Энтомологическая коробка своими руками

Обновлено: 08.07.2024


Малый водный сачок служит для извлечения водных насекомых из мелких луж, прибрежных участков, для пересадки животных из ванночек в экскурсионные банки и размещения отдельных экземпляров в аквариумы. Малый водный сачок делают из мягкой проволоки. Его диаметр не должен превышать четырех сантиметров, длина ручки – тридцати сантиметров. Отверстие закрывают марлей, так чтобы глубина сачка была не более одного сантиметра (рис. 4).

Рис. 5. Эксгаустер

Эксгаустер (всасыватель) служит для сбора мелких насекомых с нежными покровами. Наиболее просто изготовить прибор из широкогорлой пробирки (рис. 5). В пробку вставляют две изогнутые трубки: одна служит для поступления в пробирку насекомых, вторая – для отсасывания воздуха. Опущенный в пробирку конец второй трубки закрывают марлей. К противоположному концу присоединяют резиновую трубку длиной 30-40 см. Принцип действия эксгаустера основан на том, что насекомые потоком воздуха увлекаются в стеклянную трубку и попадают в пробирку.

Для замаривания насекомых используют морилку (рис. 8). Она представляет собой стеклянную или пластмассовую банку объемом 200-300 мл, внутрь которой помещены полоски фильтровальной бумаги для поглощения избытка влаги и предохранения насекомых от повреждений. Банку закрывают плотной пробкой. В качестве анестезирующих средств обычно применяют хлороформ или серный эфир, или их смесь. Пропитанную этими веществами вату или пористую резину помещают на дно банки или прикрепляют к крышке. Для переноса водных беспозвоночных животных в лабораторию используют экскурсионное ведерко и банки. Живых насекомых для транспортировки в небольшие металлические или пластмассовые коробочки, почвенные стаканчики, коробочки из-под фото– или кинопленки, широкогорлые пробирки, закупоренные ватными тампонами.

Рис. 6. Приемы отлова насекомых сачком: А – отлов летающих и прыгающих насекомых; Б – кошение; В – отлов водных насекомых

Рис. 7. Способы сбора насекомых: А – ручной сбор; Б – сбор с помощью эксгаустера; В – методом раскопок

Рис. 8. Различные виды морилок

Для переноса крупных животных используют небольшие мешочки из материи (рис. 9). Заморенных бабочек помещают в заранее приготовленные конверты (рис. 10), которые затем укладывают в небольшие плоские коробочки так, чтобы они не мялись. Экскурсионное оборудование лучше разместить в полевой сумке, морилку и пробирки – в специальных гнездах, сделанных на поясе (рис. 11).

Рис. 9. Оборудование для транспортировки живых животных

Рис. 10. Этапы изготовления конверта для бабочек

Рис. 11. Размещение экскурсионного оборудования на поясе

Рис. 12. Способы установки почвенных ловушек

Рис. 13. Простейшая светоловушка

§ 3.2. Оборудование для хранения биологических объектов

Матрасик. Для длительного хранения и транспортировки насекомых используют ватные матрасики (рис. 14).

Матрасики могут быть различных размеров. На плотную бумагу выкладывают слой ваты около 5мм толщиной, который сверху закрывается листом писчей бумаги (вкладышем). Готовый матрасик помещают в конверт из плотной бумаги.

Дно конверта должно быть несколько больше, чем размер матрасика. Заполненные конверты укладывают в деревянные или картонные коробки, размер которых должен быть несколько больше, чем размер конвертов.

На дно коробки укладывают бумажную или матерчатую ленту (рис. 14), с тем, чтобы за ее свободные концы можно было легко вынимать матрасики из коробки.

Энтомологические коробки. Коллекции насекомых монтируют в специальных энтомологических коробках. Обычно пользуются готовыми, заранее изготовленными коробками.

Но при необходимости не составляет труда склеить простейшую энтомологическую коробку самостоятельно.

Полоски сгибаются в четырехугольники со сторонами, равными сторонам дна, и концы их склеиваются.

При этом полученные узкие заготовки должны свободно надеваться на широкие заготовки.

Для увеличения прочности коробки желательно, чтобы склеенные углы находились в разных местах заготовки.

Одну из узких заготовок приклеивают к широкой, формируя тем самым стенку коробки. К ней приклеивается вырезанный заранее кусок картона или стекла. Верхнюю часть коробки, на которую надевают крышку, можно обклеить тонкой фланелью. В этом случае крышка будет плотно закрываться и обеспечит большую герметичность коробки. Для склеивания лучше использовать столярный клей или синтетический поливинилацетатный (ПВА).

Рис. 14. Хранение насекомых на матрасиках: А – матрасик с насекомыми; Б – коробка с матрасиками; В – выкройка конверта; Г – подложка; Д – вкладыш.

На дно коробки укладывают наполнитель – пластинку толщиной 15-20 миллиметров из прессованного торфа, поролона, пенопласта или другого подобного материала. Изнутри коробку обклеивают согнутыми вдоль полосками бумаги шириной 4 см, так, чтобы одна их половина крепилась к стенке коробки, а вторая к наполнителю.

Рис. 15. Изготовление картонной энтомологической коробки для коллекционного материала (объяснение в тексте)

Наполнитель закрывают сверху белой бумагой, которая приклеивается только по краям к бумаге боковых полосок.

Хранение насекомых в жидких средах. При хранении беспозвоночных в жидкостях животных через 23 дня после фиксации переносят в пробирки с соответствующим консервантом. Эти пробирки затыкают ватным тампоном и опускают в банку с той же жидкостью. Крышка банки должна быть хорошо притерта.

При длительном хранении крышку заливают парафином. Банку с фиксированным материалом следует хранить в темном месте.

В качестве фиксирующих жидкостей для длительного хранения беспозвоночных животных чаще всего используют 70° спирт или формалин. Для получения спирта нужной концентрации нужно к 100 мл спирта исходной концентрации добавить объем воды, указанный в таблице 7. Концентрированный формалин (40 %) смешивают с водой в соотношении 1: 9.

Важно использовать для приготовления растворов дистиллированную воду. Если нет дистиллированной воды, то используют только дважды прокипяченную воду.

Таблица разбавления спирта (объем воды указан в мл)

Оборудование и принадлежности для накалывания и расправления насекомых

Для расправления насекомых удобно иметь препаровальную иголку с несколько загнутым кончиком.

Рис. 16. Расправилка для насекомых (В – общий вид; Г – размеры узкой расправилки; Д – размеры широкой расправилки)

На рисунке 17 на примере бабочек показан способ расправления насекомых с крупными крыльями. Части насекомого фиксируют в расправилке полосками бумаги и стальными булавками. При этом ни в коем случае нельзя прокалывать крылья или брюшко. Крылья должны очень плотно прилегать к дощечкам расправилки. Как правило, задний край переднего крыла располагают перпендикулярно телу насекомого. Крылья расправляют поочередно. Прежде чем расправлять одно крыло, второе фиксируют полоской бумаги. Перед помещением насекомого в коллекцию, его этикетируют.

Рис. 17. Расправление бабочки

На булавку с насекомым накалывают две этикетки: на первой указывают место сбора, биотоп, дату сбора, фамилию собравшего; на второй указывается латинское название насекомого и приводится имя и фамилия специалиста (учащегося или студента), определившего насекомое в латинской транскрипции. Примеры написания этикеток приведены на рисунке 19. Этикетки изготовляются из плотной бумаги или полукартона размером 18x18 мм. Все надписи на этикетках выполняются тушью (при хранении беспозвоночных в консервирующих жидкостях этикетки пишут тушью на кальке).

Для сохранения естественного вида гусениц бабочек выдувают в атмосфере теплого воздуха (рис. 18), предварительно выдавив через небольшой надрез у анального отверстия внутреннее содержимое личинки.

Рис. 18. Выдувание гусеницы в атмосфере теплого воздуха. Внизу показан способ крепления гусеницы к пипетке или соломинке

Рис. 19. Примеры написания этикеток

ГЛАВА IV.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ

§ 4.1. Методика и организация аутэкологических и синэкологических исследований

Ауэтоэкологическое исследование (греч. аutos – сам; аутоэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой) включает изучение всех экологических факторов, влияющих на отдельный вид насекомого (или любого другого организма) на протяжении его жизненного цикла. Целью исследования является возможно более точное описание экологической ниши вида. Выбранный для изучения вид должен быть распространенным и доступным. На первой стадии исследования необходимо как можно шире ознакомиться с литературой о выбранном виде. Изучая литературу, необходимо обращать внимание на все аспекты биологии вида, а также на черты, удобные для его практического изучения. Исследование может включать в себя уже выполненную другими работу или решать новые задачи.

Удобнее всего составить исчерпывающий список вопросов, для того чтобы ответив на них, выявить все, что известно об изучаемых видах. Сведения об изучаемом виде необходимо собирать в течение всего года. Ниже приведен образец вопросов, которые обычно ставят при изучении животного (насекомого).

1. Систематическое положение. Как называетсявид? Какие другие группы организмов наиболее сходны с ним? Каково его полное таксономическое описание?

2. Местообитание. Где оно находится? Каковы особенности абиотической среды обитания? Как изменяются абиотические факторы в течение года?

3. Морфология. Каково строение взрослой особи? Каковы характерные внешние признаки? Каковы размеры и масса организма?

4. Передвижение. Как перемещается насекомое? Какие его части принимают участие в движении и каковы функции этих частей?

5. Питание. Чем питается организм? В какое время? Сколько пищи поедает? Каким образом ловит и заглатывает пищу? Какие черты строения способствуют заглатыванию? Обладает ли вид какими-либо особенностями переваривания и всасывания пищи?

6. Дыхание. Где находятся поверхности для газообмена? Как происходит газообмен? Сколько кислорода требуется организму?

7. Выделение. Каковы конечные продукты обмена? Каким образом они выводятся из организма? Какими специальными органами выделение обладает организм?

8. Размножение. Являются ли особи раздельнополыми? Какие видимые внешние различия существуют между полами? Встречаются ли какие-нибудь формы в поведении ухаживания? Защищает ли животное свою территорию? Как происходит спаривание? Когда происходит спаривание? Как часто животные спариваются? Где происходит оплодотворение?

9. Жизненный цикл. Сколько времени идет развитие организма? В какой мере родители заботятся о потомстве? Имеется ли личиночная стадия? Когда взрослые особи достигают половозрелого состояния? Чему равна средняя продолжительность жизни индивидуума данного вида?

10. Поведение. Каким образом, насекомое воспринимает раздражители? На какие раздражители главным образом реагирует насекомое? Как основные органы чувств приспособлены к образу жизни животного? В какой мере у насекомого проявляются условные рефлексы? Как реагирует насекомое на неблагоприятные погодные условия? Как общаются насекомые между собой?

11. Экология. Какова численность популяции? Какие еще животные обитают в данном местообитании? Каким образом различные виды размещены в пределах местообитания? Как изучаемый вид связан с другими видами, населяющими то же местообитание, в пищевых цепях и пищевых сетях? Является ли насекомое хозяином, паразитом или симбионтом? Какова экологическая ниша вида?

Синэкологическое исследование (от греч. syn вместе, oikos – дом и logos – слово, учение; синэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов) включает изучение абиотического и биотического компонентов, связанных с естественным сообществом (биотический компонент экосистемы), обнаруженным в определенном географическом районе (или экосистеме), например в байрачном лесу или на участке степи, где может обитать несколько видов растений и животных и, возможно, содержится несколько типов местообитаний. При проведении такого исследования необходимо сделать следующее:

1. Начертить план района и местообитания(й) (а, при необходимости, профиль местности).

2. Определить виды и оценить численность каждого из них.

3. Измерить (или собрать и сделать анализы) абиотические факторы в пределах местообитания (й).

Конечной целью такого исследования является определение в пределах изучаемого района качественных и количественных связей между популяциями растений и животных и возможных взаимоотношений между ними, а также изучение эдафических (почвенных), топографических и климатических факторов. Имея эту информацию, можно объяснить природу и значение факторов, регулирующих численность и распределение организмов в пищевой сети, а в случае детального исследования построить пирамиды численности, биомассы и энергии.

1. Неопределенность демографическая, т.е., зависящая от рождаемости и смертности особей, эмиграции и иммиграции, а также элиминации.

2. Неопределенность средовая – изменение численности и плотности популяций под действием среды в целом или отдельных ее факторов.

3. Неопределенность катастрофическая – изменения в популяциях под действием стихийных бедствий.

4. Неопределенность генетическая, зависящая от степени свободы (или не свободы) дрейфа генов, распределения доминантных и рецессивных признаков.

Особое место среди синэкологических исследований должен занять анализ энтомофауны, населенных пунктов, так как он позволяет получить объективную информацию о том, насколько вредны для организмов существующие в любом населенном пункте (особенно в городах) загрязнения воздуха, воды, почвы, зеленых насаждений, насколько эффективны те или иные природоохранные мероприятия, какова динамика экологической обстановки. В данном случае важны мониторинговые наблюдения. Нелишне составить экологический паспорт населенного пункта.

§ 4.2. Методические рекомендации по охране отдельных групп организмов
Рекомендации по охране муравьев и расселению муравейников

Муравьи – одни из самых полезных насекомых в степных и лесных сообществах; наибольшую пользу приносят рыжие лесные муравьи, уничтожая вредителей леса. Для участия биологов в расселении муравейников необходимы глубокие знания и умения, поэтому нужно организовать специальные экскурсии по ознакомлению с биологией полезных видов муравьев, их экологическим значением, методом расселения, способами наблюдений.

Чтобы правильно определить место для нового муравейника, важно знать необходимые для муравьев условия жизни. Рыжие лесные муравьи заселяют средневозрастные и спелые леса и живут в них до начала отмирания древостоя. Они обитают в самых различных типах леса, но предпочитают хвойные леса, густой подрост и подлесок.

Необходимо знать особенности жизнедеятельности муравьев. Ранней весной (середина апреля-начало мая), как только муравейник обтает, в солнечные дни рабочие муравьи и самки выходят на поверхность купола. Рабочие теплоносцы, нагревшись на солнце, уходят в глубь гнезда и там, остывая, отдают тепло муравейнику. В верхней части муравейника образуется тепловое ядро с температурой 26-29 °C. Здесь самки откладывают яйца. Через месяц появляются куколки крылатых самцов и самок. Когда большинство крылатых муравьев выйдет из куколок, происходит брачный лет. Сроки лета у рыжих лесных муравьев разные: на севере европейской части России – конец июня-начало июля, в Московской области – июнь, в Ставропольском крае – конец мая-начало июня. Брачный лет продолжается в течение одной-двух недель. Самцы вскоре погибают. Оплодотворенные самки сбрасывают крылья и либо возвращаются обратно в старые муравейники, либо устраивают новые семьи.

Для кормления самок и для выращивания расплода муравьям необходима белковая пища – различные насекомые. Особенно охотно муравьи питаются голыми личинками насекомых. Кормовой участок отдельного гнезда рыжих муравьев достигает 1-2 гектара.

Особенно важно, чтобы энтомологи глубоко уяснили хозяйственное значение рыжих лесных муравьев. Отличительная их особенность заключается в том, что они почти полностью переключаются на питание теми насекомыми-вредителями, которые начинают размножаться в большом количестве, и могут в зародыше подавить очаги массового размножения насекомых-вредителей.

Муравьи регулируют численность пядениц, совок, пилильщиков, листоверток, шелкопрядов и других волосистых гусениц, а также майского хруща. Они разрыхляют почву и вносят в нее большое количество органических веществ, регулируют кислотность почвы, улучшают ее водный и воздушный режим. Деревья, расположенные вблизи муравейников, получают больше питательных веществ.

Нужно, однако, отметить и недостаток муравьев: они способствуют размножению тлей, охраняя их от врагов. Углеводы, необходимые взрослым муравьям, семья получает, собирая сладкие экскременты тлей – падь. В связи с этим не следует расселять муравьев в садах, плодовых и буковых лесах. Названный недостаток по сравнению с приносимой пользой незначителен.

Следует отметить, что любое повреждение муравейника резко снижает активность муравьев в уничтожении вредных насекомых. При сильном повреждении гнезда семья не может защищать лес в течение 1-2 лет, поэтому нужно проводить пропаганду среди местного населения о полезной деятельности муравьев и необходимости их охраны.

Следующая экскурсия должна быть посвящена объяснению подготовительных работ по расселению муравейников.

Рыжие лесные муравьи расселяются самостоятельно довольно медленно, поэтому применяют искусственное расселение муравьев в те леса, где они отсутствуют и где есть угроза массового размножения насекомых. Расселение муравьев нужно проводить под руководством инженеров-лесопатологов или специалистов, прошедших специальную подготовку.

Первый этап искусственного расселения муравьев – инвентаризация естественных муравейников. Она заключается в поквартальном учете и, желательно, картировании и описании их размеров. Особо следует выделить наиболее крупные естественные колонии, которые могут служить маточными. Их обозначают указателями и нумеруют.

Из гнезд объемом купола менее 0,4 м³ отводков брать нельзя, объемом 0,4-0,6 м3 можно взять один отводок, объемом 0,7-0,9 м³ – два, объемом 1 м³ и больше – три отводка. Затем определяют объем купола (табл. 8) и составляют паспорт маточной колонии по следующей форме:

Читайте также: