Цветные таблички монтессори своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Имя Марии Монтессори в настоящее время известно всем родителям и педагогам, работающим с детьми.

Её подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире.

Марию Монтессори дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сенситивных (благоприятных) периодов детства. Многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики…

Несмотря на то, что практически в каждом городе существуют Монтессори - центры и Монтессори – группы, не у всех детей есть возможность их посещать.

Мария Монтессори изначально занималась вопросами воспитания и образования детей, имеющих проблемы в развитии. Но, к сожалению, финансирование государственных учреждений, работающих с такими детьми, не позволяло обеспечить их специальными материалами.

В прошлом учебном году наш Центр закупил большое количество Монтессори-материалов. Педагоги используют его для своей работы с детьми каждый день.

Все Монтессори-материалы условно можно разделить на зоны:

Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания.

Зона сенсорного развития , где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.

Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала.

Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.

Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Мне хочется подробнее остановиться на том, как помогают Монтессори –материалы приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объём знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания

Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.

Согласно её теории, предоставив в распоряжение ребенка различные предметы, которые он может сравнивать по величине, размеру, количеству и форме, мы тем самым создаем благоприятную среду для развития его математических способностей; по сути, мы учимся считать, играя.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:

знакомство с цифрами от 1 до 10, соотнесение числа и количества,
усвоение состава числа).

Непосредственно в своей работе с детьми я широко использую материал 1 группы и 5 группы.

Очень часто многие родители, услышав, что их ребенок научился считать до 10, 100 и даже 1000, с гордостью заявляют, что их ребенок умеет считать. Но, стоит только попросить его принести 3 ложки, 2 машинки и т.д., мы сразу увидим механическое восприятие счёта.

Поэтому в первой группе материалов мы знакомим ребенка в первую очередь с количеством, делаем это на числовых штангах .

Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами.

Материал предназначен для развития визуального восприятия цветов. Ребёнок научится объединять предметы по цвету, выстраивать цветовой ряд, сможет визуально различать тонкость цветовых оттенков в окружающем мире. Косвенно идет подготовка к искусству, дизайну, всем видам научных наблюдений, эстетическое развитие.

  • набор №1 - 3 пары табличек (красный, синий, желтый)
  • набор №2 - 11 пар табличек (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, коричневый, белый, серый, черный)
  • набор №3 - 8 цветов, каждый представлен на 4 парах табличек в разных оттенках от темного до светлого (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый)
  • набор №4 - 9 цветов, каждый представлен на 7 табличках в разных оттенках от темного до светлого (красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый)
  • набор полосок всех оттенков для упражнения с прищепками

Размер: таблички 4х7,5 см
Формат файла: PDF
Формат печати: бумага А4 (13 листов)

Материал предоставляется в цифровом виде для скачивания и распечатывания.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Крышки с буквами Монтессори

буквы с крышками

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

ежик с прищепками

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

игрушки монтессори

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Говоря о создании развивающей среды дома, нельзя обойтись без примеров, поэтому сегодня я поделюсь с вами тем, как можно создавать материалы Монтессори своими руками для детской комнаты избегая существенных затрат.


Ребенок должен расти в подготовленной среде дома


Разнообразие материалов и форм для использования

Когда родился мой сын, я серьезно подошла к вопросу его развития. Оборудовала детскую в соответствии с ведущими методиками раннего развития.

Но когда ребенок пополз, а потом пошел, я стала отмечать потерю интереса к заранее выверенным и профессионально созданным материалам и карточкам. Тогда я снова вспомнила о Монтесори. Оказывается, чтобы создать развивающую среду в доме совсем не обязательно тратить уйму денег. Достаточно навести ревизию в своих шкафах, на кухне, среди старой одежды.


Создание познавательной среды своими руками

Сегодня, оглядываясь на свой прошлый опыт изготовления материалов Монтессори своими руками, я могу посоветовать начинать с самого простого: с рамок – вкладышей Монтессори.

Делаются они легко, из подручного материала. Цветную бумагу делим на квадраты 10:1, и наклеиваем ее на плотный картон, когда клей основательно высохнет, с помощью канцелярского ножа вырезаем в полученных квадратах геометрические фигуры. Хорошенько зашкуриваем края, чтобы ребенку было удобно сопоставлять фигуры с выкройкой в квадрате.


Другой, простой развивающий предмет интерьера, который можно сделать самостоятельно: доска для шнуровки. Для этого в плотном картоне проделывают два отверстия, пропускают через них шнурок и на обратной стороне аккуратно приклеивают шнуровочную петлю к картону. Дальше на поверхности картона закрепляем шнуровочные петли, зашнуровываем длинный ряд, завязываем бант.


А такое чудо называется геометрик и его легко можно сделать из дощечки и канцелярских кнопок, создавая квадраты одинакового размера, но разного цвета. А затем используя резиночки для волос, канцелярские резинки или резиновые нити, ребенок может создавать всевозможные геометрические фигуры, изучать цвета и развивать комбинаторные способности.


В платяном шкафу обязательно найдется парочка вещей, которые уже не носятся, но выкинуть их еще жалко. Это отличный материал для сенсорного коврика. Разноцветные пуговицы из шкатулки прабабушки, нитки мулине с набора для вышивки – вот и предметы для создания разнообразных материалов монтессори своими руками.




С помощью все того же картона, цветной бумаги и обыкновенных прищепок для белья можно сделать Солнышко-тренажер цвета.


С помощью круп и капроновых колготок – змейку для знакомства и изучения состава числа, параллельно развивая тактильные способности ребенка.

Такую змейку можно сделать в течение пары часов! Для этого вам понадобится горсть гороха, гречки, фасоли, риса и шершавый полиэтиленовый пакет. Отрезаем от колготок отрезок нужной длины и начинаем формировать змейку, насыпая крупу в носок. Каждый вид бобов или крупы хорошенько отделяем от остального узлом, в последнем звене змейки вшиваем скомканный пакет, чтобы при ощупывание наш ребенок наравне с математическими умениями развивал слух и мелкую моторику.


В свое время мне очень понравилась идея с расписными матрешками из старых пластиковых бутылок. У бутылки срезается горлышко и хорошенько заклеивается старой материей (ситец или бязь отлично подойдут).


Видя, как сложно сыну дается запоминать, а в последствии различать времена года, мы сделали с ним такой календарь: в центре глобус, вокруг него разноцветные стрелки (лучики); весна – три зеленые стрелки, лето – три красные, осень – три желтые, зима – три синие; а к каждую стрелочку дополняли фотографиями, сделанными в это время года, в этот месяц. Идею этого календаря я впервые увидела в японском мультсериале, а затем нашла его фото в интернете.



Вывод

В общем, при создании развивающей среды по методике Марии Монтессори, использовать можно практически все, что плохо лежит и будоражит ваше с ребенком воображение. Важно помнить о том, что все в детской должно соответствовать возрасту ребенка и, конечно, создавать материалы Монтессори своими руками, следуя за полетом творческой мысли!

Читайте также: