Диагностика сцепления автомобиля своими руками

Обновлено: 26.07.2024

Владельцам автомобилей с механическими коробками передач необходимо на регулярной основе проверять состояние сцепления, что позволит предупредить появление неожиданных поломок, способных доставить нам массу неудобств. Своевременная замена элементов сцепления позволит предупредить критические поломки, а соответственно автовладелец сократит свои затраты на эксплуатацию машины. В этой статье мы расскажем вам о действенном и простом способе проверки сцепления на ходу автомобиля.

Cложности диагностики сцепления

Выполнить непосредственно диагностику сцепления визуально крайне сложно, так как в подобном случае потребуется демонтировать коробку передач, а это сложная и дорогостоящая работа. Поэтому опытные водители и мастера в сервисах знают косвенные признаки, которые позволяют судить о состоянии сцепления.

Конструктивный элемент сцепление состоит из десятков узлов, которые в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются существенным нагрузкам. Поэтому в особенности при агрессивном стиле управления автомобилем, уже к 50-70 тысяч километров пробега появляются первые проблемы с этим узлом, и при различного рода поломках следует тут же вскрывать сцепление, меняя его элементы на новые.

Необходимо также помнить о рекомендациях по правильной эксплуатации автомобиля на механике, что позволит исключить появление серьезных поломок. Общеизвестно, что выжимные подшипники быстро выходят из строя, если в пробках и на светофорах постоянно держать выжатой педаль сцепления. Также может появиться износ тросика сцепления, что проявляется в затрудненном ходе рычага коробки передач. Из-за частых пробуксовок и стартов с высокими оборотами отмечается износ ведомого диска, в подобных случаях требуется вскрывать коробку передач и менять сцепление на автомобиле.

Педальный узел МКПП

Диагностика сцепления

Эксплуатационный ресурс ведомого диска сцепления составляет приблизительно 100-150 тысяч километров пробега, однако подобное обеспечивается лишь при стандартных условиях управления автомобилем. Если автовладелец практикует агрессивный стиль езды или же отмечается повышенная нагрузка на машину, то это может привести к появлению серьезных неисправностей уже на пробеге в 100 тысяч километров.

Проверка состояние ведомого диска не представляет какой-либо особой сложности. Всё что необходимо будет сделать автовладельцу, это остановиться на ровной поверхности, после чего выжать сцепление, включить пятую передачу и попытаться тронуться с места. Если ведомый диск не изношен и отсутствуют какие-либо проблемы с его эксплуатацией, то двигатель при подобной процедуре сразу же глохнет. Если мотор работает или автомобиль медленно тронулся с места, это может говорить об износе ведомого диска, в таком случае следует задуматься о замене сцепления.

Пытаемся тронуться на 5 передаче а МКПП

Своевременная диагностика состояния ведомого диска сцепления позволит предупредить критические поломки. Ремонт в подобном случае может заключаться как в полной замене сцепления, так и использовании соответствующих ремкомплектов. В последнем случае можно существенно сократить затраты на эксплуатацию автомобиля, однако решение о технологии ремонта необходимо принимать лишь исходя из общего состояния износа всей конструкции сцепления. Многие мастера рекомендуют всё уже менять его комплектом, что исключает в последующем необходимость выполнять дорогостоящий демонтаж коробки передач и снова проводить ремонтные работы.

Подведём итоги

Автовладельцу необходимо регулярно проверять состояние сцепления, что позволит исключить появление различного рода серьезных неисправностей. Проверка износа ведомого диска проверяется на пятой передаче, когда на месте на ровной поверхности включают пятую скорость, после чего пытаются тронуться с места. Если автомобиль заглох, состояние сцепления отличное и не требуется его замена.

Самостоятельная проверка сцепления на автомобиле не представляет особой сложности, необходимо будет остановиться на ровной площадке, включить пятую передачу и попытаться тронуться с места.

Это важные условия успешного ремонта, так как даже самая совершенная техника может помочь только в том случае, если мастер действительно знает свое дело.

Качественный ремонт при любых поломках.

Отзывы клиентов и наша репутация станут лучшим подтверждением надежности. Можете не сомневаться — после обращения к нашим мастерам машина будет радовать стабильной работой.

Профессиональные консультации.

Мы знаем все о ручной коробке передач каждой марки автомобилей, поэтому можем подсказать, как избежать дальнейших неисправностей.

Высокая скорость обслуживания.

Оно займет действительно немного времени, и вам не придется долго ждать в очереди — очень скоро автомобиль будет готов к преодолению новых трудностей.

Владельцам автомобилей с механическими коробками передач необходимо на регулярной основе проверять состояние сцепления, что позволит предупредить появление неожиданных поломок, способных доставить нам массу неудобств. Своевременная замена элементов сцепления позволит предупредить критические поломки, а соответственно автовладелец сократит свои затраты на эксплуатацию машины. В этой статье мы расскажем вам о действенном и простом способе проверки сцепления на ходу автомобиля.

Cложности диагностики сцепления

Выполнить непосредственно диагностику сцепления визуально крайне сложно, так как в подобном случае потребуется демонтировать коробку передач, а это сложная и дорогостоящая работа. Поэтому опытные водители и мастера в сервисах знают косвенные признаки, которые позволяют судить о состоянии сцепления.

Конструктивный элемент сцепление состоит из десятков узлов, которые в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются существенным нагрузкам. Поэтому в особенности при агрессивном стиле управления автомобилем, уже к 50-70 тысяч километров пробега появляются первые проблемы с этим узлом, и при различного рода поломках следует тут же вскрывать сцепление, меняя его элементы на новые.

Необходимо также помнить о рекомендациях по правильной эксплуатации автомобиля на механике, что позволит исключить появление серьезных поломок. Общеизвестно, что выжимные подшипники быстро выходят из строя, если в пробках и на светофорах постоянно держать выжатой педаль сцепления. Также может появиться износ тросика сцепления, что проявляется в затрудненном ходе рычага коробки передач. Из-за частых пробуксовок и стартов с высокими оборотами отмечается износ ведомого диска, в подобных случаях требуется вскрывать коробку передач и менять сцепление на автомобиле.

Педальный узел МКПП

Диагностика сцепления

Эксплуатационный ресурс ведомого диска сцепления составляет приблизительно 100-150 тысяч километров пробега, однако подобное обеспечивается лишь при стандартных условиях управления автомобилем. Если автовладелец практикует агрессивный стиль езды или же отмечается повышенная нагрузка на машину, то это может привести к появлению серьезных неисправностей уже на пробеге в 100 тысяч километров.

Проверка состояние ведомого диска не представляет какой-либо особой сложности. Всё что необходимо будет сделать автовладельцу, это остановиться на ровной поверхности, после чего выжать сцепление, включить пятую передачу и попытаться тронуться с места. Если ведомый диск не изношен и отсутствуют какие-либо проблемы с его эксплуатацией, то двигатель при подобной процедуре сразу же глохнет. Если мотор работает или автомобиль медленно тронулся с места, это может говорить об износе ведомого диска, в таком случае следует задуматься о замене сцепления.

Пытаемся тронуться на 5 передаче а МКПП

Своевременная диагностика состояния ведомого диска сцепления позволит предупредить критические поломки. Ремонт в подобном случае может заключаться как в полной замене сцепления, так и использовании соответствующих ремкомплектов. В последнем случае можно существенно сократить затраты на эксплуатацию автомобиля, однако решение о технологии ремонта необходимо принимать лишь исходя из общего состояния износа всей конструкции сцепления. Многие мастера рекомендуют всё уже менять его комплектом, что исключает в последующем необходимость выполнять дорогостоящий демонтаж коробки передач и снова проводить ремонтные работы.

Подведём итоги

Автовладельцу необходимо регулярно проверять состояние сцепления, что позволит исключить появление различного рода серьезных неисправностей. Проверка износа ведомого диска проверяется на пятой передаче, когда на месте на ровной поверхности включают пятую скорость, после чего пытаются тронуться с места. Если автомобиль заглох, состояние сцепления отличное и не требуется его замена.

Самостоятельная проверка сцепления на автомобиле не представляет особой сложности, необходимо будет остановиться на ровной площадке, включить пятую передачу и попытаться тронуться с места.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Что способствует ускоренному износу сцепления

Первая и главная причина ускоренного износа сцепления — небрежное обращение водителя, а именно резкое трогание с места, пробуксовки, долгое удержание педали сцепления. Важно понимать, что в сцеплении существуют две детали, которые выходят из строя быстрее всего, и, соответственно не терпят жесткого режима эксплуатации — фрикционный диск сцепления и выжимной подшипник. Диск сцепления начинает быстрее стираться, а повышенный его износ характеризуется специфическим запахом, что называется “паленым сцеплением”, а выжимной подшипник, из-за продолжительной работы вхолостую — хрустеть и гудеть.

Второй момент кроется в качестве комплектующих. Если вы приобретаете сцепление по отдельности, то разность качества комплектующих влияет пагубно на весь узел в сборе. Некачественное сцепление работает меньше, иногда проскальзывает. И, наконец, третья причина — неправильная установка сцепления. Это может быть один из моментов:

Признаки неисправности сцепления

Существует множество прямых и косвенных признаков, указывающих на износ сцепления. Для определения причин необходимо тщательно провести диагностику, которая может прямо указать на конкретную деталь, вышедшею из строя. Далее, из нижеуказанных признаков, вы научитесь понимать, при каких факторах вышла из строя та, или иная деталь системы сцепления.

Рассмотрим основные признаки, на прямо указывают на износ сцепления:

  • сцепление выключается не полностью. Такой признак называется “сцепление ведет”, и происходит по причине того, что при нажатии на педаль сцепления, ведомый и ведущий диск размыкаются неполноценно, а их рабочие поверхности несколько соприкасаются. Из-за этого переключение передач либо сопровождается хрустов синхронизаторов или вообще включить передачу невозможно, пока водитель несколько раз не выжмет сцепление;
  • пробуксовка ведомого диска. Происходит пробуксовка из-за недостаточного прилегания его к поверхности маховика, из-за чего включение сцепления становится еле возможным. Как только вы отпускаете сцепление, вы увидите резкое повышение оборотов, при этом разгоняться авто будет с запаздыванием. Сопровождается пробуксовка сильным запахом горелого ферродо, что называется “горит сцепление”. В зависимости от степени износа сцепления, пробуксовка может вас застать при движении под горку, при резком разгоне или при полной загрузке транспортного средства;
  • вибрация и посторонние звуки. Возникают такие моменты при включении и выключении сцепления, во многом говорят о неисправности демпферных пружин ведомого диска и неисправного выжимного подшипника;
  • рывок при включении сцепления. Возникает в начале движения, также рывок может возникать при переключении во время езды.

Как проверить сцепление

Если вы, эксплуатируя автомобиль, заметили один из вышеописанных симптомов неадекватного поведения сцепления — читайте далее о том, как производится самостоятельная диагностика системы сцепления без снятия коробки передач.

Для того, чтобы определить “ведет” сцепление или нет, следует произвести диагностику следующим образом: запустите двигатель, выжмите педаль сцепления и попробуйте включить первую или заднюю передачу. Если передача включается с трудом, сопровождается специфическими звуками — это говорит о том, что фрикционный диск не отходит от маховика полностью.

Второй вариант диагностики происходит в движении, когда автомобиль загружен или двигается под горку, при этом вы будете отчетливо слышать запах горелого сцепления.

Буксует ли сцепление

Для проверки необходимо воспользоваться ручным тормозом. Обратите внимание, что автомобиль должен стоять на ровной поверхности. Запускаем двигатель, выжимаем сцепление, включаем первую передачу, при этом ручной тормоз активирован. Если автомобиль, при отпускании педали сцепления заглох — узел сцепления исправен, в любом другом случае требуется дополнительная диагностика со снятием КПП.

Проверка износа сцепления

Проверить сцепление по следующей схеме довольно просто:

  1. Запустите мотор и включите 1 передачу.
  2. Плавно отпуская педаль сцепления, без подгазовки, попробуйте тронуться с места.

Если транспортное средство начало движение, как только вы начали отпускать педаль — значит сцепление, практически, не изношено. “Схватывание” сцепления на середине амплитуды педали — износ составляет 40-50%. Когда автомобиль начинает движение только при полном отпускании педали сцепления, это говорит о его неисправности, при этом ведомый и ведущий диск может пребывать в отличном состоянии, а из строя вышел рабочий цилиндр сцепления или растянулся трос.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Причины неисправности сцепления

Зачастую автовладельцы сталкиваются с проблемой неадекватной работы системы сцепления только при обнаружении явных признаков. Непосредственно причины:

  • износ ведущего или ведомого диска, либо узла в сборе. В нормальных режимах эксплуатации, сцепление способно отработать положенный минимум в 70 000 километров. Как правило, изнашивается фрикционный диск и выжимной подшипник, а сама корзина, иногда остается исправной;
  • жесткая эксплуатация автомобиля. Постоянные пробуксовки, резкие нажатия на педаль акселератора, переключение передач на высоких оборотах с резким бросанием педали сцепления заставляют фрикционный диск “гореть”. Также, любые перегрузки в виде превышения снаряженной массы, подъем на крутой угол, а также попытки “враскачку” выбраться из бездорожья, также “сжигают” сцепление намного раньше, чем оно могло износиться;
  • выход из строя выжимного подшипника. В данном случае он начинает “подъедать” лепестки корзины, из-за чего ведомый диск начинает неплотно прилегать к маховику;
  • вибрация при выключении/включении сцепления. В это время фрикционный диск вращается “вхолостую”, и если бы в конструкции не было предусмотренных поперечных пружин — вы постоянно ощущали бы вибрацию. Пружины позволяют диску вращаться без колебаний, а при их растяжении повышаются вибрационные нагрузки на первичный вал, повышается износ рабочей поверхности маховика.

Вышеуказанные причины — типовые, и возникают всегда при эксплуатации автомобиля. Что касается нештатных причин, то их также хватает:

  • ведомый диск изнашивается раньше всех, однако в пробуксовке могут быть виноваты как корзина, так и маховик из-за недостаточной толщины рабочей поверхности;
  • при перегреве корзина может потерять свои свойства. Это видно только при снятии сцепления, если обратите внимание на рабочую поверхность корзины, то синие оттенки говорят о том, что узел работал в условиях перегрева;
  • ранний износ сцепления также возникает из-за неисправности заднего сальника коленвала и сальника первичного вала КПП. Герметичность картера сцепления — важный момент, поэтому попадание масла на фрикционы не только способствует пробуксовке даже нового сцепления, но и способствует скорой замене сцепления в сборе;
  • механическая неисправность деталей сцепления. “Потеря” лепестков корзины, разваленный выжимной подшипник, разрушение ведомого диска случается в случае применения некачественного сцепления, при критически-жестких условиях эксплуатации, и несвоевременной замене узла.

Устранения неисправности сцепления

Для того, чтобы определить и устранить неисправность сцепления — необходимо понимать характер поведения сцепления, локализацию неисправности и некоторые знания конструкции системы, о чем поговорим далее.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Неисправности корзины сцепления

Выход их строя корзины сцепления характеризуется следующими факторами:

  • при выжиме сцепления возникает шум. Если при снятии КПП и последующей дефектовке, ведомый диск и выжимной в нормальном состоянии, то с большей долей вероятностью лепестки корзины утратили пружинные свойства;
  • поломка диафрагменной части корзины или обламывание лепестков;
  • коррозия. От глубины коробления зависит возможность дальнейшего использования корзины, если ржавчина поверхностная.

Неисправность диска сцепления

Возникают неисправности ведомого диска чаще всего, выражаются в характерном поведении сцепления, как “ведение” и пробуксовка:

Неисправность выжимного подшипника

Диагностика выжимного довольно проста: необходимо нажать на педаль сцепления и прислушаться, доходит ли до вас шелестящий звук. Если вовремя не обратить внимание на неисправность выжимного, то это может привести к выходу из строя не только всего пакета сцепления, но и коробки передач. Нередко возникают случаи, когда выжимной разлетается, а его куски пробивают корпус коробки передач.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Неисправности главного цилиндра сцепления

Возникает неисправность крайне редко, на пробеге не менее 150 000 километров. Чаще всего засоряется компенсационное отверстие, которое еще можно попробовать промыть самостоятельно. Попутно необходимо заменить манжеты, которые, при попадании масла, разбухают, и ко вторичному использованию не годятся.

Проверить ГЦС можно с помощником, где первый нажимает на педаль сцепления, а второй оценивает амплитуду движения штока вилки сцепления.

Также шток цилиндра может долго возвращаться в исходное положение, из-за чего ведомый диск будет подгорать. Возникает это при условии долгого простоя транспортного средства без движения, а также из-за несвоевременной замены тормозной жидкости в гидроприводе сцепления. Чаще всего, манипуляции по переборке главного цилиндра сводятся к тому, что приходится приобретать новую деталь.

Обращайте внимание на уровень жидкости в гидросистеме, а также проведите ревизию магистрали, если заметили снижение уровня тормозной жидкости.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Неисправности педали сцепления

Обычно такое возникает редко, когда педаль сцепления требует замены. В зависимости от того, какой тип привода используется в системе, следует обращать внимание на педаль. Это может быть повреждение площадки пятака, которым вы нажимаете на шток ГТЦ, либо другие механические повреждения, которые, во многих случаях. можно решить путем сварки.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Неисправности датчика

Применение электронной педали сцепления требует наличия сопутствующих электронных систем и датчиков. Датчик определения положения педали регулирует угол зажигания и обороты двигателя для оптимальной среды, при которой переключение передачи будет своевременным и комфортным.

При возникновении частичной неисправности датчика, автомобиль работает неадекватно: плавают обороты двигателя, при переключении передач возникают рывки. Причин выхода из строя датчика несколько:

Неисправности тросика сцепления

Большинство бюджетных автомобилей с механической трансмиссией, оснащены тросовым приводом сцепления. Это очень удобно и практично, а также недорого в обслуживании, потому что между вилкой сцепления и педалью только трос. Иногда требуется регулировка натяжения тросика, если сцепление “схватывает” на середине положение педали или наверху. При обрыве троса необходима его замена, при растяжении еще можно попытаться натянуть его.

Трос находится в прочной защитной пластиковой оболочке, а регулировка его производится специальной гайкой.

Признаки неисправности сцепления автомобиля

Неисправности электронного привода

К такой неисправности относится:

  • неисправен датчик положения педали сцепления;
  • вышел из строя электромотор выключения сцепления;
  • в электроцепи есть замыкание или обрыв;
  • педаль сцепления нуждается в замене.

Крайне важно перед ремонтом произвести тщательную диагностику не только системы сцепления, но и сопутствующих деталей и механизмов.

Вопросы и ответы:

Как понять, что ты сжег сцепление? Тяжело нажимается педаль, с разгоном машина дергается, увеличен ход педали, хруст при переключении передач. После долгой езды некоторые передачи перестают включаться.

Какие основные неисправности механизма и привода выключения сцепления? Износились накладки ведомого диска, ведомый диск деформирован, на накладки попало масло, износились шлицы ведомого диска, поломка демпферных пружин, износ выжимного подшипника.

Как провести диагностику сцепления? Запускается мотор. Поднимается ручной тормоз. Плавно выжимается сцепление. Через несколько секунд включается задняя скорость. Трудности при включении – признак неисправности.

Читайте также: