Бортовой компьютер для мотоцикла своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Бортовой компьютер - электронное устройство установленное на мотоцикл, которое считывает данные о работе двигателя и передает их для мониторинга.

Критерий завершения

Установленное и работающее устройство

Разработка архитектуры

Основные комплектующие бортового компьютера:

  1. Спинной мозг
  2. Датчики температуры (и другие)
  3. Дисплей (Android смартфон)

Выбор платформы для спинного мозга

Предполагается использовать Arduino UNO (NANO)

Приобретение комплектующий

  • датчик температуры окружающей среды
  • датчики температуры цилиндров
  • датчик температуры масла
  • bluetooth модуль

Разработка программного кода для спинного мозга

Опрашивать датчики и передавать по bluetooth протоколу данные на andoid устройство

Собрал себе бортовой компьютер, подкупило то, что проект "народный" и исходный код открыт.

Возможности на данный момент:
- контроль расхода топлива
- время разгона до 100 км/ч
- климат контроль
- 3 датчика температуры
- аварийное звуковое оповещение
- масло двигателя
- масло АКПП
- календарь
- общий пробег
- вольтметр
- .

Два варианта устройства, на ЖК и ВЛИ.

Присоединённое изображение


Присоединённое изображение (Нажмите для увеличения)

БК имеет четыре режима работы:
1. Режим установок,
2. Двигатель заглушен, зажигание включено,
3. Двигатель заведен, машина стоит,
4. Двигатель заведен, машина движется.

Режим №1
1. При ВЫКЛЮЧЕНОМ! зажигании нажать и удерживать кнопку 1, включить зажигание. Отпустить кнопку. БК войдет в режим установок констант. Изменяемые константы и режимы отображаются на экране, сами экраны меняются циклом по кругу. При вашем выборе изменяемой конст. кнопки 1 и 2 работают как + и - или + и выбор разряда. После необходимых коррекций подождать выхода из коррекции в выбор изменяемой величины и ВЫКЛЮЧИТЬ! зажигание. Измененные значения будут запомнены.
2. При ВЫКЛЮЧЕНОМ! зажигании подключить ОДИН! термодатчик,нажать и удерживать кнопку 1, включить зажигание. Отпустить кнопку. БК войдет в режим установки констант. В четвертом экране, при выборе последнего бита, выбрать ИМЕННО ваш тип датчика. Датчики DS1820 и DS18S20 - одно и то-же! Дождаться выхода из установки битов. Кнопкой 1 выбрать режим установки термодатчиков (определения их кодов) и появится надпись "In?" или "Out?". Т.е. один из датчиков предназначен для салона, второй для наружки, третий для охлаждающей жидкости. Выбираем необходимое, дожидаемся выхода из выбора и выключаем зажигание. Адрес датчика определяется БК автоматически и будет запомнен. Отключаем этот датчик и подключаем второй. Повторяем процедуру. Будет прописан второй датчик. Так же и с третьим. Теперь подключаем все три датчика паралельно и наслаждаемся.

Режим №2
Можно его назвать сервисным режимом. Его главные отличия от основных, третьего и четвертого, это наличие экранов сервисного обслуживания. Масло двигателя, коробки, воздушный фильтр, свечи. На этих экранах кнопка №2 работает как "сброс", т.е. обнуляется километраж и устанавливается текущая дата. В предъидущем экране даты времени, кнопка №2 вводит в режим коррекции. Войдя в этот режим, кнопка №1 переключает последовательно часы, минуты, число, месяц, год, день недели, выход. Кнопка №2 изменяет соответствующие значения. Так же, в режиме №2, можно на втором экране сбросить накопительный пробег, расход и расход на 100 км. На первом и втором экранах показывается ОБЩИЙ пробег авто.

Режимы №3 и №4
Не показываются сервисные экраны и различаются показания на первом экране. При стоящей машине показываются обороты двигателя, при движении - скорость. На втором экране кнопка №2 осуществляет сброс накопительных пробега, расхода и среднего расхода на 100 км.

В режимах №№2-3, в четвертом экране, нажатие кнопки №2 приводит к процедуре установки даты/времени

Присоединённое изображение

Присоединённое изображение (Нажмите для увеличения)

Чаще всего необходимость в проводах для прикуривания возникает при низких температурах воздуха, а также после длительных стоянок автомобиля, вызывающих саморазряд АКБ. Но как правильно выбрать провода для прикуривания?

Также вам могут быть интересны следующие материалы на нашем сайте:

  • Как правильно прикуривать автомобиль;
  • Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством;
  • Инструкция по подготовке аккумулятора к зиме.

Для начала давайте разберемся с основными характеристиками, которыми должны обладать качественные пусковые провода.

Как правильно выбрать провода для прикуривания

Как выбрать провода для прикуривания

Для того, чтобы выбрать качественные провода для прикуривания, они должны соответствовать определенным критериям и техническим характеристикам. Прежде всего внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Сечение проводов (их диаметр);
  2. Материал, из которого они изготовлены;
  3. Качество изготовления.

Теперь обо всем по порядку. Известно, что чем больше сечение провода, тем меньшим сопротивлением он обладает, и, соответственно, в нем происходит меньше потерь тока и напряжения.

Сечение проводов для прикуривания должно соответствовать объему двигателя автомобиля: чем больше литраж, тем мощнее стартер и, соответственно, больше потребление тока. Чем провода для прикуривания толще, тем большую силу тока они способны выдержать.

Минимальная площадь сечения проводов для прикуривания автомобилей с объемом двигателя до 1,5 л должна составлять 16 мм2 (диаметр примерно 4,5 мм), а оптимальная – в пределах 70 мм2 (диаметр 9,5 мм). Последних достаточно для большинства моделей легковых автомобилей и кроссоверов.

Лучший материал для изготовления проводов – это, безусловно, медь, так как она обладает наименьшим сопротивлением среди прочих материалов. Поэтому выбирать следует провода для прикуривания изготовленные из многожильного медного провода.

Соединение концов пусковых проводов с зажимами обязательно должно быть выполнено на пайке, чтобы в местах соединения из-за повышенного сопротивления не было потерь напряжения (обычного обжима для этого не достаточно).

Допустимыми показателями потери напряжения в проводах для прикуривания длиной 1,5 метра составляют:

  • 1,2 В при токе до 100 А;
  • 2,3 В при силе тока 200 А.

Чем провода короче, тем будет меньше их сопротивление. Оптимальная длина проводов для прикуривания составляет от 1,5 до 2,5 метров.

В целях безопасности (дабы избежать ошибки при подключении) провода для прикуривания обычно выпускают двухцветными. Для соединения плюсовых клемм принято использовать красный провод, а для минусовых – черный.




В помощь автолюбителям

Данный раздел посвящен радиоэлектронным устройствам для автомобиля. Здесь вы найдете большое количество схем: цифровые тахометры, приборы установки УОЗ, схемы электронного зажигания, зарядных устройств для аккумулятора, схемы электропроводок различных отечественных авто и множество других электронных приборов. Также, приглашаем всех в форум по автомобильной электронике, где на ваши вопросы постараются ответить грамотные специалисты и участники форума.

Устройства для автомобиля:

Зажигание:

Зарядные устройства и все для аккумуляторов:

  • Буферное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
  • Автомобильное зарядное устройство из ATX-блока питания компьютера
  • Переделка компьютерного БП LC-200C в зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
  • Умное зарядное устройство — версия 2
  • Умное зарядное устройство — версия 3
  • Умное зарядное устройство — версия 4
  • Умное зарядное устройство — версия 5
  • Автоматическое ЗУ автомобильных аккумуляторов на PIC16F628A с использованием симисторного управления
  • Мощное импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
  • Ступенчатое зарядно-разрядное устройство
  • ЗУ для автомобильных аккумуляторов с регулируемым током зарядки 0-5 А
  • Автоматическое зарядное устройство для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 12В
  • Двухканальное зарядно-разрядное устройство
  • Схема десульфатирующего зарядного устройства
  • Зарядка аккумуляторов асимметричным током
  • Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
  • Зарядное устройство для стартерных батарей аккумуляторов
  • Автоматическое зарядное устройство
  • Выпрямители с электронным регулятором для зарядки аккумуляторов
  • Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
  • Надежное ЗУ с тиристорным управлением
  • Двухтактный инвертор с усилителем импульсного тока
  • Пусковое зарядное устройство
  • Пусковое устройство
  • Инверторный блок питания для завода автомобиля (пускач)
  • Восстановление свинцовых аккумуляторов
  • Восстановление и зарядка аккумулятора
  • Регенератор аккумуляторных батарей
  • Изготовление электролита
  • Датчик разряда аккумулятора авто в корпусе разъема прикуривателя
  • Сигнализатор разрядки аккумулятора
  • Индикатор уровня электролита в аккумуляторе
  • Индикатор тока аккумуляторной батареи
  • Индикатор напряжения аккумулятора
  • Простой термокомпенсированный регулятор напряжения
  • Стабилизатор напряжения для аккумулятора
  • Гаражный выпрямитель ГВ-3

Электрические схемы автомобилей:


Сегодня рынок наполнен готовыми комплектами проводов для прикуривания, большинство из которых не имеют названия или подробной маркировки, по которой возможно определить качественные характеристики изделия. Не всегда удается даже определить производителя комплекта.

И в заключение можно сделать простой вывод: провода для прикуривания стоят не так уж дорого, купите их и возите с собой. Пусть вашей машине они и не понадобятся, но с их помощью вы сможете помочь кому-то другому в сложной ситуации.


Итак начнем, для наших целей нужна arduino mega 2560 oled дисплей 128х64.
Контактные плашки я с ардуино выпаял для удобства монтажа, да и вообще они нам тут не нужны

Бортовой компьютер своими руками

Прошиваем ардуино, программа собственной разработки)

Бортовой компьютер своими руками

Установка в приборную панель:
Для монтажа лучше всего использовать провод мгтф, очень удобно с ним работать,
подпаивался напрямую к плате,
саму плату ардуино и другие к приборной панели на двусторонний скотч:

Бортовой компьютер своими руками

для подключения кнопок, elm и динамика вне приборной панели, для этого сделал такой вот разъемчик,
в принципе можно любой:

Бортовой компьютер своими руками

Бортовой компьютер своими руками

Теперь про крепление экранчика.

Всю лишнюю пластмассу откусываем
на фото еще видно подключение к основным контактам на плате
12в, зажигание, минус, датчик бензина:

Бортовой компьютер своими руками

сам экранчик от платы аккуратно отделяем,
он приклеен на 2х стороннем скотче

Бортовой компьютер своими руками

вырезаем окошко для него с лицевой стороны, окошко делаем по размерам видимой части экрана 12х23мм,
т.е. чуть меньше самого стеклышка, вырезаем по принципу 10раз отмерь, один отреж))
чтоб потом с обратной стороны проблем не возникло при установке экрана


крепим его в приборной панели термоклеевым пистолетом
и тут я понял, что фот будет 12 (не ломать) :)

Бортовой компьютер своими руками

Теперь про доработку elm327:
разбираем его, тут на фото уже доработан у меня.

Бортовой компьютер своими руками

нам нужны 2 контакта Tx и Rx, на фото я их отметил стрелочками,
bluetooth модуль нам ненужен, можем смело его выпаивать и выводим эти 2 контакта через разъем наружу

Бортовой компьютер своими руками

я сделал разъем вот так:

Кнопки я вывел на руль, через свободные контакты пружины (снимал пружину и подпаивался),
можно и отдельно куда нибудь вывести, если неохота ковыряться с пружиной и рулем.
а так задействовал кнопки mode и mute, перерезав пару дорожек на плате кнопок и подключившись к ним.

У меня все,можно пинать)))))))))))))

Бортовой компьютер своими руками

Я правильно понимаю, что в данном случае произведена интеграция OBD и Arduino? То есть функции компьютера ограниченны, кол-вом датчиков подвязанных в OBD?

Функции конкретно БК ограничены пидами elm
А вот функции ардуино неограничены и добавлять возможностей можно сколько угодно!

как нарисовать сову


За руки Мне не хватает внимания со стороны окружающих. Обнимите меня, кому не лень., а смысла нет. Даже в калине подобное отображает.

экран такой, потому что задумка была встроить в приборную панель, сейчас думаю побольше и цветной сделать, но влезет ли.
а кто то там говорил что изобретаю велосипед, отвечаю, что на данном авто БК не предусмотрен, можно конечно докупить его типа мультитроникс, да нахрен он за такие деньги здался, да и его куда то крепить надо, а у меня конкретно все как бы штатное.
Еще добавил функцию выключения регистратора через час, и планирую еще к сигналке подключить, добавить GSM модуль, чтоб смс слал о сработке.

А это зачем?
Все регистраторы умеют сами отключаться.

На тазах бортовик штатная вещь, если не брать в расчет классику и зубилы.

А что в ЭБУ этого нет?

1. Нет доступа к файлам, а регистрироваться ради этого - "не айс"
2. Исходник программы то где? там одни жыпеги (наверное схемы)
P.S. Нашел ссылку на исходники в переписке того форума. Однако может сюда все ссылки то бросить? Так, для смеху.

Да ты шутник , Афтор

скажи уж тогда сразу - мол исходнеки моя собственность интелектуальная. там на ссылке только готовый скетч для адептов ардуины..
А отсылать на автофорум чтобы посмотреть теже картинки , но для этого надо региться.. извини.

Надо было сразу давать правильную ССЫЛЬ с исходниками


Особенно порадовали провода МГТФ, а не расплетутся. Ничего против не имею, но МК были бы уместнее.
И по теме, думаю самое интересное в этом девайсе это исходники того hex файла, что был залит.
остальное лишь подмножество реализаций.

Я ещё в СССР занимался в радиокружках, МГТФ очень хороший провод. Но как снять с него изоляцию без зажигалки до сих пор вопрос.

А так и снимают. Либо обжигалкой, наследие ещё советских КБ, но не хорошо, так как воняет и ядовито.
Либо кусачками для проводов. не помню профессиональное название. Но если использовать нормальный (не китайский) инструмент, то уже проблеммы нет.

Аруино в машину ?
Совсем программировать разучились ? Или совсем не умели ?
Какой температурный диапазон ардуины ?
Я понимаю что Atmel -40 - 125 , но блять , там же кроме атмела на плате ктото есть ?
Не боитесь что в мороз этот "бортовой компьютер " комманды слать начнёт на включение вентилятора и т.д.

Как вы себе представляете команду на включение вентилятора через OBD последством ELM? Оно вообще может только снимать показания датчиков, считывать коды ошибок и удалять ошибки, да и те не критические. Для серьёзных копаний в мозгах авто, нужен авторизованный диагностический сканер и по.

уважаемый, исходниками не поделитесь? а САN для ЕЛМки можно было прям на разъеме панели взять, что бы не тянуть провода снизу.

можно было, но я что-то не догнал где он там)) хотя схемы смотрел, там есть can, но похоже это внутренний.

Цитата (firefox750 @ 29.03.2016 - 02:15)
Минусят любители колхозников тюнинга

Не то Слово .

Я так понимаю коль ардуино (C подобный язык), то оптимизацией кода там и не пахнет .
Почему кстати и был выбран контроллер с Баальшим обьёмом памяти .
Код покажи Мил человек .

Молодец, ничего не сказать.
Только вот один вопрос - зачем изобретать велосипед? Друг поставил на Туссан купленный бортовик, теперь у него что только не отображается. Причем на экранчике побольше, хоть и ненамного.
А так - молодчина, повторюсь! Руки растут из нужного места. В Кирюхе (я правильно понял?) бортовика очень не хватало. Если позволишь, один совет: Запили экран побольше, поставь в нормально видимое место. ПО тебе дорабатывать не нужно - все уже сделал. Необходимые данные все есть, только надо их сделать читаемыми. Потом свою разработку вытащи на Кайрон клан - с руками отрывать будут!
Сделанное своими руками намного приятнее покупаемого!
Блин, на свой же тупой вопрос сам и ответил.

А почему бы не передавать данные по блютуз? У ардуины есть модуль синезуба. Или куча неведомых проводов под ногами лучше

Читайте также: