно замерзание смазки.

FAQ регулярно обновляется и дополняется. Последнее обновление 27 августа 2020

Идея собрать фэтбайк своими руками обычно посещает велосипедистов, желающих уверенно кататься по лесопарковым зонам и в других местах, где трудно или нереально проехать на обычном велосипеде.

Потрясающая проходимость фэтбайка обеспечивается за счет малого давления в колесах и большого пятна контакта, улучшающего сцепление с поверхностью. Размышляя, как сделать фэтбайк из обычного велосипеда, необходимо определиться с конструкцией подходящей вам модели. Фэтбайки бывают разными, хотя все они имеют очень харизматичный вид и отличную проходимость. Кроме размера резины, такие вездеходы отличаются друг от друга использованием или неиспользованием оффсета.


Нужен ли оффсет?

Под оффсетом подразумевается сдвиг рамы или вилки на 17,5 либо 28 мм вправо. Иногда выполняется оффсет обода – спицевые отверстия на нем смещаются вправо по отношению к его плоскости. Смещение позволяет устанавливать на ширококолесные велосипеды планетарные и классические втулки шириной 135 мм.

Достоинства оффсета – это:

  • возможность использования на фэтбайке любых обычных втулок, от бюджетных до улучшенных вариантов;
  • возможность смены колес местами – благодаря их сборке на 2-х задних втулках.

Недостатками оффсета выступают:

  • неровность колес – поскольку спицы расположены не по центральной оси обода;
  • нестандартный вид и сниженная устойчивость велосипеда.


Что нужно для сборки фэтбайка своими руками?

Основными составляющими любого фэтбайка выступают:

Рекомендации по сборке фэтбайка

При подборе комплектующих и сборке ширококолесного велосипеда своими руками примите во внимание, что:

  1. В распространенных фреймсетах используется 2 задних тормоза – т.е. потребуется 2 задних тормозных адаптера IS-PM.
  2. Иногда вилки без оффсета производятся под применение особой передней втулки 135 мм и используют передний тормозной адаптер. Поэтому перед покупкой нужно внимательно ознакомиться с описанием.
  3. Выпирание ободной ленты через отверстия в ободах фэтбайка – это не только визуальный эффект, но и защита от прокручивания камеры в покрышке.
  4. Распространенная проблема безоффсетных фэтбайков – задевание цепью покрышки на минимальных передачах.
  5. Сборку оффсетных колес необходимо выполнять аккуратно, чтобы случайно не сложить обод.
  6. Использовать легкие спицы при сборке фэтбайка бессмысленно – чтобы реально снизить вес, нужно приобрести легкую резину и легкие обода.

Что касается крыльев, для ширококолесных велосипедов они также производятся. Если же вы задались вопросом, как сделать дешевые крылья для фэтбайка своими руками, можете распилить пополам обычное крыло и закрепить посредине алюминиевую или пластиковую пластину.


Как собрать фэтбайк без лишних затрат?

Сборка ширококолесного велосипеда обойдется минимум в 40–50 тысяч рублей, и это при наличии львиной доли запчастей. С целью экономии можно:

  • собирать fatbike на раме Surly Pugsley;
  • воспользоваться комплектующими со старых велосипедов, к примеру, б/у шатунами;
  • взять простейшие спицы и собственноручно собрать колеса;
  • использовать самую дешевую резину – 27TPI;
  • приобрести обода класса Weinmann DHL80 и сделать на них оффсет.

Чтобы рационально вложить средства и гарантированно получить желаемый результат, лучше воспользоваться услугами профессионалов. Если вы хотите собрать электро-фэтбайк своими руками, но не имеете навыков и опыта в этой сфере, не ставьте дорогостоящих экспериментов. Обратитесь в мастерскую ВольтБайкс – и мы по доступным ценам воплотим в жизнь все ваши пожелания!

Читайте в нашей предыдущей статье о том, какие бывают мотор-колеса.


За последние два года фэтбайки – или ширококолесные велосипеды – приобрели большую популярность. Их родина – США. До России и других стран Восточной Европы мода на фэтбайки докатилась не так давно. Но именно здесь, на территориях с продолжительной зимой и большим количеством снега, эти аппараты имеют все шансы стать такими же популярными, как и у себя на родине.

История возникновения


На нем без труда можно было ездить по проселочным дорогам, пересеченной местности, каменистым грунтам. Но ограничения остались: мягкие поверхности и крутые склоны плохо проходимы горными байками. Технология их производства совершенствовалась: применялись новые более легкие материалы, проводилась работа с подвеской, прилагались усилия для улучшения внешних характеристик. Это совершенствование было направлено на повышение скорости и улучшение прохождения пересеченных местностей. На таких поверхностях, как песок, грязь и снег, горные аппараты оставались неэффективными.

Дальнейшая трансформация горного байка происходила в конце 1980-х гг. в двух районах Северной Америки – на Аляске и в Мексике. На Аляске ежегодно устраиваются зимние соревнования по преодолению больших дистанций. Участники сами работают над совершенствованием своих транспортных средств, придумывая различные конструктивные дополнения к ним. Очевидно, что для поездки по снегу требуется большая площадь соприкосновения с поверхностью резины. Это и было основным направлением совершенствования: любительская инженерная мысль рождала причудливые аппараты, например, с тремя ободами на одном колесе.


Одновременно в Мексике человек по имени Рэй Молина, любивший ездить по пескам и оврагам, сделал 82-миллиметровый обод, на который надел специально сделанную 3,5-дюймовую (8,9 мм) камеру. Тестовая поездка по песчаным дюнам Чиуауа показала, что получившийся велосипед неплохо справляется с поставленной задачей. Аляскинец Марк Гронуэлд приметил изобретение Молины на одной из международных велосипедных выставок в 1999 г. Внеся небольшие изменения в конструкцию, он получил то, что сейчас называют фэтбайком.

В 2000 г. участник зимнего аляскинского соревнования Майк Куриак выиграл невероятную гонку на дистанции более 1500 км, первым преодолев расстояние за 15 дней. Его фэтбайк был сделан на основе тех идей, которые ранее реализовал мексиканец Молина.

Массовое производство аппаратов на колёсах увеличенной ширины начинается в 2005 г. американской компаний Surly под маркой Pugsley. Первый фэтбайк был выполнен в фиолетовом цвете с ободом в 65 мм и широкими шинами в 3,7 дюйма. К 2007 г. фэтбайки начали производить с десяток, преимущественно американских, компаний.

Преимущества

  1. Фэтбайк – вездеходный двухколесный транспорт.Он эффективен на таких поверхностях, как:
  • снег и лед;
  • камни и гравий;
  • песок;
  • грязь;
  • бездорожье (включая лесное).
  1. Подходит для зимы.

Несмотря на то, что транспортное средство с увеличенной шириной колес прекрасно справляется с любыми проблемными поверхностями, его наибольшая ценность для регионов с длительной зимой – это, безусловно, его снегоходность. В наших широтах обычным великом можно пользоваться ограниченный период времени в году.




Тяжелый велосипед

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.





Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

Фэтбайки — особенности велосипедов и отзывы о них

Лучшие фирмы-производители и модели


Можно ездить по городу зимой!

Там, где горный велосипед, даже на специализированной грязевой резине, заставляет байкера чувствовать себя не очень уверенно, и даже может вынудить временно стать пешеходом fatbike чувствует себя как рыба в воде.

Что же главное в фэтбайке?

Но толстые колеса, это не главная фишка фэтбайков. Главное – это низкое давление в шинах, которое они могут иметь без опасности прокола или пробоя колеса благодаря своим здоровенным покрышкам, которые иногда достигают 5,5 дюймов и широченным ободам от 65 до 100 мм. Всё это позволяет держать давление в камерах фэта в пределах от 0,5 атм. до 2 атм.


Главное преимущество “толстяка” или, как писалось выше, snowbike также и главный недостаток. Гравитация беспощадная сила и такие большие колеса будут стремиться к земле с удвоенной (если не утроенной) силой, чем колеса горного велосипеда. Ведь одно колесо фета весит около 3 кг! Но и тут есть лазейки. В ободе можно насверлить кучу дыр, что и делают многие производители.

Частично компенсирует вес отсутствие необходимости амортизационной подвески для фэта. Переднюю вилку на них ставят с амортизатором, но особой нужды в этом нет, т.к. ход и без этого настолько мягкий, что даже дорогой двухподвес, с качественной подвеской будет табуреткой в сравнении с диваноподобным фетом.

Для многих байкеров это даже важнее, чем вездеходность велосипеда фэтбайк. Особенно ощутима разница на гравийке, и других мелких неровностях дороги, заставляющих дрожать горный велосипед и того, кто на нем сидит мелкой дрожью.

Еще одно преимущество фэтбайка – необычный внешний вид. Хоть они и появились не вчера, но их все равно еще очень мало и вниманием вы точно не будете обделены, как со стороны пешеходов, так и водителей.

Сложно ли кататься?

Хоть на первый взгляд кажется, что ехать на фетбайке чрезвычайно сложно. Это не так. Современные фэты устойчивы и надежны. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды, как в городе, так и по труднопроходимой местности. Ехать на fatbike станет значительно тяжелее только на скорости выше 25-30 км/ч. Если вам нужно быстрее, велосипед фетбайк не подойдет.


По камушкам не разгонишься

Но и тут нашелся выход – электро фэтбайк. Это тот же велосипед, только с мотором внутри колеса или в кареточном узле, и аккумулятором на раме или велобагажнике. Оптимальнее конечно когда аккумулятор расположен на месте бутылки. И эргономичнее смотрится и центр тяжести ниже. И удобно снять и зарядить. А не переть весь байк, как модели о встроенным в раму аккумулятором, которые, кстати, дороже.

Да, толстячёк с моторчиком будет тяжелее, но вы это заметите только когда будете его поднимать или когда сядет аккумулятор. Педали у электрофета, кстати, останутся, и ехать с разряженным аккумом можно, просто, крутя их.

Преимущества электро фэтбайка на лицо – высокая скорость. Заряда аккумулятора (в зависимости от ёмкости и интенсивности езды, конечно) хватит на поездку до 100 км. Не стоит забывать про возможность использовать силу мотора как помощь при педалировании, что, кстати, очень экономит батарею. Или можно, накатавшись собственными силами, позволить электромотору довезти вас домой, устав крутить педали.

1000 километров, много это или мало? Для автомобиля или для поезда это пустяки, а для пешехода или велотуриста – большое расстояние. Все ведь познается в сравнении. О первой тысяче километров моего нового велосипеда я хочу вам рассказать.


Данный отчет не претендует на подробный технический мануал или профессиональное описание всех нюансов фэтбайкинга. Это просто личные впечатления, изложенные простым человеческим языком. А по сути, тут просто много фото :)

ВНИМАНИЕ! Полный отчет о путешествии, надеюсь, выйдет в ближайшее время. С подробным описанием наших приключений :) Данная статья целиком и полностью посвящена лишь одному из велосипедов :)

С недавнего времени у меня есть фэтбайк. Это довольно хороший велосипед фирмы Surly модель Moonlander (Луноход) 2016 года. Я заказывал его из Германии и долго ждал, считая дни до получения посылки.


Фэтбайки – это велосипеды с большими и толстыми колесами. Сейчас они становятся очень популярны для путешествий и просто покатушек. Очень много информации по фэтбайкам есть в интернете.


За подробнейшее описание данного маршрута огромное спасибо Игорю Томасу!


К месту старта мы забрасывались на поезде. Для транспортировки в поезде или автобусе велосипеды нужно упаковывать в специальные чехлы. Фирма ПИК-99 делает отличные чехлы всех размеров на любые типы велосипедов.


Для фэтбайков идеально подходит чехол размерности XXXL. Не пришлось даже руль снимать. Сняв переднее колесо, передний багажник и педали – за пару минут сложил все это в чехол.

В плацкартных вагонах старого типа есть отличные третьи полки, на которые можно уместить 3-4 велосипеда поперек.


Немножко о Луноходе. Это фэтбайк с классической стальной рамой, с ригидной (не амортизационной) вилкой и с колесами диаметром 26 дюймов. А вот ширина покрышек на нем максимальная доступная на сегодняшний день (серийно-доступная) и составляет 4,8 дюйма. Это примерно 12 сантиметров. Для такой резины используются обода шириной 100 мм. В связи с этим колеса имеют специфический внешний вид.


Все остальные компоненты велосипеда, в принципе, стандартные, как и на всех остальных горных велосипедах. У меня фэтбайк в заводской комплектации. Дополнительно были докуплены два багажника (передний и задний), сумочки для мелочей, крылья-щитки от грязи и рога на руль – они нужны для смены положения рук при длительном движении. Также, был установлен GPS-навигатор Garmin eTrex Vista и пара фонарей для освещения. Велосипеды Surly и в частности Moonlander является одним из лучших вариантов для автономного велотуризма еще и потому, что оснащен множеством крепежей для багажников, сумок и держателей. Я использовал два крепежа для флягодержателей на вилке и один на нижней трубе рамы.



Вот мой субъективный взгляд на поведение фэта на разных поверхностях планеты.



Эпичный вокзал имени Гейдара Алиева в с.Ангоя



Часто такие дороги бывают щедро присыпаны песочком или мелкими камешками. Тряска и бесплатный антицеллюлитный массаж вам обеспечены. При длительной тряске разбалтываются все плохо затянутые болты и гайки. На одном из длинных каменистых спусков я потерял болт от флягодержателя.






В горах все просто. Груженный фэт в гору едет тяжело, не груженый – легко. В принципе, эта схема работает на всех велосипедах. Тут большое значение имеет трансмиссия, передаточные числа, соотношения звезд. Признаюсь, иногда мне не хватало передачи 1:1 (у Лунохода это 22:34). Сама трансмиссия на этой модели 20-ти скоростная (2х10). Ну и физическая форма велотуриста тоже играет большую роль :)


Броды. В 90% бродов фэт приходилось переносить на ручках. Там, где можно было проехать или прокатить (уровень воды до каретки и втулок) – ехалось и катилось.


Первые несколько рек мы скидывали велорюкзаки с велосипедов, а уже на второй день стали таскать их через реки не развьючивая :)

В общем, с бродами как и со всеми другими велосипедами – придется потаскаться. Только чуть тяжелее.



Сильное течение горных рек сносит переносчиков фэта меньше, чем других (вес больше – прижимная сила выше! Физика, однако!).




Множество каменистых участках преодолевалось только пешком.



Самая сложная часть маршрута - автозимник "110 км", протяженностью около 150 км - самая красивая.




За время поездки попадались и грязные глинистые дороги.


Глина налипает на покрышки и на какое-то время полностью залепляет протекторы, превращая резину в большие жирные скользкие слики :) Но это временно.


Мыть фэтбайк приятнее, чем обычный. Не знаю почему. Просто понравилось больше.



Мы выживали, как могли :)





Для того, чтобы попасть на остров Ольхон, мы заблаговременно заказали катер. Порт отправления - Усть-Баргузин.


Катер, хоть и небольшой, но довольно вместительный. Луноход пришлось привязать снаружи.


Плывем на Ольхон!




Ольхон состоит из множества дико рельефных и совершенно фантастических дорог. Этакое искривление привычного велосипедного пространства.




Передний багажник отлично подходит для перевозки 5 литров воды (уверен, что и две пятилитровки по бокам - это не проблема)



Уже на подъезде к Иркутску встретили пару польских велотуристов, идущих навстречу нам (у парня тоже оказался велосипед Surly, правда, не фэт). Для них приключения только начинаются!







Вот такие дороги и просторы Бурятии и Иркутской области мы повидали, оставили на пыльных дорогах свои велоследы :)







Итак, общие впечатления от первой серьезной 1000 километров крайне положительные. Фэтбайк катит по всем видам дорог, нужно только немного поиграть с давлением (кстати, для этого желательно купить качественный мощный насос). Привыкаешь к управлению, разгону, торможению, да и вообще к поведению фэта довольно быстро и через 100 км уже начинаешь получать удовольствие. На всем протяжении маршрута не было не единого прокола. Мне кажется, нужно очень постараться, чтобы пробить покрышку фэтбайка :) Также, никаких поломок серьезных не произошло. То есть, для дальнобойного (и не только) автономного туризма - велосипеды Surly, а именно фэтбайки - подходят идеально!

Если у вас появились какие-то вопросы относительно покупки, эксплуатации или технических моментов по фэтбайку – пишите, постараюсь ответить.

В отчете использованы фотографии участников похода, за что им большое спасибо!

Читайте также: