Как сделать намаз в машине

Обновлено: 03.07.2024

Cовершать намаз в чистой одежде у себя дома, совершая омовение в умывальниках, относительно несложно. Научившись у кого-нибудь совершению намаза, можно без спокойно продолжать его совершение(хотя до того, как совершить намаз совсем без ошибок проходят годы). Труднее же совершать намаз в путешествии, на работе, в горах и прочьих условиях (также проблемно и омовение в подобных местах).

Я несколько лет время от времени ездил в поезде и всегда забывал предварительно изучить все тонкости намаза-сафар (намаз который совершается в путешествиях), а так как не слишком часто ездил, то и до нового путешествия забывал как же совершается этот намаз. И конечно, было проблемным совершать намаз в поезде в нашей стране. А намаз нельзя оставлять пока жив, здоров. Я придерживаюсь мазхаба Абу Ханифы и то, что будет написанно мной будет по этому мазхабу. Если кто-то что-то напишет желательно указать мазхаб.

Условием сафара является - длина пути до пункта назначения должна составлять не менее 90 км (не по прямой, а по длине кратчайшего пути). Человек считается мусафиром, когда за его спиной остается последний дом его населенного пункта (т.е. если он вышел из дома в путь, то он не считается путником до тех пор, пока не выйдет за пределы населенного пункта). Если время проведенное им в пункте назначение будет 15 или менее дней, то его пребывание там тоже будет считаться сафаром, иначе - только время, проведенное в пути приезда и пути возврата в исходный пункт.
По милости Творца нашего, мы получаем возможность облегчить себе путешествие, а именно мы должны сокращать наши обязательные молитвы вдвое, т.е. вместо 4 река'ата фарда мы совершаем 2 река'ата (утренний - 2 река'ата и вечерний - 3 река'ата остаются неизменными). Мало того пренебрегать этой милостью Всевышнего считается грехом (керахат), т.е. если человек совершает в состоянии сафара свои обязательные молитвы в полном виде(не сокращая), он берет на себя грех.
В сафаре можно не совершать желательные молитвы (сунну), но так как они и в обычном состоянии являются желательными, то сокращать их в сафаре недопустимо. Если человек решил совершать сунну, то должен выполнять ее в полном виде. При чем выпонять сунну в сафаре считается лучше, чем не выполнять.
Что касается Уразы в месяце Рамадан, то мусафир (путник) имеет право не держать пост во время путешествия. Но: желательным является, чтобы он держал пост, если это не будет влиять ему на здоровье и не будет для него трудным; он все равно после возвращения домой обязан будет восполнить эти дни в порядке один к одному.

Аллах разы болсун, Элчи.
Оказывается можно совершать намаз не снимая обувь. Меня это не очень интересовало, случайно в книгах тоже не замечал, чтобы говорилось про обувь. Если совершают, наверное знают, это очень облегчит намаз в разных местах вне дома. Поэтому вопросу кто что знает?

Abdullah
Ахий, насчет обуви не особо говорится, потому что отдельного правила в исламском праве насчет этого нет. Если тебе удобно делать намаз в обуви делай это везде где хочешь (можешь даже дома намаз совершать в обуви). Главное, чтобы на твоей обуви (одежде) не было наджас (нечистоты).

Аллах разы болсун джууабла ючюн. Ну вот вопрос чистоты-это тоже сложный вопрос, лично для меня. Например, человек работает на стройке или в любом другом деле, где соблюдать чистоту не всегда удаётся. Вдруг не оказалось чистой одежды, а время поджимает. Что делать? И вообще, как определить самым удобным образом насколько чистая ваша обувь или одежда? (Это топик не о моих личных проблемах, если у кого есть проблемы пишите, так будет полезнее.)

Abdullah
Не вся грязь в нашем понимании является ритуально нечистой. Нечистоты в исламе называют наджас. Я написал бы здесь о наджас, но боюсь могу вызвать недоумение некоторых людей на этом форуме, которые могут не понять, что не может быть стыда в деле познания религии. Поэтому даю просто ссылку на постик серьезного форума, где подробно это описывается.
Одиннадцатая хутба. Читать раздел Шериат хукмула.
Здесь все о наджас, что нам необходимо знать, чтобы выполнять свое поклонение.

Ну сора бир айтыгыз менге, Вот не могу я на работе делать Намаз.
Можно мне просто, сидя на месте прочитать и мысленно делать поклоны. . Просто заманында этерге керекди да.
или лучше, уже полноценные намазы совершать ночью.

САуболугуз. бек керекли затланы билдим. Аллах айтса бу неделяда Юйге барама. Намазы калай тюз этерге кереклисин билб барлыкма энди!
С/У!

Мало того пренебрегать этой милостью Всевышнего считается грехом (керахат), т.е. если человек совершает в состоянии сафара свои обязательные молитвы в полном виде(не сокращая), он берет на себя грех.
с этим высказываением не соглашусь, потому что путник совершая полный намаз не берет на себя грех.. единственное он этим пренебрегает дополнительным благодеянием (сууаб)..
а еще "керахат" думаю не правильно переводить, как грех.. это нечто непринимающееся и очень нежелательное.. но не грех..

я тоже придерживаюсь мазхаба Абу-Ханифы..

у мазхаба Имама Шафи путник имеет возможность объединять обеденный намаз с послеобеденным и совершать оба намаза или во время обеда или же в послеобеденное время с намерением и еще вечерний намаз с ночным подобным же образом..
а у Абу-Ханифы объединять не желательно, лучше каждый намаз совершать в свое время, если нет каких-нибудь сверх сложностей..

гоккачыкъ
можно делать сидя на своем стуле.. главное вовремя и с омовением.. так же можно и в метро или же в другом траспорте.. желательно быть повернутым в сторону Мекки..

Нужно стараться найти работу, в которой можно будет совершать намаз, если пока не получается, то на работе нужно каким-нибудь образом постараться договориться с начальством или же найти удобное место для намаза. Кто знает, вдруг вопреки вашим мыслям, начальство не будет против и даже поможет, поймёт. И еще напомню, что устраиваясь на работу или при любом другом действии, нужно как надо взвесить все положительные и отрицательные стороны и в пользу потустороннего мира.
Аллах Разы Болсун соруу ючюн. Башха ишлеген адамла да ишлеринде къалай эталгъанларын айтсала иги боллукъ эди.

Abdullah
Как держать оразу летом, за полярным кругом. Со скольки до скольки? )))

тут без математики не вариант.

Аноним
Зимой и на Кавказе объедение. и зимой и летом. надо взять 24 часа. и разделить его условно на день и ночь. можно разделить время, как в ближайшем регионе. или как в Мекке. ))) и тогда будет тебе объедение. ))) Аллуху гъалим. точно не знаю. надо уточнить. подождем. Абдуллаха. Къарачайлы. Элчи. или еще кого нибудь. кто знает. если не против.

Qarcha
близайший регион у заполярью- северные широты до полярного круга. А условно делить- каждый будет делить так, как он считает правильным.

А как держать оразу скажем на МКС? ))) Или на Марсе )))

Аноним
под ближайшим регионом я имел ввиду ближайший регион с нормальным циклом. восход в определенное время. заход тоже.
собрался на марс. будешь по Мекке сверяться. можно и пополам разделить 24. как говориться все по намерениям.

Насчет заполярья, согласен с Къарча, а насчет марса и других планет поживем увидим (напомните, тогда, наверно алимы подскажут нам всем))), Къарча салам!

Как совершить намаз на работе, где у вас нет своей комнаты? Начальство не против, но люди все время ходят и потому, трудно сосредоточиться во время намаза (думаешь, каждую минуту кто-то может войти) и еще постоянно приходится выжидать удобный момент и каждый день. Есть комната состаящая из двух частей: в одной умывальник там и моют, и посуду, и здесь же можно запереться на ключ, но вторая часть туалеты и двери толком не закрываются между этими двумя частями. Вопрос: можно со спокойной душой, заперевшись, совершать намаз в той части комнаты где моем руки и т.п.?

Сам того не замечая вынес на первую стр. ещё одну тему про намаз, что поделаешь, наверно можно сказать-Аллах джаздырды". Аллах барыбызны да иманыны кёлтюрсюн!))

Salam aleikum .hotelosbi dobavit dva slova 1namaz safar 2 rekegata esli zdelaesh 4 zachitaetsua 2 fariz a ostalnie dva nafilua.poetomu esli ua putishestvennik i ua imam a zamnoi mestnie to obezatelno imam delaet 2 i daet salam mestnie vstouit i delauit 2 re.sami eto u hanafi mazhab esli imam ne dal salam[puti. ]a vstal na treti to mestnim nelzua ili ne zashitaetsua 3.4;i znachit 1,i 2 reke.Gaisha [da. ]skazala v mekke namaz bil obezatelnim 2re.. potom pribavilos mastnomu2+2=vstalo a putishest. ostalos 2[2 obezatelnim]znachit putish. delaet 2 obezatelno fariz.Allahu agluam.

Какие методы определения нахождения стороны Къыбла вам известны? Например, самый лёгкий метод с помощью компоса определить юг. Юг нашли, но Къыбла это же не юг, еще надо будет знать, где на юго-западе или на юге востоке. Можно также у людей спросить, но всем ли можно доверять, так часто люди точно не знают, а все-таки говорят. Вот из народных методов определения: встать прямо напротив места восхода солнца, левым глаз должен быть прямо напротив заката, тогда остальная часть тела справа- юг. Незнаю, насколько грамотно обяснил, тем более сам тоже полностью не смог как следует понять. А вы какие методы знаете?

Вопрос. Если идет дождь и кругом слякоть, то как молиться в машине? Ведь в ней невозможно стоять. Так же в автобусе, поезде и как быть с определением Киблы, ведь транспорт постоянно меняет направление движения? Иса, Казахстан. Спасибо.

Ответ. О совершении молитвы здоровым человеком мысленно, я не слышал и не читал. Такое возможно только в ситуации полной физической немощности, да и то, лишь, по мнению некоторых ученых.[2]

Прочитайте материал об "Объединении молитв в затруднительных ситуациях". Там достаточно полно расписаны послабления и облегчения, касающиеся обязательных молитв.

Относительно молитвы, совершенной в автомобиле, считается, что если вы выполнили ее с максимальной амплитудой движений, то перечитывать не нужно. В противном случае лучше перечитать. Но это (совершение в автомобиле) возможно только в вынужденной ситуации.

Молитвы, выполняемые в поезде, самолете или автомобиле, совершаются по направлению движения транспорта, и это в том случае, когда нет возможности соблюсти одно из обязательных положений намаза ? выполнение его в сторону Каабы.

Богословы-ханафиты говорят, что если человек ошибся в правильности определения направления и узнал об этом во время совершения молитвы-намаза, то он, не прерывая молитвы, поворачивается в нужном направлении и дочитывает молитву. В случае, когда человек узнает о неправильности направления после завершения молитвы, он не перечитывает ее, так как ранее сделал все от него зависящее и тем самым молитва его полноценна.[16] В доказательство правильности именно такого подхода они приводят слова имама 'Али (да будет доволен им Всевышний): "Кибла находящегося в поиске ее ? это то направление, куда он (по результату поиска) устремил свой взор", то есть киблу он, по возможности, определил и для его молитвы данное направление является киблой, именно тем направлением, куда нужно молиться.

В офисе или например в трюме корабля и др. подобных местах можно ли совершать намаз без коврика (или чего-нибудь подобного):
-если, подобные места, только помыли;
-если не мыли и по ним ходили люди;

Как известно, вся земля дана мусульманам, чтобы совершать молитву (намаз) и обычной земли есть особенность- самой по себе со временем очищаться, поэтому, если на земле прямо не видны нарушающие намаз нечистоты, на такой земле совершать намаз можно, а вот покрытия офисов, кораблей и т.д., по которым ходят люди, к какой категории можно отнести? Лично мне такие места неприятны и касаться лицом о такое место не слишком хочется.
*говоря в офисе, имею в виду покрытие например из линолеума (хотя можно учитывать и все другие покрытия).

Например, совершая поездку на поезде, я беру полиэтиленовый пакет в котором дают бельё, разрываю в виде ковра, расстилаю на помещение между двумя вогонами и совершаю подобным образом намаз, меня вполне удовлетворяет.


Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

По книге "Намаз опора религии"

ИНФОГРАФИКА



Путнику дозволено сокращение и объединение намазов

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).


Многие из нас путешествуют на короткие и длинные расстояния и сталкиваются с вопросом переноса и сокращения намазов – послабления, которым наделил нас Всевышний, так как в пути можно столкнуться с определёнными сложностями и неудобствами при совершении омовения и намаза. В данной статье мы попытаемся ответить на самые актуальные вопросы на эту тему.

1. Каково минимальное расстояние в пути, при котором дозволено сокращать и переносить намазы?

Если расстояние менее 81 км, то намазы совершаются как обычно.

2. С какого места начинается отсчёт расстояния между пунктом отправления и пунктом прибытия?

Расстояние отсчитывается от места последнего пройденного жилого строения населённого пункта отправления до крайнего жилого построения населённого пункта, куда направляется путник. Сады, посевные площади, кладбища и нежилые строения не берутся в расчёт.

3. Каким образом возмещают пропущенные намазы в пути?

Намаз, пропущенный в пути и возмещаемый в пути, дозволено сокращать. Если намаз пропущен в пути, а возмещается по прибытии, или пропущен до начала путешествия, а возмещается в пути, то его не дозволено сокращать.

4. Дозволено ли сокращать и переносить намазы в пути, если к пункту назначения ведут две дороги, одна из которых менее 81 км, а другая – более?

Если от пункта отправления в сторону пункта прибытия ведут две дороги, и путник отправляется по длинной дороге, то ему не дозволено сокращать и переносить намазы, если он выбрал эту дорогу только лишь для того, чтобы расстояние превысило 81 км и он мог воспользоваться послаблениями для путника. Если он выбрал длинную дорогу по какой-либо иной причине, например, из соображений безопасности или из-за лёгкости пути, то сокращение и перенос намазов дозволены.

5. Если человек отправился в путь, но не имеет конкретного места назначения, имеет ли он право сокращать и переносить намазы?

Для того чтобы иметь право пользоваться послаблениями в пути в виде сокращения и переноса намазов, необходимо, чтобы пункт направления был известен. Если, к примеру, человек отправился в путь на поиски своего верхового животного, местонахождение которого ему неизвестно, сокращение и перенос намазов ему не дозволены до тех пор, пока он по факту не преодолеет расстояние в 81 километр.

6. Если человек отправился в населённый пункт, находящийся на расстоянии 81 км или более, и пребывает там в ожидании решения какого-либо дела, которое может произойти в любой день, может ли он сокращать и переносить намазы в это время?

В таком случае ему дозволено сокращать и переносить намазы в течение 18 дней, не считая дня прибытия и отъезда, однако если в один из дней он узнал, что он останется там на четыре дня или более, он обязан совершать намазы, как обычно.

7. Имеет ли право путник сокращать намаз, если он совершает его за имамом, который не сокращает намаз?

8. Сколько дней путник имеет право сокращать и переносить намазы?

Всё время, что путник находится в пути, расстояние в котором превышает 81 км или более, он имеет право сокращать и переносить намазы. После прибытия в пункт назначения сокращение и перенос намазов дозволены, если он намерен пребывать там не более трех дней, не считая дня прибытия и отъезда, при условии, что пункт назначения не является населённым пунктом, где он проживает. Если он прибыл в населённый пункт, в котором он живёт, то сразу по прибытии он обязан совершать намазы как обычно, независимо от того, сколько дней он намеревается там пробыть.

9. Если настало время намаза и человек выехал в путь, имеет ли он право сократить и перенести этот намаз?

Если время намаза наступило до отъезда из населённого пункта, то путник имеет право выйти в путь, не совершив этот намаз, и совершить его сокращённо и/или с переносом уже в пути.

10. Имеет ли право человек выйти в путь в пятничный день?

Путнику запрещено покидать населённый пункт после наступления утреннего намаза в пятницу. Однако, если он имеет веские основания предполагать, что в дороге он сумеет совершить пятничный намаз, то отправляться в путь после наступления утреннего намаза дозволено и на нём не будет греха, даже если он по каким-либо причинам впоследствии не сумеет совершить пятничный намаз. Также на нём не будет греха, если он отправится в путь, пропустив пятничный намаз из опасения, что отстанет от своих спутников и это отставание нанесёт ему определённый вред.

11. Нужно ли совершать особое намерение перед выходом в путь, чтобы иметь право сокращать и переносить намазы?

Нет, никакого особого намерения перед выходом в путь совершать не нужно. Намазы можно сокращать и переносить, если соблюдаются все необходимые для этого условия.

12. Нужно ли совершить заново, к примеру, ночной намаз, перенесённый в пути к вечернему, если по прибытии в пункт назначения время ночного намаза ещё не наступило?

Если путник совершил ночной намаз совместно с вечерним в пути, воспользовавшись послаблением, то его не нужно совершать повторно, независимо от того, наступило время ночного намаза по прибытии или нет, так как обязанность совершения намаза была уже исполнена.

13. В какой последовательности необходимо совершать намазы, переносимые в пути?

Если намазы переносятся назад, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то их необходимо совершать в той же последовательности, в какой они идут в течение дня, то есть: обеденный – до послеобеденного, и вечерний – до ночного. Если намазы переносятся вперёд, то есть обеденный – к послеобеденному, и вечерний – к ночному, то вышеупомянутую последовательность соблюдать желательно.

При переносе намазов назад, помимо вышеупомянутой последовательности, необходимо также соблюдать следующие условия:

– во время совершения первого намаза совершить намерение сердцем на перенос. Желательно совершить это намерение во время вступительного такбира (Аллаху Акбар);

– второй намаз совершить сразу после первого, без перерыва, который обычно у людей считается длительным (время, приблизительно равное совершению двух коротких ракаатов). Если сделать между намазами длительный перерыв, то второй намаз необходимо совершить в положенное для него время;

– путь должен продолжаться до вступления во второй намаз. Иными словами, если путник прибыл в конечный пункт до вступления во второй намаз, то его уже нельзя перенести.

При переносе намазов вперёд необходимо соблюдать два условия:

– в течение промежутка времени, отведённого на первый намаз, сделать намерение на его перенос. Если намаз не был совершён и не было сделано намерение на его перенос, то этот намаз необходимо возместить, а человек впал в грех;

– путь должен продолжаться до завершения второго намаза.

14. Если человек отправился в путь на расстояние менее 81 км и по пути он вознамерился удлинить свой путь на расстояние, равное или более 81 км, дозволено ли ему пользоваться послаблениями для путника?

Если у него в пути возникло намерение удлинить путь, то отсчёт расстояния производится с той точки, где возникло это намерение, и если расстояние от этой точки до пункта назначения составит 81 км или более, то он вправе пользоваться послаблениями для путника. Если расстояние составит менее 81 км, то намазы необходимо совершать, как обычно, даже если расстояние от пункта отправления до пункта назначения равно или превышает 81 км.

15. Если человек совершил, к примеру, обеденный намаз, а потом отправился в путь, имеет ли он право сокращать послеобеденный намаз?

Да, имеет, так как перенос намазов и их сокращение – отдельные вопросы, при невыполнении одного можно выполнить другой.

Читайте также: