Как сделать питон на компьютере

Обновлено: 04.07.2024

Причиной написания статьи, явилось огромное количество постоянно возникающих у новичков вопросов такого содержания: "Как собрать проект c pyqt5", "Почему не работает", "Какой инструмент выбрать" и т.д. Сегодня научимся собирать проекты без мучений и танцев с бубном.

Как-то пришлось написать небольшое desktop-приложение. В качестве языка программирования для разработки был выбран python, поскольку для решения моей задачи он подходил идеально. В стандартную библиотеку Python уже входит библиотека tkinter, позволяющая создавать GUI. Но проблема tkinter в том, что данной библиотеке посвящено мало внимания, и найти в интернете курс, книгу или FAQ по ней довольно-таки сложно. Поэтому было решено использовать более мощную, современную и функциональную библиотеку Qt, которая имеет привязки к языку программирования python в виде библиотеки PyQT5. Более подробно про PyQT можете почитать здесь. В качестве примера я буду использовать код:

Если вы более-менее опытный разработчик, то понимаете, что без интерпретатора код на python не запустить. А хотелось бы дать возможность каждому пользователю использовать программу. Вот здесь к нам на помощь и приходят специальные библиотеки позволяющие собирать проекты в .exe, которые можно потом без проблем запустить, как обычное приложение.

Существует большое количество библиотек, позволяющих это сделать, среди которых самые популярные: cx_Freeze, py2exe, nuitka, PyInstaller и др. Про каждую написано довольно много. Но надо сказать, что многие из этих решений позволяют запускать код только на компьютере, с предустановленным интерпретатором и pyqt5. Не думаю, что пользователь будет заморачиваться и ставить себе дополнительные пакеты и программы. Надеюсь, вы понимаете, что запуск программы на dev-среде и у пользователя это не одно и тоже. Также нужно отметить, что у каждого решения были свои проблемы: один не запускался, другой собирал то, что не смог потом запустить, третий вообще отказывался что-либо делать.

После долгих танцев с бубном и активным гуглением, мне все же удалось собрать проект с помощью pyinstaller, в полностью работоспособное приложение.

Немного о Pyinstaller

Pyinstaller собирает python-приложение и все зависимости в один пакет. Пользователь может запускать приложение без установки интерпретатора python или каких-либо модулей. Pyinstaller поддерживает python 2.7 и python 3.3+ и такие библиотеки как: numpy, PyQt, Django, wxPython и другие.

Pyinstaller тестировался на Windows, Mac OS X и Linux. Как бы там ни было, это не кросс-платформенный компилятор: чтобы сделать приложение под Windows, делай это на Windows; Чтобы сделать приложение под Linux, делай это на Linux и т.д.

PyInstaller успешно используется с AIX, Solaris и FreeBSD, но тестирование не проводилось.

Подробнее о PyInstaller можно почитать здесь: документация.

К тому же после сборки приложение весило всего около 15 мб. Это к слову и является преимуществом pyinstaller, поскольку он не собирает все подряд, а только необходимое. Аналогичные же библиотеки выдавали результат за 200-300 мб.

Приступаем к сборке

Прежде чем приступить к сборке мы должны установить необходимые библиотеки, а именно pywin32 и собственно pyinstaller:

Чтобы убедится, что все нормально установилось, вводим команду:

должна высветиться версия pyinstaller. Если все правильно установилось, идем дальше.

В папке с проектом запускаем cmd и набираем:

Собственно это и есть простейшая команда, которая соберет наш проект.
Синтаксис команды pyinstaller таков:

pyinstaller [options] script [script . ] | specfile

Наиболее часто используемые опции:

--onefile — сборка в один файл, т.е. файлы .dll не пишутся.
--windowed -при запуске приложения, будет появляться консоль.
--noconsole — при запуске приложения, консоль появляться не будет.
--icon=app.ico — добавляем иконку в окно.
--paths — возможность вручную прописать путь к необходимым файлам, если pyinstaller
не может их найти(например: --paths D:\python35\Lib\site-packages\PyQt5\Qt\bin)

PyInstaller анализирует файл myscript.py и делает следующее:

  1. Пишет файл myscript.spec в той же папке, где находится скрипт.
  2. Создает папку build в той же папке, где находится скрипт.
  3. Записывает некоторые логи и рабочие файлы в папку build.
  4. Создает папку dist в той же папке, где находится скрипт.
  5. Пишет исполняемый файл в папку dist.

В итоге наша команда будет выглядеть так:

После работы программы вы найдете две папки: dist и build. Собственно в папке dist и находится наше приложение. Впоследствии папку build можно спокойно удалить, она не влияет на работоспособность приложения.

Изучаем Python 3. Как установить Python?

Чтобы изучать какой-либо язык программирования всегда требуется среда разработки и текстовый редактор для написания и отладки программного кода.

Точно также обстоят дела и с языком программирования Питоном. Поэтому с самого первого шага нам понадобится программа (или программы), в которой мы будем создавать свои первые программы на Питоне.

Если вы прочитаете дальше, то узнаете, как скачать и установить Python 3 на свой компьютер. Среда разработки на Питоне универсальная - поэтому предлагаем вам сразу несколько вариантов установки:

  • на Windows;
  • на Linux;
  • через специальный веб-сайт (ограниченное использование).

Рассказать - расскажем, а вот, что вы выберете - решать вам самим.

Установка Python на Windows

Рекомендуем ознакомиться и скачать Python с официального сайта. Программа абсолютно бесплатная.

Заходим на https://python.org/downloads/windows/ , выбираем "latest python release" и Python 3.

На момент написания статьи это Python 3.4.1.

Обязательно выбираем Python 3

Появляется страница с описанием данной версии Python (на английском). Если интересно - можете почитать.


Релизы и версии Питона

Затем крутим в самый низ страницы, а затем открываем пункт "download page".

Вы увидите список файлов, которые можно загрузить. Нам нужен Windows x86 MSI installer (если система 32-х битная), или Windows x86-64 MSI installer (если система 64-х битная). Больше из файлов нам ничего не нужно.


Выбираем свою версию Питона

Ждём, пока Python загрузится. Затем открываем загрузившийся файл.

Файл подписан Python Software Foundation, значит, все в порядке.


Сохранение инсталяционного пакета

Устанавливаем для всех пользователей или только для одного (на ваше усмотрение).

Выбираем папку для установки. Я оставляю папку по умолчанию. Вы можете выбрать любую папку на своем диске.




Выбираем компоненты, которые будут установлены. Оставьте компоненты по умолчанию, если не уверены.

Ждем установки Python.

В установщик Python для Windows уже встроена среда разработки IDLE. Поэтому прямо сейчас, не теряя времени, вы можете написать свою первую программу! Вперёд! А если у вас другая система или вы не хотите устанавливать программу на компьютер - читаем больше.

Установка Python на Linux систему (ubuntu, Linux mint и другие)

Откройте консоль (обычно ctrl + alt + t). Введите в консоли:

python3

Скорее всего, вас любезно поприветствует Python 3:

Python 3 . 4 . 0 ( default , Sep 11 2016 , 23 : 05 : 11 ) [ GCC 4 . 8 . 2 ] on Linux

Type "help" , "copyright" , "credits" or "license" for more information . >>>

Если будет написано так, то вам повезло - у вас уже стоит Python 3. Иначе, следует установить пакет *python3*. Для этого набираем команду в консоли:

sudo apt-get install python3

Другим способом установить Python - через mintinstaller / synaptic / центр приложений ubuntu /.

В Python для Linux нет предустановленной среды IDLE. Поэтому её придётся установить дополнительно. Пакет соответственно называется *idle3*.

Однако можно писать в любом текстовом редакторе (gedit, vim, emacs. ) и запускать программы через консоль:

python3 path_to_file.py

Теперь вы можете написать первую программу (хотите, пишите в IDLE, хотите - в своём любимом текстовом редакторе).

Программирование на Питоне в веб-среде

Существует несколько надёжных сайтов, на которых можно писать свой код на разных языках программирования и тут же проверять и запускать его на исполнение! Есть ограничение при запуске графических модулей. К разряду таких удивительных сайтов можно отнести веб-среду сайта repl.it




Перейдите сразу по ссылке, чтобы открыть среду программирования Питона. И можно сразу же приступать к программированию. Здесь мы показали пошагово как это можно сделать.


Как один из лучших языков программирования для изучения и использования, неудивительно, что миллионы новых программистов обращают свое внимание на изучение использования Python. Он предлагает низкий барьер для входа, с поддержкой Python, доступной во всех основных операционных системах, что позволяет вам создавать проекты от веб-сайтов до настольных игр (и не только).

Python обычно предустановлен на MacOS и Linux, но есть несколько дополнительных проблем, с которыми пользователям Windows придется перейти, прежде чем они смогут начать использовать Python для своих проектов. Вот что вам нужно знать, если вы хотите узнать, как использовать Python в Windows.

Как установить Python на Windows

Поскольку Python не поставляется с предустановленной Windows, вам сначала нужно его установить. Существует две доступные версии Python — Python 3 и Python 2. В целях совместимости может потребоваться установка и использование Python 2 с более старым программным обеспечением Python.

Поддержка последней версии Python 2 (Python 2.7) заканчивается в 2020 году, однако, на этом этапе, вероятно, лучше придерживаться установки Python 3.

Как запускать проекты Python в Windows

После установки Python вы сможете использовать его для запуска существующего программного обеспечения Python или начать разработку собственных проектов Python. Вам понадобится Python IDE, чтобы начать кодирование ваших собственных проектов Python, таких как предварительно включенный IDLE , который вы можете запустить из меню Пуск Windows.

Чтобы запустить сам код Python, вам нужно использовать интерпретатор Python. Это программное обеспечение, которое преобразует код Python и выполняет его соответствующим образом на вашем ПК с Windows. Вам нужно будет открыть командную строку или окно PowerShell, чтобы иметь возможность использовать интерпретатор.

Установка дополнительных модулей Python


Прежде чем начать, вам нужно будет установить Python PIP , хотя, если вы установили Python 3.4 или новее, он должен быть предустановлен, если вы не удалили этот параметр во время предустановочной конфигурации Python.

Вы можете использовать PIP для установки новых модулей, открыв окно PowerShell и введя pip install package-name или python -m pip install package-name , заменив package-name именем пакета модуля, который вы можете установить. Вы можете искать пакеты для установки с помощью инструмента поиска на веб-сайте PIP.

Следующие шаги Python

Как мы показали здесь, вам не нужно переключаться на Linux или Mac, чтобы иметь возможность выбрать этот удобный для начинающих язык программирования. Если вы знаете, как использовать Python в Windows, вы можете начать изучать, как использовать его для своих увлечений и интересов.

Если вы хотите превратить установку Windows в более совершенную платформу для тестирования своего кода, вы можете подумать о переключении с PowerShell и установке вместо этого терминала Windows. У вас есть свои советы по написанию кода для Windows? Пожалуйста, оставьте их ниже.

В этом уроке мы создадим на основе языка программирования Python свое первое программное обеспечение с .exe файлом.

Введение в GUI

GUI (Graphical user interface) - графический интерфейс пользователя. С этого понятия мы и начнем. На самом деле никаких скрытых смыслов здесь нет и GUI - это графическое представление для всех ваших программ.

То есть вы могли бы запустить программу из командной строки и получить результат в том же самом виде. Но чтобы ваш код взаимодействовал с пользователем, необходим интерфейс для взаимодействия.

В "питоне" есть много модулей, которые вы можете импортировать и на его основе создавать свой графический интерфейс. Мы будем использовать Tkinter - встроенный GUI для Python. Он устанавливается вместе "питоном".

Здесь Tk() относится к классу в модуле Tkinter, который мы сохраняем, инициализируя в top. Label - это метод для печати текста, Entry - для создания пустой записи, Button - для создания кнопки.


pack - это ключ для упаковки всего в макет. mainloop сохраняет все видимым, пока вы не закроете графический интерфейс.

Создаем собственный калькулятор

Выше мы увидели простой графический интерфейс с кнопкой и полями. Приступим к созданию простого калькулятора Python.

Сразу скажу, что стиль кода, названия переменных очень важны и существует n-способов создания кода, но здесь мы только хотим понять суть создания ПО, а не выучить все правила правильного написания кода.


Создание GUI

Прежде чем перейти к коду, мы создадим графический интерфейс для нашего приложения-калькулятора. Для более легкого понимания мы будем использовать только одну кнопку и 4 строчки для ввода.

Воспользуемся написанным кодом выше и возьмем оттуда label, entry и button.

Создание функции

В нашем случае сразу после ввода 2 чисел и указания операции между ними должен быть показан ответ.

Начнем с кнопки Submit (см. изображение калькулятора выше).

Нам нужно дать команду кнопке, создать функцию, которая предназначена для этого.

Называем функцию process, которая после нажатия кнопки, простыми словами, обращается за данными к нашим строкам ввода и получает значения, введенные пользователем. Полученные данные мы сохраняем в number1, number2, operator.

Процесс вычислений

На этом этапе нам нужно обработать ввод, полученный от пользователя. По умолчанию полученное значение является строкой.

Для того, чтобы преобразовать тип данных мы строковую переменную оборачиваем в int.

Тем не менее, есть еще одна проблема - получение значения оператора (например, + - * /) для работы.

На самом деле решение довольно простое - использовать условный оператор if и делать вычисления внутри условий.

Строка в Python обозначается как " " или ' ', то есть здесь в if мы проверяем строковый оператор, полученный от пользователя и сохраняем результат в переменной answer.

Код целиком будет выглядеть так:

Вы успешно написали код нашего калькулятора.

Обработка исключений

Заголовок звучит слишком техническим? Определенно нет, не переживайте. Мы всегда должны учитывать много разных моментов.

Предположим, вы сделали этот калькулятор и показали его другу. Друг вместо того, чтобы вводить целое число вводит буквы, которые должны быть там где цифры. Python выдает ошибку и сразу останавливается.

Обработка исключений считается простым процессом. Давайте посмотрим, как это сделать в нашей программе:

Создание EXE

Вы создали программу на Python, которая полностью работаете после отладки ошибок. Но есть одна проблема - что если вы хотите поделиться своим кодом Python с другими? У них должен быть установлен Python, но часто это просто невозможно. Кроме того вы можете не иметь делания раскрыть свой код и тогда лучше всего создать *.exe - файл.

Чтобы создать исполняемую *.exe версию или Apk (для Android) необходимо "заморозить" (freeze) ваш код.

Есть много способов "заморозить" ваш код, но я бы предложил использовать Pyinstaller.

Шаг 1

Шаг 2

Перейдите в папку, в которой находится код, нажмите SHIFT + правую клавишу мыши и далее "Открыть в командной строке". Т.е. либо "open in command prompt" или "power shell" в зависимости от вашей версии ОС.


Добавляем свой значок для EXE-файла и помещаем всё в один файл с помощью второй команды.


Исходную программу на Python и *.exe файл вы можете скачать ниже:

На этом мы заканчиваем урок по разработке своего первого программного обеспечения на Python.

Читайте также: