Элеватор ленточный своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Ковшовые элеваторы предназначены для транспортирования пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов (например, цемента, песка, химикатов, зерна, муки, угля, торфа, известняка и т.д.) на предприятиях химической, металлургической, машиностроительной, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов, углеобогатительных фабриках, в зернохранилищах и т.п.

Ковшовый элеватор имеет вертикально замкнутый тяговый элемент с жестко прикрепленными к нему грузонесущими элементами – ковшами; тяговый элемент огибает верхний приводной и нижний натяжной барабаны (или звездочки). Ходовая часть и поворотные устройства элеватора помещаются в закрытом металлическом кожухе, состоящем из верхней части (головки элеватора), средних секций и нижней части (башмака элеватора). Тяговый элемент с ковшами приводится в движение от привода, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством. Груз подается в загрузочный патрубок (носок) башмака, загружается в ковши, поднимается в них и разгружается на верхнем барабане (звездочке) в патрубок головки. Привод оснащается остановом для предохранения от обратного движения ходовой части. Кожух элеватора может иметь направляющие устройства и рамы фиксации.

По виду тягового элемента ковшовые элеваторы бывают ленточные и цепные. В зависимости от количества цепей, к которым крепятся ковши, различают одноцепные и двухцепные элеваторы.

По скорости движения различают тихоходные и быстроходные элеваторы. Загрузка ковшей осуществляется либо зачерпыванием груза из нижней части башмака, либо засыпанием груза в ковши.

Разгрузка ковшей бывает центробежной и гравитационной. При центробежной разгрузке скорость движения ковшей обычно бывает в пределах 1-5 м/с. Гравитационная разгрузка применяется у тихоходных элеваторов при скорости движения до 0,8 м/с.

По расположению ковшей различают элеваторы с расставленными и сомкнутыми ковшами.

Следует отметить, что тип элеватора и форма ковшей выбираются в зависимости от характеристик транспортируемого груза, а также способами загрузки и разгрузки ковшей. При транспортировании кусковых грузов ковш проверяется по наибольшему размеру типичных кусков amax согласно условию A>=x*amax, где А – вылет ковша, х – коэффициент, зависящий от типа груза, для рядовых грузов x=2…2,5, для сортированных x=4…5.


Цены на элеваторы

Типоразмеры элеваторов ленточных ковшовых

Элеваторы ЛГ с глубокими ковшами

Легкосыпучие пылевидные, зернистые и мелкокусковые грузы с объемной плотностью 0,8…2,0 т/м 3

Ширина ковшей, мм

Ширина ленты, мм

Скорость движе-ния ковшей, м/с

Емкость ковша, л

Производитель-ность, м 3 /ч

Макс. высота элеватора, м

Элеваторы ЛМ с мелкими ковшами

Плохосыпучие пылевидные, зернистые и мелкокусковые грузы с объемной плотностью 0,8…2,0 т/м 3

Ширина ковшей, мм

Ширина ленты, мм

Скорость движе-ния ковшей, м/с

Емкость ковша, л

Производитель-ность, м 3 /ч

Макс. высота элеватора, м

Элеватор 2ЛГ-160

Дает возможность транспортировать одновременно два различных груз, исключая смешивание

Зернистые грузы с объемной плотностью 0,8…1,2 т/м 3

Ширина ковшей, мм

Ширина ленты, мм

Скорость движения ковшей, м/с

Емкость ковша, л

Производительность двух потоков, м 3 /ч

Макс. высота элеватора, м

  • Астрахань
  • Барнаул
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Липецк
  • Москва
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новокузнецк
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Тольятти
  • Томск
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Абакан
  • Адлер
  • Азов
  • Аксай
  • Алдан
  • Александров
  • Алупка
  • Алушта
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Апатиты
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артём
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
  • Байкальск
  • Балаклава
  • Балаково
  • Балахна
  • Балашиха
  • Балашов
  • Балтийск
  • Барнаул
  • Барыш
  • Батайск
  • Бахчисарай
  • Белгород
  • Белово
  • Белогорск
  • Белокуриха
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Белоярский
  • Бердск
  • Березники
  • Берёзовский
  • Бийск
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Богучар
  • Бор
  • Борисоглебск
  • Боровичи
  • Братск
  • Брянск
  • Будённовск
  • Бузулук
  • Валуйки
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Верхний Уфалей
  • Верхняя Салда
  • Весьегонск
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Волоколамск
  • Воркута
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Воткинск
  • Всеволожск
  • Вуктыл
  • Выборг
  • Вязьма
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Глазов
  • Горно-Алтайск
  • Горнозаводск
  • Горячий Ключ
  • Грязи
  • Грязовец
  • Губаха
  • Губкин
  • Губкинский
  • Гурзуф
  • Гусиноозёрск
  • Гусь-Хрустальный
  • Десногорск
  • Джанкой
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Евпатория
  • Егорьевск
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Еманжелинск
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Железногорск
  • Железнодорожный
  • Жигулёвск
  • Жуковский
  • Заводоуковск
  • Заречный
  • Заринск
  • Зеленогорск
  • Зеленоград
  • Зеленоградск
  • Зеленодольск
  • Зима
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Инта
  • Ирбит
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Ишим
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калач-на-Дону
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Канск
  • Каспийск
  • Катав-Ивановск
  • Кемерово
  • Кемь
  • Керчь
  • Кинешма
  • Киров
  • Кировск
  • Киселёвск
  • Кисловодск
  • Климовск
  • Клин
  • Ковдор
  • Ковров
  • Когалым
  • Кодинск
  • Коктебель
  • Коломна
  • Колпино
  • Кольчугино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Конаково
  • Кондопога
  • Копейск
  • Кореиз
  • Коркино
  • Королёв
  • Костомукша
  • Кострома
  • Котлас
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснокамск
  • Краснотурьинск
  • Красноярск
  • Кропоткин
  • Кстово
  • Кузнецк
  • Кунгур
  • Курган
  • Курганинск
  • Курск
  • Курчатов
  • Кызыл
  • Кыштым
  • Лабинск
  • Лангепас
  • Лениногорск
  • Ленинск-Кузнецкий
  • Лесозаводск
  • Лесосибирск
  • Ливадия
  • Ливны
  • Липецк
  • Лобня
  • Луга
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Мегион
  • Междуреченск
  • Миасс
  • Микунь
  • Минеральные Воды
  • Минусинск
  • Мирный
  • Михайловка
  • Мончегорск
  • Москва
  • Муравленко
  • Мурманск
  • Муром
  • Мыски
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Надым
  • Назарово
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нерюнгри
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новотроицк
  • Новоуральск
  • Новофёдоровка
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Свет
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Няндома
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озёрск
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орджоникидзе
  • Ореанда
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Партенит
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Переславль-Залесский
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Печора
  • Печоры
  • Плёс
  • Подольск
  • Полысаево
  • Полярные Зори
  • Приморский
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Радужный
  • Раменское
  • Реутов
  • Ржев
  • Рославль
  • Россошь
  • Ростов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Саки
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Сарапул
  • Саратов
  • Саров
  • Сатка
  • Саяногорск
  • Саянск
  • Светлогорск
  • Севастополь
  • Северобайкальск
  • Северодвинск
  • Североуральск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серов
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Славянск-на-Кубани
  • Смоленск
  • Снежинск
  • Советская Гавань
  • Советский
  • Соликамск
  • Солнечногорск
  • Сортавала
  • Сосновоборск
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старая Русса
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Судак
  • Суздаль
  • Сургут
  • Сухой Лог
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тайшет
  • Тамбов
  • Тарко-Сале
  • Тверь
  • Тейково
  • Тимашевск
  • Тихорецк
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Томск
  • Троицк
  • Туапсе
  • Туймазы
  • Тула
  • Тулун
  • Туринск
  • Тында
  • Тюмень
  • Углич
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Урюпинск
  • Усинск
  • Усолье-Сибирское
  • Уссурийск
  • Усть-Илимск
  • Усть-Кут
  • Усть-Лабинск
  • Уфа
  • Ухта
  • Учалы
  • Феодосия
  • Форос
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чайковский
  • Чапаевск
  • Чебаркуль
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черемхово
  • Череповец
  • Черкесск
  • Черногорск
  • Чехов
  • Чита
  • Шадринск
  • Шахты
  • Шелехов
  • Шуя
  • Щёлково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Югорск
  • Южно-Сахалинск
  • Южноуральск
  • Якутск
  • Ялта
  • Яровое
  • Ярославль

© 1992 - 2021 ООО "Холуница" - производство
подъемно-транспортного оборудования


Обратный звонок

Отправьте нам свои данные и мы свяжемся с
Вами в ближайшее время!


Мы на карте


Досборка, наладка, обкатка и монтаж нории (ковшового элеватора) производится потребителем. Нории (ковшовые элеваторы) поставляются в частично разобранном виде.

Перед началом работ проведите внешний осмотр комплектующих, удалите консервационную смазку, выполните ревизию подшипниковых опор мотора-редуктора, тормоза. Устраните замеченные повреждения, полученные в результате транспортировки и хранения.

Досборку и монтаж нории проводите в следующем порядке:

Установите башмак, по отвесу выставьте оси валов барабанов башмака и головки в одной вертикальной плоскости. Закрепите башмак анкерными болтами.

Установите головку с приводом на место по уровню и закрепите.

Измерьте расстояние между фланцами башмака и головки.

Установите секции труб нории и закрепите крепежными элементами.

При установке секций труб обратите внимание на отклонение от соосности расположения труб, смещение фланцев относительно друг друга и плотность стыков. Секции труб должны быть соосны. Отклонение от соосности, собранной из двух секций трубы не должно превышать +/- 4 мм.

При транспортировании и хранении ленты при отрицательной температуре монтаж ленты проводить только после выдержки ее в течение 24 часов при температуре плюс 15-25 С.

Ленту поднимите к месту установки. Для предотвращения перекручивания ленты в трубах к ее концу прикрепите металлическую пластину или уголок, длина должна соответствовать диагонали труб.

Заведите ленту на барабаны головок, стяните ее концы в люке монтажного патрубка при помощи специального приспособления (барабан башмака должен находится в крайнем верхнем положении) и соедините их, при этом стык ленты должен быть обращен наружу в сторону, обратную от барабанов и без перекоса.

Установите и закрепите на ленте ковши симметрично относительно продольной оси ленты. Разность между расстояниями от боковых кромок задней стенки ковша до кромок ленты по обе стороны ковшей не должна быть более 2 мм.

Подключите, заземлите и занулите двигатель мотор-редуктора.

Подсоедините трубы с аспирационным патрубком к аспирационной системе.

При продолжительном простое нории ленту с ковшами следует снять с барабанов или ослабить натяжение.

Досборкой должен руководить инженерно-технический работник, детально ознакомившийся с производством работ.

Перед началом эксплуатации проведите внешний осмотр нории и устраните замеченные на Ваш взгляд недостатки, при этом обратите внимание на качество монтажных и сборочных работ, наличие зануления и заземления электрооборудования, на наличие смазки во всех узлах, подлежащих смазке, правильность натяжения ленты с ковшами, наличие и правильность установки конечного выключателя.

Очистите башмак от мусора и посторонних предметов.

Прокрутите барабаны нории вручную, отрегулируйте сбег ленты на сторону регулировочным винтом и убедитесь, что лента не сходит на сторону с барабанов и ковши не задевают за трубы.

Устраните выявленные отклонения.

ПОМНИТЕ! Перед досборкой или обкаткой нории необходимо убедиться в наличии смазки в подшипниках.

Перед включением в работу тормоза, убедитесь в соответствии направления вращения необходимому направлению движения ленты с ковшами.

Нагретая ТЭЦ вода в силу высоких напорных характеристик и температур не может быть непосредственно использована в сетях обогрева различного типа зданий, индивидуальных, коммунальных домов. Поэтому для приведения физических параметров теплового носителя к приемлемым и безопасным характеристикам перед контурами отопления размещают элеваторный узел системы отопления.

Элеваторные распределители применяются в отопительных системах десятки лет и в настоящее время являются морально устаревшими. Однако их до сих выпускают промышленные предприятия и используют в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в силу простоты конструкции, невысокой стоимости, эффективной работе при стабильных параметрах теплового носителя.

Элеваторный узел системы отопления.

Рис. 1 Элеваторный узел системы отопления — примеры размещения в теплосетях

Назначение и принцип работы элеватора в системе отопления

Тепловые станции или крупные котельные способны обеспечивать горячим теплоносителем территории большой площади. В связи с этим протяженность теплосетей может достигать десятков километров, что вызывает значительные потери тепла в магистрали. Поэтому начальная температура теплоносителя от станций и котельных выбирается с учетом этих теплопотерь. Нормативными документами установлены несколько режимов температурных параметров подачи и обратки теплосетей, основные из них – 150 / 70, 130 / 70, 95 / 70.

Так как в целях безопасности и снижения потерь температура в радиаторных теплообменниках зданий не должна быть больше 95 °С, многим потребителям тепловой энергии зданий, находящихся на небольшом расстоянии от теплостанций, приходится решать проблему частичного охлаждения нагретой до температур около 150 или 130 °С воды.

Этого можно достичь единственным методом, смешивая входящий и охлажденный обратный поток в тройниковом узле. Однако если производить смешение в обычном тройнике, в нем будет отсутствовать ток воды и соответственно движение теплового носителя по трубопроводу остановится. Поэтому в смесительном узле на пути потока подачи делают узкое сопло. Это приводит к увеличению скорости водного потока и соответственно снижению его давления в области сопла, которое напрямую связано с диаметром трубопровода. В результате турбулентный поток увлекает за собой водные массы из обратки, обеспечивая таким способом движение теплового носителя по контуру.

Тройник с внутренним зауженным соплом и является тем типом арматуры, которая получила название элеваторный узел.

Следует отметить, что элеватор одновременно выполняет функции смесителя и циркуляционного насоса, проталкивающего тепловой носитель по отопительному контуру. К перечисленным работам можно добавить его функционирование в качестве редуктора, понижающего давление, и термостата, уменьшающего температуру до требуемых параметров.

Формулы расчета элеватора.

Рис. 2 Формулы расчета элеватора

Конструкция и основные фрагменты элеватора

Типичный элеватор делают из литьевого чугуна или стали, для подсоединения к трубопроводу его оснащают фланцами с трех сторон. Для защиты от коррозии деталь покрывают порошковой эпоксидной краской синего или черного цветов.

Рассматривая, что такое элеваторный узел в системе отопления, его условно разбивают на следующие составляющие:

  • Выходной и входные патрубки подачи входящего (прямого) и отходящего (обратного) потоков, оснащенные фланцами.
  • Сопло. Бывает встроенным или сменным, последнее имеет форму стакана с буртиком и конусным зауженным концом.
  • Смесительная камера. Располагается после сопла и на выходе патрубка обратного потока. В ней происходит смешивание потоков подачи и обратки, в результате чего понижается температура отопительной жидкости.
  • Горловина. Это короткий или некоторой длины участок элеваторного узла небольшого диаметра. Так как давление в любом трубопроводе напрямую связано с размерами его проходного канала, относительно узкая горловина приводит к его понижению также, как и узкое сопло.
  • Диффузор. Конусный фрагмент элеватора после горловины, расширяющийся к его торцу до диаметра, необходимого для подключения узла к трубопроводной магистрали. Конечный диаметр горловины элеваторного узла больше на один типоразмер проходного канала его входного патрубка и совпадает по размеру с канальным проходом обратки.
  • В зависимости от размеров трубопроводов теплосетей, физических характеристик отопительной жидкости на их входе, промышленные предприятия выпускают стандартные элеваторные узлы 7 (8) типовых размеров, которым присваиваются номера от 1(0) до 7. Их входные патрубки имеют типоразмеры условных проходов Ду 25, 40, 50 и 80 мм. При этом соответствующие им выходной и патрубок обратки больше на один типоразмер и соответствуют цифровому ряду 32, 50, 80 и 100 мм.

Конструкция элеваторного узла.

Рис. 3 Конструктивное устройство элеватора

Труба ВГП (водогазопроводная) - сфера применения размеры, монтаж.

Статья по теме:

Труба ВГП – размеры, формы выпуска, особенности резьбового соединения. На нашем сайте есть отдельная статья посвященная обзору водогазопроводных труб ВГП, используемые при прокладке магистральных и внутренних систем отопления. Возможно, будет интересно.

Особенности элеваторных узлов

Элеваторные узлы лет 20 — 30 назад являлись основным видом арматуры, регулирующей давление и температурные параметры теплового носителя да входе отопительных контуров различных зданий и сооружений. В настоящее время их можно считать морально устаревшими, и они не столь популярны в силу приведенных ниже особенностей:

  • Зависимость выходного напора от перепадов давления теплосети. Так как в простых элеваторных узлах нет обратной связи и каких-либо построечных регулировок, то чем выше давление на их входе, тем больше оно на выходе. В некоторых ситуациях расположенные рядом здания могут потреблять пиковое количество тепловой энергии (объем теплового носителя), что приводит к подсаживанию элеватора.
  • Температура среды после элеватора напрямую связана с температурными параметрами теплоносителя, поступающего на его входной патрубок из теплосетей. Если вода на его входе не слишком горячая, то и на выходе ее температура будет пониженной, и наоборот.

Маркировка элеваторных узлов.

Рис. 4 Номера элеваторов

  • Корректное функционирование элеватора напрямую связано с качеством поступающей воды. При сильных загрязнениях узкое сопло (диаметр около 6 мм) может забиваться, что приведет к неправильной работе узла.
  • Любые аварийные и критические ситуации в теплосетях оказывает непосредственное влияние на корректность функционирования элеваторного узла.
  • Применение стандартного элеватора является экономически невыгодным, так как не позволяет оптимизировать энергозатраты из-за отсутствия каких-либо подстроек, связанных с температурными параметрами теплового носителя.
  • Учитывая, что у элеватора отопления принцип работы основан на понижении давления, для его корректного функционирования необходим высокий напор рабочего тела на входе. Если входное давление слишком мало, выходного напора может не хватить для подачи отопительной жидкости на большие расстояния или высоты.

Регулируемый элеваторный узел и его особенности.

Рис. 5 Регулируемый узел и его особенности

  • Принцип работы элеваторного узла в системе отопления и режим его функционирования несовместимы с переменным потреблением тепловой энергии. То есть если в радиаторах квартир многоэтажного дома установлены термостатические клапаны (а такие регулировки присутствуют практически во всех современных зданиях), то объемы протекающего по контуру теплоносителя будут постоянно меняться при корректировке настроек. Соответственно из обратки в смесительный узел будут поступать разные объемы жидкости, что вызовет скачки температуры и давления на выходе элеватора. Иными словами, элеватор эффективен в коммунальных домах старой постройки с чугунными радиаторами без подстроек или встроенными в панели теплообменниками.
  • Ограниченный диапазон применения. Система отопления с элеваторным узлом не может функционировать в высотных зданиях, если давление на его входе невелико. Также его функционирование неэффективно при изменении графика подачи тепла на теплостанциях.
  • Если используют регулируемые элеваторные узлы, то при снижении давления на входе падает напор в линии обратки, и соответственно ее температура.
  • Нет возможности оптимально подобрать параметры элеваторного узла под определенный отопительный контур — все выпускаемые номера рассчитаны только на несколько типовых диаметров трубопроводов.

Узлы с автоматикой регулировки.

Рис. 6 Узлы с автоматикой регулировки

Элеваторный узел системы отопления с регулировкой

Расширить возможности обычного элеватора и сделать его более гибким позволяет применение в нем регулирующих элементов. Основной принцип работы подобных устройств заключается в изменении сечения проходного канала сопла, для чего в него вводят иглу конусной формы. Механизм ввода может быть ручным или автоматическим при помощи электроприводного механизма.

В элеваторах, регулируемых механическим методом, иглу перемещает расположенный перпендикулярно относительно ее оси зубчатый шток. Ось поворачивают рукояткой, которая лежит на диске с делениями, фиксирующими положение рычага и определенные параметры настройки.

При автоматической регулировке электропривод располагается на одной оси с иглой, обеспечивая ее возвратное или поступательные движение. При этом сам элеватор состоит из двух фрагментов — непосредственно самого узла с форсункой, и предшествующей ему камеры, в которую поступают подающий (сверху) и обратный (снизу) потоки, а внутри передвигается игла, входящая через герметично закрытый торец по центральной оси.

Схема монтажа и комплектация.

Рис. 7 Схема монтажа и комплектация

Оцинкованная изоляция труб.

Статья по теме:

Оцинкованная изоляция труб ППУ и инженерных коммуникаций — характеристики, монтаж. Возможно, будет интересно почитать про оцинкованную изоляцию труб, применяемых для прокладки систем отопления и ГВС.

Элеватор в системе отопления — схема монтажа

Элеваторы обычно устанавливают в индивидуальные тепловые пункты зданий по определенной типовой схеме подключения.

При размещении прибора в обычной системе отопления схема его обвязки помимо самого смесительного узла со вставным соплом включает в себя:

Запорную арматуру. Стандартный вариант — применение четырех клиновых задвижек: в общей линии подачи перед элеватором и в обратке теплосетей (отсекают сеть), а также после смесительного узла и в обратке до подсоединительного отвода (отсекают дом).

Грязевые фильтры. Обязательно присутствие одного прибора до элеваторного узла, иногда второй устанавливают в линию обратки.

Манометры. Схема подключения может содержать около четырех (обычно три) манометров, устанавливаемых до и после фильтра (позволяют отследить степень его загрязнения), а также в общую линию обратки теплосетей до и после задвижки.

Термометры. Располагаются аналогично манометрам, часто находятся рядом с ними.

Трехходовые шаровые краны. Схема подключения может содержать около 10 трехходовых кранов, служащих для технических целей — забора воды, заполнения системы, подключения через них манометров, спуска жидкости из грязевого фильтра.

Примеры исполнения тепловых элеваторных узлов.

Рис. 8 Примеры исполнения тепловых элеваторных узлов

Узлы тепловые элеваторные (УТЭ)

Как видно из представленной выше схемы, установка элеватора сопровождается монтажом широкого ряда дополнительной арматуры и контрольно-измерительных приборов.

Для облегчения этой процедуры производители отопительного оборудования выпускают готовые тепловые элеваторные узлы (УТЭ), включающие в себя всю необходимую арматуру и приборы.

Насчитывается 7 модификаций типовых тепловых элеваторных узлов от УТЭ 1 до УТЭ 7, которые монтируются на едином трубном каркасе. Их условные (внутренние, номинальные) диаметры проходных каналов при подключении к теплосетям для УТЭ1 – УТЭ4 — 50 мм, а на выходе прямой подачи и обратки — 80 мм. У моделей УТЭ 6,7 данные размерные параметры соответственно равны 80 и 100 мм.

Тепловые элеваторные узлы могут иметь различную комплектацию, основными элементами которой являются:

  • элеваторный узел со вставным соплом;
  • четыре клиновые задвижки (две чугунные в обратке и две стальные в подаче);
  • один или два грязевых фильтра;
  • термометры вместе с оправками для их ставки (до 4 штук);
  • минимум три манометра;
  • шаровые краны (до 10 штук) и отводы для них.

Параметры и схема УТЭ.

Рис. 9 Параметры и схема УТЭ

Хотя элеваторные узлы в силу отсутствия связанных с температурными и напорными характеристиками теплового носителя настройками являются морально устаревшими, их применение до сих пор рационально в коммунальных домах старой постройки. Принцип работы элеваторного узла системы отопления требует для его эффективной эксплуатации стабильного давления и температуры воды в теплосетях, а также неизменного объема проходящего через него жидкостного потока.

Нагретая ТЭЦ вода в силу высоких напорных характеристик и температур не может быть непосредственно использована в сетях обогрева различного типа зданий, индивидуальных, коммунальных домов. Поэтому для приведения физических параметров теплового носителя к приемлемым и безопасным характеристикам перед контурами отопления размещают элеваторный узел системы отопления.

Элеваторные распределители применяются в отопительных системах десятки лет и в настоящее время являются морально устаревшими. Однако их до сих выпускают промышленные предприятия и используют в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в силу простоты конструкции, невысокой стоимости, эффективной работе при стабильных параметрах теплового носителя.

Элеваторный узел системы отопления.

Рис. 1 Элеваторный узел системы отопления — примеры размещения в теплосетях

Назначение и принцип работы элеватора в системе отопления

Тепловые станции или крупные котельные способны обеспечивать горячим теплоносителем территории большой площади. В связи с этим протяженность теплосетей может достигать десятков километров, что вызывает значительные потери тепла в магистрали. Поэтому начальная температура теплоносителя от станций и котельных выбирается с учетом этих теплопотерь. Нормативными документами установлены несколько режимов температурных параметров подачи и обратки теплосетей, основные из них – 150 / 70, 130 / 70, 95 / 70.

Так как в целях безопасности и снижения потерь температура в радиаторных теплообменниках зданий не должна быть больше 95 °С, многим потребителям тепловой энергии зданий, находящихся на небольшом расстоянии от теплостанций, приходится решать проблему частичного охлаждения нагретой до температур около 150 или 130 °С воды.

Этого можно достичь единственным методом, смешивая входящий и охлажденный обратный поток в тройниковом узле. Однако если производить смешение в обычном тройнике, в нем будет отсутствовать ток воды и соответственно движение теплового носителя по трубопроводу остановится. Поэтому в смесительном узле на пути потока подачи делают узкое сопло. Это приводит к увеличению скорости водного потока и соответственно снижению его давления в области сопла, которое напрямую связано с диаметром трубопровода. В результате турбулентный поток увлекает за собой водные массы из обратки, обеспечивая таким способом движение теплового носителя по контуру.

Тройник с внутренним зауженным соплом и является тем типом арматуры, которая получила название элеваторный узел.

Следует отметить, что элеватор одновременно выполняет функции смесителя и циркуляционного насоса, проталкивающего тепловой носитель по отопительному контуру. К перечисленным работам можно добавить его функционирование в качестве редуктора, понижающего давление, и термостата, уменьшающего температуру до требуемых параметров.

Формулы расчета элеватора.

Рис. 2 Формулы расчета элеватора

Конструкция и основные фрагменты элеватора

Типичный элеватор делают из литьевого чугуна или стали, для подсоединения к трубопроводу его оснащают фланцами с трех сторон. Для защиты от коррозии деталь покрывают порошковой эпоксидной краской синего или черного цветов.

Рассматривая, что такое элеваторный узел в системе отопления, его условно разбивают на следующие составляющие:

  • Выходной и входные патрубки подачи входящего (прямого) и отходящего (обратного) потоков, оснащенные фланцами.
  • Сопло. Бывает встроенным или сменным, последнее имеет форму стакана с буртиком и конусным зауженным концом.
  • Смесительная камера. Располагается после сопла и на выходе патрубка обратного потока. В ней происходит смешивание потоков подачи и обратки, в результате чего понижается температура отопительной жидкости.
  • Горловина. Это короткий или некоторой длины участок элеваторного узла небольшого диаметра. Так как давление в любом трубопроводе напрямую связано с размерами его проходного канала, относительно узкая горловина приводит к его понижению также, как и узкое сопло.
  • Диффузор. Конусный фрагмент элеватора после горловины, расширяющийся к его торцу до диаметра, необходимого для подключения узла к трубопроводной магистрали. Конечный диаметр горловины элеваторного узла больше на один типоразмер проходного канала его входного патрубка и совпадает по размеру с канальным проходом обратки.
  • В зависимости от размеров трубопроводов теплосетей, физических характеристик отопительной жидкости на их входе, промышленные предприятия выпускают стандартные элеваторные узлы 7 (8) типовых размеров, которым присваиваются номера от 1(0) до 7. Их входные патрубки имеют типоразмеры условных проходов Ду 25, 40, 50 и 80 мм. При этом соответствующие им выходной и патрубок обратки больше на один типоразмер и соответствуют цифровому ряду 32, 50, 80 и 100 мм.

Конструкция элеваторного узла.

Рис. 3 Конструктивное устройство элеватора

Труба ВГП (водогазопроводная) - сфера применения размеры, монтаж.

Статья по теме:

Труба ВГП – размеры, формы выпуска, особенности резьбового соединения. На нашем сайте есть отдельная статья посвященная обзору водогазопроводных труб ВГП, используемые при прокладке магистральных и внутренних систем отопления. Возможно, будет интересно.

Особенности элеваторных узлов

Элеваторные узлы лет 20 — 30 назад являлись основным видом арматуры, регулирующей давление и температурные параметры теплового носителя да входе отопительных контуров различных зданий и сооружений. В настоящее время их можно считать морально устаревшими, и они не столь популярны в силу приведенных ниже особенностей:

  • Зависимость выходного напора от перепадов давления теплосети. Так как в простых элеваторных узлах нет обратной связи и каких-либо построечных регулировок, то чем выше давление на их входе, тем больше оно на выходе. В некоторых ситуациях расположенные рядом здания могут потреблять пиковое количество тепловой энергии (объем теплового носителя), что приводит к подсаживанию элеватора.
  • Температура среды после элеватора напрямую связана с температурными параметрами теплоносителя, поступающего на его входной патрубок из теплосетей. Если вода на его входе не слишком горячая, то и на выходе ее температура будет пониженной, и наоборот.

Маркировка элеваторных узлов.

Рис. 4 Номера элеваторов

  • Корректное функционирование элеватора напрямую связано с качеством поступающей воды. При сильных загрязнениях узкое сопло (диаметр около 6 мм) может забиваться, что приведет к неправильной работе узла.
  • Любые аварийные и критические ситуации в теплосетях оказывает непосредственное влияние на корректность функционирования элеваторного узла.
  • Применение стандартного элеватора является экономически невыгодным, так как не позволяет оптимизировать энергозатраты из-за отсутствия каких-либо подстроек, связанных с температурными параметрами теплового носителя.
  • Учитывая, что у элеватора отопления принцип работы основан на понижении давления, для его корректного функционирования необходим высокий напор рабочего тела на входе. Если входное давление слишком мало, выходного напора может не хватить для подачи отопительной жидкости на большие расстояния или высоты.

Регулируемый элеваторный узел и его особенности.

Рис. 5 Регулируемый узел и его особенности

  • Принцип работы элеваторного узла в системе отопления и режим его функционирования несовместимы с переменным потреблением тепловой энергии. То есть если в радиаторах квартир многоэтажного дома установлены термостатические клапаны (а такие регулировки присутствуют практически во всех современных зданиях), то объемы протекающего по контуру теплоносителя будут постоянно меняться при корректировке настроек. Соответственно из обратки в смесительный узел будут поступать разные объемы жидкости, что вызовет скачки температуры и давления на выходе элеватора. Иными словами, элеватор эффективен в коммунальных домах старой постройки с чугунными радиаторами без подстроек или встроенными в панели теплообменниками.
  • Ограниченный диапазон применения. Система отопления с элеваторным узлом не может функционировать в высотных зданиях, если давление на его входе невелико. Также его функционирование неэффективно при изменении графика подачи тепла на теплостанциях.
  • Если используют регулируемые элеваторные узлы, то при снижении давления на входе падает напор в линии обратки, и соответственно ее температура.
  • Нет возможности оптимально подобрать параметры элеваторного узла под определенный отопительный контур — все выпускаемые номера рассчитаны только на несколько типовых диаметров трубопроводов.

Узлы с автоматикой регулировки.

Рис. 6 Узлы с автоматикой регулировки

Элеваторный узел системы отопления с регулировкой

Расширить возможности обычного элеватора и сделать его более гибким позволяет применение в нем регулирующих элементов. Основной принцип работы подобных устройств заключается в изменении сечения проходного канала сопла, для чего в него вводят иглу конусной формы. Механизм ввода может быть ручным или автоматическим при помощи электроприводного механизма.

В элеваторах, регулируемых механическим методом, иглу перемещает расположенный перпендикулярно относительно ее оси зубчатый шток. Ось поворачивают рукояткой, которая лежит на диске с делениями, фиксирующими положение рычага и определенные параметры настройки.

При автоматической регулировке электропривод располагается на одной оси с иглой, обеспечивая ее возвратное или поступательные движение. При этом сам элеватор состоит из двух фрагментов — непосредственно самого узла с форсункой, и предшествующей ему камеры, в которую поступают подающий (сверху) и обратный (снизу) потоки, а внутри передвигается игла, входящая через герметично закрытый торец по центральной оси.

Схема монтажа и комплектация.

Рис. 7 Схема монтажа и комплектация

Оцинкованная изоляция труб.

Статья по теме:

Оцинкованная изоляция труб ППУ и инженерных коммуникаций — характеристики, монтаж. Возможно, будет интересно почитать про оцинкованную изоляцию труб, применяемых для прокладки систем отопления и ГВС.

Элеватор в системе отопления — схема монтажа

Элеваторы обычно устанавливают в индивидуальные тепловые пункты зданий по определенной типовой схеме подключения.

При размещении прибора в обычной системе отопления схема его обвязки помимо самого смесительного узла со вставным соплом включает в себя:

Запорную арматуру. Стандартный вариант — применение четырех клиновых задвижек: в общей линии подачи перед элеватором и в обратке теплосетей (отсекают сеть), а также после смесительного узла и в обратке до подсоединительного отвода (отсекают дом).

Грязевые фильтры. Обязательно присутствие одного прибора до элеваторного узла, иногда второй устанавливают в линию обратки.

Манометры. Схема подключения может содержать около четырех (обычно три) манометров, устанавливаемых до и после фильтра (позволяют отследить степень его загрязнения), а также в общую линию обратки теплосетей до и после задвижки.

Термометры. Располагаются аналогично манометрам, часто находятся рядом с ними.

Трехходовые шаровые краны. Схема подключения может содержать около 10 трехходовых кранов, служащих для технических целей — забора воды, заполнения системы, подключения через них манометров, спуска жидкости из грязевого фильтра.

Примеры исполнения тепловых элеваторных узлов.

Рис. 8 Примеры исполнения тепловых элеваторных узлов

Узлы тепловые элеваторные (УТЭ)

Как видно из представленной выше схемы, установка элеватора сопровождается монтажом широкого ряда дополнительной арматуры и контрольно-измерительных приборов.

Для облегчения этой процедуры производители отопительного оборудования выпускают готовые тепловые элеваторные узлы (УТЭ), включающие в себя всю необходимую арматуру и приборы.

Насчитывается 7 модификаций типовых тепловых элеваторных узлов от УТЭ 1 до УТЭ 7, которые монтируются на едином трубном каркасе. Их условные (внутренние, номинальные) диаметры проходных каналов при подключении к теплосетям для УТЭ1 – УТЭ4 — 50 мм, а на выходе прямой подачи и обратки — 80 мм. У моделей УТЭ 6,7 данные размерные параметры соответственно равны 80 и 100 мм.

Тепловые элеваторные узлы могут иметь различную комплектацию, основными элементами которой являются:

  • элеваторный узел со вставным соплом;
  • четыре клиновые задвижки (две чугунные в обратке и две стальные в подаче);
  • один или два грязевых фильтра;
  • термометры вместе с оправками для их ставки (до 4 штук);
  • минимум три манометра;
  • шаровые краны (до 10 штук) и отводы для них.

Параметры и схема УТЭ.

Рис. 9 Параметры и схема УТЭ

Хотя элеваторные узлы в силу отсутствия связанных с температурными и напорными характеристиками теплового носителя настройками являются морально устаревшими, их применение до сих пор рационально в коммунальных домах старой постройки. Принцип работы элеваторного узла системы отопления требует для его эффективной эксплуатации стабильного давления и температуры воды в теплосетях, а также неизменного объема проходящего через него жидкостного потока.

Читайте также: