Циклолет своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Фонд перспективных исследований (ФПИ) представил на международном форуме "Армия-2020" летный демонстратор первого в России циклолета, на основе которого к 2024 году должны создать полноразмерную летающую пассажирскую машину для Минобороны РФ.

Как рассказал ТАСС руководитель проекта "Циклон" со стороны ФПИ Григорий Макеич, беспилотник массой 60 кг уже проходит летные испытания. "Задача - до конца года доработать систему автоматического управления. Мы планируем поставить на него гибридную силовую установку, которая позволит ему летать дольше 60 минут", - уточнил он.

На февраль 2021 года намечены приемочные испытания, на которых циклолет должен продемонстрировать все свои преимущества и заявленные характеристики. "После этого мы перейдем к созданию большого аппарата, который будет способен перевозить до шести человек. До конца этого года мы должны испытать в аэродинамической трубе один полноразмерный движитель для большой машины. И к 2024 году должен быть создан полноразмерный пассажирский циклолет", - сообщил представитель ФПИ.

Как уточнил Макеич, разработкой уже заинтересовались военные. В частности, предполагается создание циклолета наземного и палубного базирования для проведения десантных операций.

Преимущества циклических движителей

Изначально фондом была поставлена задача по поиску оптимальных решений для создания летающих автомобилей. Тогда ученые Института теплофизики Сибирского отделения РАН и инженеры компании "Авакс-Геосервис" предложили свое решение - циклолет.

"У циклолета есть ряд преимуществ: компактность, низкий уровень шума по сравнению с вертолетом или квадрокоптером. Также используемые циклические движители позволяют менять направление вектора тяги на 360 градусов, благодаря этому данный летательный аппарат обладает повышенной маневренностью", - рассказал Макеич.

По словам представителя ФПИ, циклолет разрабатывается для городских условий и труднодоступной горной местности. Он способен летать среди препятствий, причаливать к вертикальным поверхностям, а также осуществлять взлет-посадку на наклонную поверхность (то, что не может делать вертолет или квадрокоптер) и при этом обладать высокой маневренностью. Периферийная защита двигателей позволит избежать разрушения движителей при столкновении с препятствиями.

Созданный 60-килограммовый демонстратор может переносить полезную нагрузку в 10-20 кг. "Соответственно, такие беспилотные циклолеты смогут выполнять задачи в интересах Минобороны - осуществлять ударные функции. На беспилотник можно крепить пулемет или неуправляемые бомбы. Также аппарат может осуществлять разведку и за счет низкого уровня шума делать это незаметно", - рассказал Макеич.

В Институте теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН разработан циклолет — новый летательный аппарат, который можно будет использовать в качестве скорой помощи и городского такси. Образец весом 60 килограммов уже прошел испытания на полигоне, и сейчас идет создание более крупномасштабного аппарата весом около 2,5 тонн.

“Недавно завершился этап нашей совместной работы с Фондом перспективных исследований по созданию демонстратора летательного аппарата на альтернативных принципах — циклолета. Аппарат весом 60 кг уже в конце 2020-го — начале 2021 года совершил свои первые тестовые полеты”.

Циклолет

“Сейчас мы движемся к созданию более крупномасштабного циклолета весом 2,5 тонны и полезной нагрузкой около 600 кг. Это концепция летающего автомобиля для задач скорой помощи, МЧС, а возможно, в будущем и городского такси”, — рассказал директор ИТ СО РАН академик Дмитрий Маркович Маркович.

Одно из важнейших качеств этого аппарата — низкий уровень шума. Это достигается за счет того, что в нем нет открытых лопастей. По словам ученого, такие машины не заменят дроны и вертолеты, но, вполне возможно, со временем займут свое место в транспортной системе крупных городов.

“К циклолету есть интерес со стороны как государственных, так и коммерческих структур. Если мы доведем его до уровня аэротакси, скорой помощи или аппаратов для МЧС, то, конечно, спрос будет. Другое дело, что параллельно придется трансформировать законодательство.”

“У нас еще не существует таких документов, которые регламентировали бы полеты подобных аппаратов в рамках городских образований, — говорит Дмитрий Маркович. — На данный момент в России разрешены полеты дронов до 30 килограммов, даже 60-килограммовый аппарат может испытываться только на отдельных полигонах.

Что же касается разработки двухтонного демонстратора, в соответствии с нашим предварительным графиком, который мы обсуждаем с Фондом перспективных исследований, он должен быть готов в течение ближайших четырех лет, то есть примерно в 2025 году”.

Академик отмечает, что такие аппараты сейчас активно развиваются как минимум в пяти-шести странах, но Россия на сегодняшний момент является лидером на уровне создания демонстраторов циклолетов. Необходимо организовать трансфер этой технологии в промышленное использование: просчитывать экономику, привлекать инвесторов, создавать индустрию. Всё это будет реализовываться в рамках организованного в ИТ СО РАН центра трансфера технологий.

Новый беспилотный летательный аппарат будет доступен как для гражданского, так и военного использования.

Новый беспилотный летательный аппарат будет доступен как для гражданского, так и военного использования.

Прототип 2020 года.


Новый беспилотный летательный аппарат будет доступен как для гражданского, так и военного использования.

Прототип 2020 года.

Прототип так называемого циклолёта уже поднимался в воздух в 2020 году. Компактный аппарат, как ожидается, сможет преодолевать огромные расстояния и перевозить как грузы, так и пассажиров.

Российский Фонд перспективных исследований в середине апреля 2021 года сообщил о начале работ по созданию аэромобиля "Циклокар", которые ведутся в рамках проекта "Циклон". Он сможет перевозить до шести пассажиров и до 600 кг грузов.

Скорость его полёта составит 250 км/ч, а дальность – целых 500 километров. При этом "Циклокар" будет довольно компактным, сможет садиться на наклонную (до 30 градусов) поверхность и причаливать даже к вертикальным плоскостям.

Первые полёты полноразмерного прототипа летательного аппарата запланированы на 2022 год. Прототип меньших размеров уже поднимался в воздух в 2020 году.

Удерживать и перемещать аэромобиль в воздухе будут циклические движители (циклические роторы). Это сложные аэродинамические устройства, которые обеспечивают низкий уровень шума и компактность летательного средства.

В салон аэромобиля можно будет попасть как с бортов, так и с кормовой части. Задняя дверь позволит помещать в циклолёт громоздкие грузы, а также медицинское оборудование. Это позволит перевозить на его борту больных и раненых.

Пассажиров необычного транспортного средства и окружающих людей от вращающихся лопастей "Циклокара" защитят специальные цилиндры, установленные на движители. Они также обеспечат безопасность самих движителей: в них не смогут попасть посторонние предметы. Это означает, что, например, из-за птиц аэромобиль не потеряет управляемость.

Циклическую тягу обеспечит гибридная силовая установка российского производства. Она будет оснащена полным электроприводом и расширительным газогенератором.

Максимальная скорость "Циклокара" составит 250 км/ч, то есть аппарат будет несколько медленнее других мультикоптеров. Зато обещанная дальность полёта в 500 километров приятно удивляет, сообщает портал New Atlas.

Циклический движитель будущего аэромобиля уже прошёл наземные испытания. Кроме того, в 2020 году в рамках проекта "Циклон" уже совершил первый полёт циклолёт, на котором были испытаны все основные механизмы и алгоритмы управления.


Добавим, что сложнейший циклический движитель был разработан исследователями из новосибирского Института теплофизики СО РАН и его красноярского филиала.

"Аэромобильная концепция "Циклокара" выражается простой формулой "полноценный летающий автомобиль". […] Управлять "Циклокаром" будет не сложнее, чем современными автомобилями. Пилотирование может осуществляться оператором на борту, либо с гаджета в зоне работы бортовой системы связи "Циклокара" или с наземного пункта управления как полноценным беспилотником", – сообщает руководитель проектной группы Ян Чибисов из Фонда перспективных исследований.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Летный демонстратор циклолета Милена Синева/ТАСС

КУБИНКА /Московская область/, 28 августа. /ТАСС/. Фонд перспективных исследований (ФПИ) представил на международном форуме "Армия-2020" летный демонстратор первого в России циклолета, на основе которого к 2024 году должны создать полноразмерную летающую пассажирскую машину для Минобороны РФ.

Как рассказал ТАСС руководитель проекта "Циклон" со стороны ФПИ Григорий Макеич, беспилотник массой 60 кг уже проходит летные испытания. "Задача - до конца года доработать систему автоматического управления. Мы планируем поставить на него гибридную силовую установку, которая позволит ему летать дольше 60 минут", - уточнил он.

На февраль 2021 года намечены приемочные испытания, на которых циклолет должен продемонстрировать все свои преимущества и заявленные характеристики. "После этого мы перейдем к созданию большого аппарата, который будет способен перевозить до шести человек. До конца этого года мы должны испытать в аэродинамической трубе один полноразмерный движитель для большой машины. И к 2024 году должен быть создан полноразмерный пассажирский циклолет", - сообщил представитель ФПИ.

Как уточнил Макеич, разработкой уже заинтересовались военные. В частности, предполагается создание циклолета наземного и палубного базирования для проведения десантных операций.

Преимущества циклических движителей

Изначально фондом была поставлена задача по поиску оптимальных решений для создания летающих автомобилей. Тогда ученые Института теплофизики Сибирского отделения РАН и инженеры компании "Авакс-Геосервис" предложили свое решение - циклолет.

"У циклолета есть ряд преимуществ: компактность, низкий уровень шума по сравнению с вертолетом или квадрокоптером. Также используемые циклические движители позволяют менять направление вектора тяги на 360 градусов, благодаря этому данный летательный аппарат обладает повышенной маневренностью", - рассказал Макеич.

По словам представителя ФПИ, циклолет разрабатывается для городских условий и труднодоступной горной местности. Он способен летать среди препятствий, причаливать к вертикальным поверхностям, а также осуществлять взлет-посадку на наклонную поверхность (то, что не может делать вертолет или квадрокоптер) и при этом обладать высокой маневренностью. Периферийная защита двигателей позволит избежать разрушения движителей при столкновении с препятствиями.

Созданный 60-килограммовый демонстратор может переносить полезную нагрузку в 10-20 кг. "Соответственно, такие беспилотные циклолеты смогут выполнять задачи в интересах Минобороны - осуществлять ударные функции. На беспилотник можно крепить пулемет или неуправляемые бомбы. Также аппарат может осуществлять разведку и за счет низкого уровня шума делать это незаметно", - рассказал Макеич.

Форум "Армия-2020"

Международный военно-технический форум "Армия-2020" открылся на территории конгрессно-выставочного центра Вооруженных сил России "Патриот" 23 августа и продлится до 29 августа. Часть демонстрационных показов также проходит на полигоне Алабино, аэродроме Кубинка и на полигоне Ашулук в Астраханской области. Форум планируют посетить представители около ста стран мира. Более полутора тысяч организаций и предприятий продемонстрируют около 28 тысяч экспонатов. В статическом и динамическом показах принимает участие почти 700 единиц современного вооружения и военной техники.

Читайте также: