Что шуман сделал со своей рукой

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. "Разум ошибается, чувство — никогда" - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.

Краткая биография Шумана

8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие - в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.

Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.

Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.

После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.

Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы "Вариации", "Карнавал", "Бабочки", "Фантастические пьесы", "Детские сцены", "Крейслериана". Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает "Новую музыкальную газету", в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.

1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них - "Любовь поэта", "Мирты", "Любовь и жизнь женщины". Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.

Интересные факты о Роберте Шумане

Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется - Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.

Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора - 8 июня. В их числе - музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.

Шумана можно считать "крестным отцом" Иоганнеса Брамса. Будучи главным редактором "Новой музыкальной газеты" и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.

Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать "Грезы" Шумана.

В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.

В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: "Звуки — это возвышенные слова".
Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники - "Studententagebuch" (Студенческие дневники), "Lebensbucher" (Книги жизни), есть еще"Eheta-gebiicher" (Дневники брака) и "Reiseta-gebucher" (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки "Brautbuch" (Дневник для невесты), "Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder" (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, "Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen" (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), "Книга проектов", в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.

К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.

В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен "Мирты", которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.

Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.

Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона.
Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм "Песнь любви" (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.

Личная жизнь Роберта Шумана

Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери, она родила Шуману восемь детей. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа. Она пережила Шумана на целых 40 лет. Ее похоронили рядом с супругом.

Загадки Шумана

Шуман обладал склонностью к мистификациям. Так, он придумал двух персонажей – пылкого Флорестана и меланхоличного Эвсебия, и подписывал ими свои статьи в "Новой музыкальной газете". Статьи писались в абсолютно разной манере, и публике было невдомек, что за двумя псевдонимами скрывается один и тот же человек. Но композитор пошел еще дальше. Он объявил, что существует некое Давидово братство ("Давидсбунд") – союз единомышленников, готовых бороться за передовое искусство. Впоследствии он признавался, что "Давидсбунд" является плодом его воображения.

Существует множество версий, объясняющих, почему у композитора в юности развился паралич руки. Одна из самых распространенных заключается в том, что Шуман в своем желании стать виртуозным пианистом изобрел специальный тренажер для растяжки кисти и развития гибкости пальцев, но в итоге получил травму, которая затем привела к параличу. Однако супруга Шумана Клара Вик всегда опровергала этот слух.

Цепь мистических событий связана с единственным скрипичным концертом Шумана. Однажды в ходе спиритического сеанса двум сестрам-скрипачкам поступило требование, которое, если им верить, исходило от духа Шумана, - найти и исполнить его скрипичный концерт, рукопись которого хранится в Берлине. Так и вышло: концертная партитура нашлась в берлинской библиотеке.

Не меньше вопросов вызывает виолончельный концерт немецкого композитора. Незадолго до попытки самоубийства маэстро работал как раз над этой партитурой. На столе осталась рукопись с правками, но из-за болезни он больше к этой работе не вернулся. Впервые концерт был исполнен уже после смерти композитора в 1860-м г. В музыке отчетливо ощущается эмоциональная неуравновешенность, но главное — его партитура настолько сложна для виолончелиста, что можно подумать, будто композитор совершенно не учитывал специфику и возможности этого инструмента. Буквально до недавнего времени виолончелисты справлялись с задачей, как могли. Шостакович сделал даже свою оркестровку этого концерта. И только недавно обнаружились архивные материалы, из которых можно сделать вывод, что концерт предназначался не для виолончели, а для…скрипки. Насколько этот факт соответствует действительности, сказать сложно, но, по свидетельству музыкальных экспертов, если ту же самую музыку в оригинале исполнить на скрипке, трудности и неудобства, на которые уже почти полтора века сетуют исполнители, исчезают сами собой.

Музыка Шумана в кинематографе

Образная выразительность музыки Шумана обеспечила ей популярность в мире кино. Очень часто сочинения немецкого композитора, в творчестве которого большое место занимает тема детства, используются в качестве музыкального сопровождения в картинах, рассказывающих о детях и подростках. А мрачность, драматизм, причудливость образов, присущие ряду его произведений, как нельзя более органично вплетаются в картины с мистическим или фантастическим сюжетом.

Arabesque", Op. 18 - "Дедушка легкого поведения" (2016), "Сверхъестественное" (2014), "Загадочная история Бенджамина Баттона" (2008)
"Детские сцены" - "Земля забвения" (2011), "Доктор Хаус" (2009), "Комиссар Рекс" (1999)
"Любовь поэта" - "Настройщик" (2010)
Концерт для виолончели ля минор - "Франкенштейн" (2004)
"Грезы" - "За гранью" (2003)

У Шумана была черта, которую отмечали многие современники – он приходил в искреннее восхищение, когда видел перед собой талант. При этом сам он не испытал при жизни шумной славы и признания. Сегодня настал наш черед отдать дань восхищения композитору и человеку, подарившего миру не просто необыкновенно эмоциональную музыку, а себя в ней. Не получив фундаментального музыкального образования, он создал настоящие шедевры, которые под силу лишь зрелому мастеру. В буквальном смысле он положил на музыку всю свою жизнь, не солгав о ней ни единой нотой.

Роберт Шуман. Мечта о недосягаемом

Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному. Композитор окончил свои дни в лечебнице для душевнобольных.

В шесть лет Шумана отдали в частную школ у Дёнера, семи лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году, побывав вместе с отцом на концерте пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт принял решение стать профессиональным музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в ответ. Они прочили сыну совсем другую будущность и не могли предположить, что музыка станет для него чем-то большим, чем просто детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать приятное своему баловню (Роберт был младшим в семье), приглашал в дом музыкантов-любителей. В гостиной Шуманов часто звучали произведения Гайдна, Вебера и других выдающихся композиторов (преимущественно - немецких).

Юность композитора была омрачена двумя тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а затем, вследствие долгой психической болезни, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти сестры он увидел еще и своеобразное предостережение себе самому (известно, что композитор всю жизнь боялся сойти с ума).

В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик, выросшей к этому времени из девочки-вундеркинда в красивую молодую женщину. Нужно сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не потому, что желал для дочери более состоятельного и благополучного супруга. Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала концертную деятельность и была свободна от семейных обязательств.

Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая пора их брака стала самым счастливым временем в жизни Шумана. Клара родила Шуману восьмерых детей, однако не оставила музыкальной карьеры. Муж был ей предан и буквально оживал в ее присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли, впадал в депрессию и много пил.

В 1843 году он пытается вести в консерватории Лейпцига классы композиции и чтения партитур, но преподавательская деятельность мучительна для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844 году он прекращает работу в своем журнале.

В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля 1856 года композитор умирает в частной клинике для душевнобольных.

Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54

Шумановский фортепианный концерт ля минор - один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия.

Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом Лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.

Публика привыкла к несколько иной трактовке фортепианного концерта, к виртуозным трюкам и встретила утончённое сочинение Шумана, скорее, равнодушно. Но по мере того как Клара на протяжении своей долгой жизни играла этот концерт снова и снова, он все больше нравился слушателям и вскоре прочно вошёл в репертуар пианистов. Его полюбили за богатство идей, теплоту и лиризм.

В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.

В сиянье тёплых майских дней
Звенело птичек пенье,
И я поведал милой
Любви моей томленье.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, 2 часть, mp3;
Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, 3 часть, mp3;
Шуман. В сиянье теплых майских дней (на русском языке), mp3;
Шуман. В сиянье теплых майских дней (на немецком языке), mp3;
Шуман. Грёзы, mp3;
3. Статья, docx.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары — будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.
Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы. Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

История жизни Роберта Александера Шумана

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства, и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

Роберт и Клара, 1847

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером, и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.

Шуман: прощание с миром

Никто, включая гениев, не выбирает своих родителей. Можно ли с уверенностью утверждать, что унаследованные психические отклонения не связаны с генами, предрасполагающими к музыкальному творчеству? Кто знает, может Роберту Шуману досталось то самое их сочетание, которое и сделало его гениальным композитором.

Роберт Шуман (1810–1856) – великий немецкий композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик. К трагической личности Шумана в полном смысле подходит высказывание Томаса Манна о том, что гений есть очень опытная в болезни личность, которая черпает из нее силу воли и благодаря ей поддерживает творческую форму.

ЧУДЕСНОЕ ДИТЯ

Сестра Шумана Эмилия покончила с собой в 19-летнем возрасте в состоянии психического расстройства. Единственный сын Шумана Людвиг в 28 лет попал в психиатрическую больницу.

Несмотря на немалые странности в поведении родных, Роберт рос вундеркиндом в атмосфере всеобщего восхищения. Он много читал и проявлял необыкновенные способности к музыке. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на 12-м году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции. Богатое воображение мальчика часто создавало вымышленных героев, с которыми он любил разговаривать. Возможно, Шуман пытался таким образом спрятаться от жизненных неприятностей в волшебном мире, населенном необычными персонажами.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

В детстве Шуман писал статьи для энциклопедии, увлекался филологией. С 16 лет Роберт руководил Немецким литературным обществом.

БЕЗУМИЕ В ГРУДИ

1 Ноймайр А. Музыка и медицина. На примере немецкой романтики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

С 20-летнего возраста жизнь Шумана колебалась между крайностями: напряженная музыкальная работа, с одной стороны, и праздничные оргии – с другой. Шуман занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело его к беде: форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил сухожилие. Несмотря на длительное лечение, кисть навсегда осталась неспособной к виртуозной игре.

МУЗЫКА В КАЖДОМ ШОРОХЕ

Через шесть лет Лейпцигский университет присвоил композитору звание доктора философии. В том же году Шуман женился на дочери своего учителя пианистке Кларе Вик. Первые несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Самые удачные, самые прекрасные произведения относятся к этому времени.

С 1850 года у композитора начались эпилептические припадки и бред. Шуман видел ангела и черта, чувствовал себя преследуемым гиенами и тиграми, постоянно слышал голоса, был одержим то страхом смерти, то идеей о самоубийстве, обвинял себя в воображаемом преступлении и бросился, в конце концов, из отвращения к самому себе, в Рейн 24 февраля 1854 года. Его спасли и отвезли в лечебницу Endinich около Бонна, где он постепенно угасал и через два года умер.

ШИЗОФРЕНИЯ ИЛИ ПСИХОЗ?

С точки зрения автора статьи, это была приступообразная шизофрения, протекавшая с галлюцинаторно-бредовыми и кататоническими синдромами. Все данные о наследственности подтверждают это предположение. А как же объяснить то, что композитор так долго мог творить, создавал талантливые музыкальные произведения? Как ни удивительно это воспринимается в наши дни, столь длительную способность к творчеству можно объяснить отсутствием лечения нейролептиками. С другой стороны, нелеченое заболевание и привело гениального творца к поражению центральной нервной системы, а позже и к летальному исходу.

ИЗ ДНЕВНИКА КЛАРЫ

Читайте также: