Чистка оклада иконы своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 08.09.2024

Приветствую Господа. Искал по форуму но так и не нашол тему. Подскажите пожалуйста как почистить оклад с золочением. Понял что надо нашатырь, но какой процентности и с чем его мешать не знаю что б не убить позолоту.Буду премного благодарен. Спасибо.

. фотки . чтоб на полках в магазине отыскать), стоимость где то около 300р. Но это намного лучше, уверяю, чем всякие американьские-француньские по 600-1000р. для ювелиров. Основа то нашатырь, это понятно, но тут присадки какие то хорошие и без образива, даже если и тереть то позолота не уйдёт , но тереть вообще не надо)

в интернете ж есть

Виктор Капитанчук

Виктор Капитанчук

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

Иверская икона Божией Матери. Икона до реставрации

Иверская икона Божией Матери. Икона до реставрации

Иверская икона Божией Матери. Икона после реставрации

Иверская икона Божией Матери. Икона после реставрации

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Господь Вседержитель. Икона до реставрации

Господь Вседержитель. Икона до реставрации

Господь Вседержитель. Икона после реставрации

Господь Вседержитель. Икона после реставрации

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.




Всем здоровья! Ну вот как доктор прописал,а вернее посоветовал Уважаемый Ной почистил оклад. Помоему получилось Песня! Как было.

Прикрепленные изображения

User's Awards




Прикрепленные изображения

User's Awards




User's Awards



image

User's Awards




QUOTE (max67 @ Jul 25 2009, 03:28 AM)
Канарис, а продавать не будете ? Или в обмен на другую хорошую икону ? Или на две. Я тоже из Питера.


Не ,пока держимся на плаву А вообще три года назад один из наших Уважаемых форумчан предлогал на обмен цепник СС,я до этого предложения даже и не подозревал,насколько дорогая эта вешь.Я на нее лет семнадцать смотрел(стояла у бабушки жены в доме)воск,масло с лампадки текло на нее.Теперь 8 лет у меня стоит в чистоте и тепле

User's Awards




QUOTE (ввв @ Jul 25 2009, 07:17 AM)
Миш,а как "доктор прописал"? сылку можно?
  • Location: г. Тверь
  • Interests: Германия до 1945 г. Православное искусство.награды ссср, антиквариат.

Прикрепленные изображения

User's Awards




Уважаемый Ной,правильно я решил с живописью ничего не делать?А то есть знакомая знакомого которая работает в реставрационной мастерской при Русском музее.

  • Location: г. Тверь
  • Interests: Германия до 1945 г. Православное искусство.награды ссср, антиквариат.
QUOTE (max67 @ Jul 25 2009, 11:17 PM)
Тоже решил похвастаться похожей иконкой - "Святой Архистратиг Михаил", братья Грачёвы.
  • Location: г. Тверь
  • Interests: Германия до 1945 г. Православное искусство.награды ссср, антиквариат.
QUOTE (kanaris @ Jul 26 2009, 06:52 PM)
Уважаемый Ной,правильно я решил с живописью ничего не делать?А то есть знакомая знакомого которая работает в реставрационной мастерской при Русском музее.


Если реставратор опытный, то можно почистиь! Эти лаки хорошо чистятся. Ваша икона будет такая же красивая, как и у max67.

kanaris Ной вам дал очень плохой совет и Пит ему в старой теме об этом написал,кто же образивом, который находится в стирке чистит серебренные,тонко вызолоченные оклады? Вы уничтожили всю поверхностную позолоту и заматировали поверхность узора оклада.Лучше бы вы ничего не делали.Я вам это заявляю как человек отреставрировавший сотни икон в своё время и набивший шишек. Только ученик с 1го по 3 класс не понимая ничего может такое сделать.Есть простая метода чистки окладов при сохранении родной позолоты,олифа или масленный лак также легко снимаются диметилом с живописи ,(икона сразу заиграет цветами красок)но без знаний основ реставрации делать вам лично это не рекомендую,вместе с лаком смоете и красочный слой.

User's Awards


У меня знакомый химик говорит при чистки золочёных окладов не должно быть ни каких механических усилий. Берет оклад опускает его в ванночку с раствором и достает, как новый.
Снять олифу не долго, но ведь потом надо будет защитить красочный слой .
Я хочу сказать , что это дело тонкое и им должен заниматься специалист.
Леонидович прав.

User's Awards




QUOTE (kanaris @ Jul 24 2009, 09:08 PM)
И как стало.


Изуродовали вещь.
Жаль, что поздно увидел, а то бы обязательно выступил и постарался убедить вас ни в коем случае этого этого не делать!
Ну как же можно - СТЕРКОЙ (. ) СТИРАТЬ патину. КАкой стиральный порошок. ЭТО дикость какая-то.
Ведь родная патина - это одно из главных достоинств старого серебра и один из ВАЖНЕЙШИХ факторов ювелирного аниквариата, определяющих и влияющих на его цену, если хотите. это вам любой коллекционер и антиквар скажет. Многие как раз специально наводят патину, когда она утрачена и существуют методы по ее наведению, которые у многих реставраторов являются ноу-хау.
При сильном желании патина СМЫВАЕТСЯ специальными "болтушками", но НИКОГДА не чистится механически, так - как правильно написали и KIA и Леонидович - вы навсегда удалите имеющуюся позолоту на серебре.
У меня в практике было немало случаев, когда даже правильно отмытая серебряная вещь так сильно падала в цене, что годами ее никто брать не хотел.

Прикрепленные изображения

Если долго всматриваться в бездну - бездна начинает всматриваться в тебя.
©Ф. Ницше

Never, never, never, never give up.
©Winston Churchill

Александр (AGn)я в девяностые лет 7-8 занимался сам лично реставрацией икон(изучая реставрацию станковой и темперной живописи).Патина на окладах икон как и на серебре(чарки,кубки ,столовое)не так важна,как на знаках,орденах,жетонахи Т.Д.Грамотное снятие патины и открытие родной позолоты не ведёт к удешевлению предмета,а наоборот,когда открывается родная яркая лимонная позолота или раскрывается живопись закрытая лаком или олифой икона только дорожает. Но не вданном случае как сделали здесь. Самый простой метод чистить серебренные оклады от всего что на них собралось за долгие годы-( берёте обыкновенную пищевую соду,насыпаете 2-5 столовых ложек в чашечьку,в зависимости какой обьём надо чистить и разводите обыкновенным нашатырным спиртом до консистенции сметаны,перемешивая.Потом акуратно пальцами наносите раствор тонким слоем на поверхность которую надо чистить и выдерживаете 1-3минуты ,берёте старую зубную щетку,макаете кончик в нашатырь и потихоньку чистите поверхность и потом смываете тёплой водой,этот рецепт подходит не только для чистки позолоченных серебрянных поверхностей икон,а всего что позолочено.( Бронзовыечасы,рамки,конделябры,подсвечники,эфесы шпаг,но повторяю там где видна под слоем грязи хорошая позолота.Если позолоты нет то делать этого не стоит,так как уйдёт благородная временная патина,а патина востанавливается очень тяжело.)

User's Awards




QUOTE (Leonidovich @ Aug 20 2009, 11:21 AM)
. Патина на окладах икон как и на серебре(чарки,кубки ,столовое)не так важна,как на знаках,орденах,жетонахи Т.Д.Грамотное снятие патины и открытие родной позолоты не ведёт к удешевлению предмета,а наоборот,когда открывается родная яркая лимонная позолота или раскрывается живопись закрытая лаком или олифой икона только дорожает. Но не вданном случае как сделали здесь.

Лично я являюсь приверженцем той идеи, что старые вещи лучше не трогать, хотя сам неоднократно раскрывал и старые наборные оклады и другие ювелирные предметы растворами - и получалось, можно сказать загляденье, только если переусердствовать - то выглядят они потом, как новодел. А ежели подходить к вопросу творчески, то согласен, раскрытые детали могут сильно улучшить предмет, хотя и в нумизматике и в фалеристике существует термин "чищенный" или "чищенная", что особо оговаривается на аукционах и в ходе торгов влияет на цену.

Вот например на этой звезде, которая хранилась в неподобающих условиях и вся была в жутких пятнах, я отмыл только лучи и девиз, а медальон решил оставить как есть и совсем его не трогал - (хотя он настолько почернел, что позолоты не видно), зато и выглядит теперь она отлично:

Прикрепленные изображения

Если долго всматриваться в бездну - бездна начинает всматриваться в тебя.
©Ф. Ницше

Читайте также: