Что сделал как подчеркивается

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

подлежащее - отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой;
сказуемое - отвечает на вопрос что делает? Подчеркивается двумя чертами;
дополнение - отвечает на вопросы: чего? кого? чему? кому? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркивается пунктирной линией;
обстоятельство - отвечает на вопросы: куда? где? откуда? почему? отчего? как? когда? как долго? с каких пор? зачем? для чего?Подчеркивается штрих - пунктирной линией.
определение - отвечает на вопрос какой? чей? Подчеркивается волнистой линией.

Подчеркнуть части речи в предложении не так сложно. Хоть их не мало, это очень простая процедура. Нужно просто изучить пару правил, и дело сделано!

Как подчеркивать части речи

  • Как подчеркивать части речи
  • Что такое обстоятельство, дополнение и определение
  • Как подчеркивать дополнение

Начнем с изучения всех членов предложения. Есть главные - это подлежащее и сказуемое. А также есть второстепенные - определение, обстоятельство и дополнение.

Как подчеркивать части речи

Подлежащее - это чаще всего существительное, оно отвечает на вопросы "кто?", "что?". Подчеркивается одной прямой линией. Сказуемое - это глагол, отвечает на вопрос "что делает?". Подчеркивается двумя прямыми линиями. Дополнение отвечает на вопросы "чего?", "кого?", "чему?", "кому?", "чем?", "кем?, "с чем?", "с кем?". И подчеркивается пунктиром. Определение - это чаще всего прилагательное, отвечает на вопросы "какой?", "чей?". Подчеркивается волнистой линией. Обстоятельство отвечает на вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "чей?". Подчеркивается точкой и пунктиром.

Разобрать предложение по членам затрудняются многие ученики и не только в начальной школе. И в 6-7 классах ученики путают дополнения и обстоятельства. И не могут запомнить, что и как называется. Если с главными членами предложения более-менее всё понятно, то с второстепенными - просто беда.

Как запомнить названия членов предложения, как их правильно подчёркивать и как ничего не путать, об этом и буду рассказывать в этой статье.

Главные члены предложения

Их ещё называют грамматической основой предложения. Начинают проходить в 1 и во 2 классах (в зависимости от программы). На первых этапах ребенку трудно их найти. Проблемы возникают именно с поиском подлежащего, ведь в предложении может быть несколько существительных, и вопросы к ним ребенок может ставить неверные. Например,в предложении: Рыжая лисица живёт в лесу в норе. Ребенок задаёт вопрос: что? в лесу; что? в норе. Это неверно.

Поэтому можно начинать со сказуемого. Находим в предложении действие, то есть слово, которое отвечает на вопросы: что делать, что сделал, что делают, что делала и т.д . Обычно слово-действие все дети находит без проблем. Подчеркиваем его двумя чертами . Это сказуемое .

От этого слова задаём вопрос: кто или что совершает это действие? Лисица. Подчеркиваем одной чертой - это подлежащее .

На первых порах этого достаточно, но позже начинать нужно с подлежащего. Так как сказуемое не всегда выражено глаголом. Например, в предложении: Лиса - лесной житель. Житель - сказуемое .

Легко находить подлежащее учим следующим образом:

  • Спросить: кто главный герой предложения? Находим слово - это подлежащее.
  • Что этот герой делает? Это сказуемое.

Второстепенные члены предложения

От главных членов предложения нужно задавать вопросы к другим словам. По этим вопросам и определяется член предложения.

Какой? Какая? Какое? Какие? - определение. Выражено чаще всего прилагательным. Лисица какая? - рыжая. Подчеркиваем волнистой линией.

Далее ищем дополнение и только потом обстоятельство. Дополнения - обычно существительные, и их легко спутать с подлежащим. Но есть правило: подлежащее всегда отвечает на вопросы Именительного падежа, а дополнение на все остальные падежные вопросы. Если ребенок хорошо знает и помнит тему "Падежи", то найти в предложении дополнение не составит труда.

Живет с кем? с лисятами - это вопрос Творительного падежа, значит, это дополнение , подчеркиваем пунктирной линией .

Живёт в чём? в норе - это тоже дополнение? Можно задать вопрос где? И он будет более правильным. Если к слову можно задать сразу два подобных вопроса, то это будет обстоятельство . Подчеркивается точкой-тире . Обстоятельства отвечают на все вопросы кроме падежных. Если запомнить это правило, то ученику достаточно будет лишь повторить тему "Падежи", тогда он легко будет видеть и дополнение и обстоятельство, и не путать их.

Вопросы обстоятельства: где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? Обстоятельство обозначает место, время, причину, способ совершения действия.

Итак, в нашем предложении: живёт где? в норе - это обстоятельство , подчеркиваем точкой-тире .

Как ещё можно запомнить все члены предложения, если совсем никак не запоминаются?

Я давала в своём классе задание: придумать и написать сказку про члены предложения . К сказке сделать иллюстрацию. На уроке предварительно зачитала детям несколько вариантов, найденных в интернете. Задание детям понравилось, тем более показательно, что собственная сказка запоминается на всю жизнь, а следовательно, и члены предложения запоминаются на отлично.

Например, моя собственная сказка. В одном королевстве жили-были король с королевой. Они были уже старыми и ходили, опираясь на палочки. Королева Подлежащее ходила с одной палочкой , Король Сказуемое - с двумя . Королева плохо слышала и всегда переспрашивала: кто? что? А король переспрашивал так: что сделала? что сделают? что делает? и т.д.

И было у них трое детей. Дочка-принцесса Определение . У нее были красивые волнистые волосы. И про неё всегда говорили и спрашивали окружающие так: какая красивая, какое платье, какой браслет, какие туфельки и т.д.

Среднего сына звали Дополнение. Ножки у него были тоненькие, как палочки, и он всегда оставлял за собой пунктирные следы. Дополнение был любопытным мальчиком, он всё спрашивал : Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Третий сын был настоящим пиратом, звали его Обстоятельство . Одной ноги у него не было, вместо неё костыль. И от этого он оставлял интересные следы: точка, пунктир , точка, пунктир. Его никогда не было дома и про него все спрашивали: где он? куда ушёл? откуда ? зачем ? как он там?

Вот такими несложными и увлекательными способами можно легко усвоить тему "Разбор предложения по членам".

Узнаем, как под­чёр­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, что­бы пра­виль­но опре­де­лить их в предложении.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как сле­ду­ет под­черк­нуть допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы зада­вать к ним в предложении.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое дополнение.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котелке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Дополнение

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, например:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду .

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну .

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стрелочкой;
  4. опре­де­лим падеж существительного;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это дополнение;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой линией.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блюдечка.

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Что такое определение

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос);
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен);
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег); (этот дом); (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше , были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое , сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

Обстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

Обстоятельство это

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? издали;
  • рас­пу­сти­лись когда? весной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;
  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неудачи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болезни;
  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обстоятельств;
  • идем с какой целью? узнать;
  • спус­кать­ся как? осторожно;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тщательно;
  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слегка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рейса;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:


Причастие считается самостоятельной частью речи, которое, однако, совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Отдельные же источники определяют его лишь как особенную форму глагола, обозначающую признак предмета, создаваемый действием самого предмета.

Какой линией подчеркнуть причастие в предложении

Как подчеркивается

Схожесть причастия с прилагательным состоит в том, что эти части речи могут иметь формы: полную и краткую. Они отвечают на разные вопросы, выполняют разные роли, по-разному подчеркиваются в предложении. Часто возникает вопрос: как все-таки подчеркивается причастие, какой линией? Ответ прост: каждый конкретный случаи нужно рассматривать по отдельности, задавая к слову правильный вопрос.

Какой линией подчеркнуть причастие в предложении

Полное причастие

Вопросы, на которые отвечает:

  1. Какой? -ая,-ое,-ие – любящий,-ая,-ее,-ие.
  2. Что делающий? что сделавший? – бежавший.

Полные причастия выполняют функцию определения и считаются самыми распространенными.

Например: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

В этом предложении прич. является слово “прибежавшие”. Нужно поставить к нему вопрос, чтобы определить, каким членом предложения является. Мальчики и девочки (какие?) – прибежавшие. В данном примере считается определением. Определение в предложении будет подчеркиваться волнистой линией, выглядит так: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

Если эта часть речи употребляются с зависимыми словами, то образуют обороты. Если в предложении от него можно поставить смысловой вопрос к зависимому слову, то считается оборотом.

Например: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор, весело и шумно начали играть в салки.

Образованный оборот тоже считается определением, и, следовательно, его тоже нужно подчеркнуть волнистой линией: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор , весело и шумно начали играть в салки.

Примеры оборотов и их подчеркивание:

  • Птицы, улетевшие осенью в теплые края , весной вернутся обратно.
  • Газеты, переставшие уже давно интересоваться этим загадочным происшествием , не уделили ему больше ни одного слова и ни одной строчки.

В редких случаях полные прич. могут выступать в роли сказуемого в именительном или творительном падеже, так как именно они являются основными падежными формами именной части сказуемого.

  • Цветы лежали (именительный падеж: какие?) забытые.
  • Цветы были (творительный падеж: какими?) забытыми.

Краткое причастие

Образованы от полных страдательных причастий и имеют два времени: прошедшее и настоящее, отвечают на вопросы:

Краткие причастия в тексте осуществляют функцию сказуемого.

Например: Старая история уже закончена.

На этом примере прич. – “закончена”. Теперь к этому слову нужно поставить вопрос. История (какова?) – закончена. В этом примере прич. выполняет синтаксическую функцию сказуемого, следовательно, подчеркивается двумя линиями: Старая история уже закончена .

Какой линией подчеркнуть причастие в предложении

Таким образом понять, как нужно подчеркивать причастие, несложно. Нужно лишь правильно задать вопрос, а затем разобраться, какую роль в предложении выполняет – определения или сказуемого.

Читайте также: