Электрика для откатных ворот своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Автоматические ворота удобны за счет открытия по касанию к кнопке пульта с определенного расстояния. Конструкция устанавливается на въезде в гараж, во двор жилого дома или загородного участка. При наличии навыков самостоятельно можно изготовить полотно, опоры и электропривод для ворот.

Особенности распашных ворот с электроприводом

Автоматический тип распашных ворот отличается от стандартных по наличию электрического привода. Две створки можно открывать внутрь и наружу. При выполнении изделий своими руками нужно учитывать преимущества и недостатки. К достоинствам распашных конструкций относятся:

  • возможность обустройства даже при ограниченном бюджете;
  • популярность – все узлы автоматики есть в продаже;
  • беспрепятственность проезда транспортных средств при наличии места;
  • выполнение створок из любых материалов;
  • легкость самостоятельного монтажа полотна.

Минусы автоматических ворот связаны с длительными работами по вкапыванию и бетонированию столбов, необходимости большого пространства для распахивания створок. Для нормальной эксплуатации электропривода требуется два движка, что связано со значительными финансовыми затратами.

Разновидности электроприводов для ворот


  • Линейный – узлы компактно расположены в одном корпусе. Решение подходит для въездных групп таунхаусов, частных домов, дач, коттеджей за городом.
  • Рычажный – электропривод устанавливается на гаражный въезд, массивен, прост в эксплуатации и надежен.
  • Гидравлический – применяется для территорий с большой пропускной способностью, работает по принципу нагнетания давления масла помпой.

Существенной разницы между видами электрических приводов нет, но для подбора понадобится учитывать общий вес полотна и его размеры, дистанцию от опоры сбоку до центра петли.

Перед монтажом привода выполняется регулировка створок.

Основные узлы ворот с автоматикой


Ворота, оснащенные автоматическим механизмом, быстро открываются, исключая лишние действия пользователя. Конструкция включает:

  • жесткий металлический каркас;
  • электропривод;
  • опорные столбы, или стойки;
  • задвижка из металла;
  • декоративные обшивки;
  • большие петли.

Для дополнительного усиления каркаса и повышения его ветростойкости внутри устанавливаются ребра жесткости.

Материалы, инструменты для установки


Самостоятельное изготовление и установка распашных ворот с автоматикой производится из следующих материалов:

  • профтрубы с сечением 60х30 мм и 40х30 мм;
  • швеллер или профильная труба с сечением от 10х10 см;
  • декоративная обшивка – профнастил, дерево, сэндвич-панели;
  • кирпич для стоек;
  • арматура 14 мм в диаметре;
  • электроды для сварки частей сооружения;
  • щебень, цемент и песок для приготовления раствора;
  • грунтовка с антикоррозийными свойствами, алкидная эмаль и растворитель;
  • изоляционные ПВХ-трубки;
  • электропровод с тремя жилами для запитки автоматики.

Для выполнения работ также понадобятся линейка, уровень, шуруповерт либо заклепочник, болгарка, сварочный аппарат, специальная щетка для металлических поверхностей. Для выкапывания траншей под столбы – лопата, для защиты электрической части – автомат УЗО. Окрашивание изделия лучше выполнять малярной щеткой. Для проверки напряжения можно использовать индикаторную отвертку.

Как выбрать и установить электропривод

Стандартное распашное изделие становится автоматическим на последнем этапе монтажа. Чтобы сделать правильный выбор привода, нужно учесть:

  • Расстояние от внутреннего края опоры до петли. Если оно до 15 см, на ворота подойдет линейный электропривод без рукояток. При расстоянии, больше, чем 15 см, целесообразен рычажный механизм.
  • Автоматика должна быть отрегулирована. Проверяется плавность движения обеих створок. Если при открытии прикладывается усилие, его устраняют.
  • Полотно не должно иметь перекосов. В противном случае автоматика прослужит до 12 месяцев.

Перед вводом ворот в эксплуатацию необходима смазка всех открытых частей.

Самостоятельная сборка автоматики


Автоматика для откатных ворот своими руками преимущественно изготавливается из автомобильных стеклоподъемников. Деталь понадобится доработать для бесшумности хода. Минус устройства – ограничение тяглового усилия. В процессе сборки нужно учитывать:

  • Для привода на ворота подойдут стеклоподъемники с подвижным элементом в виде зубчатой рейки или работающие от колесика с зубцами.
  • Электрический привод ставится на площадке из металла, жестко закрепленной к столбику или забору.
  • Движение рейки осуществляется в сторону полотна, параллельно его плоскости.

Стеклоподъемники дорабатываются так:

  1. На рейку ставится удлиненная металлическая тяга, на колесо – коленный рычаг.
  2. Тяга с приводом или две части коленного рычага с полотном соединяются по принципу дверных доводчиков.
  3. Для предотвращения люфта и качества движения на участке соединения устанавливаются две сложенные металлические пластины. Расстояние между ними соответствует ширине.
  4. Проверяется вход в получившиеся отверстие. В него плавно попадает вторая шарнирная пластина.
  5. Скрепление элементов в виде пальца при помощи болта либо самоконтрящейся гайки.
  6. Подбор положения привода. Распашной тип ворот выставляется в открытом виде, а потом медленно закрывается.

По завершении монтажа автоматический механизм помещается в защитный кожух.

Характеристики допустимых узлов


При установке автоматики, подходящей на откатные ворота и выполнении всех работ своими руками требуется учитывать технологические аспекты изделия.

Тип управления

Основа для механической части привода

Изготовление электропривода для раздвижных створок ворот собственноручно осуществляется на основе редуктора/мотора постоянного тока с питанием от 12-24 В. Подобная схема бесперебойно функционирует при плохой погоде и при засорениях. В качестве электродвигателя подойдут:

  • стеклоочиститель машины ВАЗ-2110 с высоким крутящим моментом на выходе;
  • стеклоочиститель МАЗ – элемент от грузовика рассчитан на 24 В и работает при высокой мощности;
  • редуктор для створок от лифтовой двери;
  • двигатель от вентилятора охлаждения радиатора ВАЗа – функционирует посредством червячного редуктора i-80.

Для исполнительного механизма понадобится пара шпилей 1 м в длину и 16-20 мм в диаметре.

Используйте недорогие моторы без разборки – червячный редуктор уже находится в специальном кожухе.

Принцип работы устройства


Электрический воротный привод работает посредством подачи импульса с шестеренки вала моторедуктора на ведомые шестеренки концов шпилек. Для этого задействуется крутящий момент и гипоидная передача.

На момент вращения в обратную сторону шестеренки на шпильке неподвижны. Двигается только гайка, соединенная с одним концом тяги. Второй конец соединяется с полотном сдвижной конструкции. Винт, вращаясь, перемещает гайку по ползунковой направляющей. Этот элемент толкает тягу на воротах.

Вторая часть привода зеркально отражает функционал первой. Винты вращаются друг навстречу другу, а гайки разъезжаются в зависимости от направления вращения. Для движения створок за гайками используются штанги.

Заводские латунные гайки отличаются неистираемой резьбой. Для прочности поверх элемента надевается кожух из стали, тяга крепится на шарнирах. Радиально-упорные подшипники обеспечивают оптимальное распределение нагрузки. Установка системы производится над швеллером поверх ворот, который соединен с опорными стойками.

Вариант сборки со звездочкой от велосипеда


Ведомую шестерню активирует редукторный мотор. Шестеренка протягивает цепь вдоль профильной направляющей трубы. По ней движутся каретки с тяговыми шарнирами.

Использование двух велосипедных звездочек со ступицей, а также велосипедной цепи или тросика из стали облегчает процесс регулировки. По себестоимости данная система дешевле, но доработка требует применения сверлильного или токарного оборудования. Подобные станки есть не у каждого домашнего мастера.

Работайте с готовыми узлами.

Самодельный актуатор для автоматических ворот

Актуатор является прибором с готовой системой из двигателя постоянного тока, редуктором, штоком с трапециевидной резьбой, гайкой ШВП. Шток при движении не вращается вокруг оси, имеет длину хода от 50 мм до 50 см. Двигатель выдает напряжение 12 или 24 В.

Готовый блок в сборке рассчитан на работу от сети 110, 220 и 230 В, выдерживает нагрузки от 200 до 10 тыс. Ньютон, совместим с концевыми выключателями.

Нюансы изготовления


Автоматические створки работают дистанционно, но от типа электропривода зависит качество функционирования конструкции. При самостоятельном изготовлении нужно принимать во внимание:

  • комплектацию готовой системы автоматики – фотоэлементы и блок управления для открытия створки за 15 сек;
  • перед проемом не должно быть преград – они станут причиной заклинивания;
  • для самодельного привода можно брать механизм спутниковой антенны с запиткой от напряжения 36 В;
  • оптимальный радиус действия пульта – минимум 50 м. Для пульта понадобится два брелока и реле тока;
  • тип декоративной обшивки, ее вес, интенсивность открытия определяют категорию привода.

Для нормальной работы сооружения в зимнее время лучше делать электропривод с запасом по мощности.

Обустройство автоматических распашных ворот своими руками

Самостоятельное создание ворот распашного типа, оснащенных автоматикой, происходит поэтапно.

Составление проекта


Чертеж, на котором отображены размеры, внешний вид и особенности автоматики, составляется на бумаге от руки или в специальной программе.

Изготовление полотна

По размерам изделия на основном материале делают разметку с учетом габаритов створок и зазора между ними. Материалом может быть профлист или сталь. Для ребер жесткости понадобится профтруба. Элементы раскраивают на станке и соединяют сварочным аппаратом.

Сварка усиливающего каркаса

Прямоугольные рамки соединяют жесткими перемычками и обшивают. Сборка производится на ровной поверхности, геометрия створок внимательно проверяются.

Необходимость рамы


На въезде конструкция не понадобится – створки фиксируются на стойках навесами. При наличии рамы рассчитывают ее параметры, выдерживают диагональность и параллельность линий.

Строительство опор

После замеров проема устанавливаются метки и по ним выкапываются ямы, дно которых засыпается щебнем. Столбики выравниваются и заливаются бетонной смесью.

Монтаж ворот

Для крепления полотна используют навесы и шарики. Створки ставят в контур рамы, проверяют ровность расположения и скрепляют с навесами сваркой. Безрамные изделия прикрепляют струбцинами и усиливают сваркой.

Установка привода

Электропривод на ворота ставится по завершении процесса монтажа полотна. После этого выбирается вариант электроснабжения и проводится подключение по схеме. Оборудование с проводами прячется в монтажный короб. На заключительном этапе систему проверяют.

Автоматические ворота управляются дистанционно, что повышает комфорт проживания на участке. При наличии знаний и умений работать с электроприборами привод для створок можно не покупать, а изготовить самостоятельно.

Автоматика для откатных ворот – это не только сам привод дверей своими руками, который непосредственно производит открывание и закрывание полотна ворот. Привод для входа – это всего лишь часть комплекта автоматики. Помимо двигателя, в этот комплект дополнительно входит как минимум зубчатая рейка (она прикрепляется к полотну, а двигатель, цепляясь за нее своей шестернёй, будет сдвигать полотно) и два оконечника, которые устанавливаются на зубчатую рейку и ограничивают ход движения, выключая привод в тот момент, когда откатные ворота полностью открыты или закрыты.

Вьезд

Комплект автоматики для дверей, состоящий из привода, зубчатой рейки и двух оконечников — это минимальный и достаточный набор. Подобная автоматика для откатных ворот может быть легко установлена своими руками. Однако если дополнить его всего несколькими недорогими элементами, то можно получить набор, реализующий все возможные удобства от использования ворот.

Конструкция

Фото

Такими дополнительными элементами являются:

  • фотоэлементы (набор из двух штук предназначен для остановки закрывания дверей при появлении в проеме какого-либо препятствия);
  • сигнальная лампа (мигает в то время, когда работает привод двери);
  • выносная антенна (увеличивает дальность действия дистанционного пульта управления).

Детали

Главной особенностью автоматических откатных ворот является возможность их открытия и закрытия при помощи дистанционного пульта управления. При этом установка автоматики своими руками не является сверхсложной задачей, и автоматические двери все чаще можно встретить у владельцев частных домов и гаражей.

Рисунок

Откатные ворота делятся по типам:

  1. Подвесные ворота. В большинстве случаев они использовались на промышленных предприятиях. Такая конструкция обладает большим весом и большой надежностью, при этом она достаточно проста. Металлическая балка на роликах крепится на 4-5-метровой высоте. На нее устанавливаются двери на подвижном механизме. Такой вид используют достаточно редко из-за ограничения высоты по вертикали, а также большой стоимости установки.
  2. Откатные ворота на рельсе – конструкция простая и надежная. Ее недостаток – в сложности открытия в холодную погоду. Рельс легко забивается льдом и снегом, необходим постоянный контроль, чистка. Но если сравнить эту конструкцию с подвесной — откатному типу не нужно много места для движения, что отлично подходит для закрытия больших проходов. Для установки необходим монтаж рельса под конструкцией. Само полотно монтируется на особые колесики. Сверху конструкция удерживается вертикально благодаря креплению на столбе.
  3. Консольный тип откатных ворот обладает самой сложной конструкцией монтажа. Зато такие ворота наиболее подходят для российского климата. Они не оставляют просветов вокруг себя. Конструкция консольных ворот устанавливается на несущей опоре. Движение по опоре осуществляется роликовыми тележками, которые находятся сбоку. Несущая балка может находиться с любой стороны от проема.

Важно помнить условие, что для откатных ворот необходимо достаточно свободного места сбоку от входа – длиной больше самого входа.

Последовательное руководство

Схема

1 - ключ-выключатель (одно- или двухконтактный); 2 - фотоэлементы на закрытие; 3 - привод; 4 - проблесковая лампа со встроенной антенной.

Схема

Рисунок

Далее рассмотрим по шагам установку автоматики:

  1. Сначала закрепляется зубчатая рейка внизу полотна двери. Ее высота не очень важна. Позже можно будет отрегулировать сам привод над основанием до нужной высоты, используя регулировочные винты.
  2. Прокладывается двухжильная проводка для крепежа фотоэлементов между столбами. Либо устанавливаются дополнительные столбики для фотоэлементов. Лучше их устанавливать внутри двора, по антивандальным соображениям. Оба столба просверливаются на высоте 60 сантиметров от земли, отверствия – на внутренней стороне столбов; прокапывается канавка между столбами и в ней прокладывается подготовленный провод в полиэтиленовой защитной трубе. Концы выводятся концы и к ним оставляется доступ.
  3. Концы провода проводятся в полость столбов и выводятся наружу через высверленные отверстия. Начинается установка. Сначала устанавливаются фотодатчики на столб, после они присоединяются к цепи проводки. Излишки нужно не отрезать, а укладывать внутрь.
  4. Крепится сигнальный маяк и дополнительная антенна. Берутся кабели по таблице сопротивлений, 50 Ом – для антенны и двужильный с сечением 2х1 мм – для сигнального маяка. Длины должно хватать на то, чтобы провести их по всей длине в полость столба, расположенного ближе всех к установленному двигателю.
  5. Всю проводку нужно привести к приводу – центру системы. Все кабели проводятся внизу скрытно. Нужно найти специальное отверстие и кабель-канал в двигателе, чтобы провести кабель снизу вверх к клеммам.
  6. Электросваркой приваривается привод к площадке, регулируется высота двигателя при помощи специальных винтов. Зубчатое колесо должно сцепляться с зубчатой рейкой так, чтобы между ними остался небольшой зазор.
  7. Концы отключения двигателя устанавливаются по бокам зубчатой рейки. Двери сдвигаются до упора вправо и влево, проверяется, чтобы при максимальном открытии и закрытии оконечник упирался в специальный выключатель. Привод отключаем.
  8. Проводится сверка по схеме и монтируются все оставшиеся соединения. Электрическое питание подключается в последнюю очередь.
  9. Осталось только запрограммировать пульт дистанционного управления и проверить работоспособность. Двигатель нужно закрыть защитным каркасом.

Вся работа является не очень трудоемкой и выполняется за выходные своими руками.

Электрический привод представляет собой специальную систему, предназначение которой преобразовывать энергию в механическую. Автоматика устанавливается на различные типы ворот и позволяет экономить время на открывание и закрывание створок. Современные откатные ворота с электроприводом имеют массу преимуществ, тем не менее, многие задумываются об их установке и целесообразности этого поступка.

Стандартный электропривод на воротах откатного типа состоит из следующих элементов:

  • редуктора и непосредственно двигателя;
  • зубчатой рейки;
  • защиты и автоматики;
  • цепей управления.

Имеются отдельные линейки моделей, в которых двигатель с редуктором собраны в одном корпусе. Защита осуществляет функцию остановки работающего мотора при появлении препятствий, тогда как автоматика выполняет остановку при достижении крайнего положения. Элементами управления являются пульт д/у, фотоэлементы, щит управления.

Выбор привода для откатных ворот

Выбирать электропривод для монтируемых откатных ворот нужно исходя из следующих моментов:

  • частоты его использования;
  • мощности двигателя.

Мощность выбирается в значимости от габаритов, конструкции ворот. Это также определяет сопротивляемость механизма внешним воздействиям. Вес одной створки составляет примерно 300–800 килограмм. Точный вес зависит от размера конечного элемента, толщины металла из которого он изготовлен, особенностей конструкции вроде наличия ребер жесткости.

Выбирать систему для устройства откатных ворот с электроприводом необходимо из расчета, что для передвижения 300-килограммовой створки надо установить двигатель мощностью примерно 300 Ватт. Если вес всей конструкции меньше одной тонны, то можно установить электропривод на 600 Ватт.

Так как чаще всего откатные ворота являются цельными полотнами, то при расчете мощности учитывается коэффициент. В большинстве случаев, он берется равным 40 и умножается на вес нагрузки. В результате будет получена максимальная нагрузка на систему передвижения из которой выбирается ее мощность.

Интенсивность использования также важна при выборе откатных ворот с электроприводом. Чаще всего, подобные конструкции применяются с умеренной нагрузкой поэтому нужно подбирать оборудование, интенсивность использования которого находится в пределах 30-50%.

Если монтаж планируется выполнять своими руками, то пренебрегать данными характеристикам нельзя. В противном случае оборудование будет работать с повышенной нагрузкой и быстро выйдет из строя.

Также имеются системы рассчитанные на определенное количество циклов, которое измеряется в процентах. Есть модели на 30, 50, 70, 100% интенсивность работы. Когда предусматривается высокая проходимость ворот, то специалисты рекомендуют ставить связку ворота-шлагбаум, которая имеет высокой срок службы. Особенностью является то, что при большой проходимости можно открыть ворота, а поток транспорта контролировать шлагбаумом.


Электропривод представляет собой сложную конструкцию, в которой двигатель через редуктор передает энергию электричества в механическую энергию вращения вала. Поэтому очень важно проводить регулярный осмотр этих узлов, что значительно продлит срок службы всей системы.

Не менее важным при выборе откатных ворот с электроприводом является ее изготовитель. Наибольшей популярностью пользуются немецкие, итальянские системы, отличающиеся относительно простым монтажом, высокой надежностью и долгим сроком службы.








Как же все-таки установить автоматику?

План автоматизации откатных ворот:

  • Выбор места
  • Перед подсоединением откатных ворот нужно правильно рассчитать нужное расположение электропривода.
  • Установка автоматики

Понадобится поместить основание электропривода на швеллер (профиль) между 2-мя роликовыми каретками поближе к проему, тем самым воссоздавая рабочую позицию привода. Ставим привод на основание монтажа и начинаем обваривать его с помощью сварки. Далее нужно убрать крышку корпуса, а затем через получившееся отверстие протянуть шнур. Затем прикрепить к монтажному основанию электропривод специальными крепежными соединительными элементами – болтами. Помните, чтобы определиться с правильным местоположением, необходимо разместить на шестерне электропривода рейку – и решайте, куда следует переместить его, чтобы рейка находилась в центре шестерни. Следом за этим, фиксируем металлическую трубу из профиля каркаса, а не сам направляющий рельс.

Крепление зубчатой рейки

Для этого этапа нужно открыть ворота и поставить рейку с зубцами в центре привода. Имейте в виду, что для установления концевиков понадобится оставить отрезок средней длины зубчатой рейки. С помощью сварки прикрепляем к профильной трубе основы рейки с зубцами, а потом тянем полотна ворот. Ставим второй участок рейки с зубцами и эту процедуру выполняем еще раз.

Установка концевых выключателей


Подключение привода

Для подсоединения электропривода вы должны иметь схему и подробную инструкцию. С этой целью используется пульт управления: электропривод должен смещать полотно ворот для гаража, но не доходить до самого конца. Для регулирования времени закрытия ворот нажмите несколько раз на специальную кнопку Р1 на ДУ пульте либо удерживать ее несколько секунд.

Как подключить откатные ворота - схема

Установка фотоэлементов безопасности

Фотоэлементы – это два устройства, одно их которых подает луч света, а другое устройство – его принимает. Если сигнал света перекрывается чем-либо (машина, человек, собака), то ворота прекращают закрываться. Монтаж фотоэлементов для сдвижных ворот осуществляется несколькими различными способами. Для начала, необходимо прочно закрепить эти фотоэлементы один напротив одного с целью улавливания светового сигнала. Также можно соорудить специальные столбики и прикрепить к ним данные фотоэлементы. Или организовать специальные столбы из профильной трубы, вмонтировать туда фотоэлементы безопасности.


Подключение сигнальной лампы


Таким образом, если у вас появятся какие-либо затруднения, недостаточно навыков и опыта, свободного времени, то вам необходимо обратиться за помощью и советом к профессионалам, которые владеют всеми необходимыми знаниями и спецоборудованием. Ведь правильное подключение откатных ворот – залог плавного передвижения створки и сохранности гарантии на автоматику.

Последовательное выполнение работ

Делится на несколько этапов:

  • замеры;
  • установка фундамента;
  • монтаж роликовых опор;
  • крепление привода, зубчатой рейки;
  • подсоединение дополнительных элементов.

Видео: откатные ворота своими руками

Производим замеры

В большинстве случаев, откатные ворота с электроприводом размещаются внутри ограды согласно чертежам. Их длинна будет равна 150 процентам от ширины проема, потому, нужно побеспокоиться о наличии свободного места.


При выполнении замеров, важно правильно разметить место будущего фундамента. Размеры должны четко соответствовать действующим стандартам, иначе будет значительный перерасход бетона или же его недостаток при заливке.

Размеры ямы подбираются исходя из габаритов проема для ворот. Также нужно учитывать глубину промерзания почвы при расчете глубины залегания фундамента. Ширина укладываемого фундамента составляет примерно полметра.

При расчетах нужно определиться будет ли установлен ответный столб, который будет держать ворота в закрытом положении.


Далее, выкапывается яма нужных размеров, в которую крепятся швеллеры углами вниз. Они устанавливаются на всю глубину ямы. Это позволяет создать базовый каркас, на котором будет формироваться фундамент и крепиться ворота.

Обустройство фундамента

Очень важным моментом является подготовка и заливка фундамента, ведь он является основой всей конструкции. Именно поэтому, к нему предъявляются очень высокие требования прочности.

Чаще всего, его закладывают на глубину до 2 метров с использованием закладной детали, которая будет соединена с арматурой. Длинна основания в большинстве случаев должна равнятся половине длинны пространства под ворота.


При укладке фундамента, ширина ямы не должна быть меньше 0,4 метра.

Монтируя основу, нужно просчитать столб для держания ворот в зарытом положении. Если он будет устанавливаться, то надо продумать метод его крепления. Для повышения прочности конструкции ставят специальный швеллер углами вниз.

После установки закладной детали, к ней сваркой крепят арматуру. Швеллер устанавливается вплотную к полотну забора и крепится к нему. Здесь, нужно проложить питающий кабель. Для облегчения монтажа электроники, сначала укладывают гофровую трубку, по которой после заливки пускают кабель. Укладывается она примерно посредине фундамента.

После укладки фундамента нужно подождать примерно 3 недели до полного его застывания. Этот процесс во многом зависит от погоды.

Ставим роликовые опоры

Роликовые опоры располагаются на швеллере, который установлен в основе из бетона, без крепления, после чего, сверху монтируют несущую балку с подвижной створкой. Такая методика позволяет найти нужные точки для крепления роликовых опор. Это нужно для того, чтобы в будущем ворота двигались без трудностей, а также полностью закрывались не оставляя щелей.


После этого конструкция разбирается, а к закладной детали посредством сварки подсоединяют 2 регулировочные площадки, к которым позже крепят роликовые опоры. Регулировочные площадки должны устанавливаться на определенном расстоянии от краев швеллера, по которому они будут ездить.

Оборудуем привод и монтируем зубчатую рейку

Монтаж современной автоматики для откатных ворот начинается с закрепления регулировочной площадки, на которую будет крепится электропривод. Следующим шагом является подсоединение сваркой, болтовым соединением зубчатой рейки к редуктору откатных ворот и к двигающейся части ворот. Монтаж нужно проводить, учитывая положение шестеренки вала редуктора откатных ворот собранного своими руками.

Выполнять монтаж электронных компонентов необходимо в соответствии со схемой подключения электроники откатных ворот. Здесь нужно соблюсти зазор между шестеренкой редуктора и движущейся зубчатой рейкой, который может быть до 2 миллиметров по всей длине ворот.

Чтобы исключить лишние усилия, шумы при движении створки и обеспечить тихий ход, нужно расположить рейку на прямой. При этом расстояние между зубцами движущихся частей должно быть около 1 мм.


Важным моментом на этом этапе является установка концевиков. Ролики этого типа устанавливаются на несущей балке с сохранением доступа к ней с внешней стороны двигающегося элемента ворот. Крепятся концевики при помощи болтов. Задняя часть несущей балки дополняется специальной заглушкой, которая защищает от попадания влаги, грязи в устройство. Тут же монтируются ограничители движения створки. В конце процесса монтажа производится настройки механики и выход в рабочий режим.

Крепление фотоэлементов и защитных устройств

По окончании монтажа основной конструкции следует заняться установкой периферии вроде фотоэлементов, сигнализирующих ламп, защитных устройств.

Выполнять монтаж фотоэлементов и устройств защиты надо согласно схеме подключения и рекомендаций специалистов. В противном случае могут появиться неисправности и система выйдет из строя.


Двигатель для ворот

Чтобы выбрать электродвигатель, стоит осведомиться о них у сотрудника специализированного магазина. Это поможет понять, какими характеристиками должен обладать двигатель для определенных ворот.

В комплекте с ним должна поставляться планка. На ней имеются места для соединения с зубчатой рейкой. Следует подготовить и провода для подключения.

Важно! Можно оборудовать ворота системой автоматики. Для этого следует приобрести светодиодные датчики и сигнальную лампу.


Монтаж механизма передачи с приводным роликом

Это более надежный привод, однако, его не так просто собрать своими руками. Главное преимущество данного решения – отсутствие дополнительных конструкционных элементов, которые обычно закрепляют на подвижную створку (зубчатая рейка).

Особенности конструкции


Схема установки электропривода

Несущая балка подвергается давлению ролика, наружная часть которого закрыта резиновой покрышкой. Данный элемент располагается на оси, прочно закрепленной на П-образном кронштейне. Именно на этот элемент оказывает воздействие пружина, установленная на шпильке толкателя. И она же создает прижимное усилие. А удерживает ее резьбовой крепеж.

С целью компенсации нагрузочного усилия с противоположной стороны крепится еще несколько роликов с той разницей, что их устанавливают по месту.

Если было решено своими руками собрать привод с роликовой передачей для откатных ворот, необходимо правильно подобрать основные элементы механизма. Можно сделать заказ из ассортимента продукции для тележек промышленного целевого назначения.

Основные критерии при выборе: скрытые подшипники, обслуживание которых не производится; металлическая основа. Уровень нагрузки должен лежать в пределах 300-360 кг. Также ограничивается и прижимное усилие, создаваемое пружинами: не меньше 3,5 кН и не более 4 кН.

Общий вид привода Miller Technics 1000

Минимальная комплектация для получения работоспособной автоматической системы


Избавить себя от открывания ворот вручную можно при помощи всего лишь 3-х обязательных составляющих. Это будут: • Привод Подразумевается, что блок управления встроен в него, концевые выключатели, ключ разблокировки и монтажные принадлежности также являются составляющей частью. • Устройство управления Как правило, в комплекте предлагается пара пультов дистанционного управления, а радиоприемник изначально встроен в плату управления. • Зубчатая рейка

Принято включать в набор 4-ре метровых элемента для 3-х метровых проездов. При большей ширине проема следует докупить нужное количество реек, чтобы общая длина примерно на 1м превышала просвет ворот.

Технические параметры модели Miller Technics 1000

Напряжение 220 В переменного тока (50 Гц)

Диапазон рабочих температур

Наличие температурной защиты двигателя

Максимально допустимый вес ворот

Установка привода

Подготавливают подставку под привод. Ее можно выполнить из пары отрезков труб прямоугольного или квадратного сечения длиной по 30 см. Достаточно элементов размерами 40*40 мм или 40*60 мм.

Размещают данные трубы между роликовыми каретками на швеллере-закладной. Приваривать их пока рано – следует просто уложить в запланированном месте.

Подставка из труб для привода

Сверху также пока без крепления устанавливают монтажное основание из комплекта.

Монтажное основание привода

Привод ставят на основание. На данном этапе, можно обойтись без прикручивания.

Привод, установленный на монтажное основание

Зубчатую рейку устанавливают на внешнюю шестерню привода таким образом, чтобы она прошла посредине элемента. Всю конструкцию (привод на основании и подставке вместе с зубчатой рейкой) подвигают к створке.

Зубчатая рейка по центру наружной шестеренки привода

Зубчатая рейка, приложенная к нижней трубе створки

Привод, закрепленный на монтажном основании

Крепление зубчатой рейки

Предварительно разблокируют привод специальным ключом, а ворота полностью закрывают.

Привод с ключом разблокировки

Зубчатая рейка поставляется отрезками по 1 метру. Крепят их последовательно.

После крепления первого элемента ворота приоткрываются на метр.

Отрезок рейки приложенный снизу

Отклонение от этого правила может привести к тому, что в местах стыков наружная шестерня будет получать сильные удары, опасные для нее и всего редуктора в целом.

Аналогично второму устанавливаются все последующие куски зубчатой рейки.

После монтажа последнего отрезка необходимо по всей длине обеспечить зазор примерно в 1 мм между зубчатой рейкой и шестерней привода.

Зазор 1 мм между зубьями рейки и наружной шестеренки привода

При разблокированном мотор-редукторе наружную шестерню следует взять снизу и попробовать сдвинуть. Если движения нет или оно сильно затруднено, то зубчатую рейку стоит приподнять выше.

Зазор между зубьями шестерни и рейки должен быть одинаковым на всем протяжении ворот.

Описание регулировки словами выглядит сложнее, чем этот процесс оказывается на практике. При выполнении описанных действий Вы сможете убедиться, что все довольно просто.

После выставления каждого отрезка в оптимальное положение требуется надежно зафиксировать его монтажными болтами.

Электроподключения

Схема электрических подключений автоматики

Типовая схема подразумевает подключение самого привода и важных дополнительных устройств, а именно фотоэлементов и сигнальной лампы. На практике аксессуары ставятся не всегда – система и без них может работать, но с пониженным уровнем безопасности. Если установка датчиков преграды и лампы не предусмотрена, то и электропроводку для них выполнять не потребуется.

Разводка кабелей

Проводка обычно выполняется скрытой еще до укладки дорожного покрытия. Выкапываются траншеи глубиной не меньше 70 см, по дну которых и прокладываются провода с внешней защитой. При этом под проездом в качестве гильзы рекомендуется брать пластиковую водопроводную трубу, диаметр которой может быть 15-20 мм. В грунте вне проезда достаточно гофротрубы.

Изначально трехжильный кабель сечением 1,5 кв.мм подводится от источника электропитания (напряжение 220 В) к плате управления (расположена внутри привода). Остальные кабеля (2-х и 4-х жильные по 0,5 кв.мм) разводятся уже от платы к аксессуарам согласно схеме.

Подключение платы управления к питанию

Контакты на плате управления для подключения питания

Кодирование пультов ДУ

Для выполнения дальнейших настроек автоматической системы потребуется запрограммировать пульт ДУ, чтобы получить возможность подавать команды приводу.

Кнопка Learn на плате

Данное действие приводит к тому, что загорается красный светодиод рядом с кнопкой.

Красный светодиод

Далее нажимают ту кнопку пульта, с которой предполагается управлять воротами, и ее канал будет прописан в память приемника.

 Пульт дистанционного управления

Данный процесс сопровождается сигналом светодиода: он должен дважды моргнуть и потухнуть. Это будет подтверждением записи пульта.

Выставление магнитных концевых выключателей

Для своевременной остановки привода в конце маневра предназначены магнитные концевые выключатели. Пара кронштейнов-магнитов крепятся на зубчатую рейку таким образом, чтобы подходить к датчику внутри привода в момент полного открывания и закрывания.

Принцип действия: приближение кронштейна к датчику-геркону приводит к размыканию реле под воздействием магнитного поля. Это служит сигналом к остановке двигателя.

Магнитные концевые выключатели, разнесенные на зубчатой рейке

Для корректного монтажа магниты сначала ставят на зубчатую рейку на расстоянии 10-20 см от корпуса привода при полуоткрытом положении ворот.

Магнитные выключатели возле привода

Магнитный выключатель напротив привода

Убедившись, что магниты расположены с правильных сторон, определяют точное место их размещения на зубчатой рейке ближе к ее краям.

Магнит считается правильно установленным, если ворота последние пару сантиметров плавно докатываются по инерции, не продвигаясь дальше положенного. Ни в коем случае створка не должна ударяться в уловитель при закрывании, напротив, между их стенками должен оставаться небольшой зазор.

Магнитные выключатели и привод

Уже на данном этапе ворота можно считать автоматизированными и пригодными к использованию.

Выполнение ряда дополнительных настроек позволит активировать полезный функционал блока управления. Управление воротами получится более комфортным. Для повышения безопасности эксплуатации автоматики стоит подключить периферийные устройства.

Задание времени работы автоматики

По умолчанию время работы привода установлено на 30 секунд. Заводские настройки можно сменить на индивидуальные.

Обычно остановка двигателя происходит по сигналу магнитных выключателей. Но если один из них будет поврежден или створка упрется во что-то, то как раз функция отключения по времени спасет двигатель от перегорания.

Кнопка Test на плате

Ворота самостоятельно пройдут полный цикл по магнитным концевым выключателям (откроются и закроются). После остановки время работы привода будет автоматически зафиксировано в памяти платы управления.

Корректировка чувствительности к препятствиям

Есть функция, позволяющая задать максимально допустимое усилие. Превышение данного порога приводит к автоматическому отключению двигателя. К примеру, если створка упирается в препятствие, то нагрузка возрастает, что требует адекватной реакции на ситуацию – остановки ворот.

Кнопка FORCE на плате

Установка и подключение фотоэлементов

Фотоэлементы на столбах

В основном фотоэлементы устанавливаются на опорные столбы.

Фотоэлемент на опоре

Фотоэлемент, прикрепленный к нащельнику

Парные датчики располагают друг напротив друга. При этом между ними не должно быть никаких преград, мешающих идти инфракрасному лучу от передатчика к приемнику. Именно этот луч сканирует проезд, а его обрыв дает сигнал о наличии препятствия на пути створки.

 Инфракрасный луч между фотоэлементами

Подключение датчиков безопасности.

Сначала подключают тот фотоэлемент, что расположен ближе к блоку управления:

Подключение фотоэлементов

 Перемычки на плате

После установки и подключения фотоэлементов требуется проверить их эффективность. При обрыве луча при закрывающейся створке автоматика должна реверсировать движение, т.е. ворота должны начать открывание. Если створка открывается, то обрыв луча либо игнорируется, либо приводит к остановке – опасности удара створкой не наблюдается, реверс не нужен.

Если реакции на разрыв луча при закрывании створки нет, и ворота продолжают движение как ни в чем не бывало, то следует поменять местами две пары контактов:

Перестановка контактов

Подключение фотоэлементов производится только после установки, подключения и проверки работы основного оборудования.

Монтаж и подключение сигнальной лампы

Сигнальная лампа. Общий вид на заборе

Для установки лампы подбирают такое место, чтобы ее было видно с любой стороны ворот.

Читайте также: