Как сделать чтобы моторчик печки крутился в другую сторону

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Стоит мотор отопителя бош, машина безкондейная. Видимо все 25 лет никто ничего не снимал оттуда.
Сейчас подается напряжение на мотор - он стоит. Подтолкнул крыльчатку - заработало. Иногда таки заводится сам. Правда работать может нормально, а может и прерывисто (скорость произвольно выше/ниже, когда скорость маленькая - мотор урчит как то странно).
Вопрос - что это? Подшипники? То есть разбирать-смазывать? Или щётки? Знакомый электрик сказал - пусковая обмотка, но я что то сомневаюсь в том что она там есть.

Выход из строя моторчика печки на классике — одна из распространенных проблем системы отопления и вентиляции. Но, чаще всего, автолюбители сталкиваются с тем, что электродвигатель вентилятора начинает работать со свистом, скрипом, появляется гул и другие непонятные звуки.

В этих случаях можно на некоторое время восстановить нормальную работу моторчика. Для этого следует разобрать двигатель, промыть его от грязи, пыли и смазать втулки и другие трущиеся детали графитной смазкой. Для подшипников подойдет смазка Литол-24.

На заметку: моторчик печки на подшипниках более надежный и менее шумный по сравнению с мотором на втулках.

Также следует убедиться в том, что крыльчатка не задевает корпус (кожух). При необходимости слегка подточите лопасти.

Мотор печки с крыльчаткой ВАЗ 2101-2107, Ока, Нива

Мотор печки с крыльчаткой ВАЗ 2101-2107, Ока, Нива

Что делать, если моторчик печки не работает (не включается, не крутятся лопасти)?

Возможные причины неисправностей и способы их устранения:

  • Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники.

Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода.

Зачистите коллектор или замените электродвигатель.

Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малых оборотах

  • Сгорел дополнительный резистор, повреждены его провода или неплотно надеты их наконечники.

Замените резистор, обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода.

Якорь моторчика вентилятора печки вращается медленно

Зачистите коллектор или замените электродвигатель.

Замените мотор вентилятора печки.

Сколько стоит новый мотор печки?

Моторчики обычно продаются в сборе с крыльчаткой или без. В Московском регионе (город Москва и область) цена за новый мотор печки на подшипнике с крыльчаткой для автомобилей ВАЗ 2101-07, ОКА, ВАЗ 2121 НИВА составляет около 500-600 рублей. Без крыльчатки — на 100 рублей дешевле.

Характеристики электродвигателя вентилятора печки:

  • Номинальное напряжение 12 В
  • Номинальная мощность 20 Вт
  • Максимальный ток 5,0 A
  • Номинальная частота вращения 3000 мин -1
  • Масса 0,85 кг.

Еще несколько советов:

Желательно прямо в магазине проверить работу моторчика. После покупки обязательно сохраняйте чек.

Были даже смешные случаи продажи бракованных изделий, когда моторчик печки крутил в обратную сторону, и люди жаловались на плохую работу вентилятора, причем все провода (масса, и другие выводы) были подключены верно.

Проблема заключалась в том, что сборщики на заводе перепутали провода, припаяв их к другим щеткам. Поэтому в наше время не стоит ничему удивляться, и даже моторчику печки с вентилятором, который дует в другую сторону!

Поиск причины, из-за которой не работает вентилятор печки, следует начинать с изучения принципа работы отопителя салона автомобиля и принципиальной схемы включения электродвигателя. Рассмотрим основные методы поиска и устранения неисправностей печки.

За неимением понимания базовых электротехнических терминов и представления о простейших методах диагностики к самостоятельному устранению неисправности электроприборов лучше не приступать.

Диагностический инструмент

интсрукция к мультиметру

Проверить, приходит ли питание на разъем моторчика печки можно с помощью обычной контрольки. Но если речь идет о полноценной диагностике и поиске более сложных неисправностей, то вам потребуется мультиметр. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то без труда сможете проверить наличие питания на выводах разъемов, определить сопротивление, что поможет вам найти обрыв проводки или констатировать поломку резистора. Также проверка проводов в режиме измерения сопротивления может помочь найти короткое замыкание.

Для проверки ШИМ-контроллеров на системах с электронным управлением скоростью вращения вентилятора печки потребуется осциллограф. Потратить значительную сумму на покупку такого рода диагностического прибора для ремонта печки никак нельзя назвать разумным решением. Если вы воспользуетесь всеми нижеописанными и показанными на видео методами диагностики, а причина так и не будет найдена, рекомендуем обратиться к профессиональному электрику.

Вентилятор не включается

замена щеток моторчика печки

Основные причины:

предохранитель автомобильный виды

  • износ щеток. Поскольку вентилятор печки является обычным двигателем постоянного тока, его главная проблема – истирание щеток, использующихся для подвода напряжения к коллектору. Когда медно-графитовые щетки истираются настолько, что прижимающего усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, вентилятор работает с переменной частой. К примеру, может включиться после удара по приборной панели либо проезда выбоины на дороге;
  • неисправности в электрической цепи управления. Возможно, причина в отпаявшемся контакте, так как во время работы определенные детали электрической цепи могут сильно нагреваться;
  • окисление контактов, обрыв проводов;
  • перегорание предохранителя (рекомендуем почитать, как правильно заменить предохранитель). Если после замены предохранитель перегорает вновь и вновь, необходимо искать участок цепи, на котором происходит короткое замыкание.

Диагностика своими руками

Если предохранитель цел, для проверки работоспособности вентилятора необходимо добраться к его разъему питания. Электродвигатель печки может находиться либо в салоне под панелью приборов, либо в подкапотном пространстве со стороны салона за моторным щитом. Информацию о том, где находится вентилятор отопителя и как к нему добраться, вы можете найти в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля. Там же вы найдете схему включения вентилятора.

Замена щеток

Для замены щеток необходимо снять лопастное колесо с корпуса электродвигателя (обычно держится на защелках). Если вы не смогли подобрать щетки по каталогу автозапчастей, отпаяйте старые щетки и подберите похожие по размеру. При необходимости медно-графитовые щетки можно подпилить надфилем. Для пайки щеток вам потребуется паяльник, канифоль и немного припоя. Перед сборкой электродвигателя очистите внутренности от продуктов износа предыдущих щеток.

Если вентилятор, до того как перестал включаться, издавал писк либо излишний шум при работе, рекомендуем смазать втулки литолом. Положите небольшую порцию смазки на торец втулки и нагрейте ее, чтобы она затекла внутрь. Если вентилятор работал бесшумно, то смазывать втулки не рекомендуется вовсе. Смазка будет задерживать пыль, что со временем превратит ее в абразивную пасту.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором довольно подробно показан процесс поиска неисправности вентилятора печки и замены щеток.

Работает только последняя скорость либо отсутствует одна из скоростей


Неисправность в добавочном резисторе. Режим максимальной скорости вращения имеет, что называется, прямое подключение, поэтому можно сделать вывод об исправности цепи управления и самого электродвигателя. Схема с добавочным резистором применяется на большинстве автомобилей. Но также скорость вращения электродвигателя отопителя может регулироваться ШИМ-сигналом.

Проверка резистора

Проверить добавочный резистор можно с помощью мультиметра. Для этого достаточно измерить сопротивление на выводах резистора и сравнить показания с эталонными значениями для вашего авто. Обратите внимание на термопредохранитель, который при коротком замыкании может перегореть, также нередки случаи отпаивания элемента вследствие чрезмерного нагрева резистора. Подобрать похожий резистор можно в магазине радиодеталей. На представленном ниже видео показан процесс обслуживания неразборного моторчика печки. Единственное, что мы не можем рекомендовать — избавляться от термопредохранителя!

Не работает автоматическое управление отопителем

Проблема может быть в контактах электрической цепи управления, датчике температуры воздуха в салоне, датчике положения воздушной заслонки либо в электронном блоке системы автоматического управления отопителем (САУ).


Как заставить вентилятор вращаться в обратную сторону

Ты с этим ничего не сделаешь. Просто вентили так устроены.

2PiZzA единственное что можно сделать… это залезть внутрь вентиля и просто пошарить в обмоточках тогда возможно он и начнёт крутиться в обратную сторону

Но мутить с обмотками муторно, лутше его другой стороной поставить

noise Не совсем. Там есть такая хреновина — транзистор по-моему. Кароче это он переключает напругу на катушках — там ведь нет щеток. Делает он в зависимости от окружающего магнтиного поля, если я не ошибаюсь. Вот если его повернуть в другую сторону или как-то перепаять, то все будет ок.

Если я не ошибаюсь, за то чтобы вентилятор крутился в одну сторону отвечает диод который стоит внутри. Так что попробуй его заменить перемычкой и подай обратное напряжение на вход вентилятора. Думаю получится…

Гость Там не диод, а транзистор. Три ноги у него.

2PiZzA, не…там нет щёток тоько потому что там вращается статор…а стационарен ротор (грубо говоря), это делается в тех машинах, котрый не несут большой нагрузки….

Обмотки я попробовал, поменял. Так не стартует, но если его крутануть, то крутиться в нужную мне сторону. Теперь надо придумать как старовать. Наверное надо ему вельтей дать чуток побольше при старте. Также есть идея просто развернуть обмотки физически. Тогда не надо ничего придумывать и перепаивать.

Еще вопрос: одинаковым ли будет воздушный поток при вращении в обратную сторону по сравнению с обычным?

Обмотки я попробовал, поменял. Так не стартует, но если его крутануть, то крутиться в нужную мне сторону. Теперь надо придумать как старовать. Наверное надо ему вельтей дать чуток побольше при старте. Также есть идея просто развернуть обмотки физически. Тогда не надо ничего придумывать и перепаивать.

Еще вопрос: одинаковым ли будет воздушный поток при вращении в обратную сторону по сравнению с обычным?

Пинок под зад — вот лучший старт. Хотя, идея прикольная. Попробуй 17В подать, он от этого не сгорит, а крутится, наверное начнет!

Че за бред ?
Вентель ( и его лопости ) зделан что бы крутитса в нужную сторону …
И стартует он у тебя так тупо из-за проблемы с лопостями …
Проще как сказал ник перевернуть вентель другой стороной и не паритса.

Yoj
Ну чеговеку внешний вид перевёрнутого кулера не нравится.

MrConst
Вобще кулер проектируется для курчения в определённую сторону. Тоесть и атака лопостей и другие характеристики подгоняются под сторону вращения. Однако если ты таки развернул его то работать всёравно будет. Хотя имхо чуто хуже.

не-не, стоп. чё-то вы тут не то говорите. специально разберу и посмотрю. вентиль- обычный двигатель постоянного тока. так? так. а двигателю постоянного тока абсолютно монопенисуально, в какую сторону вращаться. поменяй полярность и всё. а хитрые китайцы решили поставить деталюху, которая мешает правильным пацанам менять полярность, ИМХО — это диод, но посмотрю.. работает как диод. кстати, 2PiZzA транзистор можно включить как диод. одна нога только лишняя будет.

duzz Там не просто транзистор, но реагирует на изменение магнитного поля. Сам подумай, как переключать катушки, на которые подается электричество. Там же нет щеток.

посмотреть надо. не заморачивался если честно
про щётки не подумал.

2PiZzA , да там нет щёток, потому что у него принцип немного другой и всё!

MrConst
Некоторые интеловские боксовые вентили так устроены, но они мелкие все. А нормальных таких не бывает и обычные не переделать.

duzz
Двужку то пофиг , а конструкции самого вентеля ( его аэродинамика ) заточена под кручение в определенную сторону …

Испытания показали что не все вентиляторы одинаковы в плане электроники. Из трех разобранных мною (T&T MW-825M, TITAN TFD-8025, TOP MOTOR DF1208) одинаковыми не оказалось не одного. Запустить в обратную сторону удалось два, но с ручным стартом. TOP MOTOR клинился.
Результат: на одном сгорел транзистор, теперь он даже в нормальную сторону стартует только с моей помощью. Остальные перепаял обратно.
Вывод: Надо искать другие способы.
Идея номер раз: Берем убитый вентилятор, разбираем его. Из крыльчатки вынимаем магнит. Также понадобиться микродвигатель от плеера, который по размерам залезет в крыльчатку. Пока неизвесным мне способом закрепляем крыльчатку на оси микродвижка. В результате должны получить кулер, с управляемым направлением вращения.
Идея номер два: Берем убитый вентилятор, разбираем его. Из крыльчатки НЕ вынимаем магнит. Нужен микродвигатель, шкивы, пассик, подшипник. Удлиняем ось на крыльчатке, ставим ее на подшипник, закрепляем шкив. Закрепляем на квадратном корпусе вентилятора наш микродвижок. цепляем пассик. Получаем тоже, что и в идее номер раз.

2PiZzA а диод там есть! и транзисторов аж 3 штуки но его заставим крутиться не в ту сторону

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Кратко конструкция

Фен состоит из мотора, вентилятора, нагревательных элементов, электрической схемы, заставляющей элементы работать согласованно. В зависимости от количества режимов, фирмы-изготовителя, элементная база, внешний вид, состав переключателей разные. Но ничего сложнее полупроводникового тиристора, внутри не окажется. Поэтому осуществим домашний ремонт фенов для волос своими руками.


Выключатель фена одновременно замыкает цепь, через которую будут питаться спирали, запускает мотор. Дальнейшая схематика вмешательства определена сложностью:

  • регулируются только скорость вращения или только температура;
  • возможность по отдельности выбирать обогрев и интенсивность воздушного потока.

В большинстве моделей фенов параллельно стоит защита от включения нагревателей при бездействующем моторе. Уберегает спираль.

Опционально наличествующий термостат в виде специального сопротивления или другого чувствительного элемента. Опишем встречающиеся поломки у верных помощников прекрасной половины человечества.

Фен перегрелся и не включается — из-за чего?

Главная и самая распространенная причина перегрева — в том, что воздушная струя слишком слабая. Мощный фен передает все излишки тепла с нагревательного элемента воздуху — поэтому долго не перегревается сам.

Такие ситуации можно разделить на две группы:

  • или фен ведет себя так с самого начала —
  • или работал хорошо, а потом постепенно стал греться и выключаться.

Вторая обиднее. Зато чаще всего она решаема.

Почему изначально хороший фен начал перегреваться?

Навскидку можно назвать три варианта причины.

  • Самая простая и легко решаемая — засорился фильтр или решетка фильтра. Соответственно — уменьшился поток воздуха на входе, лопасти вертятся все с той же мощью, но им не хватает воздуха. Помилуйте — это решается простой чисткой, которую вы можете сделать сами за пятнадцать минут. Посмотрите — вот здесь подробная инструкция по чистке фена.
  • Средней сложности, но довольно редкая — мелкими предметами или волосами засорились лопасти. Теперь уже они сами крутятся медленнее. Встречается редко, потому что фильтр же неспроста поставлен. Лезть ли во внутренности фена самостоятельно, чтобы проверить это? Ох, не знаю. Вероятно, лучше отнести фен в сервисный центр.
  • Сложная — испортилось что-то в технической начинке фена. Здесь, конечно, только сервисный центр, если вы не человек-самоделкин. Однако с большой долей вероятности эта проблема — тоже решаемая.

То есть беспокоиться не надо. Просто спокойненько почистите свой фен — и посмотрите, не исправится ли ситуация. Обычно исправляется. Если не исправилась — отнесите его в сервисный центр.

Почему фен быстро перегревается при работе с самого начала?

Что поделать. Кажется, вы выбрали не тот фен. Ну то есть существует возможность, что дело в браке, допущенном в конкретном изделии. То есть сама модель — отличная, но вот конкретно в этот раз произошел какой-то сбой. Обратитесь за гарантийным обслуживанием, вполне возможно, что проблема будет исправлена.

Однако обычно, конечно, дело не в браке. Просто фен такой. Что с ним не так?

  • Фен маломощный. В специальной статье мы объясняли, почему для фена так важна мощность. Да — густые и длинные волосы слабым феном можно сушить по полчаса, в несколько приемов и с перерывами на охлаждение фена. Муторное и неприятное занятие. Ну ничего, не грустите. Это было вложение в опыт — теперь вы знаете, что вам нужен более мощный фен, и в следующий раз не повторите этой ошибки.
  • Плохо выбраны материалы фена. Такое тоже возможно. Плохо говорит о производителе фена. Но правда — когда информация о том, почему мощные фены лучше, стала довольно распространенной, некоторые производители стали хитрить, вкручивая в фен номинально мощный мотор и указывая на упаковке внушительные цифры. Однако все остальные части фена оставались такими же некачественными… В общем и целом, тоже, конечно, вложение в опыт.

Окей, всё ясно. Но что теперь делать вам с таким феном? Можно как-то сделать его хорошим?

К сожалению, нельзя.

Ну то есть перегреть можно, конечно, любой фен. При желании. Однако для того, чтобы перегреть MBF-1, вам придется хорошо постараться. Он играючи справляется даже с самыми объемными прическами:

Типичные неисправности

Пахнет чем-то горелым

Проблема обычно связана с тем, что на спираль попали волосы, пыль или пух. В случае загрязнения элемента скорость вращения крыльчатки падает, срабатывает система защиты от перегрева, от чего и происходит неприятный запах. Чтобы разрешить ситуацию, достаточно очистить нагреватель, после чего проверить работоспособность прибора. Если же паленый аромат не исчезнет, стоит обратиться в сервисный центр.


Фильтр расположен в задней части фена, со стороны воздухозаборника

Отсутствие питания


В первую очередь нужно убедиться, что в розетке есть электричество и сетевой шнур не поврежден. Даже если не замечено внешних повреждений, нужно убедиться, что протекает ток по проводу. Для этого:

  1. Необходимо разобрать корпус и проверить контакты питания, используя специальный тестер;
  2. Следующим шагом требуется проверить кнопку включения, убедиться, что ее нажатию не мешает попавший внутрь мусор или слипшаяся пыль. Об исправной работе контактов скажет равномерный цвет без обугленных следов;
  3. Если выявлены поврежденные соединения, их нужно зачистить ножом или наждачкой;
  4. Подключить устройство к сети, но не включать кнопку запуска на нем. Необходимо поднести тестер к клеммам кнопки, чтобы узнать, проходит ли напряжение.

Если выявлена неисправность кабеля, его стоит заменить на новый. При отсутствии такой возможности, допустимо воспользоваться изолентой, чтобы изолировать зачищенные и скрученные контакты. При обнаружении неполадок в работе кнопки можно попробовать почистить контакты или вообще отсоединить деталь, тогда агрегат будет запускаться сразу после подключения вилки в розетку.

Не включается фен

Так же, как и в предыдущем случае, проблема может быть связана с отсутствием электричества или поломкой кабеля. Тогда порядок действий аналогичен описанному выше. Другая возможная причина — сломался электродвигатель. Предшественниками такой неприятности служат симптомы:

  • во время запуска слышен небольшой треск;
  • мотор работает с перебоями;
  • слышен запах горелой проводки;
  • при отсутствии вращения вентилятора слышен гул.

В случае подозрения или обнаружения подобной неисправности разрешить ее самостоятельно практически невозможно, поскольку очень сложно выявить конкретную причину. К тому же, стоимость ремонта обойдется недешево, во многих ситуациях проще купить новый прибор.

Снизилась работоспособность

При такой проблеме стоит проверять состояние вентилятора. Чаще всего он начинает медленней крутиться из-за того, что на нем скопились волосы, пыль или другие загрязнения. Тогда достаточно очистить деталь от мусора. Если выполнять манипуляцию периодически, поможет легкая очистка при помощи зубочистки, старой зубной щетки или пинцета. В случае если прибор не очищался никогда или это бывает редко, потребуется разбирать корпус, чтобы произвести качественную уборку.


Двигатель постоянного тока

Вентилятор довольно медленно вращается

Как и в предыдущем варианте, вероятнее всего это связано с наматыванием волос на деталь или чрезмерное засорение корпуса. Также следует произвести чистку аппарата.

Гонит холодный воздух


За нагревание потока отвечает нагревательный элемент — спираль. Эта деталь является одной из самых уязвимых в устройстве, особенно при отсутствии защиты от перегрева в технике. Если автоматического отключения по достижении максимальной температуры не предусмотрено, необходимо знать, какие признаки говорят о том, что приспособлению пора отдохнуть:

  • возникновение запаха гари при эксплуатации, который может сохраняться и после отключения;
  • слишком горячий корпус при работе, исправный агрегат не должен перегреваться.

Чтобы разобраться в неполадке, потребуется разобрать фен. Если произошел разрыв нагревателя, это заметно невооруженным глазом. При небольшом повреждении можно легко устранить неприятность, соединив концы спирали и спаяв их. Если разрыв в нескольких местах, лучше купить новый ТЭН, главное — той же фирмы, что и сама техника.

Необходимо установить, почему повредилась деталь. Если не разобраться в причине и не устранить ее, проблема повторится в скором времени.

Заключительные советы

Ремонтирование профессиональных фенов отличается большей сложностью. Элементы конструкции часто дополняются плавными регуляторами и дополнительными опциями наподобие кнопки Care. Спирали изготавливаются из специальных сплавов, создающих при нагревании отрицательные ионы, благотворно влияющие на волосы. Методика остается прежней:

  • шнур;
  • выключатели и кнопки;
  • очистка от пыли;
  • спирали;
  • мотор;
  • визуальный контроль конденсаторов, резисторов.

Перед починкой желательно раздобыть принципиальную схему.

Промышленные модели мало чем отличаются от бытовых. Но сушить волосы не рекомендуется. Отличаются такие изделия повышенной стойкостью к пыли, ударам, вибрациям, влажности, прочим климатическим факторам. Домашняя реставрация промышленных фенов закончится не лучшим образом.

Электрорадиоизделия, применяющиеся в бытовых моделях, не подходят для эксплуатации в тяжелых условиях. Требования предъявляются к проводам, шнуру питания, мотору и спиралям.

Заключение


Следование основным требованиям по безопасной эксплуатации поможет продлить срок службы фена и реже обращаться к специалистам:

  1. Не следует наматывать шнур на рукоятку для хранения, а перед использованием стоит проверять целостность провода.
  2. Можно применять только те насадки, которые идут в комплекте с устройством.
  3. Необходимо избегать попадания воды на корпус и не пользоваться агрегатом в помещении с высокой влажностью.
  4. Допустимо применять лишь стандартные удлинители заводского изготовления.
  5. Установив мелкоячеистый фильтр, получится предотвратить попадание пыли, волосков и других засорений внутрь аппарата.
  6. Провод требует бережного обращения — его нельзя выдергивать из розетки и переносить прибор за него.
  7. Если выявлена даже малейшая неисправность, нужно незамедлительно отключить питание.
  8. Необходимо избегать перегрева изделия, если требуется техника с длительным периодом непрерывной работы, лучше обращать внимание на профессиональные модели.
  9. После эксплуатации надо дать приспособлению остыть, прежде чем укладывать его на хранение.
  10. Сберегать девайс следует в сухом месте.

Посмотрите видео о ремонте фена — не включается

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 24928
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: