Как сделать машину урал

Обновлено: 04.07.2024

Какой владелец отечественного мотоцикла не задумывался осуществить тюнинг двигателя мотоцикла Урал? Этот животрепещущий вопрос волнует многих любителей отечественных мотоциклов Урал! Дело в том, что стандартный двигатель Урал имеет много неточностей в изготовлении и технически несовершенен. В зависимости от модели и года выпуска мощность мотоцикла Урал варьируется от 32 до 36 лошадиных сил, что в наше время считается низким показателем для объема двигателя 650 кубических сантиметров. В этой статье мы рассмотрим, как увеличить мощность штатного устаревшего двигателя. Сразу хочу отметить, что потребуется много токарных работ, заранее найдите мастерскую, которая согласится помочь вам в этом деле.

Оппозитный двигатель Урал имеет большой потенциал для тюнинга, благодаря диаметру поршня 78мм, а ходу 68мм. С такой конфигурацией двигатель мог быть оборотистым, к сожалению качество изготовления деталей, и назначение мотоцикла не позволяет осуществить этого. В статье мы рассмотрим решение этой проблемы, за счет чего можно добиться впечатляющих результатов работы такого двигателя, а именно:

  • Тюнинг головок двигателя
  • Тюнинг распредвала
  • Цилиндры и поршни
  • Карбюраторы и зажигание
  • Дополнительные доработки двигателя

Тюнинг головок двигателя

Через каналы головок двигателя наполняются цилиндры топливной смесью, и происходит освобождение от выхлопных газов. Чем эффективнее происходит наполнение цилиндров и легче выходят отработавшие газы, тем больше мощность мотора. Для тюнинга головок двигателя Урал потребуется извлечь клапана. Диаметр родных клапанов Урала всего 38мм впускной и 35мм выпускной, что сказывается на задушенности двигателя. Вместе с клапанами нужно выпрессовать старые сёдла клапанов и направляющие. Посадочные места под сёдла следует расточить под размер Днепровских сёдел. Новые увеличенные сёдла позволят установить клапана большего диаметра 40мм впускной и 38мм выпускной от Днепра. Самой лучшей альтернативой Днепровских клапанов будут клапана от Ауди. Качество автомобильных запчастей на порядок выше, а так же благодаря фиксации сухарями нового типа можно значительно поднять ресурс головок. Направляющие клапанов рекомендуем использовать бронзовые от Ваз 2101-2107.

Направляющие клапанов Ваз бронзовые фото

Благодаря внутренним насечкам улучшатся смазка стержня клапана. Перемещение клапанов в них самое эффективное с минимальными потерями на трение, а срок службы гораздо выше. Бронза отлично отводит тепло от клапана, что положительно скажется на стабильности клапанных зазоров.

Важно знать: при выборе клапанов не нарвитесь на подделку. Выпускные клапана, выполненные из жаропрочной стали не должны примагничиваться магнитом. Бронзовые направляющие так же не магнитятся.

Учтите, что зазор между направляющей и стержнем клапана необходим от 0,04 до 0,06мм. Клапан должен свободно ходить во втулке, при этом не болтаться в ней. Кстати, хотим отметить, что автомобильные направляющие имеют посадочное место под маслосъемный колпачок. Крайне не рекомендуем устанавливать его, так как смазка происходит разбрызгиванием масла, а не под давлением как в автомобилях. После установки новых направляющих клапанов обратите внимание на прирезку сёдел клапанов. Необходима прирезка седла по трем фаскам: 60,30 и 45 градусов из которых 45 градусов - рабочая, которая соприкасается с тарелкой клапана, обеспечивая плотное прилегание. Так же придется заменить стандартные пружины клапанов на автомобильные от Ваз 2108. Они несколько жестче родных, и способны обеспечить четкую работу клапанов на высоких оборотах. Но учтите, что с такими пружинами распредвал подвержены ускоренному износу - тюнинг двигателя мотоцикла требует жертв. Окончательная процедура тюнинга головок - это расточка впускного и выпускного канала шарошкой на пару милиметров больше в диаметре. Вместе с этим удастся избавиться от наплывов литья и обеспечить лучшее дыхание двигателя. Выпускной канал следует заполировать до зеркала, а впускной оставить матовым слегка шершавым, для исключения конденсации топлива на стенках. После тюнинга головок не забудьте продуть все каналы и трудно доступные места сжатым воздухом, а новые клапана притереть. Притирку необходимо делать вручную, двухкомпонентной притрочной пастой. Ни в коем случае не используйте дрель. На обратный конец стержня клапана в натяг одевается шланг, таким образом ладонями вращая клапан добейтесь получения матового пояска на седле и тарелке клапана толщиной 1,2-1,6мм. Проверьте герметичность клапана залив керасин в каналы на 1-2 мин.

Тюнинг распредвала

К данной модификации нужен очень обдуманный подход, как правило новая форма кулачков создается опытным путём и может не оправдать ваши ожидания. Полностью реализовать возможности тюнингованных головок цилиндров поможет широкофазный распредвал. Для умеренного тюнинга можно просто поставить его от Урала модели М 67-36. На фото ниже представлен слева широкофазный вал, справа обычный.

Cлева широкофазный распредвал, справа обычный распредвал фото

Если же хотите добиться от двигателя максимума, то возможно увеличить профиль кулачков стандартного вала. Это можно сделать путем наваривания металла аргоновой сваркой. За счет увеличения ширины и высоты кулачков на пару милиметров, можно добиться смещения крутящего момента в область высоких оборотов и повышения мощности так же за счет увеличения оборотов от фаз газораспределения. Учитывайте тот факт, что такой двигатель потеряет в тяге на низких оборотах и возможно даже будет глохнуть на холостых. Для этой модификации рекомендуем найти мастерскую или завод на котором возможна правильная обработка профиля кулачков с последующей цементацией. Затем, важно убедиться в ровной геометрии вала, велика вероятность что вал могло повести от резкого перепада температуры, кривизна проверяется индикатором часового типа опытным токарем.

Цилиндры и поршни

Одни из самых главных частей в двигателе это поршни. Они принимают на себя огромную нагрузку от расширяющихся газов и температуру. Стандартные поршни низкого качества плохо выдерживают нагрузки, зачастую имеют разный вес, а поршневые кольца не могут обеспечить высокую компрессию ввиду устаревшей конструкции, это существенно сказывается на мощности, а так же массивность и количество колец сильно утяжеляют поршень, что не даёт мотору крутиться. Рекомендуется устанавливать кованные поршни с импортными кольцами. Хорошим решением будет установка кованых поршней от мотоцикла Урал Волк, они имеют выпуклую поверхность, которая позволит поднять степень сжатия и существенно прибавить в мощности двигателя.

Кованый поршень от мотоцикла Урал Волк

Что касается цилиндров, то их предпочтительнее заменить на алюминиевые с чугунной гильзой. Теплопроводность алюминия гораздо выше, эффективный отвод тепла обеспечен. Значительным усовершенствованием цилиндров является перегильзовка. Стандартный внутренний диаметр гильзы цилиндра составляет 78мм и если объем штатного двигателя в 650 кубов вас не устраивает, путем замены родных гильз цилиндра гильзами от Москвича 412 с внутренним диаметром 82мм удастся существенно увеличить объем и соответственно мощность. Соответственно под новый диаметр подберите поршни.

Для борьбы с перегревом будет полезна система охлаждения в виде установки масляного радиатора и путём принудительного разбрызгивания масла на донышки поршней. Для подсоединения масляного радиатора нужен дополнительный масляный насос, так как один стандартный очень слабый. Для прогонки масла через радиатор желательно установить масляный насос от мотоцикла Днепр. Привод второго насоса сделайте через переходник от штатного ураловского. Чтобы дополнительный насос уместился в картере, необходим увеличенный поддон, который так же положительно скажется на охлаждении. За счет некоторого увеличения количества масла в системе удастся распределить тепловую нагрузку, а новый поддон из алюминия – ещё лучше отводит тепло.

Поддон из алюминия фото

Подсоединив к новому маслонасосу масляную магистраль из медной или стальной капиллярной трубки, которая сначала должна пройти в радиатор, затем из него охлажденное масло должно попасть на внутреннюю часть поршней. Для этого магистраль с радиатора входит обратно в картер, раздваивается таким образом, чтобы подача масла была направлена на днище поршня изнутри. Масляный радиатор можно приобрести на разборке японских мотоциклов, а так же отлично подойдет радиатор АКПП нужного вам размера от любого автомобиля.

Карбюраторы и зажигание

Тюнинг двигателя мотоцикла урал затрагивает все системы двигателя, в том числе зажигание и карбюраторы. Рекомендуется прочесть информацию: как правильно происходит настройка карбюраторов Урал. Стандартное зажигание настолько устаревшее, что не годится даже для повседневной езды, не говоря уже о большем. Желательна установка микропроцессорного зажигания с возможностью автоматического угла опережения. Настроить электронную систему зажигания вам поможет эта статья. В идеальном случае будет установка такого зажигания с программируемым контроллером с возможностью корректировки прошивки. В таких системах зажигания есть ещё одна полезная особенность – отсечка по оборотам. Позволит не перекрутить сильно форсированный двигатель. Ну а для максимальной силы искры в совокупности с новым зажиганием можно применить катушку от Оки или Газели. Обязательны фирменные высоковольтные провода с силиконовой изоляцией и внутренним сопротивлением, например фирмы Teslaот Ваз 2108. Они обеспечат бесперебойную искру в любую погоду и исключат вероятность пробоя искры на массу. Что касается карбюраторов, то тут потребуется установка японских вакуумных карбюраторов с диаметром диффузоров от 32 до 36мм с последующим подбором жиклеров, синхронизацией и настройкой с газоанализатором. Очень желательна настройка на динамометрическом стенде, где можно проверить разные настройки и углы опережения зажигания и добиться максимума от тюнинга мотоцикла!

Дополнительные доработки двигателя

Помимо вышеперечисленных способов тюнинга мотоцикла урал есть ещё несколько секретов. На двигатель Урал возможно установить коленчатый вал от К 750 который увеличит ход цилиндров до 78мм.

Коленчатый вал от К 750 фото

Таким образом, можно существенно увеличить рабочий объем двигателя Урал. Найти его достаточно трудно, но оно того стоит. Ещё одной проблемой мотоцикла является тугая реакция на ручку газа и медленный набор оборотов. Виной тому слишком тяжелый маховик, вес которого рассчитан на езду с коляской и для перевозки тяжестей.

Облегченный маховик фото

Согласно чертежу возможно уменьшить его вес на пару килограммов. За счет снижения веса инерция коленчатого вала уменьшится, а динамика разгона ощутимо возрастет. Для полной реализации мощности на дороге шестерни редуктора подлежат замене на 9 или 10 пару. В заключение хотим отметить, что тюнинг двигателя мотоцикла Урал оправдывает себя лишь в гоночных целях, для повседневного использования такой мотор будет иметь небольшой ресурс и существенный расход топлива.

История современного автомобильного предприятия Урал начинается осенью 1941 года, в начале Великой Отечественной Войны в городок Миасс на Урале из машиностроительного предприятия ЗИС (город Москва) били эвакуированные моторный и еще несколько цехов предприятия. А первые работы на предприятии начались в апреле 1942 года, там наладили изготовление моторов и коробок передач. Первые автомобили выпущенные предприятием стали ЗИС-5В, это событие произошло 8 июля 1944 года, позже эти грузовики стали называться УралЗИС-5. Так новый автомобильный завод превратился в филиал московского автомобильного завода ЗИС, и получил название УралЗИС.

История

После войны простая и выносливая “трехтонка” ЗИС-5 пережила в Миассе свое второе рождение и выпускалась еще долгие годы. В то время, как в Москве ее производство свернули еще в 1947 г., “УралЗИС” продолжал не только выпускать устаревшую машину, но и постоянно модернизировать ее. В 1946 г. началось производство 2,5-тонного газогенераторного варианта “УралЗИС-21А”, который в 1952 г. получил облегченный на 90 кг. газогенератор и выпускался под маркой “УралЗИС-352”. Тем временем, на базовом варианте “УралЗИС-5” в 1949 г. появился гидравлический привод тормозов и грузовая платформа с тремя откидывающимися бортами.

История

С 1950 г. выпускался модернизированный “УралЗИС-5М” с рядом деталей от грузовика ЗИС-150. Он отличался усиленной главной передачей, новым глушителем, центробежно-вакуумным автоматом опережения зажигания и расположением бензобака под кузовом. Новый карбюратор, головка блока цилиндров, тонкостенные вкладыши коленчатого вала и алюминиевые поршни позволили повысить степень сжатия с 4,6 до 5,7. Мощность двигателя сначала возросла до 76 л.с., а к 1955 г. – до 85 л.с.. Задний мост был усилен, 6-ти вольтовую систему электрооборудования заменили 12-ти вольтовой, передние крылья получили округлые формы.

История

Все это в комплексе позволило говорить о создании нового автомобиля, который в 1956 г. получил индекс “УралЗИС-355”. Вскоре началось изготовление его газогенераторного варианта “УралЗИС-354”. Следующий этап модернизации серии ЗИС-5 наступил в начале 1958 г., когда появился внешне совершенно не похожий на своего предшественника 3,5-тонный грузовик “УралЗИС-355М”, предназначенный для поставок на целинные земли Казахстана. Он больше напоминал увеличенный в размерах автомобиль ГАЗ-51, но под скругленными формами капота и кабины скрывалась прежняя начинка от “УралЗИСа-355” с 95-ти сильным вариантом прежнего мотора, оборудованного предпусковым подогревателем.

История

Машина имела чуть увеличенную колесную базу (3824 мм.), новый рулевой механизм, передние рычажные гидроамортизаторы, жалюзи радиатора. Цельнометаллическая кабина впервые оснащалась отопителем и обдувом лобового стекла. Окончание выпуска “УралЗИС-355М” 16 октября 1963 г. ознаменовало завершение эпохи легендарного автомобиля ЗИС-5, который берет начало от АМО-3, появившегося в 1931 г. Среди грузовиков всего мира ему принадлежит одно из первых мест по продолжительности беспрерывного производства – 32 года.

История

Тем временем, в московском Научном автомоторном институте (НАМИ) велась работа по созданию нового 3-х осного полно-приводного грузовика, а предприятие в Миассе было переименовано в Уральский автомобильный завод (УралАЗ) и его продукция получила новую марку “Урал”. В начале 60-х гг. завод был реконструирован и с 1961 г. там начался серийный выпуск принципиально нового 5-ти тонного полно-приводного автомобиля “Урал-375” (6×6), предназначенного для армии и народного хозяйства. Его особенностью была трансмиссия с постоянным приводом на все колеса, дисковыми карданными шарнирами равных угловых скоростей для передних колес, межосевым блокируемым дифференциалом в раздаточной коробке и средним ведущим мостом проходного типа.

История

Специально для этого автомобиля был разработан верхнеклапанный бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8 (6959 см 3 ,180 л.с.) с алюминиевыми головками блоков и поршнями. На новом “Урале” использовались 1-но дисковое сухое сцепление, 5-ти ступенчатая коробка передач от грузовика МАЗ-200, 2-х ступенчатая раздаточная, двойные главные передачи, гидроусилитель рулевого механизма, барабанные тормоза, рессорная подвеска, односкатные колеса и гидроподъёмник запасного колеса. Первые выпуски “Урала-375” оснащались 3-х местной кабиной с брезентовым верхом.

С 1964 г. основным в программе стал армейский вседорожный вариант “Урал-375Д” с цельнометаллической грузовой платформой оборудованной продольными откидными скамьями и тентом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Вариант с лебедкой имел грузоподъемность 4,5 т. “Урал-375” развивал скорость 75 км/ч.. Параллельно с базовой моделью выпускались шасси “Урал-375А” для специальных кузовов, “Урал-375К” для эксплуатации при температурах до – 60 о С, тропический “Урал-37510”, седельный тягач “Урал-375С” для полуприцепов полней массой 19,5 тонн.

История

С 1965 г. выпускался дорожный 7,5-тонный грузовик “Урал-377” (6×4) с увеличенной деревянной грузовой платформой и прежними односкатными колесами с шинами размером 14,00-20. На нем использовался передний не ведущий мост от автомобиля МАЗ-500 с телескопическими гидроамортизаторами. На его основе выпускали седельный тягач “Урал-377С” для автопоездов полной массой до 25,5 т.. 60-е гг. стали наиболее успешными в истории УралАЗа, когда были заложены основы всей его последующей продукции. За высокие достижения в августе 1967 г. завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. К этому времени там было изготовлено 530 тыс. автомобилей и 1,3 млн. двигателей.

История

В 1972 и 1975 гг. оба базовых автомобиля появились в исполнениях “Урал-375Н” и “Урал-377Н” с широко-профильными шинами размером 11,00×400 без системы подкачки и открытой деревянной платформой, причем грузоподъемность “Урала-375Н” возросла до 7 тонн. На их базе выпускались седельные тягачи “Урал-375СН” и “Урал-377СН”. Производство вариантов 6×4 продолжалось до 1983 года. В 1977 г., с вводом в строй Камского автомобильного завода (КамАЗ), прежний бензиновый мотор “Урала-375” был заменен на дизель “КамАЗ-740” V8 (10852 см 3 , 210 л.с). Новый 5-ти тонный вариант получил обозначение “Урал-4320”.

История

История

Перестройка и экономические реформы заставили ОАО “УралАЗ” перейти на преимущественное изготовление гражданской продукции. Так появились седельные тягачи-лесовозы “43204” и 7-ми тонные самосвалы “55571” с задней разгрузкой. С июня 1992 г. началось изготовление 6-ти тонного автомобиля “Урал-4322” (6×6) с новой кабиной и более современной передней облицовкой. Он оснащался двигателем “Урал-744” V8 воздушного охлаждения мощностью 234 л.с.. Кустанайского дизельного завода (КДЗ), выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы “Дойц” (Deutz). Эта модель выпускалась очень недолго.

История

За два года на ее базе успели создать два самосвала – сельскохозяйственный “55223” с 17,5-кубовым кузовом и строительный “55224” с задним опрокидыванием, а также седельный тягач “44223”, работавший с 2-х осными полуприцепами-самосвалами “А-496” или “9516” с 2-х сторонней и задней разгрузкой грузоподъемностью 13,5-16 т.. Крупный пожар, произошедший весной 1993 г. на моторном заводе КамАЗа, серьезно отразился на положении УралАЗа, заставив его срочно искать других поставщиков двигателей. Первое время основная часть автомобилей комплектовалась дизелями Ярославского моторного завода ЯМЗ-236М2 V6 (11150 см 3 , 180 л.с.).

История

Такие исполнения получили в обозначении дополнительный индекс “10”. Серия состояла из базового 6-ти тонного автомобиля “4320-10” и его вариантов: бортовой “43202-10” с деревянной платформой грузоподъемностью 7 т., седельный тягач “44202-10”, лесовоз “43204-10”, удлиненное шасси “4320-0911-10” и два 7-ми тонных самосвала -сельскохозяйственный “5557-10” и строительный “55571-10”. Кроме серии “4322”, дизель КДЗ использовался с 1994 г. на шасси “4320-30” (6×6) и 12-ти тонном строительном самосвале “55571-30”, выделявшихся продолговатой облицовкой радиатора. Последние из оставшихся моторов “КамАЗ” применялись на шасси “43202-01”.

История

История

В это семейство входят удлиненное шасси “4320-1912-30” грузоподъемностью 12 т., 7-ми тонный вариант “43202-0351-31” с деревянным кузовом, 10-ти тонные самосвалы “5557-31” и “55571-30”, лесовоз “43204-31”, седельный тягач “44202-0311-31”, работающий с 15-ти тонным самосвальным полуприцепом “9516”. Дизель ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с. с 1995 г. устанавливается на новом 4,5-тонном грузовом автомобиле “43206” (4×4), а также используется на 31-но местном вахтовом автобусе “42112” (6×6). Для всех шасси УралАЗа предлагается широкая гамма кузовов и надстроек.

История

С 1997 г. там началось серийное производство кабин над двигателем, ранее применявшихся на грузовиках ИВЕКО. Это позволило ввести в программу УралАЗа несколько новых вариантов бескапотных машин. УралАЗ – один из немногих российских автозаводов, который традиционно сохраняет достаточно обширную гамму военных полно-приводных машин. Кроме армейских вариантов грузовиков “43206” (4×4) и “4320-31” (6×6), УралАЗ продолжает изготовление 9-ти тонного автомобиля “Урал-5323” (8×8) двойного назначения.

История

История

С 1997 г. на базе армейских машин выпускают гражданские варианты – многоцелевое 15-ти тонное шасси “53236” для установки специального оборудования и грузовик “5323.22” (8×8), оснащенные более удобными кабинами над двигателем ИВЕКО с двумя спальными местами. Через год было создано 3-х осное шасси “6301” (6×6) грузоподъемностью 10 тонн с такой же кабиной. На нем по желанию покупателя можно устанавливать дизель “Дойц” V6 жидкостного охлаждения мощностью 272 л.с. или 240-сильный “КамАЗ-740.11”, 5-ти или 9-ти ступенчатые коробки передач “УралАЗ”, “Итон” (Eaton) или “Фуллер” (Fuller).

История

По такому же принципу выполнен представленный в 1999 г. 12-ти тонный грузовик “6361” (6×6). Теперь все свое будущее УралАЗ связывает с созданием новых моделей путем сочетания агрегатов и кабин различных производителей, а также с дизельными двигателями мощностью 272-408 л.с. совместного предприятия “УралАЗ-Дойц”. В лучшие годы УралАЗ ежегодно выпускал до 30 тыс. грузовиков. В рыночных условиях производство снизилось сначала до 7 тыс., потом до 5,4 тыс. автомобилей. В 1998 г. было изготовлено лишь 2489 шасси, и завод попал под процедуру банкротства. Введение внешнего управления уже через год позволило удвоить объем производства, а в 2000 г. изготовить 8,5 тыс. машин.


Вместо пролога




Все лучшее — в оборонку













Подвеска типовая и надежная для советского трехосника: передняя — на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами, задняя — балансирного типа



Разумеется, есть принудительная блокировка межосевого дифференциала, но штатных межколесных блокировок ни сзади, ни спереди в исходном варианте не было предусмотрено. Конечно, это тоже несколько снижало потенциал автомобиля, вызывало справедливые замечания эксплуатационников и попытки самостоятельного решения вопроса, в том числе установки самоблокирующихся дифференциалов. И только с 2003 года в качестве опции завод стал предлагать для задней тележки межколесные блокировки с электропневматическим приводом.






Двигателиада











Вид на дизель (КамАЗ-740) и рулевой вал с редуктором при снятом левом подкрылке. Гидроцилиндр усилителя рулевого управления с защитным чехлом штока расположен справа на раме

Смело по жизни

Не секрет, что свои внедорожные навыки грузовик оттачивал и закалял первым делом во имя обороны страны. Но такая подготовка очень здорово и широкомасштабно пригодилась и в мирной жизни.











Но основная суть осталась прежней: на полу все те же элементы управления трансмиссией — рычаг 5-ступенчатой коробки передач, два рычага раздатки (включение понижающей передачи и отдельно блокировки межосевого дифференциала), а также рычажок поменьше — включение коробки отбора мощности (например, на лебедку, которая размещалась сзади).














Автомобили миасского автозавода Урал известны своими вездеходными качествами. Доля предприятия на российском рынке полноприводных грузовиков составляет порядка 30%. На шасси Урал устанавливаются различные надстройки – вахтовки, автокраны, КМУ, топливные и пожарные автоцистерны, ремонтные мастерские. Всего более 400 образцов спецтехники. С недавних пор, автомобильный завод предлагает ещё и шоссейные модели с колёсной формулой 6х4.

Ты помнишь, как всё начиналось…

Строительство цеха шасси, где размещался главный конвейер. 1943 год

Строительство завода в городе Миасс Челябинской области начали в 1939 году. По плану это был не автомобильный, а военный шарикоподшипниковый завод № 316. Именно выпуск подшипниковой продукции планировали запустить на миасском заводе.

Площадку для его строительства выбрали ещё в 1936 году. Специалисты проектного института из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) определили место строительства, разработали техдокументацию. Началась подготовка территории для возведения цехов, была проложена железнодорожная ветка.

Вместо шарикоподшипников – двигатели и автомобили

Сборка первых двигателей на заводе в Миассе. 1942 год

Великая Отечественная Война спутала все планы. 16 октября 1941 года была объявлена эвакуация Московского автомобильного завода имени Сталина – ЗиС. Автоколонна со станками, оборудованием и сотрудниками уже через три для после принятия решения отправилась на Волгу, в Ульяновск.

Однако положение на фронтах было столь тяжёлым, что уже спустя полтора месяца, 30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение перебазировать производство двигателей на Урал. В Миассе решили организовать автомоторное и литейное производство. А уже подготовленная под строительство завода 316 площадка позволила осуществить эту логистическую операцию в кратчайшие сроки. Именно 30 ноября 1941 года и стало официальным днём рождения нового автомобильного завода Урал.

Рекордные сроки запуска производства

Разгрузка оборудования для Урал-ЗиС зимой 1941 года. Реконструкция событий

Стоит отметить, что военное положение обязывало форсировать процесс. Несмотря на зимние морозы монтаж оборудования осуществлялся круглосуточно. Стройматериалов катастрофически не хватало, поэтому рабочие снимали станки и монтировали их прямо под открытым небом.

Уже в 1944 году уральцы модернизируют двигатель. Изменению подвергается форма впускных топливопроводов, устанавливается новый карбюратор МЗК-6В, но главное повышается до 5,3:1 степень сжатия. Благодаря этому, мощность двигателя увеличивается до 76 л.с.

Рождение Захара - первый грузовик Уральского автозавода

Сборка ЗИС 5 Захар на конвейере автозавода Урал ЗиС в 1944 году

Однако кроме двигателей фронту катастрофически не хватало машин. Поэтому, в середине февраля 1943 года принимается решение о модернизации производства в Миассе для полноценного выпуска грузовых автомобилей.

Первый грузовик ЗИС 5В грузоподъёмностью 3 тонны сошёл с конвейера ещё недостроенного цеха 8 июля 1944 года. До конца сентября Уральский автомобильный завод выпустил уже 1 000 машин, а к концу года на фронт и для хозяйственных нужд было отгружено 3 000 трёхтонных грузовиков УралЗИС.

Конечно, машины военного времени конструктивно отличались от обычных грузовиков. Сказывалась как нехватка материалов, так и отсутствие оборудования. Кабина ЗиС 5В изготавливалась из дерева, передние крылья просто гнулись из любого железа, а откидным был только задний борт. Что касается тормозов, то спереди они отсутствовали вовсе. Торможение осуществлялось только задними колёсами.

Но именно это нужно было в то время. Простота и надёжность уральских машин нашла отклик у солдат. Фронтовики называли ЗиС 5 Захар или, нежно, Захарка. На них монтировались знаменитые Катюши и с самого своего рождения автомобили Урал помогал армии ковать Великую Победу.

Послевоенное развитие УралЗИС

Проходная автозавода Урал ЗиС, 1943 год

После войны автомобильный завод остаётся в Миассе. Проблемы с топливом заставляют инженеров-конструкторов придумывать решения для перевода грузовиков на альтернативные источники энергии.

В Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики СССР (ЦНИИМЭ) прорабатывается вопрос перевода машин на газовые установки. Конструируются газогенераторы ЦНИИМЭ-16, работавшие на древесно-угольном газе. Чуть позже его модернизируют и появляется Урал ЗИС 332. Несмотря на падение мощности и грузоподъёмности, грузовик успешно проходит испытания.

Попутно велись работы по усовершенствованию автомобилей. Грузовики получили колодочный стояночный тормоз, карданный вал на игольчатых подшипниках, форсированный двигатель, отопитель и вентилятор салона. Новая машина обладала грузоподъёмностью 3,5 тонны и получила новую кабину.

УралЗИС-353 – такое обозначение получил автомобиль – имел кабину и крылья по форме близкие к ГАЗ-51. Это объяснялось тем, что миасское предприятие тогда не обладало прессово-штамповочным оборудование и вынуждено было использовать штампы-дублёры горьковского автозавода.

Реставрированный Урал ЗИС 355 на параде в честь 75-летия Захара

Рассвет и золотые годы УралАЗа

Урал 375 на испытаниях

Завершение производства одного типа автомобилей и начало выпуска другого требует замены конвейера. И тут вновь потребовался стойкий уральский характер. Как и все предыдущие годы, никто не давал разрешение на остановку предприятия для переоборудования. Сборка автомобилей Урал 375 – новой модели трёхосного грузовика – осуществлялась вместе с перестройкой технологического процесса. За эту успешную модернизацию УралАЗ был удостоен в 1966 году ордена Трудового Красного Знамени.

В 1977 году завод запускает производство дизельного грузовика Урал 4320 с колёсной формулой 6х6. Он положил начало линейке автомобилей, которая и сегодня, спустя почти 45 лет сходит с конвейера предприятия. За это время машина пережила несколько модернизаций, но до сих пор остаётся востребованной.

Интересный факт! В голливудских фильмах про противостояние СССР и США обязательно присутствует Урал-375 или Урал-4320. Это своеобразное признание автомобилей УралАЗа — как символа российской армии.

На шасси грузового автомобиля с полным приводом Урал 4320-01 устанавливаются различные кузова и надстройки. Среди спецтехники на этом шасси можно встретить автокраны, вахтовые автобусы, топливозаправщики, пожарные автоцистерны, спецтехнику для лесной промышленности и нефтегазового комплекса, а также КДМ – комплексные коммунальные дорожные машины.

Самосвал Урал 5557 сельхозник

В широкой линейке выпускавшихся автомобилей УралАЗа есть и сельскохозяйственная техника. В восьмидесятых годах было запущено мелкосерийное производство Урала 5557. Он поставлялся в виде шасси для установки надстроек, так и в модификации самосвала грузоподъёмностью почти 13 тонн с кузовом типа сельхозник. Разгрузка самосвала осуществлялась не выходя из кабины, на одну из трёх сторон.

Также на автомобиле Урал 5557 было впервые применено регулируемое давление шин. На колёсных дисках устанавливался кран подкачки и водитель, в зависимости от дорожной обстановки, мог приспустить или накачать колёса грузовика.

В конце 80-х на Уральском автозаводе сошёл с конвейера первый Урал 5323 с четырьмя мостами. Основное его назначение было военным, но и гражданские модификации машины были предусмотрены. Особенностью данного автомобиля было то, что в отличии от остальных Уралов, он был безкапотный. Кабину для него поставлял автозавод КАМАЗ.

На рубеже тысячелетий

Здание заводоуправления автомобильного завода Урал

Именно в конце 90-х было проведено техническое перевооружение и реконструкция автозавода. Стала появляться новая продукция, начались разработки усовершенствованных моделей, включая бескапотные. Также была запущено процедура банкротства УралАЗа. На его производственной базе появилось новое предприятие ОАО Автомобильный завод Урал – АЗ Урал.

Современный модельный ряд грузовиков Урал

Грузовик Урал с КМУ

С 2005 года Автомобильный завод осваивает новую для предприятия нишу дорожных грузовиков. Появились самосвал Урал-63685 грузоподъёмностью 20 тонн и колёсной формулой 6х4, четырёхосный 25-титонный самосвал Урал 6563 (8х4). Возвращаются на конвейер двухосные машины.

Претерпевает изменения и конструкция традиционных Уралов. В 2009 году увидела свет обновлённая линейка машин Урал 4320-58. Новая трёхместная кабина с подрессоренным сиденьем водителя, регулируемой рулевой колонкой отличается эргономикой и комфортом. Выполнение современных норм по обзорности обеспечивают зеркала заднего вида, устройство обдува ветрового и боковых стёкол. Для повышения комфорта опционально предлагается установка независимого отопителя и кондиционера.

На Уралах 4320-58 применена система пневмоуправления раздаточной коробкой и стояночным тормозом. Это позволило обеспечить дополнительное пространство в кабине и улучшить условия работы. Использование специальных обивочных материалов обеспечивает высокий уровень герметичности, тепло- и шумоизоляции кабины.

Самосвал Урал С 35510 с двумя отвалами Bucher и центральной щёткой

Не прекращается на Уральском автомобильном заводе работа над бескапотными автомобилями, серийное производство которых началось в 2014 году. Это модельный ряд получил название Урал-М. И хотя базой для него служили машины 4320, при разработке было внедрено около 50 новых решений.

С 2005 по 2019 год Автомобильный завод Урал являлся частью Группы ГАЗ. Поэтому не удивительно, что после появления в 2013 году ГАЗели NEXT последовало явление широкой публике семейства Урал NEXT. Премьера нового миасского грузовика состоялась на выставке Строительная техника и технологии в 2015 году. А спустя три года было объявлено о выпуске дорожных машин Урал NEXT 6х4.

Пост приёма сдачи автомобилей в главном корпусе УралАЗа

Своё восьмидесятилетие АЗ Урал отмечает в составе Объединенной машиностроительной группы, с пятью основными линейками автомобилей:

  • классический внедорожный Урал 4320;
  • машины капотной компоновки Урал NEXT с полным приводом;
  • дорожные модели Урал NEXT 6х4;
  • бескапотные Урал М с приводом на все колёса;
  • газомоторные Урал CNG/

Завод стремится обновлять модельный ряд, добавлять новые типы машин. Одно остаётся неизменным – Урал всегда будет выделяться на дороге и вне её.

Читайте также: