Диагностика грузовых автомобилей своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Зажглась лампа Check Engine? Определить неисправность поможет недорогой гаджет. Рассказываем, какие они бывают и что умеют.

За последнее десятилетие появилось много недорогого оснащения, помогающего определить неисправности разных систем автомобиля: от коробки и двигателя до газо­баллонного оборудования.

Такие приборы доступны рядовому автолюбителю, желающему повозиться со своей машиной. Но даже тем, кто не собирается самостоятельно заниматься электронной диагностикой, полезно иметь хотя бы представление о ней — чтобы понимать, куда обращаться при возникновении неисправности и как избежать развода на деньги.

Сканеры, работающие со смартфоном или компьютером

Самое распространенное и недорогое средство диагностики — адаптер ELM 327. Он стоит в среднем около 1000 рублей и подходит ко всем машинам, в которых есть разъем OBD II. Адаптер умеет считывать и обрабатывать сигналы блоков управления автомобиля, передаваемые по диагностическим линиям, и транслировать их по протоколам Bluetooth, Wi-fi или по USB-кабелю в смартфон, планшет или ноутбук.

Чтобы смартфон или ноутбук понимал сигналы адаптера, на него нужно установить программное обеспечение. Часто на диске к ELM прилагается несколько стандартных программ. А за специфическими — пожалуйте в интернет. Наряду с бесплатным есть и платный (200–300 рублей) софт, отличающийся расширенным функционалом и лучшим качеством работы.

Почти все программы имеют русскоязычный интерфейс. Правда, расшифровка кодов ошибок часто выдается на английском. Не очень удобно, но хуже другое: код ошибки определяется правильно, а вот расшифровка иногда не соответствует коду. Поэтому лучше перепроверять информацию, благо в интернете можно найти список неисправностей практически для любой марки.

Сканеры ELM 327 предлагают в двух версиях — 1.5 и 2.1. Первые поддерживают гораздо больше протоколов, а потому и вероятность успешного соединения с конкретным автомобилем выше.

Маршрутный компьютер Multitronics С‑590 предназначен для машин с круглыми дефлекторами системы отопления, в один из которых он монтируется. Однако прибор прекрасно разместился в кожухе тоннеля пола Kia Rio и показывает множество полезных параметров, включая температуру рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Маршрутный компьютер Multitronics С‑590 предназначен для машин с круглыми дефлекторами системы отопления, в один из которых он монтируется. Однако прибор прекрасно разместился в кожухе тоннеля пола Kia Rio и показывает множество полезных параметров, включая температуру рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

Автосканеры

Принципиально ничего дополнительного по сравнению с адаптерами типа ELM сканеры-лаунчеры не предлагают. Просто они более удобны в использовании. При подключении не требуют спаривания по Bluetooth или Wi-Fi — сразу загорается дисплей, на который выводится VIN-номер машины. Кнопками выбираете в меню нужные параметры и запускаете диагностику. Сканер прочитает и покажет все коды ошибок, причем интерпретация кода точнее, чем у программ, работающих с ELM. Меню части сканеров русифицировано, но ошибки будут описаны на английском языке. Программное обеспечение можно периодически обновлять, скачивая с сайта производителя свежие прошивки.

Многие мастера приобретают лаунчеры еще и для того, чтобы произвести впечатление на клиента. Выглядит сканер, конечно, солиднее, чем смартфон, подключенный через адаптер к автомобилю. Однако прибор — это лишь инструмент. И к нему обязательно должны прилагаться умелые руки.

Маршрутные компьютеры

Диагностировать неисправности в системе управления двигателем, а также следить за множеством параметров автомобиля могут и маршрут­ные компьютеры. Средняя цена качественных приборов — 5000 рублей. Их устанавливают в салоне автомобиля на видном месте и подключают ­к разъему OBD II. Конечно, основная их функция — работать трип-компьютерами. В ди­агностике они явно уступают сканерам.
Но посильную помощь окажут: и коды неисправностей считают, и ошибки из памяти блоков сотрут.

Одно из преимуществ маршрутника перед сканером: он всегда подключен к автомобилю и сообщает об ошибках в системе управления двигателем в режиме реального времени. Некоторые приборы выдают голосовые предупреждения при выходе рабочих параметров двигателя за допустимые пределы.

Активные датчики зажигания

Сканеры — это мастера широкого профиля. А есть и узконаправленные специалисты — недорогие приборы, позволяющие проводить точечную диагностику. Например, сканер засек пропуски воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре. А как определить причину этих пропусков?

Это можно сделать с помощью активного USB-датчика зажигания. Работает устройство в паре с андроид-смартфоном или планшетом, на который необходимо установить соответствующую программу. Диагностика происходит бесконтактным способом: чувствительную часть датчика прикладывают к проверяемой детали. А на экране отобразится график изменения напряжения в электрической цепи. Таким образом можно найти неисправность в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов.

Эти приборы обычно покупают сервисмены — они нужны для углубленной диагностики, и обычным автолюбителям приобретать их нецелесообразно. Тем более что и цена у них не такая уж низкая. Например, активный USB-датчик зажигания стоит около 10 000 рублей.


Сегмент диагностики коммерческой техники развивается в России довольно медленно. Мы неоднократно писали о том, что среди обычных автосервисов, работающих с легковым парком, до сих пор очень мало предприятий, которые обладают необходимым диагностическим оборудованием и профессиональными кадрами. В сегменте грузовых автомобилей и коммерческой техники эта проблема стоит намного острее. Но есть шанс, что в скором времени ситуация начнет меняться. Парк старых грузовиков и автобусов в последние годы быстро сокращается. Им на смену идут импортные и отечественные автомобили и автобусы, оборудованные современными электронными системами. Спрос на качественную независимую диагностику коммерческого транспорта уже сформирован. Сейчас идет формирование рынка данных услуг. Это процесс не быстрый, и у компаний, которые работают с данной клиентурой, есть отличная возможность зайти в этот сегмент.

В настоящее время конкуренция в сегменте диагностики коммерческого транспорта очень невысока. Это открывает отличные возможности не только для работающих грузовых автосервисов, но и для начинающих предпринимателей, в том числе и для опытных диагностов, которые давно задумываются о том, чтобы перейти на вольные хлеба. Если вы считаете, что у вас есть предпринимательская жилка, то сейчас самое время это проверить. Что же касается независимых СТО, которые занимаются ремонтом грузовиков, то им и вовсе нельзя пренебрегать развитием данного направления. В дальнейшем качественный ремонт любого грузовика, автобуса, прицепа будет целиком и полностью зависеть от правильно выполненной диагностики. Если вы хотите сохранить место на рынке, то надо уже сегодня позаботиться о создании диагностического поста.

Главный вопрос, который вам предстоит решать при создании поста диагностики для грузового автомобиля, — это правильный выбор оборудования. Сканеры для диагностики грузовых автомобилей стоят дороже, чем для легковых автомобилей. Ошибка в выборе прибора может обойтись вам очень дорого. Кроме того, помимо мультисистемного сканера вам понадобится фирменное диагностическое устройство таких производителей электронных систем для коммерческой техники, как Wabco, Knorr-Bremse.

Для узких специалистов

Если же говорить об импортных грузовиках, то специализация на одной или двух марках имеет смысл только в одном случае: если ваша компания является собственником парка таких машин, состоящим хотя бы из 20-30 единиц. Вот в этой ситуации у вас действительно есть отличная возможность не только наладить недорогое и качественное обслуживание своего автопарка, но и оттянуть на себя некоторую часть клиентов дилерского технического центра – особенно если он расположен за несколько сотен километров от вас. За Уралом это случается не так уж и редко.

Диагностическое оборудование Man Cats

Для универсалов

Впрочем, подавляющее большинство независимых автоцентров начинают работать с мультимарочными сканерами, которые не ограничиваются работой с одной маркой грузовиков. В данный момент на рынке представлено несколько диагностических приборов такого типа. Наибольшее распространение получили сканеры Bosch, Texa, Launch, G-scan. Несмотря на довольно острую конкуренцию в данном сегменте, данные приборы отлично сосуществуют, иногда даже в рамках одного автосервиса.

Сканеры для европейских грузовиков

У каждого из сканеров есть свои технические особенности и возможности, которые выделяют его и создают ему уникальные конкурентные преимущества. К примеру, сканер Bosch KTS Truck – отличный мультисистемный прибор для работы с европейскими грузовиками. Он поддерживает обмен данными по наиболее популярным протоколам, которые используются в европейских грузовиках и полуприцепах (OBD, CAN-H, CAN-L, ISO 9141-2 K/L линии. SAE-J1850 VPW, SAE-J1850 PWM (линии BUS+ и BUS-), SAE-J1708, SCI Haldex. Кроме того, в дополнение к основному комплекту можно заказать адаптеры для подключения к любому грузовику европейского производства, в том числе и для подключения к системам ABS и ECS. Однако возможности сканера в области диагностики автомобилей азиатского и североамериканского рынка заметно уступают характеристикам некоторых конкурентов.

Диагностика автомобилей сканер Bosch

Сканеры для американских тягачей

Для американских тягачей лучше всего подойдет мультисистемный сканер TEXA AXONE либо диагностический прибор Logic от компании MAGNETI MARELLI. В списке поддерживаемых марок техники этих сканеров вы найдете все основные бренды американских грузовиков и полуприцепов. Основные протоколы для связи: ISO9141, ISO14230, J1850PWM, J1850VPW, ISO15765, RS485, CAN C, J2411 Euro 4/5. Впрочем, большинство профессионалов, которые занимаются ремонтом американских грузовиков, отмечают, что наиболее полное ПО и возможности подключения к североамериканской коммерческой технике предлагает диагностическое устройство Nexiq USB Link. Данный сканер отлично работает с оргинальным программным обеспечением Cummins Insite, Caterpillar ET, Detroit Diesel Diagnostic Link и в умелых руках он сможет выполнить максимально полный комплекс диагностических работ на североамериканской коммерческой технике. Данный сканер поддерживает программное обеспечение не только основных американских производителей грузовой техники — International, Kenworth, Freightliner, CAT, Cummins Detroit Diesel — но и ПО производителей электронных систем управления пневматическими системами, системами ABS, трансмиссией: Allison DOC, Eaton ServiceRangerб Bendix Acom, WABCO Toolbox. Причем работает он не только в качестве считывающего устройства. С его помощью вы сможете выводить данные с датчиков в реальном времени, изменять параметры и выполнять сервисные операции.

В то же время, в отличие от приборов Texa Axone и MAGNETI MARELLI, данный сканер будет практически бесполезен для работы с европейским и азиатским парком. В его арсенале есть лишь несколько не американских брендов (Hino, Mitsubishi, Volvo), но их покрытие ограничивается модельным рядом, который представлен на североамериканском рынке.

Сканеры для азиатской коммерческой техники

Для работы с парком азиатских грузовиков на российском рынке автосервисного оборудования представлен довольно широкий ассортимент сканеров. Есть из чего выбирать. Наиболее универсальными на данный момент являются сканеры Launch GDS и G-Scan со специальным набором адаптеров и программным обеспечением для работы с грузовыми автомобилями. Хорошим подспорьем для работы с японскими грузовиками может стать уже упоминавшийся выше AUTOCOM CDP Pro. Но если к вам на ремонт заезжают китайские и корейские грузовики, то этого сканера будет вам недостаточно.

Диагностический сканер Launch X431 GDS

Интерфейс блок диагностики Nexiq USB Link

С чего начать?

Может быть, стоимость оборудования покажется вам довольно высокой, но работы с электронными и пневматическими системами являются и наиболее рентабельными на грузовых станциях техобслуживания. Приобретать все сразу совсем не обязательно. Начните с простого и с того, что вы хорошо освоили. Затем, по мере возникновения новых потребностей докупайте новое оборудование.

В завершение хочется сказать несколько слов о кадрах. Освоить диагностику грузового автомобиля – самая сложная задача. Можно с высокой долей уверенности сказать, что готового специалиста по диагностике коммерческой техники на рынке вы не найдете. Если найдете, то вряд ли он будет хорошим специалистом. Так что не спешите покупать сканер впрок – сначала подумайте, как вы будете решать кадровую проблему.

Грузовой автосервис

Игорь Галахов, продукт-менеджер Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию:

— Спрос на данное оборудование есть, и он постоянно растёт. Это связано как с тем, что диагностика электронных систем грузовых автомобилей на профессиональном уровне начала развиваться относительно недавно, так и с тем, что парк грузовых автомобилей постоянно растёт и обновляется более современной техникой с большим количеством электроники. В ассортименте оборудования Bosch в настоящее время представлена одна модель сканеров для грузовых автомобилей: KTS Truck.

Вопрос организации поста диагностики грузового транспорта довольно многогранный, и каждый сервисный центр решает его по­своему. Если речь идёт лишь о диагностике электронных систем автомобиля, то можно ограничиться сканером и комплектом кабелей к нему. Однако если планируется проведение более детальной диагностики, то здесь не обойтись без моторного тестера FSA 500 или FSA 720. Они позволят точно выявлять проблемы, не полагаясь лишь на показания блоков управления. В этом случае диагностируются отдельно датчики, блоки управления, электрические цепи и т. д.

Есть другие виды диагностики. Например, диагностика тормозной системы. Чтобы проверить эффективность тормозов, используются роликовые тормозные стенды BSA 5xxx. Как правило, это – отдельный пост, на котором не проводится диагностика электронных систем.

Также имеет смысл обратить внимание на диагностику элементов подвески с помощью люфт­детектора (подвижные пластины, на которые заезжает автомобиль. Они перемещаются в стороны и нагружают колёса, вследствии чего выявляются люфты в сочленениях подвески: шаровых шарнирах, шкворнях и т. д.). Для диагностики систем кондиционирования предназначена установка ACS 810. С её помощью можно осуществлять проверку герметичности системы, поиск мест утечек, оценить общую работоспособность системы и восстановить недостаток хладагента.

Проверку состояния аккумуляторных батарей производят тестером BAT 131. Он способен оценить состояние батарей, степень заряда, выявить неисправную батарею.

Отдельный вопрос – диагностика и ремонт дизельной топливной аппаратуры. Здесь Bosch предлагает полный ассортимент оборудования для диагностики и ремонта ТНВД и форсунок.

Когда Вы определились с перечнем работ, необходимо найти специалиста, подобрать оборудование, оборудовать рабочий пост – и можно начинать. Подготовить специалиста можно в учебном центре Bosch. Здесь проводятся специальные курсы по диагностике и ремонту практически всех систем автомобилей, в том числе грузовых. Также есть важный отдельный курс, посвящённый экономике автосервиса. Здесь руководителя автосервиса научат просчитывать экономику бизнеса так, чтобы организовать максимально эффективный бизнес.

kompyuternaya-diagnostika-avto

В современном мире технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. Это касается также развития и усовершенствования автомобилей. В этом есть как свои недостатки, так и плюсы. С одной стороны, их конструкция становится намного сложнее, чем была в прошлом веке. С другой же, благодаря модернизации и использовании современных технологий автомобили получают уникальные характеристики, намного лучше справляясь со своим предназначением.

Транспортные средства становятся все более комфортными, а обслуживать их теперь намного проще.

Если раньше автомобили были исключительно механическими, то теперь, наверное, сложно найти авто без электронных систем управления. Производители транспортных средств большое значение уделяют достижению максимального комфорта и повышенной безопасности для водителей и пассажиров. С этой целью и происходит активное внедрение электронных элементов в конструкцию современных авто. Электроника значительно улучшает и упрощает эксплуатацию.

diagnostika-auto

Однако есть и недостатки такой модернизации. Так как электронные системы контролируют практически все процессы работающего авто, отказ любой системы может привести к негативным последствиям. И даже если вся механика будет в идеальном состоянии, машина может даже не завестись из-за сбоя в работе электроники.

Профилактика лучше лечения!

Ничто не идеально, и электронные системы также могут часто выходить из строя, как и механика автомобиля. И если в одних случаях это может привести к полному отказу автомобиля, то в других неполадки могут быть незаметны долгое время. При этом система будет постепенно разрушаться. Ремонт — дело неприятное, да и зачастую серьёзно бьёт по кошельку, поэтому лучше предупредить возможные неполадки. Для этого и существует компьютерная диагностика автомобиля.

polomka-diagnostika-elektroniki-oborudovanie

Современные машины полностью напичканы различными датчиками, и это ставит водителя в полную зависимость от электроники. Ведь поломка небольшого датчика может привести к тому, что машина перестанет заводиться. Внешний осмотр в таком случае не поможет, ведь все системы в порядке. И только электронный блок управления даст ответ на вопрос о причине неисправности. Поэтому важно регулярно проводить компьютерную диагностику, чтобы быть уверенным в слаженной работе всех систем автомобиля.

Не тратьте деньги на обслуживание в СТО!

До недавнего времени компьютерная диагностика неисправностей могла быть произведена только в сервисных центрах, предоставляющих данную услугу. Это было связано с тем, что оборудование для проведения диагностики было довольно-таки дорогостоящим и позволить его себе могли только автосервисы. Сегодня же ситуация в корне изменилась и компьютерную диагностику можно сделать своими руками. Нужно только узнать, что входит в компьютерную диагностику и как её сделать самостоятельно.

kompyuternaya-diagnostika-avtomobilya-pribori

Если у вас нет времени постоянно ездить в автосервис для проверки, или не хотите тратить на это деньги — оптимальным вариантом будет приобретение оборудования для компьютерной диагностики. Для этого вам понадобится портативный автосканер или же ноутбук с программным обеспечением и адаптер.

Конечно, автосканер — это наиболее удобный вариант. С ним становится возможной выездная диагностика, вы можете проверить ваше авто, где бы вы не находились. Автосканер имеет компактные размеры и встроенное программное обеспечение, которое определит состояние электронных систем и укажет на имеющиеся ошибки.

Второй вариант — использование адаптера и ПК. Впрочем, может подойти ноутбук, и даже смартфон. Адаптер подключается к электронному блоку управления и передаёт сигнал на ПК через Wi-Fi, Bluetooth или data-кабель.

Как происходит компьютерная диагностика?

Итак, как сделать проверку состояния систем автомобиля своими руками? Прежде всего нужно подготовить все необходимое для проведения диагностики. Вам понадобится:

  • Компьютер (подойдёт ноутбук или смартфон);
  • Адаптер;
  • Программное обеспечение (программа для обработки полученных данных).

Программное обеспечение необходимо установить на компьютер, который будет использоваться для диагностики. После этого следует подключить адаптер к бортовому компьютеру. Затем необходимо наладить связь адаптера с ноутбуком. Когда связь установлена — можно запускать сканирование.

skanirovanie-auto-oborudovanie

Что выявляет сканирование? Компьютер производит проверку работоспособности всех электронных систем автомобиля. Неисправные приборы легко можно выявить, так как программа не получит от них ответного сигнала и сообщит об ошибке. Если какие-либо датчики показывают значения, которые отклоняются от нормы, система проверки также сообщит об этом. Благодаря этому можно предотвратить появление серьёзных проблем и неполадок.

Компьютерную диагностику самостоятельно можно проводить как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Теперь вы знаете, что такое компьютерная диагностика и как её можно сделать. С помощью адаптера и смартфона можно проверить состояние электроники находясь в любом месте, даже вдалеке от ближайшего автосервиса. Так вы всегда сможете контролировать состояние своего транспортного средства и точно знать все ли датчики работают исправно, или уже нужно что-то менять.

Читайте также: