Как сделать лазарус в одном окне

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024


Тип урока: объяснительно- демонстрационный урок с элементами практикума.

Программно-дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.

Оборудование: доска, интерактивная доска, ПК.

Ход урока: орг.момент

1.Приветствие с учащимися.

2.Проверяю готовность к уроку.

3.Отмечаю отсутствующих на уроке.

В этом уроке мы создадим свою первую программу, познакомимся с редактором исходного кода, узнаем как компилировать и выполнять программу.

Наша программа будет взаимодействовать с пользователем, Вы сможете поэкспериментировать с нею. Не бойтесь экспериментировать, Вы не сможете сделать что-либо непоправимое. И в то же время истинные и прочные навыки эффективной работы достигаются только путем самостоятельного экспериментирования.

Для создания графического интерфейса Lazarus предоставляет программисту палитру компонентов пользовательского интерфейса. Программисту требуется всего лишь выбрать на палитре нужные компоненты и с помощью мыши перенести их на форму.

После того, как компонент размещен на форме, он становиться объектом, который имеет свои установленные по умолчанию свойства. Эти свойства можно просматривать и изменять с помощью окна Свойства.

В нашей первой программе при создании интерфейса пользователя будем использовать три компонента: TForm (Форма), Label (Надпись) и TButton (Командная кнопка).

Так как мы будем использовать их впервые, давайте познакомимся с ними подробнее. Нам нужно знать основные свойства этих компонентов и их назначение, чтобы можно было их настраивать. Описание свойств этих компонентов можно посмотреть перейдя по ссылкам: Forma (Форма), Label (Надпись), Button (Кнопка). С остальными компонентами графического интерфейса будем знакомиться по мере их использования.

Теперь, когда вы изучили новые компоненты, мы загрузим среду программирования и создадим свой первый проект

Создать интерфейс программы по образцу:


Разместить надпись и кнопку на форме и установите значения свойств, перечисленные в таблице. Когда вы это сделаете, форма примет такой вид , как на рисунке.

В следующих заданиях, когда Вы лучше освоите среду Lazarus, примеры форм будут сопровождаться только листингами исходного кода. От Вас ожидается, что вы , глядя на формы и листинги, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Ход выполнения проекта

Загрузите Lazarus. Создайте новый проект.Для этого:1) Выполнить команду Проект = Создать проект …2)В появившемся диалоговом окне выбрать слово Приложение и нажать кнопку ОК.


Сохранить созданный проект.

Для этого:
1) Выполнить команду Проект – Сохранить проект как… Откроется окно Сохранить проект.


2) Не выходя из этого диалогового окна Создать новую папку Primer_1 для файлов вашего проекта (проект будет содержать несколько файлов), открыть ее и щелкнуть по кнопке Сохранить.

Тем самым мы сохраним файл Project1, содержащий сведения о проекте.

Сразу же откроется окно Сохранить Unit1 для сохранения программного кода проекта (файл Unit1.pas), в котором также необходимо щелкнуть по кнопке Сохранить.

Кроме этих двух файлов в папке проекта создается автоматически еще несколько файлов, в том числе – unit.lfm, который представляет собой файл с полными данными о проектировщике формы. Позиция, размер, расположенные компоненты и пр.

Папка проекта должна содержать следующие файлы:


Разместите на форме компоненты Надпись (Label) и Кнопку (Button). Разместить компонент на форме можно одним из двух способов.
Первый – дважды щелкнуть мышью на значке компонента, расположенного на палитре компонентов. Однако при этом компонент попадет не в то место, куда Вы хотите, а в левый верхний угол формы.
Второй – щелкнуть на значке компонента (при этом он выделяется) и щелкнуть на форме. Таким образом компонент можно поместить в любое желаемое место на форме.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Внешний вид среды Lazarus одинаков на всех операционных системах на которых она запускается, возможно отличие только из за типа графического оформления. В данной статье будет описан внешний вид среды в операционной системе Windows 7.

После запуска среды Lazarus появится приблизительно такой набор окошек, отдаленно напоминающий среду разработки Delphi 7, но большинством моментов она все таки отличается от привычной среды Delphi.

lazarus ide

По умолчанию среда создает проект "Приложение", а у уже из меню вы можете выбрать тот проект который вам требуется, либо добавить необходимый модуль к своему проекту.

В данном случает отображаются следующие окна.

Главное меню.

lazarus menu

Тут расположены главное меню ide, а также палитра компонентов которые используются для разработки приложений.

Про компоненты будет чуть ниже.

Инспектор объектов.

lazarus inspector

Он показывает свойства объектов используемых в приложение, а так же их события. Так же имеется вкладка Избранное, она предназначена для отображение наиболее используемых свойств и событий объекта. Что бы добавить на нее какое либо из свойств объекта перейдите на вкладку свойства и щелкните по нему правой кнопкой, затем выберите пункт меню Добавить в избранное. Это очень удобно когда приходится постоянно обращаться к одним и тем же свойствам объектов, не приходится листать список свойств. Так же там содержится вкладка Ограничения. Эта вкладка показывает ограничения накладываемые на данный компонент при разработке под различные операционные системы с использованием.

Редактор исходного кода.

lazarus editor

Данное окно предназначено для редактирования кода программы. Оно обеспечивает навигацию по коду с подсветкой синтаксиса, так же имеются блоки сворачивания кода, это упрощает работу с кодом когда необходимо перемещаться по большому исходнику. Работа в данном редакторе заслуживает отдельной статьи. Если в редакторе кода нажать F12 то вы переместитесь в форму программы.


Это так сказать заготовка будущего приложения, здесь размещаются необходимые компоненты с палитры компонентов.

lazarus messages

Это те окна то отображаются при запуске среды. Теперь более подробно про палитру компонентов.

По умолчанию на палитре размещены самые полезные компоненты используемые в разработке программ, но так же можно доставить необходимые вам компоненты из различные репозиториев либо из репозитория Lazarus.

Более подробно про вкладки палитры.

Первой вкладкой идут наиболее используемые компоненты.

lazarus standart

Затем идут вкладки часто используемых компонентов.

lazarus additional

Вкладка Common controls



Вкладка Data controls


Вкладка Data Access






При добавление дополнительных компонентов они будут размещены на свои вкладки.

Про добавление компонентов будет отдельная статья.

Работам с проектом в лазарусе.

Для того что бы создать новый проект в Lazarus , необходимо щелкнуть пункт меню Файл - Создать и в появившемся окне выбрать необходимый вам проект.

lazarus create project

Для управления параметрами необходимо выбрать пункт меню Проект - Параметры проекта.

 lazarus option

Тут можно настроить параметры проекта, указать параметры его сборки, для какой операционной системы его компилировать и прочее.

Для настройки самой среды разработки выбираем Сервис - Параметры.

lazarus ide option

Для установки в среду разработки компонентов из репозитория Lazarus следует выбрать Пакет - Установить/Удалить пакеты

Lazarus главное окно

В основе среды программирования Lazarus лежит язык Pascal, точнее, Free Pascal.

Главное окно

Главное окно системы Lazarus обычно расположено в верхней части экрана. Как и в других программах, главное окно состоит из нескольких частей: строки заголовка, строки меню и панели инструментов.

В строке заголовка главного окна указано название открытого в данный момент проекта: project1. Под строкой заголовка находится строка меню.

Lazarus главное окно

Окна программы Lazarus

Строка меню – один из наиболее важных элементов каждой программы или системы. Здесь можно найти основные команды системы. Ниже строки меню расположена панель инструментов. Здесь находятся наиболее часто используемые кнопки команд. Для того чтобы узнать название кнопки, достаточно навести на нее указатель мыши. В главном окне есть панель инструментов, которая отличается от тех, что были известны вам ранее. Эта панель называется палитрой компонентов. Здесь находятся компоненты, которые будут нам необходимы во время программирования. Если навести указатель мыши на кнопку компонента, отобразится его название.Палитра компонентов состоит из многочисленных вкладок. На каждой вкладке имеются свои компоненты. Хотя число компонентов более 100, мы будем использовать только некоторые из них.

Инспектор объектов

В левой части экрана находится очень важное окно Object Inspector (Инспектор объектов)

Инспектор Lazarus

По ходу программирования это окно используется особенно часто. Объекты программы настраиваются именно здесь. Выбрав любой объект, здесь можно просмотреть и изменить его свойства. События, на которые реагируют объекты, также выбираются и настраиваются здесь.

Окно формы

Форма – это бланк будущей программы.

Окно формы

Каждая программа имеет по крайней мере одно окно и, следовательно, не менее одной формы. Поэтому во время работы с программой вы всегда видите на экране окно формы. Макет первого окна называется Form1. Если в программе будет два окна, то второму макету будет дано название Form2 и т.д.
Вы, разумеется, можете заменить стандартные названия более подходящими. Как видно из рисунка, изначально окно формы пустое.
Создав программу, вы добавите в нее необходимые элементы управления. Сетка из точек в окне формы позволяет размещать объекты правильно и аккуратно. Во время работы программы сетки не видно.

Окно исходного кода

В этом окне находится код программы. Может возникнуть вопрос: ведь мы ничего не писали, откуда взялись записи в окне кода?

Окно исходного кода

Дело в том, что большую часть кода вашей программы система Lazarus автоматически формирует сама. И это не преувеличение. В операционной системе Windows даже самые простые программы состоят из нескольких тысяч операторов языка программирования. Если надо добавить какой-то оператор в свою программу, это можно сделать именно в этом окне. Некоторые операторы система Lazarus добавляет сама, остальные добавляются вручную.

Друзья, все мы знакомы с кроссплатформенным инструментом быстрой разработки Lazarus. Сегодня мы поговорим об одной сборке GetLazarus, которая, на мой взгляд, заслуживает некоторого внимания. Это не форк, это удачная сборка, которая сразу готова к работе с еще большим Delphi-подобным внешним видом.

image



Lazarus – это среда быстрой разработки кроссплатформенных приложений с помощью Object Pascal из единого исходного кода проекта. Это свободно распространяемая среда программирования на Object Pascal, некий бесплатный аналог Delphi.

На данный момент последняя версия — это Lazarus 1.6, которой мы посвятили отдельный пост.

GetLazarus – это сборка из более свежих исходников Lazarus и FreePascal, а также из предустановленных дополнительных компонентов и настроек самой IDE. Эта сборка позволяет быстро и комфортно приступить к работе в Lazarus, имея навыки работы с последними версиями Delphi.

Причем GetLazarus реализован для привычных нам платформ Windows, Linux, macOS.
Кстати, последнюю версию Delphi 10.1 Berlin, как известно, можно установить только на Windows 7 и выше, а вот в Lazarus таких ограничений нет.

image

Основные особенности GetLazarus

image

Думаю, что для кого-то GetLazarus станет хорошим выбором.

Несколько полезных ссылок по теме:

Для более любознательных существует скрипт, который позволяет самостоятельно собрать свою сборку, но потребуется некоторый опыт.

image

Выбрать GetLazarus с новыми возможностями или более стабильный релиз Lazarus — решать вам.
Честно скажу, GetLazarus мне понравился. Обязательно попробуйте и вы!
Всем удачи!

Читайте также: