Что сделал раскольников во время первого визита к соне как объясняет свой поступок

Обновлено: 07.07.2024

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показывает нам двух абсолютно противоположных героев - Родиона и Соню. Их отличие не только в половом признаке, но и в отношении к жизни и к самому себе. Если Сонечка - это трепетное и милое существо, то Родион - угрюмый и нелюдимый человек.

Характеристика Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Родион Раскольников - студент, который из-за долгов бросил учебу. Во время своей депрессии и отсутствия денег создал теорию о двух типах людей: право имеющих и тварей дрожащих, о сильных и слабых мира сего. Он грезит стать таким же, как Наполеон, захватывать страны и вершить судьбы людей.

Рис. 1. Родион Раскольников. Иллюстрации И.С.Глазунова Софья Мармеладова - молодая красивая девушка, по воле судьбы оказалась девушкой, продающей свое тело. По образованию швея, но это не приносит тот доход, который способен прокормить ее семью. София Семеновна добрая и отзывчивая девушка, способная ради семьи и других людей пойти на жертвы, даже в ущерб себе.

Первое знакомство Софьи и Родиона

Родион узнает о Соне за несколько дней до их встречи из разговора отца Софьи, бывшего чиновника Мармеладова. Мармеладов, пьяный, сидя в харчевне, куда пришел главный герой перекусить, рассказывает о своей дочери и ее тяжелой жизни. Через 8 дней Раскольников увидел на площади умирающего под лошадью Мармеладова. Родион приносит отца Сони в их дом, при таких трагических событиях происходит первая встреча Сони и Родиона. Соня, впервые увидев Раскольникова, очень стесняется своего наряда и практически не смеет поднимать взгляд на гостя. Родион, напротив, с интересом разглядывает девушку. Мармеладов умирает на руках дочери, Раскольников очень сопереживает семье. Родион оставляет последние сбережения на похороны и уходит из дома Мармеладовых.

Рис. 2. Соня Мармеладова

Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова

Софья приходит к Родиону домой поблагодарить за оставленные деньги. Вместе с Раскольниковым в комнате студента присутствуют мать и сестра героя. Родион представляет родным Соню. Следующая встреча происходит в тот же день, герой намекает Соне, что знает, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Раскольников не выдает себя, так как мечется внутри себя. Отношения их становятся более теплыми и доверительными. На поминках Мармеладова Соню обвиняют в воровстве, но за нее заступается жилец Лебезятников. Раскольников понимает, что эта девушка с чистой душой, которую хотят запятнать такие, как “Лужины”. Родион решается рассказать Софье о своем преступлении. После скандала, устроенным Лужиным, Раскольников приходит к Соне, и признается ей во всем. Девушка принимает информацию спокойно и понимающе. Она предлагает ему сдаться, но он еще не готов к этому.

Признание Раскольникова

Раскольников все же решает признаться. Он приходит к Соне и видит в ее глазах доброту к нему, он не понимает, почему она так к нему относится, он ведь убийца.

Родион молча доходит до участка, но не может решится на признание. И вновь он встречается глазами с Соней, которая тайком следила за ним, и поднимается к следователю. Раскольников признается в своем преступлении. На суде было решено сослать Родиона в Сибирь, Соня едет за ним. Им обоим было трудно. Раскольников долго не мог отойти от своей теории, он считал, что убил никчемную “вошь”, на что Соня отвечала, что нельзя сравнивать жизнь человека с насекомым. На каторге девушка старается помогать всем вокруг, ее доброта и отзывчивость безгранична. Ей не важно, какое преступление совершил тот или иной каторжник, она смотрит на душу человека и пытается спасти ее. В тюрьме Родион начал читать библию, благодаря Соне, и через ее доброту и поддержку душа Раскольникова наконец-то раскаялась.

“Преступление и наказание” – одно из самых интересных, но при этом достаточно сложных произведений в творчестве Достоевского. Здесь поднимается много вопрос, связанный с моральным и этическим поведением, мы видим душевные терзания разных людей.

В произведении много интересных персонажей со своими мыслями и думами. Однако двумя центральными являются Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Юноша очень беден. Он очень недоволен укладом жизни в обществе. Родион считает себя “необычным” человеком, таким как Наполеон, и думает, что он может вершить судьбы людей, и ему ничего за это не будет, ведь делается все это во благо. Вот такие мысли и подводят его к убийству старухи-процентщицы. А Соня является полной противоположностью юноше. Она против жестокости и насилия, старается жить правильно, следуя нормам морали. Она верит в Бога, старается нести в этот мир только светлое и доброе. Возможно, автор через неё показывает, какие поступки и качества он хочет видеть в людях. Она видит смысл жизни в помощи другим. Соне приходится пойти на ужасный поступок, который противоречит её вере, она идет на крайние меры, чтобы спасти семью от голода. С её образом связана тема высокой жертвенности. Девушка готова помогать всем, пусть и во вред себе. Родион совершенно другой человек. Он не видит смысла в вере Богу, он хочет перестроить все на свой лад. Оба этих героя имеют проницательный ум. Соня прекрасно понимает, что Родион “ужасно, бесконечно несчастен”. Она очень хочет помочь ему и уговаривает пойти в полицию признаться в содеянном. Раскольников, видя в Соне чистую светлую душу, приходит именно к ней с исповедью, падает ей в ноги с желанием “поклониться всему страданию человеческому”. Именно благодаря ей Родион старается ступить на верный путь. Соня протягивает ему крест со словами: “Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесём!”. Раскольников в эту минуту понимает, что Соня будет с ним до конца, и действительно после его ссылки в Сибирь она едет за ним.

Не случайно эти два персонажа встретились в романе. Их любовь спасла обоих. Они оба очистились от грехов, изменились. Возможно, если бы изначально Соня не пожалела Родиона и не увидела, что где-то внутри него все же живет человек с раненой душой, все могло бы сложиться и по-другому. Или если бы Родион, действительно не обладал хоть какой-то частичкой человека, способного испытывать сострадание, возможно он не приглянулся бы Соне.

Почему раскольников пришел именно к соне после преступления

Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне. Таким путём они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Пример 2

Достоевский пишет “Преступление и наказание” в особый период своей жизни. Он возвращается с каторги с новыми взглядами на мироустройство. Теперь это религиозный человек, который осуждает насилие любого уровня. Он выступает против революционных движений и уверен, что общество может стать лучше только через нравственное самосовершенствование каждого.

Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.

Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.

Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.

Признание Раскольникова Соне

Первая попытка признания в убийстве.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Она читала, и Раскольников понимал, что это для нее самое святое, что она раскрывает перед ним свою веру и хочет, чтобы и он поверил.

После чтения он немного помолчал, а затем поведал, что бросил своих родных и не пойдет больше к ним, что теперь у него и Сони — общая дорога, одна цель. Еще он говорил, что надо что-то делать, надо взять власть над собой и над всеми. Соня была напугана.

Уходя, Раскольников пообещал, что придет к ней завтра и расскажет, кто убил старуху и Лизавету. Соня посмотрела на него как на помешанного и всю ночь провела в полубреду..

Вторая попытка признания в убийстве.

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу. Сердце Раскольникова смягчилось, две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. Соня стала расспрашивать, почему он это сделал. Он начал было объяснять, но сам ощутил, что в объяснениях что-то не так.

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Убеждая его, девушка предложила ему В подарок свой кипарисный крест, у нее ведь остался медный, лизаветин (они с подругой поменялись: Соня дала образок, а Лизавета крестик). Родион хотел было взять крест Сони, но потом сказал, что пока не готово.

Разговор о том, как ему жить дальше, был прерван: появился господин Ле6езятников.

СПАДИЛО.РУ

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.

Описание героя

Внешность

Характер Сони

Биография

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Соня и Раскольников

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней — ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня — нравственный ориентир автора.

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

У такого человека как Раскольников появились теплые чувства к Соне. Но истерзанный своим поступком все-таки решается рассказать, что он убийца. Придя к Соне, он рассказывает о том, что он преступник, по ее лицу было понятно, что нужно понести наказание за содеянное. Это придало уверенности и силы Раскольникову. Соня говорила о том, что он должен пойти на Сенную поцеловать землю, ведь перед нею согрешил, а не только перед народом, и заявить в голос что убийца. Дойдя до середины площади, ощутил новое неизведанное чувство, тогда он был уверен, что наказание должен понести. Но из-за откликов людей так и не смог в голос произнести, что он и есть убийца. Что все мысли, в которые от тщетно верил, ничтожны и не несут ни какого смысла, что погубил он себя таким действием.

Возле конторы ноги онемели, но он продолжал идти, зная, что это правильное действие. На пути в контору встретил Прохора, который вел это дело, задрожал и думал что лишь бы не к нему. Но войдя в контору не смог произнести слова о своем признании. Тогда Раскольников вышел и уже на улице увидел Соню, прятавшуюся во дворе. Тогда он и подумал, что она с ним будет в любой ситуации до конца, куда бы ни завела судьба. И без колебаний зашел и рассказал что он преступник. Это признание рассматривал как признание своей ничтожности и убогости. В его наказании и есть спасение. По-настоящему раскаялся он только на каторге, после общения с Соней и прочтения Евангелия. Его спасла любовь и не до конца потерянная человечность.

Признание Раскольникова Соне в убийстве. Материалы к анализу эпизода

Признание Раскольникова Соне в убийстве. Материалы к анализу эпизода

Разговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч у него с Порфирием Петровичем?

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья – развязки.

В словаре В. И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников — экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведём эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.

В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семёновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чём смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чём должен был убедить Соню эпизод с Лужиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасёт. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” – Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт – он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вёл диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср. : “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задаёт Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? . . . Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю”.

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передаётся напряжённость разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), действия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на её постель”).

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чём особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь – “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чём смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чём смысл такого сходства героев с детьми?

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается авторскими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. . . Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя – единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые – значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он ещё надеется одолеть судьбу. Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием. Раскольников ещё не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чём мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнётся следующий урок.

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

Признание Раскольникова в преступлении

Эпизод признания Раскольникова — это выражение гуманистической позиции автора, разделяющего христианские убеждения. Это тонкий анализ душевного состояния героя, его внутренней борьбы. Большую роль здесь играет внутренний монолог Раскольникова, раскрывающий художественное мастерство автора, его понимание психологии героя. Наконец, это закономерный финал романа о преступлении, совершенном героем, и главное, о самом страшном наказании, которое он понес, — муках собственной совести.

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.

Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.

ВложениеРазмер
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 52 КБ

Предварительный просмотр:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.

Для него человек есть не только

психологическое, но и духовное существо.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?

- Какие события предшествуют этой встрече?

- Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?

- Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?

(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

- Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?

- Что же дает ей силу жить дальше?

- Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?

(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).

  1. Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

- Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?

- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?

- Какую роль играет этот эпизод в романе?

- В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)

- Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?

- Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?

- Как Соня принимает признание Раскольникова?

- В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?

(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)

- Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?

- Почему Раскольников не принял от Сони крест?

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

Дочитать роман. Ответить на вопросы:

  1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?

Евангелие От Иоанна

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными.


Конспект урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони

Разработка конспекта урока по литературе. Семья Мармеладовых. Правда Сони. 10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ю.В. Лебедева.


Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве.



Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина "Три ключа".


Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.


Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Читайте также: