Труба войта на 10гдш своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 17.09.2024

Доброе время суток!
Для начального уровня, знакомство с лампой так сказать, хочу собрать АС на паре динамиков 10ГДШ-1 (т.е. в каждой АС по два динамика), оформление хочу сделать ЗЯ около 70-80 литров.
Приму любые советы по этим динамикам, может и не стоит заморачиваться?

P.S. Бюджет на АС невелик, поэтому АС на Сонидо, РФТ не предлагать.

Пилите трубу Войта. под один динамик. Второй добавите пассивником на верхней панели корпуса. труба Войта под 8 дюймов размеры в инете.

5 шт 10ГДШ + саб = ДК с довольно неплохим звуком задешево. Можно даже не переделывать маяковские колонки (только заменить ДВП сзади на фанеру 10-ку). От только подвесы у этих динамиков обычно сдохшие.

В своё время, в комплекте с магнитофоном "Юпитер-203", шли колонки на 10гд-36, так вот эти ящики, по качеству, очень даже неплохие(снаружи металл прикручивался через листовую резину, фанера - 20мм). Отдал друзьям - сделали им САБы в авто - не нарадуются. - корпуса неубиваемые.

Но вот пример ,где хвалят 2шт. 10гдш-1 в одном корпусе ,пост №2. Уже теплее

В результате постоянных экспериментов по улучшению данных акустических систем, помощи всем знакомым по построению их домашних комплектов, накопилось несколько моментов, которые стоит обсудить отдельно. Эти моменты важны и значительно облегчают жизнь тем, кто еще только собирается сделать свои АС.

Итак. TQWP это достаточно простое оформление, которое доступно в изготовлении и прощает многие ошибки при расчетах и изготовлении и дает очень неплохие результаты при малых затратах.

1. Самый сложный вопрос у новичка возникает с тем, какой же динамик можно ставить в TQWP. Динамик, который может работать нормально в открытом ящике или экране. Теоретически это значит, что упругости подвеса должно полностью хватать, чтобы на резонансной частоте с минимальной амплитудой и временем переходных процессов возвращать в нулевое положение подвижную систему после импульсного воздействия. Чем ниже по амплитуде будут колебания подвижной системы динамика после импульса - тем меньше будет уровень гармонических искажений, а чем меньше время колебаний - тем и самих колебаний меньше и меньше будет самих этих номеров гармоник. Чем тяжелее подвижная система - тем больше проблем. Чем тяжелее - тем мощнее должна быть пружина подвеса и тем больше потерь на трение в этой пружине должно быть, чтобы демпфировать саму пружину и сократить время установления. Тем сложнее такие колебания задавить .

Типичным весом подвижной системы современных 12" широкополосных головок является величина 30-40грамм. Меньше - лучше, больше хуже для нашего случая. Кроме того, большую роль играет и величина линейного перемещения подвижной системы, которая ограничивается величиной магнитного поля и высотой намотки катушки. Подробнее почитать можно в специализированной литературе. НО для нас интересны динамики с величиной линейного перемещения не меньше +-2мм в противном случае, на вопрос "А если погромче" вам придется отвечать " А мне громко и не надо". Гы Гы Гы. 4-6мм линейного перемещения для 12" головки более чем достаточно в большинстве случаев для домашнего применения. Ну и последний показатель это полная добротность. Показатель полной добротности прямым образом показывает характер баса такого динамика в оформлении TQWP и косвенным образом показывает может ли динамик работать в TQWP. 0.5 - 0.7 то, что нужно рассматривать. При Qts=0.5 бас может показаться затянутым и размытым в худшем случае, а при 0.7 и выше сухим поджатым. При полной добротсности больше единицы говорить о басе как то не этично. Так что выбирать из этого диапазона.

Ну и практически процесс оценки возможности использования в TQWP динамика на глазок просто сделать в домашних условиях.

Делаем экран дома из куска фанеры или другого листового материала. Врезаем динамик и слушаем его на приемлемой громкости, которая комфортна для данной комнаты и предпочитаемой музыки. Если динамик на этой громкости на мидбасе и середине играет чисто и без значительных искажений - то смело экспериментируем дальше с TQWP. Самым лучшим тестом при этом будет тест динамика в ящике без задней стенки и внутренней перегородки, который соответствует будущей АС. Если динамик выдержал экспертизу, то переходим ко второму сложному вопросу.

2. Какую частоту настройки взять, какой программой пользоваться при расчетах. А вот тут нужно опираться на предыдущие эксперименты. В идеале - нужно сделать замер динамика в том самом "тестовом ящике" но вместе с задней стенкой вставить матрас со звукопоглотителем. Таким образом, мы получим АЧХ от динамика в ящике заданных габаритов без учета отдачи от резонатора. Сопоставив получившийся результат, определяем частоту, на которую стоит настраивать ящик. Допустим, динамик в ящике имеет плавный спад от 100герц и резонансную частоту в районе 70 герц. Таким образом - настраиваем ящик на резонансную частоту от 60 до 70 герц. И сильно демпфируем звукопоглотителями все остальные пики резонанса ящика кроме первого. Если динамик имея спад на 150герцах имеет резонансную частоту 45-50 герц, то снова настраиваем на 40-45 герц и уже меньше поглотителя, оставляем первый и второй пик резонанса ящика. Это даст отдачу из порта от 40 до 100 герц с плавным спадом и выровняет всю отдачу. Главное, чтобы при всей этой настройке, резонансная частота динамика не вылетела за пределы +_0.75*Фрез настройки Ящика. Т.Е. при настройке оформления резонатора скажем 50герц, динамик может иметь резонансную частоту от 37герц до 62герц и при этом, основной резонанс будет задемпфирован акустически повышенным сопротивлением среды в ящике.

Вот как выглядит АЧХ 75ГДШ-3-3 в измерительном ящике, видно в первой части описания про TQWP.

Вот так выглядит АЧХ из резонатора при малом заглушении:

Первый пик резонанса во всей красе от 27 до 60 герц, второй во всей красе от 70 до 110 герц и третий в полный рост от 130 до почти 190. четвертый уже поддавлен и замедлен вместо полного роста на 360 герц, он в районе 250 и задавлен на 5-6дб от первого. Такое оформление подходит вроде к динамикам с нижней граничной частотой в районе аж в 250 герц. НО звучание такого резонатора отвратительно - с гундосым вокалом и затянутое. Применение 6см. минерального поглотителя и верхнего U матраса позволяет полностью (в пределах слышимости) подавить и третий пик резонанса и значительно второй, что и позволит произвести плавную стыковку резонатора и прямого излучения широкополосной головки в области от 70 до 100герц. При этом, звучание из порта будет быстрым и без противных сч и мидбасовых призвуков. О том как это сделать более подробно ниже.

3. Игры с заполнением. Два основных и принципиальных момента.

3.1 вибродемпфирование стенок АС. Так как стенки получаются тонкие и высокие, то их обязательно нужно покрывать демпфирующими материалами, чтобы погасить вибрации стенок. Неплохим и простым вариантом, может быть оклейка стенок изнутри Фольгоизолом. Это вязкий композит на основе битума, нанесенный слоем 2-4мм на алюминиевую фольгу. Утюгом наклеиваем его на стенки и всё. Неплохо работает и жесткий безосновный линолеум (класса коммерческий).

3.2 Звукопоглощение. Так как нам нужно не увеличив компрессии в ящике, а значит не заполняя ВСЕ его пространство звукопоглотителем задавить все пики резонансов кроме первого, а иногда второго, то нужно очень тщательно подойти к этому вопросу. В большинстве случаев, матраса из 4-7см минеральной ваты(зависит от марки и производителя) хватает чтобы полностью поглотить все звуковые волны в районе от 250до 10000 герц. Просто обклеив изнутри все стенки минеральной ватой, мы получим нужный эффект. Только помним, что лучше пользоваться импортной Урсой или еще лучше Роквулом - базальтовое волокно без склеивающих смол. НИКАКОЙ СОВЕТСКОЙ СТЕКЛОВАТЫ. Даже урсу стоит в матрас из хлопка запаковать. Но этого недостаточно чтобы задавить и поглотить частоты от 90 до 150 герц. В таком случае, лучшее решение - к верхней стенке прикрепить дополнительно свободно свисающий U-образный мат из дополнительного матрасика со звукопоглотителем. примерно так:


Видны: "скругляющие углы вставки", далее пластины основного звукопоглотителя и дополнительный U образный мат, если нужно особенно тщательно подавить второй пик резонанса TQWP на частоте примерно 2*Ftqwp. 90-100герц, который основным слоем гасятся с недостаточным коэффициентом поглощения. Малый треугольный объем заполняется звукопоглотителем. Лучше ватой 7-10 грамм на литр. Косвенно, можно проводить настройку по импедансу системы, но лучше использовать микрофон и реальную комнату прослушивания для их полной взаимонастройки.

3. Довольно много споров возникает по нижнему оформлению порта Акустической системы. В описании Екселевской программки и математической модели М.Ж.Кинга нет технического обоснования почему именно такое сечение порта и как он влияет на звук. У Войта уже не спросить к сожалению.

Безусловно, вопрос в нижней части TQWP, так как резонатор (как расширяющаяся труба), заканчивается именно в самом широком сечении. После этого, поток заворачивается на 90 градусов и выходит через порт. При этом, безусловно происходит сжатие фронта волны из резонатора, увеличивается скорость и немного меняются волновые характеристики фронта звуковой волны. При этом, сечение порта гораздо больше диаметра излучающей поверхности диффузора и компрессии в ящике не образуется, но при этом, оно и не равно самому широкому сечению резонатора и не расширяется как в резонаторе TQWP(что бы просто увеличило длину резонатора и линейно изменило настройку). Кроме того, еще и две параллельных поверхности верхней и нижней крышки так же добавляют условий образования стоячих резонансов и переотражений на частотах, длина которых сопоставима с внутренней высотой ящика. А в прямых углах соединения передней и задней панели верхней крышки еще и завихрения могут проявиться. Например, если внутренняя высота 105см, то различные моды стоячих резонансов будут на частотах 165, 230, 330 герц и т.п. Следовательно, нужно постараться заполнением - звукопоглотителем вычистить на 90-95 процентов все выше 150 герц. Иначе будет окрашенное резонансное звучание. Чтобы не было вихревых потоков при развороте НЧ на выход порта, в углу снизу, стоит сделать такую же вставку как и сверху, которая "закругляет" угол. Ну и чтобы еще сильнее вычистить звучание от призвуков мидбаса - на нижнюю панель еще матрасик со звукопоглотителем. Примерно вот так:


Важное замечание - нельзя заполнять большой треугольный объем звукопоглотителями - призвуки то он задавит, но при этом значительно изменится настройка резонатора и затянется фронт НЧ сигнала так как скорость распространения фронта звуковой волны в звукопоглотителе минимум в два раза медленнее чем в воздухе. Кроме того, можно вообще убрать порт и обрезать АС в самом широком месте сечения. Поставить АС на ножки, образовав щель вокруг АС, при этом, общая площадь щели должна быть не меньше площади порта или еще лучше - равна площади выходного сечения резонатора. Кроме того, вокруг такой обрезанной АС ничего не должно стоять в периметре примерно 60см от этой щели. И то создавшие подобную систему в конце экспериментов поставили наклонную панель, отсекая выход звуковой волны назад в стену за АС. Иначе как я понимаю, получится между задней стенкой АС и боковыми предметами или стеной за АС некий резонирующий объем с непредсказуемыми характеристиками. Само же по себе увеличение длины резонатора при развороте на 90 градусов потока на выход из порта мало влияет на результат, даже если учесть что настройка меняется - так как эти 30-40 см при настройке скажем на 45герц дадут изменение вниз на 6герц. но реально изменения настройки на 6 герц не будет так как сечение уже не увеличивается с заданной пропорцией. В любом случае выхода резонанса динамика за горб резонанса оформления не произойдет.

4. Сама по себе идея свернутого Резонатора несколько ущербна, и сделана в моду компактности АС. Так как все-таки изменяется сечение в области перегиба, образуются условия для образования стоячих волн и переотражений между передней и задней стенкой, завихрения в углах и прочие прелести. Не думаю, что кто-то будет делать для 12" проекта АС треугольники высотой под два метра и шириной 45см. А вот для мидбасовых динамиков диаметром 16-20см проект очень интересен. так как при резонансной частоте 60-70 герц получается довольно стройная АС высотой около 150см и шириной 20-25см. У меня сейчас два таких проекта на очереди. Один проект на 4А28,второй на 20см широкополосных динамиках Audax. Результаты напишу позже.

Проблема разворота на 90 градусов потока из резонатора остается и у несвернутых в баранку Гы ГЫ ГЫ резонаторов. Как один из вариантов, я думаю срез и ножки. Но если АС стоит близко к шкафам и прочей мебели такой вариант не пройдет - нужно загибать на 90 градусов и выводить порт вперед. Другими словами, при такой компоновке (вывод порта вперед), получается MASS LOADED TQWP т.е. выход резонатора нагружен на некую массу воздуха в трубе, а даже не трубе а том огрызке от АС, который формирует разворот потока на 90 градусов и порта АС.

5. Проблемы самих широкополосных динамиков.

Самый грустный момент. Проблем три.

5.1 Тяжелые подвижные системы из современной целлюлозы, которая производится зачастую с сильным уменьшением длины волокон из за механического разреза волокна при расщеплении древесины, размоле в массу и дальнейшей варке в целлюлозу с применением химических ускорителей отделения лигнина от волокон делает бумагу тяжелой, плотной но не жесткой. Не буду вдаваться в подробности данного технологического процесса, НО в результате такого ускорения, диффузоры современных широкополосников хлипкие и с очень большими потерями - звучание таких динамиков не отличается высоким качеством так как мал поршневой диапазон работы и в следствие больших потерь в материале - снижается разрешение таких динамиков на СЧ и ВЧ. Только Хитиновая пропитка диффузоров композитом Воробьева возвращает былую свежесть и яркость звучания новым бумажным диффузорам и позволяет поулчить высокое качество звучания от 30-40граммовых диффузоров на середине и ВЧ. Я бы крайне рекомендовал пропитать этим раствором динамики типа 75ГДШ-3-3 или Эминенс Бета 12ЛТ или Селейшен прежде чем утверждать, что широкополосники не могут отыграть середину. Это обязательное условие.

Это не реклама, я не торгую хитиновым композитом, но я его использовал и очень не жалею и очень рекомендую. Методика пропитки есть в отдельной страничке.

5.2 Направленность излучения у 12" широкополосных динамиков. Проблема решена частично. Эксперименты по созданию рассеивающей линзы с управляемой диаграммой направленности уже почти завершились и данная тема будет дополнена очень скоро, но об этом позже.

5.3 Проблема кривой АЧХ двухконусных широкополосных динамиков. Еще с 40 годов, когда Пауль Войт первый в мире запатентовал широкополосный динамик с двумя бумажными конусами, возникла проблема что ВЧ конус (vizzer) имеет повышенную отдачу на верхней середине и ВЧ по отношению к Мидасу. Причем, эта полка находится на уровне 3-7дб. На практике, это дает яркое, несколько окрашенное звучание по оси. И это специфическое задранное полочкой СЧ характерно почти для всех двухконусных динамиков хоть то Lowther, хоть то Fostex хоть то НОЭМА. Теоретически, это можно решить расположением осей динамиков, настроив по месту не по осевой АЧХ, а градусов на 15-30. Таким образом, выровняв АЧХ в точке прослушивания. На практике это сделать трудно, так как в добавок к корявой АЧХ, широкополосники имеют еще и узкую диаграмму направленности на средних и высоких частотах и особенно 12" широкопоолсники, проблемы у которых начинаются уже после 1500герц. Таким образом, якобы получить весь спектр частот, нужно сводить оси излучения АС к слушателю, чтобы выровнять АЧХ - нужно разводить. Консенсуса нет. Проблемы с направленностью начинаются гораздо раньше чем кончаются проблемы с горбатостью АЧХ. Есть четыре пути решения этой проблемы. Все они имеют и достоинства и недостатки.

5.3.1 Способ последовательной фильтрации. Подобная методика настройки АС применяется Александром Клячиным. Методика называется "Методика создания акустических систем". Я нашел методику использования такого метода коррекции АЧХ системы последовательным фильтром в английской книге Артура Бриггса 63 года. Это только подтверждает жизнеспособность подхода. Безусловно, применение фильтров в широкополосной АС это коллаборационизм и мракобесие, но если мириться с горбатой АЧХ нету больше сил и хочется слышать все частоты - то деваться некуда, вставляем фильтр. Суть фильтра - снизить отдачу АС в определенном участке частот, довольно большом диапазоне и довольно значительно. Последовательно динамику перед ним ставится цепочка R-L-С перед динамиком. Это резонансный контур, где резистор сглаживает добротность этого резонансного контура. Подробную методику его настройки, формулы и рекомендации смотрите методику Клячина. Вот схема такого фильтра и его действие на АЧХ :




Про методику расчета в методику Клячина . Таким образом можно получить и от кривого, вернее горбатого широкополосники хороший тональный баланс.

5.3.2 Способ двухполюсного разделения. Отрезаем ВЧ конус и делаем коаксиальный динамик приклеив на керн магнитной системы дополнительный маленький ВЧ излучатель типа Focal TN52. При этом, безусловно, это будет уже совсем другой динами и совсем другая система. О ней отдельно, но это тоже способ. и он заслуживает большого внимания. так как прекрасная автомобильная ВЧ головка с низкой частотой основного резонанса подвижной системы и маленькими размерами дает возможность сделать ОЧЕНЬ интересный коаксиальный динамик. с частотой раздела около 1600 герц.

5.3.3 Изменение конструкции громкоговорителя. У некоторых динамиков, для повышения отдачи на ВЧ ставили не дополнительный конус, а купол с рупором. При этом основным излучателем ВЧ является купол, а конус вокруг него формирует поток ВЧ, изолируя ВЧ поток купола от излучения от основного конуса. Это тоже отдельная тема, так как один вид хитинового композита Александра Воробьева позволяет получить отдачу от подобных куполов или конусов вплоть до 22килогерц, что делает этот путь улучшения звучания широкополосного динамика очень перспективным.



Часовой пояс: UTC + 3 часа

Онкены на 10гдш1-4

Пожалуй, Вы ошиблись с выбором форума. Из здешних завсегдатаев, пожалуй, лишь два-три человека занимаются постройкой самодельных АС, остальные горазды лишь в теории. Сейчас набегут "специалисты" и будут Вас уговаривать строить ФИ.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Онкены по сути дела относятся к АС открытого типа, и в них должны применяться динамики акустического типа - т.е. с короткоходовым диффузором. Насколько я помню, 10гдш1-4 относятся именно к такому типу.

И кстате, в отличии от АС закрытого типа с компрессионными динамиками, "онкены" вполне допустимо изготавливать из 8 - 10 мм фанеры. И даже лучше. Только ребер надо побольше сделать для сохранения жесткости. Длина "пути" выхода звука с тыла наружу рекомендуется делать не меньше 4 диаметров динамика в самом "узком" месте.

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Необходим быстродействующий преобразователь питания средней мощности с высоким КПД? Он должен быть компактным и недорогим? Решение – карбид-кремниевые модули средней мощности WolfPACK производства Wolfspeed. В статье рассмотрены основные особенности модулей WolfPACK и показано, что переход на эту универсальную и масштабируемую платформу позволяет не только быстро разработать новые устройства, но и без значительных затрат времени и средств модернизировать уже существующие схемы на традиционной элементной базе.

Приглашаем 27/01/2022 всех желающих посетить вебинар, посвященный двум наиболее растущим сегментам интегрированных источников питания – AC/DC малой мощности (1-20Вт) и сегменту решений PoL без изоляции. На вебинаре рассмотрим проблему выбора AC/DC в бюджетном сегменте и концепцию тестирования ускоренного старения, проведем сравнительный анализ подходов к интеграции AC/DC модулей. Сделаем обзор решений концепции POL с доисторических времен до современных технологий и средств для разработки и тестирования.


Одна из причин, по которой я (в своё время. ) поменял АС на этом динамике на что то типа S-30. Но бас у этого динамика вполне приятный, и есть немало примеров удачных АС с 10ГДШ-1 в НЧ звене.

Хочу сваять АС из 4 динамиков ГДШ 10-1-4. (по 2 на колонку.) аля туц-туц в гараже.

Кто сталкивался? Где грабли?

Нарыл вот такие варианты:





ФИ, ЗЯ, ОРТОгональный выхлоп, мож лабиринт? кто что думает, кто что посоветует, пошлет на почитать?

Еще интересен вариант с "как доработать" старые совки?

типа пулю прилепить, адаптировать к ЗЯ оклеиванием корзині синтепоном, магнит еще прилепить. Как ето правильно делается?


Усилитель еще не куплен. ихний маячёк имеется. Но не внушает доверия.

Буду признателен любой иформации. С ув. Константин.
ЗЫ: вокруг с бубном не предлагать .

Любой совет начинается с измерений и проектирования в простых программах.
Меряй параметры Тиля-Смолла, выкладывай результаты.

Насколько помню , общая добротность у этого динамика около 1.0. Какой фазик ? Самый лучший звук на этих динамиках я слышал на Маяковских колонках с ПАС. Все другие извращения, в том числе и самодельные играли хуже.

для туц-туц в гараже такие высокие технологии? пожалей себя, скрути их последовательно и в щит прикрути

хорошо, мерять будем чуть позже. Но скорее всего все они будут с высокой добротностью. Но какой вариант оформления будет самым удобным, чтоб таскать эти колонки на улицу и обратно в гараж. Так сказать чтоб присутствовала эстетика. Щит уж больно примитивен и можно легко повредить динамики, уронив его. Короче легких путей не ищем

ну вариовент так вариовент. Тогда скопировать родной короб или лучше рассчитать бокс побольше.
Не подскажете прогу чтоб пас высчитать?

хорошо, мерять будем чуть позже. Но скорее всего все они будут с высокой добротностью. Но какой вариант оформления будет самым удобным, чтоб таскать эти колонки на улицу и обратно в гараж. Так сказать чтоб присутствовала эстетика. Щит уж больно примитивен и можно легко повредить динамики, уронив его. Короче легких путей не ищем

ну вариовент так вариовент. Тогда скопировать родной короб или лучше рассчитать бокс побольше.
Не подскажете прогу чтоб пас высчитать?

Мне кажется, самый простой путь- поехать на радиорынок и купить за 50 гривен такие колонки с убитыми динамиками и вставить туда новые головки. Во всяком случае, у нас в Днепре их полно. Купил бы себе такие, но всегда внутри хлам. Если бы у меня были новые динамики, как и у тебя, давно бы так сделал. ПАС со временем не портится. Только подвес динамика.

а у меня не новые такие же убитые как на базаре подвесы переклею и в путь.
Вот вопрос с доработкой открыт. Кто то пули клеит в рупор, кто-то корзину синтепоном оклеивает, магнит сверху клеит.
Стоит ли оно того?

На фото в первом посте 25 ГДШ-102.Это уже наше решение(после развала Союза).
Отличается:1-более плотный поролон,2-порошковая покраска рамы,3-диаметр провода катушки 0,24(в десятке 0,17),4-приклейка поролона сзади диффузора(у десятки спереди).
Изобреталось в угоду владельцев тогдашних кассетных Гу 4х25 которые жгли десятку частенько.Ходит подольше, но не грае.Нормальным языком говоря-загрубленный вариант десятки.
Ранее уже писал когда-то-ценность представляют дины примерно до 92г.выпуска.Там есть все что должно - графит,войлок в составе бумаги,медная блямба на керне,нормальная индукция в зазоре.Чем позже от этой даты,тем более это по звуку напоминает мусор.Я уже молчу про левые-подпольные варианты.
Поддержу вариант последовательного подключения.Можно еще добавить пищи - филипсы,Неплохо с маячками сочетаются.
Не надо им никаких доработок.Если дата нужная то переклей подвесы и все.Жаль только что оригинального (авиационного) поролона уже не достать. То что идет на ремонт- это мебельный (самопальный).А про заводской можно уже не вспоминать.
Как бонус-если в названии есть буква М (10-ГДШ-1М)- это самый жирный вариант.Там была спец промазка.И у этого дина были повышенные мощностные показатели.
Переваривай!

Читайте также: