Как сделать звук р раскатистым

Обновлено: 05.07.2024

Всем здраствуйте!
Прошу совета, что делать с речью ребенка, а точнее с буквой Р.
Сын 6 лет, ходим с октября к логопеду, одно занятие в неделю, остальное время занимаемся дома.
Ставили произношение букв Л, Ш, С, Ч и Р. Все буквы, кроме Р начал хорошо говорить и правильно вставлять в речь, а вот Р никак не можем нащупать, хотя по мнению логопеда моторчик заводится, но не так как надо - он заводит через букву Т и рычит далее будто весь язык прижимает к небу, будто трактор тарахтит. Этот "трактор" у нас уже месяц как, но дальше подвижек нет(((
Логопед меня успокаивает, говорит дальше заниматься(что мы и делаем), дает задания, но когда я слышу трактор, ощущение , что не так должно быть не покидает. В речь ему тяжело этот трактор вставлять, он при разговоре всех заплюет(((
Может у кого такое было? Как объяснить ребенку как нужно "заводить моторчик"?

Мне кажется, логопед должен объяснить. Если не удается - я бы поискала другого. Хотя месяц, возможно, не показатель. Расскажу свою историю - меня во втором классе мама повела к логопеду с "Р". Ходили полгода - толку ноль. Но тогда и временами были не те, чтобы искать и платить специалистам. В общем, мама это дело бросила. Спустя 7 лет уже брату начали "р" ставить. Логопед на дом ходила. Брату за месяц выправили, мне - за два занятия. Конечно, еще и с самостоятельными. Подождите еще, позанимайтесь. Я уже не помню даже какие упражнения нам давали (

Горловое Р у ребёнка заменяем правильным уже полгода. Постоянно вылезает ДР, нет автоматизма. Только ежедневные занятия слоги-слова- предложения. Бесит неимоверно, глаз уже дёргается, но занимаюсь-- в сентябре в школу, а в речи хаос

У меня у старшего сына было горловое Р в 6 лет, с сентября по май ходили к логопеду, исправляли, в мае наконец-то нащупали правильную Р и все лето тренировали, но глазик тоже начал дергаться, устали. Сейчас ему почти 11, рычит как тигррр)))

двум младшим(7 лет и 5,5 лет) за 2 месяца занятий по 1 разу в неделю, переделали горловое Р на обычное
причем , за 30 минут у логопеда оба успевали позаниматься и вначале еще у обоих Л твердая ставилась
но к этому логопеду мы с Заречки на Автозавод катались, потому что я знала, что результат будет быстрым
уже проверена средней дочкой и других вариантов я даже не рассматривала

у нас половину алфавита нужно было ставить, да и девица жутко ленивая, плюс язык у нее ватный. ясно было, что быстро не получится, ну и возить куда-то я не готова- у меня и так по минутам все расписано
зюк зюзит, иво памали- это речь в сентябре, за месяц до ДР

Только сегодня попалось видео в тик-токе от логопеда, может пригодится. Невозможность произносить букву Р часто вызвана одной из трех причин:

1. плохая дыхалка, проверка - надуть шарик. Если не надул - тренировать дыхалку - мыльные пузыри, дудки и т.д.
2. Уздечка под языком, язык зажат. Профилактика - облизывать тарелку (например с вареньем)
3. Язык слабый, надо больше жесткой пищи что бы тренировать язык.

ЗЫ: в детстве тоже были проблемы с Р, но логопед поправил)

Спасибо, посмотрела видео.
Шарик завтра проверю, сможет ли надуть(мыльные точно надувает).
Всю гимнастику делает, дэ-дэ-дэ тоже умеет, лошадку, грибочек, чашечку, все делаем с октября((

Потратили практически все лето на постановку звука Р, два занятия в неделю. Много трактора, р получалась раскатистая, не одним ударом языка в нёбо как я ожилала. Логопед говорила все норм так надо. Ушли в осень с поставленным звуком, но не вставленным в речь, логопед предупреждала у мальчиков бывает, что в речь вводится подольше до двух месяцев. Занимались осенью уже сами без логопеда по ее заданиям. И действительно не быстро, но звук закрепился в речи. Сейчас хорошо говорит.

Не очень поняла вопрос, изначально не было никакого звука, потом начал сам посебе появляться картавый на твердый звук р. На этом моменте мы и пошли к логопеду. Моторчик заводили также через звук т и молоточек, потом трррр, потом уже без т. Потом переходили к сочетанию с гласными ра ро ру ры. И дальше к мягкому р и сочетаниям ря рю ри ре.

Ну звук то мало поставить, надо его ещё автоматизировать -у сына дизартрия, Ему 6, занимается уже Полтора года с логопедом 2 раза в неделю -начинали с с-з-ш-ж, Р появилось Прошлой осенью и то до сих пор иногда не правильно говорит-занимаемся с ним и дома-логоупражнения,чистоговорки,скороговорки.в общем, терпение и труд все перетрут)

Причины ведь разные могут быть. Если есть сомнения в логопеде, то я бы сходила к другому. Нам логопед месяца 3-4 ставил, занимались 2 раза в неделю. Дочь неправильно выдох делала, был разный тонус в щеках. По рекомендации логопеда купили аэробол для развития речевого дыхания (недорогая весёлая игрушка) . Дыханием крутили вертушку детскую. Плюс каждый день сначала я, а потом и дочь сама, заводила мотор пальцем. Это вроде стандартное упражнение. Первый раз у дочери получилась Р, когда ей логопед слегка голову запрокинула, когда они упражнения делали. Для автоматизации потребовалось несколько занятий.

Логопед говорила, что Р только механически заводится. Палочкой что-то с языком ребенкиным делала. Раза три, наверно, заводили и все. Меняйте логопеда.

Как заводить моторчик должен логопед объяснять.
У нас как только ребенок начал правильно рычать, логопед сказала ребенку в речи так и употреблять Р с рычанием. Было очень смешно)) но ребенок сам очень старался и все слова с Р рычал, даже в стихах на утреннике))) пара месяцев смешного рычания и сейчас шикарная Р.

Да-да! Это именно так и было. ))))

Я сначала не поняла зачем ребенок так извращается, говорила ему, что сначала надо нарычаться отдельно до постановки хорошей Р, а потом ее в слова ставить. Он упирался >. Оказалось действительно правда))) в успех я не особо верила, боялась, что привыкнет и так и будет всегда рычать)))) но нет, помогло! Спасибо логопеду!

все правильно. для автоматизма надо именно в речи бытовой закреплять, это самоконтроль. очень много людей отдельно говорят, а в словах - снова-здорово, потому что навык не встроен в практику и не6 доведен до автоматизма

Все правильно. Сейчас логопед будет "раскатывать" этот звук, Т/Д называю для детей "подставкой", звук поначалу будет утрированный, рррррычащий.
Вообще, должны быть соблюдены три условия: 1.широкий створ (оскал), 2. хорошая воздушная струя, мощная, проходящая ровно посередине, не в стороны (бывает), 3. позиция языка наверху, на альвеолах (тут и помогает Т/Д). Если хоть одной составляющей нет - не заведется) Зато этот пресловутый Р не надо дифференцировать обычно, как Ш от С, Ж от З и тд., здесь время экономится.

месяц не срок.
мы ходили к отличному логопеду. совсем с другой проблемой, но начали естресственно со звуков. так как проблем был "букет". Р не девалась чуть ли не полгода. если не больше. я уже не помню. где-то раньше писала. На первых занятиях у меня сын от напряжения плакал, - настолько было тяжело с этой р. очень старался. все лето в поездках, в санаториях, в деревне - каждый день тренировали. Вам логопед не говорила купить логопедический зонд? по "р" - мега нужная вещь. Нам очень помог этот зонд.
и да, кто-то за 2 занятия ставит, а кто-то и за год - дело не всегда в логопеде, иногда просто очень тяжело получается.

Наш логопед говорила, что должно быть минимум два занятия в неделю и ежедневное повторение дома. Ушло два месяца на постановку и еще 3 месяца для автоматизации и закрепления. В общем от 6 месяцев до года у разных наших знакомых.

Все то же самое было. Рычал как будто горлом, а не языком. "Р" встала после ежедневных занятий с логопедом в течение месяца, я уже не надеялась услышать.

Как раз у него не горловой Р, а будто глухая, просто языком приплющенным делает ее, без звука. Горлом он тоже умеет, это совершенно разные звуки

на своём опыте.
Дочь ходила к логопеду полгода. Хотя нет, месяцев 5.
Потом я решила, что тут что-то не так и похоже на доильный аппарат. Или логопед просто фиговский. (как потом оказалось, правда в этом была)
Сменили логопеда. На втором занятии (. ) ребенок заговорил Р как надо.
Ни уздечку, ни дыхание толком не проверяли. Просто логопед от бога и смог на пальцах объяснить, как надо язык во рту ставить.
А до этого и по ютубу видео смотрели, и на ватки дули, и какой только шняги не делали.

На сколько я помню, она говорила "у тебя к нёбу прилип леденец. ты языком пытаешься его снять - вот так и держи язык"

Добрый день! В Вы не дадите контакты логопеда? Очень актуально нам. Дочка 8 лет не выговаривает только букву Р, с остальными все хорошо. Ходили к логопеду в поликлинику, совсем не помогло (занимались с пустышкой), затем нанимала домой , прогресс был. рычать начала, но в словах при произношении и чтении все равно горловое произношение, прям как проглатывает ( похоже уже в привычку вошло). Началась пандемия и логопед перестала ходить. Сейчас снова хотим начать.

В постановке звука есть несколько этапов. В том числе подготовительный - формирование артикуляционной базы, развитие фонематических процессов. Бывают случаи, когда логопед занимается именно подготовительным этапом, а родители уж очень сильно хотят побыстрее закончить занятия. Уходят к другому, а он ставит за два раза. Почему? Потому что предыдущий специалист уже подготовил базу.

Когда старший ходил к логопеду, учить букву Р мы стали заниматься 2-3 раза в неделю с логопедом (до этого занимались 1 раз в неделю). У меня дома не получалось объяснить как правильно поставить язык. После такого интенсива быстро зарычал.

Вот и я не могу объяснить( Л я ему сама показывала как говорить, сидели перед зеркалом делали улыбочки.

У нас было так. Я зажала деньги на логопеда и решила сама научить. принцип был как с буквой Л. Мягкая р легко далась, говорили тигрёнок, жеребенок, шарик. Шли к твердой через мягкую. Твердой Р не было.
Твердая р заменялась, на что-то картавое, но не совсем классическая картавость, наверное, это называется "горловое".
Когда начинали ставить твердую Р это было прям физически сложно. "Чесать" под языком палочкой у меня получалось не очень. Заставляла ее саму себе это делать. Считаю, что сыграло значительную роль это упражнение. Но поначалу казалось, что толку нет.
В каких то словах более менее произношение у ребенка было близкое к правильному. На этих словах и делала упор. Самое ходовое было слово Дыры. (Для Л использовали слово Лего).
Через 2-3 месяца нерегулярных тренировок перед сном появилась твердая Р, но в речи все равно как правило не использовалась. Я поправляла и бесилась, это казалось уже невозможным, но жадность была сильнее. И вот, когда я про это совсем забыла, выяснилось, что ребенок уже говорит р всегда правильно. Прошло около полугода.

В 6 лет у сына все стояло, кроме Р. Точнее, было чёткое ДР. Год ушёл на то, чтобы убрать Д с другим уже логопедом. В итоге автоматизировался звук к 7.5 годам, к школе.

сменить логопеда
мы ходили учиться говорить и ставить звуки, но Р было ставить рано - логопед скала: сами научитесь.
Да, научилась дочь, но мне не нравилось. Опять пошли: за месяц поставила правильно, но для контроля мы еще полгода ходили - к школе готовились заодно.

На мой взгляд, самый лучший способ постановки звука Р - механический (с помощью специального инструмента). Многие специалисты ставят от Д/Т, а потом месяцами пытаются эти Д/Т убрать.

Месяц это мало. Мы своей полгода точно ставили, а потом корона, и занятия прекратились. На мой взгляд ещё немного не дозанимались даже. С горлового ушли, а вот звук р теперь теряет постоянно. Постоянно поправляем сейчас.

Всему свое время. В 6 лет не все дети готовы к Р. Сын в 5 лет говорил чисто, стояли все звуки, кроме Р. Ставили с логопедом, встал Р к 7 годам. Чистый к 7.5.

Р - самый сложный всегда считался для освоения, и до 7 лет считалось нормой его не выговаривать.
В принципе, с этим можно жить и не париться, это гораздо легче, чем дислексия какая-нибудь.

Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите только вред своему малышу. Исправление нарушенного произношения проводиться поэтапно.

Опытный логопед проводит такие этапы работы:

  1. Подготовительный
  2. Постановка звука
  3. Автоматизация
  4. Дифференциация

Давайте разберемся, что же означают эти этапы работы:

Подготовительный этап – цель этого этапа заключается в подготовке к правильному восприятию и воспроизведению звука. У ребенка формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произношения звука, идет работа над дыханием, развитием фонематического слуха.

Постановка звука – цель этого этапа добиться правильного звучания изолированного звука. Постановка звуков осуществляется специалистом-логопедом.

Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.

На первых занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука. При автоматизации звука в слогах и словах сначала ребенку предлагается соединить отрабатываемый звук с гласными в прямых слогах (первый стоит согласный звук например -СА-), затем в обратных слогах (-АС-), далее в интервокальной позиции (звук находиться между двумя гласными -АСА-), и в самом конце в слогах и словах со стечение согласных (-СТА-).

Дифференциация звуков – это постепенная, последовательная работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам. Сначала звуки дифференцируются в изолированной позиции, затем в слогах и словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и собственной речи.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок уже в раннем возрасте (до трех лет) овладел хорошим звукопроизношением. Однако, как показывает практика, в настоящее время все реже встречаются дети, которые в возрасте до трех лет выговаривают все звуки верно. Это не патология.

Хочется отметить, что неправильное произношение шипящих и свистящих согласных звуков (искажения, замены) может наблюдаться у ребенка в возрасте 4-5 лет, звука [л] – в возрасте 5 лет, а звука [р] – в 6-7 лет. Но если вы не желаете ждать и хотите, чтобы ваш малыш как можно раньше заговорил правильно, нужно не позднее трехлетнего возраста начать посещать занятия у логопеда. Конечно же, вы сами можете помочь ребенку, подготовив его артикуляционный аппарат к качественному произнесению звуков. Однако нужно помнить, что без участия в этом процессе логопеда, вам потребуется больше времени.

Организационные моменты, которые нужно соблюдать в процессе работы над постановкой звуков:

  • наличие удобного, тихого места, в котором вы будете заниматься с малышом;
  • наличие зеркала, в котором ребенок сможет увидеть как ваше отражение, так и свое. Наличие зеркала – это не прихоть, а необходимость, так как ребенок, глядя в него, сможет подражать вашим артикуляционным действиям и контролировать свои движения;
  • наличие приспособлений, с помощью которых вы можете вызывать звук [р]: пустышки, шариковый зонд, а также различные игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.;
  • занятия по постановке звука [р] нужно проводить ежедневно в течение 5-10 минут.

Какие артикуляционные упражнения помогут появиться звуку [р]?

Как вызвать (поставить) звук [р]?

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов постановки звука [р].

Поднимите широкий язык. Расположите кончик языка за верхними зубами. Произнесите в быстром темпе сочетание согласных звуков [з] и [ж] или многократно повторите звук [д]. В момент произнесения звуков, подложите указательный палец (тщательно вымытый и с коротко остриженным ногтем) под кончик языка. После чего произведите пальцем быстрые колебательные движения (влево-вправо). В результате этих колебательных движений возникнет рокочущий звук. Вместо своего указательного пальца, можете использовать указательный пальчик ребенка, шариковый зонд, пустышку, толстую ватную палочку.

Откройте широко рот. Поднимите язык и присосите его к небу. Не опуская языка, попытайтесь выдуть сильную струю воздуха. В результате сильного толчка выдыхаемого воздуха отмечается вибрация кончика языка.

Также можно попробовать другой способ постановки, который используется в том случае, если произношение шипящих звуков не нарушено.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах, но можно не закрепляя в слогах перейти ко

2-му этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд, (в домашних условиях можно заменить черенком чайной ложки или указательным пальцем). Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движением зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Данный прием приводит к положительным результатам. Но его недостаток в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

А вот теперь попытаюсь ответить на вопрос о времени, которое необходимо для постановки звука [р] (об объёме работы вы уже имеете какое-то представление!).

Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р']

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

Выработка фрикативного [Р].

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто­матологу.

Выработка вибрации языка.

В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли­тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Примечание. Могут быть следующие неточности:


ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет - ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

Ребеночек "рычал" уже до моего прихода, поэтому мы сразу стали автоматизировать. Но звук у него очень напряженный, раскатистый. При его произнесении он вынужден прикладывать массу усилий, аж слюни во все стороны.

вот и у меня такой же случай, бьюсь с ребенокм уже с осени, а звук до сих пор страшно напряженный. В словах норм. получается только в конце слова и в начале. В середине и в стечении - ужасно, ребенок очень напрягается, в итоге меняет все звуки местами, и произносит слово по слогам


Вот и я так думала, а теперь засомневалась. Поставила ребёнку Р от ГРИБОЧКА, автоматизировали во всех положениях, но только в звукосочетаниях ТР, ДР. И всё. Уже полгода не можем оторвать звук Р от Т и Д. И звук-то поставили прекрасный: произносит чистенько, без усилия, но только от грибочка. o
Прямо возненавидела я этот грибочек. Думаю теперь, не попробовать ли поставить звук другим способом?


Вот и я так думала, а теперь засомневалась. Поставила ребёнку Р от ГРИБОЧКА, автоматизировали во всех положениях, но только в звукосочетаниях ТР, ДР. И всё. Уже полгода не можем оторвать звук Р от Т и Д. И звук-то поставили прекрасный: произносит чистенько, без усилия, но только от грибочка. o Прямо возненавидела я этот грибочек. Думаю теперь, не попробовать ли поставить звук другим способом?

Читайте также: