Электронный реверс на снегоходе своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Самодельный понижающий реверс-редуктор своими руками: подробные фото изготовления редуктора.

Изготовил эту самоделку Юрий Журавлёв. Далее со слов автора.

Пришел тот момент, когда необходимо изготовить реверс-редуктор на минитрактор. Что-бы одной рукояткой менять направление движения минитрактора — вперёд-назад. При движении вперед — передача крутящего момента будет через шестерни, а при движении назад, через цепь.

Решил, что реверс-редуктор будет полезней, чем просто редуктор. За основу взял шестерни от КПП Ваз-2109. Это большая шестерня главной передачи и шестерня первой скорости. Они совпадают по зубьям. Так-же использовал синхронизатор и шестерню второй передачи в сборе с игольчатыми подшипниками.

Вторичный вал Вазовской КПП был переделан ( предварительно сняв закалку в печи). Шестерню второй передачи так-же отпустил в печи. Потом обработал на токарном станке. Придав ей посадочное место под звездочку. Звездочку использую на 17 зубьев. Приварил ее к шестерни, обработал сварочный шов и закалил. Вторая звездочка будет на 25 зубьев. Переключаться редуктор будет стандартной девятошной вилкой и штоком с шариковым фиксатором. Второй вал для редуктора будет самодельный с закалкой в масле.

Понижающий реверс-редуктор своими руками





редуктор своими руками




Изготовил вторичный вал для реверс-редуктора. Так-как изготовить и потом нарезать шлицы на концах вала нет возможности, то пришлось изготавливать вал с использованием заводских шлицевых кончиков. Один кончик использовал от отрезка Вазовской полуоси. Второй был от вторичного вала АКПП Тойоты-Марк-2. (но в принципе можно использовать любые).
Выточил вал диаметром 45мм. и длиной 170мм. Внутри просверлил отверстие под шлицевые кончики. Кончики валиков сделал с замком. Под заварку просверлил отверстия на корпусе вала. Впрессовал валики в корпус. Проверил биение в токарном станке. Заварил валики и отверстия. Обработал сварочные швы. Вырезал из металла толщиной 15мм. квадратные заготовки под блины. Обработал их. Запрессовал блины на вал. Заварил. В конусах токарного станка обработал валик. Осталось просверлить отверстия, нарезать резьбу. И вторичный вал редуктора готов. Так-же изготовил из передней ступицы Ваз-2109 переходной фланец для моста и реверс-редуктора. Затем его закалил в (масле).











Выточил корпуса для подшипников. Далее из рифленки толщиной 4 мм. сделал нижнюю плиту. Просверлил отверстия. Прихватил сваркой в нескольких точках корпуса на плите. Вставил валы. Все крутится. Тепловой зазор присутствует. Ничего не клинит.

Далее начал делать боковую стенку. Из того-же железа вырезал полосу шириной 95мм. Сначала попробовал загнуть эту полосу на свое вальцовочном станке. Но ничего не получилось. Такую толщину металла ( да еще и рифленку) станок не загибает. Пришлось применить другой способ. В тисы зажал болванку ( она у меня в качестве наковальни работает). И по ней как по шаблону загнул полосу. Далее придал ей необходимую форму и приварил на плиту. Сварку использовал полуавтомат (от электросварки сильно ведет). Далее обточил швы. Для крепления второй крышки, приварил внутреннюю шинку. На ней будут соединительные болты. Далее выточил вторые корпуса для подшипников. И вырезал крышку. Прикинул детали в корпус. Цепь немного болтается. Не критично конечно. Но я хочу поставить второпластовые успокоители.








Понижающий редуктор своими руками





Понижающий редуктор





самодельный Понижающий редуктор



На данном этапе: Переделал крепление звездочки ( что-бы корпус подшипника не упирался в болты). Теперь болты крепления стоят изнутри. Закручены с применением резьбового герметика. Сделал на крышке отверстия для крепления. Так-же сделал три направляющих . Но вместо просто штифтов-поставил болтики. Они плотно входят в крышку. И будут дополнительно прижимать ее к корпусу.

Понижающий редуктор своими руками


Для разметки отверстий под болты, пришлось делать разметочную прокладку. Для приваривания корпусов подшипников нужно было выдержать расстояние для прокладки. Поэтому вставил между половинками металлические пластинки толщиной 1мм. Приварил корпуса подшипников. И все-таки ее немного повело от сварки. Пришлось ровнять. Вырезал отверстие в торце корпуса для механизма переключения. Вилка и синхронизатор использованы от КПП Ваз-2109. Для штока вилки пришлось выточить корпус в виде втулки. Внутренним диаметром 14мм, наружным 22мм. Длина 120мм. Просверлил отверстие в корпусе редуктора для втулки. Приварил ее. После остывания отрезал внутреннюю часть ( для размещения вилки). Так-же выточил втулку для шарика и пружинки фиксации штока. Приварил ее к втулке штока. После просверлил отверстие в втулке штока для выхода шарика. С торца втулки нарезал резьбу м10х1,25 для пробки. Приварил площадку для крышки вилки.























самодельный редуктор на минитрактор



Понижающий редуктор на минитрактор

После долгой подгонки внутренностей редуктора, отмыл в бензине корпус и валы от пыли и окалины. Загрунтовал и покрасил. Собрал его до кучи. Редуктор крутится без заеданий. Так сказать — одной левой. Подшипники заменил на новые. Так-как при сварке корпусов их немного подклинило и нагрело. Сальники поставил тоже новые. От передней ступицы и от задней полуоси Ваз-2106. Вилка переключается легко. И фиксируется шариком в трех положениях ( вперед, назад и нейтраль). Поставил (временно) вместо пальчиков привода ( тяги) болтики. Потом выточу и поставлю пальчики. Пока еще не понятно какой привод буду делать. Тягой или тросом. После установки двигателя на раму, будет понятней. А пока так.









Краска высохла. И установил я свой реверс-редуктор на раму. Все подошло как и было задумано. Крутится легко. Ничего не задевает. Закрепил его на резиновые подушки на правой и левой стороне рамы. По средине он центрируется шлицевым валом и опорной втулкой. С противоположной стороны центрируется шлицевым валом в хвостовике моста. Для приводной звездочки места достаточно. Звездочка на 25 зубьев. При желании можно будет поставить и на 28 зубьев. Но для этого придется немного подточить раму.
А так получилось передаточное отношение 1,75 вперед и 1,50 назад. Еще понижение будет на вторичном валу КПП с редуктором так-же 1,75. В итоге должно получится 1:3. Думаю, что этого будет достаточно. Зато не пришлось ставить большую звезду на 40 зубьев. Не нравится мне, что такая большая звездочка снизу висит и собирает всю пыль и грязь. При желании можно даже поставить защиту ( щиток) снизу рамы. И все будет закрыто.



Понижающий редуктор самодельный


Автор самоделки: Юрий Журавлев.

2 Содержание Введение 3 1 Меры безопасности 3 2 Разборка 5 3 Доработка рамы и корпуса коробки реверса 6 4 Переборка вала ведущего 8 5 Переборка шкива вариатора ведомого 10 6 Сборка Сборка коробки реверса Сборка тормоза Монтаж системы управления Монтаж двигателя Регулировка задней подвески 16 3

4 2 Разборка Разборку снегохода следует производить в следующей последовательности: 2.1 Снимите двигатель по п РРС. 2.2 Снимите вал руля по п РРС. 2.3 Снимите тормоз и тормозной диск по п РРС. Примечание Детали 1, 2, 3, 4, 5, 8 (рисунок 3.21 РРС) используются в последующей сборке. 2.4 Снимите передачу цепную по п РРС. Примечание Детали 8, 10, 21, 22, 14, 15 (рисунок 3.18 РРС) используются в последующей сборке. 2.5 Ослабьте натяжение гусеницы по п РРС. 2.6 Снимите вал ведущий по п РРС. 2.7 Снимите шкив ведомый по п РРС. 5

5 3 Доработка рамы и корпуса коробки реверса Рисунок 1 Рама снегохода 6

6 Рисунок 1а) Размеры окна Б. Развертка 3.1 Срежьте бобышку А (рисунок 1) заподлицо с опорной поверхностью. 3.2 Снимите крышку, расположенную под окном Б. 3.3 Произведите доработку кромок окна Б рамы (рисунки 1, 1а)). Примерьте корпус коробки реверса 45 (рисунок 4) к раме снегохода. Обеспечьте зазоры по всему периметру окна Б (рисунок 1). Проверьте возможность прилегания опорных поверхностей Б и Е корпуса (рисунок 4) к соответствующим опорным плоскостям рамы с учетом регулировок по п (при установленных регулировочных шайбах, если они требу- 7

7 ются). При необходимости срежьте металл с корпуса коробки реверса в местах соприкосновения корпуса (кроме опорных поверхностей) с элементами рамы. Врезание не более 2 мм. Допускается доработка элементов рамы. Врезание не более 2 мм. 3.4 Установите крышку под окном Б, закрепив ее вытяжными заклепками в указанных местах (рисунок 1а)). 4 Переборка вала ведущего 1 вал приводной; 2 гусеница; 3 скоба гусеницы; 4 звездочка; 5 ступица; 6 корпус; 7 накладка; 8 втулка; 9, 10 болты; 11,12 гайки; 13 кольцо; 14 подшипник Рисунок 2 Вал ведущий, гусеница 8

8 4.1 Произведите полную разборку вала ведущего по п РРС. 4.2 Замените вал приводной 1 (рисунок 3.38 РРС) на вал приводной 1 (рисунок 2). 4.3 Произведите сборку вала ведущего с замененным приводным валом (рисунок 4). При этом подшипник 14, установленный с носка вала, где расположен шпоночный паз (левая сторона снегохода), должен быть ориентирован коротким выступом внутреннего кольца в сторону указанного носка вала (рисунок 2). Подшипник 14, установленный с носка вала, где нет шпоночного паза (правая сторона снегохода), должен быть ориентирован длинным выступом внутреннего кольца в сторону указанного носка вала. Примечание Корпус 6-1 шт., болты 10 3 шт., шайбы 15 3 шт., гайки 12 3 шт., расположенные с левой стороны снегохода (рисунок 3.38 РРС), в сборке (рисунки 4, 2, 3) не применяются. 9

9 5 Переборка шкива вариатора ведомого 1 вал; 2 диск неподвижный; 3, 4 кольца; 5 втулка; 6 диск подвижный; 7 втулка; 8 пружина; 9 полумуфта; 10 вкладыш; 11 ремень; 12 болт; 13, 14 шайбы; 15 шпонка Рисунок 3 Шкив вариатора ведомый 5.1 Произведите полную разборку шкива вариатора ведомого по п РРС. 5.2 Замените вал 1 (рисунок 3.14 РРС) на вал 1 (рисунок 3). 5.3 Произведите сборку шкива вариатора ведомого с замененным валом (рисунок 3 и п РРС). 10

10 6 Сборка 6.1 Сборка коробки реверса 11

11 1 Манжета; 2 кольцо стопорное; 3 щуп; 4 кольцо уплотнительное; 5 подшипник; 6 гайка самоконтрящаяся; 7 шайба; 8 кольцо; 9 кольца стопорные; 10 кольца; 11 звездочка; 12 шестерня; 13 заглушка; 14 рычаг; 15 втулка; 16 кольцо уплотнительное; 17 рычаг; 18 шарик; 19 пружина; 20 вилка; 21 ручка; 22 шайба пружинная; 23 болт; 24 подшипник; 25 ось; 26 крышка; 27 болт; 28 шайба; 29 гайка самоконтрящаяся; 30 манжета; 31 ступица; 32 шпонка; 33 диск тормозной; 34 болт; 35 шайба; 36 болт; 37 вал; 38 шпонка; 39 звездочка; 40 колесо зубчатое; 41 ось; 42 ось; 43 толкатель; 44 гайка; 45 корпус коробки реверса; 46 кольцо уплотнительное; 48 прокладка; 49 шайба; 50 башмак; 51 звездочка; 52 цепь; 53 цепь; 54 шпонка; 55 кольцо стопорное; 56 болт; 57 шайба пружинная Рисунок 4 Коробка реверса. Сборка и схема расположения деталей Корпус 45 (рисунок 4) поставляется в сборе с деталями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 30, 41, 42, 43, 44, 49, 50. Крышка 26 поставляется в сборе с деталями 5, 24, 30, 46, 47. Ось 25 поставляется в сборе с деталями 20, 19, 18. Звездочка 51 поставляется в сборе с кольцом стопорным 55. Расстыковывать указанные детали не рекомендуется Перед сборкой смажьте опорные и сопрягаемые поверхности деталей смазкой Литол-24 ГОСТ Произведите монтаж корпуса 45 на снегоход. Одновременно произведите монтаж вала ведущего. Вал ведущий должен устанавливаться после монтажа гусеницы, если гусеница была снята. Подшипник 14 (рисунок 2), расположенный с правой стороны снегохода, закрепите по п РРС. Подшипник 14, расположенный с левой 12

12 стороны снегохода, закрепите через корпус 6 самоконтрящимися гайками 12. Затяжку гаек 12 произведите после выполнения работ по п В процессе монтажа произведите установку шпонки 54 (рисунок 4) и звездочки 51. Закрепите звездочку 51 к валу болтом 36 с шайбами 22 и 35. Момент затяжки болта 36 должен быть Н. м Произведите монтаж шкива ведомого. Оси вращения шкива ведомого и вала ведущего должны быть параллельны. При необходимости регулировку произведите за счет установки четырех регулировочных шайб необходимой толщины под болты 56 в стык Б между верхней опорой корпуса и рамой. Произведите монтаж болтов 56 и шайб 57, Произведите затяжку болтов 56 (рисунок 4) и гаек 12 (рисунок 2). ВНИМАНИЕ Затяжку гаек 12 (рисунок 2) производите равномерно в несколько обходов, не допуская перекоса корпусов 6 в процессе затяжки Установите на вал шкива вариатора ведомого (рисунок 4) кольцо распорное 8, кольцо стопорное заднее 9, кольцо 10, звездочку 11, кольцо 10, кольцо стопорное переднее 9 и шестерню Произведите монтаж оси 25 в сборе с деталями 20, 19, 18, обеспечив попадание вилки в канавку шестерни 12, а рычага 14 в паз вилки Произведите монтаж оси 37, деталей 38, 39, Проверьте свободу вращения колодок 50 в пределах рабочего хода, необходимого для натяжения приводных цепей Произведите монтаж цепей 52 и 53. Сборку соединительного звена цепи произведите согласно рисунку 3.20 РРС, приняв направление движения цепи, соответствующее движению снегохода вперед. 13

13 Установите прокладку 48 и произведите монтаж крышки 26 в сборе с деталями 5, 24, 30, 46, 47. При монтаже обеспечьте стыковку штифтов (Г-Г рисунок 4), вала ведомого шкива вариатора, осей 7 и 37 с соответствующими сопрягаемыми поверхностями. ВНИМАНИЕ Не применяйте в процессе монтажа больших усилий и ударов и не допускайте перекосов крышки относительно корпуса. Примечание Для обеспечения в процессе монтажа стыковки вала ведомого шкива вариатора, осей 25 и 37 с гнездами крышки рекомендуется применять их легкое покачивание в пределах зазоров в подшипниках Закрепите крышку 26 самоконтрящимися гайками 29 с шайбами 28 и болтом 27 (головка болта с внутренним шестигранником S=5). ВНИМАНИЕ Затяжку гаек 29 и болта 27 производите равномерно в несколько обходов Произведите монтаж диска тормозного, установив на вал 37 шайбу стопорную 9, шпонку 32, ступицу 31, диск тормозной 33. Крепление ступицы 31 болтами 34 с шайбами 22; диска тормозного 33 болтом 36 с шайбами 22 и 35. Момент затяжки болта 36 должен быть Н. м Выполните регулировку натяжения цепей согласно РЭ на снегоход. Резьбовые соединения толкателей 43 с корпусом смажьте резьбовым фиксатором LOCTITE 43/ После сборки залейте в коробку реверса масло SAE 85W90 API LG-5 в количестве 300 см 3 (см. РЭ на снегоход). 14

14 6.2 Сборка тормоза 1 кронштейн; 2 суппорт тормоза; 3 рычаг тормоза; 4 шланг; 5 болт; 7 гайка самоконтрящаяся; 8 шайба пружинная; 9 - шайба Рисунок 5 - Тормоз 15

15 6.2.1 Установите кронштейн 1 на коробку реверса (рисунок 5). Установите шайбы 9 и заверните самоконтрящиеся гайки 7. Затяжку гаек произведите после регулировки тормоза Установите суппорт 2 с тормозными колодками и закрепите его болтами 5 с пружинными шайбами Выполните регулировку тормоза по п РРС. 6.3 Монтаж системы управления Произведите монтаж системы управления по п. 3.6 РРС. 6.4 Монтаж двигателя Произведите монтаж двигателя по п РРС, выполнив также все указания по монтажу демонтированных по пункту составных частей, включая установку вариатора и ремня по п РРС и регулировку положения шкивов вариатора по п РРС. 6.5 Регулировка задней подвески Произведите регулировку задней подвески по п. 3.8 РРС Если снегоход оборудован задней подвеской нового образца, регулировку и смазку подвески следует выполнять следующим образом: Пружина амортизатора задней подвески должна быть отрегулированы так, чтобы при посадке водителя задняя часть снегохода опустилась на мм по сравнению с порожним состоянием снегохода. Для регулировки поверните кулачковую втулку 1 заднего амортизатора так, чтобы увеличить или уменьшить упругость амортизатора. 16

16 ВНИМАНИЕ После регулировки пружины амортизатора задней подвески восстановите номинальное натяжение гусеницы. 1 Кулачковая втулка амортизатора задней подвески 2 Пружина амортизатора задней подвески 3 Пресс-масленка (5 шт.) Рисунок 6 Регулировка и смазка задней подвески 17

17 Рекомендации по регулировке подвески Признаки нарушения регулировки подвески Способ устранения Рыскание передней подвески Излишне большая жесткость задней подвески Проверьте параллельность лыж. Уменьшите предварительный натяг пружины амортизатора задней подвески. Уменьшите предварительный натяг пружины амортизатора задней подвески. Недостаточная жесткость задней подвески Значительное буксование гусеничного движителя при трогании снегохода с места Увеличьте предварительный натяг пружины амортизатора задней подвески. Произведите регулировку натяжения гусеницы. Смазка задней подвески. Прошприцуйте через пресс-масленки 3 смазкой Литол-24 оси рычагов подвески до выдавливания смазки наружу. 18

Помню, когда я приобрел классический Jeep Wrangler без электропривода, мой сын-подросток спросил, на какую кнопку нужно нажать, чтобы опустить стекло. Недавно мне на глаза попалась статья, которая напомнила мне этот случай, в ней говорилось о минувших в прошлое технологиях, с которыми наши дети уже вряд ли столкнутся в жизни. И действительно, сколько сверстников моего сына знают, что стекло в машине можно было поднимать и опускать с помощью крутящейся ручки? Или с какой целью в пикапе делали вентиляционное окно? Когда мы смотрим фильмы 50-х годов, разве нас не смущает то, что герои бегут в телефонную будку чтобы совершить звонок? И не задумывались ли Вы, где в нынешний век мобильных технологий Кларк Кент мог бы сменить свой наряд скромного журналиста на яркий костюм Супермэна? Хм, думаю вряд ли.

Эта статья натолкнула меня на мысль о том, что современные сноурайдеры уже не смогут испытать некоторые технологии, которые применялись производителями снегоходов ранее. Вы когда-нибудь задумывались о том, что тот, кто впервые сел за руль снегохода лишь в этом сезоне, уже никогда не сможет испытать на себе те ранние достижения прогресса, которые испытывали Вы, если только этот новичок не приобрел себе винтажный снегоход. Тогда, разумеется, он сможет вновь открыть для себя технологии, так хорошо знакомые ветеранам снегоходного спорта.

снегоход, взгляд в прошлое

Производителей некоторых современных снегоходов, как, например, этой модели Yamaha,черпали вдохновение в технологиях прошлых лет.

Подумав об этом, мы решили составить список минувших в прошлое технологий, которые уже не смогут испытать на себе новички снегоходного спорта.

Листовая рессора.

Спортивный снегоход, оснащенный листовой рессорой

Не смотря на то, что раньше листовую рессору применяли при сборке большинства моделей снегоходов, теперь в конструкции подвески ее уже не используют. На самом деле, изменения, которые со временем были внесены в систему подвески, не так уж значительны. Для того, чтобы сделать передние концы легче и повысить управляемость лыжами, производители пробовали применять различные виды стали при изготовлении листовой рессоры. Пробовали сделать заостренные к концу листовые рессоры, перейти от пластинчатой многослойной рессоры к однослойной. В то время как многие производители в подвеске использовали комбинацию из нескольких листовых рессор на лыжу, некоторые решили попробовать применить поперечную листовую рессору, обеспечивая, таким образом, больший ход обеим лыжам. Одними из последних, такую систему применили производители снегоходов Yamaha Snoscoot и, также, создатели легковесных SnoPony.

Сегодня начинающий сноурайдер может встретить листовую рессору разве что в качестве дополнительной рессоры на утилитарном или туристическом снегоходе.

Металлические лыжи.

В продолжении темы, кто из Вас помнит, что снегоходные лыжи раньше делали из металла? Считается, что производители совершили большой прорыв в индустрии, когда осознали, что пластиковые лыжи обладают большими преимуществами по сравнению с вездесущими металлическими. Переход на пластиковые лыжи был особенно актуальным для любителей покататься по рыхлому снегу, так как они всегда были особенно озабочены вопросом снижения веса машины.

Хотя металлические лыжи обладают неоспоримыми достоинствами, как, например, то, что при необходимости, их можно легко заменить, производители не смогли проигнорировать то, что пластиковые лыжи не только легче по весу, но, также, обеспечивают лучшее скольжение, и как результат, заставляют снегоход двигаться быстрее. Пластиковыми лыжами стали оснащать спортивные снегоходы (а также модели класса премиум), ведь именно в этом классе меньший вес и дополнительная скорость ценятся больше всего. В настоящее время, не часто можно встретить снегоход с металлическими лыжами, особенно, если он произведен в этом столетии.

Гоночный снегоход Ski-Doo Olympique 1960-х гг.

Ходовые колеса:

Куда пропала подвеска с ходовым колесом гусеницы снегохода? Отправилась в магазин винтажных зап.частей! Ходовое колесо, разумеется, и сейчас входит в состав опорных колес современной задней подвески, чтобы уменьшить износ при трении в направляющем рельсе. Но когда-то ходовое колесо считалось основой задней подвески. Такая подвеска была незаменима в своей универсальности. С ней легко можно было пробраться и по глубокому снегу, и по участку, покрытому льдом, или, даже заехать на голую землю. К тому же, она отличалась простотой сборки и рентабельностью. Однако, такая подвеска плохо сглаживала неровности дороги и несколько ограничивала управление.

Бренд Arctic Cat одним из первых перестал использовать такой вариант подвески на своих машинах, чем, в начале, вызвал волну недовольства среди своих преданных поклонников. При этом Ski-Doo долгое время оставался верен старому варианту, что стало причиной дискуссий между поклонниками этих двух брендов, которые не могли решить какой вариант подвески обладает большими преимуществами. Усовершенствованная подвеска в Arctic Cat обеспечивала большую устойчивость и безопасность, но при этом, имела ограничения в использовании. Споры на эту тему не утихают и по сей день.

Шипованные гусеничные ленты:

Современная гусеничная лента, выполнена из резины и оснащена зацепами. Напоминает шипованную ленту – технологию, ушедшую в прошлое.

Производители снегоходов из Северной Миннесоты уверены, что не может быть гусеничной ленты лучше, чем шипованная. И не важно, какой вариант предлагал производитель: резиновые ленты с шипами, расположенными по всей ширине, или занимающими две трети полотна. Фирма Polaris, например, предпочитала шипы по всей длине, тогда как Arctic Cat выпускала ленты с шипами занимающими две трети.

Шипованная лента незаменима, когда речь идет о поездке по заснеженной трассе, но при выезде на покрытую льдом территорию, маневренность машины становится явно хуже. Среди производителей снегоходов выбор оптимального варианта гусеницы стал причиной горячих дебатов. Бренд Ski-Doo был явными сторонником нешипованной резиновой ленты, тогда как Arctic Cat оставался на стороне шипованной. Когда компания Yamaha стала серьезным игроком на рынке снегоходного спорта, она решила разделить позицию Ski-Doo, и, также, остановить свой выбор на нешипованной гусенице.

Когда речь зашла о гусенице для гонок на снегоходе, и Polaris и Arctic Cat стали с успехом применять специальную продукцию для улучшения сцепеления, накладки на шипованные гусеницы, для того, чтобы обеспечить лучшее скольжение на поворотах. Разумеется, производители продукции для улучшения сцепления разработали специальные накладки для резиновых нешипованных лент, чтобы они обладали теми же преимуществами, что и шипованные.

Однако, в настоящее время, производители перестали выпускать шипованные ленты, заменив их более совершенными видами. Но отголоски старых технологий все же чувствуются в моделях резиновых гусеничных лент, оснащенных специальными зацепами.

Нерегулируемый руль.

Обогрев рук.

Руль в снегоходах марки Arctic Cat можно легко заменить

Если когда-либо во время поездки на снегоходе Вы думали о том, как сильно мерзнут руки, значит, Вам не приходилось кататься на винтажных моделях снегоходов, не оснащенных системой подогрева ручек. К счастью, благодаря Джиму Холландеру и его компании Hot Grips, в 1976 году внедрившим систему подогрева ручек руля, эта проблема осталась в прошлом. В настоящее время, система обогрева руля и ручки тормоза входит в стандартную комплектацию любой машины, и, к тому же, открывает новые возможности для дизайна этого элемента снегохода.

Бренд Yamaha первым предложил использовать систему обогрева с цифровым управлением и вариантами настройки. Polaris и другие популярные бренды предлагают как обогрев концов ручек, так и другие варианты настроек системы для обеспечения максимального комфорта в поездке.

Казалось бы, в идеи обогрева ручек руля нет ничего революционного, однако, прошло несколько лет, прежде чем эта опция вошла в число стандартных.

Задняя передача.

До сих пор находятся те, кто считает, что задняя передача в снегоходе совершенно необязательна. Однако, число снегоходов, оснащенных реверсом, превышает число райдеров - противников этой опции. В старые добрые времена, когда вес снегохода, обычно, не превышал 110 килограмм, развернуть его вручную не составляло большого труда. В настоящее же время, когда вес снегохода увеличился примерно вдвое, это уже стало не так легко сделать. К счастью, конструкторы Ski-Doo Rotax встроили электронный реверс в эту модель с двухтактным двигателем. Учитывая, что задняя передача не влияет на вес машины, многие теперь предпочитают выбирать снегоход, оснащенный такой опцией.

До внедрения системы RER (электронный реверс Rotax), добавить заднюю передачу было не только сложно с технической точки зрения, но эта опция, к тому же, прибавляла машине дополнительный вес. Это, разумеется, вызывало негатив у поклонников езды по рыхлому снегу. Появление электронного реверса смогло решить эту проблему.

В современных снегоходах система впрыска топлива с электронным управлением заменила карбюраторы

Сегодня любителям снегоходного спорта уже сложно поверить, что когда-то задняя передача не входила в стандартную комплектацию.

Еще одна вещь, с которой современные райдеры вряд ли знакомы – это карбюратор Tillotson и ему подобные. Система впрыска топлива с электронным управлением предлагает преимущества, которые не может предложить карбюратор. Теперь мы можем распрощаться с необходимостью смешивать бензин и масло заранее, так как современные снегоходы выполняются как с двухтактными (спасибо бренду Yamaha, внедрившему эту идею) так и с четырехтактными двигателями. К тому же, современные тормоза с гидравлическим приводом намного совершеннее своих предшественников.

Возможно, в будущем, функции, которые сейчас предлагаются в снегоходах опционально, будут входить в базовую комплектацию. На ум приходят многофункциональные цифровые указатели, регулируемые сиденья и опоры для ног…Безусловно, всегда интересно вспомнить с чего все начиналось, но в эксплуатации, пожалуй, намного приятнее иметь дело с современными технологиями, и ждать от производителей новых функциональных решений в будущем!

«Живу я в далеком сибирском селении, которому в прошлом году исполнилось 370 лет. Рядом протекает река Ангара. Это центральный район Красноярского края, где зимы — с крепкими морозами и обильными снегами, покрывающими землю-матушку семь месяцев в году. В таких климатических условиях как-то грешно не иметь снегохода.

На фотографии в заставке снегоход запечатлен во время испытаний. Позже в конструкцию были внесены некоторые изменения: иными стали конфигурация руля и крепление бензобака, на месте заводского воздухоочистителя появился самодельный сетчатый и так далее.

ДВИГАТЕЛЬ мощностью 10,5 л.с. — легкий и надежный, с отличными пусковыми качествами. На снегоходе он работает в частично закрытом подкапотном объеме, и, чтобы не допускать перегрева, пришлось оснастить его вентилятором принудительного охлаждения. О том, как это сделано, речь пойдет ниже — во второй части настоящей публикации.

Радиус поворота, м………………………2,5

Масса сухая, кг…………………………… 170

Г рузоподъемность (включая массу груза в багажнике), кг………………………. 100

Мощность двигателя, л.с…………… 10,5

Скорость максимальная, км/ч……….30

ТРАНСМИССИЯ. От ведущей звездочки (z = 14)главной передачи двигателя крутящий момент цепью ПР-12,7 передается звездочке (z = 24) первичного вала реверс-редуктора. Последний(его передаточное отношение 1:1,64) — от лодочного мотора СМ-500В. На вторичном валу реверс-редуктора закреплена звездочка (z = 16), от которой цепью ПР-15 крутящий момент передается звездочке(z = 20) ведущего вала гусеницы. На нем же установлены две текстолитовые звездочки (z = 9), входящие своими зубьями в окна гусеницы и заставляющие ее двигаться.

КОРПУС снегохода собран с применением дуговой электросварки из предварительно изготовленных узлов и деталей: рамы снегохода, рамы реверс-редуктора, тоннеля, багажника, приборного щитка, днища моторного отсека, подножек и прочего. Сварка велась пунктирно — прихватками. Необходимая жесткость корпуса обусловлена как прочностными характеристиками примененных материалов, так и его конструктивными особенностями (ребра жесткости, гофр, накладки и т. д.).

Компоновка снегохода

Компоновка снегохода:

Кинематическая схема трансмиссии

Кинематическая схема трансмиссии:

1 — двигатель; 2 — звездочка двигателя (z = 14, t = 12,7); 3 — звездочка реверс-редуктора, малая (z = 16, t = 15); 4 — звездочка ведущего вала гусеницы (z = 20,t = 15); 5 — звездочка гусеницы (z = 9, 2 шт.); 6 — гусеница; 7 — реверс-редуктор (t = 1,64); 8 — звездочка реверс^ редуктора, большая (z = 24, t=12,7).

Трансмиссия снегохода

Трансмиссия снегохода:

1 — узлы крепления двигателя; 2 — двигатель; 3—звездочка двигателя; 4,9—звездочки реверс-редуктора; 5 реверс-редуктор; 6 — звездочки гусеницы; 7,15 — катки; 8 — гусеница; 10 — звездочка ведущего вала гусеницы; 11,13 — цепи; 12 — механизм натяжения ведущей цепи; 14 — вал гусеницы, ведущий; 16—мост опорный; 17 — механизм натяжения гусеницы; 18 — корпуса подшипников ведущего и направляющего валов гусеницы.

Компоновка корпуса снегохода

Компоновка корпуса снегохода:

1 — щиток приборный (сталь, лист s2); 2 — хомут бензобака, неподвижная часть; 3 — болт М6 (2 шт.); 4 — хомут бензобака, отъемная часть; 5 — кронштейны крепления реверс-редуктора (сталь, полоса 40×5); 6 — винт М 12×1,5 натяжения ведущей цепи; 7 — рама реверс-редуктора (труба 27×3); 8 цапфа двуплечего рычага; 9 — втулки лыжных шкворней; 10 — цапфа рулевой качалки; 11 — кронштейн крепления двигателя, передний; 12 днище моторного отсека (сталь, лист s2); 13 — воздухозаборники; 14 поперечина (труба 27×3); 15 — заклепка полая (труба 5×3); 16 — ребро жесткости (сталь, лист s4, 2 шт.); 17 — бампер (резина); 18 — накладка (сталь, полоса 30×1,5); 19 — боковина моторного отсека (сталь, лист s1,5); 20 — зашивка (сталь, лист s2); 21 — петли крепления опорных тележек (4 шт.); 22 — рама корпуса (труба 27×3); 23 — подножки (сталь, лист s2); 24 — кронштейн крепления опорной тележки и механизма натяжения гусеницы (сталь, полоса 64×4, 2 шт.); 25 — тоннель (сталь, лист s2); 26 — багажник (сталь, лист s2); 27 поручень (труба 15×11); 28 — перегородка багажника (сталь, лист s2);

Конструкция корпуса.

Конструкция корпуса.

Конструкция корпуса

Конструкция корпуса.

Капот двигателя снегохода

Капот двигателя снегохода:

1 — облицовка; 2 — фара; 3 — стекло ветровое; 4 — электрокабель; 5 — замок пружинный (2 шт.).

Сиденье водителя сделано из фанеры толщиной 10 мм, латексной губки и обивки из искусственной кожи, приколоченной к фанерному основанию обойными гвоздями. Сиденье установлено шарнирно (откидывается вправо на двух петлях), открывая доступ к багажнику (замка багажник не имеет).

Моторный отсек с трех сторон защищен резиновым бампером трапециевидного сечения, приклепанным к боковине отсека трубчатыми заклепками с шагом 50 мм через стальную ленту-накладку. Спереди в бампере прорезаны три продолговатых отверстия-воздухозаборника для вентиляции подкапотного пространства. Кроме того, на подножки вровень с трубами рамы снегохода уложены деревянные планки и прикреплены к обшивке снизу шурупами. Поверх планок настлан резиновый коврик и прибит к ним мелкими гвоздями. Наконец, капот оснащен ветровым стеклом, а тоннель гусеницы сзади прикрыт резиновым щитком.

КАПОТ изготовлен из листовой стали толщиной 1,5 мм при помощи дуговой электросварки. На нем смонтированы путевая фара (с кабелем подключения ее к бортовой электросети) и ветровое стекло. Капот установлен на бампере и прикреплен к корпусу снегохода двумя пружинными замками.

Читайте также: