Царь в древней индии сосредотачивал в своих руках светскую и духовную власть

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Индия дала одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения.

Ведийское общество находилось на родоплеменной стадии развития. Племя являлось основной ячейкой и принципом организации. Ведийская Индия представляла собой арену напряженной борьбы арийских племен между собой и с коренным населением. Социальное единство племени постепенно подтачивалось, имущественное неравенство нарастало.

Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты – веды.

Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре.

Более позднее, чем Веды, источники говорят о данданити – науке наказания. Считалось, что мало найдется людей, следующих дхарме их добродетели и по убеждению. Большинство же делает это только из страха наказания. Данда – одно из древнейших свидетельств осмысления насильственной природы власти.

Впоследствии сменяются династии, гибнут империи, на смену им после периодов раздробленности приходят новые, также недолговечные, меняются границы. История типичная для всех восточных деспотий.

Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходила ассимиляция арийских племен, их поглощение местным населением, взаимопроникновение культур. В религиозно-философском плане это нашло выражение в еретических антибрахманских течениях, возникших в VII-VI в.в. до н.э. Крупнейшим среди них был буддизм.

Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Гаутамы или Шакья,Муни (563-483г.г.до н.э.). Буддой его прозвали. Это означает познавший истину, достигший просветления. Гаутама отличался большой впечатлительностью. Родители всячески оберегали его от зрелища страданий и нищеты. Но однажды он все же увидел страдание и это лишило его покоя. Ночью он оставил дворец, семью и отправился путешествовать в поисках смысла жизни. Спустя много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение.

С общественными неурядицами и избранием правителя связывается и возникновение сословно-кастового строя. К кастовому строю привела дифференциация общества, его расслоение. Принадлежность к той или иной варне определяется родом деятельности каждого человека. Никакого божественного установления здесь нет. К тому же буддизм подчеркивал одинаковую способность всех варн к духовному развитию. Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов. Оппозиционным к власти буддизм не был.

Брахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Он не боролся с соперничающими течениями, и это привело к формированию на рубеже старой и новой эры религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранивший все священные тексты брахманизма в качестве своей основы.

Постепенно различия между индуизмом и буддизмом стирались. Буддизм был поглощен индуизмом. Буддизм стал первой по времени возникновения мировой религией.

Каутилья не был в этих вопросах оригинален. Представления об особой дхарме царя и кшатриев, связанной с применением жестокости, хитрости и насилия, были общепризнанными. Только буддизм отстаивал единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 5 ЕГИПЕТСКОЕ ПРАВО
  • 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО—ВАРНОВОГО ДЕЛЕНИЯ
  • 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
  • 8 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • 9 АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ
  • 10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ

Для Магадхско—Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью: был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

При царе существовали советы:

1) паришад — совет царских сановников;

3) раджа—сабха, или царский совет.

В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, который занимался проверкой всей системы управления государственной власти. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно—территориальное деление:

1) главные провинции;

2) обычные провинции (джанапады);

3) области (прадеши);

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки деятельности царевичей существовал институт

специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

2) внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

Начиная с 10 деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось в системе специализированных судов.

Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Армия играла важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть завоеванного имущества переходила царю, остальное подлежало распределению среди солдат.

Армия состояла из:

1) наследственных воинов — кшатрий;

3) воинов, поставляемых зависимыми союзниками, вассалами.

Армия выполняла также функции по охране общественного порядка, она должна была стоять на защите государственной целостности.

Формирование политической мысли в духовной культуре древнеиндийской цивилизации имело ряд уникальных особенностей. Прежде всего, достаточно развитые представления об отношениях господства-подчинения и иерархии были выработаны задолго до возникновения первых государств. Сам процесс политогенеза в Индии носил не только затяжной, но и отчасти незавершенный характер. Абсолютное большинство древнеиндийских священных текстов вплоть до XIII в. передавалось в изустной традиции. Поэтому дошедшие до нас трактаты содержат многочисленные временные наслоения и результаты последующего редактирования, из-за чего даже специалистам бывает трудно установить, какие именно идеи и сюжеты аутентичны древности, а какие являются более поздними вставками.

Все древнеиндийские сочинения в той или иной степени носят религиозный характер. В силу этого любые затрагиваемые вопросы рассматриваются через призму религиозного мировоззрения. А это, в свою очередь, придало политической мысли Древней Индии особую специфику, не сразу понятую исследователями. Суть ее в том, что все рассуждения на тему власти и практики наилучшего управления описывают политическую систему в достаточно идеализированном виде, отдавая абсолютный приоритет не сущему, а должному.

кральном смысле) признавалась жреческая (варна брахманов), следом шла страта воинов и вождей (светских правителей - кшатриев), и последним элементом триады была варна, объединявшая массу свободных общинников - вайшьев.

Каждой варне строго предписывался определенный образ жизни и характер отношений с другими варнами. Высшая, брахманская варна при этом монополизировала отправление культа и священные знания, варна кшатриев - политическую и военную власть, вайшьям оставались менее благородные, но ритуально чистые занятия - земледелие, торговля, основные 24

Установленные правила имели силу высшего закона мироздания, которому можно было и не следовать, но при этом последствия для нарушителей были неотвратимы. Религиозная канонизация варновой системы имела далеко идущие последствия для индийской цивилизации. Она, как считается, обусловила дальнейшее дробление варн, что привело к рождению каст и постоянному усложнению их системы [2] . Поскольку сословное положение увязывалось с сакральным статусом, внутри каждой варны одни группы стали обособляться, претендуя на более высокое положение, в то время как другие, в силу ряда причин не способные соответствовать требованиям и правилам своей страты, оказывались в приниженном положении.

Особое внимание уделяется проблеме вневарновых категорий, появившихся вследствие смешения варн. В десятой главе представлена их подробная классификация, определены профессиональные занятия и ритуальный статус. Осуждаются межварновые браки, которые рассматриваются как потенциальная угроза государству.

Развитие брахманистского учения, отражавшего все возрастающие претензии брахманов на власть и монополию в интеллектуальной сфере, не могло не привести к возникновению идейно оппозиционных течений, отрицавших многие элементы традиционного культа, и в частности систему варн. Наиболее известным духовным течением антибрахманской

направленности, выросшим в одну из крупнейших мировых религий, стал буддизм [4] . Характерно, что новая религия зародилась в светской (кшатрийской) среде. Основоположник буддизма Сиддхартха Гаутама , прозванный Буддой (пробужденным), происходил из царского рода. Проповедуемое им учение с самого начала носило выраженный антибрахманский характер, категорически отрицающий варновую систему. Релятивистским установкам брахманизма буддизм противопоставил универсалистскую доктрину нирваны - спасения от страдания и выхода из вечного круга перерождений. Нирвана доступна любому, следующему пути учения. Соответственно, отменялись разные правила поведения для разных варн. В частности, путем к спасению провозглашался всеобщий принцип ахимсы - непричинения зла всему живому.

о неизбежном появлении в ходе прохождения мировых циклов (калъп) вселенских монархов - чакравартинов, утверждающих свою власть ненасильственным путем. Все это не могло не привлечь благожелательное внимание к новому учению светских владык, заинтересованных в ослаблении брахманского засилья и в лояльности подданных.

Идеальным государственным устройством в трактате провозглашается абсолютная монархия, свободная в том числе от опеки жреческого сословия. Трактат подробно перечисляет круг вопросов, которыми должен лично заниматься правитель, чтобы сохранить и укрепить свою власть и обеспечить процветание государства. В делах управления особое место уделяется безопасности правителя, которому рекомендуется лично расставлять стражу, также лично изучать все финансовые вопросы, самому осуществлять высшие кадровые назначения, руководить работой правительства, получать секретную информацию от шпионов, проводить армейские смотры и вместе с военачальником разрабатывать планы военных операций. Даются подробные наставления по организации правосудия в государстве: в провинции его исполнение должно быть возложено на особых должностных лиц - знатоков права; высшей судебной инстанцией объявляется суд самого правителя.

Особое внимание уделяется вопросам самосовершенствования правителя, который должен находить время для собственного образования и глубоких философских размышлений.

С этой точки зрения представляется важной заложенная в трактате концепция мандалы - иерархической структуры государственной территории, когда реальная власть правителя убывает от центра к периферии, а граница между подвластными и зависимыми территориями оказывается размытой [Ле-люхин, 2001, с. 21].

В политико-правовой идеологии Древней Индии выделяют два основных направления: брахманизм и буддизм.

Брахманизм – религия, получившая свое развитие в I тысячелетии до н. э. с формированием социальной дифференциации на полуострове Индостан.

Брахманизм считается переходной формой от ведической религии к индуизму. Название свое брахманизм получил от имени одного из главных богов – Брахмы.

Источниками брахманизма являются:

Оправдание сословно-кастового строя. Древнеиндийское общество делилось на четыре сословия – варны: жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и слуги (шудры). Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Представители первых трех варн считались свободными, а шудры находились в их подчинении.

Учение о дхарме. Дхарма – божественно установленный закон, правило поведения, которому должны следовать все члены варн. Так, брахманы изучали Веды, обучали народ религии; кшатрии занимались военным делом; вайшьи пасли скот, занимались торговлей, обрабатывали землю; шудры – служили другим трем кастам.

Таким образом, учение о дхарме обосновывало кастовый строй, привилегии высших варн и оправдывало подневольное положение низших варн.

Догмат о перевоплощении душ, согласно которому, если человек прожил неправедную жизнь, то его душа после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений. Если же он провел праведную жизнь, то душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Таким образом, жизнь после смерти зависела от выполнения предписаний дхармы на земле.

Царь возглавлял весь административный аппарат, руководил армией, внешней политикой, сбором налогов, являлся верховным судьей. В то же время царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и искусству управления. Главное назначение царя (вместе с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Главным методом осуществления власти является метод принуждения. В государстве существует порядок благодаря наказанию. Законы Ману призывают царей строго соблюдать законы и не освобождать виновных от наказания. Царь, не обращающий внимания на правила закона, низвергается в ад.

Буддизм представляет собой религиозно-этическое учение, в центре которого находится личность. Главной была идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Буддизм поясняет так: сущность человеческой жизни есть страдание; причина страдания – желание (страсти); уничтожение страдания есть успокоение (нирвана); путь к нирване есть освобождение от желаний.

Для достижения данной цели буддисты призвали, в первую очередь, выходить из мира и вступать в монашескую общину. Сделать это могли только свободные (рабов не принимали).

В буддизме сделана попытка рационалистического объяснения природы и общества. Вместо божественного происхождения государства озвучена мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю.

Вместо божественного происхождения царской власти выдвинута идея выборов правителя, а также идея, согласно которой принадлежность к той или иной варне не имеет божественного установления. Кастовый строй стал следствием дифференциации общества, его расслоения. Поэтому принадлежность к той или иной варне определяется родом деятельности каждого человека.

В буддизме дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

В отличие от брахманизма ограничены роль и масштабы наказания, обязательным условием применения которого является наличие вины. Буддизм проповедует путь законности, который является дорогой справедливости и мудрости.

Буддизм с его антигреческим характером подрывал авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.

Читайте также: