Как сделать чтобы двигатель не перегревался

Обновлено: 04.07.2024

Мы насчитали 10 причин перегрева мотора, о которых должен знать каждый автовладелец. Многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Несмотря на относительно высокую технологичность все современные двигатели внутреннего сгорания — примитивные по сути устройства с низким коэффициентом полезного действия. Лишь 20–25% топлива в бензиновом моторе преобразуются в крутящий момент, остальное приходится на топливные потери, преодоление механического сопротивления и на банальный нагрев. Тепла при работе выделяется столь много, что для его отведения автомобили снабжаются сложной системой жидкостно-воздушного охлаждения. Выход её из строя гарантированно приводит к невозможности дальнейшего движения и часто становится причиной серьёзнейших поломок двигателя и его компонентов. Мы насчитали, по меньшей мере, 10 причин перегрева, о которых должен знать каждый автовладелец. Многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Что же делать, если стрелка температуры двигателя стремительно приближается к красной зоне или когда из-под капота начинает струиться пар? Как можно скорее остановиться, заглушить мотор, открыть капот и включить салонную печку на максимальную скорость. А уже после воспользоваться нашими подсказками.

1. Критическое снижение уровня антифриза

Со временем уровень антифриза в расширительном бачке может снижаться по естественным причинам. В первую очередь, из-за микроутечек. Когда уровень охлаждающей жидкости достигает критической отметки, система охлаждения завоздушивается и перестаёт нормально функционировать. Это приводит к плохому охлаждению и перегреву мотора.

2. Повреждение радиаторов или шлангов

Радиатор охлаждения — деталь нежная и уязвимая. В него на огромной скорости врезаются камни, вылетающие из-под колёс других автомобилей. Естественное старение — ещё один фактор, влияющий на срок службы детали. Выполните тщательный осмотр радиатора и подходящих к нему шлангов. В случае обнаружения утечки по возможности постарайтесь заделать пробоину любыми доступными средствами, а затем доведите уровень жидкости до нормального. Не забудьте осмотреть резиновые шланги. На некоторых автомобилях они выполнены из некачественных материалов и служат всего несколько лет. Особые хлопоты и финансовые затраты может доставить небольшой радиатор салонной печки — утечки в нём обнаружить непросто, а для замены требуется в буквальном смысле выпотрошить половину автомобиля.

3. Неисправность парового клапана

Система охлаждения современных автомобилей, как правило, работает под давлением. Оно необходимо для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости (нередко рабочая температура двигателя выходит за 100–110 градусов Цельсия). Для поддержания правильного давления в системе на крышке расширительного бачка или радиаторе устанавливается специальный клапан. Его неисправность приводит к разрыву радиатора либо раннему закипанию антифриза и перегреву мотора. Утеря крышки или недостаточная её затяжка — ещё одна причина проблемы.

4. Внешнее загрязнение радиатора

Сильное внешнее загрязнение радиатора способно полностью перекрыть циркуляцию воздуха. К таким последствиям приводит тополиный пух или грязь, скапливающаяся после зимы и внедорожных вылазок. Система охлаждения при этом может не обеспечивать должного снижения температуры при полностью исправных её компонентах. Время от времени тщательно промывайте радиатор и следите за тем, чтобы он всегда был чистым.

5. Внутренние засоры радиаторов и каналов

Радиатор охлаждения может забиться не только снаружи, но и внутри. При этом нормальная циркуляция охлаждающей жидкости становится невозможной. Засорение происходит из-за окисления внутренних поверхностей двигателя и трубок радиаторов, а также из-за разрушения всевозможных уплотнительных прокладок и осаждения на внутренних поверхностях накипи. Для устранения и профилактики такой неисправности время от времени нужно выполнять промывку системы специальными жидкостями или дистиллированной водой.

6. Разрушение кожуха вентилятора

Вентилятор охлаждения на некоторых автомобилях может исправно функционировать только будучи заключённым в специальный кожух, усиливающий ток воздуха через радиатор. Разрушение или утеря этого элемента — ещё одна возможная причина перегрева при исправной в целом системе охлаждения.

7. Отказ помпы

Для прокачки охлаждающей жидкости по магистралям системы охлаждения на автомобилях предусмотрена специальная помпа. Её крыльчатка вращается приводом газораспределительного механизма и гонит антифриз по каналам мотора и шлангам. Иногда случаются поистине невероятные поломки этой детали — крыльчатка отваливается или заклинивает. Естественное следствие — перегрев мотора.

8. Отказ электрики вентилятора

На большинстве современных автомобилей вентилятор принудительного охлаждения включается электроникой. Причин выхода детали из строя множество. Это и обрыв проводки, и поломка моторчика, перегоревший предохранитель и неисправность реле включения. Диагностировать неисправность в электрической цепи вентилятора бывает непросто. Особенно если причина кроется в некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, который определяет, когда система должна включить вентилятор и с какой скоростью он должен вращаться. Неисправный датчик может работать некорректно или искажать данные.

9. Поломка термостата

10. Повреждение прокладки головки блока цилиндров

Самая коварная и трудноустранимая неисправность — прогар прокладки головки блока цилиндров или образование трещин в блоке двигателя. В этом случае раскалённые газы из камеры сгорания начинают поступать в систему охлаждения, вызывая локальный перегрев, а часто — коробление поверхностей. При такой поломке жидкость в расширительном бачке начинает кипеть, а в систему может поступать моторное масло. Ремонт и замену прокладки двигателя категорически не рекомендуем выполнять самостоятельно. Устранить такую проблему на месте практически невозможно.

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Лайфхаки

Лето — одно из самых любимых в России времен года, период отпусков, счастья и отдыха. Но это и время частых и порой дальних поездок на автомобиле и время самого коварного, что может произойти в дороге – перегрева двигателя. Давайте подробно разберёмся – что делать, если мотор вдруг закипел, как с этим бороться, лайфхаки и всё для исключения этой проблемы в будущем и настоящем.

Как понять, что двигатель перегрелся

Peugeot 308 engine overheated

Antifreeze overheating warning lamp

А что делать, если автомобиль вообще не имеет приборной панели (есть и такие), датчик по каким-то причинам не работает, или водитель занимался какими-то другими, более важными делами, чем смотреть на приборы?

Опытные водители знают, как определить перегрев — по вдруг появившемуся звонкому цокоту детонации в цилиндрах мотора, по потере тяги, более громкой его работе и ухудшению динамики, будто к автомобилю незаметно подцепили гружёный прицеп.

Разумеется, самый прямой признак перегрева – вырывающиеся из-под крышки капота облака пара, свист, шипение и характерный запах подобно гейзеру низвергающихся на дорогу потоков кипящего антифриза.

The coolant is boiling

Прежде, чем мы перейдём к следующей главе, уясните и запомните главное: температура перегретого двигателя, точнее, его охлаждающей жидкости составляет 120-130°С, поэтому будьте подальше от её бурлящих потоков и вырывающихся наружу облаков пара – можно получить страшные ожоги!

Причины перегрева двигателя

Источник тепловой энергии у автомобиля один — его двигатель, точнее – его цилиндры, где происходит сгорание топлива.

Небольшое отступление о дизелях

Бензиновые двигатели

Недостаточное охлаждение — основной фактор закипания

Это — более частое и менее фатальное количество причин перегрева, чем от внутримоторных проблем.

Что делать, если двигатель уже закипел

3 . А дальше – ждать, ждать, ждать, ждать не менее 20 минут! После выключения зажигания – ничего не трогая на автомобиле. В течение этого времени всё должно остыть для того, чтобы вы или другие участники событий могли безопасно для своего здоровья проводить какие-либо работы в подкапотном пространстве.

To cool the antifreeze, you need to wait at least 20 minutes

5 .Взгляните на расширительный бачок. Скорее всего – он пуст. Но в нём ещё что-то может плескаться. Вот эти остатки и то, что находится внутри кажущейся пустой ёмкости – нам с вами скажут многое. Для этого нужно отвинтить крышку, что является процедурой весьма деликатной и требующей аккуратности.

Expansion tank cover valves

Загляните внутрь расширительного бачка

Пустой расширительный бачок после закипания тосола (так называют ОЖ в гаражных кругах) обязан быть заполнен до максимально разрешённого уровня следующими жидкостям и:

  • Предназначенным для данного авто и его двигателя антифризом, если его необходимое количество оказалось в наличии;
  • Дистиллированной водой, которая на счастье оказалась в близлежащем магазине. Помните, что такая вода имеется в любой аптеке, и по доступной цене;
  • Самой чистой минеральной водой, которую только удастся достать. Это на крайний случай.

Подробнее о других причинах перегрева

Забытый способ охлаждения перегретого мотора

Универсальный лайфхак, который поможет двигаться своим ходом на внушительные расстояния, если термостат заблокировался в закрытом состоянии, радиаторы покрыты толстым слоем тополиного пуха и насекомых, найти перегоревшее реле не удалось и вентилятор не работает.

Лайфхак времён войны в Афганистане

Все трубопроводы, которые горячие, и до которых можно дотянуться – обматываются бинтами, смоченными водой.

Не успели забыть совет: пока перегретый мотор остывает — разжиться большим количеством H2O? Вот для этого она и нужна! Чем бинтовая повязка толще – тем лучше. Главное, не допускать, чтобы она высохла. Законы физики гласят, что вода, самое теплоёмкое вещество на земле, испаряясь, уносит с собой самое большое количество тепловой энергии. Это нам и нужно.

От водителя требуется одно – регулярно и обильно пропитывать повязки, чтобы они всегда были влажными. Степень охлаждения ОЖ через охлаждаемые мокрыми повязками трубопроводы достаточна, для того, чтобы предотвратить закипание и проехать довольно внушительное расстояние. Разумеется, бинты можно заменить любой подходящей по свойствам тканью.

Если охлаждающая жидкость циркулирует по радиатору, и он в порядке, то полезным будет, одновременно со смачиванием повязок, распылять воду на его соты сквозь отверстия в декоративной решётке. Для этого сгодится флакон для очистки стёкол с распылителем, который лежит в багажнике у многих. Моющим средством придётся пожертвовать, залив вместо него воду. Зато увлажнять радиатор с его помощью очень удобно и эффективно.

Почему при перегреве двигатель нужно обязательно выключить

Почему-то стало истиной, которую исповедуют даже автомобильные гуру – если закипел двигатель, его нельзя глушить, а оставить работать на оборотах холостого хода. Наши специалисты с этой истиной не согласны, и для этого имеются веские аргументы.

Shock and fright are normal reactions to engine overheating

Поэтому, чтобы не наделать автомобилю и себе ещё больше неприятностей, самое меньшее из зол – заглушить двигатель, и после этого минимум 20 минут ничего не трогать (кроме крышки капота).

A puddle of antifreeze spilled onto the ground

Ошибки при устранении закипания двигателя

Чтобы негативные последствия перегрева были минимальными, важно знать то, чего ни в коем случае нельзя делать, если двигатель закипел.

The heat exchanger suffers from a pressure surge

Как избежать перегрева мотора

Хотите, чтобы проблемы перегрева двигателя обошли стороной вас и ваш автомобиль? Это, на самом деле – просто. Нужно лишь соблюдать несколько несложных правил.


В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.

Чем грозит перегрев двигателя?

Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.

Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.

Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.

Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.

Признаки перегрева двигателя

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?

  • Появление пара из-под капота
  • Вибрация, обусловленная кипением антифриза
  • Падение мощности
  • Отказ работы двигателя

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя

Устройство системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.

  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Основные причины по которым перегревается двигатель

причины перегрева мотора

Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.

И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:

  1. Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
  2. Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
  3. Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
  4. Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
  5. Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз. Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ.
  6. Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
  7. Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.

Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.

Видео о том, что делать, если перегревается двигатель

Читайте также: