Как сделать акт дефектовки автомобиля

Обновлено: 05.07.2024

Автомобилям, как и другим техническим средствам и оборудованию, во многих случаях бывает необходима экспертиза и техническое обследование. Для отражения фактических результатов данных действий нужен стандартный, признаваемый всеми документ, коим и является акт дефектации.

Что такое акт дефектовки автомобиля

Данный документ составляется по факту осмотра автомобиля и официально фиксирует обнаруженные при этом недостатки, поломки или дефекты. Он составляется при:

    .
  • Возникновении неполадок в работе. .
  • Приемке из ремонта.

Целью его появления является выяснение ответа на следующие вопросы:

  • Какой из узлов или деталей автомобиля требует осмотра и дефектации.
  • Причина сбоев в работе или дефектов.
  • Что требуется сделать для ликвидации неисправности.
  • И наконец, этот документ, подтверждает необходимость затрат на ремонт авто и их предполагаемый размер, при предъявлении частным лицам и государственным органам.

Что такое акт дефектовки автомобиля, расскажет видео ниже:

Какими нормативными актами регулируется

Законодательство уже не требует придерживаться унифицированных форм при составлении первичных документов, к которым без сомнения можно отнести акт дефектации. Но в избегании непредвиденных последствий при, дефектовке авто надо придерживаться норм, прописанных в таких документах как:

  • 402-ой закон о бухучете.
  • Постановление №7 Госкомстата, представляющее форму акта о дефектах ОС-16.

Кто составляет и где используется

Кто составляет и где используется акт дефектоввки авто

Акт составляет экспертная комиссия, в которую должны входить представители всех заинтересованных сторон:

    .
  • Технические эксперты.
  • Ремонтных компаний или продавцов транспортного средства.

Данный акт используется компанией-владельцем авто для:

  • Обоснования затрат на ремонт машины.
  • Подтверждения правомерности списания деталей, узлов или авто в целом.

Частным собственникам данная форма акта поможет разобраться в объеме ремонтных работ и принять правильное решение в их необходимости.

Как составляется документ

При составлении акта надо придерживаться следующих правил:

  • Составлять даже при незначительных дефектах.
  • Все присутствующие названия (компании, имя владельца, наименование авто, названия и номера деталей) вписывать без сокращений.
  • Документы, подтверждающие покупку или установку деталей должны прилагаться к акту.
  • Акт дефектации составляется непосредственно перед ремонтом (списанием) или сразу после него.
  • Акт составляется от руки, исправления не допустимы.
  • Подписывает акт руководитель организации, ответственной за правильность его оформления, а согласовывает владелец авто или его уполномоченный.

Форма

Типовая форма дефектовки, применяемая при осмотре автомашины, должна включать:

  • Название документа с его номером.
  • Наименование организации и, при необходимости, ее структурного подразделения, выполняющего данную работу.
  • Дату проведения осмотра и номер приказа по компании о его осуществлении.
  • Полное название автомобиля и его технические данные.
  • Пофамильный списочный состав комиссии с указанием их должностей или отношения к комиссии.

После вводной части документа следует подведение итогов дефектации в виде таблички, включающую:

  • Порядковый номер.
  • Наименование детали или узла.
  • Количество.
  • Вид ее неисправности или дефекта.
  • Описание мер по ликвидации обнаруженной поломки, включающие и виды ремонтных работ.

Затем следуют выводы комиссии, оформленные в качестве решения с подписями всех ее членов.

Акт дефектации утверждается руководителем компании и, в случае необходимости, согласовывается с владельцем автомобиля.

Положения и примеры

Но в отдельных случаях при дефектации автомашины в итоговый акт, включаются особые положения, которые будут изложены ниже на конкретных примерах.

И потому сегодня мы выясним, какие подводные камни поджидают при дефектовке и как их обойти. Как говорится, поехали!

Дефектовка при ОСАГО: что это вообще такое

Дефектовкой называется процедура выявления скрытых повреждений автомобиля, которые тот получил в дорожно-транспортном происшествии. Выявить их с ходу, то есть при обычной визуальной проверке, невозможно — необходимо разобрать транспортное средство.

Отметим, что в рамках ОСАГО восстановление поврежденного авто делится на три этапа:

  1. Визуальная оценка состояния машины, которую проводит представитель страховой компании — аварийный комиссар.
  2. Тщательное обследование транспортного средства, предполагающее его разбор.
  3. Собственно ремонтные работы в автомастерской.

В представленном перечне второй пункт — это и есть дефектовка, в ходе которой демонтируются узлы и детали транспортного средства для выявления скрытых дефектов. К слову, эта процедура может называться по-разному: деталингом, согласованием, калькуляцией. Но смысл всегда один и тот же — определение всех повреждений автомобиля, полученных в результате ДТП.

В том случае, когда машина не может передвигаться своим ходом, она доставляется на СТО эвакуатором. При этом стоимость транспортировки оплачивается не хозяином автомобиля, а страховой компанией.

Обязательным итогом дефектовки является составление акта или ведомости с указанием всех выявленных повреждений транспортного средства. Далее подсчитывается стоимость восстановительного ремонта и сравнивается с той суммой, которая перечислена страховой компанией по результатам визуальной оценки (первичного осмотра) автомобиля.

Уловка страховых компаний

Выше мы указали дефектовку как один из трех этапов процедуры восстановления транспортного средства после аварии. Нюанс, однако, в том, что Законом об ОСАГО дефектовка не рассматривается в качестве самостоятельного этапа. И любыми другими нормативно-правовыми актами она также не регулируется.

Другими словами, законодательство содержит общий порядок направления транспортного средства в ремонт. И согласно ему, страховая компания должна отрядить автомобиль на дефектовку в общий срок, для этого отведенный.

В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ, таким сроком являются 20 суток со дня, когда страховая компания получила от клиента заявление (и приложенные к нему документы) на возмещение в рамках ОСАГО.

Практика, однако, свидетельствует о том, что страховые компании практически всегда игнорируют эту законодательную норму. Фактически это означает, что страховщик сознательно затягивает ремонт автомобиля после аварии.

Риски для страховой компании тут в следующем. На основании пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО страховщик обязан в течение 20 дней с момента получения заявления на страховое возмещение провести дефектовку, согласовав со станцией техобслуживания, помимо прочего, окончательную стоимость восстановительных работ, и выдав по истечении этого срока клиенту на руки направление на ремонт. Если же срок не выдержан, то страховая рискует выплатить неустойку в размере 1 % от страховой суммы за каждый просроченный день — согласно тому же пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО.

Кроме того, в соответствии с пунктом 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО, страховая компания (точнее, станция техобслуживания) обязана восстановить автомобиль в 30-дневный срок с момента, когда машина передана специалистам СТО либо представителю страховщика (если к месту ремонта необходима транспортировка эвакуатором). Причем вы не просто отдаете авто, но получаете документальное подтверждение начала ремонта в виде заказ-наряда, где четко прописана дата. Несоблюдение указанного 30-дневного периода также грозит выплатой неустойки: в размере 0,5 % от страховой суммы за каждый день просрочки — согласно пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО.

Во избежание всех этих санкций страховые компании, как говорится, сами перестраховываются и фактически выносят дефектовку за пределы как 20-дневного срока, так и 30-дневного ремонтного периода. Таким образом, момент приемки автомобиля в ремонт откровенно затягивается.

Фиксируйте на видео

Итак, 30 дней на ремонт — это четко установленный законом период. Ни процедура дефектовки, ни ожидание запчастей не могут быть основанием для прерывания этого срока. Исключение здесь только одно: если вы сами в письменном виде соглашаетесь с тем, что время ремонта будет увеличено. Однако заметим, что принудить вас к такому согласию никто не имеет права — это незаконно!

Чтобы защититься от неустоек, страховщики (точнее, станции техобслуживания, действующие с ними в тесной связке), зачастую приглашают клиента в СТО фактически не для ремонта, а сначала для дефектовки. Что делать в такой ситуации?

На самом деле, ни в какой ремонт машину вы не сдали. Во-первых, в указанной выше ситуации у вас нет ни заказ-наряда, ни акта приема-передачи автомобиля. Да, если машину привез эвакуатор, вам, скорее всего, выдали акт хранения, но это не имеет к ремонту никакого отношения. Во-вторых, дефектовкой 30-суточный ремонтный период отнюдь не начинается, ибо процедура эта является не восстановительной, а диагностической, в ходе которой подсчитывается стоимость всех работ.

Таким образом, дефектовка — это не ремонт. И срок ее проведения не включается в ремонтный период. И ваши требования заплатить неустойку в случае нарушения 30-дневного периода гарантированно останутся без удовлетворения, поскольку вы не докажете, что передали авто именно в ремонт.

Потому-то и необходимо фиксировать все действия на видео. А как именно действовать, скажем ниже.

Ваша главная задача

Итак, вы приезжаете на станцию техобслуживания. К слову, прибыть туда вы должны, что называется, в разумные сроки (со дня получения направления на ремонт). Обычно сроки эти указаны в само́м направлении и составляют 7 — 20 дней. Если же в документе ничего не указано, тогда нужно руководствоваться пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса, где указан общий срок исполнения любого обязательства — 7 дней.

Нелишним будет взять свидетеля — родственника или друга: помимо прочего, он может снимать всё происходящее. К слову, начинайте съемку сразу, как только подъехали к автосервису. Вначале озвучьте на камеру вводные: дату и время; название станции техобслуживания и ее адрес (куда вы прибыли); название вашей страховой компании, номер направления и цель визита в СТО. После этого сними́те фасад мастерской, включая вывеску, адресную табличку, рядом стоящие объекты. Запечатлейте также машину, на которой вы прибыли в СТО.

И снимайте все диалоги с сотрудниками сервиса: как намереваетесь передать им авто на восстановление и, самое главное, что они вам отвечают. Если они заявляют, что сначала сделают дефектовку, согласуют все детали со страховой компанией и потом уже возьмут машину в ремонт, то обязательно требуйте выдачи акта приема-передачи транспортного средства, заказ-наряда либо иного документа, подтверждающего принятие автомобиля на восстановление. Самое главное тут — получить официальную бумагу с указанием срока, когда начинается ремонт.

В большинстве случаев никто вам заказ-наряда не выдаст. И тут ваша задача — снова зафиксировать на камеру отказ работника сервиса принимать автомобиль в ремонт. Такое заявление будет стартом для отсчета 30-дневного срока. Эту же дату вы будете учитывать, когда выставите страховой компании требование выплатить неустойку в случае затягивания ремонтного периода.

Не подписывайте с представителями сервиса никаких актов, допсоглашений, смет или дефектовок, поскольку согласование условий восстановительного ремонта осуществляется строго между СТО и страховой компанией! Ваша задача — передать машину в ремонт с выдачей соответствующего документа, подтверждающего прием авто для восстановления.

Что касается сроков, то руководствуйтесь только двумя периодами:

  • 20 дней с момента подачи заявления на страховое возмещение — время, в течение которого страхования компания обязана выдать вам направление на ремонт (согласно пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО);
  • 30 дней с момента передачи авто в ремонт — срок, за который машина должна быть восстановлена до состояния, предшествующего ДТП (согласно пункту 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Это единственные сроки, на которые нужно ориентироваться. Любая другая процедура и любое другое согласование должно входить в указанные периоды.

Автосервис просит доплату: как поступить

Нередко от сотрудников СТО можно услышать, что стоимость ремонта превысит сумму, которую насчитала страховая компания, и потому клиенту нужно доплатить. С математической точки зрения основания для таких заявлений существуют.

Дело в том, что страховщики для расчета восстановительного ремонта пользуются справочниками РСА с указанием стоимости запчастей по разным моделям и маркам автомобилей. Проблема в том, что цены эти не соответствуют рыночным, и потому фактические суммы ремонта существенно занижены. Возникает логичный вопрос: соглашаться ли на доплату из своего кармана?

Безусловно, восстановленные и бывшие в употреблении запчасти дешевле новых. Можно согласиться и на их установку, чтобы сэкономить. Если же вы прибыли на восстановление к официальному дилеру и хотите получить качественный ремонт, то можете доплатить разницу. А потом предъя́вите расходы непосредственно виновнику ДТП, выставив досудебную претензию либо обратившись с иском в суд. Конечно, судебное разбирательство нельзя назвать быстрым делом, однако сегодняшняя практика свидетельствуем о том, что шансы выиграть дело очень высоки.

Впрочем, можно вовсе ничего не доплачивать, ибо никто не может вас к этому принудить. Тогда снова возвращаемся к необходимости зафиксировать на видео отказ сотрудников СТО принять машину в ремонт. Дата отказа, как уже отметили ранее, станет точкой отсчета 30-дневного срока. И если за это время транспортное средство не будет восстановлено до прежнего вида, вы потребуете неустойку со страховой компании за каждый день просрочки.

Вам предложили заплатить за проведение дефектовки? Уверенно откажитесь. Запомните: осмотр, диагностику и калькуляцию оплачивает страховая компания. Другое дело, если в тексте направления на ремонт сказано, что страховщик возмещает клиенту расходы по дефектовке — в таком случае вы безусловно можете ее профинансировать. При этом не забудьте о чеках и квитанциях: вам должны их выдать обязательно, чтобы вы смогли подтвердить страховой компании свои затраты.

В сервисе предлагают продлить срок восстановительного ремонта

Как говорится, пусть предлагают. Вам-то зачем это?

Если на такой бумаге появится ваша подпись, то скорого восстановления машины вам не видать — ее могут ремонтировать месяцами! И каждый раз будут озвучивать всё новые причины задержки и, главное, отсылать вас к подписанному договору о продлении ремонтного периода. Поэтому сразу отказывайтесь от подобных соглашений, поскольку ничего хорошего они не сулят и вообще выходят за рамки ваших отношений с автосервисом.

Конечно, после таких корректировок ваш автомобиль наверняка не возьмут в СТО. В этом случае снова включайте камеру и фиксируйте отказ автосервиса от приемки транспортного средства в ремонт. И неважно, под каким предлогом не приняли и был ли этот предлог вообще озвучен. Главное — засвидетельствовать факт того, что автомобиль не взяли на восстановление. И с этого момента, как отмечали ранее, вы начинаете отсчет 30-дневного ремонтного периода, а затем — неустойки, которую предъявите страховой компании в случае просрочки.

Договор цессии: еще одна ловушка для автовладельца

Речь о том, что на станции техобслуживания могут предложить подписать договор уступки пра́ва требования. Это и есть договор цессии, по которому вы передаете автосервису возможность получения страхового возмещения.

Подписывать ли такой документ? Нет! Это сделка вам совершенно не выгодна. В ней вообще нет никакого смысла.

Повторимся, по такому соглашению вы лишаетесь права требовать со страховой компании возмещения ущерба, причиненного вашему автомобилю в ДТП, и передаете эту возможность автосервису.

Подписав такую бумагу, вы уже не обратитесь к страховщику с претензией о проведенном некачественном ремонте, поскольку теперь ваши отношения никак не связаны с ОСАГО и страховой компанией. Отныне все вопросы необходимо решать исключительно с автосервисом, который, кстати, может отремонтировать вашу машину и подержанными, и неоригинальными, и контрафактными запчастями.

И если в процессе ремонта автосервис заявит, что вам нужно доплатить, то обратиться в страховую по этому поводу вы опять же не сможете, ибо пра́ва требовать что-то со страховой у вас больше нет — вы его уступили станции техобслуживания, которая теперь чинит ваше авто так, как ей вздумается.

Кстати, СТО в этой ситуации реально сможет потребовать дополнительные выплаты со страховой компании. И даже с виновника аварии. А вам ничего этого уже не видать. Таким образом, договор цессии сегодня — это, в большинстве случае, явное зло для автовладельца. Не попадайтесь на эту удочку!

Дефектный акт на ремонт легкового или грузового автомобиля представляет собой документ первичного учета, который оформляется на основании заключений экспертной комиссии. Этот бланк заполняется при осмотре автотранспортного средства с целью фиксации выявленных механических дефектов. Его используют автомастерские при проведении полного ремонта авто, так как документ содержит рекомендации по устранению всех повреждений. Страховые компании также задействуют дефектный акт, образец которого расположен ниже, в качестве определяющей основы при исчислении стоимости восстановительных работ.


Содержание

Дефектный акт на ремонт автотранспортного средства, образец которого размещен в конце статьи, должен содержать следующие данные:

  • название организации, которая уполномочена провести осмотр автотранспортного средства;
  • наименование составляемого документа;
  • дату проведения экспертизы автомобильного транспорта;
  • ФИО всех членов комиссии (они в обязательном порядке назначаются приказом руководителя, после согласования с бухгалтером);
  • полный перечень выявленных в процессе осмотра машины повреждений;
  • все технические и регистрационные данные автомобиля;
  • виды необходимых ремонтных работ;
  • выводы всех членов комиссии;
  • принятое экспертами решение;
  • подписи всех членов экспертной комиссии
  • печать организации.

​Важно! К документу, в котором находится заключение экспертной комиссии, в обязательном порядке прилагается специфика запасных частей. Это дефектовочная ведомость, на основании которой проводится списание всех расходных материалов, которые будут использоваться во время полного или восстановительного ремонта автомобиля.

Особенности

Акт на ремонт автотранспортного средства, который составляется экспертной комиссией, не содержит никаких суммовых показателей. В этой форме, образец которой находится немного ниже, присутствуют только виды предстоящих работ, место выявленной поломки и количество дефектов. В дальнейшем специалисты, используя этот бланк, составляют смету расходов, в которой указываются и цены и итоговая сумма проведенных ремонтных работ.


Полномочия комиссии

Эксперты, входящие в состав комиссии, проверяют каждый узел и конструкционный элемент автотранспортного средства, с целью выявления механических повреждений. Все эти данные (если большой перечень дефектов) могут отражаться в отдельном бланке-приложении к дефектному акту. Дефектовочная ведомость (дополнение к основному документу), образец которой находится ниже, также составляется в свободной форме на листе бумаги (может использоваться компьютерная техника) и содержит перечисление поломок в виде таблицы, или списка.


​Внимание! В связи с тем, что российским законодательством не утверждена форма этого бланка, субъекты предпринимательской деятельности могут самостоятельно определять, какой внешний вид будет у документа. В большинстве случаев эксперты описывают все выявленные повреждения на фирменном бланке организации, который содержит необходимые для заполнения графы и колонки.

Читайте также: