Как сделать артиллерийскую установку

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 17.09.2024

Артиллерия всегда стояла особняком в World of Tanks. За время существования игры она претерпела множество изменений, которые повлияли на её геймплей.

Несколько месяцев назад мы предложили ряд новых механик для артиллерии и других типов техники. Мы прошли долгий путь, тестируя их вместе с вами, и теперь мы готовы ввести эти изменения в игру.

В преддверии выхода обновления 1.13 давайте подробнее рассмотрим новые механики и узнаем, как они работают.

СОДЕРЖАНИЕ

Противодействие САУ: звуковая разведка

Давайте начнём с функций, которые помогают противодействовать САУ и предупреждают игроков об опасности. Раньше игрокам-танкистам не хватало информации, чтобы отслеживать действия САУ противника и предугадывать направление их атаки.

Теперь у них будет больше возможностей для тактического анализа и принятия взвешенных решений, что позволит получать меньше урона от САУ или вовсе его избежать.

Если машина находится за пределами опасной зоны в момент выстрела САУ, но въезжает в эту зону в то время, пока летит снаряд, индикатор не отобразится. Такая ситуация возможна с быстрой техникой.

В зависимости от скорости снаряда и расстояния у игрока будет небольшой промежуток времени, чтобы среагировать, так что действовать нужно без промедления.

Командиру медленной и хорошо бронированной машины этих бесценных секунд может хватить, чтобы найти подходящее укрытие или снизить урон при помощи маневрирования.

Быстрой технике этого времени достаточно, чтобы покинуть опасную зону — чем дальше машина от места взрыва, тем меньше урона и оглушения от снаряда САУ.

Для тех, кому покажется, что нескольких секунд мало, напомним: отъехав от эпицентра взрыва хотя бы на полметра, можно снизить потенциальный урон и оглушение вне зависимости от типа вашей техники.

Более заметные трассеры

Трассеры снарядов САУ теперь гораздо более яркие и чёткие, поэтому их легко распознать даже издалека. Они помогут определить:

  • приблизительное расположение САУ;
  • направление и момент выстрела (откуда и когда).

Раньше игроки могли только догадываться о местонахождении САУ на поле боя. Теперь, когда есть более яркие трассеры, можно понять, по какому именно танку стреляет артиллерия и как лучше от неё укрыться.

Начальная точка трассера рассчитывается случайным образом по траектории выстрела и появляется на расстоянии не менее 10 метров от САУ.

Определить местоположение артиллерии с точностью до метра, конечно, не получится, зато у танкистов будет больше информации для планирования своих действий в бою.

Опытным игрокам на САУ стоит уже сейчас задуматься о том, чтобы менять позицию после каждого выстрела, ведь их машину теперь куда проще обнаружить. Не стоит задерживаться на одной позиции, чтобы проверить, смог ли противник выследить вас по трассеру.

Маркеры обстрела на мини-карте

Маркеры обстрела на мини-карте помогут отслеживать работу артиллерии и лучше планировать свои действия в бою. Как только снаряд САУ попадёт в землю, технику или любой другой объект, в этом месте на мини-карте появится отметка попадания. Она будет отображаться в течение 10 секунд , чтобы её точно успели заметить.


Наблюдать за мини-картой всегда было крайне полезно, ведь это источник важной информации, которой теперь станет ещё больше. Внимательные командиры по достоинству оценят нововведение.

Рассмотрим бой с участием двух САУ. Допустим, что игрок видит рядом со своим танком трассер снаряда, а на мини-карте появляется отметка ещё одного выстрела. Логично, что обе САУ в данный момент перезаряжаются.

Наконец, танкисты будут проводить меньше времени в оглушении. Артиллерия получит три снаряда на выбор, два из которых будут без оглушения, что значительно сократит общее время действия этого эффекта в боях.

Три типа снарядов для САУ

Теперь для артиллерии будут доступны три типа снарядов. У каждого из них своё предназначение, траектория и скорость полёта:

  • Стандартный ОФ снаряд с оглушением: самый простой в использовании боеприпас. Такой снаряд наносит невысокий урон и может оглушить экипажи нескольких целей одним выстрелом. У него самая низкая скорость из всех трёх типов снарядов, но зато комфортная навесная траектория. С помощью него проще поразить цели, находящиеся за небольшими холмами и другими препятствиями.
  • Альтернативный ОФ снаряд без оглушения: оптимальный выбор для стрельбы по машинам с лёгким и средним бронированием. Обладает более высокой скоростью, но его траектория немного настильнее. В отличие от стандартных боеприпасов, альтернативные снаряды могут выводить из строя внутренние модули и членов экипажа. У них также выше бронепробиваемость и урон.
  • Бронебойный (тактический) снаряд: отличается настильной траекторией и самым высоким показателем бронепробиваемости. Его скорость полёта также выше, чем у остальных типов снарядов, поэтому им можно стрелять без большого упреждения.

Не нужно постоянно использовать бронебойные снаряды. Это ситуативные снаряды, которые необходимо выбирать взвешенно и применять в тех случаях, когда оба типа фугасных снарядов менее эффективны. Используйте их, чтобы нанести урон слабозащищённой технике или медленным танкам, оснащённым Противоосколочным подбоем. В отличие от фугасных снарядов, бронебойные могут рикошетить или не наносить урона при промахе.

Юрий Пашолок. Мечты о советских самоходах летом 1941 года

СУ-5, первые более-менее серийные советские САУ, которые еще и повоевали

СУ-5, первые более-менее серийные советские САУ, которые еще и повоевали

Для начала, те же самые немцы работали по самоходным артиллерийским установкам еще со второй половины 20-х годов. Другой вопрос, что каждый раз получалось ведро с гайками. Англичане в 20-е годы создали Birch Gun, самую удачную САУ 20-х годов. То, что она не пошла в крупную серию, это уже вопрос к английским военным-консерваторам. Наконец, Советский Союз самоходными артиллерийскими установками занимался также с 20-х годов. Пик разработки данных боевых машин, причем всех классов, включая даже истребители танков, пришелся на середину 30-х годов. Часть машин даже приняли на вооружение, но по ряду причин крупных серий так и не состоялось. Тем не менее, первое применение советских САУ случилось еще в 1928 году во время боев у озера Хасан. Дальше работы затихли, по крайней мере, так это считается.

СУ-14-БР-2,

Т-100Y, попытка

Наиболее быстрое решение вопроса штурмовой САУ - КВ-2. Опытный образец на шасси КВ У-0

Наиболее быстрое решение вопроса штурмовой САУ — КВ-2. Опытный образец на шасси КВ У-0

Официально КВ-2 являлся танком, отчего и его применение оказалось неправильным

Официально КВ-2 являлся танком, отчего и его применение оказалось неправильным

САУ

Требования на истребитель танков А-46

Требования на истребитель танков А-46

А-46, реконструкция внешнего вида за авторством Александра Калашника, г. Омск. Не факт, что эту машину бы вообще построили, особенно с учетом проблем АТ-42

А-46, реконструкция внешнего вида за авторством Александра Калашника, г. Омск. Не факт, что эту машину бы вообще построили, особенно с учетом проблем АТ-42

Новая волна активности в разработке средних САУ началась в мае 1941 года. Не исключено, что связано это оказалось с докладом советской внешней разведки о наличии у немцев тяжелых танков. К концу мая 1941 года были сформированы новые тактико-технические требования на средний истребитель танков. Вот только он к исходному проекту имел мало отношения. Теперь базой являлся трактор АТ-42 (А-42), создававшийся на базе Т-34. Орудие, оснащенное развитым орудийным щитом, располагалось в кормовой части, благодаря чему обеспечивался круговой сектор обстрела. Получалось что-то больше похожее на немецкий полугусеничный истребитель ДОТ-ов 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8), который реально применяли для борьбы с танками. Машина громоздкая, но показавшая себя весьма удачным противотанковым средством. В случае с советским аналогом речь не шла о копировании идей, схожая концепция родилась в виду схожести задания.

Такими были планы по ЗСУ

Такими были планы по ЗСУ

Зенитный танк Савина, который создавался скорее вопреки

Зенитный танк Савина, который создавался скорее вопреки

На роль легкого истребителя танков претендовала СУ-51, фактически танк-истребитель с 57-мм пушкой ЗИС-4

На роль легкого истребителя танков претендовала СУ-51, фактически танк-истребитель с 57-мм пушкой ЗИС-4

Не менее интересная ситуация творилась и с легкими истребителями танков. В конце мая 1941 года появились тактико-технические требования на истребитель танков с использованием шасси Т-50. Согласно требованиям, предполагалось получить САУ с башней кругового вращения, причем на ней сохранялся мотор поворота башни. Вооружение состояло из 57-мм пушки ЗИС-4. Экипаж и боевая масса оставались в пределах базового танка, а толщина бортов корпуса снижалась до 30 мм. По большому счету, получался танк-истребитель, не сильно отличающийся от Т-50. Данной теме в июне 1941 года КБ завода №174 дало индекс СУ-51, но начавшаяся война не дала возможности довести дело даже до эскизного проекта. В любом случае, раньше 15 октября 1941 года СУ-51 можно было не ждать.

Мысли об истребителях танков начала июня 1941 года

Мысли об истребителях танков начала июня 1941 года

Судя по требованиям, Изначально будущая СУ-26 выглядела несколько иначе

Судя по требованиям, Изначально будущая СУ-26 выглядела несколько иначе

ЗИС-30,


Самоходная ствольная артиллерия способна решать широкий круг боевых задач и благодаря этому остается важнейшим элементом сухопутных войск. При этом существует потребность в ее дальнейшем совершенствовании – и ведущие страны осуществляют поиск необходимых для этого идей и решений. В ближайшем будущем на вооружение их армий поступят принципиально новые САУ, и уже понятно, как они будут отличаться от нынешней техники.

Перспективные разработки

Разработка новых проектов осуществляется в ряде стран, а наибольшую известность получают проекты России, США и Германии. Не в последнюю очередь это связано с ожидаемым ростом характеристик и боевых качеств новой техники. Российские, американские и немецкие проекты САУ нового поколения предусматривают повышение дальности и точности огня, улучшение мобильности и т.д. Кроме того, предлагаются несколько других любопытных идей.


В США на протяжении нескольких последних лет разрабатывается проект ERCA, результатом которого уже стали опытная 155-мм гаубица XM907 и САУ на ее основе под названием XM1299. Главной особенностью этого комплекса является увеличенная до 58 клб длина ствола, что должно обеспечить значительный рост дальности стрельбы. Также разрабатывается новое поколение снарядов, призванное дополнительно увеличить дальность. До недавнего времени существовал проект сверхдальнобойного комплекса SLRC, способного стрелять на 1000 миль, однако от него отказались.

Параллельно разрабатываются САУ упрощенного облика. Так, на один из последних конкурсов армии США были представлены САУ на основе грузовых автомобилей с открытым монтажом орудия и ручным заряжанием, но с развитой системой управления огнем. Один из таких образцов – изделие Brutus от компании AM General. Также разрабатываются более легкие артиллерийские системы на других шасси, начиная с HMMWV.


На протяжении нескольких лет немецкая компания KMW продвигает артиллерийский боевой модуль AGM, пригодный для установки на разные шасси. Он оснащен 155-мм гаубицей L52, несет автомат заряжания и имеет высокоэффективную СУО. Представлено несколько вариантов САУ с таким модулем; последний из показанных получил название RCH-155 и строится на шасси Boxer.

В 2019 г. стало известно, что Rheinmetall разрабатывает совершенно новое 155-мм орудие. Оно получит ствол длиной 60 клб с увеличенной каморой. Расчетная дальность стрельбы выйдет на уровень 75-83 км. Как скоро такая гаубица выйдет на испытания и когда удастся построить первую опытную САУ – неизвестно.

Вопрос дальности

Общей чертой почти всех современных и перспективных проектов САУ / САО является стремление к повышению дальности стрельбы – это позволит атаковать цели на большей глубине обороны, а также затруднит ответный удар. Во всех случаях для этой задачи предлагаются одинаковые решения.

Для улучшения энергетических показателей орудий разрабатываются удлиненные стволы. Так, на САУ 2С35 используется орудие со стволом длиной 52 клб. При использовании нового 152-мм управляемого активно-реактивного снаряда (АРС) была достигнута дальность стрельбы 80 км.


Энергетические характеристики гаубицы имеют свой предел, и для дальнейшего повышения дальности стрельбы необходимо использовать специальные боеприпасы. Последние рекорды были установлены при помощи управляемых АРС, и в будущем ожидается новый рост параметров.

Скорость и автоматика

Для защиты от ответного удара современная САУ должна иметь возможность быстро выполнить огневую задачу и покинуть позицию, что, среди прочего, предъявляет высокие требования к скорострельности. По этой причине почти все перспективные САУ оснащаются автоматами заряжания. Исключение составляют только облегченные системы с открытой установкой орудий.


Проблема точности

Для перспективных САУ разрабатываются высокоэффективные СУО с рядом характерных особенностей и возможностей. В первую очередь, от них требуется быстродействие и способность в минимальное время собирать исходную информацию, вырабатывать данные для стрельбы, управлять наводкой орудия и вводить задание в боеприпас. В соответствии с этим все новые САУ получают полноценные компьютеры управления со всеми необходимыми функциями.


Особое значение приобретает связь и интеграция в контуры управления войсками. За счет этого резко сокращается время для передачи данных от командования или средств разведки на самоходку. Кроме того, появляются новые возможности. В последние годы активно отрабатывается и используется взаимодействие артиллерии с тактическими БПЛА. Последние обеспечивают разведку и корректировку в режиме реального времени, в т.ч. в труднодоступных районах.

Решающий вклад в точность огня новых систем сделают перспективные управляемые АРС. Более того, при стрельбе на большую дальность только они позволяют получить приемлемые показатели точности и расхода. Современные образцы этого, российские и зарубежные, в основной своей массе используют спутниковое наведение и имеют КВО не более нескольких метров.

При этом внедряются и необычные идеи. Так, несколько лет назад сообщалось о российском проекте модуля наведения, совместимого с обычными снарядами. Такое изделие позволит резко уменьшить стоимость изготовления управляемых боеприпасов и дополнительно улучшить экономику артиллерийского удара. Кроме того, будет обеспечена совместимость с более старыми артиллерийскими системами.

Два направления


Таким образом, одновременное развитие двух направлений позволит получить системы вооружений с выгодным соотношением боевых, технических и экономических характеристик. Впрочем, все перспективные проекты пока находятся на стадии опытно-конструкторских работ, а появление новой техники в армиях ожидается только через несколько лет. И тогда станет ясно, начнется ли в истории самоходных артиллерийских установок новая эпоха с новыми возможностями.

В ходе полного разгрома проамериканского южновьетнамского режима весной 1975 года трофеями бойцов армии ДРВ стало большое количество разнообразного современного вооружения и военной техники.

 Фото: United States Army Heritage and Education Center / wikimedia.org

Например, только 105-мм буксируемых гаубиц М101 было захвачено более 1000 штук, а также 250 155-мм М114 и большое количества боеприпасов к ним.

Данные артиллерийские системы до сих пор находятся на вооружении Вьетнамской Народной армии. Так, 105-мм орудия заокеанского происхождения использовали в ходе создания мобильных самоходных установок на шасси российских вездеходов Урал-4320.

Особо ценным приобретением считались одни из самых дальнобойных на 70-е годы САУ - 175-мм М107. Всего их около восьми десятков.

Они обладали десятиметровыми стволами и могли поражать цели на дистанциях до 32700 метров. Масса снаряда составляла 66,81 кг, а заряда - 24,95 кг. Дульная скорость - 914 м/с. Однако скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту.

Фото: Tank_man / youtube.com

Вес самой самоходки достигал 28200 кг. Максимальная толщина брони - 13 мм. При этом днище вообще не являлось бронированным. Мощность двигателя - 405 л.с., максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч. Запас хода - 720 км.

Интересно, что во время марша на борту самоходки кроме механика-водителя находилось еще четыре артиллериста, на боевой позиции расчет увеличивался до тринадцати человек, включая восемь заряжающих.

М107 активно применялись вьетнамцами в 80-е годы в Камбодже против боевиков-полпотовцев. В настоящее время эти САУ, поддерживаемые в боеспособном состоянии, правда с сильно израсходованным ресурсом стволов, сосредоточены на базах хранения.

Читайте также: