Как сделать реверс на двигателе 12 вольт от стеклоочистителя

Обновлено: 07.07.2024

Реверс двигателя — это изменение вращения ротора на противоположное. Изменить направление вращения можно у электродвигателя постоянного тока, асинхронного и коллекторного двигателя переменного тока. Сложно представить себе устройство, в котором не применяется реверсивное вращение электродвигателя. Без изменения вращения невозможно представить работу тельфера, кран-балки, лебедок, грузоподъемных механизмов, лифтов, задвижек и т.п. Исключение составляют такие устройства, как заточные станки, вытяжки и т.д. В этой статье мы расскажем читателям сайта Сам Электрик, как осуществить реверс электродвигателей разных типов.

Устройство и схема подключения коллекторного двигателя переменного тока

Коллекторные двигатели переменного тока достаточно широко применяются как силовые агрегаты бытовой техники, ручного электроинструмента, электрооборудования автомобилей, систем автоматики. Схема подключения двигателя, а также его устройство напоминают схему и устройство электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.
Область применения таких моторов обусловлена их компактностью, малым весом, легкостью управления, сравнительно невысокой стоимостью. Наиболее востребованы в этом производственном сегменте электродвигатели малой мощности с высокой частотой вращения.


Реверс коллекторного двигателя


При использовании такого переключателя как на фото

есть более наглядная схема подключения реверса, может кому-нибудь поможет.


Особенности конструкции и принцип действия

По сути, коллекторный двигатель представляет собой достаточно специфичное устройство, обладающее всеми достоинствами машины постоянного тока и, в силу этого, обладающее схожими характеристиками. Отличие этих двигателей состоит в том, что корпус статора мотора переменного тока для снижения потерь на вихревые токи выполняется из отдельных листов электротехнической стали. Обмотки возбуждения машины подключаются последовательно для оптимизации работы в бытовой сети 220в.
Могут быть как одно-, так и трехфазными, благодаря способности работать от постоянного и переменного тока называются ещё универсальными. Кроме статора и ротора конструкция включает щеточно-коллекторный механизм и тахогенератор. Вращение ротора в коллекторном электродвигателе возникает в результате взаимодействия тока якоря и магнитного потока обмотки возбуждения. Через щетки ток подается на коллектор, собранный из пластин трапецеидального сечения и является одним из узлов ротора, последовательно соединенного с обмотками статора.

В целом принцип работы коллекторного мотора можно наглядно продемонстрировать с помощью известного со школы опыта с вращением рамки, помещенной между полюсами магнитного поля. Если через рамку протекает ток, она начинает вращаться под действием динамических сил. Направление движения рамки не меняется при изменении направления движения тока в ней.

Последовательное подсоединение обмоток возбуждения дает большой максимальный момент, но появляются большие обороты холостого хода, способные привести к преждевременному выходу механизма из строя.

Принцип реверсивного движения

Как сделать реверс асинхронного двигателя через кнопку ПНВ?

Чтобы изменить направление вращения электродвигателя переменного тока, нужно изменить магнитные поля, вызывающие движение в противоположном направлении. Поскольку в магнитных полях каждый провод подключен к положительному и отрицательному току, замена основного и пускового проводов заставит двигатель вращаться в обратном направлении. Это простой метод переключения проводов действует, поскольку полярность магнитного поля меняется на противоположную.

Упрощенная схема подключения

Типовая схема подключения может предусматривать до десяти выведенных контактов на контактной планке. Ток от фазы L протекает до одной из щеток, затем передается на коллектор и обмотку якоря, после чего проходит вторую щетку и перемычку на обмотки статора и выходит на нейтраль N. Такой способ подключения не предусматривает реверс двигателя вследствие того, что последовательное подсоединение обмоток ведет к одновременной замене полюсов магнитных полей и в результате момент всегда имеет одно направление.


Реверсивное включение двигателей постоянного тока

Наиболее просто осуществить реверс двигателя постоянного тока, у которого статор с постоянными магнитами. Достаточно изменить полярность питания, чтобы ротор начал вращаться в обратную сторону.

Сложнее осуществить реверсирование мотора с электромагнитным возбуждением (последовательным, параллельным). Если просто поменять полярность питающего напряжения, то направление вращения ротора не изменится. Чтобы изменить направление вращения, достаточно поменять полярность только в обмотке возбуждения или только на щетках ротора.

Для осуществления реверса двигателей большой мощности полярность следует менять на якоре. Разрыв обмотки возбуждения на работающем моторе может привести к неисправности, т.к. возникающая ЭДС имеет повышенное напряжение, которое способно повредить изоляцию обмоток. Что приведет к выходу электродвигателя из строя.

Для осуществления обратного направления вращения ротора применяют мостовые схемы на реле, контакторах или транзисторах. В последнем случае можно и регулировать скорость вращения.


На рисунке представлена схема на транзисторах. В качестве иллюстрации работы транзисторы заменены контактами переключателя. Аналогично выполняются мостовые схемы не на биполярных, а на полевых транзисторах.

КПД такой схемы значительно выше, чем на транзисторах. Управление осуществляется микроконтроллером или простыми логическими схемами, предотвращающими одновременную подачу сигналов.

Управление работой двигателя


В схемах с использованием симистора реализован принцип действия, основанный на двухполупериодном фазовом регулировании, при котором величина подаваемого на мотор напряжения привязана к импульсам, поступающим на управляющий электрод. Частота вращения якоря при этом прямо пропорциональна приложенному к обмоткам напряжению. Принцип работы схемы управления коллекторным двигателем упрощенно описывается следующими пунктами:

  • электронная схема подает сигнал на затвор симистора,
  • затвор открывается, по обмоткам статора течет ток, придавая вращение якорю М двигателя,
  • тахогенератор преобразует в электрические сигналы мгновенные величины частоты вращения, в результате формируется обратная связь с импульсами управления,
  • в результате ротор вращается равномерно при любых нагрузках,
  • реверс электродвигателя осуществляется с помощью реле R1 и R


Помимо симисторной существует фазоимпульсная тиристорная схема управления.

Преимущества и недостатки

К неоспоримым достоинствам таких машин следует отнести:

Недостатком этих двигателей принято считать использование щеточно-коллекторного перехода, который обуславливает:

  • снижение долговечности механизма,
  • искрение между и коллектором и щетками,
  • повышенный уровень шумов,
  • большое количество элементов коллектора.

Схема простого регулятора скорости мотора

Конечно скорость лучше всего контролируется инвертором, но для несложных любительских устройств должно быть достаточно простых самодельных регуляторов.

Полезное: Схема простой паяльной станции

Регулировка вращения и реверс мотора от стиральной машины

Минимальные обороты получились с этой схемой 200 об / мин. С2 это плавный старт. Плавный пуск работает отлично на холостом ходу, хотя с нагрузкой на вал, при необходимости, подберите R5 = 0 — 3 кОм в зависимости от нагрузки; R6 = 18 — 51 Ом в зависимости от симистора; R4 = 3 — 10 кОм — это защита Т3; RR1 = 2 -10 кОм — регулятор скорости связан с сетью гальванически, требуется защита от сетевого напряжения. Есть потенциометры с пластиковой осью, желательно использовать именно их.

Типичные неисправности

Наибольшего внимания к себе требует щеточно-коллекторный механизм, в котором наблюдается искрение даже при работе нового двигателя. Сработанные щетки следует заменить для предотвращения более серьезных неисправностей: перегрева ламелей коллектора, их деформации и отслаивания. Кроме того, может произойти межвитковое замыкание обмоток якоря или статора, в результате которого происходит значительное падение магнитного поля или сильное искрение коллекторно-щеточного перехода.

Избежать преждевременного выхода из строя универсального коллекторного двигателя может грамотная эксплуатация устройства и профессионализм изготовителя в процессе сборки изделия.

Проверка коллекторного электродвигателя на неисправность

Самая сложна задача, которая встанет перед вами это разбор. Оказывается коллекторный электродвигатель сложно разбирать. Приводить разбор демонтажа двигателя для всех видов устройств в рамках одной статьи будет излишним, так что лучше найти специальную инструкцию непосредственно под ваше устройство. Более того, это исключит вероятность дополнительных поломок при работе со специфическими конструкциями разных производителей. Не забудьте о технике безопасности, любое устройство при разборе должно быть отключено от источников питания. Используйте инструменты с изоляционным материалом. В рамках статьи будет рассмотрены случае, когда прибор неисправен полностью, работает с перебоями или некорректно.

Похожие публикации

Добрый день всем читателям форума! Столкнулся с небольшой проблемой, надеюсь вы подскажите как поступить. Купил б/у промышленное оборудование розлива воды в 19 литров, и после того как начал его дефектовать, обнаружил что в нём отсутствует понижающий трансформатор тока 380/220/24 на 150 ватт. Новый с Китая оригинальный заказывать стоило около 15к и я подумал, что это больно жирно и можно найти что-то здесь и на порядок дешевле. Нашел, приобрел. Но загвоздка в том, что китайский каноничный трансформатор имеет среднюю точку, тобишь у него три выхода со вторичной обмотки (N,220,24), а мой с двумя разными обмотками и выходы соответственно (N,220. N,24) Вопрос, как подключить трансформатор чтобы не накрылось всё медным тазом Прикрепленные файлы: 1) место его установки (красные провода- две фазы 380 первичка и три провода вторички) 2) схема подключения 3) оригинальный трансформатор (обратите внимание на пин 20 он общий для всех вторичных обмоток) 4) моя замена ( нужно снять 220 и 24. тобишь пины 14-15 и 16-17)

Переменная сеть: мотор 380 к сети 380

Для реверсивного подключения трехфазного асинхронного электродвигателя возьмем за основу схему его включения без реверса:


Эта схема позволяет вращаться валу только в одну сторону – вперед. Чтобы заставить его повернуться в другую, нужно поменять местами любые две фазы. Но в электрике принято менять только А и В, несмотря на то, что к такому же результату привели бы смены А на С и В на С. Схематично это будет выглядеть так:


Для подключения дополнительно понадобятся:

  • Магнитный пускатель (или контактор) – КМ2;
  • Трехкнопочная станция, состоящая из двух нормально замкнутых и одного нормально разомкнутого контактов (добавлена кнопка Пуск2).


Схема реверсивного подключения мало отличается от простой. Главное ее отличие состоит в электроблокировке. Она необходима для исключения пуска мотора сразу в двух направлениях, что привело бы к поломке. Конструктивно блокировка – это блок с клеммами магнитных пускателей, которые соединены в управляющей цепи.

Как изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя

Рис. 1 Схема подключения двигателя однофазного асинхронного двигателя с пусковым конденсатором.

Возьмем за основу уже подключенный однофазный асинхронный двигатель, с направлением вращения по часовой стрелке (рис.1).

  • точками A, B условно обозначены начало и конец пусковой обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода коричневого и зеленого цвета соответственно.
  • точками С, В условно обозначены начало и конец рабочей обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода красного и синего цвета соответственно.
  • стрелками указано направление вращения ротора асинхронного двигателя

Задача.
Изменить направление вращения однофазный асинхронный двигатель в другую сторону – против часовой стрелки. Для этого достаточно переподключить одну из обмоток однофазного асинхронного двигателя – либо рабочую либо пусковую.
Вариант №1
Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения рабочей обмотки.

Рис.2 При таком подключении рабочей обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.
Вариант №2
Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения пусковой обмотки.

Рис.3 При таком подключении пусковой обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.
Важное замечание.
Такой способ изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя возможен только в том случае, если на двигателе имеется отдельные отводы пусковой и рабочей обмотки.

Рис.4 При таком подключении обмоток двигателя, реверс невозможен.

На рис. 4 изображен довольно распространенный вариант однофазного асинхронного двигателя, у которого концы обмоток В и С, зеленый и красный провод соответственно, соединены внутри корпуса. У такого двигателя три вывода, вместо четырех как на рис. 4 коричневый, фиолетовый, синий провод.

UPD 03/09/2014 Наконец то удалось проверить на практике, не очень правильный, но все же используемый метод смены направления вращения асинхронного двигателя. Для однофазного асинхронного двигателя, который имеет только три вывода, возможно заставить ротор вращаться в обратном направлении, достаточно поменять местами рабочую и пусковую обмотку. Принцип такого включения изображен на рис.5



Реверс трехфазных асинхронных машин

Направление движения вращающегося магнитного поля асинхронных электродвигателей зависит от порядка подачи фаз, независимо от того как соединены его статорные обмотки – звездой или треугольником. Например, если фазы A, B, C подать на входные клеммы 1, 2 и 3 соответственно, то вращение пойдет (предположим) по часовой стрелке, а если на клеммы 2, 1, и 3, то против нее. Схема подключения через магнитный пускатель избавит вас от необходимости откручивать гайки в клеммной коробке и производить физическую перестановку проводов.

Трехфазные асинхронные машины на 380 вольт принято подключать магнитным пускателем, в котором три контакта находятся на одной раме и замыкаются одновременно, подчиняясь действию так называемой втягивающей катушки – магнитного соленоида, работающего как от 380, так и от 220 вольт. Это избавляет оператора от близкого контакта с токоведущими частями, что при токах свыше 20 ампер может быть небезопасно.

Подробнее о схемах подключения магнитных пускателей для трехфазных электродвигателей читайте здесь.

Для чего нужен реверс двигателя?

Многие механические действия в бытовых и промышленных устройствах, осуществляются с помощью асинхронного движка. В связи, с чем часто возникает необходимость изменения направления движения, исходя из выполняемых задач. Иногда функция реверса для механизма является постоянной, а иногда — временной.

Функцию реверса в электродвигателе иногда используют для торможения, поскольку при отсоединении его от электросети, ротор, располагая значительной инерционностью, продолжает свою работу. Такой кратковременный пуск реверса вызывает процесс торможения движка. Данный способ еще называют противовключением.

Переменная сеть: 380В к 220В

Для подключения трехфазного асинхронного двигателя к электросети 220В необходимо использовать один или два конденсатора для компенсации отсутствующей фазы: рабочий и пусковой. Направление вращательного движения зависит от того, с чем соединяется третья обмотка.

Чтобы заставить вал вращаться в другую сторону, обмотку №3 необходимо подключить с помощью конденсатора к тумблеру с двумя позициями. Он должен иметь два контакта, соединенных с обмотками №1 и №2. Ниже показана подробная схема.


Простите. А что Вы им поворачивать собрались?

Некоторые думают, что они поднялись, но на самом деле они всплыли.

Нормальный двигатель. У меня правда на 24в, от Камаз, RQ-46 крутит исправно.

Реверс изменением полярности.

Последний раз редактировалось R6DX; 22.03.2017 в 22:26 .

Двигатель наверняка постоянного тока, любой такой двигатель имеет две обмотки, обмотка возбуждения и обмотка якоря.
Сопротивление обмотки якоря меньше сопротивления обмотки возбуждения, которая видимо имеет отвод, что позволяет иметь возможность работать на двух скоростях. На обмотку якоря подавайте 12 В, на обмотку возбуждения от 12 и меньше, скорость будет меняться в меньшую сторону. Меняя полярность питания обмотки якоря (на обмотке возбуждения при этом не меняется )направление вращения будет меняться.
Поработайте омметром, после этого картина станет понятнее.

Схем ГАЗ-24 полно цветных в Сети-там действительно-две обмотки а выводы через переключатель коммутируются на две скорости.
У нас в городе радиолюбитель применяет мотор от дворников в качестве поворотки.Что и как-не знаю подробностей но Яги от 20 метрового диапазона и выше крутит.

электромотор 12в . как сделать реверсивным?

мотор автомобильный с вентилятора отопителя, будет использоваться в детской игрушке-автомобильчике,тракторе. кнопка включения от шуруповёрта.

Свистунов Л. написал:
мотор автомобильный с вентилятора отопителя,

Я бы скорее спросил: сколько проводов идет к двигателю. Я не автомобилист, к сожалению своего авто никогда не было. Но встречаться приходилось. Обычно это ДПТ с независимым возбуждением. Для реверса нужно просто поменять провода местами (+ с -).


МЭ226-б 12/40. вывод один, второй-корпус.

Если есть постоянный магнит — полярность

Если нет — будет крутится одинаково в обеих полярностях. Тогда надо вывести отдельно провода от обмотки статора и коллекторов

По любому надо вскрыть и убедится, что там коллекторы не сделаны так что они механически сломаются если крутить назад

линк написал:
Если есть постоянный магнит — полярность

А, что, бывают ДПТ с двумя вводами (вывод один, второй-корпус) и без магнитов? Но, если есть опасность поломки, то Вы правы:

линк написал:
По любому надо вскрыть и убедится, что там коллекторы не сделаны так что они механически сломаются если крутить назад

igor1 написал:
А, что, бывают ДПТ с двумя вводами (вывод один, второй-корпус) и без магнитов

Оно может быть подключено параллельно или последовательно внутри, без 4х выводов

igor1 написал:
А, что, бывают ДПТ с двумя вводами (вывод один, второй-корпус) и без магнитов?

бывают и с двумя вводами , без корпуса и с тремя а моторчик дворников шесть вводов

igor1 написал:
убедится, что там коллекторы не сделаны так что они механически сломаются если крутить назад

не сломается, может крутиться только надо заставить

На автомобилях ЗИЛ установлен электродвигатель 192.3730 с возбуждением от постоянных магнитов, имеющий две частоты вращения: номинальную и пониженную. Понижение частоты вращения якоря достигается включением в цепь электродвигателя добавочного резистора СЭ300, размещаемого на кожухе отопителя. Техническая характеристика электродвигателя приведена ниже._

Aтос написал:
Понижение частоты вращения якоря достигается включением в цепь электродвигателя добавочного резистора СЭ300, размещаемого на кожухе отопителя

частота вращения будет регулироваться

Свистунов Л. написал:
кнопка включения от шуруповёрта.

Раз постоянный магнит, полярность = направление. Можно использовать любой крестовой переключатель подходящего номинала. (питание на неподвижные контакты, так что бы не могло коротнуть аккум при переключении если контакты не одновременно срабатывают). Поскольку в шуруповертах используется электроника (шим) в выключателе, переключатель направления должен стоять после выключателя шуруповерта, между ним и мотором

По току выключатель от шуруповерта вообще это дело потянет ?

3 простые схемы реверса двигателя постоянного тока

С двумя кнопками

Этой схемой Интернет буквально завален. Ведь она позволяет запускать двигатель и управлять направлением его вращения всего двумя обычными кнопками! Нажал на одну – мотор крутится влево. Нажал на другую – вправо. Не нажал – все отключено.

Теоретически все верно. Для питания электродвигателя М1 используется переменный ток. Пока ни одна из кнопок не нажата, двигатель не вращается, поскольку он подключен к питанию через диоды D1, D2, соединенные встречно-последовательно.

Как только мы нажмем на одну из кнопок, один из диодов окажется закорочен, а второй начнет работать как однополупериодный выпрямитель, подавая на мотор выпрямленное напряжение. Полярность этого напряжения, а значит, и направление вращения двигателя, будут зависеть от того, какая из кнопок нажата.

С двумя переключателями

Эта схема ненамного отличается от предыдущей, но лишена вышеперечисленных недостатков. А отличие заключается лишь с том, что вместо кнопок используются переключатели, а выпрямительные диоды исключены.

Устройство питается постоянным напряжением, как и положено электромотору, так что с КПД все в порядке. Пока ни один из переключателей не включен, выводы электромотора закорочены и подключены к одной из шин питания. Стоит нажать на любую из кнопок, один из выводов мотора будет подключен ко второй шине питания и его ротор завращается. В зависимости от того, какой из переключателей будет активирован, полярность питания, подаваемого на двигатель, а значит, и направление вращения ротора будут изменяться.

Если включить одновременно оба переключателя, то ничего страшного не произойдет, просто выводы мотора окажутся подключенными к другой шине питания, а разности потенциалов между ними не будет.

На схеме изображены переключатели, но, конечно, вполне подойдут и кнопки на переключение без фиксации. Если оснастить микродрель для сверления плат, скажем, двумя КМ1-1, разместив их на корпусе устройства, то управлять сверлом можно простым нажатием пальца на нужный переключатель.

На сдвоенном со средним положением

Если управление двумя кнопками все же неудобно, то можно воспользоваться конструкцией, в которой используется двухполюсной тумблер со средним положением. Подойдет, к примеру, П2Т-5.

Как видно из схемы, конструкция предельно проста. В среднем положении флажка тумблера S1 двигатель отключен от питания. При повороте флажка в ту или иную сторону, на обмотку электродвигателя будет подаваться напряжение той или иной полярности, обеспечивая вращение ротора в ту или другую сторону.

На тумблере с автоматическим отключением

Предыдущая схема проста и удобна в управлении и ее, к примеру, можно использовать для управления моторами стеклоподъемников в автомобиле. Но для этого конструкцию придется немного доработать. Ведь управляя стеклоподъемником вручную, сложно определить, что стекло уже полностью открылось/закрылось и пора останавливать мотор. Взглянем на схему ниже.

Перед нами все та же конструкция с тумблером, но она дополнена двумя диодами и двумя концевыми выключателями. Предположим, наш мотор управляет приводом стеклоподъемника автомобиля. Стекло полуоткрыто, концевые выключатели S2 и S1, расположенные в верхней и нижней части окна, замкнуты, диоды D1 и D2 закорочены.

Вот вроде и все. Схемы, конечно, исключительно просты и для тех, кто более-менее знаком с электроникой, не являются откровением. Но тех, кто только начал познавать электромир, эти схемы, возможно, чему-нибудь научат.

Реверс - запуск мотора в обратном к текущему вращению направлении. Реализовать вращение электродвигателя в .

Вместо моторчика 12 вольтовая лампочка вместо кнопки будет проводок чтобы узнать что полярность меняется меня .

Как управлять питанием электродвигателя от батарейки с помощью всего одного выключателя? Как заставить моторчик .

Показана простая схема управления и реверсирования двигателя постоянного тока малой мощности с пояснениями.

Изменение полярности,реверс на кнопках-переключателях для НЕбольшого моторчика постоянного тока. The change of .

Схемы реверса электрических двигателей тема конечно интересная и рассказывать о ней можно бесконечно. Строят .

Этот и подобные ему эксперименты Вы всегда можете повторить у себя дома. Я не использую необычных и редких .

Регулятор оборотов электродвигателя своими руками. Схема. Транзистор кт 815. Как сделать самый простой регулятор на .

Изменение вращения двигателя на реле или реверс двумя кнопками.С помощью данного устройства,можно управлять .

В этом видео я привожу очень простую схему автоматического реверса для управления малогабаритным электрическим .

Вторая часть - как из моторчика от привода дворников "Москвича" или "Запорожца" который крутится только в одну .

Реле можно купить тут: got.by/2wjpyt Подключиться к партнёрской программе и зарабатывать деньги на Ютубе вы .

Вращение моторчика 12 в в разные стороны, независимо от его крепления на кузов авто или иного другого транспортного .

В этом видео Вы увидите как работает такой шим регулятор мощности и в каких целях его можно использовать, после его .

Схема регулировки оборотов двигателя 12В с тормозом двигателя для использования подачи проволоки в полуавтомате.

В этом видео показана простая схема реверса полюсов постоянного тока, реализованная на обычном переключателе, .

Имею в наличии: откатные ворота, MegaD 14IN, сеть 1-wire, несколько 2-х канальных силовых ключей, а также вот такую вот штуку (назовем ее китайское чудо):

Все это прекрасно работает, через "Китайское чудо" идет управление светом в доме.

Дак вот вопрос в следующем, хочется автоматизировать откатные ворота (пардон если эта тема поднималась на форуме). В качестве двигателя планирую использовать мотор от стеклоочистителя авто (дворников). Хочется услышать ваших советов как бы все это подключить к Меге.

Думал реализовать такую схему, где будет менять полярность:

За место кнопок на схеме планировал использовать реле на "Китайском чуде" или силовые ключи, а Мега бы давала команду этому "Китайскому чуду".

Правда там реле на 220 вольт, будут ли они пропускать 12 вольт (в качестве источника блока питания планировал использовать БП от ПК).

Читайте также: