Как сделать выездной осмотр автомобиля

Обновлено: 07.07.2024

Кто-то в этой ситуации может ответить, что ничего открывать не обязан. У кого-то такая просьба не вызовет вопросов: пусть пороется в багажнике, может, найдет для себя что-то полезное.

Что такое осмотр автомобиля

Осмотр может быть только визуальным или техническим, и водитель имеет право отказать инспектору. На этот счет существует пункт 197 регламента ГИБДД, в котором прописаны основания для проведения осмотра транспортного средства:

  • наличие ориентировки или другой информации о противоправных действиях;
  • требование проверки маркировки обозначений ТС и сверка их с документами на машину;
  • признаки несоответствия типа груза с указанным в сопроводительных документах.

В обязательном порядке осмотр транспортного средства сопровождается составлением акта. Самостоятельно инспектор не имеет права открывать багажник и рыться в личных вещах. По этой причине он и озвучивает просьбу, а не требование открыть багажник. Расчет делается на то, что вы согласитесь и все сделаете добровольно.

Как проводится осмотр ТС

Инспектор ГИБДД вправе осмотреть машину в присутствии водителя, при этом пассажиры не обязаны выходить из автомобиля. Также инспектор может заглянуть в багажник, бардачок, под капот, сверить пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам.

Важно! При осмотре машину именно осматривают, но не касаются вещей, не простукивают обшивку салона, сотрудник ГИБДД не садится в машину.

Что такое досмотр транспортного средства

Что касается досмотра, то в этом случае водитель не имеет права отказаться. Однако и эта процедура предусматривает составление протокола. Дополнительно приглашаются двое понятых. При отсутствии понятых разрешается происходящее фиксировать на видеокамеру.


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам


Покупка авто – довольно хлопотный процесс и недешевое удовольствие. Каждый владелец стремится обзавестись транспортным средством в хорошем состоянии, не тратя лишних денег. Проектирование современных авто нацелено на долгосрочную эксплуатацию, да и финансовое положение подталкивает к приобретению машины из рук.

Какие этапы проверки включает в себя экспертиза


Этапы проведения экспертизы:

  • Детальный осмотр кузова с применением специального оборудования (дефектоскоп, толщиномер ЛКП). После проведённых мер станет известна история повреждений, участие авто в ДТП, его последствия, а также наличие маркировки на стеклах, фарах, ремнях безопасности;
  • Проверка двигателя видеоэндоскопом. Диагностирование профессиональным оборудованием позволяет заглянуть в самое сердце машины, проверить электронику, коробку передач;
  • Визуальный осмотр уровня тех. жидкостей, изучение ходовой части, трансмиссии с помощью подъёмника для прогнозирования возможного ремонта;
  • Тест-драйв. Большинство ошибок при работе авто определяются специалистом только на ходу в разных скоростных режимах;
  • Юридическая чистота, история эксплуатации автомобиля – сопоставление номеров двигателя (кузова) по двум десяткам баз. Помните, экономия на этом пункте равна стоимости покупаемого транспортного средства.

Также специалист диагностирует электронные системы сканером, изучает химический анализ масла, его давление, компрессию двигателя, проводит визуальный осмотр узлов и агрегатов, детально проверит салон.

Как можно заказать выездную экспертизу

Если автомобиль продаётся далеко – можно заказать дистанционный выезд автодиагноста. После оформления заявки в кратчайшие сроки специалист приедет на оговоренное место, проведёт детальную диагностику, составит и отправит подробный отчёт с фото интересующего авто.

Для проведения выездной диагностики необходимо:

  • Открыть заявку на Автопроверке;
  • Заполнить поле с указанием места и времени осмотра машины;
  • Указать необходимые идентификационные параметры ТС;
  • Оплатить техническую проверку.

Если нет времени заполнить форму, достаточно указать номер телефона для обратной связи.

Зачем нужна выездная диагностика авто перед покупкой

Мнение руководителя Автопроверка:

«Мы не только осуществляем выездную диагностику, но и онлайн проверяем автоисторию. Ежедневные отчёты содержат множество авто в розыске, залоге или со скрученным пробегом. Однако, лишь после успешной проверки истории ТС нельзя обольщаться, так существует много механических схем обмана покупателя. К примеру, в отчете мы не всегда видим участие в ДТП – водители между собой решают проблему с аварией без обращения в ГИБДД. Этот факт остаётся скрытым для общих баз и для покупателя в том числе. Установить истину всегда сможет выездной автоэксперт.

По умолчанию при переоформлении автомобиля необходимо пригнать его в ГИБДД для осмотра сотрудником. Однако случаются ситуации, когда машину предоставить на смотровую площадку затруднительно. Обычно вопрос попросту в том, что авто не на ходу. Что делать в этом случае? Обязательно ли нужна машина для процедуры оформления, или можно обойтись при этом без авто? Есть ли основания обратиться в ГИБДД с просьбой разрешить такую постановку машины на учет? Рассмотрим, как нужно поступать в таких обстоятельствах.

Нужна ли машина при переоформлении в Госавтоинспекции?

Для того чтобы снять машину с учёта, предъявлять сотрудникам ГИБДД собственно автомобиль не надо. Нет нужды ни подгонять его на площадку для осмотра, ни вызывать сотрудника для осмотра машины не на ходу туда, где она находится.

Например, для утилизации автомобиля требуется просто приехать в МРЭО, привезти туда документы на машину и снятые с неё госномера. Всё быстро оформят и никаких затруднений у владельца не возникнет. Машину оперативно снимут с учёта, останется только доставить её непосредственно на место утилизации.

В случае же с перерегистрацией автомобиля, например, на другого собственника после совершения сделки купли-продажи всё, как и следовало ожидать, совсем иначе. Машину, конечно, требуется предъявить: без этого просто не обойтись. Ведь проведение процедуры перерегистрации (например, при продаже другому собственнику) – далеко не формальность.

Сотрудник ГИБДД проверяет не только подлинность документов на авто, но и обязательно сверяет номера узлов ТС с информацией, которая указана в ПТС и СТС. Согласно Приказу МВД РФ №399 и Второму Административному Регламенту, сверке подлежат:

  • госномера;
  • шасси;
  • кузов;
  • номер ТС;
  • двигатель (если машина куплена через салон).

Внимание! Эксперт тщательно осмотрит все части машины, на которых расположены данные номера. Если у него возникнут сомнения, назначит дополнительную проверку.

Подробнее о том, что проверяют сотрудники ГИБДД при постановке ТС на учет, когда выдается акт об осмотре и в каких случаях может потребоваться повторная экспертиза, говорится тут.

Можно ли переоформить без авто, если оно не на ходу?

Действительно, если по веской причине нет возможности пригнать машину на смотровую площадку, сотрудник МРЭО (в теории) может выехать по месту её фактического нахождения. К сожалению, знатоки говорят, что отказы в этой услуге происходят в большом количестве обращений. Поэтому есть немалая вероятность, что на запрос собственника не ответят согласием и процедуру осмотра не проведут.

Сделать попытку обратиться с этой просьбой, впрочем, можно. Необходимо иметь отметки об оплаченном утилизационном сборе, пройденный техосмотр, страховой полис ОСАГО. В противном случае авто переоформить не удастся.

Оплату утилизационного сбора должны производить не все автолюбители. Обратите внимание на дату выдачи паспорта транспортного средства. Т.к. закон, по всем известному правилу, обратной силы не имеет, то владельцы автомобилей, ПТС на которые выдан до 01.09.2012 (когда вступил в силу закон об оплате этого сбора), от уплаты утильсбора освобождаются.

Также нет обязательств по оплате утилизационного сбора у переселенцев (беженцев или соотечественников, которые приехали в РФ из-за границы и ввезли свои авто), у дипломатов и у хозяев коллекций ретро-автомобилей, которые сохранили или произвели восстановление оригинальной комплектации старинной машины.

Следует внимательно отнестись к наличию пометки об уплате утильсбора в ПТС. Если бывший владелец её не произвёл или был льготником, то обязанность оплатить сбор ложится на плечи нового хозяина машины.

Как поставить купленное, но неисправное ТС на регистрацию?

  1. При покупке машины новый собственник обращается в ГИБДД. Там он предоставляет все собранные документы для постановки ТС на учет:
    • собственный паспорт;
    • ПТС (до ноября 2019 года можно предоставлять в бумажной или электронной форме, после — только электронная);
    • диагностическую карту автомобиля;
    • страховой полис ОСАГО.
  2. Далее он заполняет заявление о проведении выездного единичного технического осмотра машины. Необходимо привести по-настоящему вескую причину, почему владелец не может тем или иным способом транспортировать машину на смотровую площадку, даже если своим ходом добраться не получается. Можно ведь отбуксировать авто, привезти на эвакуаторе.

Необходимо заранее придать машине чистоту, привести в порядок госномера (они должны свободно читаться с расстояния 20 метров, не быть загрязнёнными, помятыми, повреждёнными). Нужно протереть узлы, которые будет осматривать сотрудник. Всё должно быть чистым, буквы и цифры — легко и без проблем читаться.

Сколько стоит вся процедура?

Специальной оплаты за выездной осмотр не предусмотрено. Как уже говорилось, в ПТС должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора. Точная сумма зависит от автомобиля. Например, сумма для новой иномарки составит 2000 рублей, для машины старше 3 лет – 3000 рублей. Кроме того, должен быть проведён техосмотр. Госпошлина за его проведение уже не взимается, оплачивается только сама услуга в соответствии с расценками техцентра.

В целом же, перерегистрация автомобиля на основе такого акта — обычная процедура, и стоимость её также известна:

  • если машину регистрируют без изменения номеров – 850 рублей;
  • если ставят новые госномера – 2000 рублей.

Плюс выдача СТС – 500 рублей, внесение новых данных в ПТС – 350 рублей. Таким образом, стоимость составит 2850 рублей либо 1700 рублей.

Больше информации о госпошлине за постановку авто на учет, а также о способах ее оплаты вы найдете здесь.

Каков срок действия акта осмотра?

Когда такой акт получен, следует иметь в виду: он действителен в течение 20 дней после его выдачи. Поэтому нужно не тратить время зря, а успеть за это время перерегистрировать машину.

Как зарегистрировать?

Где-то, если автомобиль не на ходу, с владельцем даже не станут обсуждать возможность выездного осмотра и выдачу акта о нём. Либо, как минимум, потребуют привезти автомобиль на смотровую площадку. В других регионах, наоборот, приедут, осмотрят и выдадут акт свободно.

Так или иначе, лучше всего заранее обратиться в МРЭО ГИБДД и выяснить у сотрудников возможность проведения ими такого осмотра. Там собственнику подробно разъяснят все аспекты этой процедуры.

Если же владельцу дадут отказ, то потребуется изыскать способ доставить автомобиль на смотровую площадку согласно требованиям сотрудников ГИБДД.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Читайте также: