Как сделать механическую характеристику двигателя

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Механической характеристикой называется зависимость частоты вращения ротора двигателя или скольжения от момента, развиваемого двигателем при установившемся режиме работы: n = f(M) или s = f(M).

Механическая характеристика является одной из важнейших характеристик двигателя. При выборе двигателя к производственному механизму из множества двигателей с различными механическими характеристиками выбирают тот, механическая характеристика которого удовлетворяет требованиям механизма.

Уравнение механической характеристики асинхронного двигателя может быть получено на основании формулы Мэм = (3I2 2 r2)/щ0s и схемы замещения.

С помощью схемы замещения определяют приведенный ток фазы ротора:

I ' 2 = U /v(r1 + r ' 2/s) + (x1 + x ' 2) 2

r ' 2/s = r ' 2 + r ' 2(1- s)/s

Полученное значение тока I ' 2 подставляют в уравнение момента, в котором предварительно I2 и r2 заменяют через их приведенные значения:

М = (3I2 2 r2)/щ0s = (3I ' 2 2 r ' 2)/щ0s

После подстановки получим

I ' 2 = 3U 2 r ' 2 / щ0s [(r1 + r ' 2/s) + (x1 + x ' 2) 2 ] (1)

Это выражение представляет собой уравнение механической характеристики, поскольку оно связывает момент и скольжение двигателя. Остальные входящие в уравнение величины: напряжение сети и параметры двигателя - постоянны и не зависят от s и M. Располагая параметрами двигателя, можно рассчитать и построить его механическую характеристику, которая будет иметь вид:


Однако необходимо отметить, что после включения двигателя в нем происходят сложные электромагнитные процессы. В тех случаях, когда время разбега оказывается соизмеримым с временем электромагнитных процессов, механическая характеристика двигателя будет существенно отличаться от статической.

Одной из важнейших точек характеристики, представляющей интерес при анализе работы и выборе двигателя, является точка, где момент, развиваемый двигателем, достигает наибольшего значения. Эта точка имеет координаты nкр , sкр , Mmax .

Значение критического скольжения sкр , при котором двигатель развивает максимальный (критический) момент Mmax , легко определить, если взять производную dM/ds выражения (1) и приравнять ее нулю.

После дифференцирования и последующих преобразований выражение sкр будет иметь следующий вид:

sкр = ± r ' 2/vr1 2 + xк 2 (2)

где xк = x1 + x ' 2

Подставим sкр вместо s в уравнение (1), получим выражение максимального момента

Мmax = 3U 2 / 2щ0s (r1 ± vr1 2 + xк 2 ) (3)

Необходимо отметить, что из выражений (1) - (3) вытекает следующее.

Момент, развиваемый двигателем, при любом скольжении пропорционален квадрату напряжения. Максимальный момент пропорционален квадрату напряжения и не зависит от сопротивления цепи ротора. Критическое скольжение пропорционально сопротивлению цепи ротора и не зависит от напряжения сети.

Полученные выражения удобны для анализа, однако, из-за отсутствия в каталогах параметров r1 , x2 их использование для расчетов и построений характеристик затруднено.

В практике обычно пользуются уравнением механической характеристики, с помощью которой можно произвести необходимые расчеты и построения, используя только каталожные данные.

Активное сопротивление обмотки статора r1 значительно меньше остальных сопротивлений статора и ротора, и им обычно пренебрегают. Тогда выражения (1) - (3) будут иметь вид

М = 3U 2 r ' 2 0s [( r ' 2 /s) 2 + xк 2 ] (4)

sкр = ± r ' 2/ xк (5)

Мmax = 3U 2 /2щ0 xк (6)

Упрощенное уравнение механической характеристики получается из совместного решения уравнений (4) - (6)

M = 2Mmax/(s/sкр + sкр /s) (7)

Значение Mmax определяется из соотношения Mmax /Mном = л, указанного в каталогах, а sкр - из уравнения (7), если решить его относительно sкр и вместо текущих значений s и M подставить их номинальные значения, которые легко определить по паспортным данным:

sкр = sном(л ± vл 2 - 1) (8)

где sном = (n0 - nном )/n0 ; л = Mmax /Mном .

Следует отметить, что в зоне от М = 0 до М ? 0,9Мmax механическая характеристика близка к прямой линии. Поэтому, например, при расчетах пусковых и регулировочных резисторов эту часть механической характеристики принимают за прямую линию, проходящую через точки M = 0, n = 0 и Mном, nном. Уравнение механической характеристики в этой части будет иметь вид

При рассмотрении работы электропривода, вращающего рабочий орган производственного механизма, необходимо, прежде всего, выявить соответствие механических свойств электродвигателя и производственного механизма. Поэтому для правильного проектирования и экономичной эксплуатации электропривода необходимо изучить и механические характеристики электрических машин, и производственных механизмов.

Механическая характеристика электродвигателя определяет зависимость его скорости ω от развиваемого им момента М. Часто вместо угловой скорости ω используют внесистемную физическую величину – частоту вращения п, так как эти величины пропорциональны друг другу:


(2.6)

В этом случае механической характеристикой электродвигателя называется зависимость его частоты вращения п от развиваемого им момента М, то есть n = f(M).

Степень изменения скорости с изменением момента у различных типов электрических машин неодинакова и различается в зависимости от жесткости механических характеристик (см. рис. 2.2).

Под жесткостью механической характеристикибудем понимать отношение приращения моментак приращению скорости двигателя:


(2.7)

где – момент и угловая скорость в первой точке механической характеристики; – момент и угловая скорость во второй точке механической характеристики.

Определение жесткости механической характеристики

Рис. 2.2. Определение жесткости механической характеристики


Механические характеристики электродвигателей можно разделить на четыре основных типа в зависимости от их жесткости:

  • • абсолютно жесткая механическая характеристика, при которой скорость с изменением момента остается неизменной. Из (2.7) следует, что если, то. Такой характеристикой обладают синхронные двигатели (зависимость 1 на рис. 2.3);
  • • жесткая механическая характеристика, отличающаяся незначительным изменением угловой скорости с изменением момента. Жесткой механической характеристикой обладают асинхронные двигатели (кривая 2, рис. 2.3.) и двигатели постоянного тока независимого и параллельного возбуждения (кривая 3, рис. 2.3);
  • • мягкая механическая характеристика отличается значительным изменением угловой скорости с изменением момента. Такой характеристикой обладают двигатели постоянного тока последовательного возбуждения (кривая 4, рис. 2.3) и двигатели постоянного тока смешанного возбуждения (кривая 5. рис. 2.3);
  • • абсолютно мягкая механическая характеристика, при которой момент двигателя остается неизменным с изменением угловой скорости. Из выражения (2.7) следует, что если, то. Абсолютно мягкой механической характеристикой обладают двигатели постоянного тока независимого возбуждения при питании обмотки якоря от источника тока (зависимость 6 на рис. 2.3).

Механические характеристики электродвигателей

Рис. 2.3. Механические характеристики электродвигателей


При любом типе механической характеристики электродвигателя вращающий момент двигателя определяется нагрузкой на его валу, то есть моментом сопротивления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическая характеристика электродвигателя- это зависимость угловой скорости двигателя от момента на его валу: ω (М). У большинства двигателей (кроме синхронных) с увеличением нагрузки на валу угловая скорость уменьшается.

Характер изменения угловой скорости двигателя с изменением момента сопротивления определяет жесткость механической характеристики. По степени жесткости различают механические характеристики трех видов (рис. 1): абсолютно жесткие, жесткие и мягкие. Абсолютно жесткие характеристики присущи синхронным двигателям (прямая 1). При изменяющемся моменте в пределах перегрузочной способности угловая скорость этих ЭД не изменяется. Жесткими характеристиками обладают ЭД постоянного тока параллельного возбуждения (наклонная прямая 2) и асинхронные электродвигатели в пределах рабочей части их характеристик (верхняя часть кривой 3). У этих ЭД при значительном изменении момента скорость изменяется в меньшей степени.

Мягкие характеристики свойственны ЭД постоянного тока последовательного (кривая 4), смешанного возбуждения (кривая 5)


и ЭД в системе Г-Д с противокомпаундной обмоткой. Механические характеристики этих ЭД таковы, что при небольшом изменении момента происходит значительное изменение их угловой скорости. Степень жесткости механической характеристики является одним из основных электромеханических свойств ЭД. Наряду с механическими характеристиками электромеханические свойства ЭД отражают также электромеханические характеристики, являющиеся одним из видов рабочих характеристик и представляющие собой зависимость угловой скорости ЭД от тока, протекающего по цепи его якоря или ротора:ω(I). Механические и электромеханические характеристики ЭД разделяют на естественные и искусственные. Естественной характеристикой называется характеристика, соответствующая работе ЭД при номинальных параметрах питающей сети, нормальной схеме подключения к ней и при отсутствии добавочных сопротивлений в цепях электродвигателя. Каждому ЭД присуща только одна естественная характеристика. Искусственные характеристики получаются при питании ЭД от сети с напряжением или частотой, отличающимися от номинальных, или при включении в одну из цепей ЭД добавочного резистора, или если ЭД подключен к источнику тока, по необычной схеме. Для каждого ЭД можно создать неограниченное количество искусственных характеристик. Работа на них происходит при пуске, регулировании частоты вращения и торможении двигателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическая характеристика электродвигателя- это зависимость угловой скорости двигателя от момента на его валу: ω (М). У большинства двигателей (кроме синхронных) с увеличением нагрузки на валу угловая скорость уменьшается.

Характер изменения угловой скорости двигателя с изменением момента сопротивления определяет жесткость механической характеристики. По степени жесткости различают механические характеристики трех видов (рис. 1): абсолютно жесткие, жесткие и мягкие. Абсолютно жесткие характеристики присущи синхронным двигателям (прямая 1). При изменяющемся моменте в пределах перегрузочной способности угловая скорость этих ЭД не изменяется. Жесткими характеристиками обладают ЭД постоянного тока параллельного возбуждения (наклонная прямая 2) и асинхронные электродвигатели в пределах рабочей части их характеристик (верхняя часть кривой 3). У этих ЭД при значительном изменении момента скорость изменяется в меньшей степени.

Мягкие характеристики свойственны ЭД постоянного тока последовательного (кривая 4), смешанного возбуждения (кривая 5)


и ЭД в системе Г-Д с противокомпаундной обмоткой. Механические характеристики этих ЭД таковы, что при небольшом изменении момента происходит значительное изменение их угловой скорости. Степень жесткости механической характеристики является одним из основных электромеханических свойств ЭД. Наряду с механическими характеристиками электромеханические свойства ЭД отражают также электромеханические характеристики, являющиеся одним из видов рабочих характеристик и представляющие собой зависимость угловой скорости ЭД от тока, протекающего по цепи его якоря или ротора:ω(I). Механические и электромеханические характеристики ЭД разделяют на естественные и искусственные. Естественной характеристикой называется характеристика, соответствующая работе ЭД при номинальных параметрах питающей сети, нормальной схеме подключения к ней и при отсутствии добавочных сопротивлений в цепях электродвигателя. Каждому ЭД присуща только одна естественная характеристика. Искусственные характеристики получаются при питании ЭД от сети с напряжением или частотой, отличающимися от номинальных, или при включении в одну из цепей ЭД добавочного резистора, или если ЭД подключен к источнику тока, по необычной схеме. Для каждого ЭД можно создать неограниченное количество искусственных характеристик. Работа на них происходит при пуске, регулировании частоты вращения и торможении двигателя.

Читайте также: