Как сделать звук ж звонче

Обновлено: 07.07.2024

Твёрдый звук [Ж] обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок правильно произносит звук [Ш]. При произнесении слогов и слов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Ж] окрашен синим цветом (всегда твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Ж_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

1) Произносить (читать) слоги со звуками [ЖД_]

Звук [ЖД_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

Образец: жд__а, жд__о, жд__у, жд__ ы, жд__э

2) Произносить (читать) слоги со звуком [Ж_]

Образец: ж__а, ж__о, ж__ё, ж__у, ж__и, ж__е

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в начале слова

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в середине

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ж] в середине

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Жёлтая кожа.
  • Кожаные вожжи.
  • Дюжина ежей.
  • Женина пижама.
  • Нижнее место.
  • Оживлённая улица.
  • Таблица умножения.
  • Весенние дожди.
  • Глубокая лужа.
  • Столовые ножи.
  • Желе из ежевики.
  • Ложный опёнок.
  • Каждый день.
  • Бумажный флажок.
  • Ближний экипаж.
  • Уважаемый художник.
  • Нижний этаж.
  • Нужное животное.
  • Кожаный сапожок.
  • Жёлтый жук.
  • Каждая лужа.
  • Таёжный посёлок.
  • Лёгкий снежок.
  • Нежный пух.
  • Кованые ножны.
  • Новые лыжи.
  • Жёлтый желток.
  • Жужжит жук.
  • Женя жуёт.
  • Жидкое желе.

7) Проспрягать предложения

  • Я лежал(-а) на пляже.
  • Я жду Женю.
  • Я вижу жёлтого жука.
  • Я живу на нижнем этаже.
  • Я бежал(-а) на лыжах по лыжне.
  • Я бежал(-а) по лужам.
  • Ты бежал(-а) по лужам.
  • Он (она) бежал(-а) по лужам.
  • Мы бежали по лужам.
  • Вы бежали по лужам.
  • Они бежали по лужам.

8) Произносить (читать) предложения

Образец: Ж__е-ня, ж__у-ёт, ж__ел-ток

  • Дети сажали жёлуди.
  • Женя похожа на маму.
  • Жаба поймала жука.
  • Женя бежал на лыжах по лыжне.
  • Жанна лежала на пляже.
  • Галя сажала жасмин и жимолость.
  • Жужжат над жасмином жуки.
  • Женя любит спать на жёстком.
  • Жанна живёт на пятом этаже.
  • По лыжне бежал лыжник в жёлтом костюме.
  • Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки.
  • В снежную, вьюжную погоду надевают тёплую одежду.
  • Женя жаловался на боль в животе, мама уложила Женю в постель.
  • Летний дождик оставил на лужайке небольшие лужицы.
  • Поток воды бежит по жестяному жёлобу.

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Жа - жа - жа, жа - жа - жа,
    Жало, жаба, жатва, жар.
  • Жо - жо - жо, жо - жо - жо,
    Пирожок, дружок, флажок.
  • Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
    Абажур, тужурка, жук.
  • Жи - жи - жи, жи - жи - жи,
    Жила, жир, моржи, ежи.
  • Кто дрожит, тот и бежит.
    Живёт, не жнёт, а хлеб жуёт.
  • Живёт, не тужит, никому не служит.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Ёжику нужен жук на ужин.
  • У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  • Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
  • Пошёл котик на Торжок, купил котик пирожок.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Живой подарок

Женя принёс Жанне живой подарок - ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.

11) Произносить (читать) стихотворения

Жук жужжит: "Жу, жу, жу!"
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!"

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадина она!

Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком,
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркий душек,
И макушку, и живот
Жене душ водой польёт.
Моет Женю жаркий дождик
От макушки и до ножек,
Моет шею. Моет уши,
Как же хорошо под душем!

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: постановка звука [ж] .

- уточнение артикуляции звука [ж] ;

- учить изолированному произношению звука [ж]

2. Коррекционно – развивающая:

- развитие фонематического слуха;

- развитие фонематического анализа;

- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, памяти.

3. Коррекционно – воспитательная:

- формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: игрушка – пчелка, предметные картинки, пособие для дыхательной гимнастики - бабочки.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Здравствуй, давай с тобой познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, а как зовут тебя?

- Отгадай загадку:

Все жужжит она, жужжит

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла

Мед готовит нам (пчела) .

- К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.

- А как жужжит пчелка?

2. Основная часть.

- Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Артикуляционная гимнастика.

- На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки.

- Давай покажем, как пчелка Жужжу может вытягивать свои губки. (Счет от 1 до 10) .

- Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем. (Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) )

- Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

- Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.

- Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Дыхательная гимнастика

- Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их:

Пчелка Жужжу. - Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. - Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужжу. - Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. - Что же нам делать?

Пчелка Жужжу. - Не переживайте, бабочки, мои друг вам поможет.

- Давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.

- Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Постановка звука [ж] .

- Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам.

- Получается ли у тебя так жужжать, как жужжит пчёлка?

- Губы вытянуты вперед.

- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

- Давай произнесем звук ш-ш-ш , а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

- Звук [Ж] — всегда твердый, звонкий согласный.

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела (пчелка в правой руке)

А за нею шмель – шмелек

и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)

Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)

Пожужжали, полетали от усталости упали

(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .

Развитие фонематического слуха.

Закрепление произношения изолированного звука

- Ну что ж, пора пчёлке возвращаться домой. Помоги пчёлке добраться до улья, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчёлкой (Ж – Ж – Ж).

При правильной артикуляции звуков [Ш], [Ж] части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
• губы слегка округлены;
• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
• широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель;
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха;
• посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
• нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка. Выработке необходимых движений языка и направления воздушной струи способствуют следующие упражнения.

К одним из самых распространенных приемов постановки звука [Ш] относят следующие:
• Недостатки шипящих звуков [Ш] и [Ж] можно устранять в том случае, если свистящие звуки [С] и [З] произносятся правильно. Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы; при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] — звук [Ж]. Постепенно ребенок приучается самостоятельно, без помощи шпателя, удерживать язык в нужном положении и правильно произносить шипящие звуки [Ш] и [Ж].

Следует указать ребенку, чтобы он слегка выдвинул губы при произнесении этих звуков (показать перед зеркалом) и прислушался к характеру издаваемого звука. Также следует обратить внимание ребенка на теплую воздушную струю.

Когда звуки [Ш] и [Ж] будут звучать правильно в изолированном виде, необходимо упражняться в произнесении их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.

• В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой [Ш] имеется нормально произносимая фонема [Р], можно воспользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции звука [Ш]. Для этого ребенка побуждают произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом. В это время необходимо слегка прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжатыми зубами (шипение становится гуще, т. е. ниже), а затем дополнить артикуляцию округлением губ, что приведет к нормальному звучанию звука [III].
• Ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. После нескольких, упражнений шипящий звук получают уже без предшествующего произнесения глухого [Р].
• Следующий прием основан на использовании в качестве базы звука [Т]. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько раз звук [Т] с интервалами в 3—4 секунды. Затем упражнения меняются. Артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается, что передний край языка должен смыкаться не с зубами, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению звука [Т] у альвеол с придыханием (как при английском звуке [t]). К звуку взрыва добавляется слабый и короткий шипящий шум. Затем этот звук удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ.

Дальнейшая задача — закрепление артикуляции звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и т. д.
При автоматизации звуков [Ш], [Ж] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации).
Важно: Следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так. Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:

Фото 2

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Методические рекомендации для родителей

Советы по постановке звука [Ш]

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Она включает следующие упражнения:

После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

Задания для развития дыхания

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Материалы по теме Как научить ребенка выразительно читать: приемы и упражнения для развития выразительного чтения

Постановка звука

Как поставить звук?

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

  1. просим свое чадо произнести долгий [с];
  2. в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
  3. когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
  4. просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения. При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.

  • пошипит, как змея;
  • как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;

Воздушный шарик

Насос

Дерево на ветру

Шипящая кошка

  • как осенние листья под ногами;
  • как мышка, которая скребется в норке.

мышка в норке

Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].

Игра на запоминание слогов со звуком Ш

Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Упражнения для тренировки произношения

Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.

После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.

Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать.

К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука [Ш] в слогах.

Скороговорки


Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука [Ш] произносить скороговорки.

Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.
  2. Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.
  3. Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Постановка звука ш

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.


  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить буквы ш и ж.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Когда надо обратиться к логопеду

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Читайте также: