Сенсорная стена в детском саду своими руками
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 05.10.2024
Автор: Северинова Людмила Владимировна
Населенный пункт: Белгородская область, Ракитянский р-н, с. Центральное
Автор: Чумак Мария Александровна
Населенный пункт: Белгородская область, Ракитянский р-н, с. Центральное
Широкое использование данной технологии связано с активным использованием в конце XX начале XXI века сети Интернет. Большое количество людей стали использовать виртуальные стены(в т.ч. соцсети, по сути своей такжеявляющиеся своеобразными стенами, привлекающимивнимание к тексту фотографиями и иллюстрациями) [3].Вонлайн-формат перешли доски объявлений, инфо-стенды, что даловозможность не только более массовых прочтений, но и ускоренной реакциицелевой аудитории[3].
Так, некоторый иллюстративный материал, расположенный в коридоре, спальне, подсобных помещенияхносит только информативный характер и меняется очень редко. К примеру списки к маркировке мебели, памятки, напоминания. Данный материал относится к одной из форм развивающей предметно-пространственной среды и не несет, в основном, никакой образовательной нагрузки.
В данной работе используется определение, указанное в исследованииИ.В. Чумаковой, С.А. Гайдуковойи Е.Г. Свистуновой: «Образовательная технология - целостный проект образовательного процесса, системно определяющий структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и воспитанника), имеющий целью достижение планируемых результатов (минимальных) с поправкой на индивидуальные особенности его участников и воплощение этого проекта на практике [8].
Опыт использования образовательной технологии показал, что на стенах желательно располагать экспозиции по всем образовательным областям, указанным в стандарте дошкольного образования [7] (Таблица 1).
DIY Toddler activity-Velcro Lego! Dollar store craft blocks and velcro dots! $2 total cost. Awesome for plane rides!
Plantable Felt Garden Box tutorial from A Beautiful Mess - incl. instructions for making carrots, beets, strawberry plants and planting box
Paint in ziplock bags, taped to table. Great distraction, no mess!!- repining this for my friends with kiddos. This is a good idea!
Какую пользу приносят сенсорные комнаты в детских садах
Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, особенно активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.
Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Для того чтобы перед малышом не просто открылся мир во всей его полноте, но также и понимание сути, что и каким образом в нем происходит, достаточно работать с этим инструментом всего несколько часов в неделю.
Что такое сенсорная комната для детей и для чего она нужна
С точки зрения педагогики, как науки, сенсорная комната в детском саду пока что находится на экспериментальном уровне. Однако, несмотря на это, данный инструмент уже успел зарекомендовать себя, как действительно эффективное и абсолютно безопасное средство для воспитания и развития. Независимо от того, идет ли речь об индивидуальных или групповых занятиях, сенсорная комната показывает действительно потрясающие результаты.
Это же касается и детей, которые имеют следующие проблемы:
- Замкнутость, низкий уровень внимания, а также мотивации к обучению. Уже после нескольких занятий ребенок гораздо активнее проявляет интерес не только к учебе, но и общению с другими ребятами и педагогами. Все это происходит, благодаря активации эмоционального фона во время работы.
- Синдром дефицита внимания и гиперреактивность. Находясь внутри сенсорной комнаты, такие дети начинают вести себя более сдержано. Это помогает им больше сосредотачиваться на внимании и, следовательно, впитывать знания легче и результативнее. Кроме этого сенсорная комната также способствует расслаблению, причем не только в физическом, но и эмоциональном плане.
- Дети с аутизмом. Используя сенсорную комнату, такие ребята буквально на глазах начинают находить общий язык с воспитателями, а также сверстниками. Не замыкаясь в себе, они приобретают все необходимые для развития и обучения навыки.
Таким образом, сенсорные комнаты для детей младшего и среднего возраста обеспечивают комплексную коррекцию не только психологических, но и разного рода физических расстройств.
Нужно понимать, что все занятия проводятся исключительно в игровой форме. Доказано учеными и педагогами, что именно таким способом дети усваивают информацию лучше всего. Помимо этого, для того чтобы стимулировать определенное чувство или качество, используется релаксация, благодаря которой дошколята без особых усилий развивают свои физические, а также чувственные навыки. Это очень важный момент, который поможет ребенку в будущем, поскольку им будет гораздо легче и проще концентрироваться на определенных вещах, находить общий язык с людьми (социализация), четко определять для себя жизненную и позицию, умея ее отстаивать перед другими и т д.
Какое именно оборудование применяется для сенсорных комнат
Чтобы установить этот инструмент в детском саду, используется различные принадлежности, оказывающие ребенку релаксирующее и стимулирующее воздействие:
- Специальные колонны воздушно-пузырькового типа. В процессе наблюдения за движущимися пузырьками, происходит стимуляция зрительного восприятия малыша. Благодаря этому, у него существенно улучшается концентрация внимания. Кроме того данные колонны также обеспечивают психологическое расслабление, вызывающее успокаивающий эффект.
- Интерактивные панели, оснащенные качественными сенсорными датчиками. Благодаря отличной картинке и звуку, у ребенка улучшается слуховое и зрительное восприятие. Такие панели также способствуют улучшению мелкой моторики, памяти, воображения, а также установке причинно-следственных связей. Все это активно развивает логическое мышления и раскрывает творческий потенциал.
- Панели из оптоволокна. Главная задача данных приспособлений заключается в развитии концентрации. Это значит, что ребенок научится удерживать внимание на одном действии, не переключаясь непроизвольно на что-то другое. Данное оборудование показывает особый эффект при работе с агрессивными или гиперактивными детьми, прививая им усидчивость.
- Развивающие и реабилитационные элементы. Сюда входят различные тренажеры, стимуляторы, сухие бассейны, паззлы, конструкторы и другие. Все они активно стимулируют деятельность центральной нервной системы, бытовых навыков, а также физического развития в целом. Такое оборудование сенсорной комнаты способствует расслаблению и тонизированию.
- Балансировочные панели, бизборды, тактильные дорожки и панели, модули и лабиринты. Все это обеспечивает развитие мелкой моторики, повышение физической и двигательной активности, а также пространственного и логического мышления. Данное оборудование особенно полезно детям, страдающим задержкой умственного или речевого развития, что также дает эффект, когда малыш недостаточно общается с друзьями.
- Звуковые элементы. Это оборудование воспроизводит высококачественные максимально естественные звуки различных типов (шум деревьев, воды, пение птиц, другие элементы окружающего мира или просто музыка), что способствует релаксации и формировании о представлении мироустройства.
Кроме всего этого для обеспечения максимального комфорта и уюта детская сенсорная комната дополнительно оснащается другими элементами. Это могут быть специальные кресла-мешки, матрацы с водным или сухим наполнителем, зонирующие ширмы, пушистые коврики и т д. При этом структура элементов должна быть разной, то есть когда ворсистая и структурная поверхность сочетается с гладкой.
Зонирование
Чтобы обучение обеспечивало максимальную эффективность и комфорт, используются специальные зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:
- Развития и релаксации. Эта зона оснащается различными тренажерами, тактильными дорожками и панелями, домами-трансформерами, напольными конструкторами, игрушками, паззлами, книгами и т д. На пол обычно стелют коврики и матрацы с красочными рисунками. Освещение в этой зоне должно быть достаточно ярким.
- Стимулирования. Здесь собраны различные элементы интерактивного направления, задача которых заключается в проявлении ребенком фантазии, а также эмоциональной и физической активности. Данные элементы представлены в виде интерактивных панелей, сухих бассейнов, бизбордов, конструкторов, аквапанелей и других. Процесс обучения в этой зоне проходит под сопровождение жизнерадостной музыки и при ярком освещении.
- Релаксации. По сравнению с остальными это наиболее затемненная зона, что придает ей максимального уюта и спокойствия. Здесь обычно устанавливается бескаркасная мебель с огромным количеством разных элементов. Это могут быть водяные матрацы, кресла-мешки, коврики, лава-лампы, проекторы, шезлонги, пуфики, оптоволоконные панели, генераторы запахов и многие другие. Звуковое сопровождение здесь расслабляющее и размеренное.
Ввиду недостаточного количества места, сенсорные комнаты в детских садиках очень часто делают универсальными. Как показывает практика, это совершенно не проблема, поскольку по мере необходимости всегда можно изменять освещение, звук и техническое оснащение, делая из целой комнаты определенную зону.
Каким образом организовывается процесс обучения
Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:
- Нейропсихологическая коррекция. Она применяется чаще всего для детей, у которых отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению новой информации, в том числе и познанию окружающего мира.
- Коррекция и психокоррекция поведения. Как показывает практика, ее лучше всего использовать для детей, у которых наблюдаются частые вспышки гнева, а также замкнутость и неуверенность в себе. Кроме этого такие занятия показывают прекрасные результаты, если необходимо вывести малыша из гипперактивного или наоборот, пассивного состояния. Исходя из конкретной проблемы, используются успокаивающие либо стимулирующие мероприятия. В результате ребенок учится справляться с контролем собственных эмоций, находить общий язык с другими, а также избавляться от навязчивых состояний.
- Коррекция неврологических проблем и психотерапия. Занятия такого рода особенно эффективны, когда ребенок заикается, ощущает страхи, а также испытывает нарушения психоневрологического и психического характера. Такие обучения обычно проводятся или индивидуально, либо в группах по 2-3 ребенка.
- Занятия на развитие. Чаще всего используются для малышей возрастом 1-3 года. Могут также применяться и для ребят постарше, особенно если у них наблюдаются проблемы со вниманием, памятью, речью, фантазией или образным мышлением. Вследствие такого обучения дети учатся запоминать различную информацию, а также существенно расширяют словарный запас.
Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.
Какие элементы безопасности необходимы для использования сенсорной комнаты
Главным условиям для занятий является безопасность. Сенсорные комнаты, а точнее их наполнение, не должны представлять абсолютно никаких угроз как физическому, так и психологическому здоровью детей. Для этого элементы должны полностью соответствовать всем гигиеническим нормам и не быть токсичными.
Мы говорим о дошколятах, то есть маленьких детях, следовательно, здесь не должно быть никаких острых углов, об которые ребенок может пораниться. По этой причине лучше всего применять именно бескаркасную мебель с мягкими наполнителями. Сюда относятся коврики, пуфики, игровые блоки (домики-трансформеры, напольные конструкторы) и другие.
Говоря о мелких элементах, все они должны быть максимально надежно закреплены к основным конструкциям, поскольку в противном случае малыши могут легко их проглотить с соответствующими последствиями.
Все без исключения материалы, которые присутствуют в сенсорной комнате, должны быть изготовлены из легко моющихся материалов. Коврики и другие ворсистые элементы в обязательном порядке обрабатываются специальными составами. Такие средства не просто убирают грязь, но также дезинфицируют поверхность, но при этом не содержат химии и являются полностью безопасными для детей. Кроме того, они не должны источать совершенно никаких запахов, в том числе и приятных.
Используя детские сенсорные комнаты, особое внимание следует уделять электрическим и электронным приборам. Каждое такое устройство должно обладать максимальной устойчивостью к повышенной влажности. Все выключатели и особенно розетки располагаются таким образом, чтобы ребенок не имел возможности достать их.
Как видите, сенсорные комнаты для детского сада – это действительно современный обучающий инструмент, который при правильном обращении и наличии педагогических знаний может действительно решать множество вопросов, в том числе и достаточно серьезных.
С помощью сенсорных комнат дети, страдающие психологическими, эмоциональными и физическими расстройствами, смогут решить все свои проблемы. Уже очень скоро ваш малыш будет испытывать все радости познания мира, а вы – радость и гордость за своего сына или дочку.
Вряд ли среди родителей найдутся те, кто ни разу не слышал о развивающих игрушках и стендах Монтессори. Безопасные, яркие, продуманные до мелочей они притягивают к себе внимание взрослых и даже вызывают восхищение. Далеко не всегда есть возможность приобрести подобную панель для своей крохи. Причин здесь может быть несколько. Такие игры, получившие даже отдельное название — бизиборды, не относятся к разряду дешевых, да и места для их размещения в доме может оказаться недостаточно. Это вовсе не означает, что ребенок будет лишен возможности иметь дома развивающие панели, а вот сделать их придется самостоятельно.
Общаясь со стендом ребенок познает мир, развивает мышление, моторику, учится концентрировать внимание, и все это происходит в увлекательной для крохи игровой форме.
Задавшись целью, смастерить панель Монтессори самостоятельно не составит труда. Родители сами в праве решать, какую комплектацию выбрать. Главное подобрать материалы, не способные вызвать аллергические реакции или нанести какую-либо травму крохе и надежно закрепить все детали. Молнии, шнурки, задвижки, выключатели, звонки, краны — далеко не полный перечень того, что может находиться на стенде.
Выбор материалов и комплектующих во многом зависит от возраста ребенка и его предпочтений.
Крепить предметы на панели можно при помощи саморезов или строительного двустороннего скотча, способного обеспечить надежное прилегание.
Чем ярче будет стенд, тем более интересным он станет для ребенка. В любом случае важно, чтобы к каждой закрепленной на нем вещи у крохи был свободный доступ.
Исследуя эту сенсорную панель, малыш вынужден будет повторять действия в четко определенной последовательности. Иначе большинство импровизированных дверей просто не откроется полностью.
С такой панелью малыш способен научится обращению с различными устройствами и приобрести массу полезных навыков.
Собирая стенд, можно использовать материал с различной текстурой.
Такая игра вряд ли сможет надоесть. Не отходя от стенда малыш будет переключаться с одного занятия на другое.
С такой панелью ребенок узнает много интересного о форме, размере и цвете предметов. Здесь нашлось место и для пазлов, и для счетного материала.
При достаточном количестве места организовать игровой стенд можно даже на стене.
Читайте также: