Как сделать машину для путешествий

Обновлено: 08.07.2024

"Можно заночевать прямо у моря, можно — в горах, и с тобой везде любимая кружка"

Руслан Внедорожный, автопутешественник, блогер, 40 лет

Я живу в Подмосковье, в Котельниках. Много лет занимался организацией внедорожных путешествий. Потом устал от этого, открыл свой проект "Из края в край", он направлен на популяризацию отдыха в России, караванинга и автотуризма.

Я родом из Баку, поэтому решил начать путешествия именно с Кавказа — хочется, чтобы люди знали: отдыхать там безопасно, там здорово, вкусно, гостеприимно! Мало где можно встретить таких душевных, открытых людей. В прошлом году проехал все республики Северного Кавказа. Этим летом проеду с севера на юг, от Архангельска, Мурманска до Владикавказа, Крыма, замкнут экспедицию Калуга и Тула — всего 33 региона.

Руслан Внедорожный Михаил Джапаридзе/ТАСС

Моя специализация — это караван, то есть небольшой прицеп, в котором есть все необходимое для жизни. Он совсем небольшой, но внутри есть и большое спальное место, и полки, и кухонный уголок. Поставил мощный фильтр, в который можно заливать воду даже из речки, на крыше — солнечная батарея. Сам модуль — оболочку — построить недорого. В 100 тысяч точно уложишься. А вот дальше все зависит от размаха владельца. "Начинка" в автодомах дорогая — одно окно для каравана стоит 20 тысяч. Шасси — 25. Так что оборудование обходится дороже, чем сама конструкция. Но всегда можно найти решение. К примеру, бак для воды для дома на колесах стоит от 20 до 30 тысяч. Я же купил обычную канистру за 500 рублей и врезал в нее подходящую по размеру горловину из трубы. Все можно делать из доступных материалов, было бы желание.


Мне нравится караван потому, что его всегда можно отцепить и поехать на машине куда хочется. К примеру, вы приехали на место стоянки, разбили лагерь и тут вспомнили, что не купили что-то важное из продуктов. Не собирать же опять лагерь! Если путешествуете с автодомом, сняться с места будет проблематично. А в моем случае — оставляешь пассажиров в лагере, а сам погнал в магазин. Не нужно две машины — для путешествий и для повседневной жизни. У меня один внедорожник, я на нем езжу круглый год везде, где мне надо.

У прицепа есть и ряд других преимуществ. Его не надо обслуживать, только следить за ступичными узлами, которые надо менять раз в несколько лет. Страховка на мой караван не требуется, налогами он не облагается. Важное преимущество — экономия. В прошлом году я провел зиму в путешествии. Подсчитал, что за четыре месяца сэкономил минимум 180 тысяч рублей на хостеле и на кафе.


Больше всего мне нравится то, что в путешествии на колесах каждое утро за окном разный пейзаж. Можно заночевать прямо у моря, можно — в горах, и с тобой везде любимая кружка, тарелка, подушка. Очень быстро обживаешься в своем компактном пространстве и уже не хочешь в отели или чужие квартиры.

Мне хочется раскачивать направление караванинга. Пока у нас нет инфраструктуры, потому что не очень развит автотуризм, а автотуризм не развит потому, что не развита инфраструктура. Своими проектами я пытаюсь разорвать этот круг.

"Жена родит третьего — и поедем в Крым"

Алексей Якубович, бизнесмен, 51 год

По образованию я радиомеханик, а вообще — инженер-самоучка, вот недавно собрал электрический мотоцикл — я байкер со стажем. К счастью, удалось в свое время много поработать, чтобы сегодня я мог быть свободнее и больше времени уделять воспитанию детей, занятиям, которые мне нравятся.

Алексей Якубович Михаил Джапаридзе/ТАСС

Я живу в загородном доме под Жуковским, у меня хозяйство, от него не уедешь надолго, но летом обязательно уезжаю с семьей на месяц в отпуск. Самое любимое место — это Крым, мы его с семьей исколесили вдоль и поперек, каждый раз останавливаемся в новых местах. И еще делаем пять-шесть коротких вылазок на два-три дня в течение года.

Жене такой отдых сначала был непривычен, она приспосабливалась к кочевому быту, но потом я устранил бытовые недочеты, стало легче. На крыше установил солнечную батарею, электричества от нее хватает, чтобы подключить мультиварку, сварить кашу или суп.

Путешествия на колесах затягивают, после них ехать в отель и две недели сидеть на закрытой территории не хочется. Мы ездили раньше и в Турцию, и в Египет, и на Хайнань. Я такие поездки воспринимал как работу: что поделаешь, надо вывезти семью. И с утра тебя начинают тюкать: "Ваш завтрак заканчивается в десять", "Ваш гид ждет в 11 в холле", "Поехали на экскурсию".


А я не хочу, чтобы мне кто-то говорил, во сколько надо проснуться, во сколько куда-то ехать. В автодоме я встал, попил кофе, полежал, задрав ноги, почитал. Не хочу зависеть от внешних обстоятельств.

И что для нас с женой очень важно — дети обожают такие поездки. У нас двое погодков — сын и дочка пяти и четырех лет, на днях жена родит третьего. И уже в августе отправимся в путешествие в Крым.

У нас уже есть свои традиции — например, всегда берем с собой казан и готовим плов на костре, а вечерами растапливаем шишками самовар и пьем чай.

Я считал расходы — получается значительно дешевле, чем лететь на самолете и жить в отеле. И чем семья больше, тем выгоднее получается. Многие считают, что автодом "ест" топлива немерено. Это не так: наш автодом в экономичном режиме потребляет десять литров, в смешанном может и до 15 дойти, но это все равно несопоставимо с ценами на билеты для пятерых человек туда и обратно. В обслуживании тоже ничего особенного: все то же самое, что и с обычным автомобилем. И, честно говоря, экономия — совсем не главная причина выбора такого отдыха. Самое ценное — это эмоции.


В отличие от прицепа-каравана, где можно находиться только на стоянках, в автодоме согласно правилам можно ездить, как в обычной машине. Детям устанавливаем автокресла, они сидят за столом, занимаются своими делами, рисуют, например, или могут мультики по телевизору посмотреть.

У меня многие вещи в автодоме уже живут — незачем выкладывать зубные щетки, пасту, подушки, одеяла. Остается только собрать сумку с одеждой и продуктами и можно отправляться в путь.

"Кемпер дает возможность путешествовать всей семьей куда захочется"

Андрей Наумов, режиссер монтажа, 37 лет

Я работаю на телевидении, живу в Москве. Об автодоме я задумался несколько лет назад после путешествий в Карелию. Там неласковая погода, а хотелось сухости, уюта, тепла. Все это дает автодом и караван-прицеп, но у них есть два минуса: первый — это высокая цена. Хороший автодом стоит так же, как и квартира в Москве. Я видел и стоимостью в восемь миллионов рублей.

Во-вторых, ахиллесова пята прицепа и автодома — это проходимость. С караваном вы не можете съехать с дороги, мокрая трава для прицепа-каравана — это катастрофа, он тут же буксует. Боится тряски, кочек. Для путешествия с ним нужны идеальные дороги. А я как раз люблю забираться на отдыхе подальше от цивилизации. И я решил сделать жилой "вкладыш" для своего пикапа-внедорожника. Такие модули на свои машины ставили в Америке и в Европе с середины 70-х, и я решил тоже попробовать.

Путешествия с автодомом или с прицепом для России — явление пока редкое, а таких машин, как моя, — вообще по пальцам пересчитать. Я сделал каркас из дерева, сверху обшил тонким слоем фанеры, а завершает "пирог" три слоя стеклоткани. На поверхности нет стыков, нет протечек, она не лопается. Это надежная технология яхтенного строительства — когда-то я жил на юге, в Крыму, и занимался ремонтом яхт, так что для своего кемпера использовал этот опыт.

Андрей Наумов Михаил Джапаридзе/ТАСС

Первый кемпер я сделал сам — он был меньше, чем нынешний, в нем хватало места на двоих, и все. Потом у нас родился сын, я задумался о том, чтобы модуль стал больше и комфортнее, поэтому прошлый я продал и за зиму сделал новый.

Строительство мне обошлось примерно в 100 тысяч рублей, отбить расходы можно за одну поездку. Модуль легкий — всего 260 килограммов, при полной загрузке — около 500, грузоподъемность у машины до тонны, так что она почти не чувствует этого веса, на расход топлива модуль тоже влияет незначительно. Внедорожные качества машины от присоединения модуля не страдают, просто надо быть осторожнее на поворотах, так как машина получается высокой и есть опасность перевернуться. Но я езжу аккуратно.


Кемпер монтируется очень быстро, крепится стяжками, установить можно за пять-десять минут с помощью домкрата. И что очень важно — регистрировать его в ГИБДД тоже не нужно. Это огромный плюс жилых модулей: они считаются грузом. Все очень удивляются, когда об этом узнают, — люди даже не подозревают, что так можно. Храню кемпер у гаража или на даче.

Мы с женой не исключаем и отельный отдых, есть страны, куда на машине добраться проблемно. Но мне больше по душе вот такие путешествия дикарем — не люблю сидеть на месте, мы объезжаем страну из края в край. Осенью собираемся в Грузию, впервые с нашим сыном. Мне нравится, что кемпер дает возможность путешествовать всем вместе, всей семьей куда захочется. Точно знаю, что везде нам будет уютно и комфортно.

"Хоть в поле съехать, хоть на берег реки, хоть к морю"

Андрей Калашников, владелец компании по аренде и обслуживанию кемперов

У меня небольшая фирма, которая предоставляет дома на колесах в аренду, а также их ремонтирует, занимается усовершенствованием. Если хотите "прокачать" свой кемпер — это ко мне.

Я люблю именно дома-прицепы, хотя для России пока это не самый ходовой вариант. Вожу кемперы в основном из Голландии — они там дешевле, чем в Германии. В Европе есть специализированные заводы, которые занимаются только домами на колесах. Есть и маленькие, есть и шестиметровые, для большой семьи или компании.

Мой кемпер, считай, гостиничный номер на колесах. В нем есть две спальни с дверями-купе, кухня из натурального дерева, обеденный стол. Из бытовой техники — варочная панель, холодильник, работающий как от электричества, так и от газа, телевизор, полноценный кассетный биотуалет и душ.

Андрей Калашников Михаил Джапаридзе/ТАСС

Невероятные ощущения, когда со всеми этими удобствами оказываешься где-нибудь на природе. Есть и минусы, но это не вина дома — просто кемперы строят для другого климата.

У моего кемпера тоненькие стены — всего два сантиметра, ведь в Европе больше и не нужно — там нет суровой зимы. Ниже ноля внутри уже некомфортно, в минус техническая вода замерзает в трубах, ее надо обязательно сливать.

Это не значит, что караванинг зимой невозможен: в странах Скандинавии с холодным климатом он очень популярен, просто дома там делают с отоплением по периметру. Один из трех моих кемперов именно такой, зимний. Однажды мы с друзьями справляли в нем Новый год на природе, на улице было минус 25, а внутри все сидели в майках. Это очень здорово!

Меня часто спрашивают: хлопотно ли иметь кемпер? Смотря в чем. С точки зрения обслуживания — совсем не хлопотно, там и ломаться особо нечему: четыре колеса, четыре узла, все. Рама — оцинкованная, ржаветь нечему. К тому же кемпер больше стоит в гараже, чем ездит, в продаже можно найти варианты с совершенно новыми узлами. Мой кемпер выпущен в середине 90-х и сейчас в очень хорошем состоянии, несмотря на то что я его уже три года сдаю в аренду. А когда мы его только купили, он вообще был красавчиком.

Больное место в домах-прицепах — сам кузов. От времени и воздействия солнца пластик, которым дом обшит, трескается, лопается, герметик разрушается, в щели попадает вода, деревянный каркас разбухает, поролон разлагается. Именно поэтому при покупке прицепа нужно обращать внимание на его углы, проверять стыки.


Расход топлива увеличивается при перевозке прицепа где-то на три-четыре литра. Чем меньше машина-тягач, тем больше она будет "есть". Но нужно понимать, что маленькая машина будет испытывать при этом сверхнагрузки, двигатель долго в таком режиме не живет. Так что для тягача лучше всего подходит мощный автомобиль.

В отличие от Европы, с прицепом можно встать везде, где нет знака "парковка запрещена". Хоть в поле съехать, хоть на берег реки, хоть к морю езжай. Никто вам не запретит, не будет на каждом шагу говорить, что это частная территория.

Правда, дом на колесах может заехать далеко не везде. Вернее, он может заехать только туда, где хорошая дорога, — ведь создан он для хороших европейских дорог. Кочки, ямы для него губительны — подвеска очень жесткая и короткоходная, все избыточные нагрузки передаются на кузов, дом начинает расшатываться, разваливаться. Низкие свесы не позволяют заехать на высокий бордюр.


У нас чаще всего арендуют кемперы для поездок на Черное море, в Крым. На нашем юге потихоньку создают условия для караванинга, там таким прицепом уже никого не удивишь. На стоянках можно залить воду, слить кассетный туалет.

Если вы раз в год отправляетесь в отпуск на пару недель, выгоднее брать дом в аренду. Если же путешествие планируется месяца на три, дешевле купить дом, покататься и потом продать. Цены на дома в нормальном состоянии начинаются с отметки в 300 тысяч. За 500 можно купить очень приличный вариант. Дешевле 300, скорее всего, будет гнилой хлам.

Сам я никогда не ездил в длительный отпуск с прицепом — я сапожник без сапог. У меня сезонный бизнес, с мая по октябрь — горячая пора, надо зарабатывать на год, не до поездок. А зимой уже погода не позволяет. Так что выбираюсь максимум на три дня.

В этой подборке — десять советов, которые помогут сделать автопутешествие комфортным: взять все самое необходимое, сэкономить время в дороге и избежать неприятных неожиданностей в пути.

Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.


Поделюсь личным опытом. Я путешествовал в 2019 году в Беларусь — 2100 км, в 2020 году в Геленджик — 4850 км, в 2021 году в Мурманск и Териберку — 3000 км. Периодически катаюсь в Карелию, сам из Санкт-Петербурга.

Как советовали в статье Т—Ж, для начала надо сделать ТО или хотя бы проверить полную исправность авто: чтобы зимой работала печка, летом — кондиционер и так далее.

Вот что еще советую сделать:

  1. Позаботьтесь о максимальном комфорте для водителя и пассажиров, чтобы сидеть было удобно. Пригодятся подлокотники, подушки и прочее. Все ходовые вещи — салфетки, вода, снеки — должны быть под рукой.
  2. Возьмите не только запаску, но и другие расходники: лампочки, дворники. Я всегда беру пару канистр бензина: пригождается редко, но на всякий случай. Особенно это актуально для трассы М11.
  3. Обеспечьте средства помощи как своему авто, так и другим: возьмите трос, набор инструментов, ремкомплект для шин, крокодилы-прикуриватели , светоотражающие жилеты.
  4. Планируйте перегоны. Тут опыт может быть разным, но лично я независимо от расстояния стараюсь делать перегоны только днем и не более 8—9 часов . За это время 2—4 раза останавливаюсь на отдых, заправку, перекусить, погулять. Для меня лучше ехать дольше, но увереннее, чем гнать и приезжать как выжатый лимон. К тому же поездка в темное время суток по неосвещенной двухполосной трассе — малоприятное занятие, особенно в дождь или метель.
  5. Продумайте, что будете слушать в дороге. Радио ловит только в городах, мобильный интернет для прослушивания стриминговых сервисов на трассах есть не всегда. Тут и пригодятся старые добрые флешки, диски или просто скачанная на телефон музыка.


Чаще останавливайтесь и делайте зарядку, в идеале каждый час. Для себя я понял, что больше 700 км в день проезжать нет никакого смысла: весь день в дороге, сильнее устаешь, не остается времени погулять в новом городе.

А еще на юге темнеет в 20:00, и желательно строить маршрут так, чтобы быть в точке назначения не позднее 18:00—19:00 . Возможно, придется трогаться в путь пораньше, чтобы не ехать в сумерки или при закатном солнце, которое светит в глаза.


При малейших симптомах усталости на больших перегонах нужно останавливаться и спать хотя бы 15—20 минут . Мне как-то пришлось одному, без семьи, гнать из Грузии. Жара была невыносимая: +42 °С в тени. На пути от Владикавказа до Воронежа я два раза останавливался поспать на 15—30 минут . Свежесть после этого неимоверная, мозг успевает перестроиться. Если едешь с семьей, можно выгнать их на 20 минут погулять вокруг машины.

Надо быть очень-очень внимательным: сон наступает мгновенно. Человек может быть уверен, что не уснет и все в норме, но это не так. Я как-то на АЗС прикрыл глаза, провалился, открыл — думал, наверное, минут пять прошло. А прошло 35! Но после этого следующие часа два едешь, как будто поспал ночь. Сосредоточенность колоссально другая. Всем горячо советую не пренебрегать таким отдыхом в пути: это может спасти жизнь.


Я несколько лет подряд езжу из Москвы либо в Крым, либо на Кавказ. В половине случаев добираюсь от места до места за раз, как правило, на обратной дороге. 1800 км — это 20—22 часа чистого времени. По пути туда промежуточная точка — Ростов-на-Дону . Путь из Москвы до Ростова обычно занимает 11 часов.

Главное — спланировать поездку так, чтобы избежать пробок и большого потока. Поэтому выезжать из Москвы лучше не позже 4 утра, а возвращаться в столицу всегда после полуночи.


Рекомендую брать пять литров питьевой воды и многоразовые бутылочки, термос с чаем или кофе. Лучше подготовить перекус в термосумке на первые сутки дороги, только не скоропортящийся. Можно взять яблоки. Остановки в кафе каждый раз, чтобы выпить кофе, позавтракать или пообедать, отнимают очень много времени.


Ездили в Анапу через Ростов-на-Дону на машине. Автохолодильник — очень крутая вещь для дальней дороги летом. Гораздо приятнее ехать, если под рукой всегда прохладная вода и мороженое.


Холодильник нужен, чтобы экономить на продуктах, вкусно и полезно питаться домашней едой, а не тем, что продают в придорожных кафе. Я свой холодильник купил немного подержанным за 2500 Р , езжу с ним второй год, и он давно окупился.



Самые очевидные советы, но без них никуда: заряжать внешние аккумуляторы, взять на всякий случай атлас автомобильных дорог в бумажном варианте, воду, салфетки, побольше наличных, для детей — новые игрушки, для всех собрать аптечку, надеть удобную одежду и обувь.


Если едете не в Краснодар, а дальше, не нужно ночевать в этом городе: на въезде в него пробки. Мы по неопытности думали там отдохнуть, но на самом деле было бы лучше из Ростова-на-Дону ехать сразу в Красную Поляну. И вообще, заложите на Ростов-на-Дону хотя бы денек: город красивый, еда вкусная.


Как-то сидели в Керчи и ждали редкую запчасть с материка. Порвало пополам гайку фиксации топливного насоса — при заправке бензин лился не столько в бак, сколько на асфальт под ним. От такой ситуации, как у нас, не особо застрахуешься.

Пока сидели и ждали вердикта по машине в автосервисе, туда приехала женщина с двумя детьми. У нее треснуло ухо крепления коробки передач, а ехать ей до Санкт-Петербурга . Стоимость ремонта — около 12 000 Р . Усугублялось все тем, что денег у нее в обрез, да и те взяты в кредит. Она, естественно, согласилась на починку. Но, видя, как она в слезах звонит знакомым и просит денег, я сделал для себя однозначный вывод: никакого отдыха в кредит и всегда иметь запас денег на всякий случай. Если случится что-то непредвиденное, в первую очередь не расстраиваться и с трезвой головой решать возникшую проблему.

Александра Домина

Загрузка

Роман К

d1mmmk

Ахахахах, написал "СОВЕТ № 2" и спустя неделю жахнул 1 100 км за 13 часов, конечно с остановками каждый час, но все же. Что я могу сказать. Массажист взял 1 200р за прием и после такой дороги мне понадобилось 3 сеанса массажа чтоб снова чувствовать себя человеком.

Лучшее, что стоит взять с собой в долгое автомобильное путешествие – второго водителя.

Антон Юшков

Natalia, лучше хорошего штурмана)

Алина Асадова

Месяц назад ездили на Байкал (~4000км в обе стороны). Для нас приоритетом было не тратиться на жилье, поэтому одолжили машину, в которой можно комфортно спать каждый день. Еще и сэкономили на бензине (гибрид) - расход 7-8л на сотку. Всем советую иметь отца с такой машиной!

Изображение пользователя Алина Асадова

Антон Юшков

Алина, 7-8 литров по трассе?

JadeFalconRus

Алёна, Для подавляющего большинства, путешествия на машине - это и есть поездки в другой город по асфальтированной дороге (в крайнем случае в конце чуть хорошей грунтовки), где бы город/поселение не находился: в области, в другом регионе или стране. А говны и испытания внедорожных качеств автомобиля - это интересует относительно небольшую категорию автомобилистов.

Все правильно написано!
Есть ещё один 100% лайфхак-это автомобильный фонарик.
Он должен быть обязательно!

Павел Романов

Путешествие это процесс и удовольствие. Когда все сели в машину- путешествие уже началось! Зачем спешить, гнать и надрываться.
Можно вести видео дневник, его потом будет весело пересматривать.
Много по делу, что бы не повторятся:
-не забыть про воду в салон, я за 5-6 часов могу выпить литра полтора
- блютуз наушники, когда семья спит, можно слушать бодрящую музыку (один в ухо)
- зимой: зажигалка, лопата, газовая горелка, емкость что бы вскипятить воду
- пару стульев, мне так удобнее
- вспомнить устные игры (города, шмель и т.п.)
- одноразовые пакетики для мусора
- спальник и коврик

Антон Юшков

🤦🏻‍♂️
Какой бумажный атлас? Какие канистры?
Какие дворники?
Вы серьезно?
Лампочки на машинах с галогенками иногда бывают нужны, но они продаются в любом магазине запчастей, возить их с собой можно, но особого смысла я тоже не вижу.
Я ездил на машине довольно много:
1) РФ-Беларусь-Польша-Германия-Чехия;
2) Несколько раз в Крым;
3) Несколько раз в Сочи;
4) РФ-Беларусь-Польша-Германия-Нидерланды-Бельгия-Люксембург-Австрия-Словакия-Венгрия-Чехия;
5) Испания, половина между Барсой и Мадридом;
6) Азербайджан и Грузия;
7) Испания (Западная часть)-Гибралтар-Португалия с Юга на Север;
8) Вьетнам на мотороллере;
9) Грузия-Армения до границы с Ираном;
10) Исландия вокруг всего острова, включая Западные фьорды;
11) Шри-Ланка весь остров, кроме северной части;
12) Мексика, все, что южнее Мехико до границы с Гватемалой;
13) Марокко по кругу через всю страну;
14) РФ-Беларусь-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Македония-Греция-Турция-Грузия-РФ (общий пробег 14,5к км, длительность ~5 месяцев);
15) снова по Шри, но немного;
16) несколько раз в Абхазия (объезжего все, кроме лесовозных троп;
17) сколько просто накатано по РФ даже не сложно посчитать.
Это только в качестве туриста.
То есть минимальный опыт езды имеется.
Большая часть советов получена от людей, которые ездят далеко от силы пару раз в год.

Мои критерии подготовки автомобиля у поездке длинней 1500 км:
- ТО, обязательно проверьте, хватит ли вам пробега до следующего планового ТО, если нет - сделайте, особенно, если едете за границу. За границей может быть дороже, хуже сервис, не быть запчастей;
- проверьте, чтобы автомобиль был ПОЛНОСТЬЮ, исправен. Даже мелкие недочёты способны испортить поездку, если ехать далеко;
- шины должны быть по сезону места, при этом учитывайте, что сезоны могут быть разными (горах лёд и снег) по этой причине устанавливайте демисезонную резину или берите цепи;
- не видел совета, чтобы проверить давление в шинах, их протектор (если предполагается езда даже про грунтовке);
- иметь при себе домкрат, балонный ключ, нормальную запаску, жилет, буксировочный крюк, нормальный трос;
- АПТЕЧКА (!);
- огнетушитель (!);
- не было совета проверить документы. СТС, страховка, грин-карта (где она нужна, где не нужна, купить местную страховку), доверенность для выезда за границу и тд;
Главное правило езды на машине: ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ СВОИМ ХОДОМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЮБОГО МЕСТА. Если вы этого сделать не можете, 100% потеряете время, деньги, нервы.
Не надо с собой возить весь ассортимент магазина запчастей, ориентируйтесь на свой автомобиль, но всегда должно быть масло 1л, антифриз 1л, тормозная жидкость 0,2л.
Возить с собой по трассам бензин по 40л глупая затея, рассчитайте по карте свой пробег, отметьте заправки запасом пробега, я начинаю искать заправку, когда остаётся четверить бака. Понятно, что есть места, где нет заправок на сотни км или едете в дичь, тогда, конечно, нужен запас. Зимой берите на всякий случай бензин, можно встрять в пургу и стоять сутки, ну или заправляйтесь чаще. На полном баке машина спокойно проработает сутки.

Салон и груз:
- берите с собой леденцы/конфеты/орешки/овощи/фрукты/легкие закуски/воду. Я не сторонник есть в машине, но закинувшись леденцом, особенно кислым, вы отгоните сон;
- холодильник, термосы и еду берите, если не хотите есть в кафе, по всем основным трассам их теперь полно;
- соблюдайте в салоне чистоту и не возите багаж, багаж едет только в багажнике (поэтому он так и называется), это негативно влияет на поездку, создаётся ощущение цыганского табора;
- не забудьте зарядки для телефонов/планшетов, а также навигацию;
- зимой берите с собой тёплые вещи;
- влажные салфетки;
- ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА (!);
- пара небольших тряпок.

Всегда смотрите маршрут, бывают ситуации, когда нужно импровизировать, но старайтесь, чтобы в начале путешествия вы имели представление по какой дороге поедете.
Одинаковый километраж на дорогах с разным покрытием, перепадом высот, трафиком будет проходится за разное время. Берите в расчёт погоду и время суток. Более того, одна дорога в разный сезон может проходится за три часа, а может за трое суток.
После понимания дороги, готовьте автомобиль (шины, свет, топливо, оснащение).

Всегда учитывайте погоду, особенно холод и дальность видимости. Помните простое правило: не вижу - не еду. Лучше остановиться и потерять пару часов, чем врезаться во что-нибудь.

Планируйте дневной пробег, я могу спокойной проехать за рулем 1000к км, моя жена максимум 0,5к км. Рассчитывайте свои силы, лучше с запасом.

Всегда выезжайте отдохнувшими. От этого зависит настроение и, следовательно, атмосфера в машине.
Нельзя ехать, если сильно хочется спать. Просто нельзя и все. Остановитесь, подремлите, если есть возможность, снимите отель, установите палатку и как следует выспитесь.
Больным тоже лучше не ездить.

Главное правило - надо ехать в удовольствие, вы не американский морпех, бегущий из Афганистана и проспавший свой самолёт.


Если у вас достаточно денег, то вы легко можете себе позволить купить прекрасный фургон или дом на колесах для комфортабельного путешествия. С другой стороны переоборудование фургонов сложнее, но несколько дешевле и доступнее. В данной ситуации вы можете определит для себя приемлемы бюджет, удобства которые нужны именно вам и некоторые другие детали.

Как правило в стандартный набор внутреннего убранства фургона входят холодильник из нержавеющей стали, полная электрическая система с солнечной батарей, мебель и другие нужные в путешествии предметы. У многих самостоятельный монтаж занимает около шести месяцев, но можно уложиться и в четыре.

Если вы покупаете готовое транспортное средство



Во-первых, определитесь какие маршруты будут преобладать, асфальтовые шоссе или умеренное бездорожье, каким составом и как долго вы собираетесь бывать на природе. От этого будет завесить выбор транспортного средства и его обустройство внутри. Возможно вам не придется сильно переоборудовать фургон, так как вы отдадите предпочтение палаточному лагерю, который будете устанавливать при стоянке.

Учтите пожелание попутчиков

Тут очень важно оставаться минималистичным и не загромождать пространство внутри, что бы оставалось место для передвижения по нему. По этому внимательно составьте список приоритетных вещей которые должны быть в фургоне для путешествий.

И так муки выбора самого необходимо пройдены, теперь вы должны составить подробный макет в натуральную величину внутри фургона. Для этого вам понадобиться картон, ножницы и клейкая лента. Вырежьте из картона будящие перегородки, скамейки, кровати и так далее. Установите прототипы шкафов и ящиков и пройдитесь по фургону.

Попробуйте понять что вам мешает для комфортного перемещения, может быть где-то нужно немного подвинуть шкаф, увеличить проход, или сделать угол круглым, что бы во время движения не ударяться об него.

Фокус на ценности



Многие специальные вещи для обеспечения автономности стоят приличную сумму денег, например система горячего водоснабжения от солнечных батарей, дизельная или газовая печь для приготовления пищи, встраиваемый холодильник и другое оборудование. Не поленитесь найти то же самое, но по более доступной цене.

Автономность



Что бы не происходило в пути у вас всегда должна быть возможность приготовить еду и согреться. Это важно, потому что можно сломаться на трассе и долгое время ждать подмогу. Что бы это не омрачило путешествие позаботьтесь об альтернативных источниках энергии.

Для этого отлично подойдут солнечные панели, они не дорогие, занимают мало места, и их хватит на то что бы включать холодильник, маленькую плиту и обогреватель. Изучите рынок альтернативных источников энергии и посмотрите какие вариант вам еще подойдут для этих целей.

Частичное привлечение специалистов



Если с устройством кухни, шкафов, кроватей и сидений все понятно, то с установкой душа и биотуалета могут возникнуть проблемы. Если вы не знаете как правильно это сделать или не уверены в своих силах, то лучше всего привлечь специалиста. На форумах любителей путешествовать на оборудованных машинах вы сможете найти контакты подходящего мастера.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

Что взять с собой

В автопутешествии актуально всё, что нужно для выездов на природу — ведь путь обычно пролегает вдали от крупных городов. Даже если вы не планируете съезжать с асфальта, остановиться в живописном месте захочется не раз, так что запасайтесь кемпинговым снаряжением. Автомобильный холодильник сохранит в прохладе продукты и воду, инвертор на 220 вольт позволит зарядить в дороге фотоаппарат и ноутбук, а экспедиционные ящики — компактно сложить весь скарб.

Само собой, в багажнике должен быть обязательный аварийный набор, предписанный ПДД. Перед путешествием его стоит дополнить хорошим комплектом инструментов на случай дорожного ремонта. А салон не забудьте оснастить держателем для телефона, который вы наверняка задействуете в качестве навигатора.

Готовясь к поездке, уделите особое внимание документам. Автомобили из других регионов инспекторы ГИБДД любят проверять с особым пристрастием. Убедитесь, что срок действия страховки и водительского удостоверения не истечёт во время путешествия.

Подготовка машины

Также учтите расстояние, которое вы планируете проехать. Во время путешествия может подойти регламентный срок обслуживания, замены расходников и технических жидкостей (например, моторного масла). Заранее подумайте, где вы будете проходить ТО.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

Чему уделить особое внимание? Поговорив с несколькими заядлыми автопутешественниками, мы составили список узлов машины, которые стоит тщательно проверить перед выездом, и перечень запчастей, которые лучше взять с собой.

1. Двигатель

Продолжительная (в течение многих часов) работа двигателя на повышенных оборотах, характерная для долгой езды по трассе, провоцирует угар масла. Даже если масляный аппетит в городе не проявлялся, запаситесь парой литров того же масла, что залито в двигатель, чтобы не пришлось доливать первое попавшееся вдали от цивилизации.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

Чтобы избежать перегрева, обязательно проверьте работу системы охлаждения перед поездкой. Почистите радиатор, убедитесь в исправности вентиляторов, замените антифриз. И возьмите с собой пару литров охлаждающей жидкости того же типа на долив — под нагрузкой антифриз вытекает через расширительный бачок даже на исправной машине. Заглядывайте в радиатор и проверяйте уровень антифриза после каждой продолжительной стоянки.

Что проверить:

Что взять с собой:

  • состояние воздушного фильтра;
  • состояние антифриза;
  • работу системы охлаждения;
  • состояние приводных ремней;
  • состояние ремня/цепи ГРМ.
  • запасной воздушный фильтр;
  • 1–2 л антифриза;
  • 1–2 л моторного масла;
  • запасные свечи зажигания;
  • запасной приводной ремень.

2. Подвеска

Детали подвески редко берут с собой — весят они много, а экстренной замены требуют редко. Но если вы хотите быть готовым к любым дорожным сюрпризам, возьмите с собой запасную шаровую опору, рулевую тягу и наконечник — при попадании в глубокую яму или открытый люк их может вырвать или погнуть.

Что проверить:

Что взять с собой:

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

3. Колёса

Колёса — это связь машины с дорогой и ключевой элемент безопасности. Увы, немало автопутешественников слетело в кювет из-за внезапного взрыва покрышки или разрушения диска. Поэтому осмотрите колёса перед выездом очень внимательно: на шинах не должно быть грыж и порезов, на дисках — трещин и вмятин.

Замерьте остаток протектора: минимальная допустимая глубина составляет 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних. Также проверьте индекс скорости и максимальную грузоподъемность покрышек: на эти показатели редко обращают внимание при обычной городской езде, но в путешествии эти параметры важны — не превышайте их.

Чтобы не столкнуться с вибрациями и биением руля, отбалансируйте колёса в проверенном шиномонтаже с точным оборудованием. И, разумеется, отрегулируйте давление в шинах перед поездкой. Для езды по трассе с полной загрузкой рекомендуется увеличить давление на 0,2 атм от номинального — это снизит сопротивление качению, а значит и расход топлива.

Быстро подкачать колёса поможет автомобильный компрессор. Также с собой стоит взять набор для ремонта бескамерных шин, аварийный герметик и дополнительное запасное колесо (или хотя бы шину), если вы путешествуете по плохим дорогам.

Что проверить:

Что взять с собой:

4. Тормозная система

Перед дальней дорогой сделайте полную ревизию тормозной системы — в экстренной ситуации она не должна подвести. Средняя скорость машины на трассе заметно выше, чем в городе, а снаряжённая масса в путешествии близка к максимальной — нагрузка на тормоза заметно возрастает, а все проблемы, не замеченные ранее, сразу дают о себе знать.

Проверьте толщину тормозных колодок и дисков, состояние шлангов и деталей суппортов, а также уровень и качество тормозной жидкости — не забывайте, что менять её нужно каждые 2 года. Небольшой запас жидкости стоит взять с собой — будет шанс доехать до сервиса в случае утечки.

Что проверить:

Что взять с собой:

5. Трансмиссия

Долгая езда на высокой скорости серьёзно нагружает редуктор, а высокая температура и езда по пересечённой местности — коробку передач. Чтобы защитить узлы трансмиссии, замените в них масло перед поездкой. И не забудьте проверить состояние пыльников приводов — хрустящий ШРУС станет неприятным сюрпризом вдали от дома.

Из элементов трансмиссии в путешествии чаще всего отказывают ступичные подшипники — диагностировать их неисправность заранее не всегда удаётся. Если в дороге вы услышали характерный гул — срочно ищите сервис, с заклинившим подшипником шутки плохи.

Что проверить:

  • состояние масла в КПП;
  • состояние масла в редукторах;
  • состояние пыльников ШРУС;
  • состояние ступичных узлов.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

6. Кузов

Что проверить:

Что взять с собой:

7. Электрика

Также проверьте перед поездкой работу всех ламп бортового освещения и возьмите несколько запасных с собой.

Что проверить:

Что взять с собой:

Проработка маршрута

Перед поездкой важно тщательно изучить карту и сохранить ключевые точки маршрута в навигаторе. Если вы используете для навигации смартфон, заранее скачайте офлайн-карты — в дороге интернета может не быть. И возьмите с собой хотя бы одну бумажную карту на случай поломки гаджетов. Информацию о фактическом состоянии дорог, ремонтных работах и объездах лучше поискать на местных автомобильных форумах.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

Рассчитайте дальность хода вашего автомобиля, разделив объём полной заправки на ожидаемый расход топлива. Затем отметьте на карте АЗС и проверьте расстояние между ними — должен быть комфортный запас. Продумайте и резервные варианты — нужная заправка может оказаться закрытой на ремонт. Взять с собой канистру с бензином не помешает в любом случае — хотя бы для спокойствия.

Планируйте маршрут так, чтобы прибыть к месту ночёвки засветло — ехать в темноте категорически не стоит. Помимо плохой видимости, ослепления встречными машинами и естественной сонливости, ночью велик риск столкнуться на дороге с дикими животными.

Также не стоит пытаться покрыть огромные расстояния разом. 700–800 км в день — комфортный предел для путешествия; большая дальность превращает его в автоперегон, лишая всякого удовольствия.

Автопутешествия. Поездки на дальние расстояния

Нюансы вождения

Провести весь день за рулём не так просто, как кажется. Главная сложность — преодолеть усталость от монотонной езды. Важно чем-то занять мозг: разгадывайте кроссворды с попутчиками, рассказывайте истории, слушайте аудиокниги. Прогнать сонливость помогают периодические перекусы — разминка для челюстей усиливает приток крови к мозгу. Так что запасайтесь орехами, семечками и сухофруктами.

Многие пьют за рулём энергетические напитки, но иногда они дают ложное ощущение бодрости. Если чувствуете, что устали, не пытайтесь дотянуть до конца маршрута во что бы то ни стало — именно в такие моменты велик риск заснуть за рулём. Лучше остановиться у дороги и вздремнуть полчаса, как Штирлиц — короткая передышка придаст сил.

Если вы едете несколькими машинами, продумайте коммуникацию между собой. Рассчитывать на мобильные телефоны не стоит — связь есть далеко не везде. Отлично показывают себя портативные рации, только проверьте их в деле заранее.

Читайте также: