Электросамокат своими руками из двигателя охлаждения радиатора

Обновлено: 07.07.2024

В интернете много всякого интересного видео, и просматривая в очередной раз ролики на ютубе, я наткнулся на обзор электросамоката RAZOR. Мне стало интересно на сколько этот вид транспорта популярен. Побродив по интернету, оказалось, что это весьма распространённая вещь. Позже отдыхая на Азовском море в городе Ейск, я воочию увидел промышленный китайский электросамокат с широкими колесами с тормозными дисками. Видимо те, у которых большие аккумуляторы и заряда хватает на 40км. Меня поразила мощная рама. Эдакий маленький мопед ))))). Цена самокатов подкупает. От 12000 за самокат с мощностью электромотора 350Вт. Но на этом я не остановился и нашёл несколько статей самодельных электросамокатов. Идея самодельного электросамоката из шуруповёрта мне очень понравилась и я решил создать свой собственный самокат из фанеры. А шуруповёрт применил какой то австрийский. Это была аккумуляторная дрель– шуруповёрт с ударом и 24В аккумулятором. Мне она досталась даром. Было конечно страшно вначале, меня посещали сомнения, хватит ли мощности двигателей, что бы везти мои 78кг живого веса ))), но их оказалось на столько много, что я не могу удержать самокат даже упираясь в асфальт, колёса начинают буксовать. Начал я изготовление этого чуда с оценки размеров самоката на глаз, расставляя детские игрушки дочурки на полу. Затем определился с размерами колёс будущего самоката. На сколько я помню 140мм в диаметре.


Ещё в моей конструкции присутствует брус 40х50. Он служит для усиления площадки на которой стоит человек. Так как самокат изготовлен из слоёной фанеры толщиной 8мм, а площадка весьма длинная и вес на нее приходится приличный. Да к тому же она лежит плашмя, то без усиления она сломается даже под младенцем. Она и по сей день немного прогибается по краям. В планах это устранить, но на момент написания статьи, это только планы. Брус испытывался на прочность варварским способом. Отрезал мне нужную длину, одним краем положил на порог ванной комнаты, а другой на пол. Получилось 2 точки опоры по бокам. Середина полностью висела в воздухе. Брал свою маленькую дочку и мы вместе с ней прыгали как могли на середине бруса. Он не только выдержал, но даже и не захрустел. Руль изготовлен из трубки предположительно титанового происхождения, так как такой прочностью алюминий и дюраль не обладают. С торца рукоятки под правую руку расположен переменный резистор отвечающий за скорость самоката.


Сзади к резистору подпаяна маленькая плата с микросхемой к561ла7. Это у меня самопальный шим на ней реализован и находится всё это прям в руле. А вот силовой транзистор я применил IGBT на 60А, так как полевики IRFZ44Z в количестве 3 штук у меня вышли из строя сразу )))). Вы наверное подумаете, что я забыл параллельно мотору поставить диод от обратных бросков тока, но вы ошибётесь, если так подумаете. Я могу только догадываться, что транзисторы вышибло из–за прямых бросков напряжения, так как эти полевики всего на 40 вольт рассчитаны. Током их пробить сложно, я их запараллелил. А вот IGBT стоял у меня хорошо, он ведь на 600В рассчитан. Но однажды погазовав на песке его пробило. Я сначала был в недоумении, как же это случилось? Неужели он не выдержал по току? Но всё оказалось банальней. У меня двигатель ничем не защищен, а защитный диод припаян к его выводам. И тут я заметил, что эта гадина отвалилась одной ножкой от двигла. Решил не только переместить его на плату (для большей надёжности, что бы больше не отваливался), но и управление переделать на кнопочное. Ведь как показала практика, крутить газ во время движения не удобно, это ведь не мотоцикл. Хотя может я просто неудобную газульку сделал. Зато кнопочное оригинальней и функциональней, прикручу к ней динамическое торможение. А в перспективе и бортовой компьютер сотворить. Ведь МК уже будет стоять на готове. Да да, именно ему будет поручено управлять IGBT транзистором опираясь на сигналы с кнопок. А ещё закрывать транзистор перед тем как включить реле динамического торможения. Хочу реле применить автомобильное, у них достаточно высокий ток коммутации и они доступные. Вообще я занимаюсь программированием только PIC микроконтроллеров, но давно хотел попробовать свои силы в AVR. Вот и пришла в голову мысль применить AT90S1200 валяющийся у меня без дела. Тем более это уже старинный предмет. Но на момент написания статьи, это только планы. Пока опишу всё что сейчас есть. Аккумуляторы я купил один в один с источником бесперебойного питания на 7А/Ч и 12В. Две штуки мне обошлись в 1400р. Аккумуляторы эти гелевые. В своё время я много начитался про них перед покупкой. Главным критерием выбора было то, что их можно без опасения вредных паров заряжать дома. Мой самодельный зарядник для автомобильного аккумулятора оказался кстати, ведь он ещё и автоматический, а гелевые аккумы страх как не любят перезаряда. Заряжаю я их током 500мА. С полностью заряженным аккумуляторами я ни разу не катался. Но предположительно их хватит на 40 минут интенсивной езды. По километражу тоже конкретного ничего не скажу, но он явно меньше чем хотелось бы ))). Километров 10 это предел. Жаль у меня смартфон умер, хоть по GPS проверить как быстро он едет. Во время катания я заметил, что на переднее колесо приходятся очень большие удары даже от маленьких неровностей на дороге. Видимо это от того, что приходится стоять ближе к рулю, так как сзади много места занимают аккумуляторы. Вот и захотелось мне их переместить в перёд, пусть тусуются там, а вес ездока почти весь приходится на заднее колесо. Благо я купил колёса с запасом по прочности и 100кг на колесо это его номинальная нагрузка. По сравнению с передним, заднее колесо спокойно преодолевает препятствия и крепится в моей конструкции намного жестче. Ну а теперь не много фоток и видео:






Примерка и изготовление

А вот и испытание. Правда снимаю мальца который попросил у меня прокатиться, но он видимо боится быстро ехать, так что до максимальной скорости он так и не разогнался:

Как сделать электросамокат своими руками?

Фирменный электросамокат – это зализанный гаджет с мотор-колесом, мощным аккумулятором… И внушительной стоимостью. Да, есть эконом-варианты, но можно ли потратить ещё меньше? И если да, то как сделать электросамокат своими руками?

С чего начать?

Определитесь с тем, на базе чего Вы будете делать своего железного коня. Есть три хороших, многократно проверенных, варианта:

  • Из шуруповёрта. Дрели и шуруповёрты удобны тем, что из них очень легко вытаскивается батарея для подзарядки. Кроме того, у большинства моделей есть несколько скоростей, что тоже немало;
  • Из гироскутера. Очень хороши с точки зрения подключения батареи и управления, но достаточно дороги;
  • Из двигателя охлаждения радиатора. Пожалуй, самый тяжёлый с точки зрения реализации вариант, зато мотор довольно мощный и почти бесплатный (найти подходящий двигатель можно на любом авторазборе).

Если у Вас нет большого опыта работы с такими задачами, мы рекомендуем делать электросамокат своими руками из шуруповёрта.


Передача

Выбрали двигатель? Теперь важно решить, как Вы будете передавать от него крутящий момент на колёса. Доступны следующие варианты передачи:

  • Цепь;
  • Фрикционная насадка;
  • Две шестерни;
  • Жёсткая передача.

Опять же: если большого опыта нет, ставьте цепь. Вариант спорный, потому что цепь может слетать и требует обслуживания, но в реализации так будет проще всего.

Колёса

Какое колесо будет ведущим: заднее или переднее? Если выбираете заднее, будет проще с монтажом, если переднее, самокат будет лучше управляться. Мы советуем всё-таки заморочиться с подключением переднего колеса, это стоит того. Сами колёса можно взять самые обычные, с пластиковыми дисками. Хорошо подойдут колёса от садовых тележек.

Рама делается из обычных стальных труб. Профилированной стали толщиной 2.5 миллиметра будет вполне достаточно для того, чтобы сделанный своими руками электросамокат выдерживал нагрузку до 100 килограммов.

ВАЖНО: Если Вы делаете электросамокат не совсем с нуля, а на базе обычного – не моторизованного – скутера, вопросов с рамой и колёсами у Вас не будет. Просто выбирайте из прочных и устойчивых моделей: совсем изящные могут оказаться не готовы к серьёзным нагрузкам.


Аккумулятор

Не берите тяжёлые свинцовые батареи! Вам, скорее всего, не удастся аккуратно убрать их под деку, и аккумулятор просто сломает весь баланс Вашего скутера. Если делаете на базе шуруповёрта, вопросов нет – используйте родную батарею – если нет, смотрите на литиевые аккумуляторы для электрических вертолётов, тех же дрелей и тому подобной техники.

Также Вам понадобятся

  • Провода;
  • Кнопка или тумблер включения;
  • Пластиковый короб для аккумулятора;
  • Крепёж (как правило, это болты и гайки).

Использовать сварку или тому подобные технически сложные методы крепежа совсем не обязательно.

Лучшим выбором будет перед началом работ посмотреть видео на Ютубе. Ищите конкретно сборку скутера на базе выбранного Вами двигателя и с выбранной Вами передачей – есть ролики почти по всем существующим вариантам.

И, в любом случае, Вам потребуется какой-либо опыт работы руками. Идеально, если Вы уже работали с электрикой и металлом. Если опыта нет никакого, настоятельно рекомендуем найти партнёра по сборке или хотя бы консультанта – человека, который сможет посмотреть Вашу идею и проект, дать свои комментарии по нему.

Если делать всё аккуратно, электросамокат своими руками обойдётся всего в 5-7 тысяч рублей, а значит, Вы сможете заметно сэкономить. Успехов в сборке!


Электросамокат своими руками: фото пошаговой сборки, видео


Самодельный электросамокат сделанный своими руками из двигателя электродрели и редуктора от болгарки: фото сборки, а также видео испытаний самоката.

Электросамокаты постепенно входят в нашу повседневную жизнь, на улицах можно встретить такие аппараты не только для детей, но и для взрослых. Да и некоторые обладатели этих устройств, ездят на работу минуя пробки на дорогах, ведь запаса хода такого транспортного средства хватает на 15 — 20 км и заправлять его бензином не нужно.

Промышленные варианты самокатных устройств которые есть в продаже, стоят не дёшево, но для наших народных умельцев построить самокат на электротяге из подручных материалов не проблема и в этой статье мы рассмотрим такую самоделку.

Автор представленной самоделки решил сделать электросамокат своими руками для своих детей и это у него получилось.

Для сборки автор использовал следующие материалы:

Далее несколько фото сборки электросамоката с описанием.

Автор разобрал дрель, оставил только двигатель с редуктором. С неработающей болгарки взял угловой редуктор и ось двигателя с ротором.

В своей конструкции автор использовал обгонную муфту от стартера авто. Обгонная муфта устанавливается в место крепления диска редуктора болгарки и соединяется с электродвигателем.


Обгонная муфта здесь нужна, чтобы при отключении двигателя колесо самоката не останавливалось и не тормозило, а продолжало вращение.

Обратите внимание! Бендикс может быть левосторонний или правосторонний, его нужно подбирать в зависимости от направления вращения.

Соединил ось от болгарки с колесом самоката, для этого подшипник колеса приварил к оси, также заварил внутри сам подшипник, чтобы он не вращался. Колесо намертво зафиксировано на оси чтобы передавался крутящий момент на колесо.


Ось колеса посажена на два подшипника закреплённых алюминиевыми уголками на раме самоката.


Теперь нужно соединить ось редуктора двигателя с бендиксом.

В оси редуктора двигателя просверлил (перпендикулярно оси) отверстие 3.3 мм, и забил в него кусок сверла.

В самом бендиксе сделал продольный пропил чтобы вошла ось с куском сверла, получилось что-то вроде карданного соединения.


На фото: помощники автора.


На раме закрепил литиево-полимерный аккумулятор.


На руле установил кнопку регулятора оборотов от электродрели, подключается регулятор просто, два провода идут на электродвигатель и ещё два на сам аккумулятор.


Вот так выглядит готовая самоделка.


Дети немедленно приступили к испытаниям самоката с моторчиком.


На этом видео показан электросамокат сделанный автором своими руками.


Самокаты

Электросамокат — необходимое современному городскому человеку устройство для передвижения на короткие дистанции. Изделие одинаково подходит для комфортного перемещения детей и взрослых, причем многие с помощью него добираются до работы из ближайшей станции метро. По функционалу оно ничем не отличается от механического собрата, а сделать электросамокат своими руками можно и в гараже. Перед работой стоит подготовить все необходимое и выбрать подходящую инструкцию.

Особенности конструкции

В приспособлении используется электрический двигатель, работающий на заряде встроенного аккумулятора большой емкости. Помимо этой детали любое описываемое транспортное средство состоит из следующих компонентов:

  • рамы — металлической или пластиковой;
  • колес;
  • тормозной системы;
  • обвеса и электроники.

В качестве источника питания используется Li-On или Li-Po аккумулятор. В зависимости от того, какой объем блоков установлен, электросамокат может ездить на расстояния до 50 км. Некоторые модели имеют бензиновый двигатель внутреннего сгорания, как правило, дальность их поездки выше, как и скорость. В конструкции фирменного устройства также имеется редуктор с регулировкой скоростей. Рабочий ток подается на электрический мотор через централизованную систему проводов от источников питания или генератора. Вся основная электроника как правило заключена в герметичный короб, который полностью блокирует попадание влаги.

Электросамокаты весят примерно 15–20 кг, поэтому при необходимости их можно поднимать. Заряжать устройства разрешается от любой розетки, на это требуется около 6 часов. Подобное изделие можно изготовить самостоятельно, но до того как сделать электросамокат, стоит подготовить все необходимое.

Рама Колеса Тормозная система Электроника Аккумулятор

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы сделать электросамокат свои руками, могут потребоваться следующие материалы:

На производстве сборка электросамокатов осуществляется таким образом, что короткое замыкание в цепи просто исключено. В самодельных же устройствах возможно использование герметика либо резиновых уплотнителей. Из инструментов могут понадобиться простой шуруповерт с набором бит, ленточная пила или лобзик и токарный станок, паяльное оборудование, сверло, зажимы, обычная и крестовая отвертки.

Список материалов и инструментов будет меняться в зависимости от характера сборки, конкретной модели. При желании может быть установлено даже сиденье с багажным отсеком.



Способы изготовления

В открытом доступе представлено множество различных схем и инструкций для изготовления любой модели транспортного средства. В некоторых случаях самодельный электросамокат может на 80 % состоять из обычного. Позаимствовать компоненты можно и со старого велосипеда. Такие модели проще всего собираются и не требуют сложных сварочных работ. Можно получить удобное транспортное средство даже без использования электрогенератора, если в наличии есть простейший электромотор от дрели. Емкости аккумулятора шуруповерта вполне достаточно для 1,5-часовой поездки. Более сложный апгрейд подразумевает создание готовой рамной конструкции из металлических уголков, листов стали, сваренных между собой горячей сваркой. Как правило, рулевое управление и колесный привод при этом берутся от старых велосипедов или самокатов.

Для облегчения езды, улучшения проходимости и базовых характеристик можно установить колеса большого диаметра, к ним необходим дополнительный комплект амортизаторов.

Переделка из обычного самоката и велосипеда

Самым технически простым способом создания электросамоката своими руками будет переделка устройства ножного типа или старого велосипеда. Чтобы изготовить изделие самому, необходимо:

Также возможна сборка другой модели самоката на основе уже готового электроколеса, заказанного из Китая. Это по своей сути уже полноценный электродвигатель, не требующий подключения редуктора и цепной передачи. Установить его можно на стандартное колесо велосипеда или самоката.

Дисковые тормоза на новенький электросамокат можно снять с горного велосипеда. Для обшивки короба рекомендуется использовать лист влагостойкой фанеры. Блок аккумуляторных батарей можно собрать из однотипных Li-On батареек типа 18650. Емкости в 25 Ач при рабочем токе в 48 В будет вполне достаточно.






С мотором из шуруповерта

Самокат из шуруповерта с электроприводом, конечно, не лучшая идея для создания действительно мощной и надежной модели, но точно одна из самых доступных и дешевых. В основе данного бюджетного изделия будут находиться ABS-трубы. Для рамной части потребуется всего 3 куска — 2 длинные трубы и 1 короче. Для их нарезки нужны ножовка по металлу или электролобзик.

Следующим шагом в работе будет установка заднего ведущего колеса. Крепится оно строго параллельно раме на металлических втулках, установленных внутри труб. Далее потребуется установка вилки и переднего колеса. Для этого на изготовленную из двух кусков трубы вилку крепится втулка, которая намертво приклеивается к раме.

Установка шуруповерта — важная и практически завершающая стадия работы. Здесь потребуется изготовление специальной площадки из фанеры. Сам шуруповерт можно закрепить простыми пластиковыми стяжками, причем намертво. Ведущая звездочка крепится через протянутый в нее стержень на задний привод колеса. Взять ее можно с любого старого велосипеда. Цепь натягивается и обрезается до нужной длины. Единственную кнопку управления можно вынести на руль вместе с ручкой тормоза, который крепится на заднем колесе.





Дополнительные рекомендации

Процесс изготовления — это всегда творчество, здесь возможны пробы и ошибки. Другой вопрос — целесообразность получения такого аппарата. На современном рынке они стоят не дороже обычного горного велосипеда, а самодельный самокат может обойтись куда дороже.

Лучше использовать колеса из-под гироскутера Металлическая цепь Прочная рама Мощный сборный источник питания

Видео

Как определить чередование фаз трехфазного электродвигателя

В процессе монтажа электрооборудования, в частности, параллельного подключения трансформаторов, актуален вопрос о том, как определить чередование фаз трехфазного электродвигателя. С порядком и правильностью чередования связаны:

  • безопасность запуска оборудования;
  • направление вращения роторов асинхронных двигателей (особенно важно, если от них зависит работа нескольких механизмов).

В этой статье приведены основные способы и наиболее широко применяемые для решения этой задачи приборы.

Как определить чередование фаз трехфазного электродвигателя: основные приемы

Если условно обозначить разноименные фазы в любой трехфазной сети (смещение синусоид для них составляет 120°) как A, B и C, то можно выделить следующие варианты порядка чередования:

  • прямые (CAB, BCA, ABC);
  • обратные (ACB, BAC, CBA).

Подключая оборудование к трехфазной сети при помощи силового кабеля, порядок следования фаз можно проверить без применения специальных приборов. При этом ориентируются на цветовую (или цифровую) маркировку изоляции жил электропровода. Следует заметить, что на практике маркировка изоляции может оказаться недостаточным критерием, поскольку не все производители дают гарантию совпадения цвета изоляции жилы в начале и в конце кабеля.

Также можно воспользоваться мегомметром. При этом для персонала обязательно строгое соблюдение мер безопасности.

Контроль фазировки при помощи фазоуказателей

Осуществить контроль фазировки (порядка чередования и одноименности фаз) можно с помощью простого фазоуказателя ФУ 2, который состоит из трех обмоток и вращающегося при проверке алюминиевого диска. Прибор действует по принципу асинхронного двигателя и применяется следующим образом:

  • к выводам подключают 3 провода от источника напряжения;
  • диск начинает вращение;
  • если направление вращения совпадает с направлением стрелки на приборе, то порядок чередования прямой;
  • вращение в противоположную относительно направления стрелки сторону указывает на обратное чередование.

Спросом также пользуется серия портативных фазоуказателей TKF, которая имеет следующие преимущества:

  • компактность и простота в использовании (прибор не требует дополнительного источника питания);
  • удобная светодиодная индикация результатов измерений — три светодиода отвечают за информацию о наличии напряжения на каждой фазе, еще два, R и L, указывают собственно направление чередования фаз;
  • полнофункциональность.

Как определить одноименные фазы

Поскольку как прямое, так и обратное чередование предполагают по три варианта расположения фаз A, B и C, следующим шагом будет определение одноименных фаз. Для этого потребуется мультиметр (или вольтметр), которым замеряют показатели напряжения между фазами источников питания. Данный показатель будет равен нулю между одноименными фазами, их отмечают и таким же образом определяют две другие пары. При отсутствии мультиметра может быть применен осциллограф.

Знание основных принципов контроля чередования фаз и применение современных приборов позволяет избежать нарушения последовательности фаз при подключении дорогостоящего оборудования, обеспечивая тем самым эффективность и безопасность пусконаладочных работ.

Порядок чередования фаз, что это такое, важно знать

В настоящее время в быту всё чаще стало применяться трёх фазное напряжение. Например, при подключении нового частного дома к электрическим сетям, сетевые компании выделяют 15 кВт мощности. Это больше, чем 10 кВт, но в таком случае ввод будет не 1-фазным, а 3-фазным. У каждого ввода есть свои плюсы и минусы, но сегодняшняя статья не об этом.

Статья для тех, кто делает первые шаги в работе с электричеством.

Наличие 3-фазного напряжения даёт возможность подключать к сети 3-фазные электродвигатели напрямую (без их переделки и использования конденсаторов). Для того, что бы двигатель вращался в одну или другую сторону, применяют пускатели (простые или реверсивные). Можно двигатель включить и без пускателя, если он должен вращаться только в одну сторону. Что бы изменить вращение двигателя – нужно поменять два фазных провода местами.

В настоящее время многие жители применяют в своём хозяйстве различный электроинструмент. Если он бытовой, то рассчитан на подключение к 1-фазному напряжению 220 вольт. Но у кого то могут быть самодельные станки, или промышленные, которые рассчитаны на подключение к 3-фазному напряжению 380 вольт.

Если поменять местам фазные провода на вводе в дом (в водном распределительном устройстве), то это может привести к травме или выходу оборудования из строя.

На автомойке перестал включаться диф.автомат, не работает оборудование, которое подключено к 3-фазному напряжению. Его нужно заменить.

Для того, что бы проверить диф.автомат на исправность, от него были отключены отходящие провода.

На старых проводах уже есть какая то маркировка, но я решил нанести свою. Две из трёх отходящих групп проводов обозначил цветной изолентой, нулевые провода синей. Развёл их в стороны в таком порядке, как они были подключены. А что бы не забыть – просто сфотографировал.

Порядок замены диф.автомата такой.

Отключил напряжение в ВРУ вводным автоматом. Убедился в отсутствии напряжения на верхних клеммах дифа при помощи индикаторной отвёртки.

К новому диф.автомату на весу присоединил нижние провода, сначала нулевые – затем остальные, в таком порядке, как на фото.

Снял неисправный диф вместе с проводами – на его место установил новый с подключенными снизу проводами.

Верхние провода пересоединял поочерёдно, отключил со старого – подключил к новому, и так далее.

Несколько слов про 3-фазные удлинители 380 вольт.

Они выполняются по 5-ти проводной схеме кабелем (КГ или ПВС) необходимого сечения и оснащаются с обоих концов 5-ти контактными разъемами. Концы кабеля, вводимые в разъемы, должны быть облужены. Наличие скруток на кабеле удлинителя недопустимо. Собирать удлинитель следует так, чтобы он не нарушал последовательность чередования фаз – то есть подсоединять жилы кабеля с обеих сторон к одноименным контактам разъемов. Собранный удлинитель следует проверить на правильность ПЧФ.

Внимание! Изготовление 4-ех проводных удлинителей с 5-ти контактными разъемами недопустимо.

Если статья была для Вас полезной или интересной, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

Задавайте вопросы и оставляйте комментарии, вступайте в дискуссию. До следующих встреч.

Что такое чередование фаз и как его проверить?

Большинство трехфазных электродвигателей и других устройств учитывают такой параметр, как чередование фаз. На практике, несоответствие данного параметра изначальным настройкам может привести к различным аварийным ситуациям, некорректной работе электрических приборов и к травмированию персонала.

Что такое чередование фаз?

Под чередованием фаз следует понимать последовательность, в которой напряжение нарастает в каждой из них. Во всех трехфазных цепях напряжение представляет собой синусоидальную кривую. В каждой линии напряжение отличается на 120º от остальных.


Рис. 1. Напряжение в трехфазной сети

Как видите, на рисунке 1, там где а) — показаны кривые напряжения во всех фазных проводах, смещенные на 120º. На соседнем рисунке б) изображена векторная диаграмма этих напряжений, На обоих рисунках показана разница между фазным и линейным напряжением.

Если взять за основу, что из нулевой точки на рисунке а) выходит U­A, то эта фаза является первой, на диаграмме б) наглядно стрелками показано, что очередность нарастания напряжения переходит от U­A к U­B, а за ним к U­C. Это означает, что фазы чередуются в порядке A, B, C. Такой порядок чередования считается прямым.

Прямое и обратное чередование фаз

В трехфазной сети порядок чередования фаз может отличаться в зависимости от способов подключения к силовым трансформаторам на подстанциях, от последовательности включения обмоток генератора, из-за несоответствия выводов кабеля и по прочим причинам.


Рисунок 2: Прямая и обратная последовательность

Обратите внимание, цветовая маркировка определяет последовательность в соответствии их очередностью в алфавите по первым буквам цвета:

  • Желтый – первый;
  • Зеленый – второй;
  • Красный – третий.

На рисунке 2 изображен классический вариант прямой последовательности A – B – C (где A имеет желтый цвет и является первой, B – зеленый и является второй, а C – красный и является третей) и классический вариант обратной последовательности C – B – A. Но, помимо них на практике могут встречаться и другие варианты, прямого: B – C – A, C – A – B, и обратного чередования: A – C – B, B – A – C. Соответственно, в каждом из приведенных примеров чередование фаз будет начинаться с первой.

Зачем нужно учитывать порядок фаз?

Последовательность чередования играет значительную роль в таких ситуациях:

  • При параллельном включении в работу – ряд устройств (трансформаторы, генераторы и прочие электрические машины), могут соединяться в параллельную работу для повышения надежности системы или для обеспечения большего резерва мощности. Но, в случае неправильного подключения из-за соединения разноименных фаз произойдет короткое замыкание.
  • При подключении трехфазного счетчика – так как его работа основана на совпадении фаз с соответствующими выводами прибора, то при нарушении правильности подключения может произойти сбой и самопроизвольное движение в отсутствии какой-либо нагрузки. Из-за чего такое подключение электросчетчика приведет к необходимости оплаты потребителем киловатт, которые он не расходовал.
  • При включении двигателя – следование фаз в сети определяет для электрической машины и направление вращения двигателя. В случае отсутствия правильной фазировки изменится и направление движения элементов, механически соединенных с ротором. Из-за чего может произойти нарушение технологического процесса или возникнуть угроза жизни персонала.

С целью предотвращения негативных последствий от перекоса фаз и других несовпадений, на практике выполняют проверку чередования и устанавливают защиту.

Как выполнить проверку?

Проверка может производиться несколькими способами. Целесообразность выбора того или другого варианта осуществляется в зависимости от параметров электрической сети и задач, которые необходимо решить. Так чередование можно узнать при помощи фазоуказателя, мегаомметра, мультиметра или по расцветке изоляции кабеля. Рассмотрите каждый из вариантов более подробно.

С помощью фазоуказателя

По принципу действия, фазоуказатель можно сравнить с обычным асинхронным двигателем. Рассмотрим в качестве примера наиболее распространенную модель фазоуказателя — ФУ-2 .


Рисунок 3: Принципиальная схема работы ФУ-2

Как видите на рисунке 3, у указателя последовательности фаз присутствуют три обмотки, которые подсоединяются к одноименным фазам в сети или устройстве. Между обмотками находится вращающийся ротор Р, который приводит в движение диск фазоуказателя Д.

На практике, после подсоединения к зажимам фазоуказателя соответствующих проводов, работник нажимает кнопку К, которая замыкает цепь обмоток. В зависимости от порядка чередования фаз, диск Д начнет вращаться по часовой или против часовой стрелки.

На самом приборе имеется стрелка, показывающая прямое чередование. Если при нажатии кнопки диск вращается в том же направлении, что и показано стрелкой, то эта трехфазная нагрузка имеет прямое чередование. Если диск начнет крутиться в противоположную от стрелки сторону, то чередование фаз обратное. Следует отметить, что этот прибор не способен определить, какая фаза на каком проводе находится, он может определить лишь порядок их чередования.

С помощью мегаомметра

Как один из способов прозвонки жил широко используется прибор для измерения сопротивления – мегаомметр.


Рис. 4: Прозвонка кабеля мегаомметром

Посмотрите на рисунок 4, для реализации такой схемы, вам понадобится отключить кабель от сети и от потребителя. При этом, с одного конца кабеля фазы поочередно соединяются с землей З, как и металлическая оболочка у бронированных кабелей. С другой стороны присоединяется мегаомметр М, один из зажимов которого заземляется, а второй поочередно подводится к каждой из фаз. На той, где мегаомметр покажет нулевое сопротивление, и будет одним проводом.

На концах одноименного провода устанавливается соответствующая маркировка. Недостатком такого способа прозвонки является большой объем трудозатрат. Так как каждая жила заземляется поочередно, после чего выполняется проверка. При этом на обоих концах кабеля должны устанавливаться ответственные сотрудники. Между ними должна обеспечиваться связь, для согласования действий и предупреждения подачи напряжения на работников.

По расцветке изоляции жил

Если в каком-либо устройстве имеется подключение разноцветными жилами, то фазировку оборудования можно выполнять по цветам. Для определения нахождения одноименных напряжений тех или иных фаз необходимо добраться до каждой жилы кабеля. Если на каждом проводе присутствует изоляция разных цветов, то сравнив их с местом присоединения к трансформатору или распедустройству, можно определить, где какая фаза находится.

Недостатком такого метода следует отметить ложную цветовую маркировку, так как производитель кабеля не всегда обеспечивает один и тот же цвет для каждой жилы на всей протяженности провода. Поэтому предварительно его все равно рекомендуется прозванивать и маркировать.

При помощи мультиметра

Для этого метода используется обычный мультиметр. Он наиболее актуален в тех ситуациях, когда необходимо включить в параллельную работу два смежных устройства и их шины расположены поблизости.


Рис. 5: фазировка мультиметром

Необходимо выполнить сравнение фазных напряжений в соседних линиях, на рисунке 5 приведен пример для фаз А и А1. Коммутационная аппаратура при этом должна быть разомкнута. Перед тем как пользоваться мультиметром, на нем выставляется класс напряжения, для линии, на которой будет производиться замер. Щупы подводятся к выводам фаз, при этом их изоляция должна обеспечивать защиту от напряжения, а на руки надеваются диэлектрические перчатки.

Если при подключении щупов к выводам A — A1 стрелка останется на нулевой отметке, то это значит, что фазы одинаковые. Если стрелка отклонится на величину линейного напряжения, вы меряете разноименные фазы.

Защита от нарушения порядка чередования

Для защиты электрического оборудования от неправильного чередования на практике применяется реле контроля фаз. Это реле настроено на работу двигателя или другого устройства в его прямом включении. Если из-за каких-то неполадок или неправильного подключения чередование нарушается, то трехфазное реле сразу отключит устройство. Его работа основана на анализе трехфазных токов и напряжений и последующем контроле этих параметров.

Подключение может выполняться через трансформаторы тока или напрямую, в зависимости от модели и класса напряжения в сети. Такая защита нашла широкое применение при подключении счетчиков индукционного типа, электрических машин и другого высокоточного оборудования.

Тематическое видео



Определитесь с тем, на базе чего Вы будете делать своего железного коня. Есть три хороших, многократно проверенных, варианта:

  • Из шуруповёрта. Дрели и шуруповёрты удобны тем, что из них очень легко вытаскивается батарея для подзарядки. Кроме того, у большинства моделей есть несколько скоростей, что тоже немало;
  • Из гироскутера. Очень хороши с точки зрения подключения батареи и управления, но достаточно дороги;
  • Из двигателя охлаждения радиатора. Пожалуй, самый тяжёлый с точки зрения реализации вариант, зато мотор довольно мощный и почти бесплатный (найти подходящий двигатель можно на любом авторазборе).

Если у Вас нет большого опыта работы с такими задачами, мы рекомендуем делать электросамокат своими руками из шуруповёрта.


Скутер с бензиновым двигателем своими руками (33сс/4T)


Привет любителям помастерить, предлагаю к рассмотрению проект по изготовлению самодельного самоката. В качестве двигателя для самоката автор использовал моторчик от бензинового триммера. Интересен тот факт, что двигатель этот четырехтактный и питать его нужно чистым бензином без масла.

Единственной проблемой таких двигателей являются высокие обороты, чтобы решить эту проблему автор использовал понижающий редуктор от электродвигателя. Разгоняется самоделка до 40 км, причем моторчик тут используется не самый мощный, всего на 33 кубика. Если проект вас заинтересовал, предлагаю ознакомиться с ним более детально!

Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:

— двигатель от бензинного триммера 4Т/33сс , — цепная передача, — редукторный двигатель, — тормозная система для велосипеда, — дроссельная ручка, — подножка для велосипеда, — небольшие колеса от детского велосипеда, — старый велосипед на запчасти, — профильные трубы, — круглые трубы, — листовое железо.

Шаг первый. Установка редуктора

Обороты вала выбранного двигателя слишком высокие, а крутящий момент слабоват, так как двигатель используется не сильно мощный. Для решения этой проблемы нам понадобится понижающий редуктор, который позволит получить высокий крутящий момент и снизить обороты. Нужный редуктор автор нашел в электрическом двигателе, разбираем его и переделываем редуктор. Ведущая шестерня здесь сделана прямо на якоре двигателя, так что отрезаем кусок оси и теперь ее нужно установить на вал бензинового двигателя.

В вале двигателя есть отверстие со шлицами, в который вставляется вал триммера. Нам нужно сделать диаметр стержня отрезанного от якоря меньше, для этого автор зажимает его в дрели и благодаря болгарке задает нужный диаметр вала. Ну а далее сверлим в валу триммера отверстие, нарезаем резьбу под винт, а в устанавливаемом вале делаем проточку. В итоге нам не придется портить двигатель от триммера.

Сам редуктор нужно очень крепко прикрепить к двигателю, так как сюда будет идти нагрузка, которую двигатель будет передавать на ведущее колесо. Нам понадобится сделать специальные кронштейны, прикручивать будем теми винтами, которые держат бензобак на триммере, крышку сцепления и так далее. Кронштейны делаем из листового железа подходящей толщины, гнем, сверлим отверстия и привариваем гайки.

Читать также: Как сделать дырокол для пчелиных рамок своими руками.

Шаг второй. Свариваем раму

Подготовим колеса для самоката, для этого будут нужны колеса от детского велосипеда. Устанавливаем дисковый тормоз на ведущее колесо, а также устанавливаем ведущую ведомую звездочку, она у автора на храповом механизме, так что самокат будет ехать накатом.

Исходя из диаметра колес, решаем, какой длины и ширины будет рама, ну а далее приступаем к ее сборке. В качестве материала автор использует профильные трубы. Режем и свариваем, в задней части рамы делаем вилку для заднего колеса. Используем для этого две железные пластины.

Что касается передней части, то тут автор решил использовать кусок от велосипеда. Рама была разрезана, а вилки укорочены до нужной длины. Привариваем раму под нужным углом к раме самоката и теперь у нас вся рама практически готова.

Шаг пятый. Установка двигателя и тормозов

Двигатель нужно закрепить надежно, изготавливаем и привариваем к раме крепежные уши. Ну а далее прикручиваем двигатель теми же винтами, которые держат бензобак и прочие детали двигателя.

Обязательно устанавливаем тормоз, тормозной диск мы уже ранее установили на колесо. Под суппорт привариваем крепежную пластину и прикручиваем винтами суппорт. Вот и все, после установки цепи двигатель можно запустить и посмотреть, какие обороты развивает колесо.

Шаг седьмой. Покраска и сборка

Раму хорошо зачищаем щеточной насадкой для болгарки, а где подлезть не получается, там работаем ручной щеткой. Для рамы нужно также вырезать днище из листового железа.

Раму можно покрасить, выглядит теперь все красиво, да и ржаветь не будет. Можно приступать к сборке, устанавливаем дроссельную ручку и подключаем задний тормоз. Что касается зажигания двигателя, то крайне желательно вывести выключатель на руль, чтобы можно было быстро заглушить двигатель в случае чего.



Сегодня триммер – это не только инструмент для скашивания травы на участке, но и подходящая основа для изготовления различных самоделок. Многие садоводы активно используют двигатель от своей мотокосы для изготовления буров, лодочных моторов и других видов оборудования. Основные причины этому – низкие затраты на переделку и сборку самоделок. В результате энтузиасты получают выносливую технику, которая практически ничем не уступает своим рыночным аналогам.

Самый простой вариант – это взять раму от заводского самоката. Недостатком такого варианта может являться дополнительная нагрузка на раму. Ведь к весу человека прибавится вес дополнительного оборудования. Несомненным плюсом этого является относительная простота.


Второй вариант – это изготовление, что называется, с нуля. Достоинство этого способа в том, что аппарат будет учитывать все индивидуальные пожелания и характеристики.

Для самостоятельного изготовления рамы подойдет труба квадратного сечения с толщиной стенки 2-2,5 мм. Правда здесь понадобятся дополнительные умения для проектирования и расчета базы, навыки работы с материалами и инструментами.

Необходимые инструменты и материалы

Перед тем как приступать к работе, необходимо выполнить несколько подготовительных действий. Первым делом следует составить чертежи будущего изделия и указать на них все необходимые размеры. Кроме того, понадобиться заранее собрать все требуемые материалы и инструменты.

Для работы будут нужны следующие предметы:

  • обычный самокат (можно даже самый дешевый);
  • электродрель или шуруповерт, двигатель которой способен работать от батареи 12V;
  • обгонная муфта от стартера автомобиля;
  • редуктор и ось от болгарки;
  • 3 подшипника для роликового колеса;
  • цепь и звезда от велосипеда;
  • литиевый аккумулятор (2,2 А, 12V);
  • металлические уголки;
  • провода разного сечения;
  • крепежные элементы.


Общие принципы

Сначала определяются, какой электросамокат нужен: большой и мощный для дальних поездок или маленький, чтобы добраться до работы или в спортзал. В зависимости от состояния дороги выбирают тип и размер колес:

  • для хорошего асфальта достаточно 5,5 дюйма;
  • для покрытия с трещинами — 8 дюймов и пневмошины;
  • на разбитых дорогах — не меньше 12 дюймов.


Для езды со скоростью выше 40 км/ч подойдут 16-дюймовые колеса. Подвеска смягчит удары, но она требуется при большой скорости и плохой дороге.

Основной вопрос — на какой базе делать электросамокат. Это может быть механический самокат, детский велосипед или полностью самостоятельно собранная конструкция. Выбирают двигатель. Самые доступные варианты: шуруповерт или моторчик принудительного воздушного охлаждения радиатора автомобилей. Более эффективные — специальные двигатели, мотор-колесо.

Передача крутящего момента чаще цепная со звездочками. Узел легко устанавливается, простой в обслуживании. Жесткие передачи в виде редукторов, самодельных, приспособленных или готовых, монтировать труднее, но при правильной установке они более надежные.

В качестве ведущего выбирают 1 колесо. Если это заднее, то упрощается монтаж. Привод на переднее колесо более сложный по конструкции, но улучшается управление.

Прикидывают, где разместить аккумулятор. Возможные варианты:

  • дека;
  • рулевая стойка;
  • багажник;
  • отдельный рюкзак на спине с проводами и разъемами.

Обязательны тормоза, желательно оборудовать электросамокат сигналом и освещением. Электрическая часть, кроме аккумулятора, может ограничиваться фонарями и выключателем. На более совершенных конструкциях устанавливают контроллер, ручку газа, тахометр и другие приспособления.

Электросамокат из шуруповёрта.

Сколько стоит сделанный своими руками электросамокат?

Смотря из чего Вы собираетесь его делать и на какие характеристики рассчитываете. Из старого скутера и мотора от такого же старого шуруповёрта можно собрать электросамокат буквально за 5 тысяч, но… и катать он будет так себе, и прослужит вряд ли даже один полный сезон. Поэтому в дальнейших подсчётах мы будем ориентироваться на стандартные для какого-нибудь бюджетника характеристики – например, на Mijia. 25 км/ч, часовой запас хода, мотор 350W. Около 23-24 тысяч рублей.


А теперь расчёты по самоделке:

  • Основа. Нельзя просто взять любой самокат: 25 км/ч – серьёзная скорость, дающая на конструкцию серьёзную нагрузку. Нужна качественная платформа, которая сможет такое выдержать – допустим, это будет A5 от Razor, 9 000 рублей.

Примечание: нет, сварить свою раму в большинстве случаев дешевле не выйдет. Вместе с работой и материалами хорошая самосваренная стальная рама обойдётся примерно в 10-12 тысяч;

  • Батарея. Нам нужен хороший запас хода и приемлемый вес, поэтому не меньше 3000 рублей;
  • Двигатель. Либо что-то, снятое с донора, либо готовый кит с мотор-колесом. Первый вариант обойдётся в 3-5 тысяч + расходы на монтаж и установку (часто несколько дней, если даже трудочасы банально пересчитать, получится около 10-12) – итого, по ставке за работу 300 рублей/час, 6-9 тысяч рублей. И неясно, что там в итоге получится с характеристиками, надёжностью и т. д. Второй вариант проверен, удобен и надёжен, ставится буквально за час, но стоит от 12 000 рублей и вверх.


Ну и, наконец, финальный довод: первая же неисправность, возникшая на приличной скорости, становится полноценной угрозой для жизни. Вряд ли Вы будете тестировать свою самоделку на надёжность, максимальные нагрузки, максимальный пробег и т. д. – а если и будете, то лично, а тогда смысл тестирования теряется. Стоит ли риск попасть в больницу или морг ради экономии в 5-6 тысяч рублей (это в лучшем случае)? Мы однозначно считаем, что нет.

Электросамокат своими руками: что нужно?

Для создания рабочего электросамоката потребуется:

  • база;
  • мотор;
  • контроллер;
  • аккумулятор;
  • элементы управления.

Дополнительно потребуются крепежи (гайки, болты) и инструменты для сборки. Предварительно рекомендуется собрать все части для электрификации самоката, создать схему подключения и только после этого приступать к “сварке” и полноценной укомплектации.

База — это рама, дека и колеса. Собирать электросамокат можно на базе обычного самоката или скутера. А можно сделать ее самостоятельно. В этом случае особое внимание стоит уделить выбору колес. Они бывают разных диаметров:

  • До 8 дюймов. Они не используются для самодельных электросамокатов, так как очень низкие, а при креплении аккумулятора под деку с колесами очень высок риск повреждения и батареи, и всего корпуса.
  • 10-12 дюймов. Оптимальный вариант для небольшого электросамоката собственной сборки.
  • Более 12 дюймов. Такие колеса смогут ездить даже по разбитым дорогам, но стоят они дорого и установка их на простой самокат нецелесообразна.

Мотор


В продаже можно найти специальное мотор-колесо, в которое уже встроен двигатель. Устанавливать мотор можно как на переднее, так и на заднее колесо. К плюсам установки мотора спереди относится простота управления транспортным средством. Двигатель на заднем колесе устанавливается сразу с тормозом, поэтому сброс скорости происходит более плавно.

Справка! Мотор-колесо достаточно дорогое, взять двигатель можно из шуруповерта, но тогда потребуется и крутящий элемент. Наиболее простым является цепь или муфта.

Контроллер


Контроллер — это соединяющий механизм. Благодаря ему самокат запускается и тормозит по желанию владельца. Его лучше покупать отдельно уже после того, как владелец определиться с мощностью мотора. Под характеристики двигателя и подбирается контроллер.

Аккумулятор

На самодельный электросамокат нельзя ставить свинцовые батареи, так как они слишком тяжелые и повлияют на центр тяжести и управление. Оптимальным вариантом является легкая литий-ионная батарея (или ее аналоги).

Аккумулятор устанавливается в любое место:

  • под деку с колесами (потребуется дополнительное крепление для защиты батареи);
  • на рулевую трубу в бутылку, если под нее есть крепление;
  • на рулевую трубу, если их 2 и между ними есть место;
  • на багажник;
  • в корзину или сумку на руле.

При установке аккумулятора важно, чтобы он не перевешивал остальную часть самоката, поэтому установка под деку — наилучший вариант.

Интересно! Если мотор берется из шуруповерта, то можно использовать аккумулятор из того же устройства (если он рабочий) или купить аналогичный. Сегодня в продаже есть батареи под шуруповерты разного объема, которые вполне подойдут для электросамоката.

Элементы управления

Для того, чтобы первая поездка на самостоятельно собранном самокате не стала последней, потребуются элементы управления:

  • кнопка пуска;
  • тормозные ручки;
  • газулька.

Если покупать набор для электрификации самоката, можно дополнительно подобрать даже спидометр. Но для создания самоката с мотором по самой простой схемы достаточно 3 перечисленных выше элементов.

Все они проводятся через рулевую трубу от контроллера и фиксируются на ручках. Даже при наличии управляющих элементов самокаты могут запускаться с толчка. Управляющие элементы помогают контролировать скорость во время движения.

Самостоятельно сделать электросамокат для новичка довольно сложно. Некоторые проблемы возникают даже у опытных мастеров. Часто оригинальную базу приходится расширять, сверлить дополнительные отверстия, чтобы аккумулятор и другие элементы электрификации правильно встали и не отвалились по дороге.

Читайте также: