Чем склеить трансформаторное железо

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Всем доброго времени суток.
Собрал схему ИИП малой мощности.Работает нормально, но свистит транс. Пробовал стягивать половинки сердечника скотчем, а сверху изолентой, лучше но все равно свистит.Хотел склеить изначально но не знаю чем, с железом проще - подогнал стык и стягивай! Подскажите чем и как лучше решить эту проблему.

Пришлифовывать надо тщательнее половинки,на стыки чутка клея/герметика. Ну и как кардинальный выход-поднять частоту преобразования.

Современные строительные электроинструменты достигают высокой производительности и эргономичности благодаря использованию мощных бесщеточных электродвигателей и литий-ионных аккумуляторов. Для реализации сложных алгоритмов питания таких двигателей и управления ими компания Infineon предлагает микросхему интеллектуального драйвера управления трехфазным бесщеточным двигателем 6EDL7141, MOSFET BSC007N04LS6 из семейства OptiMOS 6, а также отладочную плату EVAL6EDL7141TRAP1SH.

KT315: затем добыть ферритовый порошок - взять кусок феррита, любого. но не ВЧ. на наждачном бруске обточить. этот порошок замешать на клее. любом. но лучше всего c медленносохнущим типа БФ. вот этой смесью и
-
Теоретически верно, но практически у вас обязательно будет несанкционированное увеличение зазора.
Вызванное попаданием в ферритный порошок кристаллов абразива. Они (кристаллы) будут
иметь размер в разы превышающие размер частичек порошка феррита.Я специально
проводил опыты в технологии склеивания таких магнитопроводов после перемотки трансов.
В общей сложности я склеил больше 100 штук трансов.
И могу с уверенностью утверждать - решающее значение в деле уменьшения тока хх и гула
имеет только правильное (с минимальным зазором) сопоставление половинок.
И я эту задачу поручал плавноувеличивающемуся и уменьш. магнитному полю
постоянного тока.Оно (поле) само выставит магнитопровод в правильное положение,и сожмет половинки
с весьма неслабой силой.И к слову,притянет отколовшиеся пластины.

тот же эффект я могу изобразить и постоянным магнитом. приложив оный к одной из половин. мы обсуждаем кажется ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ технологии а что и как в масспроизводстве делается так нам надо тогда ИДТИ и устраиваться туда на работу. и жить этими технологическими задачами. быть технологами - по специальности и по - ГЛАВНОЕ! - по ПРИЗВАНИЮ. но у нас КУХОННАЯ технология! и теща - у кого есть - жалуется на грязь и вонь. а у кого нет тот счастливчик. как вы и я - не имеющие ни жены ни тещи! у меня кристаллы абразива почему то не попадают в зазор. может потому что я ферритпорошок собираю магнитом, а не веником.

Я перед сборкой шлифую торцы вручную на плоскости круга, чтобы удалить остатки заводского клея и прочие мелкие неровности, капаю немного чпоксидки, несильно стягиваю, подключаю к сети через лампу ненадолго и дотягиваю. Магнитное переменное поле хорошо помогает.

КТ 315, вы меня не правильно поняли.
Я не технолог, я по специальности медработник.Просто в суровые 90-ые приходилось
зарабатывать на хлеб не только врачеванием.
Трансы клеил я именно на кухне, на коленках, и жена и теща сильно
"скрипели" из за превращения кухни в цех, но нужда, терпеть заставила.
-
FOLKSDOICH: Магнитное переменное поле хорошо помогает.
-
Не знаю, у меня стягивать переменным током не вышло.
Половинки только прыгали и все.А вот постоянка стягивала так, что разорвать
транс руками , даже при токе 200 ма через обмотку , не возможно.Кроме того
от этого тока, транс разогревался до ~~50 градусов,что ускоряло твердение
эпоксидки до 2-4 часов , вместо 15-24часов, при комнатной t.

Гагарин: А Вы сами их перематывали ?
- а Вы сами верите в привидения ?
- нет, ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
Конечно перематывал. Оставлял первичную обмотку и экран, а то, что мне надо, доматывал сверху.
Я просто хочу обратить внимание на то, что зазор между половинками сердечника должен быть как можно меньше. И клей с наполнителем из феррита скорее вреден, чем полезен. Сравните магнитную проницаемость такого клея и трансформаторной стали. А мелкие частички феррита, как уже здесь говорили, увеличивают зазор.

alabama3, спасибо за идею с постоянным током. Я до такого не догадался.

alabama3: А вот постоянка стягивала Спасибо за совет

6П3С: alabama3, спасибо за идею с постоянным током. Я до такого не догадался.
-
На эту мысль меня натолкнул увиденный на выставке притяжной электрозамок.
Увидев его , я усомнился в эффективности, но экспонент предложил разорвать
замок при токе в 300 ма.Подергав руками,и поняв бесперспективность,
я поставил его (замок) на пол, наступив ногами на одну часть и тащил руками
другую. Но и так я его разорвать не смог.В паспорте на замок было заявлено
усилие разрыва пол-тонны, при токе 500 ма.
Пришлось поверить.
-
РС . Подачу тока на катушку транса нужно делать плавно, слегка постукивая
по магнитопроводу чтобы он соеденился правильно.
И чтоб не вызвать остаточную намагниченность.Так же плавно нужно и
снимать ток после затвердения эпоксидки.
Хотя , про намагниченность- это мое умозаключение,возможно этого
делать и не надо.

6П3С: Я просто хочу обратить внимание на то, что зазор между половинками сердечника должен быть как можно меньше. И клей с наполнителем из феррита скорее вреден, чем полезен.
Да, я это подтверждаю, проверял по (I х.х. транса). Просто дело в том, что так мне посоветовали.
Только зачем их пришлифовывать- ведь я "подковки" не разбивал. Торцы "подковок" уже шлифованные.

РС.РС.
-
Из склеенных мною сотни трансов, в 5 или 6 из них, половинки были не правильно
установлены на заводе, ( с большим зазором из за шлифовки под углом.)
Поэтому,прежде чем склеивать, сопоставте половинки в разных комбинациях,
и выберете с минимально-видимым на просвет зазором.

6П3С: И клей с наполнителем из феррита скорее вреден, чем полезен. Сравните магнитную проницаемость такого клея и трансформаторной стали.

да уж. (с) Киса. и какой такой наполнитель используется в том клее которым склеены половинки, если скажем он черный на цвет? если не феррит, то что? насчет проницамости заявление несколько странно выглядит. уж всяко феррит будет лучше чем воздушный зазор.

Форум про радио — сайт, посвященный обсуждению электроники, компьютеров и смежных тем.

Делается он так:
1. Нужно вычислить, сколько надо взять трансформаторного железа по объему (лучше не вычислять, т.к. не знаю формул), а взять с запасом, прикинув "на глаз". Например для мощности в 20-30ватт, думаю подойдет 2х2см и длиной см 5-8. Мощность (Амперы*Вольты источника питания*КПД), например для аккумулятора СА1213 (12В 1,3А=15Вт) и Freeman'овского преобразователя на SG3525 http://frikzona.org/zashita/megashock2.shtml
(КПД~90% (0,9) выходная мощность будет ватт 13-14. Вообще выходная мощность рассчитывается, исходя из энергии "боевых" конденсаторов, но в данном случае сойдет и так.
2. Надо взять пластины от трансфоматорного сердечника. Заизолировать их друг от друга тонким скотчем или лучше взять папиросную бумагу и пропитать ее трансформаторным маслом. Затем сложить их, плотно сжав. Если нет нужного размера пластин, можно их вырубить из пластин бОльшего размера зубилом и обработать напильником.
3. Склеить каркас из пластика или платмассы, толщиной 1-1,5мм (с ограничителями). Дополнительно обмазать его тонким слоем эпоксидного клея с добавлением 5-10% трансформаторного масла (масло тщательно размешивается с клеем до нанесения). Подождать высыхания 12-15 часов.
4. Намотать высоковольтную обмотку тонким проводом (0.08 или 0.1мм), желательно делать шаг витка в 0.2-0.5мм (меньше просто сложнее). После намотки слоя, следя за тем, чтобы провод не размотался, (прикрепляем скотчем на внешную сторону каркаса) подождем 1-1.5 часа после смешения компонентов эпокидного клея и масла (чтобы оно немного загустело) и обмазываем равномерным тонким слоем, так, чтобы скрыть полностью провода с запасом в 0.2-0.5мм. Дать хорошо просохнуть.
5. Прокладывать поверх каждого слоя бумагу, пропитанную парафином (до 60КВ) или специальную конденсаторную бумагу (можно взять папиросную бумагу и хорошо пропитать ее трансформаторным маслом, обмотать плотно в 2-3 слоя). Особенно важно следить за тем, чтобы самые уязвимые места (около ограничителей были надежно заизолированы).
6. После намотки последнего слоя высоковольтной обмотки также покрываем его 1-2мм слоем эпоксидной смолы с маслом, наматываем 2-3 слоями пропитанной бумаги. Наматываем ПЕРВИЧНУЮ обмотку и обматываем все изолентой в 3-4 слоя.
7. Проверяем на предмет проводимости обмотки ("прозваниваем"). С торцов обильно замазываем эпокидным клеем.
Обычно в первичной обмотке советуют делать 20 витков, советую сделать их 40-60, и высоковольтной обмотке количество витков пропорционально увеличится. При этом следует помнить про потери, поэтому следует наматывать на %10 больше витков в высоковольтной обмотке, чем необходимо из пропорции.
Также, изоляция между обмотками и слоями обмоток должна быть не слишком толстая, а именно такая какая нужна - оптимальная. Данные параметры подойдут для более чем 60-80КВ. Удачи!

А что если между слоями прокладывать 4-5 слоёв широкого скотча, а потом залить с торцов эпоксидкой, и проволоку с каждого слоя выводить не с торца а наматывать вместе со скотчем, Чтобы в торце не пробило. Как
думаете?

Чесно говоря, еще сам не очень разбираюсь, но то, что Вы написАли (насчет вывода провода через наматываемый слой скотча) кажется разумным, только лучше взять не скотч, а изоленту, но намотать поменьше. Вообще гараздо надежнее будет "заклеить" слои клеем с трансформаторным маслом и обвернуть тонкой бумагой, пропитанной парафином (воском) или трансформаторным маслом. Можно поступить проще и не заливать слои клеем, а просто намотать изолирующий слой, но тогда при намотке первичной обмотки поверх (особенно толстым проводом) существует возможность повреждения высоковольтной обмотки или изолирующих слоев (если используется бумага). В таком случае (если не "клеить") надо пропитать слои трансформаторным маслом (очень удобно пропитывать, если масло зарядить в одноразовый шприц).
Если принимать в расчет толщину изоленты ~0,4мм, если пробойное напряжение ее в раза 3 больше, то слой изоленты должен "держать" ~2-3кВ (если только она не растянута).
Расчитать примерную толщину изолирующего слоя можно следующим образом:
Допустим надо получить 50кВ, намотка ведется проводом 0,1мм, каркас 50мм длиной. Допустим мы решили не усложнять себе изготовление и мотаем виток к витку (без промежутков). Тогда в одном слое будет 500 витков (не столь важна точность). Для надежной работы ма решили сделать 20 витков в первичной обмотке, при напряжении на ней в 450В. На один виток первичной обмотки "идет" напряжение 450/20=~22В, количество витков в высоковольтной обмотке (50000/450)x20=~2250.
Следовательно надо намотать 5 слоев (потери отнимут "лишние" витки). На один виток вторичной обмотки придется то же самое напряжение 22В. Нет смысла делать шаг при намотке провода, т.к. лакированный провод (разные марки, по-разному (ПЭЛ, ПЭЛШО) "держит" вольт 60-80. А вот на один слой придется 22*500=11000В, следовательно потенциал между слоями будет 11кВ, и изоляция между каждым слоем должна "держать" соответствующее напряжение. Хватит 5 слоев изоленты, но это слишком толстая изоляция - будут потери, надо, чтобы обмотки были как можно ближе к сердечнику, чтобы могли "словить" побольше электромагнитного поля. Если нет трансформаторного масла - используйте бумагу, пропитанную парафином или конденсаторную бумагу (достать конденсаторную бумагу, можно из конденсатора в лампе дневного света).

объясните идиоту с какого х.. будет падать кпд если не изолировать пластины?! я их не изолировал и все нормуль. в промышленных устройствах тоже этого не делают (почему-то ))

В промышленных трансформаторах используют лак или что-то в этом роде . КПД падает из-за вихревых токов Фуко( Даже я знаю ) Но может я и не прав, там ведь постоянный ток в шокерах

При изготовлении импульсного транса, если вы хотите что-бы он не накрылся в самый нужный момент, надо учитывать следующие моменты:
· Напряжение на виток. Если напряжение на виток превышает максимальное напряжение, которое может выдержать изоляция провода, то поработает ваш транс пару секунд, и все, хана. Это напряжение как правило равно 50 вольтам. Для расчета надо знать напряжение разряда кондера, количество витков в первичке. С этим количеством играться не советую. Например напряжение разряда =600v. Кол-во витков в первичке =20. Следовательно на виток 600/20=30 вольт, что является оптимальным в данном случае (запас 20 вольт). Такая катушка будет вечная.
· Меж витковая изоляция. Это очень важно, т.к. если будет плохая изоляция, время жизни вашей катушки тоже ограничится парой секунд, или низким напряжением на выходе. Лучший вариант материала - фторопласт. Каждый намотанный слой, промазываем эпоксидной смолой, (масло не обязательно, а лучше вообще без него) и прокладываем нашу фторопластовою ленту. Сколько слоев прокладывать? Определяем напряжение на слой (кол-во витков*Vна виток), определяем тип фторопласта или вообще изоляционного материала, вычисляем максимальное напряжение, которое он держит на 1мм, и соответственно считаем количество слоев.
· На счет материала для сердечника, так это однозначно транс. железо. Ферит даже и не пробуйте.
· Ну и всю эту байду надо вставить в какой то корпус и залить эпоксидкой.
Пару слов на счет КПД. (напоминание)
Чем меньше витков во вторичке, тем меньше потери в самом трансе.
Кол-во витков в первичке должно быть оптимальным для приложенной к нему энергии. Поэтому следует поэкспериментировать, дав больше витков чем рассчитано по напряжению на виток. Ток на выходе может сильно увеличится.

Drovosek писал(а): В промышленных трансформаторах используют лак или что-то в этом роде . КПД падает из-за вихревых токов Фуко( Даже я знаю ) Но может я и не прав, там ведь постоянный ток в шокерах

Изображение

чето я о таком не слышал ничего а в промышленном трансформаторе никакого лака нет - когда я его раздолбал пластины высыпались. кпд скорее будет падать из-за зазоров между пластинами. вот сканы моего трансформатора:

Изображение


описание и фотки в работе будут чуть позже.. хотя видео со старого шокера уже можо глянуть (см. архив топика по шокерам)

2_maser:: По поводу феритов. Да, на феритах трансформатор работать будет. Если этот ферит взять и вытащить, то транс все равно будет работать, вот только показатели его снизятся. Не до нуля конечно же, но довольно таки сильно снизятся (сам пробовал). Когда-то я собирал схемы не пытаясь в них разобраться . Купил какую то книжку со схемами, нашел статью о шокере, заинтерисовало, дай-ка соберу. Ничего не работает. Вот тебе и результат незнания (2_handmade: Вот такая вот практика без теории).
В общем фишка в том, что ферит по сравнению с транс-ым железом имеет меньшую магнитную проницаемость, хуже держит магнитный поток, +где вы возьмете ферит диаметром больше 10мм. Я например таких не видел. Чем больше площадь сечения сердечника, тем больше пропускная способность. Я думаю для вас важно получить максимальный КПД от этого транса, поэтому следует учитывать все факторы на него влияющие (до последнего).
И еще, забыл написать, Пропускная способность мощности трансформатором значительно возрастет при увеличении диаметра провода (это происходит из за снижения сопротивления провода).Сопротивление высоковольтной обмотки также определяет количество витков, точнее длинна провода, необходимая для намотки определенного количества витков. Так как с каждым слоем длинна провода на виток увеличивается, нужно определить длину магнитопрвода (сердечника) таким образом, чтобы получилось как можно меньше слоев обмоток.
Должен сказать, что всю эту теорию я первым делом проверяю на практике, и на самом себе в том числе.

для Amid
но если мы берем феррит с магнитной проницаемостью 2000 и выше он чтоже тоже
будет хуже чем трансф.железо (с сечением как
раз проблем нет)!

Изображение

"чето я о таком не слышал ничего "
Хорошо, тогда зачем по твоему сердечник делают из пластин а не литым----КАК раз потому что возникали бы вихревые токи, которые нагревали бы сердечник и ТОГДА были бы большие затраты.

Когда пластины изолированы, токи Фуко возникабт в каждой отдельно взятой пластине,
Но за счёт малого объёма отдельно взятой пластины ТРансформатор практически не греется.
"когда я его раздолбал пластины высыпались. "
А что ты хотел? Какие нагрузки на него подавались, сколько лет он пахал? =),
Да и кто ради тебя будет так стараться =)
Потому они и "гавнотрещалки".
не удивительно что он рассыпается. Особенно китайского производства.
Кстати, борщ в микроволновке разогревается как раз от вихревых токов Фуко =)

2_maser: Да, хуже. Трансформаторное железо, в зависимости от марки, разная проницаемость. Чистое (электро) железо, листовая электролитическая сталь, и.т.д. - все это магнитно мягкие материалы. Магнтнаая проницаемость может достигать 45000 нм. (min=16000 нм., а начальная проницаемость =1700 нм., в феритах она стабильна ) Фериты же имеют больше преимуществ в высокочастотных схемах. Поинтересуйтесь, почитайте в библиотеке книжек. Мне в лом книжки перепечатывать.


Хочу рассказать про интересный способ изготовления клея, необходимого для скрепления половинок ПЛ-железа сетевых трансформаторов (к примеру ТС180 или ТСА270).

В общем, с намоткой я справился — предстояла сборка трансформатора. Вот тут- то не обошлось без приключений. Перво- наперво я перепутал направление обмоток (правило буравчика, или там левой руки — не помню точного названия правила). В результате, при включении в сеть трансформатор чуть не спрыгнул с табуретки.

Вторая неприятность заключалась в его гудении — напряжения выдавал, но гудел собака. Выход казалось бы прост – склеить половинки железа клеем, но клей должен быть специальным — с ферромагнитным порошком. На форумах встречал единственный совет – наточить стружки от сердечника 2000Н и добавить его клей. Этот совет мне не нравился в силу определенных трудностей — найди сердечник, наточи опилок – на чем, как их собрать, какой дисперсности должны быть опилки.

Все эти вопросы не давали мне покоя с неделю, наверное. Пока на работе на глаза мне не попался магнит со слоем черного порошка на нем (работаю я в фирме по продаже и обслуживанию копировальной техники). Девелопер. – взорвалось у меня в мозгу праздничным салютом.

Для справки:
девелопер это полимерный ферромагнитный порошок, необходимый для переноса тонер на фотобарабан копировального аппарата. Является расходным материалом.

Использованию девелопера в этом вопросе и посвящена последующая фотосессия.

Замер холостого хода до склейки


Девелопер. Тот, что оказался под рукой


Оно – то, что получается в процессе замешивания клея


Замеры после высыхания клея


Парень который мне помогал (сын Илья)


Итого:

Порошок (девелопер) добавляется в обычную эпоксидку.
Точную пропорцию назвать не могу — делал все на глаз, причем два раза — первый переборщил с девелопером и эпоксидка у меня не засохла.
Второй раз все получилось — на фотографии примерно видно, какой консистенции получается клей.
Если клей получился, как подтаявшее сливочное масло — это перебор.

Каков результат — до склейки ток ХХ 0.26 Ампера — после 0.24 А.
Не забываем, что между половинками железа есть прослойка клея, которая будь она без девелопера, давала бы увеличение тока ХХ.
А в данном случае, хоть и небольшое, но уменьшение тока ХХ. В кустарных условиях это результат.


Хочу рассказать про интересный способ изготовления клея, необходимого для скрепления половинок ПЛ-железа сетевых трансформаторов (к примеру ТС180 или ТСА270).

В общем, с намоткой я справился — предстояла сборка трансформатора. Вот тут- то не обошлось без приключений. Перво- наперво я перепутал направление обмоток (правило буравчика, или там левой руки — не помню точного названия правила). В результате, при включении в сеть трансформатор чуть не спрыгнул с табуретки.

Вторая неприятность заключалась в его гудении — напряжения выдавал, но гудел собака. Выход казалось бы прост – склеить половинки железа клеем, но клей должен быть специальным — с ферромагнитным порошком. На форумах встречал единственный совет – наточить стружки от сердечника 2000Н и добавить его клей. Этот совет мне не нравился в силу определенных трудностей — найди сердечник, наточи опилок – на чем, как их собрать, какой дисперсности должны быть опилки.

Все эти вопросы не давали мне покоя с неделю, наверное. Пока на работе на глаза мне не попался магнит со слоем черного порошка на нем (работаю я в фирме по продаже и обслуживанию копировальной техники). Девелопер. – взорвалось у меня в мозгу праздничным салютом.

Для справки:
девелопер это полимерный ферромагнитный порошок, необходимый для переноса тонер на фотобарабан копировального аппарата. Является расходным материалом.

Использованию девелопера в этом вопросе и посвящена последующая фотосессия.

Замер холостого хода до склейки


Девелопер. Тот, что оказался под рукой


Оно – то, что получается в процессе замешивания клея


Замеры после высыхания клея


Парень который мне помогал (сын Илья)


Итого:

Порошок (девелопер) добавляется в обычную эпоксидку.
Точную пропорцию назвать не могу — делал все на глаз, причем два раза — первый переборщил с девелопером и эпоксидка у меня не засохла.
Второй раз все получилось — на фотографии примерно видно, какой консистенции получается клей.
Если клей получился, как подтаявшее сливочное масло — это перебор.

Каков результат — до склейки ток ХХ 0.26 Ампера — после 0.24 А.
Не забываем, что между половинками железа есть прослойка клея, которая будь она без девелопера, давала бы увеличение тока ХХ.
А в данном случае, хоть и небольшое, но уменьшение тока ХХ. В кустарных условиях это результат.

Одной из составных частей трансформатора является сердечник. Среди нескольких разновидностей часто встречается броневой трансформатор, имеющий Ш-образную пластину. Расскажем об особенностях такой пластины и проблеме ее расслоения.

Конструктивные особенности Ш-образной пластины трансформатора

Любой трансформатор содержит две основных детали: замкнутый сердечник и медные обмотки. Сердечник, в свою очередь, состоит из пластин, для создания которых используется особая электротехническая сталь. Толщина пластин сердечника напрямую влияет на рабочую частоту трансформатора: чем деталь тоньше, тем больше параметр.

Трансформатор с Ш-образным сердечником также называют броневым. Главные условия, при которых используются такие пластины:

  • частота не более 8кГц;
  • максимальная мощность 150В*А.

Ш-образная пластина увеличивает поток рассеяния за счет раздвоения магнитного потока. Положение обмоток на среднем стержне сердечника защищает их от помех и механического воздействия.

Детали для высокочастотных трансформаторов предпочтительно изготавливают из трех основных материалов: пермаллоя, альсифера и феррита. Последний обладает широким диапазоном рабочих частиц, что объясняет использование феррита для создания импульсных трансформаторов.

В описании к магнитопроводу трансформатора даются параметры набора пластин. К примеру, если указано, что необходимо взять железо Ш15Х10, это означает, что:

  1. Ширина средней части пластины должна составлять 15 мм.
  2. Толщина получившейся стопки Ш-образных пластин – 10 мм.

Главным достоинством сердечника, собранного из пластин, является его устойчивость к механическим воздействиям. Это позволяет собирать магнитопровод даже из хрупких материалов. Минус конструкции – повышенная чувствительность к магнитным полям, имеющих низкую частоту.

Собирая сердечник, к пластине Ш-образной формы добавляют перемычки.


В каких случаях необходима склейка

Специалисты отмечают два признака того, что Ш-образные пластины расслоились, им требуется перемотка и склейка:

  • ощутимое нагревание первичной обмотки;
  • возникновение гула.

Непонятному шуму и повышению температуры в трансформаторе есть физическое объяснение.

Как уже говорилось выше, магнитопровод состоит из пластин, каждая из которых обладает ферромагнитыми свойствами. Когда по первичной обмотке протекает электрический ток, вокруг образуется магнитное поле, способствующее рождению энергии во вторичной обмотке. При неизменной частоте тока, напряжение может расти или падать.

Изменение напряжения воздействуют на воздух, окружающий трансформатор: в нем возникают колебания, звуковые волны. Имея определенную частоту, некоторые из них доступны для уха человека. Но, к примеру, в импульсных трансформаторах гула не слышно.

Более распространен силовой трансформатор. Если раньше устройство издавало тихий гул, а теперь гудит заметно громче, проблема кроется в расслоившихся пластинах. В случае если устройство не только сильно гудит, но и нагревается, значит, повышена токовая нагрузка.


Технология склейки сердечника

Когда проблема определена, нужно позаботиться о восстановлении сердечника. Не всегда конструкция требует склейки. Гул часто становится результатом неправильной сборки, а расслоение можно устранить, стянув их плотнее.

Если склеивание все же необходимо, поможет следующая инструкция:

  1. Рассчитать рабочий ток первичной обмотки.
  2. Аккуратно зачистить керны.
  3. Промазать их небольшим количеством клея.
  4. Собрать трансформатор.
  5. Подключить первичную обмотку к источнику тока.
  6. Оставить до отвердевания клея.

Рассмотрим каждый шаг подробно.


Специалисты советуют пропускать ток для намагничивания пластин сердечника и их нагрева. Так половинки магнитопровода плотнее прижмутся друг к другу. Для того чтобы понять, какое напряжение необходимо, нужно произвести простые расчеты. Измерив сопротивление первичной обмотки (R), подсчитать силу первичного тока по формуле I=220/P. Следовательно, подходящее напряжение – U=IR, но можно поставить и больше.

Зачищать керны нужно максимально аккуратно. Ручная шлифовка приведет к потере плоскостности сердечника.

Далее керны промазывают клеем и собирают трансформатор. Важно следить за тем, чтобы половинки сердечников не были перепутаны. Желательно заранее их пометить.

Подключив обмотки к источнику тока, остается лишь ждать затвердевания клея. Процесс заметно ускорит нагрев, производимый током.

Некоторые мастера советуют смешивать эпоксидный клей с ферритным порошком. Проблема в том, что достать его сложно. Можно сделать его из куска ненужного феррита, подточив его. Больше значение имеет чистота и структура порошка. Если в клеевую массу попадут крупные частицы, это испортит сцепку между пластинами.


Как выбрать клей, чтобы заклеить

Для склейки пластин используется универсальное средство на основе эпоксидной смолы. Эпоксидный клей широко используется не только в быту, но и в промышленности. Популярность вещество получило за высокое качество сцепки между материалами различного происхождения.

Клей является синтетическим продуктом. В составе, помимо основного ингредиента, содержатся растворители, отвердители и прочие добавки, влияющие на качество продукта.

Плюсы эпоксидного клея:

  • эластичность, не позволяющая шву разрываться при небольших сдвигах;
  • устойчивость к трещинам;
  • высокая степень адгезии (состав склеивает разные материалы);

Выбирая клей для работы с сердечником трансформатора, нужно помнить о двух типах эпоксидной смолы. Клей может быть конструкционным и декоративным. Декоративный предназначен для бытовых нужд, его швы отличаются аккуратностью и прозрачностью.


Конструкционные эпоксидные клеи обладают более мощными сцепляющими свойствами. Для склеивания Ш-образных пластин стоит использовать KER-828 и ЭД-20. Оба состава устойчивы к изменениям температуры и химическим воздействиям, отличаются высокой прочностью.

Между этими марками есть несколько несущественных различий. Так, клей российского производства ЭД-20 желтеет под лучами ультрафиолета. При этом смола намного тверже аналога и не стирается твердыми материалами.

KER-828 – корейская марка, обладает меньшей вязкостью. Практически не желтеет с течением времени, но перед действием абразивов уязвима. Однако этот небольшой минус в эксплуатации склеенных предметов не проявляется.

Иногда клей продается в двух тюбиках и называется двухкомпонентным. В одном тюбике содержится жидкая эпоксидная смола, в другом – густое вещество, напоминающее пластилин. Для работы требуется смешать содержимое обоих тюбиков.

Если сердечник трансформатора, состоящий из Ш-образных пластин, издает непривычные звуки и нагревается, проблема в расслоении. Иногда достаточно использовать стяжки, чтобы восстановить целостность магнитопровода. В других ситуациях поможет эпоксидная смола. Четко следуйте инструкции и покупайте качественный клей.


Пример работы

В сети есть примеры работ людей, столкнувшихся с проблемой расслоения пластин сердечника. На фото представлены уже сцепленные пластины.


Если сердечник трансформатора, состоящий из Ш-образных пластин, издает непривычные звуки и нагревается, проблема в расслоении. Иногда достаточно использовать стяжки, чтобы восстановить целостность магнитопровода. В других ситуациях поможет эпоксидная смола. Четко следуйте инструкции и покупайте качественный клей.

Читайте также: