Эллипсная звездочка на велосипед своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Для того что бы сделать приводную звезду совсем не обязательно иметь ЧПУ или прочее спец оборудование.

Бывает, что не всегда удается найти и купить для велосипеда, мопеда или мотоцикла звезду с нужным количеством зубьев. Предлагаю простой и доступный способ самостоятельного изготовления нужной звезды.

Технология проста - в программе Sprocket

Нужно, сделать звезду с нужным количеством зубьев под определенную цепь, программа проста и не требует особых знаний. Открываем скачанный архив с программой, в котором кроме программы есть инструкция как ней пользоваться.

Дальше открываем саму программу и в настройках выбираем нужные параметры для вашей звездочки.

Параметры цепи указанные на фото красной стрелкой можно взять с этого сайта, а для тех, кто не понял, как это сделать смотрите изготовление звезды от начала и до конца в видео.

После того как звезду распечатали, листы нужно между собой соединить по линии и приклеить на метал нужной толщины. Я делал звезду под мопедную цепь, и брал металл толщиной 5,5 мм.

Дальше нужно накернить все точки для того, чтобы при сверлении не уйти в сторону от метки. Сверлю двумя сверлами для точности. Сначала сверлю сверлом 4 мм, а потом 8,5 мм - таким размером как ролик цепи.

Лишний металл обрезаю, чтобы не мешал.

Для того чтобы все зубья были вырезаны одинаково, я закрепляю звезду и болгарку на одной рейке, а угол под которым нужно пилить смотрю по заводской звезде с любым количеством зубьев.

Болгарка на шарнире что позволяет ее подымать и опускать. После пропила с одной стороны, звезду переворачиваю на другую сторону и тоже спиливаю лишнее.

После этого нам нужно подровнять высоту зубьев, которую я отмеряю по заводской звездочке, для этого я закрепляю болгарку.

После того как все зубья выровняли по высоте немного подравниваю их на болгарке.

Потом проверяю, нормально ли садится цепь.

Цепь садится идеально, и я вырезаю в центре звезды отверстие под вал и треугольники для красоты и уменьшения веса. Звезда не нуждается в термической обработке, поскольку у больших звезд больше зубьев и нагрузка на каждый получается меньше.

Звезды — это главные узлы трансмиссионной системы, приводимые в движение при педалировании посредством цепной, или ременной передачи.

Односкоростные модели оснащаются ведомой и ведущей звездой, многоскоростные модели – многоступенчатой трансмиссией со скоростным набором на передней части байка с обязательными трещотками или кассетами на задней.

Количества и параметры шестерёнок определяют поведение байка при разных условиях передвижения, а при правильной настройке системы можно оптимально понизить энергетические затраты на педалирование.

Эксплуатационные характеристики изделия зависимы от многих факторов: морозостойкость; вид езды и обслуживания трансмиссии. Правильный подбор системы под тип езды, грамотное обслуживание эксплуатация обеспечит длительную службу трансмиссии.

овальная звезда

Особенности и отличия овальной звезды

Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлых веках, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.

Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.

Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.

Характерные показатели звездочек-эллипсов:

  1. Периоды передаточного вращательного движения.
  2. Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
  3. Моментальная разгоняемость.
  4. Превышенное давление на кареточный вал.

Преимущества овальной звезды

Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.

Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:

  • Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
  • Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
  • Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
  • Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
  • Легкость в передвижении по любым участкам дороги.

овальная звезда

Недостатки системы

Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.

Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.

При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.

С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.

  • Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
  • Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.

Положение звезд трансмиссии

Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.

При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.

  1. Когда овальная передняя звезда расположена горизонтально – задняя устанавливается в вертикальную позицию;
  2. Передняя вертикальная – задняя горизонтально;
  3. Горизонтальное положение передней и задней трансмиссии;
  4. Вертикальное положение обоих;
  5. Отклонение от нормы к примеру, ведущая звезда стоит вертикально, а задняя отходит на угол от прямой.

Выбор овальной звезды

В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:

  • Е 13,
  • Race-Face,
  • Blackspiru,
  • Absolute-Black,
  • Rotor,
  • OneUpComponents.

Приобрели популярность в России:

Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.

Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.

Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.

Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.

  • Равномерное распределение нагрузки на ноги.
  • Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
  • Комфортность в поддержании постоянной скорости.
  • Быстрый разгон.

Овальные звезды Rotor Q-Rings.

овальная звезда

Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.

Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.


В различных самодельных механизмах или устройствах часто может использоваться цепной привод, который состоит из куска цепи и звездочек. И если на роликовую цепь для самоделки еще можно потратиться, то вот покупать звездочки — не обязательно. Их вы можете сделать самостоятельно.

Как сделать звездочки для цепи из стальной пластины

Для этого потребуется кусок стальной пластины, некоторый инструмент и немного свободного времени. Причем звездочки можно сделать абсолютно любого диаметра, какой вам необходим. Теперь давайте рассмотрим процесс изготовления самодельных звездочек более подробно.

И первым делом необходимо замерить расстояние между двумя валиками (пинами) велосипедной цепи. Такое же расстояние должно быть между отдельными зубьями самой звездочки.

Как сделать звездочки для цепи из стальной пластины

Основные этапы работ

Сначала автор делает черновой шаблон, который будет использоваться для изготовления самодельных звездочек. Для этого он рисует на куске доски (можно фанеру использовать) четыре окружности круга разного диаметра: 12, 24, 36 и 48 мм.

Как сделать звездочки для цепи из стальной пластины

После этого, используя циркуль, делает разметку. Далее нужно будет перенести размеры на заготовки из стальной пластины. Затем сверлим отверстия нужного диаметра — по разметке и по центру заготовки.

Как сделать звездочки для цепи из стальной пластины

На последнем этапе работ останется лишь обрезать все лишнее с помощью болгарки и немного обработать звездочки на шлифовальном станке.

Как сделать звездочки для цепи из стальной пластины

Подробно о том, как сделать звездочки для цепи из стальной пластины, смотрите в видеоролике на нашем сайте.

Эллиптические звёзды велосипеда.

Эксперименты с эллиптическими передними звёздами на велосипеде стали проводить ещё в конце 19-го столетия. Овальная форма звезды позволяет более эффективно осуществлять педалирование и держать ноги в более комфортных условиях. Конструкция предназначена для того, чтобы помочь лучше преодолеть мертвую зону, когда шатуны находятся в вертикальном положении и гонщик не может приложить максимальное усилие. Преимущество эллиптических звёзд особенно проявляется в следующих ситуациях:

— при подъёме на гору;
— при педалировании на высокой передаче или при маленьком значении каденции;
— при движении по скользким поверхностям и внедорожью;
— при большом ходе подвески на внедорожных велосипедах.

Однако, получить какой-то сверхестественный результат из в общем-то из ничего не получится — овальные звезды просто позволяют крутить педали более плавно, но и работать приходиться сложнее, когда требуется большая мощность. Передаточное отношение непрерывно меняется, чтобы соответствовать усилиям велосипедиста во время педалирования. Чем меньше каденция, тем лучше проявляется преимущество эллиптической звезды по сравнению с обычной.

Звезды эллипсом для велосипеда

Впервые массовый выпуск эллиптических звёзд для велосипипеда начала компания Shimano в 1983 году и назвала её Biopace. Вначале по этому поводу в мире велоспорта поднялся большой шум, но со временем всё утихло, потому что профессиональным велосипедистам не слишком понравилась новинка.

Однако термин biopace прижился и сейчас в основном используется, чтобы обозначить неравномерное педалирование. Овальность звёзд может достигать 30%. Если её значение не увеличивать больше, чем на 7%, то эллиптические звёзды можно даже применять на велосипедах с фиксированной передачей без натяжителя цепи.

При том, что эллиптические звёзды не имеют особой популярности и большинство велосипедистов использует классические круглые, несколько моделей в настоящее время всё-таки выпускается в массовом производстве специально для гоночных велосипедов — это Osymetric и Q-rings.

Также читать на эту тему:

Роторная система RS4X. Стандартные шатуны располагаются относительно друг друга под углом 180 градусов. При педалировании, когда шатуны находятся перпендикулярно земле происходит ситуация, при котором нога не может передавать момент силы на педаль велосипеда. Естественно, что при этом снижается…

Технические революции в велоспорте. Применение новых материалов. Изобретение трансмиссии для велосипеда. Применение эксцентрика. Эффективное педалирование. Внимание к аэродинамике…

Полые шатуны велосипеда. Полые шатуны изготавливаются при помощи метода холодной ковки Hollowtech. Первыми эту технологию применили в Shimano. Как и в случае с качественными трубами рамы полый шатун может быть прочным и жёстким при малом весе. Наличие внутренней полости на эти показатели не влияет…

Q – фактор. Q – фактор – это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q – фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q – фактор…

Контактные педали. Контактные педали появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Они пришли на смену туклипсам с ремнями. Это был один из наиболее значимых технических прорывов в велоспорте. Одним из первых профессионалов, кто стал использовать новинку в 1990 году был Грег Хербольд – известный гонщик…

Читайте также: