Электронное издание как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бочаров К.А.

В данной статье описываются технологии создания текстового электронного издания . Рассматриваются такие технологии, как HTML, PDF, Moodle и др. Особое внимание уделяется специальным оболочкам для создания электронных учебников.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бочаров К.А.

Общие тенденции в технологических решениях цифровых анатомических изданий учебного справочного назначения

существенно расширить спектр интеллектуальных приемов и организационных форм используемых в процессе обучения. Это сочетание делает процесс усвоения знаний и формирования умений более эффективным и, как следствие, способствует повышению уровня образовательных результатов учащихся.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня, с одной стороны, передовыми педагогическими технологиями, с другой - использованием электронных средств обучения. Именно комплексное применение ЭОР в сочетании с инновационными технологиями обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

1. Исупова Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2012: сб. мат-лов Междунар. на-уч.-практ. конф. Одесса, 2012. Вып. 4. Т. 23. С. 92-96.

2. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 2 (22). С. 95-97.

3. Галицких Е.А. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004.

4. Ходырева Е.А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.

1. Isupova N.I. Metodicheskie osobennosti prime-neniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov // Sovremennye problemy i puti ih resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii '2012: sb. mat-lov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Odessa, 2012. Vyp. 4. T. 23. S. 92-96.

2. Akol'zina E.A. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v protsesse obucheniya: dostoinstva, nedostatki // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 2 (22). S. 95-97.

3. Galitskih E.A. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti: uchebno-metodiche-skoe posobie. M.: Akademicheskiy Proekt, 2004.

4. Hodyreva E.A. Innovatsionnye tehnologii profes-sional'nogo obrazovaniya: kompetentnost', samo-stoyatel'nost', tvorchestvo. Kirov: Izd-vo Vyat-GGU, 2011.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGY TRAINING

This paper discusses the possibility of increasing the efficiency of electronic educational resources in the use of innovative learning technologies.

Key words: electronic educational resources, information technology, interactive learning technology.

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

В данной статье описываются технологии создания текстового электронного издания. Рассматриваются такие технологии, как HTML, PDF, Moodle и др. Особое внимание уделяется специальным оболочкам для создания электронных учебников.

Ключевые слова: электронное издание, текстовое электронное издание, технологии создания электронного издания.

На кафедре информатики и информаци- процесса в рамках кластерного подхода при онных технологий ТГУ имени Г.Р. Держави- прохождении производственной и диплом-на [1] студентами-информатиками разраба- ной практик [2]. В статье рассматриваются тываются электронные издания для учебного технологии, которые изучаются студентами

Электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [3].

Текстовое электронное издание - электронное издание, основу которого составляет текстовая информация [3].

Для создания текстовых (символьных) электронных изданий подходят документы с расширениями html, xml, pdf, djvu.

HTML служит простейшим средством создания гипертекстовых документов, которое в совокупности с более гибкими и функциональными интернет-технологиями позволяет получать поистине фантастические результаты.

XML - язык, позволяющий самому создавать элементы разметки. По стилю разметки XML близок к HTML, однако более строг к ошибкам. Документы, размеченные при помощи XML-тэгов (которые разработчик волен придумывать по ходу дела), при загрузке страниц преобразовываются с помощью XSLT на сервере (либо в браузере) и дают на выходе код, приемлемый для браузера.

Язык гипертекстовой разметки html и его расширенная версия xml широко используются в электронных изданиях, где основной информацией является текст. Кроме того, различные виды навигации, основанные на гиперссылках, способны создать исчерпывающую логическую структуру для многих электронных документов. Поэтому процесс создания может ограничиться программированием в данных языках, либо текстовых редакторах, таких как MS Word с последующим импортом в веб-документ, либо самих редакторах веб-страниц (MS Front Page, MS Publisher, Dream Weaver) [4].

Мультимедийные электронные издания наиболее сложны с точки зрения разработки, но и наиболее эффективны по функциональному назначению. Для создания таких продуктов необходимо владение разработчиком текстовыми, видео, аудио и графическими редакторами [5].

Материалы конференций разных научных форумов часто представляются в виде документа PDF. Формат переносимых доку-

ментов (PDF) - это открытый стандарт электронного документооборота, созданный компанией Adobe Systems и совершенствуемый уже более 20 лет [6].

PDF-документы могут быть просмотрены на более чем 20 аппаратных платформах (включая Windows, Linux, Unix, Mac, Palm и Pocket PC), используя такие бесплатные программные средства, как, например, Adobe Reader.

Документы в формате PDF могут содержать интерактивные элементы управления. PDF-файлы сжаты, поэтому они загружаются значительно быстрее и требуют значительно меньше места для хранения [8].

Относительно популярный формат сохранения и представления электронных документов DjVu - технология сжатия изображений, разрабатываемая с 1996 г. компанией AT&T Labs для распространения через Интернет высокочетких изображений сканированных документов, цифровых документов и фотографий. DjVu позволяет разработчикам контента сканировать в высоком разрешении цветные страницы книг, журналов, каталогов, инструкций, газет, исторических или древних документов и выкладывать их в общий доступ. Информация, которая ранее была доступна только в печатной форме, стала доступна широкой аудитории [9].

Сейчас на рынке присутствуют и специальные оболочки для создания электронных учебников, являющиеся программными продуктами.

Из них можно выделить:

1. Наставник-М - оболочка для создания обучающих компьютерных курсов учебного

назначения. Характеризуется невысокими требованиями к аппаратной части (оперативная память не менее 4 МБ, дисковое про-транство не менее 25 МБ, видеопамять не менее 512 КБ, процессор - 486dx и выше, мышь), простотой процесса создания курсов. Имеются возможности включения в создаваемый курс графических элементов (*.pcx), анимации (*.fli), тестовых заданий, различных элементов оформления и управления, импорта текстовых файлов [10].

2. ePublisher 3000 - пакет для быстрой разработки электронных версий печатных изданий. За основу берется RTF или PDF-файл с исходным текстом книги, и, на основе выбранных оформлений (включенных в комплект поставки), книга автоматически обретает вид и свойства профессионально подготовленной электронной публикации, распространяемой далее на CD-ROM, через Интернет [11].

3. Document Suite 2008 - универсальное средство создания электронных учебников. Приложение предназначено для создания электронных учебников, с возможностью создания проверки знаний и учета результатов в формате SCORM; автоматической генерации электронных книг и справки на основе документов пользователя; экспорт учебных материалов на веб-узел с поддержкой навигации и функций проверки знаний. Программа позволяет пакетное добавление/ удаление/изменение текстовой информации в наборах файлов; преобразование документов из одного типа в другой, с возможностью их объединения в один файл; печать фрагментов текста из файлового набора [12].

В настоящее время широко используется предоставляемый компанией Google информационный ресурс Google Sites - бесплатный хостинг для сайтов, которым могут воспользоваться любые пользователи, невладеющие приемами веб-программирования. Он представляет собой специальную систему управления содержимым сайта, выполненную в виде гибрида текстового и графического редактора [13]. Данная технология часто используется и в обучении. Образовательные сайты Google и приложения Google Apps обеспечивают студентам и преподавателям беспрепятственный обмен информацией с помощью таких интерактивных инструментов, как [14]:

- совместная работа с документами в Google Docs;

- работа в группах Google Groups;

- голосовой и видео обмен Google Talk;

- ресурсы открытой академической сети Google Open Class.

Для создания учебного электронного издания возможно использование системы управления сайтом Moodle.

3. ГОСТ Р 7.0.83 - 2012. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М.: Стандартиформ, 2012. 21 с.

4. Волков О.И. Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань, 2009. № 4. С. 12.

5. Нигметзянов Р.И., Приходько В.М., Фатю-хин Д.С. Методика создания электронных изданий различного уровня по технологии конструкционных материалов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Харьков, 2009. № 46. С. 137-139.

8. Подготовка учебно-методических материалов по дисциплине в электронном виде в формате PDF [Электронный ресурс] // Институт бизнесса и менеджмента технологий

15. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивиль-ский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. Казань: КГУ, 2008. 169 с.

3. GOST R 7.0.83 - 2012. Elektronnye izdaniya. Osnovnye vidy i vyhodnye svedeniya. M.: Stan-dartiform, 2012. 21 s.

4. Volkov O.I. Vybor programmnyh sredstv sozda-niya elektronnyh izdaniy v nauchnoy srede gu-manitarnyh vuzov // Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Kazan', 2009. № 4. S. 12.

5. Nigmetzyanov R.I., Prihod'ko V.M., Fatyu-hin D.S. Metodika sozdaniya elektronnyh izdaniy razlichnogo urovnya po tehnologii konstrukt-sionnyh materialov // Vestnik Har'kovskogo nat-

sional'nogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta. Har'kov, 2009. № 46. S. 137-139.

15. Gil'mutdinov A.H., Ibragimov R.A., Tsivil'-skiy I.V. Elektronnoe obrazovanie na platforme Moodle. Kazan': KGU, 2008. 169 s.

TECHNOLOGY FOR CREATING DIGITAL EDITIONS

This article describes the technology of the electronic edition of the text. Discusses technologies such as HTML, PDF, Moodle and others. Particular attention is paid to the special shells to create electronic textbooks.

Key words: electronic publishing, electronic publishing text, the technology of electronic publication.

Начните с нуля, используйте готовые шаблоны или загрузите PDF файл - выбор за вами.

Создайте журнал и наполнить его интерактивными элементами

Легко вставляйте элементы с помощью Crater ™ Редактора, чтобы сделать процесс чтения максимально увлекательным.

Читайте, смотрите и слушайте! Создайте настроение своей публикации, добавьте музыку с помощью MP3 или SoundCloud.

Оптимизируйте место на странице и добавьте спецэффекты - соедините все фото в одну красивую, полностью кастомизированную фотогалерею.

Поместите удобные интерактивные HTML поп-ап на страницы журнала и соедините их с сайтом, видео и другие важные медиа материалы.


Раньше для создания книг наша компания предлагала отдельный инструмент — iSpring Flip. Теперь он входит в состав конструктора курсов iSpring Suite — так пользователи могут работать в одной программе комфортнее и быстрее.

Вы создадите интерактивную книгу в iSpring Suite за четыре клика

Книга сохраняет шрифты, изображения, внутреннюю навигацию, а также ссылки на полезные ресурсы, которые были в исходном документе.

Готовый материал можно загрузить в систему дистанционного обучения, назначить сотрудникам и в режиме реального времени отслеживать, как они читают книгу страница за страницей.


По отчетам в СДО вы увидите, кто читает книгу и сколько времени на это тратит

Интерактивные учебники адаптируются под размер экрана, потому их удобно читать с планшета и смартфона даже без доступа в интернет, например, в самолете или поезде.


Как создать интерактивную книгу с эффектом перелистывания страниц

1. Откройте iSpring Suite, зайдите во вкладку Книги и выберите тип файла, который хотите превратить в интерактивный учебник: PDF, Word или PPT. Пожалуйста, убедитесь, что этот документ не открыт в другой программе.


2. Чтобы посмотреть, как книга выглядит на планшете или смартфоне, нажмите кнопку Просмотр, укажите нужное устройство и ориентацию экрана.


4. Поставьте галочку рядом с опцией Запускать в iSpring Play, чтобы можно было читать книгу в бесплатном мобильном приложении офлайн.

5. Если вы хотите загрузить книгу в СДО, выберите стандарт, который поддерживает ваша система: SCORM, Experience API (Tin Can), AICC или cmi5.


Получите демодоступ к полному набору инструментов iSpring Suite и убедитесь сами, как быстро можно превратить офисные документы в интерактивные книги.

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Создание и использование электронного журнала на базе Google -таблиц

Электронные дневники, документы, почта, книги и даже запись в больницу. В век информационных технологий сложно игнорировать различные нововведения, тем более, когда такой прогресс действительно упрощает человеку жизнь. Автоматизация многих процессов успешно внедряется в предприятия, занимающихся различной деятельностью. И сфера образования играет здесь особую роль. Школы, университеты и колледжи дают знания молодому поколению, чтобы ребята, в свою очередь, смогли применить полученные умения и навыки в будущем и внести свой вклад в развитие информационного общества. Соответственно, в такой важной сфере в первую очередь должны быть внедрены новейшие информационно-телекоммуникационные технологии.

Одной из часто встречающихся электронных систем является электронный журнал. Преувеличить преимущества такого журнала действительно очень сложно. Во-первых, документ доступен из любой точки мира, что позволяет родителям контролировать успеваемость ребенка, находясь, например, в командировке. Во-вторых, студенты также могут следить за своими успехами в режиме онлайн и вовремя исправлять оценки. В-третьих, электронный журнал, в отличие от бумажного, не может быть подвержен механическим повреждениям. Он не может потеряться или порваться.

Существует большое количество различных программ, которые позволяют ввести электронный журнал как электронную систему в любое учебное заведение. Но сейчас я бы хотела рассказать про особый онлайн сервис, а именно про Google Документы.

Когда вы впервые откроете Google Документы, то заметите сходство данного сервиса с другой широко распространенной компьютерной программой - Microsoft (Word, Exсel, Power Point). Это значит, что пользование электронными документами будет интуитивно понятным, ведь кто из нас не создавал таблицы в Excel или не форматировал текст в Word?

Думаю, каждому знакома ситуация, когда во время работы с Word или Excel, электричество неожиданно выключается, соответственно, выключается и компьютер. Вы рискуете потерять все данные, если не имеете привычку сохранять изменения каждые пять минут. Удобно ли это? Вряд ли, ведь никто не застрахован от непредвиденных ситуаций.
Что произойдет в таком же случае, если вы работаете в Google Документах? Все изменения в документе сохранятся в режиме онлайн. Это значит, что вам не придется переделывать работу. Вы просто снова откроете свой документ и продолжите с места, на котором остановились.

А какие преимущества дает нам сервис, если мы используем его в качестве электронного журнала?

Google Документ может передаваться любому пользователю для редактирования, просмотра и оставления комментариев. Достаточно установить права доступа. Например, педагог открывает своим ученикам доступ к журналу для просмотра, а родителям - для того, чтобы те могли оставить комментарии, не редактируя документ непосредственно. Преподаватель может работать над журналом как во время занятий, так и после, информацию легко редактировать как с телефона, так и с компьютера. Google Документы не обязывают использовать какие-то особые технологии.

Ниже представлена пошаговая инструкция по созданию электронного журнала в Google:

После регистрации аккаунта, вам необходимо зайти в Google Диск, затем нажать на кнопку “Создать” и выбрать необходимый формат (документы, таблицы, презентации). В данном случае мы говорим про создание электронного журнала, поэтому нам подойдет формат Google Таблицы. Также этот шаг можно пройти следующим образом: написать в поисковой строке любого браузера фразу “гугл таблицы”. Сервис откроется сразу, минуя диск.

Перед нами открывает документ, который похож по своему интерфейсу на Excel. Ширина строк, длина, цвет ячеек редактируются интуитивно. Если вы знакомы с Excel, пользование таблицами Google не вызовет у вас вопросов.

Список и даты занятий можно закрепить на экране. Делается это следующим образом: 1. Нажимаем “Вид” в меню нашего документа 2. Затем “Закрепить” и из предложенных вариантов выбираем нужное нам. Например: закрепить строку или столбец. Таким образом, фамилии учеников и даты уроков всегда будут у вас перед глазами.

hello_html_74c6a68c.jpg
hello_html_m595960e5.jpg

Также с помощью Гугл Таблиц запросто можно посчитать среднее значение оценок ученика. Делается это достаточно просто:

hello_html_m1ca3adfc.jpg

1. Нажимаем на значок “Функции” в меню документа

hello_html_27f161ab.jpg

2. Выбираем “СРЗНАЧ”, что означает среднее значение соответственно

3. Выделяем оценки ученика, нажимаем Enter - среднее значение появилось в ячейке.

hello_html_m325019ce.jpg

Как будет выглядеть полноценный электронный журнал в Google Таблицах? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я решила сделать пример журнала, который доступен любому пользователю по ссылке:

Вероятнее всего, вопросы может вызвать передача прав пользования документом. Об этом мы поговорим подробнее.

Чтобы ученики могли просматривать документ, необходимо попросить их предоставить вам свои электронные почты. После того, как вы получили адреса, возвращаетесь в журнал и нажимаете на кнопку в правом верхнем углу “Настройки доступа”. В пустою строку вводите адреса электронной почты учеников, выбираете “просмотр” и сохраняете изменения. С этого момента вы предоставили ученикам возможность следить за своей успеваемостью. То же самое делается и для того, чтобы предоставить доступ к журналу родителям.
Вот так просто можно создать электронный журнал, доступный из любой точки мира и очень удобный в использовании. А главное преимущество такого журнала состоит в том, что пользоваться документом можно и при отсутствии компьютера или ноутбука, ведь проблема технического оснащения учебных заведений стоит достаточно остро. Используя Google Таблицы, мы внедряем в образовательный процесс новейшие технологии, неприхотливые в своем использовании, и не требующие специальных знаний, умений и навыков.

Читайте также: