Как сделать ниву устойчивее на дороге

Обновлено: 07.07.2024

Выйдя на внутренний и зарубежный рынки в середине семидесятых, вазовская Нива произвела настоящий фурор. Ведь компактная машина опередила своё время, предложив невиданный доселе набор потребительских качеств. Больше, чем легковушка, но еще не утилитарный внедорожник – ВАЗ-2121 был предтечей современных кроссоверов. Правда, с одной важной оговоркой – серьезным внедорожным потенциалом благодаря постоянному полному приводу, наличию понижающих передач и даже блокировки межосевого дифференциала.

Улучшить хорошее

Вместе с тем, многие советские автомобилисты отказывались от Нивы из-за того, что в сравнении с Жигулями она была не слишком практичной – маленький багажник, тесный салон, да и залезать на заднее сиденье через небольшие боковые двери было не очень-то удобно. Возможно, именно поэтому уже в конце восьмидесятых на ВАЗе начали работать над модернизированным вариантом автомобиля, в котором особенности Нивы проявлялись бы не так ярко.

Первый важнейший параметр, который решили изменить конструкторы – колесная база. Её увеличение на 150 мм должно было как облегчить посадку-высадку задних пассажиров, так и увеличить пространство для ног. Кроме того, увеличение габаритной длины кузова должно было благоприятно отразиться и на объеме багажного отделения.

На ВАЗе внимательно следили и за достижениями мирового автопрома. Ведь в то время на раллийных трассах как раз начала победоносно блистать Audi со своей полноприводной моделью Quattro.

Однако на заводе по итогам доработок планировали разработать и представить в Министерство техническое задание на обновленную Ниву уже в 1985 году, а годом позже по нему собирались изготовить опытные образцы. Таким образом, уже к концу восьмидесятых вторая версия Нивы теоретически могла встать на конвейер, что было бы весьма кстати с учетом того, что базовый ВАЗ-2121 выпускался с 1977 года.

В этот момент, по сути, на ВАЗе и определились с тем, что наработки Нивы лягут в основу полноприводника следующего поколения, которым в начале двухтысячных и стала Нива с фамилией Chevrolet.

Ходовые макеты

Но в 1988 году никто на заводе и предположить не мог, что на решетке Нивы когда-то появится золотой крест. В то время там занимались испытаниями ходовых макетов с незатейливыми названиями ХМ-01 и ХМ-02, в ходе которых конструкторы занимались оценкой и доводкой шасси и рулевого управления. Сравнивали прототипы, разумеется, с обычной старушкой-Нивой.

Испытания на дорогах с твердым покрытием позволили конструкторам понять, что необходимо изменить в настройках подвески и реечного рулевого управления, чтобы улучшить ходовые качества новой модели в сравнении с Нивой. Практически сразу специалисты ВАЗа пришли к выводу, что снизить уровень вибраций и ударов на рулевом колесе поможет установка демпфера и рулевого управления с гидравлическим усилителем.

Проверка внедорожного потенциала помогла и ответить на вопрос, какими должны быть лучшие универсальные шины для Нивы. Интересно, что на прототипах использовались очень необычные колеса – обточенные ступицы обычного диска Нивы с ободьями от УАЗа, на которые были установлены шины Я-288 размерности 185/80 R15 от микроавтобуса РАФ-2203.

Впрочем, в период с 1988 по 1991 годы на ВАЗе совместно с НИИШП работали над разными размерностями шин для будущей модели 2123. В частности, рассматривался даже вариант колес 185/65 R15 – то есть, такой же размерности, как у современного Логана. Разумеется, на таких низкопрофильных шинах ХМ-01 сразу сильно потерял в дорожном просвете и смотрелся довольно несуразно.

В ходе практических испытаний было выявлено, что применение схемы МакФерсон в задней подвеске является не слишком целесообразным, а размерность передних стоек требовала увеличения.

Свою работу выполнили

Ходовые макеты позволили ответить на важный вопрос – что же делать с обычной Нивой? Было решено, что наработки по прототипам ХМ-01/02 будут реализованы в рамках работы над моделью 2123, ну а в случае с ВАЗ-2121 решили ограничиться малой кровью – удлинить заднюю дверь до бампера, несколько осовременить интерьер и увеличить рабочий объем двигателя до 1,7-1,8 литра. Именно такая машина с индексом 21213 и должна была заменить на конвейере модель 2121, ставшую к концу восьмидесятых уже настоящей долгожительницей ВАЗа.

Принципиальные отличия прототипов от ВАЗ-2121:

  • двигатель объемом 1,8 л
  • реечный рулевой механизм
  • независимые подвески
  • схема тормозной системы
  • расположение запасного колеса
  • 15-дюймовые колеса

А как ты их шиповать собрался?
Это же "грязевая" резина,там отверстия под шипы отсутствуют.
С уважением Алексей.

Зимой на льду Нива ведет себя как классический заднеприводный автомобиль.

Кайф от Нивы зимой только при езде по снегу: по глубокому (сугробы) или слегка утрамбованному.

В остальных (скользских случаях) она ведет себя как обычные заднеприводные Жигули.

Поэтому аккуратнее в поворотах.

Кстати вопрос,на моей Ниве сейчас стоит оригинальная(которая сейчас с завода) К-156-1,как она по грязи в сравнении с Вли 5?То что по трассе она лучше это понятно,а вот есть ли заметная разница по грязи?

У меня на 213-й ниве стоят зашипованные ВЛИ-5. Опыт зимнего вождения - второй сезон пошел 😊, сравнить не с чем было, только на них ездил. Но так ничего, тормозят, не срываются.
Колеса эти уже третью зиму ходят (в смысле, активно используются, так им лет 10, и лет 7 они уже шипованные 😊), шипы не вылетают.
Но вот как гудят ВЛИ-5 на скорости около 40 кмч - это отдельная тема.

Выкиньте ВЛИ 5 куда подальше,шипуйте любую другую.
Зимой на одном шипованом мосту Нива ведет себя непредсказуемо/неважно переднем или заднем/.
На обоих шипованых нормально,но если где крутанет то можете бросать руль-она становиться абсолютно неуправляема.Теоретика говорят от того что при пробуксовке вследствии наличия диференциала между мостами и диференциалами в мостах крутящий момент передасться невесть куда .

Если интересно опишу процес шиповки-тонкостеной трубочкой диаметром около 3 мм насверливаете дырок,пинцетом выдираете то что там остаеться,затем круглогубцами в которых выбрано место под шип втыкаете шип предварительно обмакнув его в шампунь или мыло.На пару колес уйдет пара часов.

Я был владельцем "Нивы" короткий период.
У меня стояла Кама Флейм,по трассе хорошо,но по "говну" Вли-5,намного лучше.
Был со мной один поучительный случай ,зимой на Ниве.
Возвращался из деревни на охот базу.Дорога ровная,укатаный снег,местами присыпана песком.Шел километров 70,вдруг ,внезапно машину сдернуло и начало "крестить".Хорошо,что ночь,на дороге никого.С трудом отловил,остановился.Дальше ехал 40 км/ч.
С уважением Алексей.

По говну прекрасно отьездил и езжу на штатной ВЛИ-10. Фишка в том что два моста и хороший просвет. Не ,можно конечно смоделировать условия и говно при которых пятые дадут фору остальным,но на практике везде проходил на своих десятых напиминающих мячик. А на снегу ВЛИ-5 вообще самозарываеться,это даже признал мой друг- фанат вли 5.

Спасибо за грамотные советы, раз тема развивается=), кто-нибудь лил масло Хадо и присадки этой же фирмы, у меня сейчас налито Кастрол GTX, но оно уже потемнело, думаю в зиму сменить, а вот на что?

На Лукойла полусинтетик.Рублей 400 стоит за 4 литра.Разницу с кастролом пропей-пользы больше будет.

Ну и лей Кастрол.
Лучше использовать масло одной марки.
К присадкам отношусь скептически.

Вли - это штатная деревяшка? Если да - шипуй не шипуй . меня на штатной деревяшке шипованной крутило вообще не понятно от чего, еду себе никого не трогаю скорость не больше 50кмч и вдруг не с того ни с сего херакс и на обочине.
Кама флайм интересней будет гораздо. Она держала в таких ситуациях - думал хана, ан нет, обходилось 😛

Используй импортное масло, желательно синтетику и будет счастье.

производители масел настоятельно не рекомендуют портить масла присадками.

Двигатель Нивы практически тотже что и копейки образца 70 года.Копейка прекрасно обходилась ,,жигулевским,, С какого рожа надо лить очень дорогое масло?
Есть конечно Религия,но в конечном счете и будисты и христиане и мусульмане живут примерно одинаковое количество лет.
Если пить вредно,то можно детям мороженое -на разницу.

про то что. еду 50, никого не трогаю,херакс и на обочине- в точку,бывало,при всех 4 шипованых.

Зануда
Зимой на льду Нива ведет себя как классический заднеприводный автомобиль.

Учтите это.

Кайф от Нивы зимой только при езде по снегу: по глубокому (сугробы) или слегка утрамбованному.

В остальных (скользских случаях) она ведет себя как обычные заднеприводные Жигули.

Поэтому аккуратнее в поворотах.

Не соглашусь - хуже себя ведет на дороге - ибо база коротенькая а центр тяжести высокий. Да и масса тож не на пользу идет.

Я к тому что на льду у Нивы нет преимущества перед 2101 в скользком повороте.

Даже просто 2101 или переднеприводная машиена более устойчива, чем Нива в повороте на льду.

Может очень подвести ложное чувство "джипа и постоянного полного привода".
(на себе испытал)

А как Вы её собрались на НЕБОЛЬШОЙ скорости в занос кинуть? Если просто руль перекрутить на асфальте - просто прямо поедет, как любой современный автомобиль. На льду в занос прекрасно ставится. 😊
ВЛИ хоть 5 хоть 10 только врагам 😊 Ездил на ВЛИ год просто из жадности, т.к. новые с завода шли а без колёс машину не продают 😊, но постарался как можно быстрее их укатать вместе с дисками. Сейчас всесезонка кама-евро (вроде 212-ая) на ВСМПО 15". В шипах нужды не вижу.

2 lelik76 70км/ч по песку со снегом? 😊 Не-ну-а-чо? 😊

alex1
На обоих шипованых нормально,но если где крутанет то можете бросать руль-она становиться абсолютно неуправляема.Теоретика говорят от того что при пробуксовке вследствии наличия диференциала между мостами и диференциалами в мостах крутящий момент передасться невесть куда .

а практика говорит что на задний мост (может на шиповке иначе?). И руль бросать не стОит однако 😊 Я им предпочитаю быстро-быстро в сторону заноса крутить 😊

Крутить некогда-машину на счет раз разворачивает на 180 градусов.

Ну не в стену же она утыкается чтоб на раз развернуться, если не спать то поймать всегда можно. Это только если наехать на что нибудь или обочину ухабистую зацепить.

SandmanJK сразу видно - не ездили Вы на Ниве 😊

Не угадали ни разу 😊 33 тыщи на ней уже откатал. Шиповкой не пользуюсь принципиально. В заносы попадал (иногда специально 😊 ), и всегда вытягивал, до разворота не доходило!

SandmanJK
Не угадали ни разу 😊 33 тыщи на ней уже откатал. Шиповкой не пользуюсь принципиально. В заносы попадал (иногда специально 😊 ), и всегда вытягивал, до разворота не доходило!

Я и говорю - не ездили 😊

Окей 😊 Тогда, может расскажете, при каких обстоятельствах Вас крутило на Ниве?

На ниве меня не крутило. На ниве отца крутило - по его описанию - ровная чистая дорога.

ну вот 😞 так все говорят "еду никого не трогаю, и тут на тебе!" 😊)

Первый раз-ровная чистая дорога,как стекло.40- 50 км,без шипов,чуть шевельнул рулем и торчу в песке на обочине.
На шипах казусы вылезали в небольшой ледяной колее,на смешных скоростях,у друга так же.На гладком стекле проблем вроде не вылазит.
Наука списывает на то что все четыре колеса завязаны через диференциалы.У подавляющего большинства иноджипов второй мост подключаемый.У кого вручную,у кого вискомуфтой.

SandmanJK
а практика говорит что на задний мост (может на шиповке иначе?). И руль бросать не стОит однако 😊 Я им предпочитаю быстро-быстро в сторону заноса крутить 😊

Да легко. Как заднепривод или переднепривод. Первый - газанув, второй - чуть прижав тормоза. На льду или укатайке. И не получается.
Ни так ни так.

Да. Нива часто любит вперед жопой ехать на льду.

Это всегда так. Редко кто говорит правду. Либо НЛО подрезало, либо машина плохая. На Субару, кваттро или бумерах полноприводных небось никого не крутит. Даже на старинных, без всякой электроники с трэкшн-контролями.

Leavsee ээээ смысл ему врать? машина его, ехал он, не с кем не повстречался - просто особенность машины такая.

alex1
Первый раз-ровная чистая дорога,как стекло.40- 50 км,без шипов,чуть шевельнул рулем и торчу в песке на обочине.
На шипах казусы вылезали в небольшой ледяной колее,на смешных скоростях,у друга так же.На гладком стекле проблем вроде не вылазит.
Наука списывает на то что все четыре колеса завязаны через диференциалы.У подавляющего большинства иноджипов второй мост подключаемый.У кого вручную,у кого вискомуфтой.

40-50 км/ч - весьма приличная скорость на льду, как для нивы так и для иноджипа, т.ч. списывать такие развороты на особенность Нивы я бы не стал.
Еду с домодедовского кладбища (кто знает - чтобы выехать на аэропортовку в сторону москвы - нужно повернуть налево на склоне перед путепроводом, а дальше уже направо и потом на трассу. Начинаю притормаживать перед левым поворотом и понимаю, что под колесами чистый лед и я сейчас поеду под мост, а мне туда не надо 😊 Отпустил тормоза, довернул ручником налево и газом вытянул себя в поворот. При этом свободные дифференциалы совершенно не помешали. А если бы была вискомуфта, то фокус с ручником бы не прошёл и я таки уехал бы вниз.

Alex_F
Leavsee ээээ смысл ему врать? машина его, ехал он, не с кем не повстречался - просто особенность машины такая.

Не врать, а приукрасить. Чтобы не выглядет в чужих глазах черт-те кем.

Leavsee

Да легко. Как заднепривод или переднепривод. Первый - газанув, второй - чуть прижав тормоза. На льду или укатайке. И не получается.
Ни так ни так.

Как кинуть Ниву в занос на льду 😊 собственно чуть выше уже описал.
Гарантированный способ :
1) разогнаться 😊
2) включить первую передачу оставив выключенным сцепление
3) Повернуть руль в сторону желаемого заноса одновременно вытянув ручник
4) В процессе разворота поднять обороты двигателя
5) Отпустить ручник, одновременно включив сцепление
6) Контролировать глубину заноса рулём и газом

PS если это неправильно но работает - значит это правильно 😛
Для асфальта не годиться - мощи мало.

Leavsee

Не врать, а приукрасить. Чтобы не выглядет в чужих глазах черт-те кем.

Странно 😊 тоесть если крутился на прямой ровной дороге, то не "черте что"? 😊 Логику не вижу.

SandmanJK вообщето ниву по асфальту пустить веером - ЛЯГКО - Вы же чтот мудрите.

Alex_F Разговор был про небольшую скорость и про лёд. На небольшой на асфальте она мгновенно тормозится и никакого заноса не будет. Как она будет колёса проворачивать с 80 силами на полном приводе?
Только не говорите, что это не Вы её пускали. ;-)

На льду Нива вообще отлично закручивается, например, при прохождении поворотов.
В повороте немного нажмите на газ, и она даже на 10 км/ч жопу вперед вынесет.
Очень вертлявая машинка.

lelik76 Нет, вовсе не с большим стажем. Я просто хотел сказать, что ничего удивительного в Вашем случае нет. В сводках о ДТП о таких вещах говорят примерно так: "была выбрана скорость движения не соответствующая дорожным условиям".

Была у меня нива недолго, и лето и зиму отъездил на вли10..зимой по снегу нива то что надо!!

SandmanJK
Alex_F Разговор был про небольшую скорость и про лёд. На небольшой на асфальте она мгновенно тормозится и никакого заноса не будет. Как она будет колёса проворачивать с 80 силами на полном приводе?
Только не говорите, что это не Вы её пускали. ;-)

Нива не способна к заносам (крутится она) 😊 Нива способна идти "веером" - это не совсем занос - это равномерное скольжение.
76 лошадок вроде? (если карбюратор)

По ПТС карбюраторная 85,впрысковая 79л.с.

Лоцман
Всем доброе утро. Вот сижу и думаю, взял на 213 ниву покрышки Вли 5, а шиповать их или нет, не знаю, может подскажите? Сейчас стоит убитая Kama Flame, опыт зимнего вождения=0

Выкинуть её! И не шиповать а просто выкинуть!
И511 с шипами.

Зануда
Зимой на льду Нива ведет себя как классический заднеприводный автомобиль.

Учтите это.

Кайф от Нивы зимой только при езде по снегу: по глубокому (сугробы) или слегка утрамбованному.

В остальных (скользских случаях) она ведет себя как обычные заднеприводные Жигули.

Поэтому аккуратнее в поворотах.

А пацаны то и не знали.
Ничего подобного.

если зад пустой, на льду в повороте - как милая)))))

Alex_F

Нива не способна к заносам (крутится она) 😊

И всё-таки она вертится! Если веер это скольжение всех 4-х колёс, а занос - только одной оси, то можно и так и так. Даже показать могу, если до снега не продам 😊

Распределенный впрыск в СТС написано кВт/л.с. 59/80
В карбюраторной насколько я помню было столько же сил, но расход чуть больше и, наверно, должна быть другая кривая момента/мощности.

Кстати, никому Нива не нужна? 😊 04г 33ткм

1. Из всех автомобилей - Нива самый непредсказуемый автомобиль, когда выключена межосевая блокировка. Из-за простого дифференциала она в течение одной секунды может быть, как полноприводным, так и задне или переднеприводным авто. Вдобавок, сложность вождения усугубляется короткой базой. На скользком покрытии - снег, лед, микс, грязь предугадать её поведение можно только с включенной блокировкой. Развить (не прекратить) занос (снос) в таком варианте сложнее чем на моноприводе. Тяга передается в равном соотношении и вперед и назад.
2. По вопросу зимней резины. Она должна быть. Не важно шиповка - нешиповка. Хотя последняя иногда выручает (говорено-переговорено). Зимняя резина - по составу гораздо мягче. Сцепление с асфальтом при более низких температурах гораздо лучше. Идея шиповать ВЛИ-5 - бред. Она и летом дубовая абсолютно. Не намного лучше зимой и ВЛИ 10.
Нечего не могу сказать про отечественную зимнюю резину.
По импортной нешиповке - однозначно Bridgestone Blizzak WS50 (щас вышел WS60, но про него ничего не знаю). Он и стоит на Ниве.
По шиповке не все так однозначно. Все очень хвалят Нокию 4 и 5. Прокатившись на обоих не заметил разницы с Gislaved NORDFROST 3 и 5. На коих сам и перемещаюсь последние 4 года (машина в семье не одна).

Ну вот, проверил - управляемый занос, почти как на RWD, только выходит легче. Никаких одномоментных неуправляемых разворотов!

SandmanJK
Ну вот, проверил - управляемый занос, почти как на RWD, только выходит легче. Никаких одномоментных неуправляемых разворотов!

Вечер добрый, вот и получил на днях первый опыт зимнего вождения=) Пока без происшествий, езжу по снегу на нешипованных Вли 5.

Вот именно - ПОКА .

Коллега, скинте пжлста Ваши маршруты.

Завтра/послезавтра -8С`, не хочется пересекатся 😛

ИМХО, зимой - зимние шины + шипы. Не важно пер. /зад. привод или 4х4.

Даже если меч самураю пригодится один раз в жизни, он должен носить его каждый день!(c)

А мы с вами вроде в разных городах живем, так что вам повезло. =)=) В сильный гололед пойду пешком=(

Traks

ИМХО, зимой - зимние шины + шипы. Не важно пер. /зад. привод или 4х4.

________________________________________

Даже если меч самураю пригодится один раз в жизни, он должен носить его каждый день!(c)

Шипы имеют смысл только при езде за городом или с климатом подразумевающим постоянно заснеженные или обледеневшие дороги. В городе где дороги более менее чистятся и посыпаются, от шипов больше минусов чем плюсов. ИМХО.

Лоцман
А мы с вами вроде в разных городах живем, так что вам повезло. =)=) В сильный гололед пойду пешком=(

Хотя, езжу по стране довольно интенсивно. буду присматриватся к Нивам 😛

Kirill73
Шипы имеют смысл только при езде за городом или с климатом подразумевающим постоянно заснеженные или обледеневшие дороги. В городе где дороги более менее чистятся и посыпаются, от шипов больше минусов чем плюсов. ИМХО.

ДТП, весной 1999г случилось из-за того, что снял вечером "шипы", а утром "попал" на участок (метра 3) со льдом. Схватилась водичка ночью .
Зная, что шипы удлинняют тормрмозной путь, можно особо и не гнать.

P.S.Я с 81 езжу. Дык "корябались" на БЛ-85 круглый год. "Снежинка" не всем была доступна . И нечего, просто ехали по-тише и без мешка с золой в багажнике, не выезжал 😀

Но сейчас 21-век, можно себе позволить ТО, что в финикии, допустим, является обязательным. В неметчине и ещё кое-где - запрещено, но дороги там чистсят и посыпают. У нас - не везде и не регулярно. Даже в одном р-не МСК. Опасность не на трассе, она разбита, а въезды/выезды ок. домов/магов.

Ездил я на нивах много. Так вот. на льду, есть такой рычажок, блокировка дифференциала. Его надо пользовать. На льду - блокируем. на асфальте - освобождаем. И идет оно не хуже а даже лучше всяких хитрых вискомуфт. Правда рычагами играем. И не забываем, что повороты надо внатяг проходить. Блокированная нива по льду идет как трамвай. Пока тормозить не начнешь. Пятерка конечно тормозит без шипов не очень. Зато по сугробам милое дело. Не раз я смотрел, как большой и импортный джип на очень зимней резине копаеться там, где я только что на пятерке проехал. С блокировочкой опять же.

Дог
Зато по сугробам милое дело. Не раз я смотрел, как большой и импортный джип на очень зимней резине копаеться там, где я только что на пятерке проехал. С блокировочкой опять же.

Вообще при всех минусах Нивы(они есть, бесспорно),сравнивая её проходимость с так называемыми джипами, ей можно(хочется)простить всё.

Originally posted by Дог:
На льду - блокируем. на асфальте - освобождаем. И идет оно не хуже а даже лучше всяких хитрых вискомуфт. Правда рычагами играем. И не забываем, что повороты надо внатяг проходить.
А в натяг это на пониженных оборотах?

Найдите подходящую площадку и попробуйте "во всех режимах".
Наработать рефлексы по Инету, проблематично 😛

Не обязательно, главное чтобы на колесах была небольшая тяга. При признаках заноса газку придеться прибавить, чтобы передок хоть как то вытянуло.

А что если в повороте дернуть ручник при разблокированном дифференциале, будет ехать как передний монопривод?

в принципе да. Но перед тем, трансмиссия получит не хлый удар. Передние колеса начнут крутить в два раза быстрее. при потере мощности. Идея короче плоха. Кстати зад понесет на разворот.

Если сцепление выжать - ничего страшного не случится. И даже если не выжать, то удара по трансмисси не будет, т.к. задние колеса не остановятся ручником мгновенно. А если это делать на покрытии с более менее хорошим ксц, то машина просто поедет дальше с затянутым ручником 😊


Выйдя на внутренний и зарубежный рынки в середине семидесятых, вазовская Нива произвела настоящий фурор. Ведь компактная машина опередила своё время, предложив невиданный доселе набор потребительских качеств. Больше, чем легковушка, но еще не утилитарный внедорожник – ВАЗ-2121 был предтечей современных кроссоверов. Правда, с одной важной оговоркой – серьезным внедорожным потенциалом благодаря постоянному полному приводу, наличию понижающих передач и даже блокировки межосевого дифференциала.

Улучшить хорошее

Вместе с тем, многие советские автомобилисты отказывались от Нивы из-за того, что в сравнении с Жигулями она была не слишком практичной – маленький багажник, тесный салон, да и залезать на заднее сиденье через небольшие боковые двери было не очень-то удобно. Возможно, именно поэтому уже в конце восьмидесятых на ВАЗе начали работать над модернизированным вариантом автомобиля, в котором особенности Нивы проявлялись бы не так ярко.

Первый важнейший параметр, который решили изменить конструкторы – колесная база. Её увеличение на 150 мм должно было как облегчить посадку-высадку задних пассажиров, так и увеличить пространство для ног. Кроме того, увеличение габаритной длины кузова должно было благоприятно отразиться и на объеме багажного отделения.

Уже в 1979 году был изготовлен опытный образец ВАЗ-2121У. Колесную базу удлинили интересным способом: разрезав кузов, в центральную часть вварили более широкую стойку, а длина передних дверей при этом осталась прежней. Конечно, машина выглядела немного непропорционально, но для "поисковых" работ и выявления отличий в поведении удлиненной Нивы такой вариант вполне подходил.

XM-2

Второе важное нововведение, которое должна была получить модернизированная машина – иная трансмиссия. Предполагалось, что вместо отдельной "раздатки" на обновленной Ниве появится КП, где и раздаточная коробка, и обычная будут совмещены в один агрегат. Это должно было благоприятно сказаться на комфорте – ведь чего греха таить, уровень вибраций и шумов у полноприводной Нивы был заметно выше, чем у обычных Жигулей.

На ВАЗе внимательно следили и за достижениями мирового автопрома. Ведь в то время на раллийных трассах как раз начала победоносно блистать Audi со своей полноприводной моделью Quattro.

"Кваттра" отличалась от Нивы компоновкой, а также типами подвесок, выполненными по схеме McPherson как спереди, так и сзади. Именно МакФерсон должен был появиться на серийной "восьмерке", поэтому решение это принципиально вазовцам было отнюдь не в диковинку. Единственная сложность, которую предстояло решить – правильное совмещение постоянного полного привода Нивы с макферсоновскими стойками, которые, как известно, требуют наличия на кузове характерных "чашек".

В ходе работ по модернизации Нивы в Тольятти в заводских условиях решили проверить и жизнеспособность модификации 4х2, то есть заднеприводной Нивы, лишенной "раздатки", переднего моста и одного из карданов. Ведь как только ВАЗ-2121 появился в продаже, многие советские автомобилисты недоумевали по поводу того, что привод на передние колеса у этой машины выполнен неотключаемым. Некоторые умельцы пошли еще дальше и в гаражных условиях демонтировали детали полного привода, превращая таким образом Ниву в автомобиль классической компоновки.

XM-3

lada_niva__limited_edition__3

Разумеется, большинство конструкторов было против подобного "тюнинга", поскольку из-за короткой базы и развесовки лишенная ведущего "передка" машина становилась слишком "вертлявой" и неустойчивой. Да, снаряженная масса снижалась на несколько десятков килограммов, расход топлива уменьшался на 10-15%, но. при этом катастрофически ухудшалась проходимость, а еще на скользкой дороге заднеприводная Нива могла резко сорваться в неконтролируемый занос. В ходе испытаний на заводе возникло несколько аварийных ситуаций, которые дали однозначный ответ: серийная Нива может быть только полноприводной. Правда, не так давно на ВАЗе вновь возвращались к этой теме и даже озвучивали возможность выпуска заднеприводной Нивы – но дело вновь ограничилось словами. И по всей видимости, к лучшему.

Работам по модернизации Нивы в тот период несколько мешала "восьмерка", на которую на заводе были брошены практически все силы, а со стороны министерства именно на эту модель выделялось финансирование, в то время как относительно доработок Нивы никаких официальных директив "сверху" не поступало.

Однако на заводе по итогам доработок планировали разработать и представить в Министерство техническое задание на обновленную Ниву уже в 1985 году, а годом позже по нему собирались изготовить опытные образцы. Таким образом, уже к концу восьмидесятых вторая версия Нивы теоретически могла встать на конвейер, что было бы весьма кстати с учетом того, что базовый ВАЗ-2121 выпускался с 1977 года.

Однако в ходе дальнейших работ был сделан довольно неутешительный вывод: основные недостатки модели 2121 за счет модернизации "малой кровью" победить не получится, поэтому необходима разработка нового автомобиля (с индексом 2123).

В этот момент, по сути, на ВАЗе и определились с тем, что наработки Нивы лягут в основу полноприводника следующего поколения, которым в начале двухтысячных и стала Нива с фамилией Chevrolet.

Ходовые макеты

Но в 1988 году никто на заводе и предположить не мог, что на решетке Нивы когда-то появится золотой крест. В то время там занимались испытаниями ходовых макетов с незатейливыми названиями ХМ-01 и ХМ-02, в ходе которых конструкторы занимались оценкой и доводкой шасси и рулевого управления. Сравнивали прототипы, разумеется, с обычной старушкой-Нивой.

Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107

Кроме широкой средней стойки, прототипы отличались бамперами и задней оптикой от ВАЗ-2107

Результаты оказались обнадеживающими: не сильно уступая ВАЗ-2121 в проходимости, ходовые макеты "улучшенной Нивы" по ездовым качествам и уровню комфорта были сравнимы даже с "восьмеркой", не говоря уже о Жигулях!

Еще одно важное преимущество прототипов над серийной Нивой – "лёгкий руль", реализованный благодаря использованию реечного механизма оригинальной конструкции, усилия на котором были снижены на 60%. Фактически, по этому параметру прототипы были сравнимы с переднеприводной Самарой!

Правда, испытатели отмечали, что улучшение устойчивости, управляемости и плавности хода не прошло даром – крены по сравнению с "двадцать первой" увеличились, а на рулевое управление при движении в колее приходили ощутимые удары.

Передние и задняя независимые подвески ХМ-01 обеспечивали лучшую проходимость, ведь у машины просто не было характерного "чулка" заднего моста.

Удивительно, но практические испытания прототипов на тяжелом бездорожье (включая зимники) показали, что ХМ-01 по проходимости превосходит не только "старшую сестру" модели 2121, но и тяжелые внедорожники вроде отечественного УАЗа и американского Chevrolet Blazer, который также принимал участие в сравнительных заездах.

Испытания на дорогах с твердым покрытием позволили конструкторам понять, что необходимо изменить в настройках подвески и реечного рулевого управления, чтобы улучшить ходовые качества новой модели в сравнении с Нивой. Практически сразу специалисты ВАЗа пришли к выводу, что снизить уровень вибраций и ударов на рулевом колесе поможет установка демпфера и рулевого управления с гидравлическим усилителем.

Проверка внедорожного потенциала помогла и ответить на вопрос, какими должны быть лучшие универсальные шины для Нивы. Интересно, что на прототипах использовались очень необычные колеса – обточенные ступицы обычного диска Нивы с ободьями от УАЗа, на которые были установлены шины Я-288 размерности 185/80 R15 от микроавтобуса РАФ-2203.

XM-6

Оказалось, что проходимость прототипов сильно зависит от давления в шинах: только при снижении параметра до 1,0 атмосферы с "обычных" 1,5-1,8 атмосфер шины переставали зарываться в сыпучий песок.

Прямая зависимость проходимости от рисунка протектора и состава смеси заставили конструкторов активизировать сотрудничество с НИИШП. Их результатом стали опытные шины Макет-4 размерности 195/70 R15. Именно "пятнадцатый диаметр" был утверждён для новой модели, поскольку узкие и высокие 16-дюймовые шины ВлИ-10 (не говоря уже о зубастых ВлИ-5) не обеспечивали требуемых параметров курсовой устойчивости и плавности хода. Ну а поскольку на 15-дюймовых колесах в СССР в то время ездили лишь РАФы и УАЗы, это и объясняет использование ободьев и шин от этих автомобилей на ходовых макетах.

Впрочем, в период с 1988 по 1991 годы на ВАЗе совместно с НИИШП работали над разными размерностями шин для будущей модели 2123. В частности, рассматривался даже вариант колес 185/65 R15 – то есть, такой же размерности, как у современного Логана. Разумеется, на таких низкопрофильных шинах ХМ-01 сразу сильно потерял в дорожном просвете и смотрелся довольно несуразно.

XM-8

XM-711

XM-722

В ходе работы над прототипами конструкторы пытались найти новое место для запасного колеса, которое сначала хотели разместить снаружи кузова под полом багажника (как на Renault Duster). Однако в итоге "запаска" переехала на дверь задка, хотя это очень не нравилось некоторым тольяттинским дизайнерам. Конечно, висящее на корме пятое колесо здорово утяжеляло дверь и требовало изготовления специфических кронштейнов крепления, но из всех зол пришлось выбрать наименьшее – то есть, именно такой вариант.

Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки.

Запасное колесо на прототипе установили под багажником. Обратите внимание на задние фонари – они от семёрки

В ходе практических испытаний было выявлено, что применение схемы МакФерсон в задней подвеске является не слишком целесообразным, а размерность передних стоек требовала увеличения.

Свою работу выполнили

Ходовые макеты позволили ответить на важный вопрос – что же делать с обычной Нивой? Было решено, что наработки по прототипам ХМ-01/02 будут реализованы в рамках работы над моделью 2123, ну а в случае с ВАЗ-2121 решили ограничиться малой кровью – удлинить заднюю дверь до бампера, несколько осовременить интерьер и увеличить рабочий объем двигателя до 1,7-1,8 литра. Именно такая машина с индексом 21213 и должна была заменить на конвейере модель 2121, ставшую к концу восьмидесятых уже настоящей долгожительницей ВАЗа.

Перипетии девяностых годов, связанные с распадом СССР, не лучшим образом сказались на судьбе новых моделей. Если "двести тринадцатую", пусть и с задержками и осложнениями, все же в несколько этапов удалось запустить в серийное производство, то модель 2123 удалось полноценно освоить уже лишь в рамках СП с General Motors. Что, конечно, отнюдь не умаляет труда и заслуг тольяттинских конструкторов, создавших новую Ниву, а также довольно удачно осовременивших ВАЗ-2121, которая, пусть и в изрядно модернизированном виде, вот уже почти четыре десятилетия выпускается на АвтоВАЗе.

Принципиальные отличия прототипов от ВАЗ-2121:

  • двигатель объемом 1,8 л
  • реечный рулевой механизм
  • независимые подвески
  • схема тормозной системы
  • расположение запасного колеса
  • 15-дюймовые колеса

Как лифтовать Ниву своими руками

Что влияет на увеличение клиренса

Существует два варианта, которыми пользуются автовладельцы. Их можно комбинировать, а в некоторых случаях один вариант не может существовать без другого. Они разделяют методы лифта Нивы на две категории.

  • проставки под пружины;
  • проставки под шаровые опоры;
  • замена пружин и амортизаторов на более длинные;


  • увеличение диаметра колес;
  • удлиненные реактивные тяги;

Стоит учитывать, что применение больших колес невозможно без увеличения длины элементов подвески. Кроме того, может возникнуть необходимость в подрезке колесных арок. Поэтому, чтобы один вид тюнинга не перерастал в другой, важно начинать с малого и соблюдать последовательность лифта.

Последовательность лифта подвески Нивы 2121

Начинать следует с вариантов, которые меньше всего будут влиять на конструкцию автомобиля. Далее можно переходить к сложным вариантам, в зависимости от решаемых задач.

Большие колеса

Назвать такие колеса большими будет неправильным, но их диаметр чуть больше, чем у стандартного варианта, поэтому клиренс, однозначно, увеличится. На ВАЗ 2121, 21213 и 21214 без каких-либо переделок можно смело устанавливать следующие конфигурации резины:

  • 215/65R16;
  • 205/75R15;
  • 205/70R15;

Стоит учесть, что чем больше колеса, тем хуже будут динамические характеристики. Двигатель Нивы не позволяет поддерживать больше размеры колес без сохранения мощности.

Пружины


Сравнение пружин от Шевроле Нивы и 3D

При установке увеличенных пружин, необходимо обязательно заменить и амортизаторы. Иначе они попросту не встанут на свое место. А при попытке установить их силой — разорвутся. Впрочем, использовать новые амортизаторы необязательно. Существуют комплекты креплений, которые сдвигают место установки проушины.

Проставки

Если есть желание установить 30-е колеса, то необходимо использовать предыдущие способы в комплексе с проставками. Проставкой называют полиуретановую поставку, которая устанавливается между пружиной и ее чашкой. Кроме того, существуют специальные проставки, которые монтируются между шаровыми опорами и рычагами, дабы увеличить угол наклона рычагов.


Лифт комплект проставок и креплений

Еще советы по тюнингу подески Нивы 2121:

Подрезка арок нужна для использования широкопрофильной резины. Если колеса будут больше в диаметре, чем сама арка, то при эксплуатации они могут задевать друг друга. Это возникает, чаще всего, в поворотах и при широких ходах подвески.

При увеличении высоты подвески, реактивные тяги станут подвергаться слишком сильным нагрузкам. Кроме того, их длины может стать недостаточно для крепления. Поэтому для регулировки положения моста и увеличения прочности, необходимо поставить регулируемые тяги усиленной конструкции.


Регулируемые тяги заднего моста Нивы

Реактивные тяги следует обязательно менять при использовании:

Если при тюнинге задействованы колеса большего диаметра, то использовать длинные реактивные тяги нет никакой необходимости, так как колеса не меняют положения кузова относительно углов подвески.

Заключение

После лифт-тюнинга Нивы следует избегать больших скоростей на дорогах общего пользования. Увеличение высоты кузова уменьшает устойчивость автомобиля в поворотах. При прохождении крутых виражей есть большая вероятность перевернуть внедорожник. Для скоростных маршев такой автомобиль больше не годится.

При лифтовке конструкции просвет по мостам увеличивается незначительно, кроме случаев, когда выполняется более дорогая и сложная доработка – установка портальных мостов.

Увеличивается также срок эксплуатации кузова, улучшается защита механизмов от повреждений. С другой стороны, если вы планируете участвовать в ралли-рейдах, то придется позаботиться об усиленной защите картера.

Виды подъема

Выполнить лифтовку автомобиля можно двумя способами.

Иногда совмещают и первый, и второй способ. Это удорожает тюнинг, но позволяет поднять кузов на значительную величину.

Самый простой, безопасный и малозатратный лифт Нивы 2121 – установка резиновых проставок над пружинами подвески.

поднять Ниву 2121 своими руками

При подвесочном лифте увеличивается нагрузка и наклон некоторых валов, быстрее изнашиваются ШРУСы (особенно внутренние), заводские пыльники, крестовина карданного вала и другие элементы механизмов. Поэтому автомобилисты при таком тюнинге меняют внутренние пыльники на шарнирах скоростей на наружные, устанавливают новые ШРУСы (в старых шарики сходят с наработанного места и быстро его изнашивают), редуктор переднего моста опускают на 1 см, отвязывают от моста.Это уменьшает угол работы шарниров.

Кроме того, такой подъем повышает центр тяжести Нивы. А это влечет за собой снижение ее устойчивости (в частности большие крены кузова на поворотах), ухудшение эксплуатационных свойств при движении на асфальтированных участках. Изменение условий вождение и габаритов машины нужно учитывать при езде во избежание возникновения аварий.

Стоит помнить, что значительное увеличение углов установки колес требуют тщательной регулировки их развала и схождения. Если же штатного диапазона для этого недостаточно, приходится вносить новые доработки в конструкцию.

При лифтовке Нивы очень важно не разбалансировать всю конструкцию (поднимаем крепления, пружины и амортизаторы только на равные, выверенные расстояния). Этого новичкам тюнинга удается достичь не всегда.

После подъема лифта на Ниве впору о легкосплавных дисках забыть, устанавливать можно только штампованные.

Использование большего диаметра колес приводит к изменению (увеличению) крутящего момента, а значит, и меняются передаточные числа КПП. Поэтому иногда автовладельца добавляют в задний мост самоблок (самоблокирующийся дифференциал).

Полный комплект промышленных деталей для подъема Нивы 2121 (и другие моделей разных годов выпуска) можно приобрести в автомагазинах. В них входят проставки под амортизаторы, удлиненные и более жесткие пружины к ним, усовершенствованные, регулируемые тяги и штанги, кронштейны для крепления шлангов и т. д. Никаких дополнительных деталей для такого тюнинга автомобиля приобретать не нужно. Если вы не хотите использовать готовый комплект, можно изготовить нужные части самостоятельно. Правда, это значительно увеличит время, затраченное на доработку конструкции Нивы.

Усовершенствованную подвеску можно увидеть на следующих фото.

Мы разобрались, как поднять Ниву 2121 своими руками. Определяющим фактором при подъеме автомашины является необходимый размер (и профиль резины) устанавливаемых колес. Именно исходя из их размера нужно корректировать резку арок или ходы подвески. Если же сначала подняли Ниву, то подобрать колеса будет куда сложнее.

Читайте также: