Фероньерка своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Феронье́рка (фр. ferronnière ) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.



Содержание

Происхождение слова

Портрет Леонардо

Позже непонятно откуда появилась легенда, что г-н Ферон, не в силах более сопротивляться домогательствам короля к его жене, зачастил по борделям, чтобы подхватить половую болезнь и передать её через жену королю, что ему якобы удалось, а короля в итоге болезнь и погубила. Король действительно страдал половым заболеванием, но подхватил его ранее при известных обстоятельствах, не связанных с Ферроньерой, как следует из записок его матери. В настоящий момент личность Прекрасной Ферроньеры, любовницы французского короля, считается вымышленной.

История предмета

Украшение, состоявшее из золотого обруча с замком спереди из драгоценных камней в богатой золотой оправе, очень полюбилось второй супруге Франциска I (c 1530 г.), Элеоноре Габсбург (англ.) (фр. Éléonore d’Autriche , 1498—1558), которая в начале 1550-х гг. ввела его в придворную моду, уже после смерти мужа.

Как бы там ни было, само слово ferronnière в значении украшения зафиксировано во французском языке только в 1832 г.

В начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, а её название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо, очень популярным в то время. Наиболее популярна в России фероньерка была также в первой половине XIX в.

К концу XIX в., прежде бриллиантовые, фероньерки упростились, их стали носить на бархотке. В начале XX века в качестве налобного украшения использовали ожерелья в виде ленты из плотно пригнанных бриллиантов, которые назывались ривьерами (по сходству со струящимся потоком воды).

К 1920-м гг. фероньерки полностью вышли из моды и вновь возрождены уже поколением хиппи, когда появились фероньерки из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.

Фероньерка наряду с фермуарами (застёжками для колье), кольцами, браслетами, серьгами, брошами, булавками, запонками и пуговицами (всего до 15 предметов) входила в состав полной парюры — набора ювелирных украшений, подобранных по материалу, цвету и орнаментальному оформлению.


Фероньерка – так называли украшение прически, которое реально носили в достаточно короткие периоды, но которое так любят костюмеры исторического кино.

Мода на такие украшения была в эпоху Возрождения (большей частью в Италии и Испании) в конце 15-го века и потом возвращалась в 1825-1845 годах.



Дамы с фероньерками на картинах, автором которых считается Да Винчи: слева "Прекрасная Ферроньера", справа "Портрет Беатриче д'Эсте", 1490-е годы.

Вторая версия – это супруга ремесленника, занятого работой с железом (жестянщика или кузнеца, по простому), правда, сомнительно, чтобы ремесленник мог иметь супругу аристократического вида и располагать средствами для заказа ее портрета.



Фероньерки на портретах королевы Виктории (1837-1840 годы)



Портрет Елизаветы Гонзага кисти Рафаэля, 1505 год - на шнурке у дамы кулончик в виде скопиона

Фероньерка, изначально – тонкая лента, шнурок или цепочка, которая закрепляла гладкую прическу. На нее могли вешать небольшой кулончик или украсить несколькими небольшими камнями.

Когда фероньерки снова вошли в моду, в 19-м веке, и получили свое название, под которым мы их сейчас знаем, они изменились – стали более изысканными, сложными и всегда из дорогих материалов, драгоценных металлов и камней.



Кадр из сериала "Виктория": в 19-м веке дама вряд ли надела бы фероньерку днем, фероньерка носилась в ситуациях, когда были уместны диадемы и другие парадные украшения

Одинаковой в 15-м и 19-м веках была основа прически, на которую надевали фероньерку – волосы, разложенные прямым пробором на две стороны вокруг лица. А на затылке или за ушами уже была укладка по моде – локоны, пучок.

Фероньерки носили весь 19-й век, правда, после 1850-х это украшение выглядело уже старомодным. Бывали похожие украшения, которые не являются фероньерками – это драгоценные кулончики, которые спускали по пробору волос на лоб, свисающие части головных драгоценных уборов или обручи на лбу в начале 20-го века.



На портретах Елизаветы I почти всегда можно увидеть драгоценности в волосах, свисающие в том числе и на лоб, но это не фероньерки - в конце 16-го века их не носили.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Фероньерка на портретах XIX века.

Как пишет Википедия: "Феронье́рка (фр. ferronnière) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.


Александр Павлович Брюллов. Портрет молодой женщины с книгой, 1839

Как бы там ни было, само слово ferronnière в значении украшения зафиксировано во французском языке только в 1832 г.


В начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, а её название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо, очень популярным в то время. Наиболее популярна в России фероньерка была также в первой половине XIX в."

Вот, небольшая подборка портретов 30-х годов XIX века.



Йозеф Эдуард Тельчер. Портрет княгини Е. Воронцовой


Александр Павлович Брюллов. Портрет С. А. Шуберт, ур. баронесса Раль 1831-1833 гг.

Antyanett Biron by Brullov



Luisa Golitsyna Baranova by Sokolov


Александр Павлович Брюллов. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова), 1831 г.

Henry Inman, Portrait of Angelica Singleton Van Buren, 1842



Cornelia Vetterlein 1828


Pyotr Fyodorovich Sokolov. Count Feodor Ivanovich Tolstoy's daughter Sarra


Eduard Magnus. Portrait Mathilde Gräfin Lynar.

Anthelme-François Lagrenée. Ekaterina Kologrivova.


Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Миниатюра Морица Даффингера, 1835/1837 г



Evdokia Bakunina by Sokolov

Карл Брюллов. Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835.



Portrait of Maria Malibran, 1834


Никола-Себастьян Фросте, Ольга Станиславовна Потоцкая 1830-е

Christina Robertson. Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожд. Келлер


Joseph Karl Stieler. Irene, Graefin von Arco-Steppberg, nee Marchesa Pallavicini, 1834


Joseph Karl Stieler, Lady Jane Elizabeth Digby, 1831



А. Брюллов. Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е


Портрет Александры Федоровны Шуберт (1824 - 1901),
жена Н. Ф. Аделунга. нач. 1840-х гг.

Как пишет Википедия: Феронье́рка (фр. ferronnière) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.


Александр Павлович Брюллов. Портрет молодой женщины с книгой, 1839

Как бы там ни было, само слово ferronnière в значении украшения зафиксировано во французском языке только в 1832 г.



В начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, а её название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо, очень популярным в то время. Наиболее популярна в России фероньерка была также в первой половине XIX в.


Йозеф Эдуард Тельчер. Портрет княгини Е. Воронцовой


Александр Павлович Брюллов. Портрет С. А. Шуберт, ур. баронесса Раль 1831-1833 гг.


Antyanett Biron by Brullov


Luisa Golitsyna Baranova by Sokolov


Александр Павлович Брюллов. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова), 1831 г.


Henry Inman, Portrait of Angelica Singleton Van Buren, 1842


Cornelia Vetterlein 1828


Pyotr Fyodorovich Sokolov. Count Feodor Ivanovich Tolstoy's daughter Sarra


Eduard Magnus. Portrait Mathilde Gräfin Lynar.


Anthelme-François Lagrenée. Ekaterina Kologrivova.


Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Миниатюра Морица Даффингера, 1835/1837 г


Evdokia Bakunina by Sokolov


Карл Брюллов. Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835.


Portrait of Maria Malibran, 1834


Никола-Себастьян Фросте, Ольга Станиславовна Потоцкая 1830-е


Christina Robertson. Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожд. Келлер


Sophia Urusova by Alexander Brullov


Joseph Karl Stieler. Irene, Graefin von Arco-Steppberg, nee Marchesa Pallavicini, 1834


Joseph Karl Stieler, Lady Jane Elizabeth Digby, 1831


А. Брюллов. Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е



Портрет Александры Федоровны Шуберт (1824 - 1901),
жена Н. Ф. Аделунга. нач. 1840-х гг.

Читайте также: