Теплый пол в автодоме своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Поделюсь своим опытом эксплуатации в зимний период .
основная проблема как в караване так и в автодоме зимой это холодный пол, да и к тому же часто и мокрый (если обувь со снегом кинуть) - эти проблемы решаются установкой теплого пола .
Однако заранее хочу подсказать что ТП надо брать низкотемпературный и лучше корейский. Температура нагрева max 45 C соответственно вам не придется ставить дополнительно контролер.
Толщина покрытия ТП позволяет вам смело его уложить под ковролин либо ковер.
Потребление 400 Вт - 1 м что получается 2 погонных метра по 0,5
фото выложу.

Я смотрел полы, разные по производителям. Корейские самые интересные. Нашел по 25 долларов. Но.. рекомендуют ложить под ДВП, потом уже все остальное (ковролин или линолеум), для того, что бы не было повреждения механического, что бы током не стукнуло. Что скажешь?

+37529 617 34 71 Звоните, когда нужна помощь или когда хотите поделиться радостью!

неа
1. корейский он идет с утолщенной пленкой и на температуру 45 .
2. стоимость 15 дол 1 метр
3. Под Двп ложить смысла нет - не прогреет. А вот под ковролин самое то, но надо так чтобы песок или грязь минимально попадала поэтому ковролин должен лежать плотно к стенам.

Ну и на теплое время - ты его просто снимаешь

Доброй ночи.
У меня ТП стоит в караване под душевым поддоном и под баком с водой.Пока 3 месяца полёт нормальный.Даже летом водичку надо подогревать.Из крана в кемпенге ,как правило,течёт очень холодная.И в холодный поддон вставать не комильфо.По осени подогрев поддона хорошо помогает просушить мокрую одежду и обувь.По просьбе жены в душевой повесил трубу для вешалок с одеждой.Удобно на стоянке развесить одежду. Убирается легко для приёма душа.Плёнку брал корейскую.В магазине набрал обрезков по цене отходов.Отдельно купил изоленту для ТП. Подогрев бака с водой зимой работает во время движения через инвертор.На НГ будем тестировать.
С уважением Бурелом.

+37529 617 34 71 Звоните, когда нужна помощь или когда хотите поделиться радостью!

nikk писал(а): Поделюсь своим опытом эксплуатации в зимний период .
основная проблема как в караване так и в автодоме зимой это холодный пол, да и к тому же часто и мокрый (если обувь со снегом кинуть) - эти проблемы решаются установкой теплого пола .
Однако заранее хочу подсказать что ТП надо брать низкотемпературный и лучше корейский. Температура нагрева max 45 C соответственно вам не придется ставить дополнительно контролер.
Толщина покрытия ТП позволяет вам смело его уложить под ковролин либо ковер.
Потребление 400 Вт - 1 м что получается 2 погонных метра по 0,5
фото выложу.

45 не 40 это очень много датчик и утеплитель фольгированый под теплый пол нужно обязательно
Иначе позжет ленолиум а потом просядет пенопласт
в полу и он станет мягким будет проваливатся , знаю клубней с горьким опытом.

45 - это пиковый .
уже как год я им пользуюсь, в частности прошлую зиму он у меня отлежал весь сезон. О том чтобы плавился линолиум речи вообще нет, но для точности возьму проверю сегодня.

Кто сейчас на конференции



Такса, как известно, может улучшить собой абсолютно любую фотографию.

2. Артикул термоматов — 372421, стоимость 5800р + пересылка транспортной компанией. К счастью, всё подошло идеально!



3. К стеклам они крепятся на мощные присоски. Снимать по инструкции можно только лишь потянув присоску за "хвост" — иначе они довольно быстро рвутся, несмотря на армирование отверстий металлическими кольцами. Держатся при этом очень крепко.



4. Вот как выглядят с улицы. Почему зимой фольга смотрит наружу? Не спрашивайте. :)



5. Состоят термоматы аж из 7 слоёв:



1 слой. Армированная сеткой прочная алюминиевая пленка, отражающая до 90 % ультрафиолетового излучения.
2 слой. Плотный вспененный полиэтилен толщиной 2 мм.
3 слой. Алюминиевая пленка.
4 слой. Плотный вспененный полиэтилен толщиной 2 мм.
5 слой. Алюминиевая пленка.
6 слой. Антиалергенный утеплитель (синтепон).
7 слой. ПВХ пленка, предотвращающая образование конденсата.

6. Мои кемпинговые окна Dometic S4 (которые по сути являются стеклопакетом с воздушной камерой) также имеют встроенную рулонную шторку из ПВХ, её наружная часть фольгированная.



7. Ну а на заводское остекление сдвижной двери ещё перед летней поездкой в Крым купил самую обычную солнцезащитную шторку за 70 рублей на Алиэкспресс, которая отлично подошла по размерам. По углам закрепил на ней скотчем неодимовые магниты, держится прочно, устанавливается за пару секунд.



8. Теперь оставалось провести полноценные испытания в мороз. Благо что для этого даже не пришлось никуда ехать.


9. Прогноз обещал -25 градусов ближе к утру, так что я просто взял подушку и отправился в машину.



10. В 10 вечера запускаю сухой салонный отопитель Eberspacher Airtronic D4 на 4кВт. Чтобы кемперочек прогрелся побыстрее, в помощь ему также включаю "мокрую" Webasto на 5кВт, которая греет ОЖ двигателя и заодно воздух в салоне при помощи вентилятора штатной печки. Она работает около часа, после чего автоматически отключается.



11. На улице -20 градусов и полный штиль. Впервые вижу, чтобы оба отопителя так сильно дымили. В солярку на всякий случай добавлял антигель, так как в середине января лукойловское топливо, которое по документам фильтровалось до -34, загустело в трубках отопителя в -18 градусов. На этот раз всё оказалось хорошо, обе печки запустились и быстро прогрели салон.



12. Почти час ночи. Морозец крепчал.


13. Попытка почистить зубы перед сном оказалась неудачной. Замёрз слив раковины, так что пришлось брать горелку и лезть под машину.



14. Чтобы не сверлить большое отверстие в днище кузова, я использовал переходник для шлангов с 19 на 12мм (с 3/4 на 1/2 дюйма). Так что вполне прогнозируемо, что в месте сужения вода почти сразу замёрзла на металлической поверхности, на фото виден лёд внутри.



15. Четыре утра. Обещанные прогнозом -25 градусов. Чтобы в салоне был свежий воздух, сплю с приоткрытыми окнами спереди и сзади (у них есть специальный режим проветривания, когда открыта только узкая щель), отопитель при этом вполне справляется. В противном случае в машине довольно быстро окажется высокая концентрация углекислого газа (СО2), на стёклах и металле появится конденсат, да и дышать таким воздухом вредно для здоровья.


16. Проснулся в 8 утра. На улице почти -27. Учитывая, что внутри при этом +21, разница температур составляет 48 градусов. Спал как и дома — в трусах и майке, правда, под тёплым одеялом.



Самое неприятное, с чем столкнулся во время ночёвки (не считая замёрзшей раковины): сзади у меня грузовое отделение, сверху которого 6-миллиметровая фанера и на ней уже лежит 10-сантиметровый икеевский матрац. Так вот, из-за того, что домик на колёсах не успел быстро прогреться (отопление включил только в 10 вечера), матрац по ощущениям был холодный, спать на нём первое время было не очень комфортно. Позже проложил между ним и фанерой сантиметровый вспененный фольгированный утеплитель, но, возможно, для подобных ночёвок придётся покупать электроодеяло. В общем, пока в раздумьях.

17. Морозный рассвет. Выходишь, снежок хорошо так хрустит под ногами, красота! Лобовое стекло покрылось лёгкой изморозью именно в местах примыкания термомата. С боковыми стёклами ситуация была чуть лучше, они запотели ощутимо меньше.



18. Дверные ручки покрылись колючками снега.



19. Ещё один момент. Я наконец-то доделал принудительную вытяжку салона. Так как на крыше банально не оказалось места для люка или грибка вентиляции (почти вся поверхность занята солнечными панелями, то пришлось искать другой выход. Под потолком над задними дверьми установлено два 12-вольтовых вентилятора, которые гонят воздух по "вентиляционной шахте" вдоль задних дверей. Внизу, за боковинами бампера стоит два обратных клапана с резинками. Месяц назад я снял бампер и переставил клапаны вверх ногами, так что резиночки теперь всегда в открытом положении под собственным весом.



20. Сответственно, тёплый "отработанный" влажный воздух выдувается на улицу в отверстиях под задним бампером, а на нём самом по периметру появились длинные сосульки. Обратите внимание — они "растут" именно изнутри бампера, там, где идёт поток воздуха. Судя по показаниям датчика CO2, ситуация в салоне улучшилась, так как чуть приоткрытые окна не могли обновлять воздух под потолком, откуда его теперь забирает принудительная вентиляция. Про это расскажу в отдельной части.



21. С появлением солнца коричневый забор нагрелся и от него пошёл пар. На улице при этом ниже двадцати градусов. Никогда такого не видел.


22. Доработка слива раковины. Ступенчатым сверлом делаю отверстие побольше, 19-миллиметровый шланг теперь просто торчит наружу без каких-либо изгибов. По идее это должно решить проблему. Уличную часть сливного шланга, которая выходит к заднему мосту, отсоединил до наступления тепла.



23. Ещё немного про эффективность термоматов. Снег начал таять только в том месте, где изоляция не полностью прилегает к стеклу, превратившись тем самым в "ледяную реку". Остальное лобовое стекло при этом чистое.


24. Спринтер смотрит на север, так что дело не в солнечном нагреве.


25. Про утепление кузова подробно рассказывал в предыдущих записях. Если вкратце — на металл наклеен Изолон толщиной 8мм, дальше идёт PIR-плита 50мм, там, где можно было сделать слой потолще (внизу и под крышей), клал её в несколько слоёв. Дальше ещё Изолон 4мм, и сверху фанерная обшивка стен.




27. В записях про утепление больше всего вопросов было про конденсат. Так вот, благодаря постоянному проветриванию, единственное, где я видел конденсат во время холодных ночёвок — это внутри штатных вентиляционных отверстий стен, которые я намеренно не стал закрывать. Образуется он, соответственно, на внешней стенке фургона. Весь внутренний металл при этом сухой, крыша тоже сухая. На стёклах лёгкий иней появился только при использования термоматов, когда в январе ездил в Тульскую область без них, стёкла наутро тоже были сухими. Более подробно про это рассказываю в видео в конце поста.


Иней со стен исчезает самостоятельно даже в холодной машине, когда она просто стоит на улице с чуть приоткрытыми окнами (я ещё включал принудительную вытяжку). Его высушивает сухой зимний воздух. Ну и, разумеется, если просто запереться в салоне с закрытыми окнами на ночь, конденсата будет очень много, а дышать внутри будет нечем. Так что проветривание — наше всё!

28. Вечером в гости приехал друг на внедорожном кемпере.



29. Их команда сейчас едет в Бурятию в рамках Гранд-Тура Байкальская Миля, планируют установить рекорд скорости на автодоме и по пути снимают фильм "За мечтой".




Подводя итоги:

Термоматы с доставкой — 6300р.

По поводу расхода топлива и электроэнергии:

Обе печки (мокрую и сухую) я запустил в 10 вечера. Мокрая автоматически выключилась через час, "фен" же грел салон до 8 утра.

У отопителя по паспорту максимальный расход 0,5 литра в час. Итого получается, что сжёг он примерно 5 литров топлива (это максимум, по факту думаю, что меньше, ночью салон уже полностью прогрелся и он работал на "экономном" режиме).

Так как возле дома машина стоит на внешнем питании и зарядное устройство поддерживает батареи на максимуме, израсходованные ампер-часы засечь не догадался. Но вообще на практике за одну ночёвку (а это вечер, ночь и следующее утро перед дорогой) печка, холодильник, свет и ноутбук потребляют примерно 25-30% от общей ёмкости батарей в 285А*ч.

Отопительные системы в автодомах и прицепах дачах делятся на несколько видов:

По источнику питания: газовые, электрические, на жидком топливе.
По вариантам теплоносителя: воздушные и жидкостные

К газовым относятся отопители торговых марок Alde, Truma, Primus.

retrailer_alde

Плюсы газовых отопителей в том, что природный газ экономичнее чем электричество и жидкое топливо, а так же энергетически эффективнее. Показатели автономности здесь тоже на высоте. Из минусов можно отметить, что российский газ бутан, который входит в состав пропан-бутановой смеси (что и именуется у нас на родине природным газом) при сильно отрицательных температурах не испаряется и переходит в жидкое состояние. Как следствие этого перестает работать отопитель, когда он так сильно нужен. Так же стоит отметить взрывоопасность, возможность утечек, а так же вредные пары угарного газа (если с выпускной системой отопителя не все в порядке). В Европе не везде присутствуют единые стандарты на газовое оборудование и с этим могут возникнуть проблемы.

Электрические нагреватели обычно встраиваются в газовые отопители Alde и Primus как запасной вариант, а так же продаются отдельно в огромном количестве. Помимо этого существует вариант со встроенными в пол электрическими матами.

retrailer_hot_floor

Здесь тепло передается за счет уложенной в мат проволоки с высоким сопротивлением. Все эти приборы просты в эксплуатации, не пожароопасны и стоимость их сравнительно не высока. Только вот расход электроэнергии получается очень затратный, а об автономности здесь и речи не идет (жидкотопливный генератор не в счет).

Жидкотопливные отопители представлены в основном компаниями Webasto и Eberspächer.

retrailer_webasto_termo_top_c

Достоинствами этих отопителей является автономность и доступность жидкого топлива (бензин или дизель, которые, в отличии от газа, можно найти в самых запрятанных закаулках нашей необъятной), которое берется прямо из бака автомобиля. Система отопления монтируется под пол кемпера, что позволяет экономить внутреннее пространство салона. Так же в зимнее время отопитель может работать и как предпусковой подогреватель, сначала прогревая двигатель, а затем жилой модуль и воду. Из минусов можно отметить, что, до недавнего времени, все жидкостные отопители были шумными и имели неприятных запах. Жидкое топливо более химически инертно, чем газ.

retrailer_webasto_air

Теперь разберем в чем принцип работы, плюсы и минусы систем с воздушным и жидкостным теплоносителем.

Отопители с воздушным теплоносителем производят торговые марки Truma, Carver, Webasto, Eberspächer.

retrailer_truma

Такие системы забирают холодный воздух внутри автодома, нагревают его, а затем проводят его обратно в жилой модуль напрямую или через систему воздуховодов. Воздушный обогрев является лидером по установке в дома на колесах прежде всего из-за своей привлекательной стоимости. Воздух в салоне обогревается значительно быстрее, чем при жидкостном теплоносителе. Так же, в первые 10 лет эксплуатации, воздушное отопление не требует никакого специального сервиса.

Из минусов по сравнению с жидкостным отопителем стоит отметить больший расход газа, неравномерность распределения тепла.

Отопители с жидкостным теплоносителем производят торговые марки Alde, Primus, Webasto, Eberspächer.

retrailer_eberspacher_hydronic_d5w

Такие отопители нагревают жидкость (воду или антифриз), циркулирующую по замкнутому контуру внутри прицепа дачи, которая транспортирует тепло к нагревательным элементам (батареям), где оно и отдается в качестве теплового излучения жилому пространству дома на колесах.

Плюсом является равномерность распределения тепла по всему салону, меньший расход газа, возможность увеличить мощность просто поставив дополнительную батарею в контур.

Из минусов стоит отметить большую стоимость устройства и его техническую сложность, более медленный прогрев салона, более сложное техническое обслуживание (периодическая проверка на герметичность, удавление воздуха, замена каждые 2-3 года теплоносителя).

Так же такие системы как Alde и Primus комплектуются встроенными теплообменниками, которые позволяют греть водопроводную воду.

1) Изучить автодом на предмет наличия зимнего пакета.

Важно! При температурах ниже нуля, можно полноценно пользоваться всеми удобствами только в автодоме с утепленным баком сточных вод. (Он находится под днищем автодома в задней части или в двойном полу)

На автодоме зимой: 10 простых правил

Утепление бывает трёх типов:

  • С воздушной рубашкой, в которую подведена труба отопителя.
  • С электрическим подогревом от бортовой сети 12V.
  • Размещение бака в отапливаемом пространстве (салон, двойной пол).

3) Если в автодоме газовый отопитель - всегда имейте резервный запас газа в отдельном баллоне. Всегда заправляйте газ в освободившийся баллон при первом удобном случае. Не дожидайтесь пока начнёт заканчиваться второй. Это может произойти совершенно внезапно. В случае форс-мажора с машиной где-нибудь между городами надо иметь запас, чтобы не замёрзнуть и дождаться помощи.

На автодоме зимой: 10 простых правил

4) Проветривайте автодом каждый день, открывая настежь все двери. Морозный воздух заберет скопившуюся влагу, в помещение быстро появится много кислорода, которого может не хватать при постоянной работе отопителей

5) При температуре ниже 15-20° запускайте двигатель непосредственно перед тем как лечь спать, дайте подзарядиться пусковому аккумулятору и прогрейте двигатель. Ночью температура может упасть ещё ниже и двигатель с утра может не запуститься. Вечерний пуск и прогрев значительно снижают этот риск.

На автодоме зимой: 10 простых правил

На автодоме зимой: 10 простых правил

7) Не взбирайтесь по затяжным заснеженным серпантинам лыжных курортов. Вес автодома может быть не рассчитан на такие испытания в условиях зимы. Можно сжечь сцепление на половине пути в гору.

8) В зимнюю поездку всегда берите тёплую одежду для сна. Даже самый утепленный автодом может не прогреть некоторые края жилого пространства холодной ночью. В углах фургона бывают мостики холода. Надевайте шерстяные носки. Если чувствуете, что прохладно в изголовье, надевайте шапку. Само собой, берите одеяла и на всякий случай тёплые спальные мешки.

9) Старайтесь ходить в автодоме в зимних тапочках. Тёплый электрический пол может работать только при подключении к 220V. Обязательно снимайте уличную обувь, положите коврик на входе в автодом. В каждом доме на колесах должен быть хорошо прогреваемый шкаф для сушки мокрой обуви и одежды.

10) Если по пути следования вы решили остановиться в гостинице на одну ночь, помыться всем экипажем, решить накопившиеся бытовые вопросы, оставьте отопление в автодоме включённым на минимальной мощности, чтобы водяные трассы, резервуары с водой, аккумуляторы не замёрзли. Покидая автодом проверьте остаток газа в баллоне. Его должно уверенно хватить до вашего возвращения. Если вы покидаете автодом на несколько дней, то слейте всю воду из баков чистой, серой воды, из бойлера, откройте все смесители, чтобы вода ушла из всех трасс. После этого выключайте отопление и не ленитесь хотя бы раз в день заводить двигатель, чтобы в день выезда завестись без проблем.

Читайте также: